Новости полуостров таймыр климат

Климат Полуостров Таймыр расположен в Арктическом и субарктическом регионах, которые определяют чрезвычайную суровость климата в регионе. Климатические особенности полуострова Таймыр Климат в горах Таймыра очень холодный, резко континентальный. Климат Климатические пояса полуострова Таймыр — субарктический и арктический — самые холодные на планете. Климатические изменения приводят к быстрому росту температур в Арктике. Главная Новости Общество Жители Таймыра 45 суток проведут без солнца.

Административный центр и поселки. Полуостров таймыр, забытый край Население и города

Назывался орнамент - моли. Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент "от руки", без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды. Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних олень, собака животных и их ипостасей под именем матерей, от которых зависят здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность - характерные черты традиционных верований нганасан.

В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных культовых предметов - обязательный ритуал.

В традиционном нганасанском обществе почти в каждой кочевой группе нганасан был свой шаман, который отстаивал интересы своего рода перед сверхъестественными силами. Шаман, как посредник между миром людей и миром духов, был фигурой выдающейся. Он обладал хорошим голосом, знал фольклор своего народа, обладал феноменальной памятью, был наблюдательным.

Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, шаман угадывал места и сроки охоты. Также важными функциями шамана были лечение больных, помощь при родах, предсказание будущего для членов рода, толкование снов. Она расположена на севере Сибирской платформы, в бассейне реки Хатанги, в долине ее правого притока реки Попигай.

Административно - почти полностью относится к Якутии и, частично, к Таймырскому муниципальному району. Размеры внутреннего кратера составляют 75 км, а диаметр внешнего достигает 100 км. Катастрофа произошла 30 млн.

Космическое тело с большой скоростью пробило толщу осадков в 1200 м и затормозилось в породах фундамента Сибирской платфоры. По предварительным оценкам, энергия взрыва достигала 1023 Дж, т. О том, какие условия существовали в эпицентре в момент взрыва, можно судить по тому, что в кратере найдены возникшие при катастрофе минералы.

Такие минералы удалось получить искусственным путем при ударных давлениях в 1 млн. Выброшенные во время взрыва крупные глыбы кристаллических пород фундамента платформы разлетелись на расстояние до 40 км от края кратера. Однако, Попигайская котловина является еще и самым крупным в мире коренным месторождением алмазов.

Одним из первооткрывателей этого месторождения является Виктор Людвигович Масайтис. Масайтис родился в 1926 году. Окончив Ленинградский горный институт, он занимался поисками алмазов.

В 1952 году вместе с И. Красновым теоретически обосновал и составил прогнозную карту о приуроченности коренных алмазоносных пород к зонам разломов, что полностью подтвердилось в ходе дальнейших открытий. Флора и фауна Попигайской котловины тоже уникальны.

Здесь растет лиственница Гмелина, встречается каменный глухарь, лось, медведь и соболь. Невысокие лиственнички выползают по валам кратера аж на 72-ю параллель, это лишь несколькими минутами южнее самого северного в мире леса, который тоже расположен в Красноярском крае на кордонах «Лукунская» и «Ары-Мас» заповедника «Таймырский». Попигайский импактный кратер включён в список Всемирного геологического наследия ЮНЕСКО как объект, подлежащий сохранению и дальнейшему изучению.

В 1945 году Арктический институт направил специальную археологическую экспедицию во главе с доктором исторических наук А. Окладниковым для детального изучения полярного открытия. Результаты этой экспедиции были сенсационными.

Здесь были найдены сотни серебряных монет, остатки шелковых тканей и дорогих в старину суконных одежд, серебряные кольца с драгоценными камнями, ювелирные кресты тонкой филигранной работы, обломки невиданных инструментов и вооружения. Особенно важны результаты нумизматического анализа, который датирует собрание монет первой четвертью XVII века, а точнее, определяет, что сбор казны закончен ее владельцами около 1615-1617 годов. Среди предметов снаряжения обнаружены компасы и солнечные часы, что является неоспоримым свидетельством высокого уровня мореходной культуры русских полярных экспедиций XVII века.

Русские навигационные приборы могли попасть в море Лаптевых только из Поморья, где в то время население было знакомо с арабскими цифрами и латинскими литерами. На деревянной рукояти одного из ножей исследователь В. Гейман прочел имя владельца — Акакий по прозвищу Мурманец.

Витсен со слов Тобольского воеводы Головина сообщает, что в 1686 году посадский человек из Туруханска Иван Толстоухов на трех кочах отправился в морскую экспедицию, но пропал без вести. Кем же был Иван Толстоухов? Толстоуховы — хорошо известные торговые люди из Поморья, которые одними из первых проникли за Урал.

Толстоуховы в течение многих лет были связаны с мангазейским мореплаванием и торговыми делами на Енисее и в Якутске. И поэтому не случайно, что один из представителей этой торгово-промышленной династии, Иван Толстоухов, предпринял попытку проложить новый морской путь из Енисея на Лену. Минина, его отряд в 1738 году обнаружил сооруженный Толстоуховым крест в память о своем пребывании в 7195 1686-1687 году в бухте Омулевой, близ зимовья Крестовое, на правом берегу Енисейского залива.

В 1700 году Ф. Минин нашел зимовье промышленника Толстоухова севернее реки Пясины. Семен Дежнев.

Возникает предположение, не был ли местом гибели одной из групп большой экспедиции Ивана Толстоухова район залива Симса и остров Фаддея. Вопрос о пути следования экспедиции поморских мореходов остается пока не выясненным до конца. Однако бесспорно, и к этому пришли большинство историков и других специалистов, что ее участники, следуя с запада на восток, прошли на своем судне пролив между морями Карским и Лаптевых и обогнули мыс Челюскина.

Что касается конечной цели похода, то, по-видимому, мореходы стремились достигнуть районов Хатанги и Лены. По данным древнейшей ясачной книги Ман-газеи, поморы и служилые люди вышли к устью Енисея уже к 1607 году. Жившие здесь родовым строем энцы были подчинены Москве.

История открытия и освоения... Он с отрядом важан и печорцев одним из первых ходил в страну тунгусов и на реку Гету. Замечательный писатель и исследователь Сергей Марков считает, что это была река Кута, и воздает должное отважному Волку, «суровое имя которого должно войти в летопись важнейших открытий наших землепроходцев».

Земной круг... Такими были упоминаемый в мангазейских делах Мотька Кирилов — «по морю староход и знатец», пинежанин Микитка Стахеев Мохнатка, которому «морской ход за обычай» и который «морем идти знает», знаменитый пинежанин Левка Плехан Шубин Лев Иванович , который упоминается в числе ходивших в Мангазею морем еще в царствование Бориса Годунова. В документах 1633 года назван и его сын Клементий Плеханов.

Научные труды... Весной 1610 года северодвинцы во главе с Кондратием Курочкиным и Осипом Шепуновым на судах, построенных под Туруханском, вышли к устью Енисея с намерением пройти дальше морем на восток. Сохранившиеся документы позволяют нам получить представление о руководителе похода Курочкине как о наблюдательном человеке, имевшем обширные морские знания и широкий географический кругозор.

Вот только одна из сделанных им записей: «большими кораблями из моря в Енисею пройти было мочно; река угодна, боры и черный лиственный — В. История Сибири... В особенности, когда повседневная жизнь в большой степени зависела от сил природы, а технологии были недостаточно развиты.

Вот почему в местах, куда современная цивилизация добралась с существенным запозданием, еще совсем недавно можно было встретить людей, обладающих исключительной силой и знаниями — шаманов. Мы расскажем об одном из них — последнем великом шамане нганасан Тубяку Костеркине. До недавнего времени они в полной мере сохранялись как генетически чистый народ, почти не подвергшийся ассимиляции, пользовались своим языком, стойко удерживая национальное самосознание и традиционные особенности культуры.

Этому способствовал складывавшийся веками архаичный уклад жизни этноса. Нганасаны жили большими семьями, старики пользовались огромным уважением, более молодые члены семьи беспрекословно подчинялись их решениям, младшие долгие годы учились у старших, а затем передавали свои знания следующему поколению. Согласно легенде, во время первой встречи с русскими их спросили: кто вы?

И услышали ответ: нганасан, что означает «мужчины». Так их с тех пор и называют. Сами же нганасаны зовут себя «ня», что по значению ближе всего соотносится с русским словом «товарищи».

Известный этнограф Л. Доброва-Ядринцева в книге «Туземцы Туруханского края» 1925 писала о нганасанах: «Они горды, замкнуты, чужды всему, что приходит к ним извне и, дорожа своей свободой, не признают никаких внешних обстоятельств». Нганасаны считались лучшими в Арктике пешими охотниками на дикого оленя.

Они не только не использовали оленьих нарт, но и не держали домашних оленей вообще. Стадо оленей выслеживалось, а затем загонялось в специально оборудованную засаду, где животных убивали копьями и стрелами. Первенство нганасанских шаманов признавали якуты, эвенки, долгане, лесные энцы и другие соседние народы.

Их шаманы часто просили у нганасан помощи, старались не вступать с ними в конфликты и очень боялись их рассердить. Жесткая конкуренция шла и между нганасанскими шаманами, битвы которых стали элементом эпоса: «огромные камни слетали с утесов и катились с грохотом в бездны, сверкали молнии и грохотали громы»… Считалось, что самые сильные нганасанские шаманы могли «съесть человека» — то есть наслать на него смерть с помощью духов-помощников; убить соперника, порезав его след ножом или проткнув острым предметом фигурку-койка; навести болезни и излечить недуги; найти воров и потерянные предметы; отыскать заблудившихся в тундре людей; предсказать будущее; взлетать над землей и творить другие чудеса. В XIX веке русские миссионеры сообщали, что их рассказы о чудесных полетах святых не производили на нганасан никакого впечатления, так как, по их словам, для шаманов это не составляло особого труда.

Берега самого Таймыра местами достаточно крутые, отвесно обрываются в море. Исторические факты Таймыр — полуостров, на карте находящийся на севере России с богатой историей. Его открывателями стали простые смельчаки, которые пришли в этот дикий край за пушниной. Произошло это еще в XVII веке. Именно в то время на севере реки Енисей появляется небольшое поселение, которое именуется Дудинкой.

Сегодня это поселение разрослось и является столицей Таймыра. Уже в начале 18 века именно сюда организовали экспедицию, которую назвали Великой Северной. Именно с этой экспедицией связаны известные на весь мир имена: Федор Минин, братья Лаптевы, Василий Прончишев и другие. А спустя время по этой земле прошел знаменитый Миддендорф. Еще чуть позже в этих краях побывали и другие не менее известными миру люди: Нансен, Толль, Норденшельд.

Уже начиная с советских времен исследование этого края, шло активно. Так в начале 20 века у этих берегов остался на зимовку исследователь полярного круг Амундсен. Также здесь побывал и много рассказывал о своих подвигах Бегичев, которого называли «человеком-легендой». Полуостров Таймыр многим обязан именно нему, ведь немало значимых событий, произошедших в этих местах, связано с его именем. Так, к примеру, именно ему принадлежит открытие островов доселе неизвестных миру, расположенных в заливе Хатанга.

После открытия их назвали его именем.

Василий Батагай, знаток долганской культуры: «Полярная ночь для коренных — это всё-таки отдых больше, время великой тишины. Что во тьме можно сделать? Ни оленей, ничего не видно.

Приходят сказители, рассказывают сказки в этот период». Светлана Аксёнова, знаток нганасанской культуры: «Женщины в это время делали заготовки. Скоблили шкуры, делали замшу, камус. Всё, что можно в тёмное время».

На широте Дудинки полярная ночь продлится 45 суток. А вот, например, на Диксоне все 80.

Так или иначе, но название связано со словами «караулить», «сторожить», «охранять», «нести дозор». И это красноречивое свидетельство того значения, которое придавалось этому давнему поселению людей на Крайнем Севере. Сначала ясачное зимовье, затем станок русских купцов и промышленников, Караул в конце концов становится сельским поселением для людей, ведущих оседлый образ жизни. Нансен, знаменитый норвежский исследователь Арктики, в книге «В страну будущего» дает описание села Караул начала XIX века: «Место это является на Енисее важным пунктом торговли рыбой и принадлежит богатому купцу из Красноярска. Имеет большой, вполне благоустроенный дом, склад для товаров». За годы Советской власти Караул становится поселком, в настоящее время это крупное современное село. Территория Караула достигает 1255 гектаров, местность холмисто-увалистая, заболоченная; имеются многочисленные озера, небольшие мелководные речушки. Основная река - Енисей, главная транспортная артерия не только поселения, но и всего Таймырского муниципального района.

В 1930 году в Карауле был образован первый колхоз «Новая жизнь», который возглавил ненец Васса Лампай. Первым председателем исполкома районного Совета народных депутатов стал В. Школа в Карауле появилась в 1931 году, в ней обучались 14 детей, в 1934 году в Карауле открылся Дом туземца. В 1944 году в селе начинается выпуск газеты «Ленинский путь», оборудуется радиоузел, появляется постоянное электрообеспечение школы, интерната, больницы, клуба. При амбулатории начинают работу хирургический и зубоврачебный кабинеты. Сегодня, кроме представителей коренных народов Таймыра ненцев, долган, нганасан и энцев , в Карауле проживают русские, украинцы, белорусы, чуваши, немцы, литовцы, азербайджанцы, татары, башкиры и казахи. В селе находится администрация сельского поселения, сельский Совет депутатов, администрация села Караул. Здесь же сосредоточены все управленческие структуры поселения. Поселок географически расположен в очень удобном месте. Он находится между Дудинкой до столицы муниципального района 110 км и Караулом до столицы поселения 70 км.

В навигацию по открытой воде пассажиры и грузы в поселок доставляются самоходным паромом и муниципальным судном «Хансута Яптунэ», а зимой - по ледовой дороге тяжелыми грузовиками в северном исполнении. В зависимости от погоды выполняются рейсы вертолетов Ми-8 и самолетов Ан-3. В 1917 году здесь возводятся две казармы, жилой дом, столярная мастерская и кузница. Строительство порта в 1921 году прекращается, но поселок продолжает развиваться. В 1930 году появляется первая школа ее единственный учебный класс вмещал 11 учеников , а через год, 13 февраля, завершается строительство консервного завода. К концу года коллектив завода выпустил почти 400 тысяч банок консервов различных наименований и сортов, в том числе элитных и деликатесных. В эти годы на базе машинно-промысловой станции организовано обучение рыбаков, оленеводов, мотористов. В 1937 году открывается лечебный пункт. К концу 1939 года Усть-Порт представлял собой рабочий поселок с «градообразующим», как бы сказали сегодня, промышленным предприятием — рыбозаводом. В предвоенные и военные годы 1940-1943 на Таймыр были сосланы тысячи прибалтийских граждан — латышей, эстонцев, литовцев, финнов, а потом и поволжских немцев и калмыков.

Многие из них после реабилитации в конце пятидесятых годов остались в Усть-Порту и внесли большой вклад в развитие производства, образования, медицины и культуры поселка. Уже в 50-е годы функционировала средняя школа, участковая больница, аптека и столовая. Широкий тротуар делил поселок на две половины — береговую и верхнюю. Появились несколько двухэтажных домов, почти к каждому домику тянулись деревянные дорожки. Рабочий день поселка начинался с заводского гудка; к вечеру из ворот рыбозавода выходило множество людей. В 45 километрах от Усть-Порта, вниз по течению Енисея, на крутом его берегу стоит небольшой, когда-то красивый, ухоженный и уютный поселок Казанцево. Невысокие деревянные дома в два ряда видны издалека. В них живут семьи промысловиков А. Тоги, Г. Лырмина, А.

Ядне, А. Каярина и другие — всего девять семей. Медицинское обслуживание населения обеспечивает закрепленный за поселком фельдшер районной больницы, которого при необходимости вызывают к больным по рации. Казанцево от центра сельского поселения отделяют всего 32 километра, так что помощь, как правило, приходит незамедлительно. Почти все жители поселка трудятся в промыслово-рыболовецком хозяйстве «Большая медведица» Е. Зимой и летом добывают рыбу, куропаток и зайцев. Вывоз и реализацию продукции осуществляет сам руководитель хозяйства. Он же обеспечивает рыбаков-охотников всем необходимым для промысла, содержит небольшой магазинчик, куда завозит необходимые жителям поселка товары. Казанцевские дети учатся в Усть-Портовской средней школе и живут в пришкольном интернате. Почти на семидесятой параллели, на берегу протоки Ушакова, впадающей в Енисей, стоит поселок Носок.

Точную дату возникновения селения назвать трудно. Еще в XVII веке начали появляться в здешних местах первые русские купцы. Вели они в те времена, как по всему Северу России, меновую торговлю с кочевниками. Об этом можно судить по сохранившимся до наших дней старинным предметам домашней утвари. У многих ненцев еще можно увидеть в обиходе чугунные и медные котлы, приобретенные когда-то у русских купцов. На женских шапках в качестве украшения до сих пор используются литые из латуни и меди подвески, цепочки; пуговицы из тех же металлов украшают сумочки ненецких женщин. Постепенно на том месте, где стоит современный поселок, русские поселенцы начали строить домики-времянки из плавника. Когда-то здесь была центральная усадьба колхоза, а позже совхоза «Заря Таймыра». По протоке в летнюю навигацию заходят речные суда. В низовьях Енисея это один из самых крупных населенных пунктов района.

Оленеводы, охотники и рыбаки поселка ведут кочевой образ жизни. Их дети живут в интернате поселковой средней школы, который располагается в трех зданиях. В сельском Доме культуры проходят встречи, вечера, интеллектуальные конкурсно - развлекательные программы. Для подростков здесь открыт теннисный зал, а для взрослых — бильярдная. Бесперебойно в Носке работает пекарня, обеспечивая жителей поселка и тундровиков свежим хлебом. Пять магазинов имеют в своем ассортименте все необходимые продукты и товары. Учитывается и спрос тундровиков. Фактория Хинки, как Дерябино и Яро-Танама, основана на пути кочевий. Здесь работали магазин, пекарня и рыбоприемочный пункт. Тундровики имели возможность купить хлеб, чай, сахар, другие необходимые продукты и промтовары, узнавали новости, получали почту.

Рыбаки сдавали свои уловы. Летом вокруг деревянных строений стояло множество чумов. В 25 километрах от поселка находится рыболовецкая точка Пелядка, где проживает многочисленная семья знатного рыбака-охотника Егора Михайловича Ямкина.

Вечная мерзлота тает: чем это грозит

  • Полуостров Таймыр - самый большой в составе России
  • Полуостров Таймыр | Марийские Лесоходы
  • Вечная мерзлота тает: чем это грозит
  • Таймыр – озеро и полуостров
  • Там снег, там столько снега: 20 причин отправиться на Таймыр за яркими впечатлениями
  • На Таймыре

Таймыр: полуостров, где и вправду не ступала нога человека

Климат стран и городов мира. После долгой зимы, а на Таймыре она длиться почти 9 месяцев, у людей улучшается настроение, пропадает сонливость и подавленное состояние, проходят на время и хронические заболевания. В 2024 году на полуострове Таймыр наблюдаются аномально высокие температуры в январе и июле. Наиболее быстро нагревается полуостров Таймыр. Климатические изменения приводят к быстрому росту температур в Арктике. В состав района входят: острова архипелага Северная Земля, полуостров Таймыр, восточная часть Гданского полуострова и север Средне – Сибирского плоскогорья.

Неблагоприятные погодные явления сохранятся на юге Таймыра

Летний сезон на полуострове Таймыр отличается мягким климатом, но температура все равно остается низкой по сравнению со многими другими регионами. Формально Таймыр — часть Красноярского края, однако эти места настолько не похожи на другие, что полуострову стоит посвятить отдельное путешествие. Таймырский полуостров располагается в арктической и субарктической зоне, что определяет крайнюю суровость местного климата. Для него характерна продолжительная холодная зима с температурой до −62 и короткое прохладное лето. Таймы́р — крупнейший полуостров в России, самая северная материковая часть суши Евразийского континента, расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским.

Полуостров Таймыр. Тундра, реки, озера, вечная мерзлота

17. Климат Таймырского полуострова – арктический в северной части и субарктический в южной. К арктической зоне относится побережье Таймыра и прилегающие острова. Метеорологи уже заявили, что для полуострова это был сильнейший разгул стихии за всю историю наблюдений. В состав района входят: острова архипелага Северная Земля, полуостров Таймыр, восточная часть Гданского полуострова и север Средне – Сибирского плоскогорья. Климат Таймырском Долгано-Ненецком районе: субарктический с среднегодовой температурой -9.7°, летние максимумы до 28.9°, зимние минимумы до -47.4°. Статистика на основе архивов за год и графики о температуре, розе ветров, влажности, облачности, осадках и другие погодные. Климат. Климатические пояса полуострова Таймыр – субарктический и арктический – самые холодные на планете. Солнце освещает землю косыми лучами, лето очень короткое, а зима длинная и суровая. Наиболее быстро «нагревается» полуостров Таймыр.

​90 интересных фактов о полуострове Таймыр

  • Озеро Таймыр
  • Происхождение названия «Таймыр»
  • Информация о полуострове Таймыр - Норильская библиотечная система
  • Климат, растительность, животные
  • Забытый край
  • На Таймыре

Самое северное озеро

  • Где вечная мерзлота. Как живёт Дудинка - самый северный и холодный город
  • Полуостров Таймыр - краткое описание региона
  • Полуостров Таймыр - краткое описание региона
  • Там снег, там столько снега: 20 причин отправиться на Таймыр за яркими впечатлениями
  • «Шторм века» — это один из сигналов изменения климата
  • На Таймыре: sergei_1956 — LiveJournal

Природно-климатические условия и минерально-сырьевая база

Эта культура называется неолитической. Неолит - новокаменный период - получил своё наименование от новой, по сравнению с палеолитом и мезолитом, техники изготовления каменных орудий с помощью шлифования, пиления, сверления камня. Люди неолитической культуры стали изготавливать глиняные горшки, с орнаментом в виде сеточки. На одной из стоянок Маймече 1 был раскопан округлый котлован их жилища - это конусообразное сооружение из деревянных шестов, прикрытое кусками дерна, перевернутого землёй наружу... В конце 1-го и в 1-ом тысячелетии н. Бронза использовалась для украшения одежды.

Из каменных орудий дольше всего использовались скрёбла для обработки шкур. Важным этапом древних жителей Таймыра было овладение технологией бронзового литья. На стоянке Абылаах 1 1150г до н. Очень интересными находками были сосуды тигли из песчаника для плавки бронзы, форма для антропоморфной фигурки. К концу 1 тысячелетия н.

Памятником этой культуры является стоянка Дюна 3, на реке Пясина. Там найдены круглодонные горшки, украшенные по горловине поясками узоров из проникающих треугольников и других композиций, сделанных гребенчатыми отпечатками. Во II тыс. В историческое время на юго-востоке полуострова здесь обитали тавги — самое западное племя юкагиров, ассимилированное самодийцами и вошедшее в состав нганасанов. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др.

На лето нганасаны на оленьих упряжках откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме ставили свои чумы на северной границе сибирской тайги. В письменных источниках сохранилось упоминание об одном морском походе, относящемся к 80-м годам XVII века, из Енисея вокруг Таймыра с целью достижения устья реки Лены. Голландец Н. Витсен со слов Тобольского воеводы Головина сообщает, что в 1686 году посадский человек из Туруханска Иван Толстоухов на трёх кочах отправился в морскую экспедицию, но пропал без вести. Во время Великой Северной экспедиции в 1736 году Василием Прончищевым было исследовано восточное побережье полуострова от Хатангского залива до залива Фаддея.

В 1739—1741 годах первое географическое исследование и описание Таймыра было сделано Харитоном Лаптевым. Он же составил и первую достаточно точную карту полуострова. В 1741 году Семён Челюскин продолжил исследование восточного побережья и в 1742 году открыл крайнюю северную точку Таймыра — мыс, получивший впоследствии его имя — мыс Челюскина. Таймырский полуостров также был глубоко исследован и научно описан российским исследователем А. Большой вклад в геологическое и топографическое исследование Таймыра внёс Н.

В тридцатых годах XX века свой вклад в исследование северной части полуострова внёс соратник Ивана Папанина, чувашский полярник и геодезист Константин Петров. Чин водружения креста владыка Антоний совершил в сослужении эконома Красноярской епархии, наместника Св. Красноярска архимандрита Нектария Селезнева , благочинного Таймырского благочиния протоиерея Михаила Гренадерова и духовенства Таймыра, сообщает сайт епархии. В связи с совершившимся благодатным событием, архипастырь вновь подчеркнул сугубый церковно-патриотический смысл этой, проведенной совместно с руководством Таймыра акции: «Крест на берегу Северного Ледовитого океана воздвигнут, дабы явственно было видно и на самых северных рубежах России: это - наше православное государство». Владыка поделился с участвовавшими в поездке своей духовной радостью: сбылось давнее его архиерейское намерение и мечта юности - посетить северные рубежи Отечества и совершить на них соборную молитву о дальнейшем духовном возрождении России.

В этот же день архиерей посетил пограничную заставу, где преподал архипастырское благословение пограничникам, несущим ответственную государственную службу в экстремальных условиях севера. Участвующим в поездке Начальником регионального Понраничного управления полковником Владимиром Чмыхайло были вручены архиепископу Антонию, эконому Красноярской епархии архимандриту Нектарию Селезневу и представителям духовенства епархии юбилейные общественные медали к 90-летию пограничных войск России и памятные знаки. Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр примерно 6 тыс. Основными занятиями нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. По сравнению со своими соседями, энцами и ненцами, нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя.

Добывали диких оленей главным образом осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами. К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Оленеводство нганасан было типично самоедским, санным.

По количеству оленей нганасаны были едва ли не самые богатые среди других народностей, населяющих Таймыр. Олени у нганасан служили исключительно средством передвижения, поэтому чрезвычайно ценились и оберегались. На лето нганасаны откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположение кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. Техника у нганасан, по сравнению с их соседями долганами, была на более низком уровне.

Все производства носили почти потребительский характер, обслуживая внутрихозяйственные нужды. Почти каждый в своём хозяйстве являлся одновременно и мастером по обработке дерева, и кузнецом, хотя нередко выделялись наиболее способные в какой-либо одной отрасли, например хорошие мастера по производству нарт, плетению маутов. Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда цельнокроёная шилась мехом внутрь и мехом наружу. Внутренняя часть, без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из короткошерстных шкур темных и светлых тонов.

Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-3 орнаментированных полос ниже его - характерная особенность одежды нганасан. Женская зимняя одежда - того же вида, но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного черного меха собаки. По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки. Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну сокуй из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасан.

Погребальную или обрядовую одежду шили из цветных сукон. Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент - моли. Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент "от руки", без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды.

Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних олень, собака животных и их ипостасей под именем матерей, от которых зависят здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность - характерные черты традиционных верований нганасан. В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных культовых предметов - обязательный ритуал. В традиционном нганасанском обществе почти в каждой кочевой группе нганасан был свой шаман, который отстаивал интересы своего рода перед сверхъестественными силами.

Шаман, как посредник между миром людей и миром духов, был фигурой выдающейся. Он обладал хорошим голосом, знал фольклор своего народа, обладал феноменальной памятью, был наблюдательным. Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, шаман угадывал места и сроки охоты. Также важными функциями шамана были лечение больных, помощь при родах, предсказание будущего для членов рода, толкование снов. Она расположена на севере Сибирской платформы, в бассейне реки Хатанги, в долине ее правого притока реки Попигай.

Административно - почти полностью относится к Якутии и, частично, к Таймырскому муниципальному району. Размеры внутреннего кратера составляют 75 км, а диаметр внешнего достигает 100 км. Катастрофа произошла 30 млн. Космическое тело с большой скоростью пробило толщу осадков в 1200 м и затормозилось в породах фундамента Сибирской платфоры. По предварительным оценкам, энергия взрыва достигала 1023 Дж, т.

О том, какие условия существовали в эпицентре в момент взрыва, можно судить по тому, что в кратере найдены возникшие при катастрофе минералы. Такие минералы удалось получить искусственным путем при ударных давлениях в 1 млн. Выброшенные во время взрыва крупные глыбы кристаллических пород фундамента платформы разлетелись на расстояние до 40 км от края кратера. Однако, Попигайская котловина является еще и самым крупным в мире коренным месторождением алмазов. Одним из первооткрывателей этого месторождения является Виктор Людвигович Масайтис.

Масайтис родился в 1926 году. Окончив Ленинградский горный институт, он занимался поисками алмазов. В 1952 году вместе с И. Красновым теоретически обосновал и составил прогнозную карту о приуроченности коренных алмазоносных пород к зонам разломов, что полностью подтвердилось в ходе дальнейших открытий.

Озеро Таймыр — самое северное в мире настоящее крупное озеро. Располагается оно далеко за полярным кругом, у подножия гор Бырранга. Крайняя северная точка озера находится у 76 градуса северной широты. Большую часть года озеро покрыто льдом с конца сентября до июня. Озеро Таймыр соединено с рекой Таймырой. До впадения в озеро она называется Верхней Таймырой длина 567 километров , а по выходе из него — Нижней Таймырой 187 километров. По полуострову тянется горный хребет Бырранга. Образован он системой параллельно или кулисообразно расположенных цепей и обширных волнистых плато. Горы Бырранга простираются на 1100 километров, ширина свыше 200 километров. Долины рек Пясины и Таймыры разделяют горы Бырранга на 3 части — западную, среднюю и восточную с высотами 250-320 метров, 400-600 метров и 600-1000 метров наибольшая высота 1146 метров. Сложены они горными породами докембрийского и палеозойского возраста, среди которых большую роль играют траппы магматические горные породы сложенные в виде ступеней. Горы покрыты растительностью, свойственной каменистой арктической тундре; преобладают мхи и лишайники. Почти вся территория Таймыра располагается в зоне арктической тундры, лишь на крайнем юге находится небольшой участок лесотундры. В районе реки Новой располагается район с самыми северными лесами на планете. В арктической зоне полуострова произрастают небольшие кустарники багульник, брусника, вороника. Травяной покров скудный, лишайников и мхов практически нет. Такой тип растительности северного Таймыра приближает его к арктической пустыне. Горной части Таймыра, расположенной южнее, характерна растительность горной тундры: мхи и лишайники. Особую ценность представляет ягель — основной корм северного оленя. В южной части полуострова, расположенной в зоне болотной тундры, растительный покров более выражен: здесь кроме кустарников, мхов и лишайников появляются цветы: полярный мак, жарок, лисохвост, жарок. Встречаются карликовые ивы и березы. На самом юге полуострова природная зона меняется на лесотундру. Для лесотундры характерны заросли стланца и криволесье. Животный мир Таймыра довольно разнообразен, многие виды животных и птиц приспособлены к суровому климату и скудной растительности полуострова. На морском побережье встречается белый медведь — символ Арктики. Обычными обитателями Таймыра являются различные пушные животные: росомаха, соболь, горностай и другие. В летний период Таймыр — это царство птиц, здесь гнездятся куропатки, гагары, гуси, полярные совы и другие виды пернатых. В прибрежных водах обитают моржи, нерпы, белухи. Внутренние водоемы Таймыра полны ценными породами рыб, здесь представлены таймень, сиг, хариус и иные лососевые виды. Особое значение для Таймыра имеет тундровый северный олень — основа жизни коренных жителей полуострова. Численность популяции дикого северного оленя на Таймыре составляет 418 тысяч особей. Конкурентом северного оленя за пищевые ресурсы выступает овцебык. Несколько тысячелетий назад овцебыки обитали здесь и вымерли, но с 70-х годов небольшая популяция овцебыков была привезена на Таймыр, сейчас численность этих животных на полуострове доходит до 8 тысяч особей. Близ берегов полуострова расположено множество островов. Острова эти частью низменны, частью высоки, круглой формы, обрывисты, скалисты, на некоторых из них небольшие ледники. Береговые мысы частью низменные, частью скалистые. Берега самого полуострова местами также круты, отвесно падают в обмывающее их море, местами низменны и отлоги, хотя в недальнем расстоянии от этих низких берегов высятся горы, состоящие из горизонтально лежащих пластов осадочных пород. К востоку от мыса Челюскин к морскому берегу примыкает гористая страна, далее на значительное расстояние простирается низменность, а затем снова является горная страна с низменными и пологими между ней и морем берегами. Море близ берегов полуострова вообще неглубокое, местами залегают обширные отмели. Море это почти каждое лето в июле и августе доступно плаванию, хотя здесь и носятся небольшие ледяные поля и значительных размеров торосы и стамуки одиночные ледяные глыбы. Суровость климата и малолюдность местности не позволили человеку создать на Таймыре образцов человеческой культуры, представляющих большой интерес для туриста. Поэтому почти все достопримечательности Таймыра имеют природное происхождение.

Разлив нефтепродуктов на ТЭЦ в Норильске. Главное Как уточнила агентству кандидат биологических наук, научный сотрудник Института проблем нефти и газа СО РАН Лариса Ерофеевская, осложняет ситуацию то, что разлилась даже не нефть, а нефтепродукты, они в разы токсичнее. При этом в условиях Арктики отравлять почву и воду они могут десятилетиями. Очищать почву и воду необходимо при использовании биотехнологий, в частности, средствами на основе местных микроорганизмов, взаимодействовавших с токсином. Как в свою очередь сообщил ТАСС профессор отделения нефтегазового дела Томского политехнического университета ТПУ Петр Бурков, при очистке мерзлотного грунта также очень важно не допустить распространения загрязнения, максимально быстро его локализовать.

Таймырский феномен: замерзли даже белые медведи 17 февраля 2013, 11:28 Таймырский феномен: замерзли даже белые медведи 17 февраля 2013, 11:28 Таймыр — полуостров, самая северная материковая часть России. Здесь живут и работают полярники — бородатые люди с суровыми лицами и горячими сердцами. Таймырский полуостров располагается в арктической и субарктической зоне, что определяет крайнюю суровость местного климата.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий