Новости гродно катедра

19 апреля состоялась встреча клирика Свято-Покровского кафедрального собора с учащимися 9 А класса СШ 2 имени В.Ю. Саяпина на тему: "Об отношении к ближнему ". Именно Коложская церковь в Гродно стала одним из стилистических прототипов данного проекта, сообщают разработчики проекта мастерская «Прохрам». Гродно – первый белорусский город, приветствующий Вифлеемский огонь в канун католического Рождества. Новости епархиальных монастырей Архиепископ Новогрудский Гурий поздравил настоятельницу Рождество-Богородичного монастыря в Гродно с днем тезоименитства 8 апреля 2023 года. Бизнес-портал Гродно –

Новости прихода

Костёл Пресвятого Искупителя в Гродно. В День Независимости в Гродно ксёндз пытается похитить телефон посетительницы. Рыма-каталіцкі Касцёл на Гродзеншчыне. Навіны і падзеі з жыцця лакальнага касцёла, карысная інфармацыя, афіцыйныя дакументы. Заўсёды актуальныя навіны. Оперативные новости города Гродно, Гродненской области, Беларуси и мира. Мы следим за событиями в режиме реального времени и показываем своим посетителям. Grodno Katedra 7 часов 40 минут 43 секунды.

3я неделя адвента. Grodno Katedra 11.12.2022

С 2020 года телеканал «Гродно Плюс» совместно с Гродненской католической епархией организовали прямые трансляции воскресного богослужения из Фарного к. Гродненская епархия Приход храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба г. Гродно. Гродненская правда — Новости Гродно и Гродненской области. Новости. Лента новостей. Видеогалерея. Фотогалерея. С 2020 года телеканал «Гродно Плюс» совместно с Гродненской католической епархией организовали прямые трансляции воскресного богослужения из Фарного к.

В Гродно пройдет процессия Божьего Тела: в центре ограничат движение

После ухода епископа Александра Кашкевича он должен возглавить самую большую епархию в Беларуси — и уже совсем скоро. Решение Папы Римского Франциска о назначении Владимира Гуляя епископом-каодъютором Гродненской епархии опубликовали в Ватикане 5 апреля 2024 года, пишет Katolik. Редкая должность Должность, на которую Папа назначил Гуляя, редкая не только для Беларуси, но в мире. Епископ-коадъютор — это помощник главы епархии ординария , который обладает правом замещать его в случае отсутствия. После отставки или смерти ординария коадъютор автоматически становится новым главой епархии. Ксендз Владимир Гуляй будет помогать теперешнему ординарию Александру Кашкевичу, а после его ухода в отставку возглавит епархию. Есть предписание Святого Престола, согласно которому епископы должны подавать прошение об отставке по достижении 75 лет.

В центре Гродно прошел крестный ход, который собрал сотни верующих. Как это было, смотрите в видеосюжете Sputnik. Крестный ход — это одно из самых торжественных богослужений на Пасху. Он начался в семь часов утра в Фарном костеле на Советской площади в Гродно и прошел по традиционному маршруту — по улицам Карла Маркса, Социалистической и Кирова. Чтобы его провести в городе полчаса перекрыли движение.

После этого на канале пропагандистки появился странный пост, а старый с упоминанием Grodno. Ольга Бондарева. Однако о его результатах можно косвенно судить по обновлениям в телеграм-канале провластной активистки. После обеда 25 апреля в канале появился пост , в котором Бондарева заявляет, что сайт Grodno. Как следует из сообщения, конфликт спровоцировал пост Бондаревой от 12 января 2024 года, в котором она раскритиковала выставку «бчб-художника Владимира Соколовского» и «экстремистский» ресурс, рекламировавший это мероприятие.

Каждый год 5 августа в Гродно празднуется день в честь Святой Богоматери Студенческой. Композиция с множеством скульптур в старинном алтаре, монументальные опорные столбы, оформленные колонками иконостасов, придают внутреннему убранству особую красоту и величие. Иезуиты при украшении храма не пожалели сил и золота: удивительная резьба по дереву, фрески, редкие статуи и фигуры. Фресковая роспись на сводах, в нишах храма датируется 1752 годом, состоит из множества сюжетных композиций, образов евангелистов. Пожар в костеле в 2006 году В 2006 году в храме из-за короткого замыкания случилось возгорание главного алтаря, сильно пострадал уникальный деревянный шедевр. Была утрачена четверть алтаря: рельефные колонны, частично балюстрады, 4 скульптуры. Все фигуры были восстановлены по фото резчиками по дереву Казимиром Мисюрой и его сына Игорем. Мастера вырезали копии скульптур из цельной древесины липы, как были выполнены фигуры изначально. Благодаря стараниям настоятеля прихода Яна Кучинского, финансовой помощи прихожан и властей города в результате реставрационных работ были восстановлены все элементы декора, фигуры. Золочение фигур и элементов декора проводилось специалистами из Вильнюса. Тщательно подбирался цвет золочения, на основе уцелевших фрагментов и четырех боковых алтарей. Цвет алтаря стал более светлый, его окрасили под мрамор, резьбу на колоннах и пилястрах задекорировали сусальным золотом. Уникальные маятниковые часы На одной из башен храма располагаются старейшие в Европе маятниковые часы-куранты. Долгое время дату их изготовления относили к XVII веку. При проведении исследований было доказано, что часы в Гродно старше часов в Праге, которые до этого считались самыми старейшими в Европе. Часы в Праге со знаменитыми курантами и движущимися элементами имеют полностью современный механизм, так как старинный не сохранился. А в часах на башне костела Святого Ксаверия установлен и работает старинный механизм. До того как часы установили на башне костела, они находились на деревянной башне коллегиума иезуитов, который был построен в XVII веке. Позднее башня обветшала, часы были перенесены на каменную башню собора Святого Франциска Ксаверия. В каком веке это произошло сказать точно нельзя, но есть росписи костела, сделанные в конце XVIII века, на которых часы уже установлены на башне. Следует отметить, что в XIX-начале XX веков часы считались ратушными, по ним сверяли время во всем городе Гродно, их содержание и обслуживание оплачивал магистрат. В начале Первой Мировой Войны массивные часовые колокола были увезены в Германию. После чего много лет часы стояли.

Рассказ про св. Франциска Ксаверия 20.11.2022 Гродно Катедра

Чем заняться и куда сходить в Гродно 30 октября-3 ноября 2023: аrtist-talk, рок-опера, концерт, мастер-класс по лепке из глины. Телеканал «Гродно Плюс» 25 декабря в 15.00 организует прямую трансляцию праздничного богослужения из Фарного костела. Наше выступление на Днях Молодёжи в Лиде(Гродно-Катедра). Ежегодный смотр-конкурс любительского художественного творчества среди работников предприятий, учреждений и организаций Октябрьского района города Гродно «Нашему району. В День Независимости в Гродно ксёндз пытается похитить телефон посетительницы.

ФОТОФАКТ: Крестный ход в честь праздника Божьего Тела прошел в Гродно

Очевидно, однако, что администрация не горит желанием вешать такое здание на баланс. Кроме того, сама структура храма открывает путь к совместному, так сказать компромиссному, владению Фарой. Храм имел часовню, принадлежавшую роду Халецких. Построив аналогичный объём с противоположной стороны, можно отдать одну из построек в собственность православной, а другую во владение католической общины, основное помещение храма можно при этом оставить концертным залом. Есть и пример подобного решения. Сходным образом решён вопрос собора в Калининграде, где действуют евангелическая и православная часовни, а сам храм является концертным залом. Есть и другой пример совместного владения — Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

История Фары Витовта даже слегка смахивает на историю этого великого восточного храма. Допустимы некоторые элементы других эпох. Здание может принадлежать городу и быть концертным залом картинной галереей, музеем и т. Возможно и даже желательно совестное владение храмом, то есть он может принадлежать общинам этих двух конфессий. Гражданам Беларуси следует взять пример с соседей, восстановивших свои национальные символы. Пока же горожане и гости города над Неманом могут осмотреть памятный знак на месте костёла и апсиду костёла бернардинцев, с готическими окнами — образцом для неё послужила апсида Фары Витовта.

Как-то автор высказывал на своей странице в соц. Эти вещи можно было бы разместить в символической могиле Батория, созданной в восстановленной Фаре Витовта. Подобным образом поляки перезахоронили последнего короля Станислава Августа, перенеся фрагменты его вещей из Волчина в Варшаву. Само тело короля не было найдено и осталось в белорусской земле. Подобный символический шаг в отношении Батория, который хотел быть похороненным в Гродно, был бы весьма уместен, ведь это не только выдающийся монарх, но и единственный великий князь ВКЛ, прямо выразивший желание быть похороненным в одном из городов будущей Беларуси. При создании могилы Батория, впрочем, можно обойтись и без неких вещей короля.

Можно создать символическую могилу — кенотаф, на подобие того, который создали родственники Антония Тизенгауза в иезуитском храме. Быть может и целый ряд символических могил великих людей умерших в Гродно, но похороненных в иных местах, мог бы разместиться в возрождённом храме. Родственники Антония Тизенгауза определённо понимали, что его символическая могила уместна в величайшем барочном храме города, то есть в костёле иезуитов. Об этой выдающейся святыне и кенотафе Тизенгауза пойдёт речь ниже. Храмы иезуитов Прежде, чем рассказывать об иезуитском костёле Франциска Ксаверия, стоит поговорить об иезуитском строительстве в целом. Строительство иезуитов в Гродно, на момент публикации книги, утопает в противоречивой информации, несмотря даже на значительную историческую важность событий связанных с этим интереснейшим католическим орденом.

Первым иезуитским храмом, как уже было сказано выше, должен был стать храм известный позднее как Фара Витовта. Стефан Баторий прилагал большие усилия для организации иезуитского коллегиума в Гродно. Король даже писал Папе Римскому, чтобы решить этот вопрос. Несмотря на все усилия, увидеть в Гродно филиал ордена иезуитов королю не удалось. Баторий, согласно данных Юзефа Иодковского, завещал членам «Общества Иисуса» 10 000 злотых и скончался в гродненском Старом замке. Новая попытка создать в городе иезуитский филиал была предпринята в первой половине XVII века.

Авторы в публикациях называют Станислава старостой Гродно, но его имя отсутствует в списке людей, занимавших эту должность. Первоначально иезуиты якобы жили в доме Мосальского. Первые годы они действовали при Фаре. Считается, что они служили в часовне Халецких, пристроенной к фарному храму. Долгое время данные о завершении строительства собственной иезуитской церкви в 1663 году считались абсолютно точными, пока не были поставлены под сомнение Ежи Пашендой, который указывал на то, что предполагаемый строитель храма — епископ смоленский Франтишек Далмат Исаковский, умер в 1654 году, сбежав из Смоленска, на который наступали московские войска. Даты постройки храма в 1647 и 1667 годах появляются в литературе, согласно Пашенде, благодаря конституциям сейма, которые утверждают фундации иезуитом.

Однако следует отметить, что неучастие Исаковского в завершении строительства костёла не опровергает утверждение о строительстве иезуитского храма в 60-х годах XVII века. Конституция Сейма 1647 года указывает на то, что храм иезуитов ещё не построен: «должны быть построены церковь и коллегиум…» Ревизия гродненской экономии от 1650 года, перечисляет здания иезуитов, но не упоминает костёл. Все это позволяет с определённой уверенностью утверждать, что в 1650 году в Гродно ещё не было иезуитского костёла. Но уже в 1654 году один из иезуитов был упомянут под названием praefectus fabricae templi, что можно перевести как «глава храмовой фабрики», то есть начальник строительства. Вот к этому периоду и можно отнести начало строительства иезуитов в Гродно. Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола.

Однако московские рати уже приближалась к городу. Вскоре они захватили Гродно, помешав планам отцов-иезуитов. Кровавая война Московского государства и Речи Посполитой повлияла на город самым негативным образом. Гродно был очень сильно разрушен. После окончания главной фазы боевых действий, в начале 60-х годов XVII века, иезуиты смогли вернуться к строительству в Гродно. В 1664 году, в храм была принесена чудотворная икона Божией Матери Снежной, которая и теперь украшает иезуитский костёл Франциска Ксаверия.

Значит, к этому году храм уже должен был быть построен. В 1666—1667 годах к костёлу пристроили каменный пресбитерий. В завещании Юрия Михаила Бяницкого, сделанном в 1663 году, есть просьба похоронить его в иезуитской церкви в Гродно. В документах епископа Гродненского Варфоломея Вышамерского указывается, что костёл действовал в 1663 году. Таким образом, можно утверждать, что храм иезуитов действительно был построен в период с 1663 если взять шире, то 1662 до 1667 года. Можно предположить, что в документах ошибочно указана не дата постройки — 1663 год, а только имя Франтишка Исаковского, который к тому времени уже умер.

Само указание на возведение храма в 1663 году представляется достоверным, поскольку существование храма в 60-х годах XVII века подтверждается другими документами. Правдивой выглядит и информация, данная в визитации храма 1820 года, о строительстве в 1663 году именно каменного костёла. Существование деревянной иезуитской церкви в первой половине XVII века ставится под сомнение польским исследователем Пшемыславом Боровиком. В 1673 году сейм, собравшейся в Варшаве, утверждает решение о проведении сеймов в Гродно, таким образом превращая город во вторую политическую столицу страны. Иезуиты, стремившиеся иметь наиболее превосходные храмы в главных городах Речи Посполитой, решают построить в Гродно более значительный храм. В 70-х годах XVII века 1678 году, согласно Ежи Пашенде началось строительство нового храма, неподалёку от уже построенного костёла.

Новый храм иезуитов, это существующий сейчас костёл Св. Франциска Ксаверия, который был освящён в 1705 году. Итак, вот предполагаемая хронология строительства иезуитских храмов в Гродно: 1. Другая половина XVI века 1579—1586 Е. Квитницкая, 1584—1587 Е. Пашенда — строительство Стефаном Баторием иезуитского храма, позже известного как Фара Витовта.

Иезуиты не приняли храм. Первая половина XVII века 1622 г. Строительство в 60-х годах XVII века в период с 1662 до 1667 года каменного храма, так называемого костёла Петра и Павла. Предположительно, храм сохранился в качестве одного из корпусов коллегиума. Пашенды храма Франциска Ксаверия. Освящение храма Франциска Ксаверия в 1705 году.

Подробный рассказ о, собственно, самом иезуитском храме Франциска Ксаверия, стоит начать с одной цитаты, описывающей костёл, авторства которой принадлежит популярному в ЖЖ белорусскому блогеру Anonimusi. Иезуитский костёл Франциска Ксаверия. Я много читала о нем, а летом 2014 года нам с мужем посчастливилось лично в нем побывать. Все слова, все ранее прочитанное не шло ни в какое сравнение с тем, что мы увидели. Скажу честно, от изумления не могли не только разговаривать, но и двигаться. Так и стояли у порога, широко открыв глаза и рты».

Можно себе представить какое впечатление производил этот выдающийся храм на прихожан прошлого. Освящение иезуитского костёла Франциска Ксаверия провёл бискуп Теадор Потоцкий. Как уже было сказано выше, церемония состоялась в 1705 году. По сообщению некоторых источников, царь неплохо провёл время в Гродно: молился на коленях в костёле, а потом смотрел представление иезуитского театра, и даже требовал выпустить на сцену чертей. В то время костёл имел вид отличный от известного горожанам XXI века. У храма изначально был более скромный фасад, в духе так называемого сарматского барокко, а башни имели на ярус меньше.

Иезуиты занимались украшением своей святыни большую часть XVIII столетия: заказывали великолепные алтари, создавали пышные барочные купола на башнях храма, делали роспись интерьера. Так продолжалось, пока их орден не был упразднён. Есть основания предполагать, что монахи так и не успели завершить декорирование огромной гродненской святыни, поэтому, к примеру, купол, так и остался без росписи… Впрочем, католическая церковь продолжает украшать костёл и во втором тысячелетии. Теперь можно перейти к подробному анализу иезуитского костёла, как произведения искусства, обладающего исключительной, по меркам Беларуси, художественной выразительностью. По мнению автора: храм является одним из величайших памятников церковного барокко в регионе, превосходящим, по совокупности своих художественных достоинств, любой другой барочный храм Речи Посполитой. Это одна из самых больших по площади барочных базилик в Восточной Европе.

Длинна храма 60 метров, ширина в трансепте 33. Главный фасад костёла достаточно сдержанно, но в то же время не без искусности, украшен рядами пилястр с лепными капителями. Под центральным треугольным фронтоном расположена украшенная рокайльной лепниной ниша, со скульптурой святого покровителя костёла, Франциска Ксаверия. На фронтоне находятся две небольшие скульптуры святых. С двух сторон от главного входа, в нишах, расположены крупные деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. Главный купол имеет диаметр 13 метров.

Небольшими куполами накрыты две часовни у апсиды костёла. Интерьер храма иезуитов в начале XX века. Как и положено великому храму гродненский иезуитский костёл имеет копию. Гродненский объект был взят за образец для постройки костёла доминиканцев в Ружаностоке. Интерьер костёла буквально переполнен произведениями искусства. Прежде всего стоит отметить главный алтарь — шедевр барокко.

Это один из самых высоких деревянных барочных алтарей Европы, его высота 21 метр. Фундаторами такого выдающегося произведения сакрального искусства называют Самуэля и Констанцию Лозовых. Его автором является скульптор Ян Кристиан Шмидт.

View this and other nearby images on: OpenStreetMap 53. Author Original upload log[ edit ] The original description page was here.

All following user names refer to ru.

Телеканал «Гродно Плюс» 25 декабря в 15. К слову, с мая еженедельно по воскресеньям телеканал «Гродно Плюс» вместе с Гродненской епархией римско-католической церкви организует прямые эфиры богослужений. Такой формат позволяет минимизировать риск заражения Covid-19 и в тоже время дает верующим возможность принять участие в молитве.

Так механизм приводится в движение.

Здесь каждый миллиметр имеет значение, ведь однажды «сердце» Гродно остановилось на 150 лет. Время, дожди и морозы потрепали механизм. Его запустили снова в 1989 году, и сейчас часы точно отсчитывают время. Он установлен в костеле Пресвятого Искупителя. Здесь около 200 фигурок и деталей: Адам с Евой, Вавилонская башня, Ноев ковчег.

Вертеп отражает не только библейские сюжеты, но и картины современного мира. Фигуры в национальных костюмах символизируют народы, которые ждут рождения Христа. Они представляют костюмы разных регионов Беларуси. В этом сочетании показано пересечение разных народов, которые здесь встречаются», — поясняет помощник настоятеля прихода костела Пресвятого Искупителя отец Виктор. На создание этого вертепа понадобилось около года.

Все фигурки движутся в едином ритме. При этом каждую из них можно включить и выключить отдельно. В Беларуси почти 500 костелов. Одни — с многовековой историей, другие отличаются современной архитектурой.

Новости Гродно

Как позже рассказал хозяин, утром он снял с зарядки аккумулятор и уехал на работу, но не отключил зарядное устройство от сети. Через некоторое время соседи сообщили о том, что гараж охвачен пламенем. Около получаса потребовалось спасателям, чтобы ликвидировать пожар и не допустить его распространения на другие постройки. Огонь полностью уничтожил строение. Вероятнее всего, к возгоранию привело нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования.

И это прекрасно перекликается с деревянным кессонным потолком. Отделка бани деревом — традиция давняя. Во-первых, это сохраняет тепло, также создает естественную вентиляцию. И избавляет помещение от лишней влаги. Купались в больших ваннах — балеях. Позади меня две большие балеи, могли внутрь поставить скамейку, чтобы было удобнее, или застелить тканью». Покои королевского секретаря выглядят куда скромнее. Но и здесь тканевые обои, заказывали в Италии. Ножки мебели в форме лап животных, кровать массивная, без балдахинов. Спали тогда на матрасах, набитых конским волосом, сверху клали перины.

Интерьеры восстанавливали тщательно — искали данные в архивах, что-то делали по западным образцам. Так поступили и с каплицей, мебель и витражи — по лекалам европейских домовых храмов. Но когда строители сняли старую штукатурку, обнаружили один из ценнейших экспонатов.

В храме молились: настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного митрополичьего женского монастыря города Гродно игумения Гавриила Глухова , исполняющий обязанности генерального консула Российской Федерации в городе Гродно П. Морозов, председатель Гродненского областного совета депутатов Е.

Пасюта, председатель Гродненского районного исполнительного комитета В. Хелский, начальник главного управления здравоохранения Гродненского областного исполнительного комитета Л. Кеда, председатель Комитета государственного контроля по Гродненской области А. Дорожко, начальник Гродненского областного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Д. После сугубой ектении Патриарший экзарх вознес молитву о восстановлении мира.

Проповедь на запричастном стихе произнес протоиерей Александр Железный. По окончании Божественной литургии было совершено славление Коложскому образу Пресвятой Богородицы.

That way, as the pages that are referenced are changed or taken from the web, a link to the version that was live when the page was written will be preserved.

The idea is to bring a reliability to Wikipedia outlinks so that if the pages referenced by Wikipedia articles are changed, or go away, a reader can permanently find what was originally referred to.

Итоговая коллегия управления культуры облисполкома прошла в Гродно

В этом году на фестивале выступят более 90 приходских коллективов. Как рассказала директор и художественный руководитель Международного фестиваля православных песнопений Наталья Гаплинчик, концерты, которые начались в Гродно 15 января, будут проходить в храмах и центрах культуры области до 12 февраля. Уверена, что везде концерты будут проходить с таким же большим наплывом слушателей, как это произошло во время открытия. Люди действительно ждали эти концерты духовной музыки, как, кстати, и сами исполнители, ведь каждому хору важно почувствовать результат своей работы, — отметила директор фестиваля. Одним из первых в концертной программе выступил детский хор при воскресной школе Гродненского храма Всех Белорусских Святых.

Музыкальный руководитель Светлана Бенаш, как и все ее воспитанники, очень взволнована этим событием. Еще во время первых фестивалей ей приходилось быть ведущей, она помнит, как постепенно фестиваль завоевывал свои позиции. Детские хары всегда встречали чрезвычайно тепло. Ее коллектив создан 15 лет назад.

Дети с музыкальными способностями участвуют в богослужениях, оттачивают свое мастерство. На фестивале выступает старшая группа хора, которая может одолеть более сложные канонические тексты. Значительное влияние церковных песнопений на духовную жизнь человека отмечает председатель жюри фестиваля, член Белорусского союза композиторов, протоиерей Андрей Бондаренко.

Был продемонстрирован видеоролик «Почему я иду на выборы». Затем возможность задать вопросы и высказать свои мысли по поводу предстоящих выборов была предоставлена участвующим в диалоговой площадке сотрудникам клиники. Все были единодушны в том, что участие в выборах важно для каждого жителя нашей страны.

Начальник главного управления здравоохранения Людмила Кеда ответила на заданные участниками мероприятия вопросы, в том числе касающиеся развития системы здравоохранения Гродненщины.

Проведение КВИЗа в колледже приурочено к такому значимому событию, как 120-летие профсоюзного движения Беларуси, позволило не только проверить знания участников, но и привлечь внимание к важной теме профсоюзов и их роли в обществе. Мероприятие стало отличным способом объединить учащихся и преподавателей вокруг общей цели — памяти и уважения к трудовой истории страны. Борьба за приз была напряжённой и одновременно интересной, по итогам игры с наибольшим количеством баллов выиграла команда «Девяточка», второе место досталось команде «Умняшки» и почётное третье место заняли «Эврика». Победители получили главный приз — семь базовых величин, второе место пять базовых величин, третье — три базовые величины.

Митрополита Филарета — ул. Дзержинского — ул. У врат Покровского кафедрального собора участники крестного хода встретили Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина. Затем в соборе была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Вениамин. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний, архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Пинский и Лунинецкий Георгий , секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, секретарь Гродненской епархии протоиерей Николай Лабынько, настоятель прихода храма в честь благоверного великого князя Александра Невского города Минска протоиерей Николай Коржич, настоятель прихода храма в честь святителя Николая Чудотворца поселка Привольный Минского района протоиерей Анатолий Иващук, настоятель Петропавловского кафедрального собора города Волковыска архимандрит Василий Коржич , настоятель Покровского кафедрального собора города Гродно протоиерей Григорий Беляцкий, благочинный Гродненского городского церковного округа протоиерей Александр Велисейчик и духовенство Гродненской епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Покровского кафедрального собора под управлением Юлии Шепелевой.

В храме молились: настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного митрополичьего женского монастыря города Гродно игумения Гавриила Глухова , исполняющий обязанности генерального консула Российской Федерации в городе Гродно П. Морозов, председатель Гродненского областного совета депутатов Е.

Итоговая коллегия управления культуры облисполкома прошла в Гродно

1я неделя адвента. Grodno Katedra 27.11.2022 Новости ГродноОфициальный YouTube-канал телеканала "Гродно Плюс".Здесь для Вас новости Гродно и новости Гродненской области.
«Прямой эфир из Фарного костёла Гродно» - Гродно Плюс С 17 по 21 марта, на первой седмице Великого поста, в Покровском кафедральном соборе города Гродно будет пребывать великая святыня – частица Честного Пояса Пресвятой.

День Октябрьской революции празднуют в Гродно

— новости Гродно. Новости епархиальных монастырей Архиепископ Новогрудский Гурий поздравил настоятельницу Рождество-Богородичного монастыря в Гродно с днем тезоименитства 8 апреля 2023 года. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео 3я неделя адвента. grodno katedra 11.12.2022 онлайн которое загрузил Mr. Новости епархиальных монастырей Архиепископ Новогрудский Гурий поздравил настоятельницу Рождество-Богородичного монастыря в Гродно с днем тезоименитства 8 апреля 2023 года. Получив Гродно в удельное владение от своего отца Кейстута, Витовт сделал его одной из главных своих резиденций. 29 октября 2023 года состоялся визит активной православной молодёжи г. Гродно совместно с руководителем молодёжного отдела Гродненской епархии — иереем Георгием Скорбом.

Не знаете, куда поехать в выходные? Под Гродно открылся после реставрации красивейший дворец

Католики Гродно готовятся к Пасхе — в храмах проходит освящение продуктов Проект PBU1/0463/16. Новости.
Новости Гродно - то, что надо знать каждому гродненцу File:Grodno From Wikimedia Commons, the free media repository.
2024 | ВКонтакте Находится он в двух десятках километров от Гродно, по пути на Августовский канал, и считается одной из архитектурных жемчужин региона.
В Гродно католики отметили праздник Божьего тела — как это было : Интерактивная карта учреждений образования и Гродненской области.

Please wait while your request is being verified...

Окончательное решение примет Папа Римский. Ксендз-вокалист, сделавший парафию более «белорусской» До теперешнего назначения Владимир Гуляй с 2003 года был настоятелем прихода Воздвижения Святого Креста в Лиде Фара и епископским викарием пастырства Лидского района. Ксендзу 48 лет. Он родился в Гродненской области — в Волковыске.

В молодости был гитаристом и вокалистом. Он основал католическую музыкальную группу AVE, теперешний коллектив Гродненской семинарии. Уже став настоятелем, играл на барабанах, когда в приходе были встречи для детей «Каникулы с Богом».

Вопрос 2. Кто имеет больше прав на храм? Короткий ответ: Католики 1. Храм был построен как католический и пришёл на смену ещё более раннему католическому собору. Католики владели каменным храмом более двухсот тридцати лет, православные только менее ста двадцати. Предшественница каменного храма — деревянная Фара Витовта, упоминается уже в XIV веке, данные о существовании на этом месте более раннего православного храма не известны широкому кругу исследователей.

Место храма можно считать принадлежащим католикам исконно. Храм был забран у католиков против их воли, согласия католической общины никто не спрашивал. Справедливо было бы его вернуть представителям этой религии. Аргументация: Храм был построен как католический и принадлежал католикам намного дольше, чем православным, если же учесть, что храм, построенный в XVI веке, являлся своего рода преемником католического храма, упоминание о котором относят к XIV столетию, то можно утверждать, что католики владели Фарой в несколько раз дольше, а само место храма исконно принадлежало католической общине. Какие-либо достоверные данные о существовании на этом участке более раннего православного храма не известны широкому кругу историков. Но главный аргумент это то, что храм был отнят если не сказать украден у католиков, соответственно, с точки зрения морали, храм должен быть возвращён законным владельцам.

Можно провести следующую аналогию… Есть и ещё один храм символ Гродно — Коложская церковь. Достаточно представить, что храм частично разрушился бы, был бы передан властью католикам, без согласия православной общины, перестроен в костёл, а через некоторое время взорван. Правильным ли было бы Коложу восстановить именно в первозданном виде, как православную церковь XII века, и после восстановления передать православным? Ответ, думается, вполне очевиден. Автору случалось слышать контраргумент, что, мол, католики не протестовали против передачи храма. Во-первых, этот вопрос нуждается в дополнительном изучении, а во-вторых, как остроумно заметил белорусский историк Дмитрий Дрозд «можно было попротестовать — только сразу котомку в Сибирь заготовить».

Вопрос 3. Кому стоит отдать храм? Короткий ответ: Храмом может владеть город, католическая община или же православная, а также обе эти общины совместно. Тезис: 1. Наибольшие права на храм, безусловно, имеют католики, но во избежание межконфессиональных разногласий он, теоретически, может принадлежать городу или же быть в совместном владении двух конфессий. Аргументация: Имеет смысл уточнить, что автор считает опасность спора верующих несколько надуманной.

Знакомство с вышеизложенными фактами приведёт большинство людей к убеждению, что здание по праву может принадлежать католикам. Аргументы же подобные такому: «у католиков костёлов полно, давайте построим православным церковь напротив! Если православным не хватает храмов, то их можно построить, в том числе и в центре, но легендарный католический храм должен, по крайней мере, быть восстановлен в изначальных формах, и иметь более ценный, в архитектурном и историческом планах, облик, а не наружность казённого псевдорусского стиля. Однако из ответа администрации на очередной вопрос о восстановлении храма следует, что там всё же опасаются конфликта. Что ж… Храм мог бы принадлежать и православным, но облик его должен соответствовать изначальному. Выше уже аргументировано это утверждение.

Логичным компромиссным решением, было бы решение оставить здание городу, в качестве концертного зала и или галереи. Очевидно, однако, что администрация не горит желанием вешать такое здание на баланс. Кроме того, сама структура храма открывает путь к совместному, так сказать компромиссному, владению Фарой. Храм имел часовню, принадлежавшую роду Халецких. Построив аналогичный объём с противоположной стороны, можно отдать одну из построек в собственность православной, а другую во владение католической общины, основное помещение храма можно при этом оставить концертным залом. Есть и пример подобного решения.

Сходным образом решён вопрос собора в Калининграде, где действуют евангелическая и православная часовни, а сам храм является концертным залом. Есть и другой пример совместного владения — Храм Гроба Господня в Иерусалиме. История Фары Витовта даже слегка смахивает на историю этого великого восточного храма. Допустимы некоторые элементы других эпох. Здание может принадлежать городу и быть концертным залом картинной галереей, музеем и т. Возможно и даже желательно совестное владение храмом, то есть он может принадлежать общинам этих двух конфессий.

Гражданам Беларуси следует взять пример с соседей, восстановивших свои национальные символы. Пока же горожане и гости города над Неманом могут осмотреть памятный знак на месте костёла и апсиду костёла бернардинцев, с готическими окнами — образцом для неё послужила апсида Фары Витовта. Как-то автор высказывал на своей странице в соц. Эти вещи можно было бы разместить в символической могиле Батория, созданной в восстановленной Фаре Витовта. Подобным образом поляки перезахоронили последнего короля Станислава Августа, перенеся фрагменты его вещей из Волчина в Варшаву. Само тело короля не было найдено и осталось в белорусской земле.

Подобный символический шаг в отношении Батория, который хотел быть похороненным в Гродно, был бы весьма уместен, ведь это не только выдающийся монарх, но и единственный великий князь ВКЛ, прямо выразивший желание быть похороненным в одном из городов будущей Беларуси. При создании могилы Батория, впрочем, можно обойтись и без неких вещей короля. Можно создать символическую могилу — кенотаф, на подобие того, который создали родственники Антония Тизенгауза в иезуитском храме. Быть может и целый ряд символических могил великих людей умерших в Гродно, но похороненных в иных местах, мог бы разместиться в возрождённом храме. Родственники Антония Тизенгауза определённо понимали, что его символическая могила уместна в величайшем барочном храме города, то есть в костёле иезуитов. Об этой выдающейся святыне и кенотафе Тизенгауза пойдёт речь ниже.

Храмы иезуитов Прежде, чем рассказывать об иезуитском костёле Франциска Ксаверия, стоит поговорить об иезуитском строительстве в целом. Строительство иезуитов в Гродно, на момент публикации книги, утопает в противоречивой информации, несмотря даже на значительную историческую важность событий связанных с этим интереснейшим католическим орденом. Первым иезуитским храмом, как уже было сказано выше, должен был стать храм известный позднее как Фара Витовта. Стефан Баторий прилагал большие усилия для организации иезуитского коллегиума в Гродно. Король даже писал Папе Римскому, чтобы решить этот вопрос. Несмотря на все усилия, увидеть в Гродно филиал ордена иезуитов королю не удалось.

Баторий, согласно данных Юзефа Иодковского, завещал членам «Общества Иисуса» 10 000 злотых и скончался в гродненском Старом замке. Новая попытка создать в городе иезуитский филиал была предпринята в первой половине XVII века. Авторы в публикациях называют Станислава старостой Гродно, но его имя отсутствует в списке людей, занимавших эту должность. Первоначально иезуиты якобы жили в доме Мосальского. Первые годы они действовали при Фаре. Считается, что они служили в часовне Халецких, пристроенной к фарному храму.

Долгое время данные о завершении строительства собственной иезуитской церкви в 1663 году считались абсолютно точными, пока не были поставлены под сомнение Ежи Пашендой, который указывал на то, что предполагаемый строитель храма — епископ смоленский Франтишек Далмат Исаковский, умер в 1654 году, сбежав из Смоленска, на который наступали московские войска. Даты постройки храма в 1647 и 1667 годах появляются в литературе, согласно Пашенде, благодаря конституциям сейма, которые утверждают фундации иезуитом. Однако следует отметить, что неучастие Исаковского в завершении строительства костёла не опровергает утверждение о строительстве иезуитского храма в 60-х годах XVII века. Конституция Сейма 1647 года указывает на то, что храм иезуитов ещё не построен: «должны быть построены церковь и коллегиум…» Ревизия гродненской экономии от 1650 года, перечисляет здания иезуитов, но не упоминает костёл. Все это позволяет с определённой уверенностью утверждать, что в 1650 году в Гродно ещё не было иезуитского костёла. Но уже в 1654 году один из иезуитов был упомянут под названием praefectus fabricae templi, что можно перевести как «глава храмовой фабрики», то есть начальник строительства.

Вот к этому периоду и можно отнести начало строительства иезуитов в Гродно. Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола. Однако московские рати уже приближалась к городу. Вскоре они захватили Гродно, помешав планам отцов-иезуитов. Кровавая война Московского государства и Речи Посполитой повлияла на город самым негативным образом. Гродно был очень сильно разрушен.

После окончания главной фазы боевых действий, в начале 60-х годов XVII века, иезуиты смогли вернуться к строительству в Гродно. В 1664 году, в храм была принесена чудотворная икона Божией Матери Снежной, которая и теперь украшает иезуитский костёл Франциска Ксаверия. Значит, к этому году храм уже должен был быть построен. В 1666—1667 годах к костёлу пристроили каменный пресбитерий. В завещании Юрия Михаила Бяницкого, сделанном в 1663 году, есть просьба похоронить его в иезуитской церкви в Гродно. В документах епископа Гродненского Варфоломея Вышамерского указывается, что костёл действовал в 1663 году.

Таким образом, можно утверждать, что храм иезуитов действительно был построен в период с 1663 если взять шире, то 1662 до 1667 года. Можно предположить, что в документах ошибочно указана не дата постройки — 1663 год, а только имя Франтишка Исаковского, который к тому времени уже умер. Само указание на возведение храма в 1663 году представляется достоверным, поскольку существование храма в 60-х годах XVII века подтверждается другими документами. Правдивой выглядит и информация, данная в визитации храма 1820 года, о строительстве в 1663 году именно каменного костёла. Существование деревянной иезуитской церкви в первой половине XVII века ставится под сомнение польским исследователем Пшемыславом Боровиком. В 1673 году сейм, собравшейся в Варшаве, утверждает решение о проведении сеймов в Гродно, таким образом превращая город во вторую политическую столицу страны.

Иезуиты, стремившиеся иметь наиболее превосходные храмы в главных городах Речи Посполитой, решают построить в Гродно более значительный храм. В 70-х годах XVII века 1678 году, согласно Ежи Пашенде началось строительство нового храма, неподалёку от уже построенного костёла. Новый храм иезуитов, это существующий сейчас костёл Св. Франциска Ксаверия, который был освящён в 1705 году. Итак, вот предполагаемая хронология строительства иезуитских храмов в Гродно: 1. Другая половина XVI века 1579—1586 Е.

Квитницкая, 1584—1587 Е. Пашенда — строительство Стефаном Баторием иезуитского храма, позже известного как Фара Витовта. Иезуиты не приняли храм. Первая половина XVII века 1622 г. Строительство в 60-х годах XVII века в период с 1662 до 1667 года каменного храма, так называемого костёла Петра и Павла. Предположительно, храм сохранился в качестве одного из корпусов коллегиума.

Пашенды храма Франциска Ксаверия. Освящение храма Франциска Ксаверия в 1705 году. Подробный рассказ о, собственно, самом иезуитском храме Франциска Ксаверия, стоит начать с одной цитаты, описывающей костёл, авторства которой принадлежит популярному в ЖЖ белорусскому блогеру Anonimusi. Иезуитский костёл Франциска Ксаверия.

Празднование 7 ноября в Беларуси является важным событием, отражающим историческую связь с Октябрьской революцией и память о героическом прошлом нашей страны. Сегодня этот праздник напоминает о борьбе и победе над несправедливостью, о том, что равенство между людьми является основой развития и прогресса общества.

А если предположить наличие дополнительных ярусов башни храма и взять за основу для расчётов пропорции костёла на гравюре Маковского, то можно предположить, что высота Фары достигала 70 метров! Размеры храма были значительно меньше крупнейших готических соборов Европы, но зато вполне сопоставимы с размерами виленского и вавельского соборов, или, к примеру, кафедрального собора Стокгольма. Зарисовки Фары Витовта. Начало XIX века.

Апсида костёла выходила в сторону нынешней улицы Советской и имела большие готические окна. Входы в храм выделялись ренессансными порталами с богатой резьбой по камню. Существует достаточно большое количество реконструкций облика храма. Одна из самых старых и известных — реконструкция знаменитой исследовательницы архитектуры Беларуси Елены Квитницкой. Из более современных выделяется отличная работа Мечислава Супрона. Архитектором храма зачастую называют королевского зодчего Санти Гучи. Однако существуют небезосновательные гипотезы об авторстве Яна Марии Бернардони, создателя костёла иезуитов в Несвиже. Эта гипотеза выглядит убедительной не только потому, что план храма находится в так называемом Киевском альбоме Бернардони, но и потому, что знаменитый итальянский зодчий был иезуитом, а как уже было отмечено выше: храм строился именно как иезуитский. После отказа ордена иезуитов принять костёл, он стал главных католическим собором Гродно. Старая Фара Витовта, которая, как считают исследователи, всё ещё существовала неподалёку от нового храма — была разобрана, а костёл построенный Баторием как бы унаследовал её имя и историю.

Некоторые дополнения вносились в облик храма ещё в XVII веке, к примеру, род известных в Гродно шляхтичей Халецких пристроил к костёлу каплицу. Но храму не было суждено долгое и спокойное существование, наполненное работами по его дальнейшему украшению. Во время оккупации Гродно московскими войсками, в пятидесятых годах XVII века, храм был значительно повреждён. На рисунке храм показан в достаточно неблагополучном состоянии. Нескончаемые беды Фары вынудили горожан придать статус фарного костёла храму иезуитов, которые в первой половине XVII века всё-таки выполнили волю Стефана Батория и обосновались в Гродно, а затем возвели великолепный костёл Св. Франтишка Ксаверия, прямо напротив Фары Витовта. Государственной религией этой державы являлось православие. Логичным было создание значительного православного собора в новом губернском городе, который имел большое количество крупных католических храмов. Так появилась идея перестройки Фары Витовта в православный собор. Фара Витовта перестроенная в Софийский собор.

Архитектура здания претерпела лишь незначительные изменения и всё ещё крайне мало напоминала обычные православные храмы тогдашней России. Собор сохранил даже свои готические окна. Башня получила округлый купол, напоминающий тот, что был запечатлён на гравюре Маковского 1600 года. На месте часовни Халецких была построена так называемая «тёплая церковь». Таким образом общая площадь храма значительно возросла. В таком виде храм стал попадать в объективы появившихся в Гродно фотографов и был изображён известным художником Наполеоном Ордой. Брама Софийского собора. В такой браме, над проездом, могла помещаться каплица, как в знаменитой «Острой браме». Выходила на площадь. Место брамы свободно.

Однако православное духовенство не могло оставаться равнодушных к тому, что «собор более походит на костел, чем на православную церковь». Это предопределило дальнейшие изменения облика храма. Ближе к концу XIX века выдался и подходящий случай. В 1892 году собор охватил разрушительный пожар. Была предпринята очередная перестройка и в 1898 году работы в основном завершили. Вот так появился на центральной площади Гродно огромный псевдорусский собор. С северной стороны был построен ещё один предел, аналогичный «тёплой церкви». Высокая звонница храма господствовала в городской панораме. Софийский собор стал самым большим по площади православным храмом из числа существовавших на территории будущей Беларуси! Псевдорусская версия Софийского собора.

Фото начала XX века. Но период власти Российской Империи над этими землями и само её существование близились к концу. Гродно оказался в составе возрождённой Польши. В двадцатых годах XX века, Софийский собор, уже возвращённый католикам, был перестроен в гарнизонный костёл. Причём храм прошёл как бы несколько стадий своей трансформации, постепенно теряя облик псевдорусского собора. Архитектор вернул готические окна, но ему не была известна гравюра Маковского, поэтому завершение башни зодчему довелось просто придумать. Гарнизонный костёл, промежуточная версия. Храм пережил II Мировую и первые годы владычества коммунистов. Однако новая власть не была заинтересована в возвращении святыни верующим. В здании прописались различные советские организации, далёкие от религии.

В конце 1950-х возникла идея создать в здании бывшего костёла кинотеатр. Кроме того, предлагалось расположить в нём Дом физкультуры. Но этим проектам не суждено было воплотиться. В 1961 году было принято решение о сносе храма. Горожане пытались охранять костёл. Многие гродненцы до сих пор вспоминают рассказы своих бабушек о том, как те защищали храм. Но в ночь с 28 на 29 ноября 1961 года здание было оцеплено солдатами и взорвано ленинградскими подрывниками. Финальная версия гарнизонного костёла. Так был уничтожен этот важнейший для ВКЛ храм с богатейшей историей. Какое же значение имеет этот утраченный храм для современных белорусов?

Известно, что главные готические соборы Европы являются своего рода символами своих стран и важнейшими национальными памятниками, связанными с именами правителей и прочих значительных личностей. Собор Св. Вита в Праге, Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское Аббатство — значение этих храмов как национальных символов чрезвычайно велико. Даже американцы посчитали нужным построить огромный готический собор-символ. Речь, конечно же, о Вашингтонском Национальном Соборе. Но есть ли такой храм у белорусов? Прежде всего им может считаться Виленская катедра. Храм давно утратил готические черты, но в нём захоронены правители ВКЛ и другие значительные личности. Однако этот собор находится на территории независимой Литовской Республики. На территории Беларуси на такую роль национального храма-символа может претендовать гродненская Фара Витовта — самый большой храм на территориях будущей Беларуси в XVI веке.

Храм не так огромен и раскошен, как великие соборы Западной Европы, но это не умаляет его значения для белорусов. Можно констатировать, что дискуссии о восстановлении храма не прекращаются. Но в каком виде его восстановить? И какой конфессии он должен принадлежать? Стоит попробовать ответить на эти вопросы, не затрагивая тут серьёзно сам вопрос необходимости восстановления памятника. Хотя, можно всё же заметить, что такие страны как Россия, Германия, Литва и Польша давно показали своим примером, что восстановление памятников архитектуры — имеет смысл, и это при том, что списки сохранившегося наследия всех этих стран, кроме Литвы, не идут ни в какое сравнение с белорусским. Кроме того, уместно заметить, для любителей борьбы с религией, что выдающийся храм не только а для многих не столько дом верующих, но и произведение искусства и памятник истории даже если речь о восстановленном объекте , который нередко перестаёт выполнять религиозные функции и превращается в концертный зал или тому подобное место. Итак, несколько вопросов и ответы на них. Вопрос 1. Как должна выглядеть восстановленная Фара Витовта?

Могут присутствовать незначительные элементы других эпох. Тезисы: 1. Ренессансно-готический облик храм имел во времена наивысшего значения города. Храм непрерывно имел облик ренессансно-готического собора более трёх сотен лет. В общей сложности храм имел облик ренессансно-готического стиля и приближённого к нему более трёхсот пятидесяти лет и только немногим более двадцати обладал обликом псевдорусского собора. Сохранённые на месте храма аутентичные части — основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу. Храм по праву может принадлежать католикам и, стало быть, уместен вид именно католического собора. Псевдорусский храм плохо гармонирует с архитектурой Советской площади. Храм широко известен именно как Фара Витовта, то есть католический собор ренессансно-готического стиля. Во времена Батория Гродно был фактической столицей Речи Посполитой, затем долгое время вторым по значению городом Великого княжества Литовского, а в период проведения сеймов РП — фактически главным городом ВКЛ.

Во времена наивысшего подъёма значения Гродно, его главный католический храм сохранял облик ренессансно-готического собора, что может служить аргументом в пользу восстановления здания именно в таком виде. После вхождения города в состав Российской Империи, костёл был реконструирован и передан православным. Однако изменения были не столь значительны и храм сохранял основные детали прежнего облика до самого конца XIX столетия. Из этого следует, что Фара Витовта более трёхсот лет подряд имела черты ренессансно-готического храма. В конце XIX века храм был реконструирован в псевдорусском стиле. Однако уже в 1919 году здание вернули католикам, и ещё через некоторое время оно снова было реконструировано и вновь приобрело готические черты. В 1961 году храм был подорван. Из почти четырёхсотлетнего периода существования здания, оно находилось в облике значительно отличном от первоначального лишь немногим более двадцати лет. Это, разумеется, может быть аргументом в пользу восстановления храма в первоначальном виде. Аутентичные части здания сохранившееся на прежнем месте — его основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу.

Наконец эстетика, чьи категории, конечно, весьма условны, может быть мерилом для определения формы здания. Псевдорусский собор, по мнению специалистов, плохо гармонирует с архитектурной средой главной площади Гродно, да и сам стиль как таковой считается многими исследователями «слабым».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий