Новости взаимозависимость национальных экономик означает что

Экономическая глобализация — процесс усиления по всему миру взаимозависимости национальных экономик в связи с увеличением скорости движения и объёмов товаров, услуг, технологий и капиталов через государственные границы[1]. И, наконец, усиление экономической взаимозависимости национальных экономик означает, что экономическая ситуация в других национальных хозяйственных системах накладывает всё большие ограничения на возможности национальной экономики проводить собственную.

5.3. Взаимозависимость и экономическая безопасность

Использование труда иммигрантов обусловлено: а наличием безработицы в стране-реципиенте; б стремлением использовать более дешевую и неквалифицированную рабочую силу в определенных нишах рынка труда; в стремлением получить выгоду от использования квалифицированной рабочей силы; г международными обязательствами страны. Иммиграция рабочей силы — это: а выезд трудоспособного населения из страны за границу; б въезд трудоспособного населения в страну из-за границы; в принудительное перемещение рабочей силы из страны; г выезд трудоспособного населения из страны в зарубежную туристическую поездку. Развитие процессов международной экономической интеграции обусловлено: а различием в уровне экономического развития стран-участниц интеграционного процесса; б различным уровнем обеспечения трудовыми ресурсами; в углублением международного разделения труда и возрастанием значения международной кооперации; г политическим решением лидеров государств, стремящихся к установлению тесных интеграционных связей. Успешному развитию процессов международной экономической интеграции способствуют: а сходный уровень экономического развития стран; б большие различия в уровне жизни стран; в общие границы; г общность социальных и экономических проблем.

Валютные спекуляции могут привести к существенному обесценению национальной валюты, что в свою очередь делает потребительские товары, имеющие импортную составляющую, или привозимые из-за рубежа, более дорогими. По мнению Джорджа Сороса, «свободно колеблющимся валютным курсам внутренне присуща нестабильность в результате спекуляций с учетом тенденции на рынке» [8]. Это значит, что при возникновении тех или иных тенденций, спекулянты вносят дополнительный вклад в резкое развитие таких трендов, не имеющее реальной основы, и провоцируют нестабильность.

Считается, что именно спекулянты могли спровоцировать резкое падение курса рубля в середине декабря 2014 года. Галопирующие темпы его девальвации не имели под собой реальных оснований — падение цены на нефть и нестабильность в Украине, безусловно, способствовали снижению курса рубля, но развитие этих событий было не таким скоростным как ежедневное обесценивание национальной российской валюты на 10 и более процентов. Остановить или затормозить развитие финансового рынка и его проникновение во все сферы экономики на сегодняшний день невозможно. Более того, финансовый рынок, как уже упоминалось ранее, является источником финансирования для реального сектора. Среди других показателей важности финансового рынка значительное количество занятых в ряде стран на финансовом рынке занято больше людей, нежели в сельском хозяйстве и его информационная функция. Финансиализация глобальной экономики — объективный процесс, его развитие связано с интенсификацией экономических связей [4], с необходимостью оперативно получать доступ к новым источникам капитала и т.

Двигателями финансиализации являются как бизнес, так и сами государства, увеличивая заимствования и участвуя в управлении финансовым капиталом. Тем не менее, за последние годы стало очевидным, что финансовый рынок не является саморегулируемым, а кризисы, зарождающиеся на финансовом рынке, наносят слишком большой ущерб не только самим акторам этого рынка. Последствия кризисов на финансовом рынке многочисленны и разнонаправленны. Провалы финансового рынка в их число входят и спекуляции, и кризисы могут иметь существенные негативные социальные последствия, а также могут оказывать дестабилизирующее влияние на работу ключевых государственных институтов. Глубина негативных воздействий увеличивалась с постепенным дерегулированием финансового рынка в конце 20-ого века. Рядом законопроектов таких как отмена Акта Гласса-Стигалла и др.

По мере того как финансовый рынок становится более волатильным, количество игроков растет, инструменты становятся всё более сложным, критически необходимо внедрение дополнительных мер контроля. Россия на сегодняшний день относится к группе стран, наиболее подверженных спекуляциям, что характерно для большинства государств-экспортёров сырья, доходы бюджетов в которых определяются размером валютной выручки. Именно такие страны являются своего рода «жертвами» финансиализации глобальной экономики и поэтому должны принимать меры для снижения зависимости от мировой финансовой конъюнктуры, развивать собственный финансовый рынок и контролировать деятельность экспортных компаний. Набор эффективных мер по регулированию финансового рынка был предложен экономистом Э. Эккехардом [2]. Основная мысль ученого — необходимость переориентации поиска источников финансового обеспечения на внутренние ресурсы страны.

Данное решение является как никогда актуальным для развивающихся стран и особенно применимо к сегодняшнему российскому рынку. Финансиализация как объективный процесс связана, в том числе, и с ростом участия страны в международной торговле. И так как данная тенденция на настоящее время необратима, страны не могут отказаться от участия в глобальном финансовом рынке. Альтернативно они могут обратиться к политике торгового протекционизма, но ввиду недостаточности внутренних ресурсов для полного самообеспечения, данная опция не представляется возможной. Чтобы национальные экономики, несмотря на растущие межнациональные экономические связи, по-прежнему могли оставаться устойчивыми даже в условиях мировых кризисов необходимо постепенно снижать зависимость участников финансового рынка в стране от внешних кредиторов, от валютных колебаний, а также ограничивать деятельность спекулянтов на внутреннем рынке. В России частично проблемы растущей зависимости помогают решить санкции ЕС и США, коснувшиеся кредитования российских банков в этих странах.

Возможности внешних заимствований были ограничены, что стимулировало банки искать внутренние источники финансирования в стране. Тем не менее, внутренних ресурсов, которые могли бы обеспечить долгосрочное кредитование в России сегодня недостаточно. Малоразвита система страхования, отстает в развитии даже от показателей других развивающихся стран система негосударственных пенсионных фондов. Средства стабилизационного фонда, призванные в кризисных ситуациях, в том числе, поддерживать социальную систему страны, растрачиваются на дотации государственным компаниям. В результате российские банки объективно ограничены в возможностях внутренних заимствований на долгосрочной основе. Это в свою очередь означает отсутствие возможности привлекать внутренние средства для реализации инфраструктурных проектов, т.

Таким образом, если государство не примет системные меры по стимулированию создания «длинных денег» в стране, то простое ограничение во внешних займах может привести к острому дефициту ликвидности для реализации приоритетных долгосрочных проектов. Для России важным шагом должен стать отказ от политики замораживания пенсионных накоплений для финансирования текущих дефицитов. Это позволит не только использовать эти средства по назначению в длинном цикле, но так же и сбережет имидж всей пенсионной системы. Критическое значение также приобретает воздействие на инвестиционный портфель пенсионных фондов, который зачастую ограничивается вложением в акции и ПИФы. С целью стимуляции долгосрочных вложений например, в инфраструктурные проекты государство может предоставлять гарантии на такие инвестиции с целью повышения их привлекательности для пенсионных фондов. Взаимодействие с пенсионными фондами должно строиться подобно проектам частно-государственного партнерства, где риски балансируются между государством и частными инвесторами.

Конкурентоспособность российской экономики Конкурентоспособность национальных экономик: Майкл Портер пытался дать определение конкурентоспособности и предложил модель конкурентоспособности страны. Конкурентоспособность страны — способность ее производителей опережать соперников в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках. То есть успех развития национальной экономики зависит от успеха частных предприятий. Вторичные развитые — те, которые появляются в результате развития производства: инфраструктура, технология, знания, высококвалифицированный персонал, то, что требует инвестиций и пр. Условия внутреннего спроса Значится не количество, а качество. Смежные и обслуживающие отрасли Развитие отдельных отраслей способствует развитию смежных отраслей.

Сейчас международная сфера оказывает мощное влияние на внутреннюю сферу и расшатывает ее.

Экономическая безопасность международная и национальная носит общемировой характер и затрагивает в разной мере интересы всех государств. Первоначально вопрос об экономической безопасности возник среди развивающихся стран. Он нашел отражение в принципах Бразильской концепции коллективной экономической безопасности 1974 г. В 1984 г. Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Это предполагает создание соответствующего международно-правового механизма. Проблема экономической безопасности в наибольшей мере затрагивает интересы развивающихся и восточноевропейских стран в отношениях Запад - Юг, Запад - Восток.

Как показывает мировой опыт, ущерб наносится различными способами: нарушение нормального состояния международной торговли применение эмбарго, введение чрезмерных количественных и тарифных ограничений, искусственное повышение или понижение цен на те или иные товары ; создание ограничений на пути международного движения технологий в нарушение практики коммерческой деятельности и др. Преднамеренный ущерб может наноситься валюте страны путем нарушения ее валютного режима, манипуляций по занижению валютного курса, замораживанию вкладов страны в иностранных банках, введению кредитных ограничений. Может целенаправленно нарушаться порядок движения капитала, в частности, путем организованного бегства из какой-либо страны, незаконной реквизиции или национализации без компенсации собственности иностранных инвесторов. В число нарушений международной экономической безопасности входят организация целенаправленной утечки научных и наиболее квалифицированных работников физического труда, нарушение существующей системы международного транспортного сообщения вопреки действующим соглашениям в этой области. Возрастает число проблем, связанных с окружающей средой и транснациональными действиями торговля наркотиками и др. Современная мировая практика знает следующие основные способы обеспечения безопасности: Сдерживание нежелательных действий при помощи различных средств давления, применение против нарушителя безопасности практических средств воздействия на уровне отдельных государств. В их число входит политический процесс, который предотвращает, завершает или дополняет силовые действия, оформляет их и узаконивает в правовом отношении.

Все эти меры требуют определенного уровня экономической мощи государств, применяющих их. Создание равновесия сил путем организации различного рода объединений и блоков на региональном и международном уровнях, однако сила становится менее действенным средством принуждения. Раньше цена насилия была относительно низкой и использование силы считалось допустимым, так как экономики были менее взаимосвязаны.

Глобализация мировой экономики: что это такое и какие перспективы она открывает?

Рамки международной торговли позволяют им выйти за пределы внутреннего рынка и найти новые рынки сбыта своей продукции. Однако участие в международной торговле означает для них не одни лишь дивиденды в форме прибыли, но и ожесточенную конкурентную борьбу, в которой выживает сильнейший. Только тот, кто перманентно усиливает свои конкурентные преимущества, основанные на лидерстве по издержкам, качеству, сервису и т. Это означает, что международная торговля является инструментом расширения сферы влияния и получения дополнительной прибыли за счет преодоления национально-таможенных границ, но только для тех, кто в состоянии наиболее эффективно удовлетворить потребности населения. Выступая естественным фильтром для некачественных или неконкурентоспособных товаров, международная торговля позволяет, с одной стороны, предложить потребителям наиболее перспективные с их точки зрения товары в более широком ассортименте, а с другой — завоевать производителям новые рынки сбыта за пределами внутреннего рынка при условии постоянного самосовершенствования, повышения устойчивости бизнеса на основе, в том числе международной кооперации и сотрудничества. Развитие и углубление международного разделения труда, масштабов и роли международных экономических отношений ставят на практические рельсы проблему усиления взаимозависимости стран. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день в той или иной мерe любая страна оказывается втянутой в систему мирохозяйственных связей, государств с полной экономической независимостью не существует. Ориентация только на внутренние источники роста чревата снижением темпов экономического роста и уровня общественного и личного благосостояния.

Только участие в международном разделении труда, оптимизирующее использование собственных и привлеченных факторов производства, позволяет создавать продукцию, которая в состоянии не только удовлетворить спрос на внутреннем рынке, но и стать объектом международной торговли. Однако в условиях развития внешнеторговых связей между странами возможно возникновение проблемы экономической зависимости, когда доминирующее положение того или иного поставщика товаров и услуг становится источником злоупотреблений и создает угрозу национальной и международной безопасности страны-партнера. Национальная экономическая безопасность рассматривается в контексте обеспечения совокупности внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства. В свою очередь, международная экономическая безопасность связана с обеспечением внешних и внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства. Чтобы снять угрозу экономической безопасности, целесообразно перейти от отношений зависимости от внешнеторгового партнера к отношениям взаимозависимости на основе формирования прочной взаимосвязи стран в рамках МЭО и взаимодействия национальных экономик.

Одни и те же страны не могут быть лидерами во всех показателях. В 2004 г. Согласно прогнозу, через несколько десятилетий должна радикально измениться конфигурация т. Состав этой элитной группировки выглядит анахронизмом уже сейчас. В дальнейшем Индия и Китай, по мнению авторов, должны с полным правом занять место среди лидеров мирового хозяйства, вытеснив оттуда такие страны, как Италия или Канада. Китай же, согласно прогнозу, должен опередить США по объёму ежегодного валового производства приблизительно к началу четвёртого десятилетия и превратиться в крупнейшую экономику мира. Основными характеристиками открытой экономики принято считать: либерализацию внешнеэкономических связей; использование протекционизма в торговле с другими странами; усиление таможенных барьеров; свободный доступ к основным макроэкономическим сведениям отдельной страны. Правильный ответ: а , г Сегодня открытость экономики подразумевает прозрачность, т. Лидерами рейтинга открытости экономики являются: Развитые страны; Страны с переходной экономикой. Правильный ответ: а Лидерами рейтинга открытости экономики являются развитые страны, показатели эти стран по 10-ти бальной шкале в 1995 г. В развитии всемирного хозяйства заинтересованы, в первую очередь развитые страны, т. Уровень участия страны в мировой экономике определяется: Структурой производимой продукции; Удельным весом долей экспорта в ВВП страны; Удельным весом импорта в ВВП страны; Долей иностранных инвестиций в экономике страны; Размером внутреннего долга страны. Правильный ответ: б , в , г.

Частичное равновесие Анализируя поведение обособленных экономических субъектов - производителей и потребителей на отдельных локальных рынках, можно сделать вывод, что стремление фирмы к максимизации прибыли, а потребителя к максимизации полезности приводит к установлению равновесия на отдельно взятых рынках. О достижении равновесия при таком подходе мы говорим, когда поведение субъектов экономических отношений характеризуется стремлением к достижению равновесия. При этом разнонаправленные силы имеют возможность одинаково воздействовать на ту или иную ситуацию, например взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Это равновесие может нарушаться в условиях несовершенной конкуренции, когда интересы экономических субъектов, обладающих монопольной властью, превалируют над интересами остальных участников экономического процесса. Анализ подобных ситуаций называется анализом частичного равновесия. Основы анализа частичного равновесия заложены в трудах А. К частичным пропорциям относится соответствие элементов в рамках отдельных функциональных и организационных компонентов экономической системы. Мы рассматриваем частичные пропорции, когда анализируем спрос и предложение на отдельных рынках товаров и услуг и на рынках факторов производства. Анализ частичного равновесия необходим, но недостаточен, если речь идет о хозяйственной системе в целом. Стабильность общего равновесия и причины его нарушения На уровне макроэкономики закономерно возникают вопросы: гарантирует ли достижение частичного равновесия, пусть даже на всех рынках товарных и факторных, достижение общего равновесия в масштабе всей хозяйственной системы; будет ли подобное макроэкономическое равновесие единственно возможным; будет ли оно устойчивым? Следует отметить, что рассогласование или неравновесие в масштабах всей хозяйственной системы может быть вызвано как обособленностью отдельных ее сфер, порождаемой процессом общественного разделения труда, специализацией и кооперированием, так и динамизмом развития. В этом случае ситуация в экономике постоянно изменяется под воздействием множества разнообразных факторов: технического прогресса, условий производства, спроса и др. Возникают иные представления об оптимальных пропорциях. Отсюда очевидно, что макроэкономическое равновесие, если оно в данное время имеет место, вряд ли будет стабильно.

Содержание дисциплины экономика и ее задачи. Содержание дисциплины экономика. Цели и задачи дисциплины экономика организации. Значение международного кредита. Регулирующая функция международного. Роль международного кредита в развитии мировой экономики. Функции международного кредита презентация. Общественная система экономики. Взаимосвязь и взаимозависимость видов экономических систем. Глобализация финансов. Глобализация финансовых рынков. Финансовая глобализация примеры. Глобализация мирового финансового рынка. Глоболмзацич мирово экономики. Глобализация мирового хозяйства. Понятие экономическая глобализация. Взаимозависимость рынков. Экономические взаимозависимости презентация. Взаимозависимость это в экономике. Потоки доходов в бизнес модели. Координация деятельности это. Координация деятельности подразделений организации. Основные формы осуществления координации. Взаимозависимые лица примеры. Примеры взаимозависимых лиц в организации. Взаимозависимые лица определение. Взаимозависимость современного мира примеры. Экономический раздел мира. Возникновение и развитие корпораций.. Возникновение крупных корпораций год. Появление крупных корпораций стремившихся. Национальная экономика и национальное богатство. Национальное богатство это в экономике. Национальное богатство страны это. Влияния национальное богатство на экономику. Взаимосвязь и взаимозависимость цен. Виды взаимозависимости. Инвестиции в недвижимость в России статистика. Иностранные инвестиции в России статистика. Отечественные инвестиции в России. Иностранные инвестиции в Россию. Экономика национальной безопасности. Международная экономическая безопасность. Взаимосвязь международной и национальной безопасности. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики. Социальная экономическая взаимосвязь. Взаимосвязь экономической и социальной политики государства. Взаимосвязь политики и социальной политики. Взаимозависимость психология. Уровни политического сознания. Взаимозависимость норм международного права проявляется в. Взаимосвязь гражданско процессуальных принципов. Принцип законности гражданского процессуального права. Взаимосвязь принципов гражданского процессуального права. Метод прямого дефлятирования. Для чего используется метод двойного дефлятирования?. Для чего используется метод дефлятирования ВВП.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ. НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

§ 1. Международная экономическая взаимозависимость: Естественным фундаментом международных экономических связей является международное разделение труда, т.е. специализация стран и регионов на производстве определенных товаров и услуг. Какое значение имеет растущая экономическая взаимозависимость для такой страны, как Соединенные Штаты? возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Это означает, что национальная автономия сокращается для того, чтобы удовлетворить желания экономических групп, заинтересованных в экономике страны. Отсутствие равновесия при таком подходе означает, что какие-то сферы экономики не сбалансированы. НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: Развитие и углубление международного разделения труда, масштабов и роли МЭО ставят на практические рельсы проблемы взаимозависимости стран.

Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия

220. Взаимозависимость национальных экономик означает, что: • рост дохода в одной стране стимулирует рост доходов в других странах. Усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости стран мира. Мировая экономика приобретает черты единого целостного образования, взаимодополняемости. В развитии национальной экономики всякой страны определенную роль играют внешнеэкономические факторы. С другой — взаимозависимость открытых экономик и, соответственно, высокая вероятность возникновения дополнительных рисков.

Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия

Формирование финансово-экономической безопасности государства: взаимодействие и взаимозависимость национальных и глобальных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». 220. Взаимозависимость национальных экономик означает, что: • рост дохода в одной стране стимулирует рост доходов в других странах. Это означает, что платежный баланс в итоге должен быть сведен без остатка. прочная хозяйственная взаимосвязь стран на основе МЭО и взаимодействия национальных экономик. Экономическая взаимозависимость стран – это растущие хозяйственные взаимодействие и взаимосвязь стран всего мира в результате возрастания объема и разнообразия поставок товаров и услуг, международного потока капитала и рабочей силы.

Лекция 1. Глобализация как ведущая тенденция мирового развития

  • Финансиализация глобальной экономики и её последствия для России
  • Процессы глобализации в современной экономике
  • 1.4. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная безопасность.
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ. НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • Взаимозависимость национальных хозяйств

Транснациональный бизнес в эпоху глобальной цифровой революции

Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены. Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах. Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.

Как я уже говорила, современные глобализационные процессы развертываются, прежде всего, между промышленно развитыми странами и лишь во вторую очередь охватывают развивающиеся страны. Глобализация укрепляет позиции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время развертывание процессов глобализации в рамках современного международного разделения труда грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализации. Следовательно, степень положительного влияния глобализационных процессов на экономику отдельных стран зависит от места, которое они занимают в мировой экономике, фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды. Но сегодня многие согласны с тем, что сила, которую они в свое время считали панацеей — глобализация — не оправдала надежд. Многие официальные лица заявляют, что глобализация, или ускоренный рост торговли и инвестиций в зарубежные страны, сделала гораздо меньше для увеличения доходов самых бедных народов нашей планеты, чем надеялись эти руководители. Огромное большинство людей, проживающих в Африке, Латинской Америке, Средней Азии и на Ближнем Востоке, сегодня живут не лучше, чем жили в 1989 году, когда падение Берлинской стены позволило капитализму начать быстрое распространение по всему свету. Как считают многие лидеры, прибывшие на конференцию Организации Объединенных Наций ООН в этот мексиканский город, являющийся промышленным центром, сегодня глобализация вместо того, чтобы быть непреодолимой силой развития, представляется скорее экономической искусительницей, обещающей богатства, но нередко их не приносящей.

Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях. Происходит не выравнивание доходов, а скорее их поляризация. В процессе ее быстро развивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них. С 1960 года разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился, что статистически подтверждает несостоятельность всяких обещаний справедливости в оказании помощи развивающимся странам. Социальная справедливость в условиях глобализации экономики. Доклад Генерального директора МОТ. Женева, 1994, С. Взаимозависимость, свойственная мировому развитию в начале и в середине ХХ века, сменяется односторонней зависимостью «третьего мира» от «первого».

Неоднородность мира проявляется и в следующих данных: всего лишь 358 миллиардеров владеют таким же богатством, как и 2,5 миллиарда человек, вместе взятые, почти половина населения Земли. Образуются также «черные дыры» в постсоветском пространстве, в Африке, в Центральной и Южной Азии7. В условиях глобализации возможно проявление разрушительного влияния центробежных сил, связанных с этим процессом, что может привести к разрыву традиционных связей внутри страны, деградации неконкурентоспособных производств, обострению социальных проблем, агрессивному проникновению чуждых данному обществу идей, ценностей, моделей поведения. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия. Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции а некоторые из них — поставщиков деталей и узлов для современной сложной техники , оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы, во-первых, меньшие, во-вторых, весьма нестабильные, зависящие от конъюнктуры мировых рынков. Роль и место России в процессах мировой глобализации 3. Это создает технологический разрыв, в первую очередь между развитыми и развивающимися странами.

Главный барьер — образование и благосостояние: необразованный не сможет использовать технологии, даже если ему их продадут, а бедное общество не удержит достаточное количество образованных людей. Распространение информационных технологий и глобализация качественно изменили сотрудничество между развитыми и развивающимися странами: созидательное освоение вторых первыми при помощи прямых инвестиций уступает место разрушительному освоению при помощи изъятия финансовых и интеллектуальных ресурсов. Именно осмысление реалий и последствий этого перехода породило понятие «конченых стран», безвозвратно утративших не только важнейшие — интеллектуальные — ресурсы развития, но и способность их производить. Массовый выброс «закрывающих» технологий на мировые рынки и их почти неизбежное внедрение вызовет резкое сжатие всей индустрии, что приведет к катастрофическим последствиям для большинства стран. Выиграют лишь страны, находящиеся либо на пост- как США и, возможно, Великобрита-ния , либо на доиндустриальной ступени развития, - в них не произойдет массовых сокращений производства, и они получат дополнительные шансы за счет резкого ослабления индустрального мира. В числе выигравших окажется и вполне индустриальная Россия, - прежде всего как владелец и основной продавец «закрывающих» технологий. Россия сможет удержать процесс распространения «закрывающих» технологий под своим контролем, сможет извлечь из него глобальную, стратегическую выгоду. Следует понимать, что без использования потенциала «закрывающих» технологий Россия практически не имеет приемлемых долгосрочных перспектив.

Плохой климат хозяйственная деятельность ведется в России в самых холодных условиях в мире обусловливает издержки производства, значительно большие вследствие намного больших энергоемкости производства и калорийности питания , чем в остальных странах мира. Не исправимое в краткосрочном периоде плохое качество управления вызванное как психологическими причинами, так и тем, что российское государство исторически сформировалось для передела собственности и было способно стимулировать развитие только по недоразумению оказывает дополнительное воздействие на завышение издержек. В результате из-за относительно больших издержек производства концентрация на любом относительно простом производстве является для России исторически безнадежной, способной привести исключительно к банкротству. Россия в ее сегодняшнем и завтрашнем состоянии гарантированно не способна к развитию технологий; она может лишь использовать технологическое наследство Советского Союза, сконцентрированное и доработанное коммерческими структурами. Роль государства сужается в этих условиях до простой защиты от внеэкономических воздействий, что вполне соответствует даже его сегодняшним возможностям. Следует ожидать, что нынешний — четвертый — цикл поддержки продлится до 2015 — 2025 г. Это и есть тот критический срок, который отведен России для самоопределения и выбора ею пути развития. Предполагается, что первую группу можно разделить на две подгруппы — при условии равнения России на США или Европу.

Переход мира к глобальной экономике связывают с повсеместным утверждением принципов ультралиберализации и свободы рыночных отношений. Отмена всяких национальных ограничений в международной торговле, на ввоз и вывоз капиталов, даже самого понятия суверенитета — вот тот путь, который ведет мир к процветанию и всеобщей благодати. В настоящее время очевидна тенденция США к усилению своей роли при полном финансовом и силовом доминировании. Однако Америка не может мириться не только с благополучием России, но и Европы. Существует мнение, что понятие глобализации есть не что иное, как специальная разработка фиксации доминирования США на мировой арене. Еще при составлении Концепции развития России до 2010 года, определении дальнейшего направления реформ и перспектив развития страны очень много говорили о том, что Россия примет за основу вариант германской социальной рыночной экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями. Много говорилось о том, что европейская ориентация безальтернативна, особенно если иметь в виду возрождение в стране в полном объеме жизненных принципов и норм, по которым живет весь цивилизованный мир. Однако весьма часто звучат высказывания, что копирование западной либеральной модели не проходит в качестве национальной идеи и не имеет ни смысла, ни перспектив.

Спасти от американизации, точнее, от превращения в третьестепенную развивающуюся страну, жизнь в которой состоит лишь из преклонения перед американским ширпотребом и ненависти к нему, нас могут лишь наша культура и наша экономика. Очень мощной в развитии российского общества и становлении ее государственности оказалась азиатская тенденция. На данный момент еще не выработана российская стратегия глобализации. Государство и общество не имеют пока четкого плана участия России в развертывающемся процессе глобализации. Единственной формой глобализации, которую Россия целенаправленно культивировала на протяжении всей своей истории, являлась территориальная глобализация. Государственная централизация и освоение новых территорий шли рука об руку вплоть до 1991 года. Также успешно шло и строительство межгосударственных союзов с участием России — от Священного союза, чьим фактическим вдохновителем являлся Александр I, до СЭВ и Организации Варшавского Договора. При этом следует отметить, что практически все такие союзы носили непоследовательный и противоречивый характер из-за отсутствия объективных предпосылок для объединения.

Идеи славянского братства не могли преодолеть существующие разногласия между балканскими народами, а социалистическая идеология не изменила традиционную ориентацию стран Центральной Европы на своих западных соседей. Наибольшую сложность для России всегда представлял информационно-коммуникационный аспект глобализации.

В декабре 2003 года завершена работа над комплексом мер по формированию единого экономического пространства. Согласно этому документу, во-первых, должно сформироваться единое экономическое пространство со следующими характеристиками: единые механизмы экономического регулирования; свободное движение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы; общая внешнеторговая политика; скоординированная налоговая и финансовая политика. Во-вторых, провозглашен и принят принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции, при этом, однако, должна соблюдаться последовательность присоединения к соглашениям ее еще предстоит выработать. Полномочия СГГ и Комиссии будут возрастать постепенно — по мере наращивания наднациональных элементов регулирования. Далее, определены согласованные принципы вступления стран-участниц в ВТО, к чему неизменно стремится каждое государство. Продвижение в переговорном процессе по данному вопросу будет обсуждаться на ежеквартальных консультациях. При формировании ЕЭП важно не повторить ошибок прошлого, не пойти по пути «упрощенных» решений. Такие решения нивелируют эффект интеграции.

Роль комплексных, системных решений, напротив, велика. Двигаться можно только параллельно, создавая условия для реализации всех «четырех свобод» свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. А это — другая логика регулирования, в основе которой эффективность, снижение издержек, реальная отдача от инвестиций, возможность конкурировать на внешних для ЕЭП рынках. Итог — качественно иной рост национальных экономик, уровня жизни. Есть еще одна очень важная цель, к которой Россия стремится при создании ЕЭП. Уже упоминалось о том, что на рынке «мировых порядков» сегодня конкурируют не отдельные страны, а крупные над- и межгосударственные образования, в каждом из которых реализуются особые принципы организации взаимодействия. Как часть Единого экономического пространства, Россия будет более уверенно проводить свои интересы, опираясь на объединенные ресурсы. Освоив принципы интеграции, она сможет участвовать в будущих интеграционных процессах, а сформировав межгосударственные инфраструктуры, обеспечивающие реализацию вышеупомянутых «четырех свобод», — подключаться к мировым инфраструктурам в таких сферах, как транспорт, энергетика, торговля, капиталы и рабочая сила. Таким образом, единственный путь интенсивного развития России — реальная, институционально закрепленная экономическая интеграция. В то же время Евросоюз обладает передовым и наиболее приемлемым для нас опытом создания наднационального экономического пространства и интегрированной системы регулирования его экономики.

В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, действующем между Россией и ЕС, зафиксировано намерение России постепенно сближать свое экономическое законодательство с нормативной базой Евросоюза. Аналогичные положения содержатся в двусторонних договоренностях с ЕС практически всех стран СНГ, многие из которых ставят перед собой задачу дальнейшего сближения вплоть до вступления в Европейский союз. Россия не стремится стать членом Евросоюза: ее целью является объединение экономических пространств без потери суверенитета. Последний саммит Россия — ЕС в Риме 6 ноября 2003 года явился важным этапом в развитии решений о стратегическом партнерстве, принятых на майском саммите в Санкт-Петербурге. Главный итог римской встречи состоит в том, что удалось закрепить стратегическую линию на формирование четырех общих пространств: в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы и правосудия, науки и культуры. Документы и решения саммита определяют вектор сотрудничества между Россией и расширяющимся Евросоюзом на обозримую перспективу. Идея создания Общего европейского экономического пространства родилась в мае 2001-го, в ходе очередной встречи в верхах России и ЕС. Теперь нам предстоит начать переводить концепцию в плоскость планирования действий и создания «дорожных карт» по конкретным направлениям. Это означает деятельность сторон в рамках дисциплин ВТО с дальнейшим совместным продвижением к созданию режима свободной торговли при углубленном сотрудничестве в отдельных приоритетных секторах. Мы исходим из того, что экономики России и ЕС взаимно дополняют друг друга сотрудничество в области энергоносителей и энергетики свидетельствует об этом особенно явно.

Но что означает такая взаимодополняемость? По-видимому, ее смысл в том, что экономики России и стран Европы могут развиваться только совместно, — по крайней мере, темпы и качество их развития окажутся значительно выше, если они будут работать не по отдельности, а при включении механизмов взаимного и взаимовыгодного использования. Россия приняла этот тезис. Мы прекрасно понимаем, что без использования внешних механизмов развития, подталкивающих хозяйство страны вперед, задача качественного роста, интенсификации не будет решена. При этом Россия не может позволить себе пройти через новые социальные потрясения, а это значит, что потребуется локальное и контролируемое применение упомянутых внешних механизмов. Следующий ход — за нашими европейскими партнерами. Если и они примут тезис о естественной взаимодополняемости экономик России и ЕС и принципов их организации, то многие, с нашей точки зрения, искусственные, даже, скорее, идеологические барьеры больше не будут препятствовать развитию наших отношений. Такое изменение отношения к проблеме ОЕЭП — это самое важное на данном этапе явление. Однако нам предстоит пройти еще долгий путь. Эти два процесса должны проходить во взаимной увязке, обогащая друг друга и постепенно консолидируя зону экономической интеграции, в три раза превосходящую Россию по численности населения.

Думается, для России это вполне реально, о чем говорит накопленный за последнее время опыт консультаций с нашими партнерами в двух форматах — с Белоруссией, Украиной и Казахстаном о Едином экономическом пространстве и с Европейским союзом об Общем европейском экономическом пространстве. Безусловно, такая опасность существует, в случае если реализация сугубо политических интересов приведет к тому, что «четверка» будет строиться без учета наших обязательств по отношению к европейским партнерам или наоборот. Если же будет соблюдаться определенный баланс интересов и обязательств по отношению и к «четверке», и к ЕС, то параллельное развитие двух «пространств» вполне возможно. Примеры сосуществования таких разноуровневых интеграционных блоков имеются. Показательным примером является и сам Евросоюз, подписавший интеграционные соглашения ЗСТ, таможенные союзы с десятками государств и параллельно повышающий уровень внутренней интеграции. Еще раз повторим: во-первых, создание общего экономического пространства, будь то со странами СНГ или ЕС, не самоцель. Устраняя препятствия для торговли и инвестиций, оно расширяет доступный нам рынок, обеспечивая экономический рост и качественное развитие. Во-вторых, в результате создания экономического пространства необходимо реализовать «четыре свободы» — свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Эта наглядная формула удобна, помимо прочего, и потому, что позволяет структурировать возможные сценарии решения поставленной задачи.

Бизнес-словарь Взаимозависимость Экономическая достаточно высокий уровень развития хозяйственных, внешнеэкономических связей тех или иных стран. Означает, что национальные процессы воспроизводства находятся под существенным влиянием внешнеэкономических факторов.

Ломакин В. Мировая экономика, 2002 5. Взаимозависимость и экономическая безопасность Механизм взаимозависимости. Интернационализация хозяйственной жизни привела к возникновению взаимозависимости воспроизводственных процессов на мировом уровне. Увеличение национального дохода в одной стране в условиях интернационализации обмена способствует росту импорта товаров и услуг. Увеличение дохода и импорта в одной стране и соответственно дохода в другой стране вызывает ответный спрос на импорт в третьих странах в силу взаимосвязанности производственных процессов. Этот ответный эффект на рост доходов в одной стране, таким образом, вызывает увеличение совокупного спроса в других странах, что является дополнительной реакцией на первоначальное расширение спроса в одной стране. Данный эффект может использоваться в экономической политике. Крупная в экономическом отношении страна своей денежной и фискальной политикой может стимулировать внутреннее производство и соответственно импорт, что вызовет рост экспорта другой страны. Это приводит к увеличению производства и занятости в мире лтеория локомотива. Степень влияния оживления в одной стране зависит не только от доли ее импорта в другой стране, но и от влияния ее экспорта на последующий прирост дохода. На основе эконометрической модели международной связи ОЭСР были подсчитаны размеры эффекта передачи экономического роста или взаимозависимости 1979. Не менее важные последствия для экономик других стран имеет обратный эффект. Если одна страна изменяет свою денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения лсжатия , повышая процентные ставки и налоги, то промежуточным результатом будет снижение спроса на производимые внутри страны товары и услуги в связи со снижением доходов и занятости. Часть снижения спроса приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта. Это обусловливает сжатие экономики других стран и в свою очередь приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики. Дальнейшее сокращение еще больше снижает импорт, что может усугублять спад в хозяйстве других стран. Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик.

Мировое хозяйство

Экономическая глобализация — процесс усиления по всему миру взаимозависимости национальных экономик в связи с увеличением скорости движения и объёмов товаров, услуг, технологий и капиталов через государственные границы[1]. Нынешняя взаимозависимость делает блоковую конкуренцию намного сложнее, чем во времена холодной войны ХХ века, когда было четкое разделение систем. Взаимозависимость национальных экономик, являющаяся следствием процесса глобализации, приводит к тому, что изменения в одной национальной экономике вызывают ответный эффект в других странах.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий