Новости восстановление ленинграда после войны

Аннотация: статья посвящена аспектам разработки и реализации Генерального плана восстановления и развития Ленинграда в годы войны и блокады. одна из главных довоенных строек Во многих районах СССР бушует голод, вызванный уничтожением сельского хозяйства в военный период. Предусматривалось ускоренное восстановление Ленинграда как крупнейшего индустриального и культурного центра страны. Интересует тема "Восстановление Ленинграда"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь!

Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры

Восстановление послевоенного Ленинграда. Стремянная улица, 1946 г. Санкт-Петербург 07.11.2021. Предусматривалось ускоренное восстановление Ленинграда как крупнейшего индустриального и культурного центра страны. Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина. На период, когда Белехов руководил Отделом по охране памятников, пришлись Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, послевоенное восстановление.

О возрождении Ленинграда после блокады расскажут в Петропавловской крепости

YouTube фотокадры. Восстановление Ленинграда после блокады Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь окончания войны. Государственный комитет обороны Советского Союза 29 марта 1944 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Данная разработка урока посвящена восстановлению пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга после ВОВ, восстановлению пригородов Ленинграда.

Восстановление города после войны

Интенсивно шли восстановительные работы на Невском проспекте, где были воссозданы ряд домов на Гостином дворе. Но кое-что осталось на фасаде дома номер 14. Эта надпись в те годы кому-то спасла жизнь. Этот подвиг навсегда в наших сердцах.

Реалии» Кавказ. Реалии Крым. НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.

Но в той книге производившей впечатление серьёзной! И как реально могли бы люди, умирая от голода, заниматься тяжелыми реставрационными работами, а не только самым насущным - строительством оборонительных сооружений, танков на Кировском Заводе и т. Оно было встречено с радостью и недоумением. Откровенно говоря, мы считали это скорее политическим актом, чем реальным делом. Не до того ведь было.

Кутузов пишут о том, что ошибки, допущенные в «крамольно-восторженной» речи Кузнецова, в первую очередь недостаточное по тем временам восхищение Сталиным, были замечены как ленинградскими руководителями, так и их московскими политическими соперниками. После этого ленинградское руководство стало гораздо более осторожным в формулировках своих выступлений Ленинградское дело 1990:40. Однако в ленинградских газетах, как можно заключить из анализа их публикаций в памятные блокадные даты, «крамольное» воспевание военной славы Ленинграда продолжилось и в 1946—1949 годы. И хотя формулировка о помощи страны и лично товарища Сталина заняла свое место практически во всех официальных статьях и опубликованных в газетах докладах, посвященных обороне Ленинграда, восхищение прессы великим подвигом города год от года нарастает и скорее приближается к мыслям, выраженным в речи Кузнецова, чем идет на убыль. Основополагающие, или, как говорили в то время, «установочные», цитаты из выступлений партийных и государственных руководителей в советский период были неизменным атрибутом публикаций прессы на самые разные темы. Не был исключением в этом отношении и послевоенный Ленинград. Однако для создания фундамента ленинградской военной и послевоенной славы прессой были выбраны три высказывания, обладавшие более высоким статусом, чем мысли из «крамольной речи»: использовались цитаты, взятые из слов не ленинградского, а центрального руководства. Можно выделить три таких цитаты, наиболее часто встречаемые как в заголовках, так и в текстах газетных публикаций 1946—1949 годов. Первыми были слова Верховного Главнокомандующего И. Сталина, назвавшего в приказе от 23 февраля 1944 года освобождение города от блокады «Великой победой под Ленинградом». Вторая цитата была взята из речи М. Калинина, произнесенной им в 1945 году при вручении Ленинграду ордена Ленина: «Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы — мужчины и женщины, старики и дети этого города, — это великое дело, дело Ленина и Сталина — никогда не изгладится из памяти самых отдаленных поколений». Третьей многократно повторяемой цитатой стала формулировка, прозвучавшая в тексте Четвертого пятилетнего плана, в котором перед Ленинградом ставилась задача восстановления города «как крупнейшего индустриального и культурного центра страны». Эти цитаты и стали теми краеугольными камнями, на которых советские идеологи пытались выстроить ленинградскую идентичность послевоенного времени, сформировать отношение ленинградцев к своему военному прошлому и трудовому настоящему. Эти цитаты, конечно, не исчерпывают всего говорившегося и писавшегося, и все-таки они являлись своеобразным фундаментом, на котором авторы речей и статей возводили здание военной и послевоенной ленинградской славы. Три цитаты полностью отражали и суть этой славы — гордость победой войск под Ленинградом, гордость подвигом, совершенным не сломленными блокадой жителями города и, наконец, гордость самим городом. И в то же время все три цитаты указывали в первую очередь путь в будущее. Победы воинов и мужество тружеников тыла представлялись теми славными традициями города, которые призывали продолжать их новыми подвигами на трудовом фронте послевоенного восстановления страны. Гордость великим городом также должна была побуждать ленинградцев к необходимости его быстрейшего восстановления. В день годовщины прорыва блокады,18 января иногда 17-го или 19-го, если праздничная дата выпадала на выходной день издания , во всех трех основных ленинградских газетах обычно помещалось, во-первых, по одной большой статье, посвященной годовщине победной наступательной операции советских войск в 1943 году. Обычно эта статья была подписана кем-то из представителей высшего или среднего командного состава Советской Армии чаще всего, командирами, принимавшими непосредственное участие в боях за освобождение города от блокады, или представителями высшего командного состава в послевоенное время. Содержание этих статей в «Ленинградской правде», «Смене» и «Вечернем Ленинграде» не слишком отличалось друг от друга и выстраивалось по общей схеме. Чаще всего рассказ начинался с описания процветающего довоенного города, затем следовали слова об огромном стратегическом значении, которое придавалось захвату Ленинграда в немецких военных планах начала войны, и о том, как планы молниеносного захвата города были сорваны защитниками Ленинграда. Далее приводилась общая схема хода обороны города, битвы за Ленинград. Подробно говорилось о подготовке войск к операции по прорыву блокады, об учениях, предшествовавших началу операции, о ее успешной реализации и огромном политическом, военном и хозяйственном значении. Чаще всего приводился рассказ о подвиге одного или нескольких комсомольцев и коммунистов в ходе победного наступления см. В обязательном порядке упоминались факторы, позволившие городу выстоять и победить.

Финансовая служба Ленинграда в первые послевоенные годы

После войны восстановление города продолжалось, причём строители города старались не разрушать искорёженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. После снятия блокады ленинградцы приступили к восстановлению города. После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. После войны Зоя Алексеевна всю жизнь работала учителем: даже два года преподавала в посольстве в Корее, потом каждый день ездила в школу на Пулковские высоты.

Ленинград в 1946-1947 годах

Места направления менялись довольно часто и неожиданно, особенно если начинались бомбёжки. Истощенные дети в дороге болели, их могли высадить, оставить в госпиталях. Если везли малышей, то бывало, что дети не знали или забывали свои имена и фамилии, адреса. Могли также поменяться или умереть в пути сопровождающие детей взрослые со списками. То есть возникала масса непредвиденных ситуаций… Самая трагическая страница истории войны — это возвращение и поиск детей. Найти и возвратить родителям потерянного ребенка удавалось не всегда. Порой поиск велся десятилетиями и продолжался уже в наше время. В архивах хранится очень много запросов от людей, которые детьми в войну были вывезены из Ленинграда. Даже когда им исполнялось 60 и больше лет, они продолжали надеяться, искать своих родителей и родных. Оставшиеся в живых родственники Тани Савичевой — сестра Нина и брат Михаил — ничего не знали о её судьбе до самых 1960-х.

О том, что она умерла в эвакуации, близкие узнали через 20 лет после её смерти. И это только один случай из тысяч… Галина Тольская с преподавателем Бишкекского финансово-экономического техникума, в котором когда-то училась. Фото: предоставлено семьёй Галины Тольской Личное дело Рассказывает жительница Бишкека Кыргызстан Галина Тольская: — О том, как мы жили во время блокады Ленинграда, я написала воспоминания и назвала их так: «Неужели это было со мной? Так случилось, что папа уехал в Кронштадт и потом не смог оттуда выбраться, а позже был оттуда эвакуирован. Он болел, на фронт его не взяли из-за болезни. Мы с мамой и двумя младшими сестрами остались в осаждённом городе. Мама и сестры умерли в первую зиму. Я осталась одна. Какое-то время жила у соседей.

Потом попала в детский дом, и нас вывезли в Ярославскую область. В 1943 году папа сумел меня разыскать, приехал в детский дом. Мы очень радовались тому, что снова оказались вместе. Думали, что потеряли друг друга навсегда. Папа жил и работал на станции Берендеево. Но радость оказалась недолгой: папа скоро ушёл из жизни. Меня взял в свою семью человек, у которого папа работал. В 1947 году эта семья переехала жить в Узбекистан. Так мы попали в Среднюю Азию.

Стоял вчера дом и нет его". Кстати, в этом же материале говорится, что здание-близнец возведут в ближайшее время, но что-то пошло не так». На этих кадрах хроники самые масштабные разрушения во время блокады. Петергоф и Царское село были уничтожены полностью. Немцы оставили лишь скелеты зданий. На восстановление шедевров искусства потребовалось несколько десятилетий. Раиса Слепушина — одна из тех, кто посвятил этому всю жизнь. Она восстанавливала потолки, двери и печи, но самая главная работа — Китайская гостиная.

Уникальную живопись на шелке воссоздала по собственной технологии. Раиса Слепушкина, художник-реставратор: «Да простая, примитивная даже. Все гениальное просто. На весу, как на пяльцах растягиваешь и делаешь. Краской берешь и растаскиваешь. Так получилась вода». Многочисленные китайские туристы качество проделанной работы оценили. От оригинала полотна не отличить.

А ведь сразу после войны дворец предлагали не восстанавливать и оставить как памятник. Наталья Кудрявцева, заместитель директора музея-заповедника «Царское село» по реставрации: «Рассматривался и такой вариант. Но от него отказались сразу. Ведь это не какая-то древняя Греция, которая отстает от нас на 2000 лет. А это наша живая история. Это был бы памятник нашему поражению, мы бы не смогли говорить, что мы победили, если бы мы оставили в том виде, в котором нам досталось». Все мы помним о героизме во время блокады. Но восстановление после войны — это не меньший подвиг, с которым справились архитекторы и реставраторы.

На выставке можно увидеть личные вещи куртку и спортивные туфли и портрет Ольги Фирсовой под названием «Память», выполненный Борисом Лесовым в 1985 году. Дополняют экспозицию документы, которые свидетельствуют о вкладе органов власти и учреждений Ленинграда в восстановление жизненно важных и значимых областей экономики, культуры, образования города. Отдельный раздел выставки рассказывает о возвращении в Ленинград эвакуированных в годы блокады заводов и фабрик, театров и музеев, научно-исследовательских институтов и ВУЗов. О возрождении культурной жизни города, об открытии театров и музеев, о проведении спектаклей, концертов, выставок, спортивных мероприятий напоминают многочисленные афиши и фотографии тех лет. На выставке представлены архитектурные проекты из фондов музея, свидетельствующие о решении задач по восстановлению и дельнейшему архитектурному развитию Ленинграда. Сразу после освобождения Ленинграда перед архитекторами и скульпторами ставится задача увековечивания памяти о ленинградской блокаде и героической битве за Ленинград. Начинается проектирование и возведение памятников на местах боев. В экспозиции демонстрируются изображения памятников, установленных в 1944 году в Ям-Ижоре, Ропше, Русско-Высоцком, Лигово, у деревни Ульянка. Восстановление Ленинграда после вражеской осады потребовало от ленинградцев много сил и времени. Оно длилось не один год.

На улице Звенигородской, дом 4, квартира 9. Нина Сахарнова: «Недалеко был Большой драматический театр. Я всегда ходила на каждую премьеру и всех артистов там знала. Я не была поклонником, но я любила театр».

Так что символичнее случиться не могло: когда Нина Георгиевна в 1961 году переехала со Звенигородской, это как будто ознаменовалось возведением неподалеку нового театра юных зрителей. Однако с некоторых пор в этих краях Нина Георгиевна бывать перестала. Последний раз в родном районе Нина Георгиевна была больше десяти лет назад. А Пионерскую площадь и вовсе не видела с прошлого века.

На месте сада ТЮЗа в то время стояли казармы, а за ними, где сейчас океанариум, был ипподром. Нина Георгиевна была рабочим связи на телефонной станции.

Вы точно человек?

Их демаскировку проводит команда альпинистов, в составе которой легендарная ленинградская альпинистка Ольга Фирсова. Именно она с товарищами проводила маскировку архитектурных доминант города в самые тяжелые дни блокады в 1942 году. На выставке можно увидеть личные вещи куртку и спортивные туфли и портрет Ольги Фирсовой под названием «Память», выполненный Борисом Лесовым в 1985 году. Дополняют экспозицию документы, которые свидетельствуют о вкладе органов власти и учреждений Ленинграда в восстановление жизненно важных и значимых областей экономики, культуры, образования города. Отдельный раздел выставки рассказывает о возвращении в Ленинград эвакуированных в годы блокады заводов и фабрик, театров и музеев, научно-исследовательских институтов и ВУЗов.

О возрождении культурной жизни города, об открытии театров и музеев, о проведении спектаклей, концертов, выставок, спортивных мероприятий напоминают многочисленные афиши и фотографии тех лет. На выставке представлены архитектурные проекты из фондов музея, свидетельствующие о решении задач по восстановлению и дельнейшему архитектурному развитию Ленинграда. Сразу после освобождения Ленинграда перед архитекторами и скульпторами ставится задача увековечивания памяти о ленинградской блокаде и героической битве за Ленинград. Начинается проектирование и возведение памятников на местах боев.

В экспозиции демонстрируются изображения памятников, установленных в 1944 году в Ям-Ижоре, Ропше, Русско-Высоцком, Лигово, у деревни Ульянка.

И сами условия для работы там непростые: между этажами были только балки в воздухе полуметровой ширины, и по ним мы пробирались на купеческую лестницу. Как только не боялись? Физически было очень трудно.

Например, чтобы расписать потолок, нужно было упереться в него руками. И вот в одной руке ты держишь что-то типа указки, на конце которой тампон из ваты и марли, чтобы не поцарапать потолок, а предплечье второй руки ставишь на подставку для опоры. В чем ее сложность? Например, раньше краски на потолках во дворцах, в том же Юсуповском, были меловые.

А мел, как гуашь, в мокром состоянии одного цвета, в сухом — уже другого. Поэтому сначала всегда нужно было подобрать тон, высушить его, сравнить с подлинником. Важно же, чтобы старое и новое не отличалось друг от друга. С масляной живописью гораздо проще в этом отношении: положил и сразу видишь, что будет.

Но в конце концов, ко всему приспосабливаешься за долгие годы работы. И к каждой работе, конечно, индивидуальный подход. Техническая составляющая самая трудоемкая, нужно подготовить все, подобрать тона. А уже потом просто рисуешь, этому нас и научили в архитектурно-художественном.

Двадцать два года я трудилась в Царском селе. А остальные двадцать три — во дворцах Петербурга, а также в Петергофе и Гатчине. Пожалуй, только в Павловске не работала. По ним я и восстановила изображения и технику их написания.

На такой ткани вообще сложно рисовать, потому что краски расплываются. И вот была одна художница из Мухинского училища сегодня — художественная академия имени Штиглица, - прим. Мы шелк выгладили потом, он остался вроде гладким, но с изломами.

Второй секретарь горкома Кузнецов засомневался, стоит ли убирать улицы Ленина и Советскую.

Жданов его переубедил: «Советский проспект — неудачное название, как будто бы остальные проспекты антисоветские или несоветские». А с Лениным решил вопрос так: «Очень плохая улица, для проспекта Ленина не годится, одна из худших улиц названа проспектом Ленина. Надо снять название проспекта Ленина, придумать другое название». Правда, возвращать проспекту Ленина имя Петровский тоже не решились, вместо Ленина — Петра Великого, этак и об имени города речь может зайти.

В итоге проспект назвали Пискаревским. Второй секретарь Капустин засомневался из-за Дворцовой площади и Дворцовой набережной, наверное, вспомнил «Мир хижинам — война дворцам». Тут его переубеждал уже Кузнецов: «Надо к прежнему названию вернуться. Ведь дворец остался, не выкинешь».

Зато «церковные» названия ни у кого не вызвали возражений. В итоге общей жертвой желания что-нибудь выкинуть пали Конногвардейский бульвар и несколько улиц, переименованных недавно по инициативе самого же Кузнецова. В таком виде проект был отправлен Сталину и после высочайшего одобрения окончательно утвержден «советской властью». Петербуржцам, по сути, вернули их город, впрочем, и сами горожане своим пассивным сопротивлением внесли свой вклад в возвращение.

Восстановление имен улиц было только одним, пожалуй, самым выразительным и нарочитым жестом того политического курса на возвращение в советское общество национального, русского начала, который был связан с деятельностью секретаря ЦК по идеологии в 1934-48 годах и вождя ленинградских коммунистов Андрея Жданова и его многочисленных выдвиженцев в партийной, советской и управленческой элите этому феномену посвящено немало работ, в частности, биография в серии «ЖЗЛ» авторства А. Волынца, книга Святослава Рыбаса «Московские против питерских» и интереснейшая работа В. Кузнечевского «Ленинградское дело», вышедшая в 2017 году. Уроженец Мариуполя, внук священника и сын дворянина-инспектора народных училищ Жданов сочетал искреннюю приверженность социалистической революции со столь же искренним патриотизмом и даже русским национализмом «Ведущая роль русского народа в борьбе за социализм не может не наполнять каждого русского чувством гордости», — писал он в одном из проектов 1944 года , неприятием антирусских и антинародных идеологий — будь то западнический космополитизм, декадентство или революционный нигилизм.

Именно «ждановские» времена 1934-1948 характеризуются резким возвращением советской власти к русскому патриотизму. В массовом сознании этот национальный поворот обычно считается «сталинским», однако по факту справедливей считать его «ждановским», именно он «лоббировал» русский поворот и соответствующим образом влиял на Отца Народов — после смерти идеолога в 1948 году началась обратная дерусификация сталинизма. Пока же Жданов стоял у руля, шло возвращение нормального преподавания истории, введение концепции «русского национального государства» применительно к прошлому России, торжественные мероприятия в связи со столетием кончины Пушкина, чреда патриотических книг и фильмов, прославляющих русский народ. Одновременно был нанесен удар по русофобскому коммунистическому антипатриотизму, что так ярко проявилось в расправе над издевательской антирусской опереткой Демьяна Бедного «Богатыри».

Разумеется, у Жданова по локоть руки были в крови расправ 1937 года. Однако показательно, какое именно направление репрессий он выбрал для себя: это была «чистка» в Татарской и Башкирской АССР, где он жестоко расправился с националистически настроенными кадрами. Ждановская кадровая революция вообще была одним из самых заметных явлений в истории ВКП б. В среду, где с ленинских времен доминировали представители окраин бывшей империи, Жданов тащил за собой выходцев из центральных русских губерний.

В историографии их часто называют «ленинградцами», однако уроженцев самого города среди них почти не было, исключение составлял Алексей Косыгин, будущий глава советского правительства «ностальгической» эпохи 1965—1980 годов. Большинство же было уроженцами Владимирской, Тульской, Калужской, Нижегородской, Новгородской губерний, на том или ином этапе подмеченными и выдвинутыми Ждановым. Большой террор, наряду с людьми старой России никогда нельзя забывать, что именно они были основными жертвами затронувший до некоторой степени и «старых большевиков» с партийной верхушки, позволил ждановским «национал-коммунистам» выдвинуться, а по итогам Великой Отечественной они заняли ключевые посты в партии и государстве.

Известно, что она держится на постаменте благодаря силе собственной тяжести. Выдвигались разные предложения, однако решение было такое: «Ладно, пусть так стоит». И памятник в честь Победы 1812 года, без которой немыслима и вся торжественная Дворцовая площадь —выстоял. Также лектор на примере двух знаменитых объектов - Исаакиевского собора и Зимнего дворца — рассказала, с каким трудом восстанавливали и оберегали живописные фрески и витражные окна, лепнину и гранитные столпы, купола и музейные ценности. Иногда в буквальном смысле не жалея жизни... Здесь хочется вспомнить строки из стихотворения «Моему городу» поэта Василия Чернавского: В небо уходят Герои блокады В вечный апрель душ живых И нет для павших большей награды, Чем наша память о них...

Как и бойцы Красной армии, люди, на которых была возложена миссия уберечь город, восстановить и не дать уничтожить историю страны, заключённую в её архитектурных шедеврах, приближали Победу. Гордо и смело они шли от войны к миру.

Восстановление энергетики Северо-Запада после Отечественной войны

В 1947 году началась подготовка к строительству Ленинградского метрополитена. Также идёт строительство стадиона имени Кирова, который будет открыт в 1950 году. Строительный бум после войны просто поражает - страну восстанавливали с невероятной скоростью. Измайловский трамвайный мост через Фонтанку, который находился в створе Никольского переулка. Из-за неудачной конструкции его окончательно разберут в 1958 году. Продолжается восстановление Петергофа. Пуск Большого Каскада фонтанов 14 сентября 1947 года. Гуляния на Дворцовой. Обратите внимание - девушки танцуют с девушками, а молодых людей значительно меньше. Думаю, почему так объяснять не нужно. Столпотворение на углу Невского проспекта и Садовой улицы.

Ещё один интересный вид сверху - на гостиницу "Октябрьская" с крыши дома на Лиговском проспекте. Как вам такой вариант площади Восстания? Школьный базар в Пассаже - первый после завершения войны. На Дворцовой убирают снег при помощи шнекороторной снегоуборочной машины РС-1. Ленинградцы подготавливают книги для отправки в сельские библиотеки страны. ДК хлебопекарной промышленности на улице Правды. Сейчас в этом здании находится гостиница "Эрмитаж". Заснеженный Невский проспект с троллейбусом МТБ-82. В 1947 году была проведена реформа по смене номерных знаков автомобилей. На фото - нанесение нового госномера на грузовик ЯГ-6.

Нет данных о проведении каких-либо работ в Голландском домике до 40-х гг. Петергоф оккупировали фашистские войска. Через два года и четыре месяца, 19 января 1944 г. В последнем акте Дирекции дворцов-музеев от 22 сентября 1941 г. Оконные и дверные проемы зашиты досками. Комнаты освобождены от убранства…. Совсем иную картину увидели сотрудники музея 31 января 1944 г. Даже маленькие павильоны на концах галерей кажутся совсем целыми…».

Однако Монплезир оказался «поврежден гораздо серьезнее, чем это казалось с первого взгляда. Боковые галереи лишились не только рам своих больших окон-дверей, но и части подпорных столбов. Вопреки стихиям и невзгодам Монплезир опять выстоял, уцелел. Из его подвалов саперы вынули пять мин замедленного действия. На морской террасе фашисты построили дзот, а рядом установили орудие. В Монплезирском саду расположили несколько блиндажей. Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов. Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны.

Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов. Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем. В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком. В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности. При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно. Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности. Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах.

Плафон Буфетной до реставрации. Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла. Провалилась крыша восточного люстгауза. Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями. Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны. На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете. При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение.

Все это способствовало появлению конденсата. Длительный срок такого состояния ослабил грунт, и он начал отслаиваться вместе с росписями в виде небольших чешуек. Кроме того, плафоны в указанных интерьерах покрылись копотью и потемнели. Жар, исходивший от печек, отрицательно повлиял и на живопись Парадного зала, хотя он не отапливался. Дело в том, что теплый и влажный воздух вырывался из теплых помещений и, соприкасаясь с холодными потолками в зале, конденсировался. При низкой температуре эта влага намерзала на росписях, ослабляя красочный слой. Летом 1945 г. К сожалению, имена многих реставраторов остались неизвестными для потомков, сведения о других ограничены только фамилией и инициалами.

Поскольку самые большие повреждения случились из-за протечек, в первую очередь на крыше промазали все щели. Параллельно архитекторы четвертой мастерской Ленпроекта Л. Гольдвассер и Б. Кикин составили проект реставрации Парадного зала, галерей и люстгаузов21. В следующем году отремонтировали перекрытия, соорудили временную кровлю, после чего произвели консервацию дворца, а в восточной галерее поставили поддерживающую конструкцию перекрытий, чтобы избежать их обвала вместе с росписями. В 1947 г. Казанская и А. Гессен начали работу над проектом пяти жилых комнат и кухни.

В восточной галерее была проведена консервация живописи. Научные сотрудники Петергофа Н. Архипов, М. Андреева, Н. Удаленков, М. Тихомирова собирали необходимые для реставрации рисунки, чертежи и фотографии по архивам, музеям и библиотекам. Без этих данных выполнять реставрационные работы было невозможно. Все это требовало времени, но живопись не могла ждать, она могла погибнуть.

Поэтому первоочередной задачей специалисты считали «не удаление поздних записей, которые можно удалить в любое время, а сохранение и консервацию разрушающегося красочного слоя росписей такими, какими они сохранились на сегодняшний день». Эти работы были проведены в 1950 г. Слева Плафон Морского кабинета Петра I до реставрации. Конец 1940-х. Какие цели теперь преследовали реставраторы? С 25 июля до 23 октября 1951 г. С наступлением холодной погоды все работы пришлось приостановить. Следующий период начался только через четыре года и продолжался шесть лет 1955—1961.

Перед реставраторами стояла задача не только укрепить живопись, но и расчистить ее от поздних записей. Здесь возникает довольно деликатный вопрос о том, насколько правомерны подобные методы. Дело в том, что в прошлом некоторые ученые доказывали «недопустимость удаления позднейших наслоений для возвращения первоначального вида сооружению» и призывали «сохранять изменения, которые объект претерпел на протяжении веков». Подобной точки зрения до сих пор придерживаются отдельные специалисты. Нередко это оправдано. Однако, как можно убедиться на примере росписей сей Монплезира, расчистки от старых ремесленных записей бывают необходимы для того, чтобы сохранить и не утратить бесценный памятник. Новый этап реставрации начался с обстоятельного осмотра и фиксации росписей. Специалисты выполнили подробное фотографирование и копирование на кальки.

В основном тогда подновили фоновые части, покрыв их масляными красками, выполнили обводку фигур, орнамента, элементов пейзажа; часть облетевшей или поблекшей позолоты покрасили бронзовой краской. Самые значительные изменения претерпели плафоны в галереях и люстгаузах, где местами были переписаны орнамент и некоторые композиции. Менее всего во время войны пострадали росписи в Лаковом кабинете, Буфетной и купольной части Парадного зала: незначительные выпады и шелушение красочного слоя, мелкие кракелюры, волосяные трещины по штукатурке. В юго-восточном клейме отставала гипсовая накрывка, а вставка северо-западного угла сильно повредилась от протечек: дранка и подшивка сгнили, штукатурка разрушилась и не имела прочности, красочный слой отставал и шелушился. Серьезные вопросы возникли в связи с сильно испорченными из-за протечек плафоном в Спальне и тремя падугами центрального зала. Западная падуга погибла полностью, превратившись в «расплывшееся грязно-серое пятно». Вызывало тревогу и состояние Морского кабинета: треть плафона была целиком потеряна от взрывной волны. Следует особо отметить реставрацию потолочных перекрытий в галереях и люстгаузах.

При первых визуальных осмотрах казалось, что «из всех помещений Монплезира, состояние росписей наиболее благополучно в восточной и западной галереях, которые не отапливались и меньше имели протечек, хорошо проветривались и одновременно с наружной температурой нагревались и охлаждались». Однако именно здесь дранка и подшивка в местах протечек не только сгнили и превратились в труху, но и были поражены жучком-точильщиком, в этих местах штукатурка и грунт оказались полностью утрачены. Эти скрытые серьезные разрушения потребовали локальной замены подшивки и дранки. Почему в центральной части дворца не было подобных повреждений? Дело в том, что в галереях и люстгаузах пространство между крышей и потолочными перекрытиями невелико, доступ туда невозможен или затруднен. Соответственно, в холодное время года конденсат образуется в большем количестве, и дощатая подшивка при протечках в этих местах сохнет хуже, чем над другими залами. В западной галерее Р. Саусен обнаружил разницу в манере живописи француза Пильмана и русских мастеров и, опасаясь потерять при дальнейшем прописывании своеобразие «почерка кисти» последних, решил отказаться от «прикосновения кистью» в композиции с изображением Флоры после расчисток.

Насколько обоснованно воссоздание пропавших фрагментов подлинной живописи? Какие варианты рассматривались в случае с Монплезиром? Этим было бы восстановлено общее значение единства. А к большему можно было бы и не стремиться. Однако именно здесь, в Монплезире, который не просто консервировался, но именно воссоздавался во всей целостности его художественного замысла, этот в принципе грамотный и допустимый подход представлялся неприменимым. Монплезир должен был вернуться к своему характерному облику историко-художественного памятника, который не может где-то производить лишь «общее» впечатление, но должен читаться в деталях, как книга. И содержанием его никак нельзя пренебречь«31. Утраченную отделку стен воссоздавали полностью, должны были вернуться эвакуированные во время войны экспонаты, и окраска утраченных мест живописи нейтральным тоном исказила бы восприятие интерьеров петровского дворца.

Кроме того, собранный иконографический материал позволял достаточно обоснованно воссоздать эти произведения. Такие суждения научных сотрудников разделяли реставраторы: «…воссоздание всех утраченных мест композиций должно быть произведено полностью, но с непременным условием совершенно ясного, но не бросающегося в глаза, отделения вновь написанного от подлинного. Особое внимание следует обратить на недопустимость подхода новой живописи впритык к подлинной, так как в этом случае неизбежна запись последней у контуров». Хранители и реставраторы пришли к единому мнению: утраченные фрагменты росписи были воссозданы, а при соприкосновении с подлинной живописью, оставлены еле заметные линии. Что помогло реставраторам воссоздать утраченное? Хотя в архивах Петергофа не нашлось четких фотографий сильно пострадавших плафонов, удалось разыскать нужные материалы в других музеях. В негатеке Государственного Русского музея найдены фотографии А. Хотеновского, выполненные в 1921 г.

Никаких изобразительных материалов Филиппа Пильмана не сохранилось, но в отделе эстампов Эрмитажа хранятся альбомы его учителя Клода Жилло, которому он во многом подражал. Создавая образы четырех стихий, Пильман обращался к традиционным аллегориям, поэтому при реставрации западной падуги зала использовались гравюры, выполненные по рисункам Шарля Лебрена для Королевской гобеленовой мануфактуры.

К самым ценным из них относятся: Павловский дворец, был разрушен и сожжен, вырублено порядка семидесяти тысяч деревьев в парке; Янтарная комната, судьба которой по сей день не ясна; Федоровский Государев собор; Большой Екатерининский дворец; кладбище Свято-Троицкой Приморской мужской пустыни. Обстрелы велись по всем районам, вражеский снаряд мог попасть в любой дом и на любую улицу. В результате ущерб оценивался в пять миллионов квадратных метров площадей жилого фонда. Почти каждый дом получил те или иные повреждения, полностью разрушенными были более трех тысяч зданий. Восстановление и реконструкция Ленинграда в послевоенные годы Планы по восстановлению разрушаемых войной городов начали разрабатываться с самого начала войны, но если в удаленных от линии фронта городах можно было выполнять небольшие работы оперативно, то полноценное восстановление Ленинграда началось только после освобождения от блокады.

Сегодня Пасха Господня. В пол-седьмого утра пошла в церковь, простояла обедню. День солнечный, но холодный.

Стреляли сейчас зенитки. Я в стационаре при больнице. Ноге несколько лучше. Питают сносно. Главное — дают масло 50 гр. Конечно, мало. Ночью была сильная канонада. Днем тихо. Вялость в людях и в природе. Тяжело ходить.

Рабочий день. На улицах мало флагов, никаких украшений. Солнце чудное. Первый раз вышла без платка. После работы пошла в театр. Место было хорошее. В пол-восьмого дома. Был артобстрел. Тревога была в 5, в пол-шестого кончилась. День холодный.

Взяла на 10 мая билет в Филармонию на 5-ю симфонию Чайковского, дирижер Элиасберг. В пол-шестого начался сильный обстрел, где-то близко. В 7 была в Филармонии. В войну служил политруком кавалерийского эскадрона. После войны преподавал в ленинградских вузах. Умер в 1981 году. Сегодня исполнилось 25 месяцев со дня начала великих испытаний. Я не в состоянии хронологически освещать события, буду делать краткие зарисовки. Если не суждено будет самому воспользоваться, пусть эти строки останутся памятью обо мне для моей бесконечно любимой дочурки. Подрастет, прочтет и поймет, как жили и боролись люди за ее будущее счастье.

Вчера Сталин подписал приказ о провале летнего наступления немцев. Думаю, следующим летом будем праздновать победу. Разгром Германии возможен даже в этом году, если союзники все же высадят десант в Европе. А ведь было время, многие не верили в наши силы. Помню разговор в августе 1941-го с майором Т. Он знал меня еще мальчиком. В армии служит лет 10. Наше с тобой положение безнадежно. Наши войска под Ленинградом, даже некуда будет отступать. Мы в мышеловке.

В те дни многие метались: эвакуироваться из города или остаться? Прорвется немец в город или нет? Начался артобстрел. Стены содрогались от близких разрывов. Но публика спокойно сидела в темном зале. Досмотрели до конца. Таков теперь быт ленинградцев: ходят в кино, в театры, а где-то рядом рвутся снаряды, замертво падают люди. При этом работа предприятий и учреждений не прекращается. Где же фронт, где тыл? Как определить границу между геройством и беспечностью?

Что это — мужество или привычка? Каждый в отдельности взятый ленинградец ничего такого не совершил, чтобы наградить его орденом, но все они вместе взятые, безусловно, воплощают в себе звезду Героя Советского Союза. В последние дни освобождены 10 городов в Донбассе, взят Таганрог. Во время концерта объявили о взятии Харькова. Зал рукоплескал стоя. У нас назначен новый командарм. Низкого роста, коренастый, говорит медленно, увесисто, видимо, волевой, жесткий человек. Этот будет покрепче предшественника. Его приход подкрепляет предположение, что нашей армии предначертаны наступательные операции не местного значения. Похоже, город доживает последние месяцы блокады.

Помню всеобщее ликование ленинградцев, когда впервые после 5-месячного перерыва по улицам загрохотали трамваи. Было это 15 апреля 1942 года. А сегодня трамвай уже стал обычным явлением, и, когда приходится ждать его больше 5 минут, это вызывает недовольство. На днях возьмем Пушкин и Гатчину. Наши соседи взяли Мгу, Волхов. Еще несколько дней — и Ленинград будет полностью недосягаем для артобстрелов. Двигаемся вперед. Возможно, сегодня в последний раз вижу свой город. Начинается кочевой образ жизни… Ленинград пережил страшную блокаду, голод, бомбежки. Люди ждали окончания войны, но в итоге наступивший мир принес новые испытания.

Город стоял в руинах, повсюду нищета, разруха и разгул уличной преступности: появились банды и убийцы-одиночки. Кривая преступности В послевоенные годы почти не охотились на драгоценности и деньги, воровали, в основном, одежду и продукты. Ленинград был переполнен сомнительными элементами и отчаявшимися от нищеты людьми. Горожане больше не умирали от дистрофии, но большинство из них продолжали испытывать постоянное чувство голода. Например, рабочие в 1945-46-х годах получали в день 700 грамм хлеба, служащие - 500 грамм, а иждивенцы и дети - всего по 300 грамм. На «черном рынке» продуктов было предостаточно, но для обычной питерской семьи со скромным бюджетом они были недоступны. Неурожай 1946 года еще более усугубил ситуацию. Неудивительно, что кривая преступности в Ленинграде быстро ползла вверх. Грабители-одиночки и организованные банды действовали во всех районах города. Одно за другим следовали ограбления продовольственных баз, магазинов, квартир, случались вооруженные нападения на улицах, во дворах, подъездах.

В руках у бандитов после войны было огромное количество огнестрельного оружия, его нетрудно было найти и добыть на местах недавних боев. Лишь за один четвертый квартал 1946 года в городе было совершено более 85 разбойных нападений и вооруженных ограблений, 20 убийств, 315 случаев хулиганств, почти 4 тысячи краж всех видов. Эти цифры рассматривались тогда, как очень высокие. Надо учесть, что среди бандитов было много участников войны.

Похожие презентации

  • Презентация на тему "Восстановление Ленинграда" - презентации по Истории скачать бесплатно
  • Свежие силы
  • История Ленинграда середины XX века — Википедия
  • Бесплатная видео экскурсия по послевоенному восстановлению Ленинграда

Подземка на Политбюро. Как возобновилось строительство метро после войны

В этом же году им предстояло начать первый этап по восстановлению и развитию Ленинграда согласно принятому Генплану. После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. После снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков в феврале 1944 года здесь начались работы по восстановлению железнодорожных линий. Восстановление Ленинграда после блокады Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь окончания войны.

Ленинград в 1944 году. Возрождение

Послевоенные годы Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было длительным и сложным процессом, который включал несколько основных этапов.
Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет. Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения.
Блокадное наследство: каким был Петербург с 1941 по 1944 год После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году» реэвакуация резко возросла и к апрелю 1946 г.
80 лет освобождения Ленинграда: последствия блокады После войны Зоя Алексеевна всю жизнь работала учителем: даже два года преподавала в посольстве в Корее, потом каждый день ездила в школу на Пулковские высоты.

Блокадное наследство: каким был Петербург с 1941 по 1944 год

И должно было иметь соответствующий вид — официальный. Отсюда и скульптуры на фасаде». Андрей Федоров, корреспондент: «Один из самых наглядных примеров — здание в Кирпичном переулке. Сейчас здесь расположена станция метро фиолетовой ветки — Адмиралтейская. А ведь раньше это был жилой дом, которому авиабомба срезала угол. Таким он остался до сегодняшних дней». Перестраивались и целые улицы. С сотрудником комитета по охране памятников истории Юлией Бахаревой мы стоим сквере, которого до блокады не было, а два дома прижимались друг к другу. Но при восстановлении Суворовского проспекта архитекторы решили расширить пространство и перенесли разрушенный авиабомбой дом на несколько десятков метров.

Юлия Бахарева, специалист КГИОП: «Само здание могло не иметь особой ценности, но если оно входило в окружение какого-то значимого архитектурного сооружения или ансамбля, то сохранение этой среды было очень важно. В этом случае здание восстанавливалось один в один или на тот исторический период. А те здания, которые не представляли исторической ценности, они создавались в стилистике времени». Однако были варианты, когда здания и вовсе исчезали. Вместо них появлялось что-то другое. Разобрали знаменитый Дом-сказку на улице Декабристов. А с Литейного проспекта в 1978-м исчез разрушенный доходный дом архитектора Эдуарда Шмидта. Андрей Федоров, корреспондент: «Короткие выдержки из газетного репортажа того времени: "Валить высоченную стену решили ночью, когда на Литейном стихает транспортное движение.

Операцию проводила бригада "Ленжилуправления", которой руководит мастер С. П Калинин. Утром изумленные прохожие останавливались возле этой груды кирпичей. Стоял вчера дом и нет его". Кстати, в этом же материале говорится, что здание-близнец возведут в ближайшее время, но что-то пошло не так». На этих кадрах хроники самые масштабные разрушения во время блокады. Петергоф и Царское село были уничтожены полностью.

Город, Екатерининский дворец и парк были заминированы. Поэтому попасть в Пушкин можно было только по специальным пропускам. Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина. Директором дворцов-музеев стала Е. Турова, под руководством и при участии которой начались консервационные, а затем и реставрационные работы во дворцах, парках и парковых сооружениях. Сотрудники дворцов-музеев и созданная им в помощь специальная бригада из мобилизованных девушек группы военизированной противовоздушной обороны, не смотря на трудные погодные условия, приступили к реставрации.

Василеостровская электростанция стала первой теплоэлектроцентралью, где сочеталась комбинированная выработка электроэнергии на базе промышленной и коммунальной теплофикации. В связи с этим коллектив Дубровской ГРЭС получил указание начать демонтаж оборудования и его эвакуацию. Когда в январе 1943 года Дубровскую ГРЭС освободили, она представляла собой руины — груды бетона и металла. Все инженерные сооружения: мосты, эстакады, насосная станция и железнодорожные пути — были полностью разрушены. Тем не менее, в 1944 году ГРЭС решили восстанавливать, и уже в марте 1946 года пустили первые котел и турбину. В декабре 1958 года мощность Дубровской ГРЭС превзошла довоенную, а станция была оснащена передовым оборудованием российского производства. Гидроэнергетика 16 августа 1947 года состоялся ввод в эксплуатацию Светогорской ГЭС. В 1940 году в результате советско-финской войны электростанция перешла к СССР. Проект был изменен к примеру, была увеличена высота плотины , и строительство продолжилось. В августе 1941 года гидростанцию захватили финские войска. Финские инженеры продолжили строительство электростанции по существующему проекту. Основные строительные работы были выполнены фирмой EGT, а в апреле 1944 года были проведены пробные пуски оборудования. Тогда же недостроенная ГЭС была занята советскими войсками, работы по ее строительству были закончены уже советским «Энсогэсстроем». Годом позже, 19 декабря 1945 года, здесь же, на Вуоксе, состоялся ввод в эксплуатацию восстановленной после Великой Отечественной войны Лесогорской ГЭС. В ходе боевых действий ГЭС была частично разрушена, сразу после освобождения начались работы по ее восстановлению. На базе Лесогорской и Светогорской гидроэлектростанций в августе 1949 года был образован каскад Вуоксинских ГЭС на реке Вуокса в Ленинградской области. К маю 1941 года в Карелии насчитывалось уже 150 действующих электростанций, включая дизельные и локомобильные, общей установленной мощностью 66,1 тыс. Перед началом Великой Отечественной войны выработка электроэнергии достигла 178 млн.

Там я делала стенгазеты, потому что всегда любила рисовать. Материалов не было: коптили большие осколки стекла, на них я иголкой выцарапывала рисунки. Они получались белыми на темном фоне. Мои работы отправляли на какие-то выставки. В Ленинград же я вернулась благодаря моей воспитательнице, которой пришел вызов от военного человека на ее дочку и племянницу, она взяла меня с собой. За то время, что меня не было, маму отправили на лесосплав. Изначально о реставрации я и не думала, поступила в архитектурно-художественное училище на живописца-альфрейщика, то есть я должна была расписывать потолки и стены. А восстановительные работы решили проводить уже в конце войны. В 1946 году организовали инспекцию по охране памятников, которая руководила реставраторами Ленинграда. Пока формировалась инспекция, нас отправляли на самые разные задания. Например, как-то раз в Смольном мы для столяров смывали каустической содой краску и лак со стульев, все пальцы тогда были разъедены. Потом нам нашли работу. Так я попала в Ленинградские реставрационные мастерские, точнее меня в них отобрали. Там всю жизнь и проработала. Я рисовала веточки винограда. После этого было много объектов: среди них мне особенно запомнилась частная квартира с живописью Михаила Скотти. Помещение принадлежало потомкам художника Андреева. Потом уже были дворцы на Невском проспекте. В Русском музее мы занимались росписью в технике гризайль рисунок, имитирующий лепку, - прим. В Эрмитаже реставрировали настенную живопись. В Строгановском восстанавливали большой живописный плафон. Сегодня, думаю, можно увидеть в Доме ученых бархат на лестнице, который я реставрировала.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий