Новости значение праздника сретение

Слово «сретение» на церковнославянском языке означает «встреча». Праздник отмечается на 40-й день после Рождества Христова. На церковнославянском языке слово «сретение» означает «встреча».

Сретение 2023: что важно знать, чтобы год горько не плакать – приметы на 15 февраля

Сретение Господне отмечают православные верующие 15 февраля. Значение праздника. Сретение переводится с церковнославянского как "встреча". Этот праздник описывает встречу, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. Сретение Господне – один из больших церковных праздников, который отмечается 15 февраля. Он является одним из двенадцати главных православных праздников, поэтому имеет большое значение у христиан. Сретение Господне отмечают православные верующие 15 февраля. Рассказываем, какого числа Сретение Господне в 2024 году, как появился этот праздник и какие у него традиции. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

Сретение Господне 2022: значение и история великого праздника

Сретение Господне, также известное как Сретение, является христианским праздником, который отмечается ежегодно 15 февраля (2 февраля по юлианскому календарю). Евангельское событие История и значение праздника Почему этот день называется Сретением? Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова — «радость».

Что такое Сретение и как его празднуют. Простыми словами

Их хранят на протяжении всего года, чтобы зажигать во время молитвы. Народные поверья на Сретение Господне - 2023 Часто церковные и языческие обычаи перемешиваются друг с другом и формируют определенные народные поверья, а также традиции. Одним из праздников, где есть оба начала, считается как раз Сретение Господне. Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда пошли поговорки: "На Сретение зима с весною встретилась", "В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". Последние зимние морозы перед началом весны также называют сретенскими. Обычно после праздника погода начинала налаживаться, а крестьяне приступали к подготовительным работам перед посевом и занимались домашним хозяйством. Люди верили, что в зависимости того, кто победит зима или весна , будет определяться урожайность всего следующего года и погодные условия. Например, если на Сретение Господне сильные морозы, то зима непременно задержится, а если тепло, то природа сулит хорошую жатву.

Что нельзя делать на Сретение Господне - 2023 В отличие от светских праздников церковные торжества связаны не только с определенными традициями, но и запретами, рекомендуемыми каждому верующему. Так, например, церковь не поощряет уныние в этот день. Как известно, это считается большим грехом, поэтому на Сретение Господне принято радоваться. Сюда же можно отнести еще один пункт: нельзя ссориться. Любая ругань в церковный праздник непременно может вызвать дальнейшие неприятности и у тех, кто провоцирует ссору, и у тех, кто обижается. Сретение — торжество мира и добра, посему любой конфликт церковью порицается. Существует поверье, что на Сретение Господне нельзя отправляться в дальнее путешествие, так как из-за изменчивости погоды велика вероятность попасть в неприятности или даже не вернуться домой. В праздник не рекомендуется работать, чтобы не отвлекаться от духовного осмысления жизни и впитать всю торжественность дня. Обычно уборка в доме происходит заблаговременно.

Исключение составляет лишь приготовление еды и уход за домашними животными. Любителям бани тоже придется отложить процедуры на Сретение. Это связано с подготовительным процессом, обусловленным с запретной в праздник физической работой: наколоть дрова, затопить баню, наносить воду. Тем не менее принимать душ на Сретение Господне можно.

Согласно народным поверьям, кто этого не сделает, тот в течение года может столкнуться с большими неприятностями, как в личной жизни, так и в деловой сфере. Все остальные свечки надо положить в укромное место и вынимать по мере необходимости, зажигая их перед важными жизненными событиями или же для избавления от болезней. Считается, что деньги так же исчезнут без следа, как и еда, разложенная по тарелкам. Наши предки говорили, что после такого путешествия нескоро домой вернешься. По этой же причине стоит отказаться от вышивания и вязания. В случае, когда без веника не обойтись, например, что-то рассыпалось, нужно смести все в угол у входной двери, а мусор вынести на следующий день. Лучше в этот день ограничиться душем. Сегодня к распитию спиртного могут присоединиться бесы, общение с которыми до добра не доведет. Нарушавший запрет будет всю жизнь расплачиваться, также наказаны за этот поступок будут и его потомки. Что можно и обязательно нужно сделать 15 февраля на Сретение 15 февраля надо обязательно приготовить блины с разными начинками. По народной примете, тогда весь год проживешь в радости. И, как говорит народная мудрость, чем больше блинчиков будет съедено на Сретение, тем больше веселья и счастья будет на протяжении года. Сретение праздник Сретение Господне — один из 12 важных церковных праздников, который празднуют на сороковой день после Рождества, — 15 февраля 2 февраля — по старому стилю. Сретение является праздником непереходящим, поэтому дата его празднования остается неизменной из года в год. В переводе со славянского «сретение» означает «встреча». Праздник был установлен в честь встречи младенца Иисуса со старцем Симеоном Богоприимцем, прожившим 300 лет в ожидании этого события, и которому было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит Христа. На сороковой день после Рождества Христова, когда Мария с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм, чтобы совершить благодарственную жертву за первенца, эта знаменательная встреча праведного старца Симеона с младенцем Иисусом и произошла. Верующие считают, что именно на Сретение люди встречаются с Господом, поэтому и готовятся к этой встрече — идут в церковь и получают свечи после богослужения. Ценятся эти свечи за свою огромную силу: они защищают семью от невзгод и недугов, жилье — от нападок природных стихий, человека — от сглаза, а посевы — от града. Хранят эти свечки до следующего праздника Сретения, зажигая лишь в дни непогоды, при начале пожара, во время родов, приступа эпилепсии, а также, когда человек покидает этот мир. Из храма 15 февраля приносят и воду, собранную предварительно с сосулек, капающих в этот день, и затем освященную в церкви. Такая вода помогает исцелить все болезни, как физические, так и духовные, оградить воинов от ранения. Ее же используют для кропления ульев перед началом сезона сбора меда и домашнего скота перед их первым выходом на пастбище после зимнего стояния в хлеву. Обряды, ритуалы, традиции на Сретение С праздником Сретение связано много традиций и ритуалов. Так традиционно в этот день курам, чтобы они хорошо неслись и были яйца вкусные и крупные, давали овес. Выгоняли в первый раз скотину в загон из теплого хлева. Проверяли семена на всхожесть, чтобы посеять только самые лучшие. Белили деревья в саду. Все это проводилось до обеда, а после уже можно было отмечать и сам праздник Сретения. По этому поводу пеклись блины, символизирующие Солнце, а также пелись песни, прославлявшие это небесное светило, поскольку по народному календарю Сретение Господне является также днем встречи зимы и лета. Главное, чего нельзя делать на Сретение Господне, — это заниматься домашними делами и грустить, так как Солнце не любит печаль, а значит, не ответит своим теплом, таким нужным как людям, так и животным. Обряд в Сретение на семейное благополучие Утром с трех «плачущих» сосулек набрать воды и отнести ее в храм, где освятить. Вернувшись, перелить в емкость и поставить на стол, покрытый скатертью белого цвета, на котором поместить три свечи, освященные сегодня же. Затем трижды шепотом прочитать «Отче наш» и отпить трижды из емкости. Потом наклониться над стаканом и произнести такие слова: «Вода из сосулек плакучих набрана, ими выплакана, теперь мне не плакать, не реветь, а только от счастья веселеть. Так тому быть — так тому бывать»! Теперь можно воду выпить до конца, а свечи поставить в разных комнатах догорать. Обряд в Сретение, чтобы желание исполнилось В полдень 15 февраля подойти к воротам храма, повернуться к ним лицом и прошептать свое желание, потом поклониться. Повернуться к ним спиной и сказать такие слова: «Задуманное в ворота Божиего дома сказаны, никем не пересказаны, мною проговорены, поклоном закрепленные. Сегодня Мать Божия младенца принесла и мое желание услышала. Так пусть же оно исполнится. Трижды прошу. Спиной ухожу». Уйти следует, не оглядываясь и ни с кем не разговаривая до самого дома. Переступив порог, трижды перекреститься. Обряд в Сретение от проблем в жизни Каждый человек мечтает, чтобы его обходили стороной проблемы.

Ее учредил Киевский святитель Петр в своем требнике, где подробно описал весь процесс таинства. Известно, что таким способом в свое время Римская церковь пыталась отвлечь людей от языческого праздника, прославлявшего огонь. Так, римляне отмечали Луперкалии, а, например, славяне — Громницы. В народе верили, что сретенские свечи защищают от пожара. В православии к сретенским свечам относятся особо бережно. Их хранят на протяжении всего года, чтобы зажигать во время молитвы. Народные поверья на Сретение Господне - 2023 Часто церковные и языческие обычаи перемешиваются друг с другом и формируют определенные народные поверья, а также традиции. Одним из праздников, где есть оба начала, считается как раз Сретение Господне. Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда пошли поговорки: "На Сретение зима с весною встретилась", "В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". Последние зимние морозы перед началом весны также называют сретенскими. Обычно после праздника погода начинала налаживаться, а крестьяне приступали к подготовительным работам перед посевом и занимались домашним хозяйством. Люди верили, что в зависимости того, кто победит зима или весна , будет определяться урожайность всего следующего года и погодные условия. Например, если на Сретение Господне сильные морозы, то зима непременно задержится, а если тепло, то природа сулит хорошую жатву. Что нельзя делать на Сретение Господне - 2023 В отличие от светских праздников церковные торжества связаны не только с определенными традициями, но и запретами, рекомендуемыми каждому верующему. Так, например, церковь не поощряет уныние в этот день. Как известно, это считается большим грехом, поэтому на Сретение Господне принято радоваться. Сюда же можно отнести еще один пункт: нельзя ссориться. Любая ругань в церковный праздник непременно может вызвать дальнейшие неприятности и у тех, кто провоцирует ссору, и у тех, кто обижается. Сретение — торжество мира и добра, посему любой конфликт церковью порицается. Существует поверье, что на Сретение Господне нельзя отправляться в дальнее путешествие, так как из-за изменчивости погоды велика вероятность попасть в неприятности или даже не вернуться домой. В праздник не рекомендуется работать, чтобы не отвлекаться от духовного осмысления жизни и впитать всю торжественность дня.

В храме старец Симеон Богоприимец, триста лет ждавший пришествия Христа прочитал молитву над младенцем и благословил Марию и Иосифа. Именно в честь этого библейского события и установлен праздник Сретения Господня. Смысл празднования Сретения Так как встреча человека с Богом является центральным смыслом праздника, то история Анны и Симеона может стать примером того, что человек всегда должен быть готовым к встрече с Господом. Ведь Анна и Симеон приняли Бога с чистым сердцем. Есть мнение, что верующий человек переживает эту встречу, когда впервые переступает порог церкви, вставая на путь своего спасения. Богослужения и традиции Из истории мы знаем, что на Русь христианство пришло из Византии, где с четвертого века Сретение стало государственным праздником. На Сретение в храмах проводится праздничная литургия. Если Сретение выпадает на воскресенье, то воскресная служба не отменяется. Сретению посвящены несколько икон, на одной из которых представлен образ Богоматери с семью мечами, что вонзены в сердце. Это символ предстоящий материнских мук. Перед этой иконой православные молятся о прекращении ссор, вражды, просят о защите от врага.

Сретение 2023: что важно знать, чтобы год горько не плакать – приметы на 15 февраля

Праздник «Сретение Господне». Слово «сретение» означает «встреча». 15 февраля — Сретение Господне: история и значение праздника. Сретение Господне в 2024 году будет отмечаться 15 февраля, как и каждый год, так как праздник является непереходящим и отмечается на 40-й день от Рождества Христова. Православный праздник Сретение Господне в народной традиции символизирует не только встречу Христа с праведником Симеоном, но и встречу зимы с весной. Это неудивительно, ведь старославянское слово "сретение" означает "встреча". «Сретение» означает встречу — в этот день праздник христиане отмечают Встречу человечества с Богом.

Праздник «Сретение Господне»

В храме обязательно берут освященные громничные свечи, которые, как считается, обладают огромной силой и способны исцелять. Возвращаясь домой, за праздничным столом собираются всей семьей. Блюда ставят постные. Допускается рыба, овощи и небольшое количество красного вина.

Кроме того, на праздник принято заботиться о домашних птицах. Сретение Господне, 15 февраля 2024, народные приметы Оттепель предвещает теплую весну. В том случае, если идет снег, то весна окажется длинной, а также дождливой.

Солнце, которое выглянуло перед закатом, говорит про окончание морозов. Если 15 февраля нет солнца, то морозов ждали 24 февраля.

Рано или поздно каждый человек встречается с Ним — это происходит в Божьем Доме, в храме. Библейская история говорит, что старец смог умереть только после встречи с Мессией, которую предрек Ангел. Как появился праздник Сретение Господне Библейская история гласит: соблюдая ветхозаветные правила, Пресвятая Дева Мария явилась в Иерусалимский храм с Младенцем, для посвящения Его Богу.

На тот момент Ему было 40 дней от рождения. Встречал их у входа в храм старец Симеон, названный Богоприимцем. Само название праздника «Сретение» означает «встреча».

Симеон воплотил в себе все человечество. Симеон переводил Священное писание на греческий язык.

Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил уже почти 300 лет, так как получил от ангела обещание, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию — Спасителя Израиля.

Сретение: икона праздника В центре иконы Сретения — Богородица и старец Симеон бережно, обернутыми одеждой руками принимающий младенца Христа. Справа от Симеона изображают пророчицу Анну, так же, как и он, ждавшую прихода Спасителя. Слева от Богородицы — Иосиф, в руках которого клетка с голубями — жертвой за очищение после рождения ребенка. Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения.

В православии этот обычай нашел отражение в «молитвах на сороковой день», читаемых над матерью ребенка. Красная пелена поверх строений храма на иконах традиционно символизирует, что действие происходит внутри помещения. Праведный Иосиф держит в руках корзинку с двумя голубями.

Но старцу явился Ангел, который запретил совершать такое исправление. При этом он возвестил старцу, что тот будет жить до тех пор, пока сам не встретится с Христом, рожденным Девой. И вот встреча древнего старца Симеона и рожденного Младенца Христа произошла. Это событие Симеон ждал очень много лет и теперь мог спокойно уйти из земной жизни. В Православной Церкви Симеон причислен к лику святых и назван Богоприимцем как принявший Богомладенца на руки.

Встреча с праведной Анной В тот же день произошло еще одно событие, подтверждающее исполнение на Иисусе мессианских пророчеств. В Иерусалимском храме служила Анна, которую в народе считали пророчицей. Она после смерти мужа 84 года непрерывно находилась в Иерусалимском Храме и достигла глубокой старости. Бог наградил Анну даром прозорливости за строгую подвижническую жизнь, пост и непрерывную молитву. Она возвещала людям о скором пришествии Мессии. Анна встретила Святое Семейство и поклонилась Христу. А после этого радостно известила всех ожидающих Мессию, что Он родился и несет спасение Израилю, Народу Божьему. Всех тех, кто все эти столетия жил в ожидания Спасения Божия.

И Симеон исповедует, что с этим Младенцем спасение пришло — к Израилю и ко всем народам. Сретение Господне: символическое значение Сретение Господне — не просто один из церковных праздников. Вспоминаемое в этот день событие важно для каждого христианина. Ведь человека, стремящегося приблизиться и познать Бога, ждет встреча со Христом. И как же эту встречу не пропустить?

Что нужно делать в Сретение Господне, чтобы защитить свой дом от всего плохого

Сретение Господне: кому помолиться, что нужно сделать и от чего отказаться в христианский праздник Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова — «радость».
Сретение Господне: что это за праздник и в чём его смысл? Зима - 14 февраля 2024 - Новости Читы -
15 февраля – Сретение Господне: история, смысл, молитвы. Видео. Иконы. На церковнославянском языке слово «сретение» означает «встреча».
Два Завета встретились. Сретение Господне Православный праздник Сретение Господне: происхождение, божественная суть, иконография, существующие обычаи и запреты, языческие традиции.

Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников

Без ссор и путешествий: главные традиции и приметы на Сретение Господне Сретение Господне является Двунадесятым православным праздником.
Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля Что за праздник Сретение Господне, когда отмечают в 2023 году, что произошло в этот день и как его правильно провести.
15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник? Сретение Господне или просто Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей.
Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи Сре́тение Госпо́дне, также Сретение Господа нашего Иисуса Христа (церк.-слав. срѣтеніе — «встреча»), Принесе́ние во Храм.

Смысл праздника Сретение

  • "Сбер" выкупил Горно-Алтайский аэропорт и планирует сделать его международным
  • Когда христиане отмечают Сретение Господне 2022 и что это за праздник - Толк 15.02.2022
  • Сретение 2023: приметы на 15 февраля, традиции и обряды
  • Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать

В Сретение предки всегда узнавали точную погоду на весну: морозы будут неспроста

Рассказываем, какого числа Сретение Господне в 2024 году, как появился этот праздник и какие у него традиции. Праздник «Сретение Господне». Слово «сретение» означает «встреча». Пожертвовать и попросить помолиться:Пожертвование на просветительские проекты или иные нужды:карта Сбербанка: 5469 5500 2810 6794карта ВТБ: 5368 2901 6029 07. История праздника. Установление празднования Сретения Господня в числе двунадесятых праздников произошло в 544 году.

"Сбер" выкупил Горно-Алтайский аэропорт и планирует сделать его международным

  • ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
  • Когда отмечают в православии
  • Когда Сретение Господне 2024
  • Значение праздника

Сретение 2023: что важно знать, чтобы год горько не плакать – приметы на 15 февраля

В некоторых селениях 15 февраля со сретенскими свечами и водой обходили дома, чтобы очистить их от сил зла. Опасались в это время Домового. Существовало поверье, что дух в ночь после Сретенья беснуется и может «заездить коня». На праздник было принято печь блины, которые символизировали Солнце. Считалось, что в этот день встречаются зима и весна. А для детей готовили печенье в форме птиц. Малыши бежали на пригорок, протягивали таких "жаворонков" к небу и просили солнце зиму прогнать. На Сретенье сложились и свои приметы.

Если съесть блин до появления на небе первой звезды, то человеку будет во всем везти. Если сретенская вода, которую поставили рядом с человеком, потемнела, то на нем порча. Считалось, что все загаданные на Сретенье желания сбываются. Собака лает — к пустым разговорам, воет — к плохим новостям, рычит — к визиту злого человека. Птицы у дома беспокойные — может произойти ссора. Если покормить на Сретение бездомное животное, то целый год не будешь нужды знать.

Запрещается выполнять любую работу, кроме той, что идет на благо людям. Алкоголь имеет свойство затуманивать разум, и делает зависимым.

Считается, что алкоголь это вред от лукавого. Лучше посвятить время Господу. А уборкой и стиркой, лучше заняться в будние дни. Возможно, провести время с родными и друзьями. Мыться нужно накануне Сретения, чтобы встретить торжество чистым. Оно отвлекает от похода в храм и молитв. Вера в Бога противоречит магии и проведению ритуалов. Иконы, посвященные Сретению Икона для праздника Сретение Господне состоит из пяти фигур.

В центре находится Богомладенец Иисус, рядом Богородица, а немного выше праведник Симеон. Мария передает свое Дитя старцу, отец Иосиф с парой голубок расположен по левую сторону, а Анна-пророчица держит свиток. В одной римской церкви, Санта Мария Маджоре, находится древнейший образ этого события. Образ расположен в триумфальной арке, в виде одной из мозаик, на которой изображена Богородица с малышом, идущая на встречу Симеону. Дата ее создания — первая половина 5 века. На Руси есть два древних изображения, которые посвящены празднику Сретения и датированы 12 веком: Одно находиться в г. Киев, Кирилловская церковь. На этом образе младенец сидит на руках Богородицы.

Второе находиться в г. В грузинской иконографии на иконе отсутствует изображение алтаря, на его месте расположена горящая свеча, которая символизирует жертвенность. Также, к иконам праздника Сретения Господня можно отнести образ «Умягчение злых сердец», известный и под другим названием «Симеоново проречение». Он олицетворяет предсказание смиренного Симеона, произнесенное во время празднования Сретения. На иконе изображено семь мечей: три слева, три справа и один внизу, пронзившие сердце Богоматери, которая стоит на облаках. Мечи изображенные на картине, символизирует горе, печаль и боль — то, что она испытала при жизни на земле. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Кондак, глас 3-й Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Праздник Сретения Господня в католическом храме Праздник представления Иисуса в храме через сорок дней после его рождения, отмечаемый 2 февраля, имеет долгую историю в Восточной и Западной Церкви. Закон Моисея предписывал, чтобы каждый первенец в Израиле был посвящен Богу через сорок дней после рождения и выкуплен на сумму, хранящуюся в сокровищнице Храма. Это было в память о том, что перворожденные сыновья были спасены от смерти в ночь первой Пасхи во время исхода из Египта. Евангелие от св. Луки дает нам отчет о сретение Иисуса в храме: когда пришло время для их очищения по закону Моисея, они привели его в Иерусалим, чтобы представить его Господу. Святой Иосиф и Богоматерь вошли в храм незамеченными среди толпы. Иерусалимская церковь начала ежегодное празднование Сретения Господня в 4 веке. Праздник отмечался 14 февраля, через сорок дней после Богоявления, потому что Иерусалимская литургия еще не приняла римский обычай праздновать Рождество 25 декабря.

И чудесная встреча произошла: Симеон взял на руки Господа, 40-дневного младенца, и с радостью старец воскликнул: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миромъ; яко видеста очи мои спасенiе Твое, еже еси уготовалъ предъ лицемъ всехъ людей, светъ во откровенiе языковъ, и славу людей Твоихъ Израиля! Таким образом, праздник Сретения Господня напоминает нам и о наступающем вскоре Великом посте и Страстной седмице - времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа. Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ведь Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном. Узнала Господа и Анна пророчица, жившая при храме 84-х летняя вдова, которая служила Богу постом и молитвой день и ночь. Анна пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, с верой и надеждой ожидавшим Его пришествия. Симеон Богоприимец умер, по преданию, на 360-м году своей жизни, но смерти он не боялся, ведь такое ожидаемое им пророчество исполнилось: он держал на руках Мессию!

После значимой встречи старец отправился рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился - пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти. Для православных христиан Сретение Господне - необычный праздник: в отличие ото всех остальных, посвященных, условно, кому-то одному, он одновременно Господский и Богородичный.

Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела. Навалив их... Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен.

Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших. Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого. И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей. Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских. Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи!

Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации! Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный. Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,...

Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения. Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами».

Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32]. Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия.

Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения. К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло. История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления. Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции.

Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте. Спор здесь попросту невозможен. Однако более поздняя и пространная хроникальная заметка, принадлежащая перу анонимного «монаха из Урсикампа» ок. Здесь мы читаем следующее: «542-й год.

В ту пору, когда великий мор поразил Константинополь, учреждается праздник Очищения Блаженной Марии, который по-гречески зовется «Hypante», что означает «Сретение», ибо в этот день Симеон пришел в Храм, когда туда принесли Господа; после чего бедствие то отступило от города]» [33]. Эта заметка, как видим, уже ясно и несомненно формулирует генетическую зависимость между чумой и праздником Сретения. Более ранняя заметка подобного рода пока не обнаружена. В его также популярной всемирной Хронике, составленной по указанию папы Климента IV , о празднике Сретения сказано следующее: «В те времена [при императоре Юстиниане Великом. Среди поздних второстепенных по своей источниковой ценности свидетельств об обстоятельствах введения в византийской церковный календарь праздника Сретения выделяется заметка из знаменитых Церковных Анналов римского кардинала Цезаря Барония 1538—1607.

Библиотекарь в Ватикане , блестящий знаток рукописной церковной историографии Востока и Запада, Бароний выступает здесь не как средневековый летописец-компилятор, но как ученый историк, пытаясь предпринять обзор к сожалению, далеко не полный доступных ему источников и дать хотя бы беглую критику некоторых из них. В этой связи он пишет следующее. Когда же протекло времени не долее трех месяцев с той поры, как мор охватил Константинополь, случилось чудо. Хотя не свидетельствуют о том ни Прокопий, ни Евагрий [sic! Ибо столь великое благодеяние — установление торжественно справляемого праздника в честь Божией Матери Марии, повторяемого в ежегодном церковном круге, — осталось навеки запечатленным в памяти потомков.

Этот праздник ввел в Западной Церкви папа Геласий [492—496], уничтожив языческий праздник Луперкалий: мы упомянули о том в примечаниях к Римскому Мартирологию [Februarii II]. Кроме того, об этом празднике в честь Богородицы... Обратим внимание на деликатные и даже скрытые — но именно поэтому совершенно замечательные — упреки в адрес Прокопия Кесарийского и Евагрия Схоластика, — упреки, разумеется, несправедливые: ведь не могли же добросовестные византийские авторы VI столетия свидетельствовать о том, чего не было в действительности! Выражая их в форме сожаления, Бароний вместе с тем прекрасно понимает, что единственно достоверными историками буквально «свидетелями» событий юстинианова времени могут быть только наблюдавшие их современники [36] , поэтому он и не противопоставляет здесь открыто Прокопию и Евагрию историков и хронистов позднейшего времени, опиравшихся на предшествовавшую традицию, степень достоверности которой они не всегда могли либо просто не желали критически проанализировать. В обстоятельных примечаниях к Римскому Мартирологию кардинала Барония находим некоторые дополнительные сведения: «Очищение».

Об этом празднике сообщает Беда [37] и другие латинские писатели; греки также указывают этот день, что известно из Менология [Месяцеслова] и постановления императора Мануила о праздниках. В древних рукописях праздник, справляемый в этот день 2-го февраля , известен под разными названиями: «Праздник Симеона и Анны», «Представление», «Встреча». Во времена императора Юстиниана этот праздник начали отмечать в Константинополе, о чем свидетельствуют как греческие, так и латинские авторы: Никифор, Павел Диакон, Георгий Кедрин под 9-м годом царствования Юстина. Сигеберт в Хронике под 542-м годом так говорит о причине, послужившей поводом установления праздника [... Некоторые полагают, что не следует доверять Никифору [Каллисту] о времени установления этого праздника [39].

Таким образом, список конкретных авторов, сообщающих о введении Сретения в Константинополе, ограничивается у Барония всего лишь четырьмя именами, и потому наша подборка свидетельств о древнейшем периоде существования этого праздника в Восточной Церкви является на сегодняшний день наиболее полной [40]. Весьма знаменательна здесь и деликатная, но достаточно ясно отражающая историографическую позицию Барония характеристика Никифора Каллиста. Действительно, хроникальная заметка последнего о причинах возвеличения праздника Сретения имп. Юстинианом даже при самом большом желании не может быть согласована со сказанием о чуде во время чумы, явно импонировавшим ученому кардиналу. Подводя предварительные итоги, наметим наиболее вероятную, на наш взгляд, схему образования этой противоречивой традиции.

При этом временные и пространственные координаты целого ряда независимых друг от друга событий, на него наслаивавшихся, окончательно перепутались. Откровение о надписи на воротах антиохийских домов «Христос с нами, стойте! Популяризаторов этой легенды, воспроизводящих ее вплоть до сего дня, не смущали ни конкретные свидетельства древних источников об установлении праздника императором Юстином, ни то, что ни один византийский хронист, относящий это событие ко времени его преемника, императора Юстиниана, не ставит церковное торжество в генетическую зависимость от губительного мора и землетрясений не одновременных чуме , ни даже то, что современники бедствий юстинианова времени не только ничего не знают о спасительном для всех сретенском богослужении в разгар чумы, но свидетельствуют прямо противоположное, говоря о тщетных попытках отчаявшихся людей найти спасение в святых храмах!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий