Новости в советскую эпоху нормой стало

В советские годы граждане страны придерживались строгих моральных принципов, некоторые из которых сегодня кажутся просто дикими.

"Ихние собаки едят, видите ли, котлеты..."

В этот же день в 1983 году в газете «Коммунист Севера» ученики 7 «б» класса Тегульдетской школы поздравляли физрука с Днём учителя. А газета «Тагильский рабочий» 5 октября 1989 года писала о совмещении приятного с полезным. Газета «Смена» в этот день в 1963 году рассказывала об удивительной находке в Ставропольском крае. А «Вечерний Ленинград» 13 октября 1962 года сообщал о бережном отношении к природе.

Соответственно, попытки издателей представить, например, Георгия Маленкова в качестве единственного преемника власти пресекались. В 1970-х годах попытки создать культ личности Леонида Брежнева воспринимались населением негативно [10] [11] [12]. К середине 1930-х годов ярко проявилась роль пропагандистской машины в укреплении сталинского режима. Пропаганда создавала культ личности Сталина.

Пропаганда могла делать из бедствия подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскин» в 1934 году , когда все лётчики, спасавшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. Пропаганда максимально использовала интерес к перелёту экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток в 1936 году, к перелёту экипажа Чкалова из Москвы через Северный полюс в США в 1937 году, к первой в мире советской дрейфующей полярной станции в 1937—1938 годах. Пропаганда также превозносила трудовые подвиги таких «простых людей» как Алексей Стаханов или Паша Ангелина , которые купались в лучах славы [13]. В 1930-е годы отмечалось появление значительного корпуса текстов, стилизованных под фольклорные произведения. В данных произведениях, например, в сказе Марфы Крюковой , фигурирует словосочетание «ясные соколы», когда речь идет об авиации и авиаторах. Ещё более значимым для пропаганды, чем образ героев, был образ врагов. До Великой Отечественной войны советская пропаганда уподобляла происходящее в тех или иных сферах общественной жизни событиям эпохи Гражданской войны и использовала, в основном, риторику классовой борьбы.

В качестве главных внешних врагов советского народа пропаганда до Великой Отечественной войны изображала «мировую буржуазию », « фашистов », а после войны — блок НАТО во главе с США. Формы представления этих врагов были стереотипны — от черно-белых карикатурно-плакатных толстяков-капиталистов в цилиндрах и с мешком долларов в руке до дядюшки Сэма и генералов Пентагона. Их стандартными атрибутами в кино или книгах «про шпионов» были бутылка виски , толстая сигара , разговоры о потерянных из-за революции и коммунистов деньгах или планах уничтожения СССР. Во время Великой Отечественной войны главными врагами были « немецкие фашисты » и их союзники. Это стал наиболее значимый и сильный в моральном и идентификационном плане образ врага, в советской и постсоветской пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили и служат абсолютной мерой негативного. В послевоенное время внешние враги, по существу, вытеснили из риторического поля прежние образы таких врагов, как белогвардейцы , кулаки , меньшевики , троцкисты. Но всё же немаловажными для пропаганды оставались и внутренние враги.

В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины. Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер. Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны.

Эта риторика постоянно воспроизводится в газетах с самого начала 1990 года, но теперь приобретает зловещие оттенки.

Особенно прозрачно это связано с коллективными страхами по поводу того, как именно правительство планирует перейти к рынку. И в этой ситуации правительство выступило с давно обещанной программой "перехода к регулируемому рынку". Переход к рыночной системе без раскрепощения товаропроизводителя и сферы обмена продуктами его труда есть либо нелепость, либо самообман, либо просто обман". Доклад Рыжкова был очередной попыткой консервативного крыла Политбюро перехватить инициативу у более либерально настроенных экономистов и государственных структур47.

Однако стихийно возникавшие, хотя и неизбежно уродливые в условиях кризиса денежного обращения рыночные структуры в 1990 году явно вытесняли "плановую экономику". Об этом можно судить по информации в газетах самого разного уровня. Например, "Советское село" еще от 4 января содержало следующую информацию: "Кооператив "Новинка" принимает заказы на пошив верхней одежды, бижутерию далее следует табличка с перечнем товаров и ценами. Таким образом, крестьянин из уральской деревни мог заказать и получить по почте пальто, сшитое в молдавском сельском кооперативе.

Кооператив сам искал своего клиента. Такой рекламы не было, например, в газете "Уральский рабочий": объявление было обращено именно к жителям села, где дефицит товаров был велик, а предло жения не было вовсе49. Объявления о деятельности кооператива "Новинка" со все расширяющимся списком позиций публиковались в "Советском селе" на протяжении всего года. Доклад Рыжкова о переходе к рынку был попыткой "присвоить" то, что происходило без всякого участия власти.

От власти в этой ситуации ждали грамотного смягчения последствий перехода, гарантий и социальной защиты. Однако такую программу правительство Рыжкова выработать, похоже, не могло. Наиболее впечатляющим последствием этого для газетного дискурса становится то, что после доклада Рыжкова декларации инфантильных патерналистских настроений и соответствующая лексика из газет исчезают практически полностью. Судя по газетам, именно в этот момент в обществе распространяется мысль о том, что выживание в новых условиях — личная инициатива каждого.

Крах социальных иллюзий приводит к полной смене интонаций в газетах разного уровня. Меняются интонации не только у представителей "обычной" общественности, но и у оппозиции Горбачеву "справа" — с неокоммунистических позиций. Приведем в качестве примера фрагмент манифеста Марксистской рабочей партии — Партии диктатуры пролетариата50: "Нас уверяют, что альтернативы рынку нет, так как народ не хочет возврата к административным методам бюрократического правления. Это ложь!

Это самоуправление и хозрасчет рабочих коллективов, передача им собственности на средства производства, право самим определять численность, состав и оплату администрации, сокращение госаппарата и передача власти от Советов, находящихся под полным контролем госаппарата, органам рабочего самоуправления, в том числе забастовочным комитетам". Заявление это, несмотря на его грозный тон, как ни странно, уже представляет собой характерный пример новой тактики выживания. Ни одна из провозглашенных позиций не могла быть реализована на практике. Подоплека большинства процитированных лозунгов — непонимание глубины и самих основ охватившего страну экономического кризиса, апология забастовочных комитетов, которые могут навести на предприятиях порядок — очевидно, под руководством новосозданной партии или в соответствии с ее установками51.

Но главное, что и за этим манифестом стоит представление о том, что стоит сократить аппарат, как появятся свободные деньги и жизнь улучшится. Тем не менее перед нами все же пример оживления риторики революционного 1917 года, которая воспринимается как противоядие против кризиса власти. Этот "гибельный восторг", впрочем, очень слаб и выглядит скорее курьезно и жалко, чем страшно. Для лета, помимо рыночного вопроса, характерно также решение судьбы Союза, обсуждение союзного договора, лозунги "сплотимся во имя подлинного возрождения России и укрепления Советского Союза", "за консолидацию и обновление" и т.

Важно, что в условиях надвигающегося голода, о котором авторы газетных статей, как правило, не говорили впрямую, но который после доклада Рыжкова ждали многие, эти лозунги остаются пустыми — потому что ни читателей, ни журналистов уже не интересует исход дебатов вокруг СССР. Ельцина на съезде: Страной больше нельзя командовать. Народ может дать отставку любой политической силе, какой бы влиятельной она ни была в прошлом. Он поддержит только ту политическую организацию, которая позовет не в заоблачные коммунистические дали, а будет каждодневно делом защищать интересы каждого человека, помогать сделать его и всю страну нашу передовой, богатой и счастливой.

Этот фрагмент характерен с точки зрения формирования оппозиции "Горбачев — Ельцин", которая становится определяющей во второй половине 1990 года. Ельцин выступает с позиции антикоммуниста. На первый взгляд, он говорит о неких "политических силах" вообще, но, конечно, имеет в виду именно КПСС. Таким образом, Ельцин обозначает преимущества демократической позиции перед коммунистической: реальная помощь людям сегодня, а не мучительная жизнь ради абстрактного "светлого будущего".

К августу со страниц газет, кажется, вовсе исчезают коллективные обращения. Резко падает поток писем в редакции. Если в январе-мае "Уральский рабочий" каждую неделю с гордостью сообщал, что в редакцию пришло больше тысячи писем, то с июня колонка редактора обходится без точных данных. В августе паника по поводу повышения цен сменяется паникой по поводу урожая.

Битва за урожай и призрак голода Набивший оскомину лозунг оказывается не только актуальным, но и зловеще неметафорическим. Битву за урожай страна ведет сама с собой. Газеты переполнены "вестями с полей". Сам способ подачи этих новостей резко отличается от обычной модели "советских уборочных".

Никаких восторгов по поводу удивительного плодородия 1990 года никто не испытывает. Урожай зерновых 1990 года оказался необычно большим, однако богатство это было непосильным для советской экономики. Собирать урожай было некому; непонятно было, как и кому его нужно продавать; не известно даже, зачем хранить. Можно выделить несколько симптоматичных риторических моделей, позволяющих оценить общий настрой.

Искренний порыв людей помочь сохранить собранный урожай. Порыв можно квалифицировать как вполне коммунистический, похожий по своей сути на энтузиазм ранних субботников. Так, в "Уральском рабочем" публикуется письмо ветерана Б. Солонина с призывом прекратить всякие совещания и отправиться на уборку: "Нетрудно догадаться, что нас ждет нынешней зимой, если этого не сделать.

Я сам готов ехать"53. Столь же искренняя и однозначная пассивность и массовое нежелание работать — "возиться в грязи". В "Известиях" передовая статья от 19 августа так и названа: "Кто сказал, что жатва — всенародное дело? Подозреваю, что это язвительное замечание сделано кем-то из читателей "по горячим следам", а не через несколько лет после событий; в таком случае эта поправка тоже выражает настроения 1990 года.

Ощущение бессмысленности уборочной, невозможность в советских условиях эффективного стимулирования труда в экстренной ситуации — вот что просматривается за сообщениями газет. Привычные для брежневской эпохи впрочем, и вообще для советского режима административно-командные методы спасения урожая. Например, в газете сообщается, что в Варненском районе Челябинской области введено чрезвычайное положение в связи с "битвой за урожай". Газеты печатают указы и постановления правительства, касающиеся студентов, которых в обязательном порядке отправляют на поля.

Первые ростки рыночных отношений во время уборочной — приглашение горожан на уборку урожая с возможностью собрать для себя необходимое количество лука, картошки и т. В газетах разного уровня приводятся примеры действенности таких методов и указывается их общая половинчатость, нецивилизованность. При этом хлеба не стало меньше, а людей не стало больше, однако началась заготовка хлеба впрок — страна кинулась сушить сухари. Парадоксальность ситуации — с одной стороны, огромный урожай, тысячи тонн пшеницы, полные закрома, с другой — призрак голода — определяется многовековым горьким опытом.

Отчуждение горожанина от производства сельской продукции впрочем, как и крестьянина , превращение "урожая" в мифические цифры, а на деле — в гнилое именно так будет сказано в "Известиях" — "сгноили зерно"54 — все это не раз и не два ощущали на себе советские жители. Однако в советский период каждый человек был уверен в государственной "пайке" — пусть в минимальных размерах, пусть в виде талонов на продукты, пусть в виде импорта канадского зерна взамен своего погубленного. Осень 1990 года воспринималась обществом как время "социального дарвинизма" — выживет тот, кто сам позаботится о себе. Журналист "Известий" Э.

Сделаем, чтобы следующей осенью урожай собирал тот, кто сеял, а не тот, кого пригнали из-под палки"55. Очереди за хлебом были переходом "тактики выживания" в фазу откровенной паники. Поэтому инерция заявлений о "железной руке", которую ждет народ, может рассматриваться именно как инерция "Реальность такова, что люди не верят в возможность быстрой стабилизации, страшатся рынка, цепенеют от разгула преступности. Случайно ли, что обыденное массовое сознание все активнее и громче требует "железной руки", которая смогла бы навести порядок в стране?..

Как бы странно ни выглядела эта диалектика — к демократии через силу, — она все больше обретает черты реальности"56. Именно осенью в газетах появляется все больше сообщений о том, как люди приспосабливаются к условиям, не поддержанным никакими гарантиями и защитами. В политическом дискурсе главным словом становится "стабилизация". Мы обязаны быстро завершить разработку единой общесоюзной программы перехода к рынку и при поддержке народа решительно взяться за ее претворение в жизнь"57.

Шолохов, К. Симонов, А. Твардовский, С. Маршак, И. В самые тяжёлые годы войны их слово вселяло веру в то, что враг рано или поздно будет повержен.

Начавшаяся после прихода к власти Никиты Хрущёва оттепель, эпохальный XX съезд КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина, не могли не сказаться на отечественной журналистике. И вновь, как и в 20-е годы, ярко проявилась разница между двумя главными газетами страны. Летом 1959 года главным редактором «Известий» был назначен Алексей Иванович Аджубей — талантливый журналист и великолепный организатор газетного дела. До этого он возглавлял «Комсомольскую правду» и сумел за несколько лет поднять её тираж до невиданных высот. К тому же Алексей Аджубей занимал, если можно так сказать, ещё одну «должность» — он был зятем Никиты Хрущёва, а такая приближённость к первому лицу государству значила очень много.

С таким главным редактором «Известия» были просто обречены на успех. Газета стремительно меняла свой облик, становилась изданием, для которого главными были интересы читателя, а не обслуживание идеологических запросов власти. Избавить газету от чрезмерной идеологизированности и заштампованности, сделать её близкой читателю — этой цели стремился добиться Аджубей. Однажды он составил перечень запрещённых к употреблению в газете штампов, вроде «огромный интерес общественности», «немеркнущая дружба народов», «горячий приём» и прочее. И только когда корреспонденты буквально взмолились, прося главного редактора отменить это решение без привычных штампов их работа резко замедлилась , Аджубей отменил запрет.

Естественно, что такая редакционная политика сразу же нашла отклик у народа. В отличие от «Правды», которую выписывали по принуждению подписаться на главный орган партии обязан был каждый член КПСС , «Известия» выписывали «для себя». Уже через год после прихода в редакцию Аджубея «Известия» получили более 600 тысяч писем от читателей. С 1959 по 1964 год тираж «Известий» возрос почти в четыре раза: с 1,6 миллиона до 6 миллионов экземпляров. В конце 1964 года Алексей Аджубей должен был занять должность министра иностранных дел СССР, указ о его назначении уже был подготовлен.

Почему в СССР был дефицит и как жили в этот период?

На протяжении всего советского периода периодика освещала, хотя и в разной мере в различные периоды, практически все стороны советской действительности и публиковала официальную документацию нормативного характера и партийные материалы. Начало Перестройки и "эры гласности" стало эпохой перемен для одних и началом конца для других. Первое мая давно стало символом весны, но мало кто знает, почему важная дата празднуется именно в этот день. Советские учёные добились выдающихся успехов в естественных науках: семь исследователей в этот период стали лауреатами Нобелевской премии. В эпоху отсутствия e-mail, чатов, мессенджеров простое бумажное письмо было единственным средством письменного общения. новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат.

Дефицит новостей

  • О чем писали советские газеты в эпоху НЭПа - Родина
  • Статьи, связанные с этой статьёй
  • Домашний телефон
  • Сейчас на главной
  • Вопрос. Периодика советского периода: ее особенности — Студопедия

Духовная жизнь общества в период оттепели

Да, многие современные явления присутствовали и тогда, но вот только отношение к ним в обществе было совсем иным. Какие-то действия осуждались, что-то социум только приветствовал. Но в любом случае индивидуальность не считалась привлекательной, было желательно не выделяться из толпы. Существовали вообще постыдные вещи, к которым терпимо не относился никто, которые все считали даже подлыми. Таких можно привести несколько. Перепродавать иностранные вещи Такая деятельность считалась предпринимательской, преследовалась по закону. Фото: Pixabay Но люди вместе с тем все равно перепродавали что-то, зарабатывали на этом. Сама по себе такая торговля не являлась подлой. Подлым и некрасивым было то, что на гражданах наживались, что на их желании что-то приобрести кто-то зарабатывал. Нередки были случаи, когда за иностранные вещи выдавались предметы советского производства.

Если же прямая полемика и возникала, то она чаще всего принимала художественную форму. Это, разумеется, не гарантировало от ареста в случае, если вольнодумные литературные упражнения становились известными госбезопасности: так случилось с Аркадием Белинковым, Борисом Чичибабиным, Наумом Коржавиным, Александром Есениным-Вольпиным и некоторыми другими молодыми литераторами. Может быть, уместнее говорить даже не о наследии, а о продолжении судеб: многие из людей, вокруг которых складывалось диссидентское сообщество в те годы, когда «диссидентство» переставало быть судьбой немногих одиночек и становилось заметным культурным, социальным и политическим явлением, — не те ли же самые вольнодумцы послевоенной эпохи, только на 10—20 лет старше? Да, это так, конечно, но в течение этих 10—20 лет в жизни страны происходили важные процессы, сформировавшие или изменившие менталитет не одного этого поколения. Идеологическое землетрясение, устроенное Хрущевым в феврале 1956 года, потрясло идеологические основы режима. Страна разделилась на «сталинистов» и «антисталинистов», причем демаркационная линия определялась не только отношением к личности покойного диктатора и к массовым кровопусканиям, которые тот учинял при жизни. Терминами «сталинизм» и «наследие сталинизма» в официальную печать, впрочем, не допускавшимися, — вместо них там использовались расплывчатые эвфемизмы «культ личности» и «последствия культа личности» общественное мнение маркировало практически все актуальные политические, культурные, социальные, экономические и даже научные проблемы: отсутствие в СССР демократии, колхозную нищету, жесткий партийный диктат в сфере идеологии, цензуру, притеснения художников-авангардистов и т. Соответственно, любые выступления против наиболее отвратительных черт режима воспринимались как «антисталинистские». Эта дихотомия определила политический контекст будущего диссидентства, и не только его, но и всей общественной жизни в Советском Союзе да и в постсоветской России тоже , на многие десятилетия вперед. В дальнейшем все диссиденты, за редчайшими исключениями, позиционировали себя как «антисталинисты». Половинчатая и непоследовательная политика хрущевского руководства привела к тому, что разлад между интеллигенцией и властью во второй половине 1950-х не исчез, а, наоборот, все больше обострялся. Какую-то роль здесь сыграли и процессы, происходившие в странах «социалистического лагеря»: польский Октябрь, венгерская революция и ее кровавое подавление советскими танками, соблазнительный пример югославских социально-экономических реформ. Вновь появилось множество подпольных кружков и групп. В Украине, балтийских и закавказских республиках это, конечно, были по большей части группы националистической ориентации, в метрополии подпольщики объединялись вокруг общеполитических платформ. В дальнейшем, с появлением открытой коллективной активности «диссидентского типа», политическое подполье, вопреки распространенному мнению, не исчезло, оно лишь отодвинулось на периферию социума, географическую и медийную. Но говорить о нем как о «контексте диссидентства», наверное, было бы не совсем верно: с точки зрения самих диссидентов его можно скорее охарактеризовать как осознанную и отвергнутую альтернативу. Характерно название мемуаров Петра Григоренко — бывшего убежденного партийца, ставшего в 1963 году подпольщиком, а во второй половине 1960-х одним из самых известных диссидентов: «В подполье можно встретить только крыс…». Диссиденты решительно порывают с одним из базовых мифов российской истории — мифом о конспиративном движении, приводящем к всеочистительной и все преображающей Революции. В диссидентском мейнстриме постоянно подчеркивалось, что их деятельность не тайная, а демонстративно публичная, что она осуществляется в рамках действующих законов и не направлена на революционный переворот. Тем не менее с точки зрения «внешнего» исследователя, возможно, правильнее всего было бы рассматривать политическое подполье 1950—1980-х не в качестве «контекста» диссидентской деятельности и не как альтернативу этой деятельности, а как особый вид диссидентства, сопряженный с отказом от диссидентского легализма и диссидентской публичности. Интереснейший пример «переходного звена» между подпольем и открытой диссидентской деятельностью представляет группа скорее, политический семинар , созданная в 1956—1957 годах Револьтом Пименовым. Семинар Пименова функционировал как подпольный кружок, с соблюдением всех правил конспирации; но в это же самое время лидер группы обращался к депутатам Верховного Совета СССР с письмами протеста против использования Советской армии для подавления революции в Венгрии, подписывая их своим полным именем, с указанием обратного адреса! В целом в соревновании с открытым диссидентством подпольщики проигрывали: разрозненные кружки и группы, создававшиеся ими, действовали изолированно друг от друга, более того — друг о друге, как правило, и не слыхали. Их знакомство обычно происходило уже в лагерях. Революционное сообщество, которое могло бы стать значимым общественно-политическим фактором, в СССР так никогда и не возникло. Впрочем, в некоторых республиках — в Армении, Азербайджане, Молдове, отчасти в Грузии и Эстонии — именно подпольные кружки националистического толка так до конца и остались наиболее распространенной формой конфронтации с государственной властью. Оппозиционная политическая активность проявлялась не только в деятельности подпольных кружков. Еще в 1950-е, задолго до того, как открытое диссидентское поведение стало нормой общественной жизни для относительно больших групп людей, кое-кто решался и на публичные выступления политического характера см. Основная конфронтация мыслящей части советского общества с властью разворачивалась совсем в другой плоскости. Для тех людей, которым удалось пройти школу послевоенного вольномыслия, доклад Хрущева был не откровением, а лишь неполным и робким признанием того, что они, интуитивно или путем логического анализа, а иные и на собственной шкуре, поняли еще при жизни Сталина.

У читателя создаётся впечатление, что автор этой книги не проникнут заботой об устранении увиденных им недостатков в нашей жизни, он умышленно сгущает краски, злорадствует по поводу недостатков. Такой подход к изображению действительности в произведениях литературы и искусства есть не что иное, как стремление показать её в извращённом виде, в кривом зеркале». Задания Как вы поняли, что именно вызвало возмущение у Хрущёва в книге Дудинцева? В чём Хрущёв видел предназначение литературы? Важное место в искусстве и литературе этого периода занимала тема Великой Отечественной войны. Продолжалось развитие так называемой «лейтенантской прозы». Писатели, прошедшие войну в звании младших офицеров, обращались к собственному фронтовому опыту. На первом плане в их произведениях — не героизация событий, а интерес к личности, попавшей на войну, осмысление пережитой трагедии. Василь Владимирович Быков 1924—2003 , 1944 г. Фотография неизвестного автора Снижение пафоса при изображении войны не привело к снижению драматизма, скорее, наоборот, придало ему трагедийную силу. Такую оценку можно дать и фильму «Судьба человека» Сергея Фёдоровича Бондарчука 1920—1974 , также участника войны. Фильм был снят по одноимённому рассказу Михаила Шолохова. Сергей Бондарчук был не только его режиссёром, но и снялся в главной роли — шофёра Андрея Соколова, прошедшего ад фашистского концлагеря и потерявшего на войне всю свою семью. Сергей Бондарчук в роли Андрея Валько. Кадр из фильма «Молодая гвардия» Судьбе человека на войне были посвящены художественные фильмы «Летят журавли» режиссёр Михаил Калатозов, 1957 г. Их высоко оценили не только советские, но и зарубежные зрители. Но такое изображение войны — не как подвига, а как трагедии — далеко не всегда устраивало советское партийное руководство. Показательна в этом отношении судьба романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Явный антисталинский характер романа вызвал резкую реакцию. Рукопись и черновики были конфискованы КГБ и уничтожены. Суслов, отвечающий за идеологическую работу, ответил, что об этом «не может быть и речи», и что роман может быть напечатан в СССР не раньше, чем через 200—300 лет. Роман, уже после смерти Гроссмана, был вывезен на Запад и напечатан в Швейцарии. В СССР читатели смогли свободно прочитать книгу лишь во время перестройки. Разнообразие жанров, актуальность тем, поднимаемых в литературе, привели к росту интереса к книжным новинкам, литературным журналам. Вечера поэзии в Политехническом музее в Москве пользовались огромной популярностью, а поэтические чтения на стадионе Лужники в 1962 г. Такая популярность стала вызывать недовольство консервативной части советской литературной общественности и властей. На встрече с интеллигенцией в Кремле в марте 1963 г. Хрущёв подверг резкой критике творчество Андрея Вознесенского, не давая ему буквально слово сказать. Лидер СССР обвинял поэта в том, что тот работает на «хозяев с Запада», угрожал лишением советского гражданства, заявлял, что ни о какой «оттепели» в Советском Союзе не может идти речи, что надо делать выбор: «или лето, или мороз». Никита Хрущёв на встрече с творческой интеллигенцией в Свердловском зале Кремля. На трибуне поэт Андрей Вознесенский, 7 марта 1963 г. Фотография Александра Устинова из архива МДФ Идеи и настроения шестидесятников нашли отражения в постановках, созданных в период оттепели в театрах: «Современнике» и Театре драмы и комедии на Таганке. Театр отказался от большинства пьес классического репертуара в пользу произведений современных авторов. Первый спектакль был поставлен по пьесе драматурга Виктора Сергеевича Розова 1913—2004 «Вечно живые», на основе которой впоследствии был снят фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». Начало популярности театра на Таганке было связано с приходом на должность главного режиссёра Юрия Любимова. Под его руководством театр приобрёл репутацию самого авангардного театра страны. В творчестве художников-шестидесятников были представлены разные направления. Трудовые будни современников отражались в картинах художников «сурового стиля». Произведения этого направления противостояли искусству соцреализма, которое приукрашивало действительность и демонстрировало всеобщий оптимизм. Представители же «сурового стиля» стремились показать более реалистичную жизнь рабочих и крестьян. Виктор Попков 1 декабря 1962 г. На выставке были представлены в том числе и работы художников-авангардистов из студии «Новая реальность». За день до открытия выставки стало известно, что её собирается посетить Хрущёв. Творчество авангардистов встретило у него полное непонимание. Он в самых резких выражениях раскритиковал работы художников. Его знаменательная фраза: «Что касается искусства — я сталинист! В прессе развернулась широкая кампания «по борьбе с формализмом и абстракционизмом», Хрущёв потребовал исключить из КПСС и Союза художников всех участников этой выставки. Хрущёв на выставке «30 лет МОСХ», 1962 г. Фотография из архива Росинформа, «Коммерсантъ» На этой выставке были представлены также работы скульптора Эрнста Иосифовича Неизвестного 1925—2016. Художник Эрнст Неизвестный в мастерской. Фотография из архива РИА Новости «Хрущёв со всей мощью обрушился на меня, — вспоминал позже скульптор.

При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.

Газета "Правда". «Русские премьеры» как зеркало насущных проблем общества

Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). Главная» Новости» Что означали эти даты в ссср 22 января 12 марта 18 марта 1 мая 7 ноября 1 января. самые свежие новости спорта на сайте 90 лет героической эпопеи спасения челюскинцев и учреждения звания Героя Советского Союза. новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат.

История советской журналистики: развитие и становление

Это была первая газета, которая начала выпускаться под эгидой большевиков уже в далеком 1917-ом году и ставила своей задачей просвещение и объединение пролетариата в один единый организм. Естественно, в ареалах своего распространения они пользовались большой популярностью. Для любознательных Для всех интересующихся наукой, природой и различными новинками технического процесса, также выпускалось большое разнообразие самых различных газет. Если второй был широко доступен, то вот первый был жестким дефицитом, за единственным экземпляром которого часто выстраивалась очередь из друзей, знакомых, коллег, которые по очереди читали один выпуск, стараясь сохранить его в целости и сохранности, чтобы передать дальше по цепочке. Она освещала не только культурную жизнь СССР, ознакамливая своих читателей с избранными произведениями выдающихся авторов, но также была примечательна тем, что на ее страницах многие популярные авторы тех лет впервые публиковали свои новые работы.

Характерные особенности: тип речи — преимущественно повествование и описание. Лексика: лексика часто характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной может использоваться специальная терминология, речевые штампы, разговорная лексика и просторечия, диалектизмы, фразеологизмы. Это помогает точнее передать речь персонажей, чувства героев, колорит эпохи и т. Синтаксис: синтаксис также неоднороден. Он может быть усложненным за счет использования сложных предложений, причастных, деепричастных, уточняющих и других оборотов, однородных членов, вводных слов и т. В то же время синтаксис может быть упрощенным, к примеру, при передаче речи героев. Средства выразительности: средства выразительности используются очень широко — шире, чем в других стилях речи. Примеры: Когда удивленные участники дискуссии увидели Ибн Кору, к которому некоторые из них уже собирались на поминки, считая его мертвым, он спокойно, скрестив ноги и глядя на них глазами, похожими на тарелки с жидким луковым супом, сказал: — В детстве, давно, я видел однажды на лугу, как столкнулись две бабочки; немного пестрой пыльцы просыпалось с одной на другую, и они упорхнули дальше, а я этот случай тут же забыл. Вчера вечером, когда я был еще в дороге, какой-то человек ударил меня саблей, видимо перепутав неизвестно с кем.

Прежде чем я успел продолжить путь, на моей щеке вместо крови появилось немного пыльцы… М. Хазарский словарь Упражнения к заданиям 1-3 Текст 1 Если вы представляете себе, что именно шахматисты именуют рокировкой, вам нетрудно понять, что такое метатеза: это как бы рокировка звуков внутри слова. Мы теперь называем определенный тип блюдец тарелками. Потом в слове произошла «рокировка» — метатеза. Казалось бы, нет ничего общего между словами «ладонь» и «долина», а на самом деле они очень близки. В древнерусском языке «ладонь» звучало как «долонь», лишь позднее слово подверглось метатезе. Первоначальное «долонь» означало: «та сторона кисти, которая обращена долу вниз, к земле ». Из древнего «мьжурить» «мьга» по-древнерусски означало «тьма», сравните с «мигать» при помощи метатезы — перестановки — родилось наше современное «жмурить». Само слово «метатеза» по-гречески и значит «перестановка».

По книге Л. Успенского «Почему не иначе? Этимологический словарь школьника» Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. Основной функционально-смысловой тип речи, используемый в тексте, — повествование, так как автор повествует о том, что такое метатеза и каковы примеры этого явления в русском языке. Сравнение метатезы с шахматной рокировкой делает текст выразительнее, помогает читателям лучше понять смысл лингвистического термина. Присутствие архаизмов «мьжурить», «долонь», «мьга» способствует лучшему погружению читателей в историю русского языка. Обилие обращений позволяет автору выстроить доверительный диалог с читателями. Присутствие причастных и деепричастных оборотов свидетельствует о принадлежности текста к книжному стилю речи.

Запишите этот союз. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ТИП, -а, м. Основные типы производственных отношений.

Пропаганда создавала культ личности Сталина. Пропаганда могла делать из бедствия подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскин» в 1934 году , когда все лётчики, спасавшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. Пропаганда максимально использовала интерес к перелёту экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток в 1936 году, к перелёту экипажа Чкалова из Москвы через Северный полюс в США в 1937 году, к первой в мире советской дрейфующей полярной станции в 1937—1938 годах. Пропаганда также превозносила трудовые подвиги таких «простых людей» как Алексей Стаханов или Паша Ангелина , которые купались в лучах славы [13]. В 1930-е годы отмечалось появление значительного корпуса текстов, стилизованных под фольклорные произведения. В данных произведениях, например, в сказе Марфы Крюковой , фигурирует словосочетание «ясные соколы», когда речь идет об авиации и авиаторах. Ещё более значимым для пропаганды, чем образ героев, был образ врагов. До Великой Отечественной войны советская пропаганда уподобляла происходящее в тех или иных сферах общественной жизни событиям эпохи Гражданской войны и использовала, в основном, риторику классовой борьбы. В качестве главных внешних врагов советского народа пропаганда до Великой Отечественной войны изображала «мировую буржуазию », « фашистов », а после войны — блок НАТО во главе с США. Формы представления этих врагов были стереотипны — от черно-белых карикатурно-плакатных толстяков-капиталистов в цилиндрах и с мешком долларов в руке до дядюшки Сэма и генералов Пентагона. Их стандартными атрибутами в кино или книгах «про шпионов» были бутылка виски , толстая сигара , разговоры о потерянных из-за революции и коммунистов деньгах или планах уничтожения СССР. Во время Великой Отечественной войны главными врагами были « немецкие фашисты » и их союзники. Это стал наиболее значимый и сильный в моральном и идентификационном плане образ врага, в советской и постсоветской пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили и служат абсолютной мерой негативного. В послевоенное время внешние враги, по существу, вытеснили из риторического поля прежние образы таких врагов, как белогвардейцы , кулаки , меньшевики , троцкисты. Но всё же немаловажными для пропаганды оставались и внутренние враги. В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины. Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер. Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны. Все они выдвигали на первый план главного персонажа пропагандистских кампаний бдительности и борьбы с классовым врагом — «пособника врага», каждый раз утверждаемого сверху в качестве предмета соответствующей критики подкулачник , злопыхатель, критикан, паникёр и т. Главной задачей пропаганды было связать позицию такого рода персонажей с действиями наиболее агрессивных и непримиримых врагов, представить любую возможность самостоятельного рассуждения или взгляда как угрозу обществу и государству. Это открывало для пропаганды возможности всеобщей охоты на «сомневающихся» и «маловеров», «попутчиков» социалистического строительства, заставляя всех не просто демонстрировать, но и доказывать свою преданность и лояльность режиму [14].

Кстати, большевики на этом не остановились и обещали народу большее. Торжественный юбилейный "Манифест ко всем рабочим, трудящимся крестьянам, красноармейцам Союза ССР, к пролетариям всех стран и угнетенным народам мира" 1927 года обещал в скорейшем времени переход на семичасовой рабочий день без уменьшения оплаты труда. Великий перелом и первые пятилетки В 1929 году большевиков, на фоне происходящего Великого перелома, обуяла страсть к экзотическим экспериментам с сфере регулирования рабочего времени. Это была самая странная реформа табель—календаря, которую только можно представить. Связь семидневной недели и трудового расписания была полностью прервана. Год был разделен на 72 пятидневки и 5 постоянных праздников 22 января, теперь называвшееся Днем В. Ленина и 9 января, двухдневное 1 мая, двухдневное 7 ноября. День низвержения самодержавия и день Парижской Коммуны были отменены и забыты народом навсегда. Новый год стал рабочим днем, но остался в народной памяти. Дополнительные неоплачиваемые религиозные праздники также были отменены навсегда. Ни один день в пятидневке не был общим выходным, трудящиеся разделялись на пять групп, для каждой из которых выходным был один из пяти дней по очереди. Рабочий день стал семичасовым это обещалось ранее, но никто не ожидал, что семичасовка придет вместе с такой путаницей. Отпуск был зафиксирован как 12 рабочих дней, то есть сохранил продолжительность. Минимальная продолжительность воскресного отдыха была уменьшена до 39 часов, то есть канунные дни при односменной работе исчезли. Всё это привело к тому, что в году теперь было 276 7—часовых рабочих дней, дававших 1932 рабочих часа в год. Пятидневку ненавидели и в народе, и на производстве. Если у супругов день отдыха приходился на разные дни пятидневки, они не могли встретиться друг с другом в выходной день. На заводах же, привыкших к закреплению оборудования за определенными рабочими и бригадами, теперь на 4 станка приходилось 5 рабочих. С одной стороны, эффективность использования оборудования теоретически увеличивалась, но на практике произошла также и потеря ответственности. Всё это привело к тому, что пятидневка продержалась недолго. С 1931 года страну начали переводить на шестидневную рабочую неделю с пятью фиксированными днями отдыха в месяц и семичасовым рабочим днем. Связь рабочей недели и семидневки по—прежнему была потеряна.

Телеграммы и лавочки: как жили без Интернета в СССР

Жесткий характер советской цезуры обусловил завуалированное, а в отдельных случаях открытое противодействие системе идеологического надзора. Распад Советского Союза, образование отдельных государств спровоцировала фактически распад всей системы журналистики, которая существовала в рамках СССР. 11 мая 2023 года на базе МБУДО-РДДиЮ состоялся Слёт Советников Советского Района – СССР. Распад Советского Союза, образование отдельных государств спровоцировала фактически распад всей системы журналистики, которая существовала в рамках СССР. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны.

Глава 10. Редакторский опыт в советский период

Именно тогда советские зрители впервые стали припадать к экранам телеприемников во время работы. Правовая идея, ставшая стержнем всей диссидентской активности в СССР, здесь уже присутствует, хотя пока еще четко не сформулирована. А 80 лет назад советские газеты поместили небольшую новость о произошедшем в разделы международной хроники. Сложные задания и ответы с РЯ2110202 варианта: В советскую эпоху нормой стало строительство жилых домов одновременно с социальной инфраструктурой (школами, магазинами, детскими садами и спортивными площадками) – так возводили «микрорайоны». Приемники в советских домах стали массово устанавливать с 1925 года. Информационная программа "Время" Программы за 1975-1985 годы Советские новости Новостные передачи в СССР 26.03.15.

Тайный язык молодёжи СССР: новые поколения его просто не понимают

Славно дети отдыхали, в пионерских лагерях И родители их знали, дети в добрых там руках. Бесплатно, часто выдавали, путевки людям на курорт, В пансионатах отдыхали, был в санаториях комфорт. Врачи талантливые были, здоровье наше берегли, Не брали денег, но лечили и многим в жизни помогли. Фильмы добрые со смыслом, на экранах всей страны, Без хамства,пошлости с цинизмом, без рекламной новизны. Актеры наши так играли, что пробивала нас слеза, Без фальши роли исполняли, что подтверждали их глаза. Горжусь тобой моя отчизна, тому есть множество причин, Ты сил даешь и оптимизма, я твой Советский гражданин!!! Алексей Гайбуллаев.

В этом же году началось телевизионное вещание со спутника, что позволило охватить сигналом отделенные регионы и сделать возможным практически полный охват населением телевещанием. К этому времени центральное телевидение вещало по четырем каналам. Свои телевизионные центры были открыты и в союзных республиках. Они не только ретранслировали центральные передачи, но и организовывали вещание местных каналов на языках титульных народов. Первоначально телевидение передавало журналы, развлекательные и спортивные передачи, кинофильмы и мультфильмы, новости, потом перешло к специализированным выпускам для детей, любителей музыки, женщин, сельских жителей, обзоры культурной и научной жизни. Первоначально телевизионные фильмы были односерийными, по-существу, съемками телекамерой небольших пьес, с минимумом декораций и костюмов. Такими были фильмы «Моцарт и Сальери» 1962 , «Аппасионата» 1963 , «Душечка» 1966 , «Юрий Гагарин» 1969 , «Безумный день, или женитьба Фигаро» 1974 , «Соломенная шляпка» 1974 , «Здравствуйте, я ваша тетя! Многие телефильмы снимали по произведениям классиков зарубежной литературы, знакомя таким образом с ними широкую телеаудиторию. После 1967 г. Именно тогда появились такие сериалы, как «Адъютант его превосходительства» 1969 , «Семнадцать мгновений весны» 1973 , «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979-1986. Эти фильмы были любимы советскими зрителями, их с удовольствием просматривали не один раз. Развитие техники позволило делать телевизионные репортажи с прямым включением, телевизионные концерты. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Основной передачей, которая несла идеологический заряд, были непродолжительные последние новости, которые шли около 10 минут в формате зачитывания диктором новостей. В 1968 г. Отдельно готовилась аналитическая передача, обычно она шла раз в неделю, и главное в ней было уже комментарии ведущего. Это тоже была недоступная для кинематографа форма коммуникации со зрителем. Он мог себе позволить только документальные хроники с закадровым комментарием, и выпуски делались раз в месяц, редко раз в две недели. На советском телевидении практически все передачи давались в записи, что позволяло контролировать их содержание. Однако это существенно снижало интерес к передачам, которые приобретали характер отыгранных спектаклей. Удачными идеологическими проектами на телевидении были документальные фильмы: 50-серийная лента «Летопись полувека» и 60-серийный фильм «Наша биография». Формальный, тяжелый формат такого рода передач удачно дополняли живые авторские передачи. Эти передачи вели: ученый П. Капица, литературовед И. Андроников, писатель А. Каплер, журналистка А. Мелик-Пашаева, ведущая «Музыкального киоска» Э. Беляева, режиссер В. Шнейдеров, рассказчик С. Смирнов, дикторы И. Кириллов, Н. Бодрова, В.

Это самые главные представители периодической печати. Среди центральных газет в различные годы советской власти значились такие издания как «Правда», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Беднота», «Литературная газета», «Безбожник», «Известия», «Говорит и показывает Москва», «Гудок», «Учительская газета», «Пионерская правда», «Труд». Также издавали республиканские газеты, областные, краевые, городские, районные, отраслевые. Не оставались в стороне большие предприятия и колхозы, выпускавшие собственные малотиражные издания. Однако любое издание отражало жизнь Советского Союза: общество и политика, обучение, промышленность, строительство, сельское хозяйство, спорт, искусство, вопросы молодёжи, пионеров и комсомольцев. Каждый мог найти периодику по своим интересам. Расскажем о некоторых из них подробнее. Здесь объясняли основы политики партии, её роль, актуальные задачи. Журналисты были уполномочены трактовать решения партии и распространять их среди народа. Кроме того, в ней публиковались критические статьи: публикации могли иметь серьёзные последствия для организаций, вплоть до административных и судебных. Дореволюционная «Правда» — пример публикаций, чьи авторы, несмотря на прессинг со стороны государства на тот момент Российской империи , стремились донести до читателя истинное положение вещей. Несмотря на серьёзное сопротивление государственного аппарата, «Правда» выдержала этот натиск и продолжала публиковать обличающие статьи. Её запрещали много раз, но газета неизменно появлялась под другими названиями: «Рабочая правда», «Путь правды», «За правду», «Северная правда», «Правда труда», «Пролетарская правда». Когда она приобрела статус главной газеты СССР, день выхода первого её выпуска 5 мая, по старому стилю - 22 апреля стал Днём советской печати. Он оставался профессиональным праздником для всех, кто был связан с прессой до 1991 года, когда ввели День российской печати 13 января по новому стилю, когда в 1703 году вышел первый номер газеты «Ведомости», основанной Петром I. На страницах «Правды» печатали актуальные статьи Ленина. С 1930 по 1950 годы газету курировал Сталин, который также стал автором ряда её статей. Что публиковали в «Правде»? Постановления органов власти, официальные речи государственных деятелей и прочую информацию государственной важности. Поскольку «Правда» получала материалы из первых рук, читатели могли быть уверены в абсолютной их достоверности. В ней находилось место размышлениям и аналитическим статьям о текущих событиях. Там печатали репортажи, интервью, хроники событий. Были на её страницах даже художественные тексты: рассказы, стихи, памфлеты. Газета также приветствовала обоснованные критические статьи, которые могли обличать беспорядки, совестить людей и восстанавливать справедливость. Имели место и дискуссии между центральными изданиями например, самой «Правдой» и «Известиями». В редакцию часто приходили письма читателей, повествующие об их жизни, проблемах. Такие материалы подразумевали ответы, повествующие о решении заявленных проблем. Самая важная информация публиковалась на передовице — первой странице газеты. Несмотря на серьёзную репутацию «Правды», случались в её хронике и курьёзы. Эта история касается издания сочинений Сталина. Газеты освещали выход каждого тома заметкой об этом, а то и большой рецензией. В 1947 году пресса должна была напечатать извещение о пятом томе Сталинского труда. Газета «Большевик» эту новость обрисовала во всей красе, в подробной рецензии объяснив важность труда Сталина. Газета «Правда» не сделала ни рецензии, ни заметки, на что получила гневное письмо от вождя. В нём говорилось, что, как главный орган ВКП б , «Правда» должна была этим озаботиться до того, как свои статьи написали вышеупомянутые газеты. Ещё во времена Российской империи газету с таким же названием основал Дельвиг - один из друзей Пушкина. Но до 1990 года дореволюционная газета никак не ассоциировалась с советской. Более двух десятилетий шапка газеты кроме названия включал портреты Пушкина и Горького. Впервые такое оформление возникло в январе 1967 года. Случились и другие изменения: «Литературка» стала первой объёмной газетой на 16-ти страницах, а не 4-х, как раньше , но выходила реже: вместо трёх раз в неделю - только один. Об этом Н. Шапка «Литературки» «Литературная газета» прямо доказывает, насколько искусство переплетается с политическими решениями государства, сельским хозяйством, промышленностью. Например, в газете от 15 июля 1930 года размещены статьи о решениях XVI съезда ВКП б , который оказывает огромное влияние на будущее страны. Авторы выдвигают горячую и убедительную программу об улучшении полиграфических технологий и рассуждают, как писателю поможет жизнь в колхозе. Углубляются они и в историю: на основе рисунков Пушкина рассказывают о казни декабристов. Рассказывают о новостях издательской работы.

Мы обязаны быстро завершить разработку единой общесоюзной программы перехода к рынку и при поддержке народа решительно взяться за ее претворение в жизнь"57. Следует отметить показательную смену императива в речах Рыжкова: в докладе он дает наказ словно бы лично себе "Мы обязаны быстро завершить разработку…" , хотя очевидно, что если от этого доклада чего-то и ждут, то готового решения и осмысленного плана действий. Впрочем, выбор этой модальности "самоуговаривания" показывает также и то, что Рыжков так или иначе ощущает пустоту и бессмысленность собственного выступления, где неуместным было все — от сообщения об отсутствии программы перехода к рынку хотя прошло около трех месяцев с момента провозглашения им лозунга "Альтернативы рынку нет" до реверанса "при поддержке народа", предполагающего извечное разделение на неких верхних "нас" и нижних "вас". С социально-психологической точки зрения перед нами — картина приспособления людей к изменившимся условиям существования. Никакая новая "чрезвычайка" в этой ситуации работать не могла, и сколько бы исполкомы ни провозглашали себя "полноправными", права их заканчивались там же, где начинались, — на бумаге. Хозяйственный механизм страны, по-видимому, "пошел вразнос" настолько, что работали только "точечные" объекты, а отрасли в целом терпели кризис. В это время в газетах публиковались призывы, которые в той ситуации выглядели уже совершенно пустыми. Например, доктор философских наук Н. Михайлов в "Известиях" отмечает "высокое напряжение" в обществе и заявляет: "Политической стихии должны противостоять гражданское согласие, порядок и здравый смысл"59. Очевидно, что категория долженствования в этом случае выглядит по меньшей мере риторической. Алексей Кива размышляет о "покаянии партии". По его мнению, перестройку тормозит массовое сознание: люди привыкли к социальным наркотикам. К сожалению, другого социализма мы пока не знаем"60. Видимо, этот призыв тоже был запоздалым: дебаты об общественном статусе КПСС уже мало кого интересовали. Реальной власти партия лишалась на глазах; выступить мощной силой, которая в состоянии вдохнуть в разрушенный механизм жизнь, она уже не могла. Публичное покаяние партии в этот момент, насколько я могу судить из нынешнего дня, уже не дало бы никакого значимого психологического и экономического эффекта. Казалось бы, большее значение должны иметь заявления правительственных органов. Однако даже плохо скрытый конфликт между Ельциным и Горбачевым Ельцин на сессии Верховного Совета РСФСР предупредил, что программа Горбачева грозит экономической катастрофой, впереди — гиперинфляция 61 остается на периферии общественного внимания. Очевидно, что газеты за это время во многом потеряли тесную связь с читателями. Именно осенью меняется статус многих газет: они проходят перерегистрацию, коллективы редакций становятся учредителями своих изданий. В это время меняются концепции изданий, они становятся более определенными и политически, и идеологически, и творчески62. Читательская аудитория, нуждающаяся в удовлетворении самых базовых потребностей, нередко просто отказывается от газет, ограничиваясь программами ТВ63. Эта ситуация ухода читателей ощутима по тону газет, по распаду всех материалов на два разнородных, почти автономных потока: с одной стороны — освещение внутриполитической жизни страны, с другой — немногочисленные письма и корреспонденции с мест, в которых речь идет о каждодневных бытовых трудностях. Политическая информация в газетах между тем становится устрашающей. Ельцин был прав: этот путь вел к коллапсу экономики и — добавим — усилил тенденции к "бегству" союзных республик. В конце ноября Верховный Совет поставил президенту ультиматум: Горбачеву было предложено в двухнедельный срок принять решительные меры по наведению порядка в экономике. Через четыре дня Горбачев обнародовал Указ об усилении рабочего контроля в целях наведения порядка в хранении, транспортировке и торговле продовольствием и товарами народного потребления. Умалатова была "зашикана" депутатами и на все время работы съезда превратилась в постоянный объект для иронических выпадов. Отметим, что это "зашикивание" было следствием не сервилизма, а изменения общественных настроений — время обвинений Горбачева "снизу" прошло. И не потому, что люди стали к нему относиться лучше: просто многие интуитивно ощутили или осознали в результате размышлений , что в развертывающейся игре он — уже не решающая фигура. При этом массовом "разбегании" люди, кажется, уже мало обращали внимание на протесты аналитиков, предупреждавших о катастрофических последствиях курса правительства: "Наша страна впервые подошла к тому рубежу, за которым лежит экономический хаос. Дефицит составит 250 млрд. А это сигнал приближающейся катастрофы, для описания последствий которой у нас не хватает слов. Поток пустых денег затопит нас, разрушив экономику окончательно"65. Призывы к чрезвычайным мерам и предупреждения либеральных экономистов, похоже, доносятся до читателей как будто из другого мира. Если раньше на страницах газет разворачивались целые дискуссии, связанные с "острыми" выступлениями специалистов, то теперь газеты не публикуют никаких откликов читателей на "страшные" прогнозы. Более того, и сами журналисты, штатные аналитики избегают комментариев. Первая причина этой отстраненности — неверие людей в то, что правительство СССР способно хоть что-то исправить и что его поэтому есть смысл в чем бы то ни было убеждать. Приходится с глубокой горечью признать, что духовная мощь России погибла"66. Но такой "похоронный звон" для страны откровением не был: к осени подобные настроения, видимо, были приняты людьми как новые условия жизни. В октябрьской статье журналист и депутат Верховного Совета СССР Алла Ярошинская задается вопросом: что происходит в стране, есть ли хоть какая-то власть? Торжество центристского сознания — наш завтрашний день"68. Это не очень аргументированное в статье положение можно рассматривать как реакцию на всеобщую индифферентность, угасание массовой политической активности. Удобное понятие "центризм" является эвфемизмом для обозначения общей апатии. Волки и овцы Именно осенью на страницах уральских районных газет появляются заявления о том, что "народ" вновь приносится "начальством" в жертву неведомой идее. Сутью этих заявлений была идея возвращения в утраченное и потому казавшееся прекрасным и хорошо приспособленным для жизни социалистическое прошлое. При этом "начальство" выглядело враждебным этой идее именно потому, что "попустительствовало" "перестроечному мусору" — например, в СМИ. Манипулятивные технологии, которые можно "вычислить" по публикациям осеннего времени, не очень отличаются от хорошо проверенных временем и эпохой "коллективных протестов" брежневской эпохи. Сложность анализа в таком случае связана именно с "неразличимостью" самой материи таких выступлений. Кто это писал — "волки" или "овцы"? Сочинена публикация полностью по заказу в редакции либо искренне написана реальными "простыми людьми" но тоже по заказу или, лучше сказать, по "наущению"? Приведем в качестве примера текст, во многом подхватывающий идеи известного письма Н. Подобная программа не должна преобладать в нашей стране, пропагандирующей братство, солидарность людей всех национальностей, за лучшую жизнь трудящихся, за мир и счастье". Коммунисты просят ЦК КПСС — минуя руководство Гостелерадио — противопоставить этой "вакханалии" другие передачи, "правдиво", "документально" отражающие "жизнь страны". В финальной части обращения сказано: "Да, коммунисты делали все возможное для преодоления сложившихся обстоятельств в процессе построения социализма. И не вина партии в том, что отдельные ее члены допускали ошибки. Ведь путь, по которому развивалось общество, неизведан. Любая цивилизация имела свои ошибки. В целом же КПСС вела массы на борьбу за лучшую жизнь народа. На современном этапе коммунисты в авангарде за стабилизацию хозяйства с последующим переходом к рыночным отношениям, за углубление процесса, дающего возможность быть хозяином страны каждого гражданина СССР". Редакция, кажется, не подвергла это обращение никакой правке — многочисленные грамматические ошибки оставлены в неприкосновенности. Несогласованность общего строя обращения, косноязычие изложения мыслей могут рассматриваться как знак поверхностности усвоения риторических фигур. Но сам протест "простых сельских тружеников", проявившийся в одном конкретном требовании — транслировать передачи, альтернативные "Взгляду", наводит на размышления. Вероятно, обращение в "Советском селе" могло быть инспирировано челябинским обкомом по негласному указанию из Москвы или по собственной инициативе недаром же оно напечатано на первой странице в первую очередь для поддержки государственного давления на программу "Взгляд" и на поддерживавшие ее общественные круги. Связано это с тем, что в ноябре 1990 года после того, как главой Гостелерадио стал Л. Кравченко, резко усилилось давление на "Взгляд" и на историческую программу "Веди", которую делал "взглядовец" Дмитрий Захаров отчасти это было связано с тем, что все "взглядовцы", кроме Захарова, избрались в Верховный Совет РСФСР и выступали со все более антикоммунистических позиций, то есть превратились в политические фигуры; напомню, что "Взгляд" в декабре 1990 года фактически закрыли — до августовского путча 1991 года. Стиль обращения подтверждает, что авторство могло принадлежать самой редакции скорее всего, реальное письмо подверглось бы хотя бы минимальной правке. Но заметим, что "труженики села" кто-то из активистов — колхозников или пенсионеров могли написать такое обращение вполне искренне. Три главных "объекта" критики в письме — нападки на КПСС, "выигравшую войну", "секс" и "дикая музыка" — были беспроигрышными аргументами. Тогда не так уж важно — кто писал и по чьему заказу. Важна нацеленность такого документа, определяемая как "сбор подписей" против "неуправляемых" и не подавляемых административно в силу отсутствия прежних механизмов "демократов". Для административного вмешательства нужны были аргументы. Обращение в "Советском селе" было одним из них. Несколькими днями раньше передовая статья, посвященная 73-й годовщине Октябрьской революции в том же "Советском селе" завершалась утверждением: "И есть основания утверждать, что в СССР, в частности, мы имеем дело с кризисом, обещающим не закат, а обновление и возрождение общества на основе современного понимания сущности социализма как великой идеи"71. Упрямое представление о том, что "мы живем при социализме", правда, немного трансформирующемся, можно рассматривать как один из главных способов адаптации к изменившимся условиям. Морковь вы не узнаете Чем локальнее статус газеты, тем она ближе к проблемам своих читателей и дальше от правительственного кризиса. Поэтому в районных газетах ярче прослеживается массовый переход к тактике выживания, резкое снижение политической активности и падение доверия людей к властным институциям.

Противоречия оттепели и их влияние на развитие духовной жизни

  • Советские новости 40 лет назад. Что было в журналах и по телевидению - YouTube
  • История диссидентского движения — Нож
  • Сейчас на главной
  • Перепродавать иностранные вещи

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий