Новости где живут чукчи

Где-то в начале 90-х была популярна песенка группы "На-на" про чукчу в чуме, который "ждет рассвета, а он наступит летом". Недавние раскопки на территории Чукотки, где проживают чукчи, позволили обнаружить древние поселения и артефакты, свидетельствующие о наличии постоянной человеческой активности на этой земле уже более 10 000 лет назад.

Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками

  • Содержание
  • 1. Могли поменять пол по велению духов
  • Жизнь оленеводов
  • Сколько чукчи живут на Чукотке на самом деле
  • Чукотка: очарование Севера, которое влюбляет навсегда
  • Дальний Восток

Чукотка: где-то далеко на краю земли

Метель, бездорожье и вечная мерзлота: суровые будни чукотского села Чукчи – коренной народ Севера, живущий на стыке двух континентов: Северной Америки и Евразии.
Почему чукчам не нужно разрешение на охоту Восточную часто называют «истинной Чукоткой» — это единственное место в России, где чукчи и эскимосы занимаются охотой на морских животных: китов, моржей и тюленей, а также оленеводством.
S7 Airlines | VPN Error page Правда наивный чукча, герой анекдотов, который говорит «однако» и живет в чуме, не имеет ничего общего с настоящими людьми.
Где живут чукчи в России – Telegraph Люди стремятся к упрощению и облегчению жизни, тем более если люди живут и работают в суровых условиях чукотской тундры.
Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете? | Реализуй Мечту Это национальное село, жители которого – чукчи и эскимосы – получают квоты на добычу китов (в коммерческих целях она запрещена).

Золото Крайнего Севера. Проблемы и перспективы Чукотки

Как устроены правила жизни в мире арктического постапокалипсиса, где не следует убивать мух, надеяться на технику и бояться большого количества крови. Супруги живут в двухкомнатной квартире в селе Омолон, неподалеку содержат небольшой участок земли, где выращивают овощи и зелень. Процент чукчей в Чукотском автономном округе и смежных районах, где проживает значительное количество чукчей, в % по данным переписи 2010 г. Чукчи этим живут, и не нам их жизни учить. Смотрите видео онлайн «КАК ЖИВУТ КОРЕННЫЕ ЧУКЧИ НА ОСТРОВЕ АЙОН. самые известные представители, история появления, численность и регион проживания, традиционная еда и одежда, распространенная религия.

Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками

  • ✈ Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации
  • Ассоциация
  • Чукчи — Википедия
  • Анадырь: погребённая под снегом вотчина Абрамовича — Teletype
  • Маленькая столица у большого моря

Как живут современные чукчи

Где живут коренные малочисленные народы. Недавние раскопки на территории Чукотки, где проживают чукчи, позволили обнаружить древние поселения и артефакты, свидетельствующие о наличии постоянной человеческой активности на этой земле уже более 10 000 лет назад. Где-то в начале 90-х была популярна песенка группы "На-на" про чукчу в чуме, который "ждет рассвета, а он наступит летом".

Современная жизнь чукчей (30 фото)

Огурцы по 600 рублей за килограмм и десяток яиц за 200 — современные потребительские реалии отдаленных районов Чукотки. Пушное производство закрыто, так как не вписалось в капитализм, а добыча оленины, хотя и идет до сих пор, дотируется государством — оленье мясо не может конкурировать даже с дорогостоящей говядиной, которую привозят с «большой земли». Похожая история — с ремонтом жилого фонда: строительным компаниями невыгодно браться за ремонтные подряды, так как львиная доля сметы — расходы на транспортировку материалов и рабочих по бездорожью. Молодежь, уезжающая из сел, и серьезные проблемы со здравоохранением — советская система рухнула, а новая толком не создана. Предки чукчей появились в тундре еще до нашей эры.

Предположительно, они пришли с территории Камчатки и нынешней Магаданской области, затем двинулись через Чукотский полуостров в сторону Берингова пролива и остановились там. Столкнувшись с эскимосами, чукчи переняли их морзверобойный промысел, впоследствии вытеснив их с Чукотского полуострова. Оленеводству на рубеже тысячелетий чукчи научились у кочевников тунгусской группы — эвенов и юкагиров. В Анадырь, а затем в национальные поселки можно долететь на самолете.

Но потом из поселка добраться до конкретной оленеводческой бригады в нужное время очень сложно», — объясняет Пуя. Стойбища оленеводов постоянно перемещаются, причём на большие расстояния. Дорог, чтобы доехать до мест их стоянки нет: передвигаться приходится на гусеничных вездеходах или снегоходах, иногда на оленьих и собачьих упряжках. Кроме того, оленеводы строго соблюдают сроки перекочевок, время своих обрядов и праздников.

Владимир Пуя Потомственный оленевод Пуя настаивает, что оленеводство — «визитная карточка» региона и коренного народа. Но сейчас чукчи в основном живут не так, как раньше: промыслы и традиции уходят на второй план, а на смену им приходит типичная жизнь отдаленных регионов России. Их причисляли не к городским заведениям, а к сельским — в сельских школах зарплаты в два раза выше. Я сам учился в такой школе, качество образования было очень высоким.

Но детей отрывали от жизни в тундре и приморье: мы возвращались домой только на летние каникулы. И поэтому теряли комплексное, культурное развитие. Национального воспитания в интернатах не было, даже чукотский язык не всегда преподавался. Видимо, власти решили, что чукчи — советские люди, и свою культуру нам знать ни к чему».

Жизнь оленеводов География проживания чукчей сначала зависела от передвижения диких оленей. Люди зимовали на юге Чукотки, а летом уходили от жары и гнуса на север, до берегов Ледовитого океана. Народ оленеводов жил родовой системой. Они селились по озерам и рекам.

Чукчи обитали в ярангах. Зимняя яранга, которую шили из оленьих шкур, натягивалась на каркас из дерева. Снег из-под нее вычищался до земли. Пол укрывался ветками, на которые настилали шкуры в два слоя.

В углу устанавливалась железная печка с трубой. Спали в ярангах в кукулях из шкур животных. Но Советская власть, пришедшая на Чукотку в 30-х годах прошлого века, была недовольна «бесконтрольным» перемещением людей. Коренным жителям указывали, где строить новое — полустационарное — жилище.

Это делалось для удобства перевозки грузов морским транспортом. Точно так же поступали и со стойбищами. При этом, возникали новые рабочие места для коренных жителей, а в поселениях появились больницы, школы, дома культуры. Чукчей обучили письменности.

А сами оленеводы жили чуть ли не лучше всех других чукчей — вплоть до 80-х годов XX века. Сейчас жители Конергино отправляют письма на почте, закупаются в двух магазинах «Норд» и «Катюша» , звонят «на материк» с единственного на весь поселок стационарного телефона, иногда ходят в местный клуб культуры, пользуются врачебной амбулаторией. Впрочем, жилые дома села находятся в аварийном состоянии и капитальному ремонту не подлежат. По его словам, если раньше жилфонд в Конергино ремонтировали коммунальщики, то теперь у них нет ни стройматериалов, ни рабочей силы.

Строители отказываются, им невыгодно работать с нами», — жаловался он. В Конергино живет около 330 человек. Из них около 70 детей: большинство учатся в школе. В ЖКХ работает полсотни местных жителей, а в школе — вместе с детским садом — заняты 20 воспитательниц, учителей, нянь и уборщиц.

Молодежь в Конергино не задерживается: школьные выпускники разъезжаются на учебу и работу в другие места.

Свой современный вид одноэтажных частных домов село Ванкарем приобрело в 1950-ых годах. Во время губернаторства Романа Абрамовича середина 2000-ых жилищный фонд села был обновлён с помощью канадских коттеджей. В селе только один магазин, который расположен в старом деревянном здании. В нём, несмотря на удалённость села, есть и яблоки, и груши, а также апельсины и лимоны по цене 900 рублей за килограмм цена 2019 года. При этом в магазине можно расплатиться картой. Хотя и наличка пригодится, ведь не всегда есть интернет для проведения платежа по карте. Мыс Ванкарем. Участников всего 6 человек, но это и не удивительно при общей численности жителей села всего в 122 человека.

Бригадир морских охотников — Фёдор Тымнетагин, он является одним из самых опытных в бригаде. До 1995 года в Ванкареме охотились только на моржей, лахтаков, нерп. В 1995-1996 годах в Ванкарем прислали человека из Уэлькаля чукотское село на берегу Тихого океана , чтобы тот показал, как ходить на кита. Сперва даже лодок, подходящих для охоты на китов, не было, поначалу охотились на вельботе, а затем уже приобрели маломерные суда — две маленькие и две большие морзверобойные лодки. Ещё у общины есть 4 «бурана», вездеход и трактор. Этой техники сейчас достаточно, чтобы вести круглогодичный промысел морского зверя. Чукотские охотники поселка Ванкарем. Нет в Ванкареме и общественной бани. Жителям Большой Земли будет непривычно узнать, но в большинстве сёл Чукотки до сих пор моются либо в общественных раз в неделю , либо в своих банях.

В Ванкареме жители построили собственные бани, и вышло так, что на 122 человека в селе действует 16 бань примерно 1 баня на 8 человек. Как и в большинстве национальных сёл на Крайнем Севере в Ванкареме стоит проблема с рабочими местами.

Это художественная обработка кожи и меха, плетение, резьба по кости, дереву и металлу. Традиционно плетение например, сумок из волокон кипрея и дикой ржи — женское занятие, а обработкой твердых материалов занимаются мужчины. Фото: ethnomuseum. Теперь резьбу по кости успешно осваивают и женщины. Среди известных мастериц — Кмеймит, Янку, Тынатваль.

Гордость чукчей — резьба по кости.

Вопреки ожиданиям, северное сияние в Анадыре бывает нечасто. Для того, чтобы увидеть это явление всей красе, лучше ехать за полярный круг, на север. Потому что незачем. Нет железных дорог, а благоустроенные автодороги проложены только в пределах населенных пунктов.

За вокзал в Анадыре туристы принимают здание казначейства. Прямо по улице - здание казначейства в Анадыре. Рядом с районными центрами обычно находятся одно-два маленьких села, к которым идут грунтовые дороги. Зимой дорожная сеть расширяется за счет обустройства зимников. На небольшие расстояния местные жители ездят на внедорожниках, самостоятельно модифицированных автомобильных вездеходах они здесь часто встречаются или собаках.

В остальных случаях только по воде или воздуху. Транспорт в Анадыре. У него особое расписание, которое не всегда выполняется, потому что погода может подвести. Билеты стоят от 4400 до 7700 рублей, и это льготные тарифы, ниже себестоимости перевозки. Внутрирегиональные воздушные рейсы обслуживает компания «Чукотавиа», которая летает на небольших самолетах типа «Ан» и вертолетах Ми-8.

Стоимость авиабилетов в поселки Чукотки варьируется от 3 до 12 тысяч рублей.

Золото Крайнего Севера. Проблемы и перспективы Чукотки

Чукотка: где-то далеко на краю земли Сейчас очень тяжело найти настоящих чукчей, которые живут так же, как и их предки, именно поэтому далее предлагаем вам взглянуть на жизнь современных чукчей.
Чукотка, сэр! - Егор ХОЛМОГОРОВ Коренная чукча Ольга – девушка лет 27 – рассказывает, что «северные» музыкальные инструменты, как правило, отличаются по звучанию друг от друга: у жителей тундры они более звонкие.

Чукотка, сэр!

Ванкарем – самое маленькое село Иультинского района Чукотки Почти все знают, что Чукотка — это на севере, там очень холодно и живут олени и чукчи.
У вас включен VPN? Многие чукчи, хотя и живут всю жизнь на море, не умеют плавать.

Настоящие люди: как живут современные чукчи

Чукчи – коренной народ Севера, живущий на стыке двух континентов: Северной Америки и Евразии. В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. Это национальное село, жители которого – чукчи и эскимосы – получают квоты на добычу китов (в коммерческих целях она запрещена). Чукчей вообще мало, всего 14 тысяч, большинство из которых живет на Чукотке. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

Анекдоты в прошлом

А вообще сегодня большинство чукчей живет в поселках, построенных в советское время для работников совхозов, где выпасали оленей. Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев». Морскими зверобоями чукчи стали относительно недавно, переняв секреты промысла у потесненных ими с побережья аборигенов — эскимосов.

Чукотка - Дикий восток России

Огромная снежная пустошь на Крайнем Севере, практически безлюдная, где живет немногим больше 50 тысяч а чаще всего ассоциируется с анекдотами про аборигенов. Сиреники, где уже 28 лет живет Наталья, расположены в Провиденском городском округе Чукотки, на берегу Берингова моря. Чукчи делятся на оленных (чаучу)— тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых (анкалын) — оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами.

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Регионы в России, где живут чукчи или луораветланы, сконцентрированы на севере. С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири. Сначала кочевали, но после приручения оленей начали немного приспосабливаться к оседлому образу жизни. Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов.

В 1747 году, в разгар русско-чукотских войн, его семья попала в плен к русским. Отец бежал; мать, родственницу одного из чукотских вождей, сожгли заживо, а мальчика отправили в Анадырь. Там Дауркина крестили именем Николай, дали ему образование, и до конца жизни он верно служил российскому государству в качестве первопроходца и географа. Чукчи встретили русских первопроходцев настолько ожесточённым сопротивлением, что в 1742 году Сенат издал указ «оных немирных чюкч искоренить вовсе». По разным подсчётам, в процессе исполнения указа российские войска уничтожили до трети коренного населения полуострова, но войну всё равно проиграли.

В решающей битве чукчи убили главу карательной экспедиции — майора Павлуцкого, захватили полковое знамя и перешли в наступление. Империи пришлось договариваться. В обмен на мир и прекращение нападений на остроги колонистов чукотским вождям предложили дворянство и практически полное самоуправление — в состав империи чукчи вошли номинально, без уплаты ясака. Там, где оказались бессильны ружья и артиллерия, роковую роль сыграли сначала алкоголь, а в советское время — интернаты, куда насильно забирали детей малых народов Севера. В перестройку китобои фактически спасли тающее население полуострова. Тогда магазины опустели по всей стране, но здесь это вылилось в настоящую гуманитарную катастрофу и полномасштабный голод. Без дотаций, без современного оружия и скоростных катеров китобои кололи морского зверя пиками со старых лодчонок и кормили людей. Владимир говорит о трудных временах просто: «Когда киту зимой нужно вдохнуть, он проламывает лёд».

Но вымирание Чукотки, начавшееся в советское время, продолжается. Сегодня чукчей осталось около 16 тысяч, из них родным языком владеют менее трети — в основном старики. Речь не об ассимиляции, поскольку коренные жители Арктики не становятся русскими. Утратив язык и культуру, чукчи в посёлках спиваются и гибнут, особенно если не заняты оленеводством и не ходят за морским зверем. У ангара китобоев из «Дауркина» тяжёлые железные ворота с двух сторон: одни обращены на село, другие открываются в море. У входа — тёмная комнатка, где пьют чай, чуть дальше — общая мастерская, где китобои точат гарпуны и ремонтируют снаряжение. Над столом Владимира висит большая фотография осетинских гор — напоминание о кавказских корнях. За мастерской — бобина с ржавой цепью и крюком, на котором катера спускают в море и вытаскивают обратно.

В углу охотники бросают отрубленные головы нерп — пригодятся для отчёта. Морского зверя коренные народы Чукотки добывают по особым правительственным квотам. Продавать добытое мясо запрещено — только есть самим и делиться с односельчанами. Сведения о добытых нерпах, моржах и китах вносятся в специальный документ, по которому государство выплачивает потом компенсацию за труд охотника. Большая часть правительственных квот приходится на нерп. Разве что зрачок сложно прожевать, — рассказывает Владимир. Пытается раскусить — не выходит. Выплёвывать не хочется.

И давай делать отцу знаки, чтобы разрезал глаз прямо во рту». Под притолокой ангара висит вяленое китовое мясо. Члены общины макают его в прокисший жир, заедают салом — вот и весь обед. Женщина неопределённого возраста заглядывает и со смущённой развязностью клянчит кусок китовой кожи. Охотники отмахиваются как от мухи. Она делает пару шагов назад, но не уходит, вертится рядом. Я интересуюсь, когда ближайшая охота на кита, но Владимир только усмехается: «Здесь так не планируют. Сегодня поздно, а завтра будет завтра.

В море В ангаре готовят новенькие катера к первому спуску на воду. Их предстоит доставить филиалам общины в других сёлах, раскиданных по берегу Чукотского полуострова. Владимир прикрикивает на работников, чтобы пошевеливались, и зовёт их лентяями. Подгонять не нужно только Рустама, сына инженера по промыслу. Его смуглое, вечно сосредоточенное лицо не оставляет сомнений: как и у Владимира, часть предков мальчика пришли сюда откуда-то с юго-запада. На вопросы он отвечает односложно и оживляется лишь при виде охотничьего или рыболовного снаряжения. Рустаму тринадцать, но он мало общается со сверстниками из посёлка. Он трудится у зверобоев и по первому зову бросается помогать каждому, кто попросит.

В свободное время мальчик приводит в порядок гарпун: строгает древко и точит металлический наконечник, застревающий в теле кита. По принципу действия он мало отличается от костяного предка, которым чукчи, по данным археологов, пользовались как минимум последние две тысячи лет. К наконечнику крепится верёвка с буем. Когда гарпун попадает в кита, тот ныряет, верёвка натягивается и разворачивает наконечник на 90 градусов. Когда кит выбивается из сил, его добивают из карабинов. Сотрудники заповедника «Берингия» считают, что промысел морского зверя ручным гарпуном не наносит существенного урона популяции. На четырнадцать чукотских сёл годовая квота разрешает коренным легально добывать сто сорок китов в год — меньше одного кита на село в месяц. Старожилы вспоминают, что в пятидесятых китов добывали здесь в промышленных масштабах, расстреливая из противотанковых пушек.

Около трети тонули, к остальным успевали подплыть, засунуть внутрь шланг и накачать сжатым воздухом. Мясо после такой процедуры в пищу людям не годилось, поэтому им кормили голубых песцов на зверофермах. Современные экологи называют советские методы и объёмы промышленной охоты на китов одним из самых бессмысленных преступлений против окружающей среды в истории. По подсчетам экологов, с 1930-х по 1980-е в акватории СССР добыли порядка 540 тысяч крупных китов разных видов — в обход всех международных соглашений. Однако к восьмидесятым годам численность крупных китов на планете упала настолько, что усилиями международных организаций был введён мораторий на коммерческую охоту. Тогда мировой объём добычи китов единовременно упал с 50—60 тысяч голов в год до примерно 4—5 тысяч — охота на морского зверя стала почти исключительной привилегией учёных-океанологов и коренных народов Арктики. В остальном мире профессия охотника на морских гигантов фактически исчезла. Гренландские инуиты сегодня имеют право добывать 170 больших китов в год — немногим больше, чем чукчи в России.

СССР короткое время сопротивлялся введению моратория, но вскоре началась перестройка — и вопрос решился сам собой. Остовы старых китобойных судов Чукотки до сих пор догнивают на окрестных отмелях. Новые катера, обзаведясь в ангаре номерами и моторами, покидают залив Лаврентия, чтобы отправиться через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Лето по арктическим меркам тёплое, море спокойное, и всё равно на полной скорости ветер пронизывает до костей.

И это не «кровожадность», а способ восполнить недостаток витаминов и микроэлементов в суровых условиях Арктики. Самое знаменитое блюдо чукотской кухни — копальхен копалгын , по названию способа заготовки. Из спинной и боковых частей туши моржа вырезают куски мяса вместе с салом и шкурой.

В вырезку закладывают печень и другие внутренности. Края сшивают кожей наружу. Получившийся рулет квасят в специальных ямах, в результате чего он приобретает резкий специфический запах и вкус.

В 1992 году Чукотка вышла из состава Магаданской области и получила статус субъекта России. В Чукотском АО действует пограничный режим, то есть иностранцы не могут въехать туда без разрешения пограничной службы России или соответствующих документов. До 2018 года эти правила распространялись и на граждан России, сегодня закрытыми остаются только острова Ратманова, Врангеля и Геральда. В Чукотском АО расположены две особо охраняемые территории: государственный природный заповедник Остров Врангеля и национальный парк Берингия. Большая часть территории Чукотки находится за Северным полярным кругом, из-за чего регион отличается крайне суровым климатом. В то же время здесь имеются большие запасы полезных ископаемых: нефти, природного газа, угля, золота, серебра, олова, вольфрама, строительного сырья и так далее. В прибрежной части Восточной Чукотки найдено небольшое количество алмазов.

Сколько чукчи живут на Чукотке на самом деле

Кит ныряет на глубину и там носом роет ямы длиной до 2,5 метров и глубиной до 10 сантиметров. Поднятый грунт фильтрует через китовый ус. Таким образом, вместе с планктоном в желудок кита попадает и донная галька. Другой способ питания, когда кит наклоняется правой стороной ко дну и всасывает придонные отложения со всей живностью. Больше прочих китов серый страдает от кожных паразитов — моллюсков и китовых вшей. Чтобы избавиться от них кит подходит вплотную к берегу и трется о грунт спиной в полосе прибоя. Серый кит не боится обмеления, известны случаи когда во время отлива серый кит полностью оставался на над водой и обсыхал, а потом с приливом уходил обратно в океан. Серые киты иногда выныривают и осматриваются, чтобы определить свое положение относительно берега.

Известно две популяции серых китов: западная мигрирует между Китаем, Кореей, Японией и Сахалином; восточная, мигрирующая между Калифорнийским заливом и Чукотским морем. Восточная — это 26 000 китов, она самая многочисленная. Раньше существовала атлантическая популяция, мигрировавшая в северной Атлантике, Балтийском и Средиземном морях. Этих серых китов полностью истребили в 18-19 веках европейские китобои. Сейчас промышленный лов китов запрещен международной китобойной комиссией. Исключение сделано для коренных народов севера. Чукчи и эскимосы, проживающие в России, имеют право в год выловить 150 серых китов.

При этом можно использовать только металлический ручной гарпун и легкомоторную лодку. Китовое мясо и другие продукты они не могут продавать за деньги. Япония и Норвегия не присоединились к комиссии и продолжают промышленный вылов китов в научных целях. Познакомиться с серыми китами поближе вы сможете в в туре "Киты и моржи национального парка Берингия" Горбатый кит Горбатые киты из всех самые привлекательные для туристов: во-первых, они охотно идут на общение, подплывают близко и не проявляют агрессии, во-вторых, они выпрыгивают из воды, прямо как дельфины в дельфинарии, такой себе дельфинчик в 30 тонн. Длинна взрослого кита составляет от 13,5 до 18 метров. Грудные плавники горбатого кита огромные и волнистые, достигают трети длинны тела и похожи на крылья. Голова также размером в треть тела.

На спине есть плавник форма которого и дала русское название горбатому киту. Горбатого кита легко узнать в океане по его хвосту, он похож на то, как его рисуют на детских рисунках, как два крыла соединённых вместе с загнутыми назад краешками, посмотрите на фото. Что интересно, на хвосте у каждой особи индивидуальный рисунок, по нему, как по отпечаткам пальца, можно опознать кита. Таким образом ученые узнают горбатых китов во время миграций. Охота на горбатых китов Чукчи, эскимосы, алеуты и другие северные народности не охотились на горбатых китов из-за их высокой подвижности. Их байдары и каяки были слишком хрупки, чтобы пережить такое столкновение. Местные горбатых китов не ели.

Зато европейские китобои на шхунах с начала 17 века по середину 20 века поставили популяцию на грань исчезновения. Их привлекало большое количество китового жира, больше только у синего кита. В северной Атлантике первоначально водилось около 15 000 китов, к 1950 году их численность сократилась до 700 особей. Численность северотихоокеанской популяции достигала 15 000, а к 1976 году она сократилась до 1200, к 1983 году — до 600—895 голов. В Южном полушарии до начала промышленной добычи поголовье горбатых китов достигало 100 000, к 1965 году осталось 3000.

А сами оленеводы жили чуть ли не лучше всех других чукчей — вплоть до 80-х годов XX века. Сейчас жители Конергино отправляют письма на почте, закупаются в двух магазинах «Норд» и «Катюша» , звонят «на материк» с единственного на весь поселок стационарного телефона, иногда ходят в местный клуб культуры, пользуются врачебной амбулаторией. Впрочем, жилые дома села находятся в аварийном состоянии и капитальному ремонту не подлежат. По его словам, если раньше жилфонд в Конергино ремонтировали коммунальщики, то теперь у них нет ни стройматериалов, ни рабочей силы.

Строители отказываются, им невыгодно работать с нами», — жаловался он. В Конергино живет около 330 человек. Из них около 70 детей: большинство учатся в школе. В ЖКХ работает полсотни местных жителей, а в школе — вместе с детским садом — заняты 20 воспитательниц, учителей, нянь и уборщиц. Молодежь в Конергино не задерживается: школьные выпускники разъезжаются на учебу и работу в другие места. Депрессивное состояние села иллюстрирует ситуация с традиционными промыслами, которыми славились конергинцы. По капиталистическим правилам он не выгоден, — говорит Пуя. В 90-х годах производство пушнины в Конергино схлопнулось». Осталось только оленеводство: в советское время и до середины нулевых, пока Роман Абрамович оставался на посту губернатора Чукотского АО, оно было здесь успешным.

В Конергино работает 51 оленевод, из них 34 — в бригадах в тундре. По словам Пуи, доходы оленеводов крайне низкие. Государство покрывает недостаток средств, чтобы зарплата была выше прожиточного минимума, он у нас равняется 13 тысячам. Оленеводческое хозяйство, в котором состоят работники, выплачивает им примерно 12,5 тысяч. Государство доплачивает до 20 тысяч, чтобы оленеводы не умерли с голоду», — сетует Пуя. На вопрос, почему нельзя платить больше, Пуя отвечает, что себестоимость производства оленины в разных хозяйствах варьируется от 500 до 700 рублей за килограмм. А оптовые цены на говядину и свинину, которые завозят «с материка», начинаются от 200 рублей. Продавать мясо по 800-900 рублей чукчи не могут и вынуждены устанавливать цену на уровне 300 рублей — себе в убыток. Евгений Кайпанау, 36-летний чукча, родился в Лорино в семье самого уважаемого китобоя.

Поселение стоит на берегу Мечигменской губы Берингова моря. В нескольких сотнях километров расположены американские острова Крузенштерна и Святого Лаврентия; до Аляски тоже совсем близко. Но до Анадыря самолеты летают раз в две недели — и то если погода хорошая. Лорино прикрыто с севера сопками, поэтому здесь больше безветренных дней, чем в соседних селениях. Правда, несмотря на относительно хорошие погодные условия, в 90-х годах почти все русские жители из Лорино уехали, и с тех пор там живут только чукчи — примерно 1500 человек. Дома в Лорино — покосившиеся деревянные строения с облезлыми стенами и выцветшей краской. В центре села стоят несколько коттеджей, построенных турецкими рабочими, — теплоизолированные здания с холодной водой, что в Лорино считается привилегией если по обычным трубам пустить холодную воду, то зимой она замерзнет. Горячая вода во всем поселении есть, потому что местная котельная работает круглый год. А вот больницы и поликлиники здесь нет — уже несколько лет людей отправляют за медпомощью санитарной авиацией или на вездеходах.

Лорино известно морзверобойным промыслом. Охота на морского зверя для местных жителей по-прежнему важное занятие. Китобои не только кормят семью или зарабатывают деньги, сдавая мясо в местную общину зверобоев, — они еще и чтут традиции предков. С детства Кайпанау знал, как правильно забивать моржей, ловить рыбу и кита, ходить в тундру. Но после школы он уехал в Анадырь учиться сначала на художника, а затем на хореографа. До 2005 года он, живя в Лорино, часто ездил на гастроли в Анадырь или Москву — выступать с национальными ансамблями. Из-за постоянных разъездов, перемены климата и перелетов Кайпанау решил окончательно перебраться в Москву. Там он женился, его дочери — девять месяцев. Я и дочке прививаю традиции и обычаи, например, показываю национальную одежду.

Хочу, чтобы она знала, что она потомственная чукча». Евгений теперь редко появляется на Чукотке: гастролирует и представляет культуру чукчей по всему миру вместе со своим ансамблем «Кочевник». В одноименном подмосковном этнопарке «Кочевник», где работает Кайпанау, он проводит тематические экскурсии и показывает документальные фильмы о Чукотке, в том числе Владимира Пуи. Но жизнь вдалеке от родины не мешает ему знать о многих вещах, происходящих в Лорино: там осталась его мать, она работает в городской администрации. Так, он уверен, что молодежь тянется к тем традициям, которые теряют в остальных регионах страны. Молодежь на Чукотке, включая молодежь и из нашего поселка, учится добывать китов.

Советские реформы на Чукотке сильно повлияли на культуру народа.

Маленькие школы в поселках закрывали и строили интернаты в районных центрах, отрывая детей от национальных традиций и языка. Тем не менее, во время нашего экспедиционного круиза мы высадились рядом с островом Ыттыгран, где встретили настоящего чукчу Владимира и его жену Фаину. Живут они одни, в приличном отдалении от внешнего мира. Конечно, цивилизация затронула и их образ жизни, но из всех чукчей, которых я видел до того, эти - самые аутентичные. Домик чукотского семейства стоит на берегу защищенной от волн бухты: 3. Фаина очень обрадовалась гостям. Сказала, что они уже пару месяцев не видели людей кроме друг друга, и были очень рады общению.

Вообще, мне сложно представить каково это - жить месяцами в одиночестве: 4. Фаина с удовольствием рассказывала девочкам о своем огороде и своей жизни: 5.

В XIX веке первобытными сохранились и лёгкие санки с дугообразными подпорками вместо копыльев, приспособленные только для сидения на них верхом. В санки запрягается или пара оленей у оленных чукчей или собаки по американскому образцу у приморских чукчей. Кухня[ править править код ] Основу питания чукчей составляло отварное мясо оленье, тюленье, китовое [22] ; чукчи также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы емрат , морскую капусту , щавель , моллюсков и ягоды.

Помимо традиционного мяса, в пищу шла кровь и внутренности убитых животных [23]. Широкое распространение имело сыромороженое мясо. Из напитков чукчи предпочитали отвары из трав наподобие чая. Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло — полупереварившийся мох, извлечённый из большого оленьего желудка; из моняла делают различные консервы и свежие блюда. Полужидкая похлёбка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса до XX века была самым распространённым видом горячей пищи у чукчей.

Другое популярное блюдо чукотской кухни — копальхем , представляет собой разложившееся в вечной мерзлоте мясо оленя или тюленя. Тяжёлые условия жизни и недостаточность питания привели к такому явлению среди чукчей, как добровольная смерть [24]. Предвидя многие спекуляции, Богораз пишет: Поводом к добровольной смерти стариков служит отнюдь не недостаток хорошего отношения к ним со стороны родственников, а скорее тяжёлые условия их жизни. Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе. Не только старики прибегают к добровольной смерти, но также и страдающие какой-нибудь неизлечимой болезнью.

Число таких больных, умирающих добровольной смертью, не меньше, чем число стариков [25]. Праздники[ править править код ] Оленные чукчи проводили несколько праздников: убой молодых оленей в августе, установка зимнего жилища кормление созвездия Пегыттин — звезда Альтаир и Таразед из созвездия Орла , разбивка стад весной отделение важенок от молодых быков , праздник рогов Кильвей весной после отёла важенок, жертвоприношения огню и др. Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Оригинальный узор на колчанах и одеждах приморских чукчей — эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии. Исконные верования — анимизм ; персонифицирование и обоготворение отдельных областей и явлений природы хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т.

Существовал целый ряд регулярных праздников осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир , родоначальнику чукчей и т. Каждая семья, кроме того, имела свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня , далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не было достоянием лишь специалистов-шаманов. Будущие шаманы, почувствовав своё призвание, переживали предварительный период своего рода невольного искуса, впадали в глубокую задумчивость, бродили без пищи или спали по целым суткам, пока не получали вдохновения.

Золото Крайнего Севера. Проблемы и перспективы Чукотки

Согласно языковеду Магомету Измаиловичу Исаеву «Скифский язык» потомками скифов могут быть являются осетины, чей язык схож со скифским. А ученый Анатолий Алексеевич Клесо , занимающийся продвижением и развитием ДНК-генеалогии, считает, что неоспоримыми потомками скифов являются вайнахи — чеченцы и ингуши; к потомкам скифо-сарматских племен можно отнести балкарцев и карачаевцев. Хотя тут можно поспорить — некоторые ученые считают чеченцев выходцами из Закавказья, то есть пришли они на свои земли не так уж и давно. Центральная Россия На севере Европейской части России живет весьма древний народ коми-зыряне 228 235 человек , чья культура уходит в века. На месте поселения коми-зырян с неолита существовали сменяющие друг друга археологические культуры — это волосовская культура, приказанская, ананьинская и вымская. Самая древняя насчитывает возраст в 11 000 лет. Примерно 4 000 лет назад предки коми-зырян жили в районе устья рек Оки и Камы, а позже расселились в Прикамье и в долине реки Вычегда. Русские летописи называли народ «вычегодской пермью».

Считается, что древний грек Геродот упоминал о них, называя фиссагетами, которые позже расселились по правому берегу Волги в долинах рек Сура и Цивиль. Предки саамов 1 771 человек пришли из Западной Европы примерно11 000 лет назад, генетики считают, что сам народ образовался не позднее 7 500 лет назад. И наконец, одним из народов, давно проживающих на территории России, следует считать русских 111 016 896 человек.

Есть несколько версий гибели Павлуцкого. Чукчи долгое время стреляли в него из луков и кололи копьями, а все-таки не могли его ранить; наконец, обступив его, как волки оленя, запутали ремнями, уронив на землю, и нашли место заколоть, под самым подбородком» Г. Анадырский край. Записки Общества изучения Амурского края. Владивосток, 1893..

В других источниках говорится, что Павлуцкий, поваленный арканами на землю, сам открыл железный нагрудник, после чего был заколот копьем. Существует также предание о том, что чукчи отрезали майору голову и хранили ее как реликвию. В свою очередь, жители Нижнеколымска были убеждены, что враги разрезали тело майора на куски и засушили их на память. В русских документах упоминаются и предводители чукотских войск — Кею, тойон Чукотского носа; Хыпаю, тойон Восточного моря Берингова пролива ; Наихню, тойон Северо-Восточного моря Чукотского моря. Чукотские герои, отважно сражавшиеся с неприятелем, также выявляются по фольклорным материалам, где упоминаются Лявтылевалын, Чукэгрэв, Чымкыль и Эленнут. Какова была численность армий и кто имел преимущество? При необходимости они могли собрать войско до 2000 бойцов, которое «соответствовало в процентном отношении гигантскому воинству персидского царя Ксеркса в 480 г. Военное дело чукчей.

Первая иллюстрированная энциклопедия. Российские военные экспедиции против чукчей, как правило, насчитывали до 500 человек солдат, казаков, а также местных союзников — юкагиров и коряков. Основным преимуществом русского войска было наличие огнестрельного оружия, включая мобильную пушку. Чукчи же обычно имели в бою численный перевес, лучше знали свою местность и передвигались на оленьих нартах. Какое оружие было в распоряжении сторон? Чукча в доспехе с копьем и луком. Из книги Эдварда Хардинга «Костюм народов Российской империи». Лондон, 1810 год Shapero Rare Books До XIX века у чукчей было только холодное оружие: сложносоставные луки, стрелы, копья, три вида ножей поясной нож, заспинный и поясной тесаки.

Они использовали пластинчатые доспехи из кости, рога или железа, а также шлемы, наручи и поножи Наручи — часть доспехов, защищающая руки от кисти до локтя. Поножи — часть доспехов, защищающая переднюю часть голени.. Тактика боя была достаточно простой: выстрелив из луков, чукчи переходили в рукопашную, фехтуя на копьях. У русских же было огнестрельное оружие. Основным оружием казаков было ружье пищаль, мушкет, фузея. Холодное оружие, которое приобретали сами казаки, было разнообразно: сабли, шпаги в XVIII веке , топоры, саадаки с луком и стрелами, ножи. Характерной особенностью служилых Восточной Сибири в XVIII веке были кольчуги и шлемы — защитное вооружение, к тому времени уже вышедшее из употребления в европейской части России. В чем главные особенности и сложности чукотской войны?

Россия не смогла покорить чукотские территории военной силой из-за целого ряда факторов. Так, на ход войны напрямую влиял суровый климат Чукотки: потерь от простуды и гриппа было не меньше, чем от противника. Поскольку Чукотка удалена от основных центров, у российской стороны постоянно возникали сложности с доставкой провианта, оружия и войск.

Чукотские охотники поселка Ванкарем. Нет в Ванкареме и общественной бани.

Жителям Большой Земли будет непривычно узнать, но в большинстве сёл Чукотки до сих пор моются либо в общественных раз в неделю , либо в своих банях. В Ванкареме жители построили собственные бани, и вышло так, что на 122 человека в селе действует 16 бань примерно 1 баня на 8 человек. Как и в большинстве национальных сёл на Крайнем Севере в Ванкареме стоит проблема с рабочими местами. Кроме общины морских охотников, в селе действует администрация, дом культуры, школа, почта, фельдшерский пункт, магазин, котельная, метеостанция — стандартный набор работодателей для маленьких чукотских сёл. Вертолёт — долгожданный и единственный рейсовый транспорт в районный центр.

Появилась она очень интересным образом. До 1934 года Ванкарем был типичным стойбищем, то есть деревянные здания отсутствовали в принципе, а всё население проживало в ярангах. При этом ни школы, ни магазина — не было в принципе. Чукотка ведь так и не покорилась Российской Империи и включение её во всеобщий глобализационный процесс началось только в 1920-ых годах с первых КультБаз. В 1934 году близ Ванкарема терпел бедствие вмёрз во льды теплоход «Челюскин».

Началась знаменитая эпопея челюскинцев и о Ванкареме узнал весь мир. Жители села были первыми, кто пришли на помощь терпящей бедствие экспедиции. В дальнейшем, когда проводилась эвакуация участников экспедиции с помощью авиации со льдины близ затонувшего теплохода, именно в Ванкарем доставляли эвакуированных. Школа открылась в августе 1935 года. Оригинальное здание сохранилось до сих пор и именно поэтому Ванкаремская школа является самой старой школой на Чукотке и самым старым зданием села Ванкарем.

Как вы думаете, сколько детей может учиться в школе, если население села 122 человека? В 2019 году в школе училось 5 детей.

Но если мы немного усложним вопрос: "Где живут чукчи и эскимосы? Нет одноимённой области, нужно найти более серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях.

Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками Безусловно, есть. Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории.

Настоящие люди: как живут современные чукчи

Огромные трэколы, кажется, готовы пройти по любому сугробу и бездорожью. За двадцать часов таким образом можно добраться до отдаленных районов полуострова. Из живых отраслей остается только золотодобыча, но она перешла на опустошающий «канадский» метод, когда фирма не создает вокруг золотого рудника постоянной инфраструктуры, а выбирает руду, сворачивается и движется дальше. Довольно слабо, сравнительно с Сахалином и Курилами, развито рыболовство, хотя вкуснее чукотских лососевых, чье качество отмечал еще в своих «отписках» Дежнёв, ничего в целом мире нет... Стагнирует и местная охота на морского зверя — мало кто с «большой земли» соблазнится мясом моржа или нерпы.

А сколько истерик устраивают «зеленые» и просто сентиментальные обыватели даже из-за одного выловленного по квоте кита... Это при том, что соседняя Япония и вовсе не подписала конвенцию по регулированию китобойного промысла и ничего не стесняется. Впрочем, китовое сало — настолько вкусное и оригинальное лакомство, что, может быть, и хорошо, что о нем почти никто не знает, иначе браконьеры, удовлетворяя спрос, выбили бы всех китов за пару лет... Московские магазины завалены «олениной с Чукотки», но точно ли она отсюда?

Возникает сомнение. В анадырских магазинах найти оленину, особенно в виде симпатичной колбасы, оказалось исключительно непросто. Не валяй дурака, Америка Разумеется, львиная доля чукотских проблем проистекает от суровости климата. Однако сейчас самое время готовиться к потеплению — медленное, но неуклонное, оно сказывается в Арктике, как нигде.

Новая климатическая реальность меняет и все геополитические расклады. Столетиями политика англосаксов строилась на том, чтобы не допускать «московитов» к открытым теплым морям. И вдруг все меняется на глазах — Россия превращается в страну с самым протяженным побережьем на океане, который открывается для судоходства и трансконтинентальных коммуникаций. Россия ведь не просто имеет выход к Северному Ледовитому океану.

Нами проложен и оборудован великий Северный морской путь. Подвигами русских полярных мореходов обнаружены северные острова, ставшие своего рода системой естественных крепостей, которые надежно прикрывают наши берега и Севморпуть. И путь этот начинается именно на Чукотке — порт Провидения должен быть тем началом большой северной дороги, заканчивающейся в Мурманске. Мировых гегемонов это страшно беспокоит.

И вот уже американские адмиралы то посылают в Арктику авианосец, то рассуждают о том, что Россия должна предоставить Севморпуть для некоего «свободного судоходства». Чукотка, таким образом, оказывается нашим передовым бастионом, выдвинутым и на Север, и — в силу парадоксов географии — на Запад. Нет сомнений, что в ближайшие десятилетия здесь пройдет линия геополитического конфликта надеюсь, мягкого. Россия будет стараться максимально реализовать возможности Севморпути, США попытаются его оборвать или поставить под свой контроль.

И напряжение не сможет не коснуться Чукотки. Мало кто помнит, к сожалению, что чудесный заповедный остров Врангеля, чьи белые медведи и птицы украшают страницы ведущих природоведческих журналов, США по-прежнему не признали российским. Американцы иногда заплывали на него в XIX веке. Так же поступали и канадцы.

Засветились даже японцы. Наш остров, как ни смешно, до сих пор является «спорным» между Оттавой и Вашингтоном. Разумеется, остров Врангеля исторически и геополитически принадлежит России, представляет собой естественную часть чукотского региона. Однако нетрудно предугадать, что по мере развития Севморпути соседские притязания на него обострятся.

Да и материковая Чукотка, на которую опирается Севморпуть, тоже может стать объектом «оперативной разработки», и тогда в ход пойдут любые карты, готовые сыграть на ослабление ее связи с Россией — религиозные, политические, этнические, транспортные. Об этом не стоит забывать ни на минуту. Пора уже нам избавиться от мысли, что Чукотка — «это холодно» и «где-то далеко», а живут там «чукчи из советских анекдотов».

Если вкратце, сначала организмы жителей Чукотки перерабатывают жирную пищу.

Этот жир преобразуется в тепло, после чего организм сужает сосуды, чтобы сохранить эту энергию как можно дольше. Чукотские дети не боятся холода так же, как и взрослые Что едят чукчи? У каждого народа есть причудливые особенности национальной кухни. Во Франции едят блюда из лягушек, скандинавы совершенно не прочь перекусить тухлой рыбой, а жители азиатских стран любят насекомых.

У жителей Чукотки тоже есть похожие особенностью. Они не особо любят соленую пищу, а привычный для нас хлеб кажется им кислым на вкус. Зато у них есть необычный деликатес, который представляет собой похлебку из наполовину переварившегося мха, извлеченного из желудка оленя. Также в их рационе питания можно найти кашу из щавеля, корни различных растений и внутренности животных.

И это совершенно нормально, потому что, как мы уже выяснили, кулинарные причуды есть во всех культурах. Кухня чукчей полна необычных блюд Почему чукчи считаются свингерами? Свингом называется взаимный обмен постоянными половыми партнерами для получения дополнительного сексуального удовлетворения. Прозвучит неожиданно, но чукчи часто это практикуют.

Считается, что меняясь женами, мужчины укрепляют между собой дружбу. На их языке ритуал называется «нгэвтумгын», что можно перевести как «дружба по жене».

Оседлые же чукчи питались мясом моржей. Свежее моржовое мясо в основном варили.

А чтобы оно дольше хранилось, существовал особый метод «копалгын»: из спинной и боковых частей туши вырезали квадратные куски мяса вместе с салом и шкурой, в вырезку закладывали печень и другие очищенные внутренности. Затем края сшивались кожей наружу, в виде рулета. Ближе к холодам края рулета стягивались еще сильнее, чтобы не допустить закисания мяса. Копалгын чукчи ели в свежем, подкисшем и мороженом виде.

Несмотря на различия в образе жизни, тундровые и приморские чукчи помогали друг другу. У них был взаимный обмен продуктами хозяйства, что позволяло оленеводам получать обувь, кожаные ремни и арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым — оленьи шкуры для зимней одежды. Чукотскую одежду можно разделить на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую, которую обильно украшали орнаментом, вышитым цветными нитками и подшейным волосом оленя. Традиционный комплект мужского костюма состоял из меховых штанов до щиколоток, внизу штаны стягивали и завязывали ремешками поверх голенищ сапог, чтобы снег не проникал в обувь.

Нижняя одежда была из оленьего меха шерстью внутрь. В зимнее время поверх нижней одежды надевали шерстью наружу верхнюю, которая была немного короче. Одежду подпоясывали поясом. Украшалась верхняя одежда кисточками из меха нерпы, окрашенного в красный или оранжевый цвет.

Женщины носили меховой комбинезон длиной до колен. Комбинезон имел глубокий вырез, поэтому его удобно было надевать через ворот. Вырез ворота украшали меховой опушкой из собачьего или росомашьего меха и завязывали кожаными ремешками. Книзу комбинезон стягивался поверх обуви также при помощи ремешков.

Зимой, во время перекочевок или на праздники, женщины надевали верхнюю одежду из тонкошерстных шкур шерстью внутрь, а наружную сторону окрашивали в коричнево-оранжевый цвет ольховым настоем. Свои волосы женщины заплетали в косы и украшали пуговицами и бусами. Детская одежда имела вид мехового комбинезона. Грудных детей одевали в комбинезон с наглухо зашитыми рукавами и штанинами.

В штанах прорезали отверстие, закрываемое специальным клапаном, на который клали в качестве сменяемой подстилки сухой мох или оленью шерсть, что сохраняло ощущение комфорта и сухости на долгое время. Летом чукчи носили свободную одежду из оленьей замши, расшитую различными обрядовыми нашивками. Обувь, как мужская, так и женская, была сезонной. Чукчи носили сапоги нескольких видов.

Зимние торбасы с меховыми чулками и травяными стельками шили из шкур нерпы шерстью наружу, а летние — из старых, продымленных покрытий яранги. Особым почитанием пользовались духи леса и зверей, особенно диких оленей, и дух водной стихии. Многим из них приносили жертвоприношения. Мир у чукчей делился на три сферы: земная принадлежала живым людям, небесная — это мир предков, а подземная была населена злыми духами и людьми, умершими от болезней.

У чукчей было особое отношение к жизни и смерти. По их верованию у каждого из них есть как минимум пять жизней, поэтому они не боялись смерти. Лучшим вариантом для загробной жизни, конечно же, был небесный мир. Двери этого мира открывались только смелым воинам, умершим достойной смертью во время сражений , или добровольно ушедшим из жизни люд ям, например старикам, неспособным промышлять: они просили ближайших родственников лишить их жизни, и такая просьба безоговорочно выполнялась.

Борьба с болезнями, затяжными неудачами в промысле и хозяйстве была уделом шаманов. При этом жрецов чукчи не выделяли в особенную касту, они на равных участвовали в хозяйственной и промысловой деятельности семьи и общины. Тем более что у чукчей было развито семейное шаманство и многие обрядовые функции, связанные с божествами, мог выполнять глава семьи.

Кто-нибудь может помочь в этом бардаке разобраться…» А вот еще несколько сообщений, которые как нельзя лучше характеризуют чукотские реалии первой трети 21-го века.

О продуктах В селе Ламутское Анадырского района нет продуктов питания. Близится Новый год, в селе проживают маленькие дети, нет ни фруктов, ни овощей, на прилавках одни консервы, которые тоже заканчиваются! О здоровье В том же селе Ламутское нет фельдшера. Всё болеют: взрослые, дети.

Пришлите к нам медработника! Фельдшер на новый год решил улететь в Анадырь проблемы с коленом. В новогодние праздники начались заболевания гриппом температура у детей 39 держится несколько дней. Сейчас вспышка гриппа.

Приходится звонить в скорую Анадыря и узнавать какие лекарства давать. Это полбеды. В аптеке села лекарств толком нет, а если есть, то просроченные. Начальство писало о том, что бесплатные лекарства при ОРВИ доставляются в населённые пункты.

Не видим этих лекарств, к сожалению. Добрый день всем! Хотелось бы узнать, как обстоит дело со снабжением рецептурных препаратов в муниципальных аптеках в районах. В Певеке постоянно нет лекарств по рецептам, когда бы ни пришёл, вечно пусто.

Дешевые еще бывают в наличии, а подороже, жизненно необходимых, нет. Когда ситуация изменится? Всё рейсы были задержаны по погоде и находились в одинаковых условиях без приоритета рейсового дня! А теперь на Чукотку идёт обширный циклон, и на всю следующую неделю нет погоды.

И все пассажиры вынуждены будут сидеть ещё одну неделю в ожидании... И решать вопрос о направлении бортов в районы справедливо? Уважаемые губернатор Чукотского АО, Департамент промышленности!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий