Новости экономический курс маленкова

Г. В. Маленков В н. 50 -х гг. неэффективность экономической системы стала очевидной.

Программа экономических преобразований маленкова

После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета министров СССР Г. Н. Маленкова (1953-1955). 1. Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики. В послесталинском руководстве Маленков выступал за проведение осторожных реформ. Правительство Маленкова взяло курс на переориентацию экономики на удовлетворение нужд населения, реформу сложившегося хозяйственного механизма и практики планирования. Маленкова Экономический курс Г. Маленкова После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве страны разгорелись с новой силой. Слайд 4ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС МАЛЕНКОВА После смерти Сталина страна нуждалась в новой программе. экономических преобразований В августе 1953 г. с такой программой выступил Г.М.

Экономическое и социальное развитие в 1953–1964 гг.

70 лет назад, 8 августа 1953 года, выступая на сессии Верховного Совета СССР, председатель Совета министров СССР Георгий Маленков объявил о новом экономическом курсе — о переориентации советской экономики, повороте ее к человеку. После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета министров СССР Г. Н. Маленкова (1953-1955). Особенности хрущевского подхода к экономическому реформированию четко обозначились сразу после «переворота» 1955 г., устранившего Маленкова с поста Председателя Совета министров СССР. ический курс Маленкова.

Экономический курс Г.М. Маленкова

В результате пенсии руководящих и инженерно-технических работников достигали 300-500 рублей в месяц, а пенсии рабочих составляли 20-30 рублей61. При этом пенсионерам, продолжавшим работать, такие пенсии выплачивались сверх заработка в полном объеме. В назначении пенсий как обычных, так и льготных существовал чрезвычайный разнобой и по возрасту, и по стажу работы. Кроме того, действовавшие правила назначения пенсий содержали множество положений и ограничений, которые нередко вообще лишали отдельные категории рабочих и служащих права на пенсию. Так, например, рабочим и служащим, не имевшим необходимого стажа, пенсии по старости не назначались.

В условиях десталинизации эти ограничения, ущемлявшие права многих граждан, вызывали жалобы и недовольство. Кроме права на пенсию по старости, советские рабочие и служащие имели право на пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца. В СССР существовала особая классификация групп инвалидов. К I группе относились инвалиды, полностью утратившие трудоспособность и нуждавшиеся в постороннем уходе.

Во II группу входили инвалиды, полностью утратившие способность к любому профессиональному труду, но не нуждавшиеся в постоянном уходе. К III группе причисляли инвалидов, не способных к систематическому труду по своей специальности в обычном рабочем режиме, но могущих выполнять какую-либо работу по другой профессии при определенных условиях, например, при сокращенном рабочем дне. Инвалидами не признавались лица с незначительным понижением трудоспособности. Считалось, что в условиях отсутствия безработицы существует достаточно возможностей для использования в народном хозяйстве работников с частичной утратой трудоспособности.

Не имели права на пенсию инвалиды с детства и граждане, ставшие инвалидами вследствие несчастных случаев или от общих заболеваний, если у них не было необходимого трудового стажа. Пенсии по случаю потери кормильца выплачивались нетрудоспособным членам семьи умершего, если они ранее находились на его иждивении. Признак отсутствия достаточных средств к существованию не являлся необходимым условием для получения пенсии по случаю потери кормильца. Это имело принципиальное значение, так как за нетрудоспособными членами семьи, включая родителей в возрасте старше 60 лет мужчины и 55 лет женщины , если они были иждивенцами умершего, признавалось самостоятельное, безусловное субъективное право на пенсию, что освобождало их от необходимости обращаться за материальной помощью к другим членам семьи62.

Обязательным условием для получения пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца было наличие необходимого стажа работы у инвалида или умершего кормильца. Еще с дореволюционных времен в России существовали пенсии за выслугу лет, в СССР такие пенсии впервые стали выплачиваться с 1925 г. В системе советского пенсионного обеспечения пенсии за выслугу лет получали учителя, врачи, а также некоторые другие педагогические и медицинские работники. В число пенсионеров за выслугу лет входили также отдельные категории работников Главного управления гражданского воздушного флота, зоотехники и ветеринарные работники, творческие работники некоторых театрально-зрелищных учреждений.

Данные пенсии назначались независимо от возраста и состояния трудоспособности. Гражданам, имевшим особые заслуги перед советским государством в области революционной, государственной, общественной, хозяйственной, военной или культурной деятельности, назначались персональные пенсии союзного или республиканского значения мужчинам по достижении 55 лет, женщинам - 50 лет. По особым правилам осуществлялось пенсионное обеспечение генералов, адмиралов и офицеров, а также работников науки. Наглядное представление о числе лиц, получавших пенсии по различным основаниям в период с 1953 по 1955 г.

Таблица 2 Численность и состав получателей государственных пенсий с 1953 по 1955 г. Действовавшее пенсионное законодательство усложнялось еще и тем, что, кроме системы пенсий по социальному страхованию для рабочих и служащих, существовал ряд других систем пенсионного обеспечения. Например: пенсии по социальному обеспечению для военнослужащих рядового состава, пенсии по кооперативному страхованию для членов артелей, пенсии работникам государственного контроля и др. Условия и нормы пенсионного обеспечения по всем этим системам существенно различались.

В 1954 г. Каждый вариант проекта предусматривал повышение размеров отдельных видов пенсий, но при этом не менял пенсионное законодательство в целом. Первый вариант, представленный в марте 1954 г. В расчетах к этому варианту проекта учитывались 12 727 400 пенсионеров всех категорий.

Дополнительные расходы в связи с повышением пенсий предусматривались в сумме 394,83 миллиона рублей, то есть в среднем каждый пенсионер получал прибавку в размере 2 руб. В мае 1954 г. Минимальный размер пенсий по старости поднимался до 30 руб. Кроме того, «майский» вариант увеличивал размер пенсий инвалидам Отечественной войны I и II группы, но при этом сокращал «мартовскую» прибавку к пенсиям военнослужащих-инвалидов III группы, инвалидность которых не была связана с пребыванием на фронте.

Это привело к формированию разбалансировки в товарном обороте. Реформы Маленкова — ключевые аспекты Рассмотрим несколько значимых реформ. Дума принимала решения скоропалительно, Россия не сразу смогла адаптироваться к новым условиям, отсюда инфляция, дефицит и другие неприятные последствия. Добровольная, принудительная торговля. Начало реформы было направлено на балансировку финансового оборота. Продавцы должны были совмещать продажу популярных и непопулярных товаров. Например, если человек продает хлеб, но в его ассортименте нет книг, он нарушает закон. В апреле 1953 года снова снижается стоимость продовольственных, промышленных товаров.

При этом обоснованных причин для этого не было. Овощи подешевели ровно в половину. Все это способствовало появлению очередей в магазинах, на рынках.

В то время родилась присказка: товарищ Маленков дал и хлеба, и блинков! Курс пятилетки изменить! Очередная пятилетка началась в 1951 году. В середине срока новый вождь советских людей решает - надо не так! Экономист Маленков выступил с подробным докладом "О неотложных задачах сельского хозяйства и мерах по дальнейшему улучшению материального благосостояния народа". Громкими лозунгами в СССР было не удивить, но за пустыми фразами не всегда предполагались действия.

А тут - конкретика! Докладчик провозгласил: Промышленность, производящая товары народного потребления, теперь должна расти быстрее, чем промышленность, производящая средства производства. И расшифровал: "резко увеличить производство продовольствия и предметов потребления путём увеличения капиталовложений в отрасли лёгкой и пищевой промышленности, а также за счёт повышения заготовительных цен на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи, снижения налогов на крестьян в два раза и снижения обязательных поставок государству с подсобного хозяйства колхозников". В бюджете 1953 г вдвое сократили расходы на оборону.

Однако именно эта «путаница» во многом обеспечила значительные сдвиги в развитии потребительских отраслей производства.

За период 1950 — 1955 гг. Отказ от курса Маленкова привел к тому, что в начале 60-х гг. Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, производство стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика за 1950 — 1965 гг. Предприятия группы «Б» развивались значительно медленнее за эти же годы объемы производства здесь удвоились. Эти показатели вселили в руководство КПСС уверенность в том, что достигнутые темпы будут не только сохранены, но и увеличены.

Прогнозы же западных специалистов были иными: по их мнению, по мере роста экономической мощи СССР, как и других стран, темпы развития экономики будут «затухать». Одним из рычагов ускорения развития промышленности власти считали научно-технический прогресс. Наиболее зримых результатов в использовании его преимуществ удалось добиться лишь в военно-промышленном комплексе и некоторых смежных областях. В 1957 г. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос.

Радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа. Мощными темпами развивалась химическая промышленность, широко освоившая выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы заменялись тепловозами и электровозами. Однако в целом промышленность продолжала развиваться по привычному пути не за счет интенсификации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч новых предприятий. Наряду с наукой и техникой Хрущев считал не менее важным направлением в своей экономической политике административную реорганизацию.

В целях слома ведомственных барьеров, мешавших развитию производства, в 1957 г. Свыше 3,5 тыс. Эти меры, с одной стороны, укрепили экономические права местных властей, но с другой — больно ударили по единой технической и технологической политике, а в итоге — по задумкам, связанным с научно-техническим прогрессом. Очень скоро оказалось, что хозяйственная самостоятельность предприятий внутри регионов ведет к нарушению связей между ними, разжигает групповые интересы на местном уровне. Выход из этого положения был найден в создании новых управленческих структур — республиканских совнархозов и Высшего совета народных хозяйств ВСНХ.

Это сопровождалось значительным увеличением армии управленцев. Мало что дал и переход от пятилетнего планирования к семилетнему. Темпы экономического развития неуклонно снижались. Если в 1951 — 1955 гг. Тем не менее взятые в целом показатели экономического развития страны в конце 50-х — начале 60-х гг.

Переход же к последующей стадии развития при сохранении существовавшего хозяйственного механизма был невозможен. Социальная политика. Несмотря на все издержки и проблемы, экономическая политика постсталинского руководства носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. Регулярно повышались оклады в промышленности только за 1961 — 1965 гг.

Был принят закон о пенсиях для рабочих и служащих, по которому их размер увеличивался вдвое, а пенсионный возраст снижался. Были отменены все виды платы за обучение, с 48 до 46 часов была сокращена продолжительность рабочей недели. Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики этого периода стало начало широкомасштабного жилищного строительства. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 г. Это дало возможность справить новоселье 54 млн.

При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще получали не комнаты, а отдельные хотя и небольшие квартиры. Укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Радиовещание впервые охватило всю страну. За пять лет 1953 — 1958 количество телевизоров у населения увеличилось с 200 тыс. В то же время на рубеже 50 — 60-х гг.

В руководстве страной все отчетливее становилось понимание необходимости более радикального реформирования экономики с использованием методов экономического стимулирования. Документ Из воспоминаний К. Катушева, работавшего в 50-е гг. К сожалению, этот период оказался непродолжительным... Хрущев, послушав советы тех, кто больше всего боялся децентрализации управления, пошел на укрупнение совнархозов.

Теперь они уже создавались как межобластные управления народного хозяйства и, естест-венно, вызывали конфликты местных и областных... В результате разумный поиск более совершенной системы управления после отставки Хрущева был похоронен. Международные отношения СССР в середине 1950-х — середине 1960-х гг. Политика «мирного сосуществования».

Экономический курс Маленкова.

Главная страница » Новости » Экономический курс Г. Маленкова Экономический курс Г. Маленкова После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве страны разгорелись с новой силой. В августе 1953 года с собственной программой экономических преобразований выступил Г. Однако Маленкова отстранили от дел, соответственно прекратили действовать, предложенные им реформы. Из выступления Н.

Поэтому Г. Маленков предложил пойти на примирение с Западом ради внутренних реформ. Это спровоцировало рост оппозиции во главе с Н. Хрущевым, который в феврале 1955 г. Маленкова с обвинениями в мягкости по отношению к империализму, в результате Г. Маленков потерял власть. Прежде всего, Г. Маленков сразу после смерти Сталина начал проводить политику по расширению полномочий отраслевых министерств, так что министерства превратились фактически в «полугосударства».

Второй элемент маленковских реформ — это кардинальное снижение цен. Тем самым продолжилась стратегия снижения цен, за счет чего еще при Сталине советские экономисты-государственники надеялись стимулировать рост экономики. Происходило это на фоне повышения закупочных цен для колхозов и совхозов. Несомненным результатом такой политики стало принятие дефицитного государственного бюджета 8 августа 1953 г. Дефицитный бюджет на фоне радикального снижения цен на товары массового потребления означал рост скрытой инфляции. Третий элемент — это конверсия: уже в 1953 г. Четвертое по счету, но, возможно, первое по значению — помощь сельскому хозяйству. Уже в марте 1953 г.

Маленков пришел к выводу, что кризис в аграрной сфере вызван чрезмерным налогообложением села. В этой связи Г. Маленков провел меру по списанию долгов с колхозов. Сельское хозяйство получило, помимо снижения налогового бремени, также увеличение инвестиций и подчинение МТС непосредственно первым секретарям районных комитетов, в результате чего МТС усиливались кадрами. Маленков резко повысил оплату труда на селе. Одной из причин таких экстраординарных мер являлась низкая производительность труда в колхозах, следствием чего была нехватка продовольствия в СССР даже в начале 1950-х гг. По расчетам Р. Синицына, урожайность зерновых составила в 1953 г.

Для понимания критичности ситуации со снабжением продуктами питания надо учесть, что минимальной нормой, ниже которой в стране должен был начаться голод, была, судя по показателям 1947—1949 гг. В связи с осмыслением выбора пути развития экономики СССР следует обратить внимание на научную работу советского экономиста Григория Филиппова в форме доклада М. Суслов тогда подключил к работе над анализом сложившейся в сталинский период структуры экономики СССР много специалистов, которые сформулировали концептуальную идею: наращивание инвестиций в тяжелую промышленность ведет к расширению возможностей в сфере производства потребительских товаров за счет повышения оснащенности промышленности средствами производства в целом. В этой связи в работе Г. Филиппова доказывалось, что сталинская модель роста оказалась неправильно понятой Г. Маленковым и его последователями, которые видели в ней чрезмерный «перекос» в производство средств производства за счет угнетения производства потребительских товаров. На самом деле расширение инвестиций в сектор производства средств производства вело к росту капиталовооруженности труда и в секторе производств товаров народного потребления, а отнюдь не к истощению их капитальных средств. Маленков и Н.

Хрущев На осеннем пленуме ЦК 1953 г. Маленков предложил повысить закупочные цены на аграрную продукцию, чтобы сельское хозяйство получило дополнительное финансирование. По мнению же Н.

Масштабные изменения начались несколько позднее — с конца 1987 года.

Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти.

Так, в декабре 1988 г. Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности. Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г.

Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии. Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство.

Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений. На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства.

Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается.

Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия — Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет. Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 — 1991 гг. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле.

Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями. Реформы в промышленности и сельском хозяйстве 1965 г. Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е — первой половине 1980-х гг. Оно определялось планами трех пятилеток — 9-й, 10-й, 11-й.

Директивы этих планов были одобрены соответственно тремя партийными съездами — XXIV 1970 г. Упор в промышленном развитии был отныне сделан на создание гигантских территориально-производственных комплексов ТПК. Всего их было развернуто несколько десятков. В Западной Сибири Тюменская область еще в 1960-е гг.

В 1969 г. Сибирская нефть была относительно дешевой самофонтанирующей , цены на нефть на мировом рынке в 1970-е гг. Это стимулировало не только добычу энергетического сырья, но и продажу его за границу во все возрастающих размерах. За 1970-е гг.

В 1970-е гг. Это был самый дешевый уголь страны. Восток страны превратился в строительную площадку, куда более мощную, чем в годы сталинской индустриализации. В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г.

Строительство более чем трехтысячекилометровой магистрали было в основном завершено в 1984 г. При строительстве преследовали цель создать в этих районах крупные ТПК. Однако комплексное освоение территории затянулось, поэтому в 1980-е гг. БАМ не окупила вложенных в нее средств, как и многие другие стройки.

Руководство страны пыталось максимально использовать естественное преимущество СССР перед другими странами: огромную территорию с колоссальными природными богатствами — использовать в сжатые сроки, часто варварским способом.

Были созданы условия для повышения образовательного и профессионального уровня работников. Научно-техническая революция. Гагарин перед стартом. В 50 -е гг. Бурно развивалась фундаментальная наука и передовые отрасли промышленности. К сожалению прогресс затронул лишь отрасли связанные с ВПК и освоением космоса. Новейшие технологии в массовом производ стве не применялись. Социальная политика.

Новые номера. Политика Хрущева носила ярко выраженную социальную направленность. Постоянно повышалась заработная плата, Был снижен пенсионный возраст и увеличен размер пенсий. Рабочая неделя сократилась до 46 часов. Отменялись обязательные государственные займы и плата за обучение в ВУЗах и старших классах школы.

1 Экономическая программа Маленкова Г В Маленков В

В подходах к решению проблем сельского хозяйства также наблюдались серьезные различия. По настоянию Хрущева важнейшим направлением увеличения производства зерна было признано освоение целинных и залежных земель в Казахстане, Поволжье и Сибири. К быстрым, радикальным шагам побуждали как особенности его одаренной, но импульсивной и не обремененной особым образованием личности, так и объективная потребность в более глубоких преобразованиях. От первоначальной ликвидации или смягчения «крайностей» сталинской экономики жизнь настоятельно подталкивала к переходу к новой системе управления народным хозяйством. Даже частичное нарушение в 1953—1955 гг. Из-за резкого роста дотаций легкой, пищевой промышленности и сельскому хозяйству, отмены принудительных займов у населения и развертывания социальных программ обострилось финансовое положение страны. Прекращение сталинских репрессий, отмена ряда драконовских норм законодательства привели к падению производственной дисциплины и росту «текучести» рабочей силы. Работники осмеливались теперь открыто выражать недовольство традиционной практикой произвольного повышения норм выработки на предприятиях. Увеличился неудовлетворенный спрос населения на товары, жилье и т. В декабре 1956 г.

Решать обострившиеся проблемы можно было либо постепенно, эмпирически нащупывая контуры нового хозяйственного механизма, либо радикально, двигаясь к принципиально иной экономической системе. Этот путь в итоге и выбрал Хрущев. В силу особенностей обстановки и экономического мышления выработка новой экономической политики свелась к поискам своеобразного «философского камня», или, пользуясь ленинской формулировкой, «решающего звена в цепи». Таковыми поначалу были признаны массовые политико-экономические кампании с 1954 г. Исходя из прежней логики «простых решений» и высказанных в предыдущие годы новых идей децентрализация, усиление контроля снизу, сокращение аппарата управления, комплексное развитие территорий , Хрущев в 1957 г. В итоге было упразднено более 140 союзных, союзно-республиканских и республиканских министерств и создано 105 территориальных органов: советов народного хозяйства.

А исторический факт: за полтора года деятельность этого правителя резко изменила экономику страны. В то время родилась присказка: товарищ Маленков дал и хлеба, и блинков!

Курс пятилетки изменить! Очередная пятилетка началась в 1951 году. В середине срока новый вождь советских людей решает - надо не так! Экономист Маленков выступил с подробным докладом "О неотложных задачах сельского хозяйства и мерах по дальнейшему улучшению материального благосостояния народа". Громкими лозунгами в СССР было не удивить, но за пустыми фразами не всегда предполагались действия. А тут - конкретика! Докладчик провозгласил: Промышленность, производящая товары народного потребления, теперь должна расти быстрее, чем промышленность, производящая средства производства. И расшифровал: "резко увеличить производство продовольствия и предметов потребления путём увеличения капиталовложений в отрасли лёгкой и пищевой промышленности, а также за счёт повышения заготовительных цен на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи, снижения налогов на крестьян в два раза и снижения обязательных поставок государству с подсобного хозяйства колхозников".

Из выступления Г. В связи с обсуждением бюджета я хотел бы сказать о некоторых неотложных задачах в области промышленности и сельского хозяйства, решение которых даст нам возможность более успешно осуществлять нашу главную задачу — обеспечение дальнейшего улучшения материального благосостояния рабочих, колхозников, интеллигенции, всех советских людей. Партия твёрдо и неуклонно проводила свою линию в борьбе против троцкистов и правых капитулянтов и предателей, выступавших против строительства тяжёлой промышленности, требовавших переместить средства из тяжёлой промышленности в лёгкую. Принятие этих предложений означало бы гибель нашей революции, гибель нашей страны, ибо мы оказались бы безоружными перед лицом капиталистического окружения. Мы имеем полную возможность и должны это сделать. За последние 28 лет производство средств производства выросло в нашей стране примерно в 55 раз, производство же предметов народного потребления за этот период увеличилось лишь примерно в 12 раз.

Правительство и Центральный комитет партии считают необходимым значительно увеличить вложения средств в развитие лёгкой, пищевой… промышленности, на развитие сельского хозяйства… Нельзя, однако, удовлетвориться одним количественным ростом производства предметов потребления… Надо признать, что мы отстали с качеством товаров… и должны серьёзно поправить это дело. Многие предприятия всё ещё выпускают продукцию неудовлетворительного качеств, не отвечающую требованиям и вкусам советского потребителя. Известно, что себестоимость является основным показателем, характеризующим качество всей работы предприятия. Между тем, многие хозяйственные руководители забывают об этом, мало интересуются вопросами рентабельности предприятия. Вопросы к тексту 1. Что в докладе называется главной задачей экономического развития?

Как обосновывается необходимость первоочередного развития тяжёлой промышленности в годы первых пятилеток? Какие изменения в экономической политике, по мнению Маленкова, необходимо осуществить? Назовите не менее трёх. Можно ли говорить о том, что предложенные реформы способствовали переводу экономики страны на интенсивный путь развития? Обоснуйте ответ. Свернуть Продуманной экономической программы у Хрущёва в начале 1950-х гг.

Утвердившись у власти, он поддержал проведение некоторых мер, предлагаемых Маленковым. Прежде всего, это касалось улучшения положения колхозов и колхозников. Однако идея смещения приоритетов экономического развития в пользу лёгкой промышленности казалась ему неприемлемой. Основной задачей провозглашалось увеличение доли машиностроения и приборостроения в общем объёме производства. Хрущёв часто подчёркивал важность внедрения в производство достижений научно-технического прогресса. Но не придавал такого значения, как Маленков, повышению качественных показателей: росту производительности труда, увеличению рентабельности производства, ресурсосбережению.

Он полагал, что обеспечить значительное увеличение объёма производства СССР может за счёт экстенсивных факторов: строительства новых заводов, распашки новых, ранее не используемых для земледелия земель и так далее. После того, как было принято решение об ускоренном переходе к коммунизму, Хрущёв провозгласил своеобразный «крестовый поход» против частнособственнических пережитков. Началось наступление на личные подсобные хозяйства колхозников, любая предпринимательская деятельность была, по сути, незаконной, ужесточились наказания за экономические преступления — вплоть до смертной казни. Узнать больше В 1961 г. Один из хозяйственных руководителей Киргизской ССР вспоминал: «На рубеже 50-60-х годов Фрунзе был городом невиданного в советской провинции промтоварного изобилия. То, что в других республиканских столицах было в постоянном дефиците — бельё, тюль, гардинное полотно, ковровые дорожки, — во Фрунзе можно было купить относительно свободно.

Секрет был прост: нашлась здесь группа предприимчивых и изобретательных людей. Творцы трикотажного изобилия действовали с ведома самого высокого республиканского начальства». Недоброжелатели предпринимателей из Фрунзе написали кляузу в Москву. Дело дошло до Хрущёва, который приказал быстро навести порядок. Были произведены аресты, обыски, состоялся суд, который приговорил 21 человека к высшей мере наказания — расстрелу. Всего в годы хрущёвской кампании против экономической преступности по законам 1961—1962 гг.

Но ожидаемых результатов это не принесло. Советские экономисты, исследовавшие статистику противозаконных действий, пришли к неутешительному выводу: в 1960-х гг. Суровые меры, предложенные Хрущёвым, лишь загнали хищения в ещё более глубокое подполье, чем немало способствовали дальнейшему укреплению теневой экономики. Другим последствием репрессий в хозяйственном секторе стало снижение общего уровня управленческих кадров — вместе с преступниками пострадало немало талантливых руководителей с предпринимательской хваткой, которые не столько вредили, сколько помогали советской экономике. Свернуть Развитие сельского хозяйства В начале 1950-х гг. В 1952 г.

В сентябре 1953 г. Он принял ряд важных для развития сельского хозяйства страны решений. В 2—5 раз были повышены закупочные цены на молоко, масло, картофель, скот, птицу. Это позволило колхозам получать прибыль при продаже выращенной продукции, а следовательно, в полной мере рассчитываться с крестьянами за их труд. Так, уже в 1954 г. Изменилась система налогообложения личного подсобного хозяйства.

Теперь величина налога зависела от размера приусадебного участка, а не количества плодовых деревьев, кустов, ульев, поголовья скота и тому подобного. В 1954 г. Кроме того, списывались недоимки по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Было принято решение об увеличении финансирования сельского хозяйства из государственного бюджета. В основном средства шли на закупку техники. В 1954—1955 гг.

МТС, колхозы и совхозы получили более 400 тыс. Решалась проблема нехватки квалифицированных кадров: на село направлялись специалисты из управленческого аппарата — всего свыше 120 тыс. В марте 1956 г.

Курс опустится в район 94,6 рублей, чтобы к сентябрю дойти до 96,6 рубля. В первом квартале доллар в среднем стоил 90,7 рубля, во втором должен будет стоить 94,4 рубля, в третьем — 96,1 рубля, в четвертом — 97,6 рубля. По итогам года средний курс доллара составит 94,7 рубля. При этом вместе с падением российской валюты в базовом прогнозе ведомство ожидает замедления годовой инфляции, чтобы к концу декабря 2024 года она опустилась до 5,1 процента. В 2025-м рубль должен слабеть менее резко, но все же в четвертом квартале дойти до 99 рублей, а инфляция — опуститься до целевых четырех процентов.

В дальнейшем курс должен уйти за отметку выше 100 рублей за доллар и находиться там.

Экономическое и социальное развитие в 1953–1964 гг.

Именно Г. Маленков смог сформировать тот сталинский аппарат, который управлял страной в период её самых больших свершений во всех сферах её жизни. «Сворачиваться курс Маленкова начал сразу после его ухода с поста председателя Совета министров, потому что в руководстве страны преобладали сторонники усиления производства товаров группы "А", и не только Хрущев, но и Молотов, Каганович, Сабуров. Главная» Новости» Выступление маленкова. 1. Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики. Сравните экономические программы Маленкова и Хрущева.

Экономическое и социальное развитие в 1953–1964 гг.

Экономический курс Г.М. Маленкова — Студопедия Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики.
В поисках новой экономической стратегии (1953–1964) Правительство Маленкова взяло курс на переориентацию экономики на удовлетворение нужд населения, реформу сложившегося хозяйственного механизма и практики планирования.
1 Экономическая программа Маленкова Г В Маленков В Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики.
Экономический курс Г.М. Маленкова Экономический курс Маленкова был настороженно воспринят партийно-хозяйственной элитой, воспитанной на стереотипе «тяжелая индустрия – любой ценой».
Экономический курс Г.М. Маленкова — Студопедия ический курс Маленкова.

В правительстве запланировали плавное снижение курса рубля

Лекция Юрия Алексеевича Маленкова "Критерии и методы оценки экономических результатов и эффективности стратегий". В российской историографии нет единого мнения о социально-экономической стратегии Маленкова, поскольку отсутствуют необходимые достоверные источники. 1. Экономический курс Г.М. Маленкова Сельмаг в селе Хижки Сумской области Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев Разработка новой экономической стратегии после смерти И.В. Сталина. курсы, лекции, тесты, материалы для учителей за 2024 год. При едином политическом курсе партийно-государственного руководства позиция Хрущева отличалась от замысла Маленкова.

В правительстве запланировали плавное снижение курса рубля

Советское руководство проводило политику лавирования между двумя проблемами — модернизации и потребления, считает он. Надо сказать, что Маленков тоже подчинился этому курсу. Он был назначен министром электростанций и, таким образом, далее преимущественно занимался именно развитием производства продукции группы "А"», — рассказал Шубин. Как бы там ни было, несмотря на краткость пребывания во главе советского правительства — неполные два года, с марта 1953-го по февраль 1955 года, — Георгий Маленков успел сыграть свою роль в российской истории.

Это подтвердил народ: начиная с середины 50-х в деревнях начала ходить та самая поговорка, которую люди старшего поколения помнят до сих пор: «Пришел Маленков — поели блинков». В следующий раз блинков простые люди в России поедят нескоро. Экономическая политика Хрущева потерпит крах; после этого наступит длинное правление Брежнева, грянет дефицит, который окажется одним из предвестников конца Советского Союза.

Жить в стране становилось все тяжелее: в 90-е в Россию уже будут привозить гуманитарную помощь. А блинки вернутся, пожалуй, только в «тучные нулевые».

Этот путь в итоге и выбрал Хрущев. В силу особенностей обстановки и экономического мышления выработка новой экономической политики свелась к поискам своеобразного «философского камня», или, пользуясь ленинской формулировкой, «решающего звена в цепи». Таковыми поначалу были признаны массовые политико-экономические кампании с 1954 г. Исходя из прежней логики «простых решений» и высказанных в предыдущие годы новых идей децентрализация, усиление контроля снизу, сокращение аппарата управления, комплексное развитие территорий , Хрущев в 1957 г. В итоге было упразднено более 140 союзных, союзно-республиканских и республиканских министерств и создано 105 территориальных органов: советов народного хозяйства. Но эффект реформы проявлялся до тех пор, пока новые органы управления еще не сложились в устойчивую систему, пока сама логика развития административной системы не привела к укрупнению совнархозов и фактическому восстановлению ведомственно-отраслевой системы управления внутри территориальной. Таким образом, поскольку административно-командная система была сохранена, реформа лишь заменила недостатки отраслевой системы управления недостатками территориальной системы с ее отраслевой несбалансированностью, местническими тенденциями, вновь разбухшим аппаратом управления.

Вскрывшаяся недостаточность принимаемых мер заставила обратить внимание на выработку экономической стратегии. Поскольку умерщвленная в 1930 — начале 1950-х гг. Хрущев, в отличие от Маленкова, попытался опереться не только на обновленный им партийно-государственный аппарат, но и на массы. Это диктовалось как политическими соображениями стремлением к определенной независимости от аппарата , так и идеологическими. Будучи гораздо более, чем Сталин в последние годы жизни, восприимчив к марксистским постулатам, Хрущев полагал, что пробуждение социальной активности народа и привлечение его к управлению является залогом решения самых сложных проблем. Курс Хрущева органически вписывался в общественную атмосферу послесталинской «оттепели», с пробуждавшимися, хотя и весьма неопределенными надеждами, оптимизмом, энтузиазмом, верой в собственные силы и отражал традиционную для советского руководства психологию максимализма, «коммунистического штурма», убеждения в том, что «нет таких крепостей, которые не могут взять большевики». Общественный подъем, наблюдавшийся во второй половине 1950-х гг. Эти настроения подогревали изменения на международной арене, где укрепилось сообщество социалистических стран, рушилась колониальная система, десятки миллионов людей в третьем мире обращали свои взоры на СССР. В этой обстановке в 1957 г.

Отменялись некоторые налоги на наличное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в 5 раз. В 1958 г. По инициативе Хрущева были изменены критерии планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы. В результате за 1953-1958 гг.

Но уже в середине 50-х гг. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 18 млн га в 1955 г. Кукурузу повсеместно сажали вплоть до северных районов в принудительном порядке, часто вместо ржи и пшеницы. Обнинске,в 1959 г.

В 1957 г. Гагарин стал первым в мире человеком, осуществившим полёт в космос. Быстрыми темпами развивалась машиностроение, нефтехимическая промышленность, электроэнергетика. Административно-экономическая реформа.

Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно- хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому через министерства , а по территориальному принципу. В целях ограничения возможности вмешательства местных партийных аппаратов в хозяйственную деятельность были созданы совнархозы, которые непосредственно подчинялись союзному министерству.

Тогда и появились "мясорубки с оборонки". Кстати, традиция продержалась до самого развала СССР. Почитала современных историков, общая мысль: гонка вооружений была большим перегибом на фоне страха после Второй мировой войны. Сколько произвели оружия, столько не смогли бы использовать. Также дефицит бюджета надо было восстановить отменой сталинских снижений розничных цен - не оправданных. Справедливости ради напомню, что предложил это немного раньше Сталин. Уж не знаю как сумели безнаказанно, но факт, что в правительстве проигнорировали этот сигнал. Собственно, за этот пункт Маленков и поплатился.

Его свергли в начале 1955 г, заменив на его посту Булганиным, ближайшим соратником Хрущёва. Буквально через месяц "маленковскую" социально-экономическую программу свернули, а госаппаратчикам не просто вернули их номенклатурные блага, но и почти полностью компенсировали их "потери" за 1953-1954 гг Вот такая кукуруза получилась...

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий