Новости что такое синдром отличника

Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении.

Что это такое

  • Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
  • Что такое синдром отличника
  • Синдром отличника – можно ли избавиться
  • ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА, И ЧЕМ ОН ОПАСЕН?
  • Что это такое
  • Чем опасен синдром отличника по мнению психолога | Советы психолога

Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим

Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться - Новости Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника.
Синдром отличника у ребенка: признаки, последствия, как помочь избавиться / Проще говоря, синдром отличника — нездоровая зависимость от одобрения окружающих, маниакальное стремление получать похвалу и достигать успеха во всем.
Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение Синдром отличника достаточно опасен и может быть симптомом нервного расстройства.
Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника - Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника.
Что такое синдром отличника По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте.

Синдром отличника

Синдром отличника — Википедия Синдро́м отли́чника/отличницы — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.
Синдром отличника у ребенка - Детская поликлиника Маркушка В статье рассказывается о причинах возникновения и симптомах синдрома отличника, методах диагностики и том, как помочь в подобной ситуации ребенку.
Синдром отличника - как избавиться, причины - объясняет психолог О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале.
Синдром отличника: чем опасно стремление сделать все идеально? Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики.
Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль – Главбух № 3, Февраль 2022 Нет предела совершенству. Однако погоня за идеалом может сильно отравлять ер, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может р.

Синдром отличника

Он не может дать реальную оценку своей работы. Для него значительно более важно получить одобрение, поддержку, советы, рекомендации окружающих и, особенно, начальства. Любую критику в свой адрес он принимает тяжело, но никогда не вступает в дискуссию с руководством, не пытается привести контраргументы в свою защиту. Такая ситуация часто приводит к депрессии. Желание быть идеалом во всех своих действиях имеет очень негативные последствия как в профессиональной карьере, так и в личной жизни.

Ведь для «отличника» важнейшим компонентом всей его жизнедеятельности становится восхищение окружающих его успехами, достижениями, имиджем. А сам «отличник» в это время находится в тяжёлом положении. Его терзают страхи за возможную ошибку, он абсолютно не уверен в своих возможностях, он занимается самоистязанием, он находится в состоянии постоянной депрессии и у него уже нет никакого желания и сил повышать свой профессиональный уровень. Он всегда готов качественно и в срок выполнить задание, полученные от руководителя.

Помимо того проявлением комплекса отличника можно считать и болезненную ревность, возникающую при похвале других детей. Малыш, которого значимые взрослые не принимали таким, каков он есть, которому они не выказывали безусловную любовь, вынужден во взрослом состоянии преодолевать колебания самооценки. Став взрослыми, «отличникам» сложно осознать, что их можно полюбить не за что-то, а вопреки всему, просто за то, что они существуют. Синдром отличника у взрослых чаще проявляется комплексом признаков: — ощущения вины за гипотетический неуспех; — сильным чувством ответственности; — неумением расставить акценты, попытками стать успешным во всём; — неумением проигрывать. Для постановки верного диагноза, рассматриваемый синдром следует дифференцировать от стремления к самореализации либо от перфекционизма. Дифференциальная диагностика, в первый черёд, подразумевает сбор анамнеза, который позволит увидеть полноту клинической картины. Человек, имеющий данное нарушение, всегда будет сконцентрирован на внешнем аспекте деятельности, непосредственно результате и его признании, заработанных оценках, похвалах или вознаграждениях, на победе над соперниками. А перфекционисты сосредотачиваются именно на качественных характеристиках выполняемой работы, на самой деятельности.

При проведении комплексного диагностирования применяются такие методы, как беседа и использование опросников. Беседа заключается в проведении опроса, который помогает выяснить все тонкости и специфики симптомов, беспокоящих пациента. Поскольку «отличник», обрисовывая собственный настрой, будет рассказывать о появлении чувства подавленности и напряжения после совершения ошибок, присутствии страха неуспеха и воодушевления вследствие реализации намеченного. Опросники подразумевают определённый подбор тестов, позволяющих исследовать самооценку «отличника», его взаимоотношения в детстве со значимыми взрослыми лицами учителями, родителями. Также применяются проективные методики, заключающиеся в изображении собственной семьи, своих страхов, себя. После чего рисунок интерпретируется психологом. Это позволяет обнаружить страхи, потребности, ожидания, спрятанные в глубине подсознания. Как избавиться Многие считают, что синдром отличника это благо.

Ведь разве плохо, когда человек стремится к успеху? Конечно, нет, когда это не превращается в навязчивость. Люди, страдающие анализируемым нарушением, одобрения не получают именно от себя. Они его всегда ждут от окружения. Например, повзрослев так называемые «отличники» приводят домой свою избранницу и ждут одобрения семьи, пребывая в страхе, что она им не понравится. У таких лиц всё бытие становится сплошным экзаменом. Но ведь жизнь человека не является ежедневным испытанием.

В жизни отличника нет места спонтанности, а каждый шаг в учебе и на работе продуман до мелочей. Гибкость в изменившейся ситуации переход на другую работу, неприятие со стороны нового начальника, отсутствие похвалы в семье становится невозможной и ввергает в отчаяние. Даже самый малый неуспех в работе становится причиной выраженного снижения самооценки. Характерны постоянное чувство усталости, вины, неудовлетворенности собой и своей жизнью. Критика и совершенные ошибки могут спровоцировать развитие депрессии. Отсутствие возможности получить удовольствие от процесса, потому что слишком высока зацикленность на результате. Серьезное эмоциональное, профессиональное истощение и выгорание. Наиболее тяжелым последствием постоянной тревоги за результаты своей деятельности являются так называемые панические атаки, сопровождающиеся сильным страхом и вегетативным симптомокомплексом, включающим приступы учащенного сердцебиения, колебания артериального давления, нарушения дыхания, дереализацию и деперсонализацию, мышечную слабость, озноб. Возможно развитие психосоматических заболеваний гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, синдром раздраженного кишечника, и др. Невозможность получать удовольствие от человеческих взаимоотношений, общения с семьей, отдыха, так как нет готовности уделять время личной жизни.

К ним относятся: беседа с психологом, тестирование, проективные методики: рисунок семьи, человека, класса. Внешне ребенок выглядит сильным и уверенным, но внутри таятся страхи. Постоянное напряжение, болезненное желание соответствовать высокому уровню приводит к нервному истощению. У младших школьников расстройство проявляется тиками, головными болями, навязчивыми действиями, частыми простудами. Читайте также: Не только у взрослых: эмоциональное выгорание у подростков У подростков появляются социальные страхи. Они боятся и не умеют поддерживать дружеские отношения, замыкаются в себе, становятся нервными, раздражительными. Истерический плач от огорчения и дикий смех от радости — постоянные спутники ребенка. Неудачи приводят к депрессии , а достижения других воспринимаются как личная обида. Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника: советы и рекомендации Борьба с синдромом отличника направлена на изменение системы ценностей ребенка, формирование собственной значимости, уверенности в себе. Путь это небыстрый, родителям придется проявить много такта и терпения. Основные пути избавления от проблемы: Любите своего ребенка безусловной любовью. Не за хорошие оценки в дневнике, примерное повеление и победы на соревнованиях, а за то, что он есть; Не сравнивайте с другими детьми, которые добились большего. Способности у всех разные; Не делайте трагедию из-за тройки в дневнике; Не возлагайте на ребенка лишнюю ответственность, не требуйте идеального выполнения задачи или соответствия своим мечтам; Научите сына или дочь переключаться с учебы на домашние дела или развлечения, находить время для отдыха. Снизьте градус накала в семье. Если вы получали всегда пятерки и делали все идеально, не требуйте того же самого от ребенка.

Как справиться с синдромом отличника: пять приемов от коуча

  • Синдром отличника у ребенка - Детская поликлиника Маркушка
  • Из-за чего возникает синдром отличника
  • Пятерку не получишь. Что собой представляет синдром отличника у взрослых? | Аргументы и Факты
  • «Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться
  • Что такое синдром отличника и его признаки
  • Синдром отличника: чем опасно стремление сделать все идеально?

Синдром отличника: что это такое, плюсы и минусы

Что такое «синдром отличника» и почему таким людям очень тяжело жить Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни.
Синдром отличника: что это такое и как с этим справиться Справиться с синдромом отличника самостоятельно практически невозможно, ведь человеку нужно проанализировать собственное поведение, а дать адекватную оценку самому себе просто невозможно.
Синдром отличника у ребенка – в чем опасность? В остальном синдром отличника очень похож на перфекционизм: это тревожность из-за невозможности достигнуть идеала.

Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника

У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка. острая потребность доказывать всем: "Я лучше". В статье рассказывается о причинах возникновения и симптомах синдрома отличника, методах диагностики и том, как помочь в подобной ситуации ребенку. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте. Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов 24 января рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма, которая оказывает негативное влияние не только на учёбу, но и на жизнь школьника.

Синдром отличника: что это такое и как с этим справиться

Так, педиатр Татьяна Савина предупреждает об осложнениях, которые могут развиться на базе эмоциональной напряженности, постоянного стресса и физической истощенности ребенка, не дающего себе право на ошибку. Понятно, что ребенок с комплексом отличника удобен взрослым: он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям, послушен, не шалит, не просиживает в соцсетях — ему некогда отвлекаться на ерунду, он нацелен быть лучшим, чтобы заслужить похвалу. Но во взрослом возрасте излишняя старательность может серьезно осложнить жизнь и негативно сказаться на состоянии здоровья. На днях в интернете на одном из порталов прочла советы для родителей первоклашек, в которых говорится: «Независимо от того, чем вы занимаетесь с будущим первоклашкой, следует всегда ставить перед собой цель формирования у ребенка поведения, направленного на то, чтобы он стал лучшим». По мнению педагога с тридцатилетним стажем Марины Соколовой, неточность формулировок в подобных рекомендациях может оказать медвежью услугу — и детям, и родителям. А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний. Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор.

Вот это должны понимать и дети, и их родители. Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться. На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям. И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников особенно младшеклассников важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям. Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок.

Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos. Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше. Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше. Вот что важно. Оковы иллюзий Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом. Конкурентная среда в престижных и хорошо оплачиваемых сферах деятельности подстегивает амбиции.

И с одной стороны, ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, нет. Перфекционисты ответственно относятся к работе, они усидчивы, все по сто раз проверяют, чтобы не допустить ошибки. С другой — как ни парадоксально, это не всегда нравится работодателям: например, времени на выполнение поставленных задач перфекционист часто тратит больше, чем человек, лишенный этого качества.

Бывает, что после получения плохой отметки ребёнка игнорируют, чтобы, приходя домой, он сталкивался с мамой — Снежной королевой. Бывает, что за пятёрки родители дают ребенку деньги на карманные расходы, здесь принцип «пятёрка любой ценой» включается быстрее всего. Пусть ребёнок не получил первое место в соревнованиях — надо радоваться тому, что он в них честно и в меру своих сил участвовал. Поощрять нужно за любые хорошие оценки, и за четвёрки тоже.

У меня есть одноклассник, который сейчас преподает в Сколково и учит бизнесменов зарабатывать миллионы. Он успешный бизнес-тренер, регулярно ездит в Силикатную долину. Так вот в школе он был троечником. То есть, прямой связи между оценками ребенка в школе его дальнейшим жизненным успехом не существует. Важно говорить с ребенком о любви без повода, чтобы он понял, что его любят, потому что он есть, а не за то, что он принес отличную отметку. У меня дочь — первоклассница, оценки им не ставят, но дают наклейки. И вот она приходит из школы и рассказывает: «У нас у одной девочки 20 наклеек, а у меня 15, а я тоже хочу 20!

От этого они, что, стали хуже? Но при этом стараюсь, чтобы она поняла: отметка не равна человеку. В человеке — много всего. Один на пятерки учится, а другой на лошади верхом скачет или поет, как Орфей. Иначе получается цепная реакция: на работе ты должен начальнику, в семью нужно приносить больше денег; дома нужно быть идеальной хозяйкой, дети должны идеально учиться… Как только в семье появляется один человек с «синдромом отличника», духом внутренней конкуренции оказывается поражена вся семья. Мы клеймим внутри себя неудачника, и он в нас кричит: «Прими меня, расслабься, перестань со мной бороться! Когда ребёнок получил плохую отметку, не ругайте его и не произносите фразу «в следующий раз получишь лучше».

Расскажите про то, как вы получили двойку, вспомните, что тогда чувствовали. Скажите, что прекрасно понимаете, как он сейчас расстроен. Что ваши отметки не помешали вам состояться в жизни, устроиться на нынешнюю работу, создать семью, родить его. Есть прекрасная английская поговорка — «не воспитывайте детей, воспитывайте себя». Не мучайте ребенка директивами, просто подавайте ему личный пример. Но если родитель рассуждает о пользе здорового образа жизни с сигаретой в руке, ребёнок очень быстро понимает, что существуют двойные стандарты. Кроме того, постарайтесь разнообразить занятия ребенка, не ограничивайте его только школой.

Старайтесь подмечать способности ребенка с детства. Если он рисует, отдайте его в кружок рисования, но даже эти увлечения не развивайте директивно. Если ребёнок сегодня не хочет идти на секцию, не надо вести его насильно. Если ребёнок пошел на секцию, а через месяц передумал, не надо его ругать — детям до пятнадцати лет нормально менять свои решения и интересы. Так ребёнок прощупывает границы своих возможностей и способностей, это нормально. И вообще, помните о том, что критерии оценки со временем могут меняться — «то, что русскому хорошо, немцу — смерть», или то, что ценилось вчера, сегодня оказывается совершенно бесполезным. Например, в детстве вы хотели стать художником или актером, а родители вам не дали.

И не важно, что сейчас вам уже 35 или 40, можно пойти в самодеятельность.

Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше. Во многом поддержка и психологическое сопровождение перед экзаменами нужны именно отличникам. У троечников и хорошистов, во-первых, нет таких высоких требований к себе, во-вторых, они в меньшей степени зависят от одобрения окружающих, в-третьих, чаще дети со средними способностями способны найти выход в нестандартной ситуации или попросить о помощи. По всем этим пунктам отличники более уязвимы. Depositphotos Как поддержать отличника Конечно, мы не сможем переделать ребенка за один день или изменить его отношение к себе. Это долгая работа, начинающаяся с родителей, которые должны пересмотреть свои приоритеты и изменить отношения с ребенком. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а сын или дочь отвергают любую вашу помощь, стоит найти хорошего подросткового психолога, который поможет проработать ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями.

Необязательно обращаться к очному психологу. Многие специалисты консультируют онлайн. Как родители могут помочь отличнику Но если найти психолога не получается, постарайтесь помочь ребенку своими силами. Используйте матрицу Декарта Расчертите лист на 4 части. Назовите их так: верхний левый — «Что будет, если это случится»; верхний правый — «Чего не будет, если это случится»; нижний левый — «Что будет, если этого не случится»; нижний правый — «Чего не будет, если это не случится». Пропишите все возможные сценарии. Отличники во многом очень рациональны, поэтому такой разбор снизит у них уровень тревожности. Рассмотрите все варианты После того, как вы разобрали все варианты по матрице Декарта, вы можете найти выход из каждой ситуации. Так он вернет себе контроль над ситуацией, и даже провал на экзамене не станет для него трагедией — ведь он будет знать, что делать.

Научитесь расслабляться Для мозга очень важны моменты, когда он ничем не занят. В такие периоды «блуждания» он обрабатывает и структурирует полученную информацию, поэтому важно уметь не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать.

У отличника даже по мере взросления этого не происходит. Он постоянно требует подтверждения своей значимости от других: прямого заискивания перед авторитетами до манипуляций в поисках похвалы. По причине высокой степени зависимости от чужого мнения возникает заниженная самооценка. Отличники склонны думать о себе негативно, они преуменьшают свои заслуги.

Отсюда у взрослых — синдром самозванца. В этом случае все заслуги списываются на удачу, а все неудачи — на собственную неспособность справиться с обстоятельствами. Отличнику всегда хочется перепроверить сделанное: точно ли не допущена ошибка в контрольной, все ли верно указано в отчете. Постоянная напряженность отнимает силы и снижает мотивацию стоит ли делать дело, если можно ошибиться. Агрессия и контроль. Синдром отличника, с одной стороны, ведет к заниженной самооценке.

А с другой — провоцирует угождающее и зависимое поведение. Иногда происходит обратное: высокие требования и стандарты направляются на окружающих. В командных играх детей по этой причине могут происходить стычки, а взрослый руководитель, не умеющий отдыхать сам, не дает это делать подчиненным. Сотрудник с синдромом отличника стремится переделывать за коллег их работу, после чего ждет благодарности и играет роль жертвы. Как справиться с синдромом отличника Во-первых, необходимо снизить градус ожидания. Не стоит заставлять ребенка получать отличные оценки по всем предметам, не следует также отпускать комментарии по этому поводу.

Постоянное обсуждение академических успехов лучше заменить на интерес к школьной жизни ребенка: с кем он познакомился, что нового успел узнать, что ему понравилось, а что не понравилось. Это позволит сформировать здоровый интерес не только к результату, но и к процессу. Не нужно зацикливаться на оценках — ни на высоких, ни на низких. Аттестат не даст гарантии успеха в работе и счастья в жизни. Стоит хвалить школьника не за полученный балл, а за сам процесс. Не сравнивайте ребенка с другими.

Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить

Причины синдрома отличника у подростков часто кроются в неудовлетворенности внешним видом, отсутствии друзей и прочем, заставляя испытывать чувство вины и подавленности от собственной неуверенности в себе. Сегодня мы обсудили синдром отличника: разобрались, хорошо это или плохо, почему возникает такой комплекс и как с ним бороться. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. Синдром отличника (отличницы): что это такое, почему появляется и как от данного комплекса.

Признаки появления синдрома отличника у детей

  • Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
  • Что такое перфекционизм и синдром отличника
  • Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть
  • Синдром отличника - что делать
  • Все или ничего: чем опасен синдром отличника для ребенка
  • Откуда берется синдром отличника

Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение

Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. «Синдром отличника — это состояние, при котором человек стремится быть идеальным в глазах окружающих, — рассказывает психолог и коуч Екатерина Кузнецова. Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни.

О синдроме отличника: как его распознать, каковы последствия и как с ним можно справиться

Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным 24 апреля 2024, 06:17 Фото: Изображение Midjourney Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным Стремление быть во всем идеальным часто перерастает в серьезную психологическую проблему. Как понять, что у вас синдром отличника и справиться с этим состоянием? Что такое синдром отличника и чем он опасен Как справиться с синдромом отличника Что такое синдром отличника и чем он опасен Состояние, когда человек постоянно стремится быть идеальным во всем в глазах окружающих, достигать только высоких результатов и получать поощрения и похвалу от других, называют синдромом отличника. Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками и неудачами, боятся критики и негативного мнения окружающих. Они считают, что если они не будут лучшими во всем, то перестанут быть ценными и хорошими людьми. Это психологическая проблема, которая приводит к неуверенности в себе, неудовлетворенности собой и, как следствие, к постоянному стрессу и депрессии.

Но у ребенка могут быть другие планы, которые нужно уважать. Потребуются усилия и со стороны самих «отличников». Борьба с опасным синдромом происходит в несколько шагов: Осознать, что проблемное поведение основано на страхе не угодить окружающим.

Но страх — это выбор, а не данность. Принять собственное несовершенство и неудачи как неизбежную часть жизни. Научиться распознавать, защищать и удовлетворять свои желания и потребности.

Делиться чувствами и переживаниями с близкими, никого при этом не обвиняя. Не общаться с токсичными людьми, чьи замечания усиливают чувство собственной неидеальности. Хвалить и награждать себя за успехи самостоятельно.

Даже если это какой-нибудь пустяк, вроде шоколадки.

Природные вундеркинды так же редки, как и гении. Но не обязательно, что во взрослой жизни такие дети будут успешны в карьере и науке. Бывает, что они как бы «сдуваются» и становятся обычными людьми с обычной памятью и способностями. Поэтому, не стоит слишком радоваться, получив такой «дар природы». И для ребенка лучше, если им не будут восхищаться все и всюду. В основном же дети отличники — это просто способные ребята, упорные от природы или, что гораздо чаще, упорство методично прививается им родителями. Это хорошо и правильно, главное, не перегнуть палку.

Часто, родители, тоже способные, по каким-то причинам не смогли так реализоваться в жизни, как мечтали, и со всей страстью пытаются наверстать упущенное посредством детей. Это или авторитарные родители, требующие подчинения и отчета, или же — понимающие, мягкие, готовые на все ради ребенка и он очень боится их огорчить. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. Синдром отличника Уже в средних классах ребенок отдает явное предпочтение некоторым предметам, например, гуманитарным, а другие ему приходится тянуть на «пять», чтобы поддержать статус отличника. Такой ребенок привыкает быть первым в учебе, и то, что вдруг какой-то предмет не очень ему дается, сказывается на его самооценке, и он легко впадает в уныние. Часто, подводя итоги в конце года, учитель говорит, что на одного отличника в классе стало меньше.

А как понять, страдаете ли вы синдромом отличника?

В рамках психологической науки существует несколько тестов, способных отразить имеющиеся проблемы, но не напрямую, а в составе комплексной оценки качеств личности. Среди таких тестов и опросников приведем: патохарактерологический диагностический опросник им. Личко составление полноценного портрета подростка, указание его акцентуаций ; стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Собчик показывает тип личности, а также степень социально-психологической адаптированности личности, стиль общения и т. Пройти указанные тесты вы можете на данной платформе с модифицированными слегка упрощенными версиями опросников. Надеемся, что у вас нет проблем с синдромом отличника. Если все же вы чувствуете за собой какие-то симптомы и по результатам теста это подтверждается, то рекомендуем переходить к следующему разделу.

Как избавиться от синдрома отличника? Синдром отличника у взрослых — довольно частая проблема. Конечно, корни кроются в детстве, когда родители с завышенными требованиями и нереализованными мечтами возлагали надежды на своих «лентяев» и «бездельников», которые «недостаточно хороши», но вместе со всем этим пакетом разочарования они не осознавали, как сильно это может на них повлиять. Жить чужими ожиданиями, оценками не так легко, гнаться за похвалой и результатами — далеко не путь полноценной счастливой жизни. Как выбраться из этого? Осознайте На первых порах необходимо признаться себе, что проблема есть. Даже если вы взрослый и состоявшийся человек, допускается, что синдром отличника может быть вашим уязвимым местом.

Решение любой проблемы начинается с ее осознания и принятия. Если вы замечаете, что какие-то ваши чувства, мысли, реакции, действия продиктованы не самой ситуацией, а желанием удовлетворить ожидания других людей, то вы метите в категорию «отличников». Если вам невероятно приятно слушать похвалу, а критика приносит лишь только разрушительную силу, то есть поводы серьезно задуматься. Если вы болезненно реагируете на чей-то успех вместо своего, способны различить зависть в палитре своих эмоций, то можете не сомневаться — вы страдаете синдромом отличника». Если вы пришли к осознанности, самое время приступать к действиям. Откройте глаза шире И попытайтесь разобраться, кто же вас окружает. Видите ли, оценка со стороны идет не от ветра или стен, оценивают вас живые люди, но давайте задумаемся: а кто они?

Почему их мнение настолько важно, что вы стараетесь всеми силами оправдать их ожидания? Да, действительно, в нашей жизни есть родители, сестры, братья, лучшие друзья, наставники и т. Но по-настоящему близкие люди будут принимать вас такими, какие вы есть, не оценивать и не ставить вам какие-то задачи, чтобы вы заработали их снисхождение и одобрение. А это, как минимум, нечестно… Поэтому будьте внимательны, обращайте внимание на запросы, мысли, форму общения своего окружения и не позволяйте себе впадать в зависимость от чужого порой совершенно не авторитетного мнения. Исключайте тех, чья критика не несет конструктивного характера, и прислушивайтесь к себе. Разрешайте себе шалить Мы уже разобрались в том, что сидром отличника у взрослых — это отклик из детства. Одна из причин его появления заключается в том, что родители не хотят тратить много усилий на познание своего ребенка, ведь гораздо проще воспитывать покладистого сына , не приносящего много забот, проблем, или дочь, учащуюся на «отлично» и не вступающую в споры с учителем.

Но, к сожалению, они забывают одну важную вещь: ребенок — это многогранное развивающееся существо, копирующее различные модели поведения окружающих. Когда родители в приказном тоне что-то запрещают ему, он может замкнуться в себе, так как быть балованным, шалить — это проявлять себя, давать свободу своим действиям. Мудрые родители, понимая это, позволяют своему ребенку быть собой и дают ему волю в пределах разумного. Если же вам запрещали многое, воспитывали вас примерным и послушным, побалуйтесь хотя бы во взрослом возрасте! Не бойтесь ошибаться, никто за это вас не покарает. Конечно, ошибки в работе нежелательны, но вы имеете на них право, и не стоит относиться к ним со страхом — практически все поправимо, а многие огрехи учат нас полезному опыту. Поэтому дайте себе волю, ослабьте уздечку, натянутую еще в детстве.

Вы неидеальны, и это здорово! Долой сравнения Еще один ответ на вопрос «Как бороться с синдромом «отличника»?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий