Новости стамбул софия

Где находится собор Святой Софии в Стамбуле и как до него добраться. История строительства, архитектурные особенности и мозаики мечети Айя-София. бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии.

В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле

Кроме этого, туристы обязаны соблюдать все правила для мечетей: запрещено заходить в обуви, а также в одежде, которая не закрывает плечи, ноги и руки. Специально для мечети был произведен зеленый ковер, которым застелили почти весь зал собора за исключением места коронации басилевсов. Ирина, туристка: «Собор произвел на нас приятное впечатление. Единственное, конечно, немного расстроились, что завешены некоторые христианские фрески при входе и под куполом».

Знаменитые фрески Софийского собора забелили после завоевания Константинополя и обнаружили намного позднее. Теперь они на время совершения намаза скрываются от глаз молящихся. Кроме обычных полицейских, за правопорядком следят полицейские муфтията.

Ильсур Нафиков, историк, гид: «Раньше, когда собор Святой Софии был музеем, можно было находиться во многих частях этого собора.

Позже нашли похожую руническую надпись его товарища Аринбарда. В 1203 году собор был варварски разграблен. И не турками, как можно было бы подумать. Константинополь был взят венецианцами из Четвертого крестового похода. Инициатором действия был 95-летний полуслепой венецианский дож Энрико Дандоло. По иронии судьбы он захоронен на хорах Святой Софии. Обратите внимание на плиту с надписью Henricus Dandolo.

Кстати, кони на базилике Сан-Марко в Венеции — трофей из Константинополя.

Именно в нем крестилась княгиня Ольга, и в этом храм пришли послы князя Владимира, когда он выбирал веру для себя и для всей Руси. Красота собора, по преданию, предопределила выбор в пользу восточного христианства - то есть православия. Это резкий антихристианский выпад, последствия трудно прогнозировать, но ничего хорошего нет. Это скажется на отношении к Эрдогану, Турции, поток туристов из России резко сократится.

Если бы передо мной стоял выбор, поехать или нет, в прошлом году я бы поехал, в этом - нет, раз такое отношение", - отметил протоиерей РПЦ отец Александр Ильяшенко. Вот и политологи в один голос утверждают: своим решением Эрдоган не "восстанавливает справедливость", а, наоборот, открывает ящик Пандоры, выпуская на волю целую серию скандалов, грозящих обострением и так неспокойной обстановки на Ближнем Востоке и в мире в целом. На наш взгляд, история здесь глубже, мы наблюдаем внимание Вашингтона к Православной церкви. Все те церкви, которые находятся на территории восточной южной Европы, все контролируются или пытаются контролироваться Госдепартаментом, всем известна история с представлением Томоса, расколом", - говорит замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев.

А посещение Святой Софии - окончательно морально подкосило. В какой-то момент я, кажется, почувствовала себя крестоносцем, которого бросили командиры. Оценить скорость полета турецкой экономики в пропасть может даже беспечный российский турист. И, в честь отпуска оторвавшись от собственных проблем, возопить: "Эрдоган, что ты сотворил со Стамбулом? Ну, путевки стали подороже, еда на шведском столе — попроще, может, мыло и шампунь после уборки номера стали класть через раз. В Стамбуле все честнее. Реальный, а не открыточный и не киношный Стамбул пахнет отнюдь не кофе и не бубликом с кунжутом, а преющим на жаре мусором. Свалка повсюду: переваливается через края уличных урн, возвышается непроходимыми кучами поперек и без того узких тротуаров, застенчиво выглядывает из чахлой травки на газонах. Иногда кучи кое-как упакованы в пластиковые мешки. Вечером здесь поедет мусоровоз с улыбчивыми мужчинами в спецовках, цепляющимися за кузов. Как вообще можно улыбаться при такой работе — загадка, потому что зловонный шлейф мусоровоза, кажется, можно трогать руками и нарезать ножом. Крыс, вопреки логике, нет. Повсюду сидят, лежат или стоят знаменитые стамбульские кошки. Все фото и видео в материале - автора На мордах — ленивое понимание, что они здесь по праву. На пошлый "кис-кис" не каждая даже голову повернет. Тут и там - горсточки кошачьего корма и мисочки воды на газетке. На этом забота турков о кошках заканчивается. Погладить кошку в Стамбуле так же рискованно, как попить воды из фонтана. В массе своей это глубоко больные и несчастные звери со слипшейся шерстью, лишайными залысинами и слезящимися глазами. У кошек, живущих на террасе центрального Музея исламского искусства, на троих оказалось четыре глаза. Их никто не истязал, глаза сгнили и вытекли в результате запущенной инфекции. Чистеньких, упитанных и здоровых котиков я встретила за неделю в Стамбуле лишь однажды. В сумерках они вышли из-за заборчика какого-то приличного учреждения и обступили меня, требуя ласки. Оказалось, что учреждение — это дворец местной налоговой службы. Зато звуки Стамбула — звон трамвая, пение муэдзина, галдеж — все те же. И разглядывать толпы туристов по-прежнему интересно. Русская речь звучит тут и там. Кажется, русских здесь больше, чем местных. Уступая место случайной пожилой турчанке в трамвае, слышишь в ответ: "Сидите-сидите, мне скоро выходить". Оказывается, она родом из Молдавии, в Турцию перебралась давно. У нее бизнес, теперь уже можно сказать, был: продавала текстиль партнерам в России.

Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся

Власти Турции планируют реставрацию мечети Айя-София — бывшего патриаршего православного собора Святой Софии, сообщило 31 октября агентство «Анадолу». Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию. На момент моего визита в храм Святой Софии больше всего меня поразили ангелы. Первый намаз за 86 лет в Айя-Софии в Стамбуле Стало известно, что изменили в Айя-Софии к первому за 86 лет намазу.

Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся

Долгое время храм оставался музеем, однако в 2020 году власти Турции наделили его статусом мечети. Богослужения и посещения будут бесплатными для граждан Турции», — заявил министр. В самой мечети повысится качество экскурсий и богослужений. После захвата Константинополя Османской империей в 1453 году его переделали в мечеть.

Найти колонну в огромном храме легко: ее основание покрыто медными листами, потемневшими от времени и влаги. На одном листе подобно Солнцу сияет окружность размером примерно с ладонь или чуть больше. Сколько прикосновений помнит это отверстие — не сосчитать. Еще один ориентир кроме блистающего круга — очередь, в силу плачущей колонны верят абсолютно все, кто хотя бы раз побывал в Стамбуле и посетил Святую Софию. Ритуал легко запомнить.

Вставляете большой палец руки левой или правой — разницы нет и не отрывая ладонь от медного листа пытаетесь повернуть ее на 360 градусов, во время манипуляции шепчите желание. Оторвали ладонь от поверхности?

При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения. Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции. При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети. Однако уже в 2020 году решение Госсовета Турции было прямо противоположным. Кто против? Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру — причем критики вполне официальной.

Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские. Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции. Так, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заявил, что все это было решением исключительно президента, которому нужно оправдать ожидания консервативной религиозной части своего электората. Эти люди, считает бывший чиновник, воспринимают вопрос Софии как вопрос национального суверенитета. Кстати, он напомнил, что на территории Греции остаются сотни мечетей в качестве наследия Османской империи, при этом некоторые из них лежат в руинах, другие приспособили под христианские церкви, склады, тюрьмы и даже ночные клубы. Что же касается Софии, то рядом с ней и так есть открытая для всех мусульман Голубая мечеть, и недостатка мест для верующих поблизости нет. Турецкая оппозиция на этот раз была сдержанной — там не поддержали и не критиковали решение суда, но все же призвали не использовать 1500-летний собор в политических целях.

Резко раскритиковали решение в Греции, где любые новости о наследии Византийской империи в Турции воспринимают болезненно.

Строительство началось в 532 году и было завершено в течение пяти лет. Когда султан Мехмет Завоеватель завоевал город, он превратил его в свою имперскую мечеть с добавлением ряда османских архитектурных элементов. Наконец, мечеть была превращена в музей в 1935 году. Известный своими Имперскими и Мраморными Воротами, собор имеет 104 колонны, некоторые из которых привезены из древних городов. Шедевры музея которые стоит увидеть Собор очаровывает людей не только впечатляющим архитектурным дизайном, но и позолоченной, посеребренной, стеклянной, терракотовой и цветной мозаиками, 6-го века с цветочными и геометрическими мотивами. Также можно ознакомиться с тем, как повлияло на собор пришествие османской империи. Например, мозаичной тугрой султана Абдулмецида. А также восемью большими кругами, на которых можно увидеть труды известного каллиграфа Кадиаскера Мустафы Иззета.

Или с двумя громадными мраморными скульптурами, стоящими в боковых проходах. В каждой из них могло содержаться до 1250 литров жидкости. Когда собор стал впервые мечетью?

Часть мозаик в Айя-Софии будут закрывать на время мусульманских богослужений

Эти события, конечно же, воспеты в легендах и овеяны тайнами. Якобы турки, ворвавшиеся в собор, застали службу, и священник мистическим образом исчез в разверзшейся стене алтаря. По преданию, он появится, но, видимо, нескоро, когда в соборе снова начнется православное Богослужение. Конь султана поскользнулся на крови, и султан прислонился кровавой дланью к стене. Самый известный архитектор Османской империи, Синан, ориентировался на купол Софии и пытался превзойти его в своих творениях.

Только в одном Стамбуле он возвел 25 мечетей , каждая из которых напоминает Святую Софию. Венец его творчества — великолепная Сулеймание, построенная по заказу султана Сулеймана Великолепного в 1557 году. В нем говорилось: «Превращение мечети Айя-София, уникального архитектурного сооружения, в музей будет одобрено всем миром.

Эксперт также сообщил о проблемах на верхнем этаже мечети, куда запрещен вход простым посетителям. Наверх допускаются только специальные гости. Совсем недавно актер Трэвис Фиммел из сериала «Викинги» канала Discovery посетил верхний этаж, где можно найти старинные надписи, оставленные викингами. В поездке актера сопровождал помощник министра культуры и туризма.

Что делает собор Святой Софии таким особенным, так это его уникальная архитектура. Здание представляет собой идеальное сочетание Востока и Запада, отражающее разнообразные культуры и религии, которые влияли на Стамбул на протяжении веков. Айя-София представляет собой слияние византийского, исламского и османского стилей, что делает ее настоящим архитектурным чудом.

Собор Святой Софии считался одним из величайших достижений византийской архитектуры и более 900 лет служил главным религиозным сооружением Восточной православной церкви. В 1453 году, после завоевания Константинополя Османской империей, церковь была превращена в мечеть. На протяжении веков в здание было внесено несколько дополнений и реконструкций, в том числе добавлены минареты и удалена часть христианского убранства. Одна из самых поразительных особенностей архитектуры Святой Софии — массивный купол. Высота купола составляет 56 метров, а диаметр - 32 метра. Его поддерживают четыре опоры и 40 ребер, которые придают куполу уникальную форму. Первоначально купол был покрыт золотой мозаикой, которая позже была заменена исламской каллиграфией, когда здание было перестроено в мечеть. Интерьер собора Святой Софии Собор Святой Софии имеет потрясающий интерьер, который объединяет предметы христианского убранства и исламских традиций. При входе в Айя-Софию сразу же поражает массивный купол, который словно парит над головой. Он украшен прекрасными мозаиками и фресками, на которых изображены сцены из Библии и жизни Христа.

Стены собора Святой Софии также украшены сложными мозаиками и фресками, на которых изображены Дева Мария и различные святые. Мозаики сделаны из крошечных кусочков стекла и сусального золота и являются свидетельством невероятного мастерства и искусности византийских мастеров.

В 2020 году власти Турции официально признали его мечетью, с тех пор в храме проводятся богослужения. В 2023 году Турция оказалась в топе стран, куда россияне поехали на Новый год. При этом туроператоры распродавали туры дешевле прямого перелёта. Город двух морей: всё о пляжном отдыхе в Стамбуле Понравилась статья?

Вы можете написать свою.

Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев

Самое главное, что в городе с таким богатым наследием туркам удалось создать современные условия, комфортные как для местных жителей, так и для туристов. Корреспондент Kun. Мечеть Султана Ахмеда.

Собор сегодня мечеть К сожалению, те, кто не успел до памятной даты в июле 2020-го года побывать внутри собора многое потеряли. Да вход в Айю Софию теперь стоит не 10 евро, а совершенно бесплатный, а часы работы лимитируются только намазами.

Но многого сегодня уже не увидеть. При входе во внутрь вас все также поразит умопомрачительный объем и волнующая торжественность. В погожий день купол все так же парит над землей, а монументальные колонны уводят взгляд ввысь. Вот только высь уже не проецирует на вас золотое небо и божественные мозаики.

Что-то прикрыто занавесками, что-то потеряло фокус за счет опущенных вниз лампад. Чтобы вы ни дай бог чего не увидели христианского, вход на 2-й этаж строго охраняется мусульманами с бейджиками. Вот несколько зарисовок из прошлых заходов. Сегодня все это уже недоступно для осмотра.

Осмотр собора В храм-мечеть ведет вход со стороны площади Султанахмет, выхода 2: назад на площадь и на соседнюю улицу мимо туалетов. Кстати, после осмотра храма не спешите покидать территорию. Вокруг разбросано много археологических находок, среди которых есть и барельефы с предыдущих версий храма. Вход внутрь собора через не особо примечательную внешнюю паперть из которой вы попадете в нартекс.

Здесь уже можно лицезреть невероятно красивую мраморную облицовку стен, а также золотистые мозаики на потолке. Их оставили! Тут вам нужно будет расстаться с обувью и попасть в сам храм, либо через центральные императорские ворота, либо через менее помпезные соседние двери. Кстати, обувь можно оставить и не прямо у входа, а в других шкафчиках, что расположены внутри храма.

Пусть это и мечеть, но для нас то ведь это же храм! То, что собор представляет собой 3-х нефную базилику замечают лишь немногие. Отчетливо это стало заметно сейчас, когда в боковые двери перестали пускать. Крайние двери и входы предназначены для женских молитв.

Что можно увидеть в храме Итак, 2-й этаж с его мозаиками и мраморными дверьми нам не доступен. Нельзя осмотреть и чудные галереи. Кстати, любимая китайскими «паломниками» Колонна желаний с отверстием для выкручивания большого пальца, также находится в запретной для туристов зоне. А что же посмотреть сегодня?

Прежде всего это чудесные колонны из разноцветного мрамора. Они были завезены в Константинополь из Бальбека, Ливана. Материал просто бесподобный. С такой колонной хочется обняться пуще, чем жителям Сибири с березами.

Если я не ошибаюсь, то точно такая же колона — Колонна Константина, стоит на площади недалеко от Гранд Базара. Раньше для осмотра был доступен весь мраморный пол, выполненный из огромных плит.

Сразу после этого президент страны Тайип Эрдоган заявил, что подписал указ о превращении собора в мечеть и начале там мусульманских богослужений. Первый намаз был совершен в Айя-Софии 24 июля 2020 года. Храм Святой Софии Айя-София был основан византийским императором-христианином Юстинианом I и открыт 27 декабря 537 года. Собор около тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире.

It does not store any personal data. Functional Functional Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features. Performance Performance Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors. Analytics Analytics Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website.

В Турции отреставрируют мечеть Айя-София

Интересно, что под эгидой той же компании в Стамбуле летом 2023 года был открыт еще один музей, посвященный Айя Софии. Интересно, что под эгидой той же компании в Стамбуле летом 2023 года был открыт еще один музей, посвященный Айя Софии. Собор Святой Софии — одна из главных достопримечательностей Стамбула, расположенная в историческом центре города, районе Султанахмет.

Чем заняться: Турция

  • Святая София. Стамбул. Что мы потеряли - Телеканал «Моя Планета»
  • Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии
  • Айя-София не закроется во время реставрации / Турция : Достопримечательности /
  • 10 фактов о соборе Святой Софии

В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле

Госсовет Турции отменил постановление правительства от 1934 года о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса музея. Айя-София по хорошему подавляет любой скептицизм, циничность и искушенные попытки причислить её всего лишь к достопримечательностям Стамбула. Решение турецких властей о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети может "повлиять на ход истории" и не служит укреплению мира и межрелигиозной гармонии. Торжества в Турции по случаю 569-й годовщины падения Стамбула завершились вчера трехмерным представлением над собором Святой Софии.

В Турции решили сделать платным вход в мечеть Айя-София для туристов

Хотя православная церковь все же вернулась в стены Софийского собора. В мае 1453 г. Вскоре город и последняя жемчужина старой византийской империи были захвачены армией султана Мехмеда II. Во время вторжения и без того старое здание подверглось еще большему разрушению и разграблению. Однако его красота настолько поразила султана, что он решил превратить церковь в мечеть. Если с религиозной точки зрения это означало лишь изменение содержания и канонов богослужений, то в архитектурном плане смена вероисповеданий потребовала сразу нескольких новых дополнений. В юго-восточном углу собора создан михраб, а в башнях-минаретах организован мавзолей султанов Hagia Sophia, Стамбул. Собор Айя-София — единственная мечеть, где можно увидеть культовые каллиграфические медальоны. Стамбул, Турция.

Христианский алтарь был заменен михрабом, обращенным в сторону Мекки, также добавлен минбар кафедра для проповедей. В короткие сроки построили минарет, из которого звучал призыв к молитве. На протяжении нескольких веков османские правители продолжали трансформировать здание, поддерживая его состояние постоянными ремонтами сказывался возраст и внедрением новых объектов. Также были добавлены золотой полумесяц на куполе, фонтан для омовений, кухня для организации благотворительных обедов, несколько древних мраморных урн из эллинистической эпохи, созданы культовые каллиграфические медальоны, прославляющие Аллаха и пророка Мухаммеда. Становление современного музея Красота южной галереи даже спустя тысячелетие впечатляет и радует глаз Собор Айя-София, Стамбул. В 1923 г. Османская империя перестала существовать, превратившись в Турецкую Республику. Это повлекло за собой не только переименование столицы из Константинополя в Стамбул, но и переход религиозных объектов в светские.

Во время руководства президента Кемаля Ататюрка 1934 г. С тех самых пор началась реставрация и восстановление старинной святыни, что позволило очистить от штукатурки мозаики византийского периода императора Юстиниана и более поздние изображения, также были найдены элементы еще языческих храмов и множество символов, доказывающих, что храм сменил не одну религию. Снятие ковров позволило увидеть мраморные полы, под которыми сохранилось древнее основание. Начиная с 1934 г.

Напомним читателям: в разделе «История» мы уже обращались к этой теме три года назад... Однако и переоценивать его тоже не следует.

Ведь в разные времена отношения с константинопольскими патриархами были отнюдь не безоблачными. Интересный эпизод: когда в XIV веке Константинополь признал существование Галицкой митрополии в противовес усиливавшейся Владимирской по факту — Московской , московский князь Симеон Гордый отправил в Царьград крупную денежную сумму на восстановление упавшей в 1345 году восточной апсиды Святой Софии. В ответ византийцы сразу же признали Галицкую митрополию незаконной... Новая страница восприятия храма Святой Софии на Руси началась после падения Константинополя и последовавшего брака Ивана III и дочери последнего византийского императора Софьи Палеолог. Иван III перенес в Москву многие византийские порядки и регалии, в том числе и двуглавого орла. Неудивительно, что вскоре в русском государстве появилась теория о «Москве — третьем Риме», новом центре мирового православия.

Правда, московские цари относились к ней достаточно скептически, поскольку ее «продвигали» главным образом церковные деятели и она работала на усиление их влияния, а вовсе не московского престола. При этом, как писал историк Антон Карташев, последний обер-прокурор Святейшего правительствующего синода, «коренная русская среда, московская и провинциальная, не увлекалась никакими мировыми горизонтами и мечтой о кресте на куполе Св. Так что, честно говоря, в нашей истории София Константинопольская вовсе не являлась краеугольным камнем и смыслом существования нации. Вот тогда-то и развернулась во всю свою силу идея о возвращении константинопольского храма Святой Софии православным. За этим стояло и расширение границ Российской империи на юг. Впоследствии идея водрузить православный крест на Святую Софию инспирировалась сверху и подхватывалась массами в рамках идеологии «православной империи» XIX — начала XX веков.

Она переплелась с популярной теорией панславизма — идеей единения славянских народов. В конкретно-политическом плане идеи панславистов были направлены против Австро-Венгерской и Османской империй, на территории которых проживали многие славянские народы. При этом Россия провозглашала себя защитником и покровителем славян. Идеи панславизма разделяли часть декабристов Общество соединенных славян 1823 года , а затем такие мыслители, как Алексей Хомяков, Константин Аксаков и Михаил Погодин, создавшие теорию о духовном противостоянии германского и славянского миров. Отчасти и Достоевский был близок к этим взглядам... Во время Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов, итогом которой стало создание независимой Болгарии, сил на захват Константинополя у России не было.

Хотя мечтания о том, чтобы водрузить крест над Святой Софией, никуда не делись. В Первую мировую снова заговорили о Константинополе. При этом подавляющая часть российского общества поначалу с восторгом воспринимала мысль о его «возвращении». Достаточно посмотреть записи современников, например, дневники Зинаиды Гиппиус. Согласно заключенному в мае1916 года тайному русско-англо-французскому соглашению Сазонова — Сайкса — Пико , при будущем разделе османских земель между союзниками Константинополь и проливы должны были отойти России. Командование российского ВМФ начало готовить десантную операцию.

Однако в августе того же года не без участия Великобритании в войну на стороне Антанты вступила Румыния, она тут же начала терпеть поражение, и России вместо высадки в Константинополе пришлось идти ей на помощь. А в 1917 году операция на Черном море не состоялась из-за начавшейся в феврале революции... Казалось, об идее вернуть Святую Софию православным должны были забыть? Периодически эта тема продолжает всплывать до сих пор. Причем в устах не только церковных деятелей, но и политиков. Пять лет назад ряд депутатов Государственной думы России выступили с заявлением о необходимости возвращения храма православной церкви.

Не знаю, какой именно юрисдикции они хотели передать храм, очевидно, речь должна была идти о Константинопольском патриархате.

К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме.

Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74].

Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75].

В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах.

Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание. Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона.

В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью.

Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора.

Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77].

Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского.

Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века.

Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI.

Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75].

Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В.

Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения.

Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83].

Значит, это не предел. Святая София, как по привычке называют ее туристы из России, кстати, в перечень музейной карты и раньше не входила, а сейчас — тем более. С тех пор, как она официально была объявлена мечетью в июле 2020 года, вход бесплатный. Но я бы лучше заплатила два раза. Собор Святой Софии я впервые увидела в декабре 2019 года. Тогда ничто не предвещало ни пандемии, ни дальнейших исторических потрясений с обстрелами и полетами дронов. Как и того, что президент Эрдоган, дай бог ему здоровья, сделает собор-музей действующей мечетью. Первое, что бросается в глаза — широкая елочная гирлянда между минаретами с выложенной лампочками надписью.

Надпись в переводе на русский ожидаемо гласит: "Нет Бога, кроме Аллаха". Кто бы спорил, но ни на одну другую мечеть турецкие власти такую иллюминацию не повесили. Это, как официально сообщалось, "печать", которая закрепляет новый-старый статус бывшего музея. Что бы сказал их Ленин - Кемаль Ататюрк, интересно знать. Пускают в Святую Софию по часам, строго между намазами. Бесконечная туристическая очередь опоясывает восточную стену храма и выпрастывается на торговую площадь. Нам надо в аэропорт, а наш гид говорит, что это будет стоить не меньше 300 долларов. А в отеле предложили вызвать за 6 тысяч лир". Фактически хитрые турки сказали девушке и ее спутнику: "Глупые и богатые белые люди, заплатите, пожалуйста, за нашу гиперинфляцию".

Но эти соображения я держу при себе, а вслух говорю: "Не бойтесь подойти к любому таксисту на улице, до аэропорта вас довезут лир за 800". Очередь тем временем движется стремительно. Спустя минут десять я уже набрасываю на голову шарф и оказываюсь у входа в Святую Софию. Сразу за порогом, в галерее, все разуваются, как и положено в мечети. Если у кого-то слишком короткая юбка или глубокое декольте, выдают хламиду болотного цвета с капюшоном и эмблемой Айя-Софии на спине. Хламида сварена из какого-то пластикового флизелина и напоминает медицинский мешок для тех, кому уже никуда не надо. На туристов кротко взирает мозаичный Иисус над центральным входом. У ног Иисуса — мозаичный император Лев Мудрый и сложенный матерчатый "парус". Вдоль изображения протянуты тросы, на которых этот "парус" поднимают, чтобы закрыть лик и не смущать мусульман, по канонам которых изображение живых существ запрещено.

Я уже знаю, что пройти на галереи, где сохранились прекрасные исторические мозаики, нельзя. Так что не скрытый "парусами" Спаситель — настоящая удача. Но радость длится недолго. Прежняя Святая София с первого же шага поражала объемом, воздухом, высотой. Этой атмосферы больше нет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий