Новости создание днепрогэса

Прокуратура Украины заявила, что ДнепроГЭС выведена из строя.

Состоялось торжественное открытие Днепровской гидроэлектростанции

Возведение перемычек на Днепре во время строительства ДнепроГЭС, 1927 год. © РИА Новости. Молодой советский рабочий на строительстве ДнепроГЭС, 1928 год. 23 февраля 1944 года Государственным комитетом обороны было принято решение о восстановлении Днепрогэса, подорванного в ходе отступления РККА в 1941 году. Сегодня подборка фотографий о строительстве ДнепроГЭС (1927-1931), крупнейшего проекта Первой пятилетки. Он предположил в разговоре с РИА Новости, что заняться ремонтом энергетического объекта после взятия под контроль Запорожья может Россия. Подрыв плотины Днепрогэса был среди пунктов обвинения немецких военных преступников в ходе Нюрнбергского процесса.

Украина планирует в мае начать восстановление ДнепроГЭС

Основание Днепрогэса, как и близлежащая территория, покоится на породах Украинского щита.[2]. крупнейшей гидроэлектростанции в Европе. Строительство Днепрогэс было начато в 1927 г. в соответствии с планом ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России).

От первого лица: дневник строителя ДнепроГЭС. 1927 год

Невысокая степень механизации производства вела к низкой производительности труда. Проблема заключалась не столько в отсутствии машин, сколько в отсутствии достаточного количества квалифицированных кадров. Чтобы как-то компенсировать это, применялся так называемый ударный метод. Местные парткомы в добровольно-принудительном порядке организовывали весь персонал стройки, начиная от рабочих и заканчивая врачами, для труда в нерабочее время. В частности, такой метод активно применялся ближе к концу строительства. Например, в 1930 году для экстренной разработки скалы в одном из котлованов.

После тяжёлого рабочего дня рабочие замещали штатных каменоломов и на протяжении 3—4 часов занимались этими работами сверхурочно. Зарплаты были не очень высокими, поскольку государство стремилось максимально удешевить строительство. Чернорабочий в среднем получал около двух рублей за смену при условии выполнения нормы. Это примерно равнялось средней зарплате по стране. Кроме того, уже в 1929 году в СССР были введены продовольственные карточки и деньги потеряли свою былую ценность.

Тяжёлые условия труда и быта, а также постоянная текучка кадров, во многом случайных, способствовали невысокой дисциплине. Один из участников строительства, Борис Вейде, который вёл на стройке дневник, вспоминал: "Процветали пьянство, игра в карты, воровство. По ночам милиция проводила облавы. Нашёлся наш провод в Днепропетровске". Что касается зарубежных специалистов, то они жили в гораздо лучших условиях, более соответствующих заграничным.

Для них был построен специальный посёлок с кирпичными коттеджами, лужайками, теннисными кортами и гаражами с автомобилями. Кроме того, на их территории работали специальные магазины, которые обслуживали только их, советским жителям вход в них запрещался. Эти магазины снабжались гораздо лучше стандартных советских, и в них никогда не было дефицита продовольствия. Строительство гидростанции протекало в атмосфере паранойи, охватившей общество с началом коллективизации и индустриализации. Все 20-е годы тянулся конфликт между старыми специалистами на заводах, получившими образование и должности ещё до революции, и рабочим активом, который негодовал из-за того, что революция прошла, а рабочие ничего не получили, инженерами и специалистами остались всё те же "старорежимные" специалисты.

Однако советская власть вынуждена была мириться с ними, поскольку заменить их было некем. Тем не менее с началом индустриализации Сталин счёл, что наступает удобный момент, чтобы отвлечь недовольство рабочих с началом индустриализации по всей стране прокатились массовые протесты рабочих против новых невыгодных коллективных договоров, по которым им серьёзно снизили расценки оплаты труда и инициировал сверху кампанию по борьбе с вредителями, которыми чаще всего оказывались как раз старые специалисты. Строительство Днепрогэса было в самом разгаре, когда на всю страну прогремело первое дело вредителей — Шахтинское. После этого в "Правде" была опубликована программная статья с требованием усилить бдительность в отношении "старых работников", прекратить "всецело доверять" им и более тщательно подходить к кадровым вопросам. По всей стране начались кадровые чистки, не обошедшие стороной и Днепрогэс с его пёстрым составом строителей.

Современные поклонники российской монархии любят восклицать — многие проекты большевиков на самом деле разрабатывались еще в Российской империи. Это действительно так. Но, если уж говорить правду, то надо говорить ее до конца — ни к проекту московского метрополитена, ни к планам строительства гидроэлектростанций царские чиновники и министры интереса не проявляли. Их вполне устраивал статус России как аграрной державы, и в инициативах, полезных в плане масштабной индустриализации страны, они видели лишь чудачества «господ ученых». Подход большевиков был совершенно иным. Будущее страны они видели в ее глубокой модернизации по всем направлениям. В декабре 1920 года выработанный комиссией план электрификации всей страны был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов.

Вызов для Страны Советов Проект должен был обеспечить сквозную навигацию вдоль всей протяжённости Днепра, но главное — обеспечить дешёвой электроэнергией Криворожский рудный район, Екатеринославский промышленный район, Херсон, Николаев и северную часть Крымского полуострова. Этот проект стал альтернативой ранее рассматривавшейся идее создания нескольких станций малой мощности. Проект ДнепроГЭС был крупным, но не исключительным по мировым меркам того времени. Но надо понимать, что опыта подобных строек в царской России не было. Что же касается Страны Советов, то это был настоящий вызов, проверка возможностей молодого государства. Это была сложная задача. Многие машины и энергоагрегаты не производились отечественной промышленностью, и их предстояло закупать за рубежом, причем в условиях, когда Советская Россия многими государствами мира еще не была признана официально.

На 1921-1922 годы были запланированы лишь предварительные изыскания, а само начало строительства было назначено на 1923 год. Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный Виктором Весниным совместно с архитекторами Николаем Колли, Георгием Орловым и Сергеем Андриевским. Общее руководство строительством осуществлялось академиками Александром Винтером и Борисом Веденеевым. Решение Политбюро, принятое в январе 1927 года, гласило, что строительство должно вестись «собственными ресурсами при условии привлечения компетентной иностранной помощи». Руководитель проекта Иван Александров был откомандирован в США, где ему предстояло провести консультации с местными гидростроителями. Проект Днепрогэс получил высокую оценку американцев. Но Александрову удалось не только получить одобрение специалистов, но и получить принципиальное согласие американцев на участие в работах.

Главным консультантом строительства стал американский инженер Хью Купер. Руководству стройки приходилось решать не только задачи по реализации самого проекта, но и обустройству самих строителей.

Заработали все пять генераторов станции. Некоторое время собравшиеся смотрели на ее конструкцию как завороженные.

А потом грянуло «Ура! Возможно, ему нездоровилось, возможно, нашлись дела поважнее праздников, но не исключено, что он уже в то время старался избегать многолюдных собраний, опасаясь покушений. Главными посланцами Москвы стали «всесоюзный староста» Михаил Калинин и «нарком индустриализации» Серго Орджоникидзе. Выступил перед строителями Днепрогэса и французский писатель Анри Барбюс, в то время большой поклонник советской системы.

А все-таки наша взяла, все-таки здесь, на Днепре, они увидели то новое, чего нет у них и не может быть в условиях капиталистического хозяйства», — сказал в тот день Винтер. В этих словах — настроение того дня. А орден Красного Знамени получил, кроме нескольких советских героев стройки, и Хью Купер. Американец всю жизнь гордился этой наградой.

Спасенная станция Великая Отечественная не пощадила «стройку века». В августе 1941 года, отступая, красноармейцы взорвали плотину. А осенью 1943 года, навсегда оставляя Запорожскую область, гитлеровцы попытались стереть Гидроцентраль с лица земли. Но Днепрогэс выстоял.

Операция по спасению станции началась, когда наши войска находились еще только на подступах к Запорожью. По заданию командующего Юго-Западным фронтом генерала армии Родиона Малиновского разработали план операции с участием трех родов войск. Разведчики, водолазы и саперы при поддержке авиации, танковых частей и пехоты сумели предотвратить десятки взрывов. Полностью уничтожить станцию отступавшим захватчикам не удалось.

О планах немцев можно судить по фугасу, обнаруженному в одном из пролетов плотины. Там заложили 100 полутонных бомб и 3500 кг тола. Заряд не взорвался только потому, что наши разведчики вовремя перерезали электропровода... Разрушенное здание Днепрогэса.

Ущерб оценили в 500 млн рублей — но это, конечно, условная цифра. Из 47 водосливных пролетов сохранилось только 14. Здание машинного зала от взрыва сместилось в сторону на 30—40 сантиметров. Руины железобетонного покрытия и заполнения стен силой взрыва были разбросаны на сотни метров вокруг.

Повредился каркас здания, а все турбины, генераторы, мостовые краны, трансформаторы превратились в груду исковерканного металла. Чтобы начать ремонт, потребовалось снизить уровень реки. Гидротехники решили эту задачу еще в годы войны. До Победы станцию восстанавливали в основном женщины.

Потом подключились демобилизованные рабочие со всей страны.

Затопление Днепровских порогов позволило устранить естественные препятствия на реке, что способствовало развитию транспортной инфраструктуры и экономики региона. Также станция обеспечивала энергией промышленные предприятия региона, такие как Днепровский промкомбинат, «Запорожсталь», «Днепроспецсталь». Современное состояние и функционирование Сегодня Запорожская ГЭС является частью единой энергетической системы Украины. Это важно для поддержания стабильности энергосистемы, особенно в часы пиковых нагрузок. Взаимодействие с атомной энергетикой В контексте украинской энергетики стоит отметить, что крупнейшая в Европе атомная электростанция ЗАЭС также соединена с украинской энергосистемой.

Глава «Укргидроэнерго»: на восстановление ДнепроГЭС уйдут годы

Подрыв Каховской ГЭС совершила украинская сторона, этому предшествовал масштабный сброс воды на Днепрогэс. 23 февраля 1944 года Государственным комитетом обороны было принято решение о восстановлении Днепрогэса, подорванного в ходе отступления РККА в 1941 году. Уже в 1947 году ДнепроГЭС снова стал давать ток, а через три года не просто заработал на полную мощность, а еще и увеличил свои первоначальные возможности на 16%. История строительства Днепрогэса напрямую связана с планом электрификации всей страны, предложенным В.И. «Укргидроэнерго» предупредило об угрозе потери ДнепроГЭС «Укргидроэнерго» сообщило о двух прямых попаданиях в ДнепроГЭС.

В Запорожской области горит ДнепроГЭС: что известно о ЧП, история станции

В него вошли такие видные деятели, как Г. Красин брат знаменитого инженера и наркома внешней торговли , Г. Кржижановский, проф. Винтер и другие. В апреле-мае этот орган в общем утвердил выполненный Александровым проект плотины и электростанции, однако оставалось ещё немало работы по его уточнению. Уже через несколько лет на её месте появится машинный зал Днепрогэса. Так был дан старт подготовительным работам, которые продолжались до конца осени и включали в себя в том числе и строительство временной электростанции, которая должна была обеспечивать энергией грандиозную стройку. В то время строительство носило ещё сезонный характер. На зиму основные строительные работы замирали.

Главной задачей 1928 года стали строительство и пуск механического завода для обслуживания задействованной в строительстве техники, а также подготовка к возведению плотины — пуск камнедробильного и бетонного заводов. Строительство Днепрогэса было сопряжено с огромными трудностями. Вот как они описываются в постановлении ЦК ВКП б о необходимости усилении партийной работы на этом объекте: "Некоторая стихийность организации работ в связи с необходимостью быстрого темпа развертывания строительства при неподготовленности к этому хозяйственных организаций". Плодами этой "стихийности" были постоянная нехватка строительных материалов, рабочих рук, жилья для всё возрастающего числа строителей, низкий уровень механизации труда. Были проблемы и с организацией труда. В документе отмечаются "нездоровые настроения в широких рабочих массах рвачество значительных групп рабочих и служащих, отсутствие производственной заинтересованности ", проблемы с трудовой дисциплиной, "высокий процент прогулов", а также "бюрократические извращения в отдельных звеньях хозяйственного руководства". Эти проблемы решались традиционными для строек первых пятилеток мобилизационными методами, стимулированием массового энтузиазма. Днепрострой был объявлен зоной сплошного ударного строительства, где практиковались "сверхскоростные темпы работ".

Теперь рассмотрим судьбу двух армий и кавкорпуса, якобы смытых образовавшейся волной. Фото сделано 8 мая 1942 года Переправа 9-й. Соответственно 9-я армия — на участке Каховка — Херсон. Отход предписывалось прикрыть сильными арьергардами и действиями авиации. После переправы в 18-ю армию передавалась свежесформированная 30-я кавалерийская дивизия, а командующему 9-й армией предписывалось подчинить себе 296-ю стрелковую дивизию. Таким образом, все армии фронта так или иначе получали в свое подчинение второочередные дивизии. На участке от Никополя до Херсона ширина Днепра в среднем составляет около полутора километров. Громоздкие понтонные парки в ходе отступления были потеряны на дорогах и в боях. Например, 2-й кавалерийский корпус был вынужден оставить свой понтонный парк на реке Южный Буг для переправы отходящих частей 18-й армии.

Сохранившиеся в армиях остатки понтонно-мостового имущества можно было использовать только для постройки легких паромов. На помощь войскам пришли суда Днепровского речного пароходства. Баржи, плавучие пристани быстро приспосабливались под паромы, все, что могло использоваться для переправы, было мобилизовано. В результате были построены три паромные переправы: 1 для 2-го кавалерийского корпуса — три парома на деревянных лодках у Нижнего Рогачика для 5-й кавалерийской дивизии, лошадей пришлось переправлять вплавь , буксирный пароход с баржей — у Большой Лепатихи для 9-й кавалерийской дивизии ; 2 для соединений 18-й армии — паром на баржах и два парома на подручных средствах в районе Кочкаровки; 3 для соединений 9-й армии — два парома в районе Западные Кайры, три парома на баржах в районе Каховки и два парома у Тягинки. Обращаю внимание на то, что паромная переправа — это не наплавной мост. Составленный из понтонного парка или подручных средств паром был вынужден двигаться от одного берега к другому, каждый раз перевозя сравнительно небольшое число людей и техники. При этом средняя продолжительность рейса парома составляла около одного часа. Войска двух армий и кавалерийского корпуса приступили к переправе с утра 18 августа. Строжайший расчет времени, четкая организация погрузки и выгрузки, круглосуточная работа буксиров позволили к утру 22 августа переправить основную массу войск на восточный берег.

При этом, замечу, что переправа происходила уже после взрыва ДнепроГЭСа. Нельзя не отметить, что вся эта операция не могла состояться в случае воздействия на паромы с воздуха. Авиации противника было достаточно разбить паромы, и войска оказались бы прижатыми к берегу широкой и полноводной особенно после подрыва ДнепроГЭСа реки. К счастью, серьезных налетов авиации противника на всем фронте переправы 18-й и 9-й армий не было.

Следственный комитет России возбудил уголовное дело о теракте после разрушения плотины Каховской ГЭС и затопления территорий. Глава Минобороны России Сергей Шойгу заявил , что украинские военные не добились успеха в наступлении и решили осуществить этот теракт, чтобы не допустить наступления российской армии на этом участке фронта. По имеющимся у Минобороны данным, значительно увеличен сброс воды с Днепропетровской ГЭС, что приведет к еще большему затоплению территорий.

Читайте также По его словам, сейчас еще продолжается разбор завалов. Он добавил, что власти рассчитывают реализовать все в текущем году, но "есть множество факторов, которые могут на это повлиять".

ДнепроГЭС построили американцы. И не только его

История строительства ДнепроГЭС АЭС, ГЭС, ТЭС «Днепровская ГЭС» по адресу Запорожье, Днепровский район. Читать 13 отзывов, смотреть 3 фото, панорамы. Построить маршрут в Яндекс Картах.
Пьянство, воровство и паранойя. Что скрывалось за фасадом первой великой стройки Удары российских ракет 22 марта нанесли существенный урон ДнепроГЭС-2, восстановление работы электростанции может затянуться на длительное время.
ДнепроГЭС горит после ракетного удара России: Украина: Бывший СССР: Удары российских ракет 22 марта нанесли существенный урон ДнепроГЭС-2, восстановление работы электростанции может затянуться на длительное время.
История ДнепроГЭСа. Строительство. ДНЕПРОГЭС, крупнейшая в СССР в 1930–50-е гг. гидроэлектростанция на р. Днепр, ниже Днепровских порогов, у г. Запорожье (Украина).

Глава «Укргидроэнерго»: на восстановление ДнепроГЭС уйдут годы

Колли, Г. Орлов, С. Вид после восстановления. Орлов Наиболее выдающимся событием как в электрификации страны, так и в советской промышленной архитектуре стало создание гидроэлектростанции имени В. Ленина на Днепре 1927-1932 гг. В течение многих столетий судоходство по Днепру было затруднено грядами порогов. До Октябрьской революции было разработано одиннадцать проектов решения проблемы судоходства на Днепре, но необходимость поднять воду на 35-метровую высоту и, следовательно, создать огромную акваторию водохранилища неизменно сталкивалась с интересами частных владельцев, земли которых подлежали затоплению. Проекты оставались неосуществленными.

Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный В. Весниным совместно с Н. Орловым, С. Общее руководство строительством осуществлялось академиками А.

Также под удары попали подстанции и ТЭС. Крупнейший владелец теплоэлектростанций ДТЭК заявил, что потерял половину мощностей. Постоянный адрес новости: eadaily.

Были обнаружены множественные сквозные трещины шириной до 1,5 миллиметра. Также городской глава просил ускорить процесс выделения из резервного фонда кабмина денежных средств в размере 7,7 миллиона гривен для проведения первоочередных работ по ликвидации аварийного состояния. При этом добиться внятных ответов от украинских, впрочем, и некоторых российских, специалистов практически невозможно. В случае катастрофы на ГЭС определённо будет полностью затоплено Запорожье. В некоторых районах вода поднимется на 8-12 метров. Эта отметка будет удерживаться около 4-7 часов. Полный спад воды же ожидается только четыре дня спустя. При этом затопление будет стремительным. Дома сметёт огромной 20-метровой волной, которая будет двигаться со скоростью 17 метров в секунду. Естественно, будут полностью уничтожены все мосты на Днепре. В зоне катастрофического затопления окажутся свыше 100 тысяч человек только в городе Запорожье. Кроме того, даже после ухода воды на всей территории затопления останется от полуметра до метра ила и различного мусора. Главное же, что наружу вырвутся нечистоты и токсичные отходы, что вызовет чудовищную эпидемиологическую ситуацию во всём районе. Однако, учитывая современную ситуацию на Украине, истинные масштабы трагедии доподлинно предсказать невозможно. При этом здесь приведены только последствия разрушения ДнепроГЭСа, а предсказать результаты каскада обрушений, начиная с Киевской ГЭС, вообще необычайно тяжело, да и страшно.

Ленина на Днепре 1927-1932 гг. В течение многих столетий судоходство по Днепру было затруднено грядами порогов. До Октябрьской революции было разработано одиннадцать проектов решения проблемы судоходства на Днепре, но необходимость поднять воду на 35-метровую высоту и, следовательно, создать огромную акваторию водохранилища неизменно сталкивалась с интересами частных владельцев, земли которых подлежали затоплению. Проекты оставались неосуществленными. Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный В. Весниным совместно с Н. Орловым, С. Общее руководство строительством осуществлялось академиками А. Винтером и Б. Проект гидротехнического комплекса в инженерной части был разработан проф. Высота плотины определялась не только расчетной мощностью станции, но и необходимостью перекрыть все пороги вверх по течению, мешавшие судоходству. В апреле 1927 г.

На Днепрогэс произошел взрыв

Наука РФ - официальный сайт Он предположил в разговоре с РИА Новости, что заняться ремонтом энергетического объекта после взятия под контроль Запорожья может Россия.
15 марта 1927 года - Начато строительство ДнепроГЭСа - Русский Исполин Учитывая низкий образовательный уровень большинства из них, на Днепрогэсе создали вечерние школы.
31.10.2022 / В строительстве Днепрогэса принимали активное участие американцы Уже в 1947 году ДнепроГЭС снова стал давать ток, а через три года не просто заработал на полную мощность, а еще и увеличил свои первоначальные возможности на 16%.
Символ Советского индустриального прорыва — КПРФ Москва Строительство Днепрогэса было в самом разгаре, когда на всю страну прогремело первое дело вредителей — Шахтинское.
Загадки Днепрогэса Строительство Днепрогэс было начато в 1927 г. в соответствии с планом ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России).

Состоялось торжественное открытие Днепрогэс

Разведчики, водолазы и саперы при поддержке авиации, танковых частей и пехоты сумели предотвратить десятки взрывов. Полностью уничтожить станцию отступавшим захватчикам не удалось. Немцы там заложили 100 полутонных бомб и 3500 кг тола. Заряд не взорвался лишь потому, что советские разведчики спешно перерезали электропровода... И все-таки грандиозная конструкция нуждалась в восстановлении. Ущерб оценили в 500 млн рублей — но это, конечно, условная цифра. Из 47 водосливных пролетов сохранилось только 14. Здание машинного зала от взрыва сместилось в сторону на 30—40 сантиметров. ДнепроГЭС работает и сегодня.

Этот великий проект советского времени по-прежнему в строю, несмотря на старания Киева. Упадок «гиганта» в украинские времена Фото из свободных источников Первые тревожные вести о состоянии ДнепроГЭСа зазвучали ещё в прошлом году, а в начале 2019-го года власти Запорожья и вовсе запретили передвижение по плотине машин весом более 25 тонн. Этот шаг откровенного отчаяния — последняя надежда на то, что дамба ГЭС не рухнет.

Возобновить работу станции гитлеровцам так и не удалось. А при отступлении фашистов осенью 1943 г. С января 1944 г. Спустя всего три года, 3 марта 1947 г. К концу того же года были введены в строй еще два гидроагрегата, а в 1950 г.

ГЭС заработала вновь на полную мощность. В 1969 г. В 1975 г.

В пятницу российская армия нанесла ответный удар по объектам энергокомплекса страны. Потому что больше шести ракет только прилетело именно в ГЭС-2. Также был поврежден мостовой переход, подкрановые балки, где находятся затворы», — сказал в эфире телеканала «Суспильне» генеральный директор «Укргидроэнерго» Игорь Сирота. По его словам, продолжается разбор завалов и это не дается просто, так как все перекрытия и стены с большими балками на высоте 30 метров наклонились на машинный зал станции.

Но самым, пожалуй, болезненным для Украины стало выведение из строя машинных залов Днепровской ГЭС: в результате полученных повреждений электростанция остановила свою работу. Почему так?

Дело в том, что ДнепроГЭС выполняла роль критически важного суточного регулятора мощности потребления в энергосистеме. И в этой роли она была незаменима, поскольку, например, снижение или набор номинальной мощности на угольной теплоэлектростанции занимает в среднем 10-12 часов, ядерный реактор тем более нельзя быстро включить или выключить, а на гидроэлектростанции подъем или опускание гидрозатвора занимает считанные минуты. Поэтому самой, пожалуй, важной ее функцией было распределение электроэнергии в моменты пиковых нагрузок. Это не считая обесточенных промышленных предприятий, многие из которых работают на украинский военно-промышленный комплекс. Отметим, что это уже третье разрушение Днепровской ГЭС за время ее существования. Сама электростанция была построена в 1930-х годах в рамках реализации плана ГОЭЛРО и на протяжении еще пары десятилетий оставалась самой крупной в Европе.

Состоялось торжественное открытие Днепрогэс

Днепрострой: исторические фотографии: visualhistory — LiveJournal Весной 1929 года строители Днепрогэса приступили к укладке рабочих путей, по которым бетон с заводов должен был поступать к плотине.
Состоялось торжественное открытие Днепровской гидроэлектростанции Принимал активное участие в проектировании Днепрогэса, встречался с руководителями СССР, в том числе с И. В. Сталиным.
Восстановление Днепрогэса: memo_bot — LiveJournal ДнепроГЭС ДнепроГЭС Vladimir Gook, Wikimedia.
Торжественно открыта Днепрогэс | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина Без машинного зала Днепрогэс может только вхолостую сливать в реку излишки воды.

'+obj.error+'

Не хватало техники, вследствие чего широко использовался ручной труд. Это, в свою очередь, требовало привлечения гораздо большего числа работников. К окончанию активной фазы строительства число занятых на стройке рабочих перевалило за 35 тысяч — охватить все заботой и вниманием не получалось. Американские консультанты, глядя на это, предрекали бунты и массовый отказ от работы. Но Днепрогэс строителями воспринимался как приобщение к чему-то великому, и энтузиазм брал верх над тяжелыми условиями труда.

В постсоветский период Днепрогэс окружили мифами — о том, что проект был крайне неудачным, о его чрезвычайной дороговизне, о том, что эта стройка едва ли не оказалась первопричиной голода на Украине. Все эти рассуждения очень далеки от истины. Как уже говорилось, удачным проект признали американцы — на тот момент главные специалисты в мире по сооружениям подобного рода. Например, благодаря удачному выбору места для плотины затоплению подлежали лишь 15,5 тыс.

В зону полного или частичного затопления попало 56 населенных пунктов. Переселенцам было выплачено в общей сложности 6 969 000 рублей для компенсаций за отчуждённое имущество Проект действительно дорабатывался по ходу стройки, однако это вполне нормальная практика, особенно с учетом отсутствия у отечественных специалистов опыта. Одной из главных статей затрат проекта стало приобретение американских генераторов и турбин для оборудования станции. Впрочем, нужно отметить, что советские специалисты умели удивлять маститых американских коллег.

Руководитель строительства Винтер предложил вместо строительства в две очереди и установки турбин мощностью по 30 тыс. Соответственно увеличивалась общая мощность ГЭС до 540 тыс. Американцы считали идею нереалистичной, поэтому нужные агрегаты дорабатывались на ленинградском предприятии «Электросила». Предложенная Винтером сварная конструкция генератора и ротора оказалась настоящим открытием для иностранцев.

Впоследствии энергетики всего мира стали использовать сварные конструкции в больших агрегатах. Один из американских консультантов, говоря о работе с советскими коллегами на Днепрогэсе, заметил: «Да, мы признаем, что русские инженеры хорошие, очень хорошие специалисты, но им очень много мешает то, что они недовольны найденными, проверенными решениями, а ищут все время новых. Вы все волнуетесь и много тратите времени на поиски». Американец не понял одного — русские инженеры, перенимая чужой опыт, хотят идти дальше «учителей».

Первый агрегат Днепрогэс был запущен в мае 1932 года, а окончание строительства пришлось на сентябрь 1932 года. Первоначально торжественное открытие Днепровской ГЭС планировалось на 1 октября 1932 года, однако Сталин, которому доложили об этом, сказал: «Давайте перенесем открытие на 10 октября».

Ленина , а в 1939 году она была награждена орденом Трудового Красного Знамени [58] [59] [60] [61] [55] [62] [63] [57]. Строительство Днепрогэса Монтаж спиральной камеры турбины, 1932 год Пригласительный билет на торжественное открытие Днепрогэса На момент ввода в эксплуатацию в 1932 году Днепрогэс являлся крупнейшей гидроэлектростанцией СССР и Европы, а также она использовала крупнейшие в мире на тот момент гидроагрегаты. Помимо самой станции одновременно с ней были построены сеть линий электропередачи напряжением 154 кВ, соединяющая её с Днепропетровском и Кривым Рогом , а также предприятия Днепровского промышленного комбината, для которых Днепрогэс стал основным источником энергоснабжения. Строительство Днепрогэса имело ключевое значение для развития советской гидротехники и гидроэнергетики. Был получен опыт возведения крупнейшей гидроэлектростанции, что позволило в дальнейшем строить новые крупные ГЭС исключительно собственными силами, без привлечения зарубежных специалистов [64] [65] [66]. Стоимость строительства Днепрогэс составила 278 млн рублей в ценах начала 1930-х годов включая сооружение судоходного шлюза, линий электропередачи, а также подготовку зоны затопления с компенсационными мероприятиями , по другим данным, стоимость строительства станции оценивалась в 100 млн долларов в ценах соответствующих годов , а с учётом всех связанных с гидроэлектростанцией объектов шлюза, промышленных предприятий, жилья она достигала 400 млн долларов [67] [20] [68]. Подрыв Днепрогэса советскими войсками в 1941 году [ править править код ] Восстановленная немцами плотина Днепрогэса, июнь 1942 года Через два месяца после начала Великой Отечественной войны немецкие войска вошли в Запорожье.

С целью предотвращения прорыва войск противника по плотине станции, а также для предотвращения использования врагом гидроэлектростанции 18 августа 1941 года плотина Днепрогэса была взорвана. Подрыв был произведён по указанию советского руководства начальником Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковником А. Петровским и представителем Генштаба , начальником отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института военным инженером 1-го ранга Б. Эповым, причём исполнители были приняты за диверсантов и арестованы контрразведкой , но освобождены после вмешательства их руководства. Также были выведены из строя гидроагрегаты станции, введённые в режим короткого замыкания при отключённых защитах [20] [69] [70]. Согласно современным расчётам, максимальный подъём уровня воды в Днепре ниже по течению мог составить около 5 метров. Имеются свидетельства, что подъём уровня воды привёл к гибели некоторых обороняющихся на острове Хортица и находящихся в плавнях Днепра красноармейцев, а также местных жителей. По оценке историка Владимира Линикова, затопление унесло жизни около 3 тыс. В современной литературе встречаются оценки, что в результате затопления могли погибнуть от 20 до 100 тыс.

После захвата Днепрогэса немецкими инженерами были проведены восстановительные работы, в которых использовался труд военнопленных. Отказывавшихся от работы жестоко наказывали — всего за время оккупации на Днепрогэсе было казнено около 3000 человек. Для того, чтобы восстановить разрушенный участок плотины, было необходимо сработать водохранилище, для этого в теле плотины проложили десять водопропускных галерей, оборудованных затворами. Всего немцам удалось восстановить не менее двух гидроагрегатов, первый из которых был введён в работу в апреле 1942 года. Плотина была восстановлена не позднее лета 1942 года [20] [73]. Разрушение Днепрогэса немецкими войсками в 1943 году [ править править код ] Разрушенное здание Днепрогэса Осенью 1943 года при приближении советских войск немцы частично эвакуировали оборудование Днепрогэса, а также приступили к реализации плана по разрушению станции. Приказ на уничтожение Днепрогэса был отдан командующим 1-й танковой армией вермахта Э. Макензеном , а непосредственная ответственность за операцию возлагалась на командира 40-го танкового корпуса генерала Г. Сооружения и оборудование гидроузла разрушались путём подрыва большого количества заранее заложенных зарядов взрывчатки.

В результате были разрушены 32 из 49 бычков основной плотины и один из центральных пролётов, сопрягающий устой, пролёты грязеспуска, портальные краны, обеспечивающие маневрирование затворами, и автодорожный мост включая мосты через шлюз и аванкамеру. Запланированное уничтожение левобережной части плотины при помощи заряда в донной галерее, состоящего из 3,5 тонн тротила , а также 100 авиабомб весом по 500 кг, было предотвращено советскими разведчиками, перерезавшими ведущий к заряду электрический кабель. Существенно пострадало здание ГЭС — при помощи подрыва мощного заряда была разрушена щитовая стенка, при этом здание станции сместилось в сторону нижнего бьефа на 30—40 см. В результате здание было затоплено, вода перетекала через него почти по всей его длине, одновременно размывая берег у левого торца здания. Все гидроагрегаты были полностью уничтожены путём подрыва зарядов на крышках турбин и в дренажных шахтах а в двух случаях — и в спиральных камерах , было полностью разрушено верхнее строение машинного зала металлический каркас, стены, кровля, мостовые краны , уничтожено или сильно повреждено электротехническое и вспомогательное оборудование силовые трансформаторы, выключатели распределительных устройств и т. Также были подорваны ворота судоходного шлюза и уничтожено его оборудование [74] [75] [76]. Восстановление Днепрогэса [ править править код ] Изготовление генераторов для Днепрогэса компанией General Electric, 1945 год 30 декабря 1943 года Днепрогэс был освобождён советскими войсками. Эта задача возлагалась на строительное управление «Днепрострой», руководителем которого был назначен Ф. Логинов , главным инженером — И.

Было проведено разминирование станции, из сооружений которой с января по август 1944 года сапёры извлекли 66 тонн авиабомб и взрывчатых веществ, 26 тысяч мин, снарядов и гранат. Первая группа специалистов «Днепростроя» прибыла на Днепрогэс 11 марта 1944 года. На первом этапе были организованы работы по восстановлению жилья для строителей, созданию производственной базы, разбору завалов, демонтажу разрушенного оборудования, а также по спуску водохранилища через донные водопропускные галереи, что являлось необходимым условием для начала работ по восстановлению плотины и здания ГЭС. При этом были частично задействованы галереи, проложенные немецкими инженерами и не до конца заделанные. Девять галерей в левобережной части плотины были сооружены к 17 мая 1944 года, ещё шесть в правобережной части плотины — в 1945 году.

Ленинский лозунг "Коммунизм- это советская власть плюс электрификация всей страны" был движущей идеей в выполнении плана ГОЭЛРО [9] В этом же 1921 году 10 августа , ещё до утверждения IX Всероссийским съездом Советов сроков реализации плана ГОЭЛРО , еще было принято постановление СНК «об освобождении земель, подлежащих затоплению при строительстве гидроэлектростанции у города Александровска Запорожье ». Земли под затопление освобождались в соответствии с проектом, созданным И. Александровым по заданию на проектирование, которое было выдано 5 марта 1921 года [10]. В проектировании и строительстве использовался опыт таких ГЭС, как « Куинстон англ.

Лаврентия [11]. Место под строительство станции выбрали в пяти километрох от села Павло-Кичкас , рядом с которым находилось самое узкое место реки [12]. Ширина реки возле Кичкаской переправы составляла около 150 шагов. Оба берега были высокими не менее 40 м и скалистыми. В условиях 1922 года немедленно приступить к воплощению в жизнь проекта было невозможно, поэтому в плане ГОЭЛРО на 1921-1922гг были намечены только предварительные изыскания и подготовительные работы, а на 1923-1926 гг. Надвигающийся мировой экономический кризис, который не затронул СССР, помог решить проблему с поставкой оборудования — американская компания «General Electric» предложила полный цикл строительства ГЭС, однако в СССР уже была сделана разработка гидроэлектростанции, а у американской компании докупили только недостающее оборудование [11]. Этапы создания Днепровской гидроэлектростанции: [8] Александровская станция на Днепровских порогах г. Александровск : Предварительные изыскания и подготовительные работы - 1921-1922 гг. Постройка Александровской плотины - 1923-1926 гг.

Постройка гидроэлектрической станции и установка механизмов - 1925-1928 гг. Устройство сети высоковольтной передачи и трансформаторных подстанций по линиям Екатеринослав, Никополь, Кривой Рог и вдоль электрифицируемой линии железной дороги Александровск-Просяная - 1927-1929 гг. Развитие сети непосредственной передачи в район Александровска для порта и промышленности - 1929-1930 гг. Начало работ по увеличению мощности станции до 330тыс. В комиссии по строительству станции участвовал Л. Троцкий и работы по началу строительства станции шли с задержками [14].

Уже в декабре 1920 г. Поэтому станцию называли Александровской, однако вскоре появилось и другое ее название — Днепровская гидроэлектрическая станция ДнепроГЭС. В принятом в 1920 году плане ГОЭЛРО строительство мощной гидроэлектростанции на Днепре было определено как одна из самых главных задач электрификации.

Сооружение этой станции позволило бы не только обеспечить дешёвой электроэнергией строящиеся в Донбассе шахты и металлургические предприятия, но и решить целый ряд других проблем. В январе 1921 года была создана проектно-изыскательская организация «Днепрострой», проводившая топографические, геологические и гидрологические исследования на месте строительства станции, а также детальную разработку проекта самого ДнепроГЭСа и других вспомогательных сооружений. Эта гигантская работа потребовала без малого шесть лет, только девятый вариант проекта был признан оптимальным и удовлетворяющим условиям технического задания. В 1930 г. Еще одна американская компания поставила Днепрогэсу девять турбин.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий