Новости кто основал спбгу

2 июня ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев подписал распоряжение об увольнении доцента Института истории СПбГУ Михаила Белоусова.

Санкт-Петербургский государственный университет

В университете существует одна из старейших библиотек России, общий фонд которой составляет более шести тысяч томов научной, научно-популярной, технической, публицистической, документальной, художественной литературы. Главное здание университета располагается в историческом центре Петербурга в здании Двенадцати коллегий на Университетской набережной. Современный университет имеет множество зданий, расположенных в различных административных районах Санкт-Петербурга, в пределах Ленинградской и других областей России. Университетский комплекс Среди зданий и баз, которыми владеет университет: обсерватория и ботанический сад;.

Результатом исследований стало появление книг о Д. В издании «Менделеев. Блок» была описана судьба дочери Д. Менделеева и замечательного российского поэта, выпускника Университета Александра Блока Окрепилов, 2006. Дело в том, что Д. Менделеев был дружен с ректором Университета Андреем Николаевичем Бекетовым, их имения в Подмосковье находились по соседству, что предопределило знакомство с ранних лет внука А.

Бекетова Александра Блока и Любы Менделеевой и привело к их браку, воспетому поэтом в его знаменитых произведениях. Союз науки и искусства при поддержке власти дал миру ярчайших представителей российского общества, способствовал развитию российской науки и высшего образования. Заключение Дата создания Санкт-Петербургского государственного университета — 28 января 8 февраля 1724 г. Эта традиция сохраняется и продолжается и сегодня. Достаточно сказать, что в числе выпускников СПбГУ два президента Российской Федерации, шесть председателей правительства страны и девять лауреатов Нобелевской премии. Сегодня Санкт-Петербургский университет, являясь одним из ведущих вузов России, имеет в соответствии с принятым в 2009 г. Федеральным законом особый статус5. Он наделен правом проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством. Университет постоянно укрепляет свои позиции в международных рейтингах.

В 2015 г. СПбГУ впервые вошел в мировой репутационный рейтинг университетов Times Higher Education и сразу попал в группу вузов, занимающих 71-80-е места, в числе 100 наиболее авторитетных и престижных университетов мира с лучшей академической репутацией. СПбГУ занимает третье место в рейтинге вузов развивающихся стран Европы и Центральной Азии, составленном британской компанией Quacqua-relli Symonds по итогам 2020 г. В декабре 2020 г. Университет вошел в первую сотню 91-е место лучших вузов мира по версии международного предметного рейтинга Round University Ranking в области гуманитарных наук. В этом рейтинге оценивается эффективность вузов мира по шести укрупненным предметным областям: гуманитарные науки, науки о жизни, медицинские науки, естественные науки, технические науки и социальные науки. Знаменательно, что по сравнению с предыдущим годом СПбГУ поднялся в рейтинге сразу на 87 пунктов. Университет постоянно улучшает свои позиции во многих престижных рейтингах по конкретным направлениям наук. Нынешние успехи Университета во многом связаны с многолетней деятельностью на посту ректора и президента вуза Людмилы Алексеевны Вербицкой.

Мне довелось сотрудничать с Людмилой Алексеевной в составе президиума Совета ректоров Санкт-Петербурга, участвовать вместе с ней в подготовке многих городских мероприятий в качестве почетных граждан Санкт-Петербурга. Она была человеком высокой культуры, большого обаяния и твердой административной силы. А всего сегодня в Санкт-Петербургском университете работают или сотрудничают с ним на постоянной основе 21 действительный член Российской академии наук и 29 членов-корреспондентов РАН. В 2019 г. В этом же году он был удостоен премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области общественных наук имени В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Я уверен, что юбилею Университета будет также уделено огромное внимание. Попробуйте сервис подбора литературы. Хочется пожелать Санкт-Петербургскому государственному университету встретить свое 300-летие новыми значительными достижениями в научной сфере и в подготовке лучших специалистов для нашего города, для всей России и мира.

Литература Вернадский, В. Публицистические статьи. Костина, Т. II: История. История Русской Православной Церкви, 1 68 , с. Ломоносов, М. Львович-Кострица, А. Его жизнь и деятельность. Окрепилов, В.

Осипов, Ю. Смагина, Г. Чернова, М. Статья поступила в редакцию: 04. It is quite natural, therefore, that there is an interest in the origins of the origin of science and education in Russia. The article examines on a factual basis the history of the creation of the St Petersburg Academy of Sciences and Arts, established on the initiative of Peter I. Thus, the simultaneous beginning of the activities of the current Russian Academy of Sciences and St Petersburg State University was laid, having one common date of foundation — January 28 February 8 , 1724. The article examines the first years of the Academy and the University through the special contribution to their development of a number of outstanding scientists, first of all, M. The main economic ideas of M.

Lomonosov, who anticipated the modern policy of state protectionism in his proposals. The data on the beginning of the systematic teaching of economic disciplines after the restoration of the activities of St Petersburg University in 1819 are given. Shown are examples of close cooperation between the Russian Academy of Sciences and St Petersburg State University in the modern period, when preparations began for the 300th anniversary of the Russian Academy of Sciences and St Petersburg State University. Keywords: science, education, development, economics, university, metrology. References Chernova, M. In Russian Kostina, T. Tikhons University Review. Series II: History. Russian Church History, 1 68 , pp.

In Russian Lomonosov, M. In 11 vols.

Семёнов 1956 ; в области физики Л. Ландау 1962 и А. Прохоров 1964 ; в области экономики В. Леонтьев 1973 и Л. Контарович 1975 — вошли в историю мировой и отечественной науки и техники. Из стен университета также вышло множество мировых знаменитостей в различных областях: известные учёные, педагоги, государственные и общественные деятели: К.

Бестужев-Рюмин, А. Кони, П. Столыпин, Д. Менделеев, В. Вернадский, Д. Лихачёв и десятки других. Университет подарил миру известнейших деятелей искусства: И. Тургенева, П.

Брюллова, А. Блока, А. Бенуа, В. Поленова, С. Дягилева, М.

В курсе В курсе Рубрика «В курсе» — это место, которое введет вас в курс дела касательно последних главных событий, происходящих в Санкт-Петербурге, России, да и во всем мире. Здесь вы найдете самые важные и актуальные новости, которые будут освещаться в полном объеме. В каждой новости вы найдете всю информацию о событии, его причины, последствия и реакцию общества.

История санкт петербургского университета

История санкт петербургского университета Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – старейший образовательный и научно-исследовательский центр России.
СПбГУ скорее мертв, чем жив и без переезда В Санкт-Петербургском государственном университете сообщили о резервных днях проведения финала ОШ СПбГУ 2023-2024.
20 февраля В 1819 году был основан Петербургский университет Герб СПБГУ Санкт-Петербургский государственный университет в России (коротко СПбГУ) – это один из крупнейших и ведущих университетов, который каждый год привлекает внимание выпускников школ со всех регионов.
История образования. Санкт-Петербургский университет Полуденный залп из пушки Петропавловской крепости ознаменовал начало празднования юбилея основания СПбГУ.
Беглов поздравил СПбГУ с 300-летием со дня основания — РТ на русском СПБГУ был и остается классическим университетом, который объединяет традиции с инновациями.

195 лет назад -8 февраля 1819 года, реорганизован Санкт-Петербургский университет

Историю Санкт-Петербургского государственного университета сегодня пишем все мы. С особым трепетом праздничную дату отмечают в Санкт-Петербургском государственном университете. Санкт-Петербургский государственный университет — старейший университет Российской Федерации, один из крупнейших и ведущих классических университетов. Конечно, если СПбГУ переедет и начнет свою историю заново, там кто-то будет работать и учиться, университет как организация существовать не перестанет. Санкт-Петербургский государственный университет — один из крупнейших университетов в России. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»[2] (СПбГУ) — один из старейших, крупнейших и ведущих классических университетов и один из важнейших центров науки.

«Хотел прогресса без крови»: перед СПбГУ открыли памятник министру просвещения Сергею Уварову

Санкт-Петербургский государственный университет — один из старейших, крупнейших и ведущих классических университетов России. Санкт-Петербургский государственный университет - 300-летие со дня основания. Бывший доцент Санкт-Петербургского государственного университета, историк Олег Соколов, который жестоко расправился с 24-летней аспиранткой Анастасией Ещенко, чувствует себя в колонии, как в санатории. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – старейший вуз России, основанный в 1724 году. Санкт-Петербургский государственный университет — один из крупнейших и старейших научно-образовательных центров России, находящийся в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербургский университет

с 1991 года — Санкт-Петербургский государственный университет[15]. Статус Университета. Санкт-Петербургский государственный университет — один из крупнейших университетов в России. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поздравил жителей города с 300-летием Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Современный СПбГУ также называют преемником Санкт-Петербургского университета, который был основан в 1819 году после реорганизации Главного педагогического института. Основанная в 1724 году 22 января, СПбГУ является самым первым Университетом начавшую свою деятельность в России. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – старейший вуз России, основанный в 1724 году.

295 лет Санкт-Петербургскому государственному университету

295 лет Санкт-Петербургскому государственному университету — Бизнес России Санкт-Петербургский государственный университет — один из старейших, крупнейших и ведущих классических университетов России.
Специалисты СПБГУ установили, что было на месте Петербурга до его постройки 290 лет со дня основания.
Когда и кем был основан СПБГУ, исторические подробности создания одного из старейших вузов России Первый проректор СПбГУ Елена Чернова рассказала, как проходит работа над созданием альбома и чем может быть интересно издание широкому кругу читателей.
Кузница кадров: в Петербурге 2024 год объявлен годом СПбГУ в честь 300-летия вуза 8 февраля Санкт-Петербургский государственный университет отметил 290-летний юбилей.

195 лет назад -8 февраля 1819 года, реорганизован Санкт-Петербургский университет

При этом профессоров было аж 17 человек, и они тоже были приглашены из-за границы. Среди первых преподавателей были блестящие швейцарские ученые — Николай и Даниил Бернулли, представители прославленного научного семейства в честь Даниила был назван один из законов гидродинамики , физик, математик и астроном Леонард Эйлер. Позднее в университет переводили учащихся Академической гимназии при Санкт-Петербургской Академии наук и Славяно-греко-латинской Академии. Так в этот период, в 1736 г. Виноградов и Попов были детьми священников, а Ломоносов — и вовсе крестьянского происхождения.

В числе студентов были отпрыски дворянских фамилий, дети священников и дьяконов, сыновья писарей и аптекарей. А с 1732 по 1736 годы учеба совсем остановилась. Учись не хочу Главная проблема, с которой так и не смогли окончательно справиться создатели петербургского Академического университета — хронический недобор студентов. Трудно сейчас в такое поверить, но первых российских студентов завлекали и полным пансионом, и даже обещали денег на карманные расходы.

О конкурсе и речи не было, а университетское образование не считалось сословной привилегией: учиться брали всех подряд — и солдатских детей, и поповских, и приезжих иностранцев, и даже крестьян. Собеседование проводили лишь в самых исключительных случаях, когда способности абитуриента вызывали очень уж серьезные сомнения. Что мешало людям учиться? Все просто: для получения университетских знаний, да еще на иностранных языках, нужна была начальная подготовка.

Те, кто хочет заниматься историей и филологией, поступают в Высшую школу экономики или уезжают в Москву. Есть те, кто поступает в Баумановское. То есть лучшие выпускники одной из лучших петербургских гимназий предпочитают с СПбГУ не связываться. Статистику подтверждает и директор гимназии.

Этим летом мы поздравляли родителей мальчика, поступившего в МГУ. Из Санкт-Петербурга. А ведь 30 и даже 20 лет назад это казалось немыслимым. Чтобы пойти учиться в московский университет должны были или случиться экстраординарные жизненные обстоятельства, или специальность должна была быть ну уж очень редкой, которой у нас просто не было.

А иначе зачем, если в городе есть свой Университет. А сейчас… да, расходятся по другим вузам, уезжают в Москву. Хотя… да, наши реформаторы добились-таки стремления молодежи к международному уровню образования: все чаще выпускники мечтают уехать учиться в Китай. Миллиарды туда, миллиарды — сюда.

Инфраструктурные мегапроекты и транспортные супермагистрали. Это различие не только велико — оно принципиально существенно. До известных пределов утраты в природе восстановимы». Академик Д.

Лихачев, «Письма о добром. Ведь не случайно метит СПбГУ со своим новым кампусом «в Калифорнийский университет в Беркли, Принстонский университет и мегакампус в Гуанчжоу», а в статьях, посвященных переезду, мелькает «наш Оксфорд». Вообще-то говоря, Санкт-Петербургский университет — это Санкт-Петербургский университет, вы не находите?

Бенуа, И. Билибин, В. Поленов, Н. Ге, И. Грабарь, С. Дягелев и многие другие.

Универсантами были четыре руководителя правительства страны — Б. Штюрмер, А. Керенский, В. Ленин, В. Путин, а также два президента: В. Путин и Д. Санкт-Петербургский университет в XIX веке Университет — старейшее высшее учебное заведение России, был основан 28 января 1724 г. Петром I в составе Академии наук в историографии для этого периода закрепилось название «Академический университет». Уварова был возрожден под именем Санкт-Петербургского университета в системе министерства народного просвещения.

Возрожденный университет унаследовал от института все: профессоров и студентов, структуру факультетов, объемы и программы преподавания, помещения, библиотеку и учебные кабинеты. Председателем Правления и непосредственным начальником университета становился попечитель учебного округа. В марте 1819 г. Первоначально университет руководствовался временными правилами, составленными Уваровым и прежним уставом Главного Педагогического института. Только в 1824 г. С 1821 г. В ноябре 1819 г. Из них только один имел удовлетворительный гимназический аттестат, поэтому остальные были подвергнуты экзаменам. К 1829 г.

Занятия начинались в 8 часов утра и продолжались с двухчасовым перерывом до 6 часов вечера. Лекции были двухчасовые, таким образом, студенты должны были слушать по 3 — 4 лекции ежедневно, кроме воскресенья. Первоначально учебный год совпадал с календарным, а затем был установлен с августа по июнь с месячным перерывом на каникулы. Срок обучения составлял три года. Студентам полагалось носить форменную одежду — синий мундир с красным воротником и петлицами и синюю фуражку с малиновым околышком. В 1831 г. Еще до 1819 г. Лекции по политической экономии и праву читали профессора М. Балугьянский, А.

Куницын, М. Плисов; по статистике и географии К. Герман и К. Арсеньев; по философии и истории А. Галич и Э. В лекциях этих профессоров присутствовали идеи критики крепостного права, феодального строя, феодальной государственной системы и даже заявления о преимуществах конституционного способа правления над абсолютной монархией. Все это резко расходилось с реакционным курсом политики последних лет царствования Александра I, наиболее ярко проявляющемся в деятельности министерства народного просвещения под руководством князя А. После отставки Уварова с поста попечителя учебного округа на его место был назначен член Главного правления училищ Д. Рунич, ярый сторонник подобного курса.

Осенью 1821 г. Над четырьмя профессорами: Германом, Раупахом, Галичем и Арсеньевым было устроено позорное судилище, в результате которого им было запрещено читать лекции в университете Куницын был уволен еще раннее. В сложившейся обстановке ректор Балугьянский подал в отставку и то же вскоре покинул университет. Выражая свое несогласие с обскурантистским курсом нового попечителя из университета ушли востоковеды Шармуа и Деманж, экономист Плисов, минеролог Панснер. Он так же добился перевода университета из здания Двенадцати коллегий в тесное и мало приспособленное помещение университетского Благородного пансиона на Кабинетной улице, почти на окраине города, где университет вынужден был ютиться до 1837 г. Поскольку многие профессора имели казенные квартиры в здании Двенадцати коллегий или жили поблизости на Васильевском острове, то осенью и весной во время ледостава и ледохода они оказывались отрезанными от университетских аудиторий. Итогом деятельности Рунича стала его отставка в 1826 г. Из спешно набранных Руничем взамен ушедших профессоров, по отзывам современников, только один был по настоящему талантлив. Это О.

Сенковский, блестящий арабист, получивший профессорскую должность в 22 года. Он вместе с вернувшимся в университет иранистом Шармуа положил начало формированию научного востоковедения в стенах университета. Достаточно острой оставалась проблема подготовки кадров высшей квалификации для замещения профессорских вакансий. Хотя университеты имели право присуждения ученых степеней, так как еще в 1819 г. Тем не мене правительство сочло необходимым в 1827 г. Совет Петербургского университета выбрал 8 студентов, большинство которых были первокурсниками. После испытаний проведенных в Академии наук шестеро были признаны достойными и летом 1828 г. Трое из них: историк Михаил и зоолог Степан Куторга и юрист Калмыков через несколько лет заняли профессорские кафедры в родном университете. На физико-математическом факультете преподавание вели: профессор астрономии, академик В.

Вишневский, прославившийся выполненным им 1806-1815 гг. Кафедра физики и химии была общей, и возглавлял ее профессор химии М. Соловьев, а физику читал Н. Щеглов, автор известного учебника, секретарь Вольного Экономического общества и издатель журнала новостей в области естественных наук и сельского хозяйства. На курс общей и частной физики отводилось по 2 часа в неделю позднее 8 часов. После смерти Н. Шеглова в 1831 г. Щеглову, закончившему университет в 1823 г. Кафедру математики занимал профессор Д.

Лекции по минералогии читал Д. Соколов, по ботанике Г. Бонгардт, по зоологии ученик Кювье А. На философско-юридическом факультете философию преподавал профессор российской словесности Толмачев, римское право — В. Шнейдер, политическую экономию и науку о финансах — Бутырский, естественное право — философ П. Историко-филологический факультет представлял профессор географии и статистики, автор ряда научных трудов и учебных пособий Е. Здесь разворачивалась педагогическая деятельность крупного антиковеда академика Ф. Грефе, преподававшего греческую и римскую словесность. Всеобщая история после изгнания Раупаха перешла к французскому эмигранту Дегурову, но он, став ректором, прекратил чтение лекций, поручив их так же, как и российскую историю, Рогову, читавшему довольно бесцветно.

Изменения в преподавании истории произошли только с появлением на исторической кафедре Н. Устрялова, впервые организовавшего в добавление к лекциям и практические занятия по изучению важнейших источников отечественной истории. В 1834 г. Его деятельность в университете была недолгой, как и стремление к ученому поприщу, тем не менее среди литературных произведений великого писателя есть несколько статей по истории и ее преподаванию, отражающих содержание университетских лекций. На лекцию Гоголя в университетскую аудиторию однажды пришел Пушкин, восторженно встреченный студентами. В начале 1830-ых гг. Вместо устаревшего схоласта Толмачева на кафедре русской словесности появились П. Плетнев и А. Никитенко, внесшие свежую струю и поощрявшие литературные опыты студентов.

На одной из лекций Плетнева студент П. В целом период 1819-1835 гг. Санкт-Петербургский университет получил надлежащий статус и стал действовать наряду с другими университетами в рамках системы высших учебных заведений, подчиняющихся министерству народного просвещения, осуществляя руководство делами всего Санкт-Петербургского округа, в который так же входили Псковская, Новгородская, Олонецкая, Вологодская и Архангелогородская губернии. Всего за эти годы 284 человека закончили курс университетского образования, среди них было немало будущих известных ученых. Например, знаменитый профессор истории Московского университета Т. Грановский, профессора Петербургского университета В. Григорьев, А. Никитенко, Н. Устрялов, известный археолог и нумизмат П.

Савельев и многие другие. В определенной степени такое сравнительно небольшое количество студентов определялось тем обстоятельством, что выпускники университета получали чины 14 -12 классов по Табели о рангах, в то время как выпускники университетского же Благородного пансиона, проходящие более облегченный курс наук, могли получать чины до 10-го класса включительно. Население столицы полуфеодальной страны, каковой была Россия начала XIX века, среди которого был высокий процент дворянства и чиновников, предпочитало отдавать своих детей в более привилегированные учебные заведения. Тем не менее наблюдалась постоянная тенденция к увеличению числа желающих получить университетское образование. К 1835 г. Несмотря на разгром 1821 г. При университете существовал ряд кабинетов с разнообразными коллекциями и учебным материалом. Минералогический кабинет создан в 1805 г. Постельс передал коллекцию из 280 экземпляров горных пород, собранных во время кругосветного плавания.

В нумизматическом кабинете было 838 монет и медалей, в ботаническом музее — около12 тысяч образцов растений и семян, в зоологическом музее — 8048 предметов, в физическом кабинете — 146 машин и приборов. Университетская библиотека имела к этому времени 5914 изданий. Развитие учебно-вспомогательных кабинетов сдерживалось недостаточностью отпускаемых денежных средств, так как ежегодно на пополнение библиотеки и кабинетов и на содержание лабораторий выделялось всего 6 тысяч рублей. Николаем I был утвержден новый устав российских университетов. С 1-го января 1836 г. Следует заметить, что в отличии от западноевропейских университетов, русские университеты в XIX — начале XX века подчинялись единым уставам, унифицирующим их структуру и перечень преподаваемых дисциплин. Структура и принципы управления университетом подверглись значительным изменениям. Срок полномочий выборных ректора и деканов был продлен до 4 лет. Право утверждения деканов было предоставлено министру народного просвещения, а ректора — непосредственно императору.

Прямым начальником над университетом оставался попечитель учебного округа, который утверждал избираемых Советом университета профессоров, вместе с тем он мог и непосредственно назначать профессоров на вакантные кафедры по своему усмотрению. Совет состоял из всех профессоров, которые делились на ординарных и экстраординарных. Профессор прослуживший 25 лет получал звание заслуженного и выходил в отставку с сохранением своего полного жалованья, освобождая место для более молодого ученого; впрочем, совет мог избрать его еще на 5 лет и даже повторить это избрание. Административно — хозяйственным органом оставалось правление, состоящее из ректора, деканов и синдика заведующего канцелярией. Последний, так же как инспектор, ведавший студенческими делами, назначался попечителем и контролировал работу совета. Раннее он лишь присутствовал на заседаниях совета. По уставу 1835 г. Поскольку в Петербургском университете в течении XIX века медицинский факультет отсутствовал, оставалось только два первых факультета. Коренному преобразованию подвергся юридический факультет.

Из преподававшихся здесь предметов философия, история и политическая экономия были исключены, но зато было расширено преподавание собственно юридических дисциплин. Этот факультет составили 8 кафедр: римское право; гражданские законы общие, особенные и местные; законы полицейские и уголовные; энциклопедия, законоведение и российское государственное право; международное право; законы благоустройства и благочиния; законы о государственных повинностях и финансах; церковное право. Бывшие историко-филологический и физико-математический факультеты были преобразованы соответственно в 1-ое и 2-ое отделения философского факультета. В течении 1836-37 учебного года 1-ое отделение философского факультета делилось на три разряда: историко-политических наук, общей словесности, восточной словесности. В дальнейшем сохранялось только разделение на два последних разряда. На базе разряда восточной словесности в 1855 г. Здесь к физике было присоединено преподавание физической географии и открыта новая кафедра технологии, сельского хозяйства, лесоводства и архитектуры. Кроме этих двух существовали следующие кафедры: математики, астрономии, химии, минералогии и геогнозии, ботаники, зоологии. На протяжении почти тридцатилетнего действия устава 1835 г.

В 1839 г. А министерство иностранных дел на свои средства учредило кафедру валахо-молдавского языка для подготовки чиновников для Бессарабии знающих, молдавский язык. Эта кафедра существовала почти 20 лет, до 1858 г. По аналогии с ней в 1845 г. Туда поступали молодые люди, специально присылаемые с Кавказа для приготовления к разного рода государственной службе в этом регионе. Общим предметом для всех факультетов было объявлено богословие. Срок обучения в университете был увеличен до четырех лет. В январе 1837 г. В том же году студентам было предоставлено право носить шпаги и треугольные шляпы и при встрече с генералами отдавать им честь по-офицерски.

В 1850 г. Вследствие этого стали учреждаться разного рода государственные и частные стипендии для студентов. Например, князь Николай Юсупов пожертвовал 10 тысяч рублей, с тем чтобы на проценты от этой суммы были учреждены две стипендии для беднейших студентов, которые получат на вступительном испытании высшие балы по русской словесности и истории. При открытии факультета восточных языков 11 стипендий выделило министерство народного просвещения и 10 — министерство иностранных дел. Средний размер стипендии составлял 300 рублей в год. С 1860 г. Студенты стали жить на частных квартирах, но и там они находились под наблюдением университетского инспектора. Например, только в 1855 г. Устав предъявил жесткие требования к научной квалификации преподавателей, отныне лица, претендующие на профессорскую должность обязаны были иметь докторскую степень, а на должность адъюнкта — магистерскую.

Упорядочивалась процедура получения ученых степеней и проведения публичных диспутов по защите диссертаций. Студентам, отлично окончившим университет, степень кандидата присуждалась без особых испытаний, остальные должны были выдержать кандидатские экзамены и написать кандидатское сочинение или удовольствоваться званием действительного студента. Всего за период с 1836 по 1863 гг. Для получения докторской и магистерской степени было необходимо и выдержать экзамен и защитить диссертацию. Вследствие этого начались регулярные диспуты по обсуждению представляемых в факультеты диссертаций. Всего с 1836 по 1864 гг. Среди получивших в это время ученые степени были знаменитые ученые: химик Д. Менделеев, математик П. Чебышев, ботаник А.

Бекетов, историки М. Стасюлевич и М. Сухомлинов, филолог В. Ламанский и многие другие. В 1855 г. В еще большей степени оживлению научных интересов в среде студенчества способствовало такое важное новшество устава 1835 г. Задачи выдвигались весьма серьезные, требующие от студентов самостоятельной научной работы. Первым был удостоен золотой медали в 1838 г. Среди удостоенных медалей были: в 1847 г.

Стоюнин, впоследствии знаменитый педагог и литературовед; в 1852 г. Пыпин и О. Миллер; в 1854 г. Фамицын, впоследствии крупнейший ботаник. В 1860 г. Писарев, знаменитый литературный критик. В 1863 г. Важным событием в жизни университета стало его возвращение в здание Двенадцати коллегий, произошедшее в 1837—38 гг. В результате этой перестройки здание в основных чертах приобрело свой современный вид.

Наружные аркады с восточной стороны и часть западной были заложены и превращены в помещения. Второй этаж западной галереи был остеклен и превращен в колоссальный коридор, протянувшийся почти во всю длину здания и объединивший отдельные корпуса. Со стороны набережной Невы проделали вход и устроили лестницу, связавшую верхние этажи с новым вестибюлем. В центре были устроены парадная лестница, зал торжественных собраний и церковь. Крупнейшей реорганизацией университета в эпоху действия Николаевского устава стало открытие факультета восточных языков. Попечитель Петербургского учебного округа М. Мусин-Пушкин, раннее бывший попечителем в Казани и усердно насаждавший там ориенталистику, выступил с предложением сосредоточить преподавание восточных языков в Петербурге. Этот проект получил высочайшее одобрение и указом от 22 октября разряд восточной словесности был преобразован в новый факультет с 9 кафедрами: арабского, персидского, турецко-татарского, монголо-калмыцкого, китайского, еврейского, армянского, грузинского и маньчжурского языков. В таком составе факультет восточных языков начал с 1855-56 учебного года свою деятельность, в 1858 г.

Первым ректором, выбранным по новому уставу был историк И. Шульгин, а с 1840 по 1861 гг. Несущий на себе отблеск пушкинской эпохи, друг Пушкина и Гоголя, он пользовался уважением молодежи и как человек честный, чуждый чиновничьим интригам, в меру консервативный, был популярен среди своих коллег. Казенная квартира ректора Ректорский флигель , которую он занял с 1841 г. XIX века одним из популярных петербургских литературных салонов. Здесь часто бывали писатели и поэты Н. Гоголь, И. Крылов, В. Белинский, И.

Тургенев, И. Панаев, П. Вяземский , В. Одоевский , Е. Баратынский и многие другие маститые и начинающие литераторы. В 1839-1840 гг. Некрасов, а еще раннее университетский Благородный пансион закончил его друг и соратник, писатель и журналист И. Время действия устава 1835 г. Особенно успешно развивались точные и естественные науки.

В течении всего этого периода кафедру физики занимал академик Э. Его основные научные интересы и выдающиеся открытия относятся к области электричества и магнетизма. Создание петербургской математической школы связано с именами крупнейших математиков того времени: И. Сомова, В. Буняковского и П. Академик Буняковский, ставший профессором в 1846 г. Чебышев проявил себя и как талантливейший механик. На основе своих же разработок в области теории механизмов, он создал целую серию оригинальных механизмов, превращающих простейшие движения в более сложные. Для Чебышева всегда было характерным стремление сблизить математику с практикой, использую математические расчеты, например, при черчении географических карт или даже в кройке тканей для одежды.

C 1839 г. Савич — один из крупнейших русских астрономов XIX столетия. Его докторская диссертация была связана с решением важной геодезической проблемы — определением высоты уровня Каспийского моря, а его исследование об ускорении силы тяжести по русской дуге меридиана послужило образцом для всех подобных работ в России и за границей. В это же время на кафедре химии начал работать А. С его именем связан ряд важных открытий в области органической химии: определение элементарного состава нафталина и хинной кислоты, выделение хинона и нового алкалоида теобрамина. Он же привел в порядок созданную М. Соловьевым химическую лабораторию и начал проводить в ней регулярные практические занятия со студентами. Учениками Воскресенского были многие выдающиеся химики Д. Менделеев, Н.

Меншуткин, Н. Бекетов, Н. Соколов, П. Алексеев и др. В 1857 г. Развитие университетского естествознания в этот период определялось деятельностью С. Куторги, одного из первых русских биологов-эволюционистов. Кафедру ботаники с 1840 г. Шиховской, создавший первый университетский ботанический сад в сквере перед фасадом здания Двенадцати коллегий , насчитывающий более 600 образцов местной флоры.

Он же значительно увеличил собрания ботанического кабинета и ввел практические занятия с микроскопом. После смерти Шиховского, в 1854 г. Он был первым из русских ботаников, совершивших большое путешествие в Африку. На кафедре всеобщей истории блистал М. Он же, одним из первых среди университетских профессоров, стал активно насаждать семинарский метод в преподавании. Кафедру русской истории до 1859 г. Заменил Устрялова на кафедре русской истории известный ученый и писатель Н. Его деятельность здесь была очень короткой три года , но оставила яркий след.

Научный Корреспондент,. Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» «Атрибуция» 4.

СПбГУ исполнилось 300 лет: история университета в лицах

Когда я работал деканом, то главная моя и других коллег-деканов просьба к руководству центральных университетских служб звучала так: «Вы нам ничем не помогаете, так хотя бы не мешайте работать». В заключении комиссии, созданной ректором университета из деканов факультетов для рассмотрения критической ситуации, которая возникла в связи с возбуждением в 2006 году уголовных дел в отношении ряда руководителей университета, прямо говорилось: «Необходимо немедленно предпринять ряд мер, специально направленных на предотвращение крупных хищений в будущем, поскольку при сохранении условий, благоприятствующих хищениям, никакие кадровые изменения не в состоянии их предотвратить». Действительно, в это время, с одной стороны, например, юристы и экономисты создали первые в России полностью компьютеризированные библиотеки, а коллектив Высшей школы менеджмента получил рекордное число профессиональных международных аккредитаций соответствующих образовательных программ. С другой стороны, руководители централизованных служб ректората сдавали в аренду университетские помещения по цене 30—40 копеек за квадратный метр в год. Несколько сотен тысяч книг гнили в наполненных водой университетских подвалах. В университетских изготовлению надгробных камней, рынок, частные и зарубежные образовательные организации.

В те годы многое в университете решалось на уровне устных договоренностей, личных симпатий или антипатий, различных неформальных механизмов. Поэтому, включаясь в борьбу за пост ректора, я понимал, что нужно установить справедливые и четкие правила игры, которые наделяли бы не «особо приближенных …», а всех деканов равными и значительными правами по самостоятельной организации учебного процесса, научных исследований, хозяйственной деятельности. Позже жизнь заставила меня скорректировать свои взгляды: выяснилось, что многие руководители на местах не только не могут, но и не хотят принимать на себя бремя управления, бремя реальной ответственности. Когда я стал ректором, то понял, что одним из важнейших препятствий на пути повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности университета является местечковость, а также разобщенность ресурсов, при которой то или иное научное оборудование, а порой и библиотеки в тысячи томов «принадлежали» даже не коллективу конкретного факультета, а отдельной кафедре или лаборатории. Сегодня я полагаю, что важнейшим результатом моей работы в качестве ректора стало формирование единой открытой системы использования университетских ресурсов кадровых, финансовых, информационных и других.

Без этого мы бы просто не выжили в условиях сокращения объемов государственного финансирования и повышенных требований к эффективному использованию бюджетных средств и государственного имущества. Без этого нельзя говорить об университете как о целостной организации, большой семье. Конечно, за 10 лет было решено и множество других проблем, которые для кого-то могут показаться более важными. Например, информирование универсантов о событиях, происходящих в университете, а также формирование университетского корпоративного духа. Мы стали вовлекать студенческие советы, профсоюзы и всех заинтересованных лиц в процедуру принятия решений, включая, например, приемку результатов выполненных работ или оказанных услуг по заказам СПбГУ.

К тому же отчеты о проделанной работе стали публиковаться в открытом доступе. Нам даже пришлось сделать на сайте СПбГУ специальный раздел «Перезагрузка», в котором регулярно появляются интервью и другие материалы по этой теме. В результате всех этих действий университет, распавшийся к 2006 году на множество самостоятельных подразделений, которые или руководители которых фактически поделили между собой все университетские ресурсы, вновь объединился. Но территориально университет остаётся раздробленным, располагаясь почти в 400 зданиях, находящихся в самых разных частях города. А кроме них у университета есть объекты и в других регионах Российской Федерации.

Дальнейшее развитие СПбГУ я вижу в создании единого университетского кампуса, который позволит сделать значительный рывок и в научной, и в образовательной сферах. Какие управленческие стратегии и тактики вы сам считаете наиболее эффективными? Каких принципов при наборе команды придерживаетесь?

Селекцией четвероногих люди занимались девять тысяч лет назад. У собак ездовых массогабаритные размеры имеют значение. Жоховские собаки — они в точности отвечают современному стандарту хаски, — поделился он. Статьи Владимира Питулько опубликованы в международных научных журналах. Работы выпускника Ленинградского университета рассказывают о том, как жили в Арктике люди древности.

Медицинский факультет в СПбГУ открыт относительно недавно — в 95-м году. От всех остальных медвузов города, а их немало, — его отличает научный подход. Об альма-матер с теплом вспоминает выпускник, а ныне специалист клиники высоких медицинских технологий им. Пирогова, Константин Новокшонов.

В настоящее время эта версия официально принята руководством университета и государства Постановление Правительства Российской Федерации от 01. Согласно основной исторической версии, современный СПбГУ — преемник Санкт-Петербургского университета, который был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института, ведущего свою историю от Учительской семинарии, основанной в 1786 году при этом следует иметь в виду, что Главный педагогический институт был восстановлен независимым от Университета уже в 1828 году, а затем министерством просвещения было принято решение об окончательном закрытии в 1858 году, последний выпуск был в 1859. За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819 года, стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения князя Александра Николаевича Голицына, озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге» и содержащем проект «Первоначальное образование С.

Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование императора Александра I. Первое время Университет жил по Уставу Главного педагогического института, пока 4 16 января 1824 года в нём не был введён в действие изменённый по обстоятельствам Устав Московского университета. Там же. После этого на протяжении своей истории университет сменил множество названий Названия Санкт-Петербургского университета. С 1821 по 1914 год он назывался Императорский Санкт-Петербургский университет; 1914 год — февраль 1917 года — Императорский Петроградский университет; февраль 1917 года — июнь 1918 года — Петроградский университет; июнь 1918 года — октябрь 1919 года — Первый Петроградский университет; октябрь 1919 года — январь 1921 года — Петроградский университет; январь 1921 года — январь 1924 года — Петроградский государственный университет; январь 1924 года — апрель 1933 года — Ленинградский государственный университет; апрель 1933 года — октябрь 1937 года — Ленинградский государственный университет имени А.

Здесь вы найдете самые важные и актуальные новости, которые будут освещаться в полном объеме. В каждой новости вы найдете всю информацию о событии, его причины, последствия и реакцию общества. Мы будем рассказывать о происходящем в различных областях жизни — политике, экономике, культуре, спорте и так далее.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий