Новости экономический курс маленкова

Главная страница» Новости» Экономический курс Г. Маленкова Экономический курс Г. Маленкова После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве страны разгорелись с новой силой. Именно Г. Маленков смог сформировать тот сталинский аппарат, который управлял страной в период её самых больших свершений во всех сферах её жизни. ов выступил с программой экономических преобразований, предложил развитие легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства. В августе 1953 года на сессии Маленков предложил новый экономический курс, суть его сводилась к тому, что впервые за годы советской истории предусматривалось приоритетное развитие лёгкой и пищевой промышленности, производства товаров народного потребления.

Экономический курс Маленкова: характеристика, временные рамки

В ответ в ряде районов страны начались забас товки, которые были подавлены армией. Развитие промышленности. Реформа управления экономикой. В 1957 г. Это укрепило регионы, но в то же время привело к появлению «местничества. В 50 -е гг в строй было введено 8 тыс. Нефтяные промыслы в Башкирии. Производство электроэнергии выросло в 3 раза, стали-в 5 раз, угля-в 3, 5, нефти-в 7, 6 раза. В ведущих отраслях экономики ручной труд был вытеснен машинным. Численность город- ского населения превысила численность жителей села.

Были созданы условия для повышения образовательного и профессионального уровня работников. Научно-техническая революция. Гагарин перед стартом.

Были снижены нормы поставок мяса, молока, яиц и шерсти, а закупочные цены на продовольствие увеличены. Это позволило увеличить оплату за трудодни в колхозах. Благодаря всему этому крестьянство получило стимулы к лучшей работе, уверен Шубин. Но эти меры могли сказаться со временем, а продовольствие нужно было поставлять в города сейчас. Так что политика Маленкова имела довольно противоречивые последствия. В деревне стали жить действительно лучше, а что касается города, то там как раз возникали перебои со снабжением.

Крестьянин наконец начал «есть блинки», а город стал получать несколько меньше. Это естественные последствия перераспределения средств в бюрократическом хозяйстве. В 1954-1955 годах стали нарастать жалобы на ухудшение снабжения городов.

Маленков 1953—1955. Маленков экономика. Экономическая политика Маленкова. Социальная политика Маленкова.

Экономический план Маленкова. Развитие промышленности Маленкова. Маленков экономический курс. Экономический курс Маленкова итоги. Маленков должность в 1953. Экономический курс Маленкова кратко. Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х середине 1960-х гг.

Экономический курс г. Новый курс г Маленкова. Рост Маленкова. Маленков Георгий Максимилианович реформы. Маленков Георгий Максимилианович экономическая реформа. Маленков экономика 1953. Экономический курс Маленкова и Хрущева.

Маленков экономика СССР. Реформы г. Экономические программы Хрущев и Маленков таблица. Маленков социальная политика. Диспропорции в экономике СССР. Развитие промышленности отказ от курса Маленкова. Курс Маленкова промышленность.

Программа Маленкова. Рычаги власти Сталина. Программа Маленкова после смерти Сталина. Инициатива Маленкова. Маленков развитие сельского хозяйства. Развитие сельского хозяйства 1953-1964. Маленков сельское хозяйство таблица.

Итоги правления Маленкова. Маленков 1955. Георгий Максимилианович Маленков. Маленков г.

Признак отсутствия достаточных средств к существованию не являлся необходимым условием для получения пенсии по случаю потери кормильца. Это имело принципиальное значение, так как за нетрудоспособными членами семьи, включая родителей в возрасте старше 60 лет мужчины и 55 лет женщины , если они были иждивенцами умершего, признавалось самостоятельное, безусловное субъективное право на пенсию, что освобождало их от необходимости обращаться за материальной помощью к другим членам семьи62. Обязательным условием для получения пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца было наличие необходимого стажа работы у инвалида или умершего кормильца. Еще с дореволюционных времен в России существовали пенсии за выслугу лет, в СССР такие пенсии впервые стали выплачиваться с 1925 г. В системе советского пенсионного обеспечения пенсии за выслугу лет получали учителя, врачи, а также некоторые другие педагогические и медицинские работники. В число пенсионеров за выслугу лет входили также отдельные категории работников Главного управления гражданского воздушного флота, зоотехники и ветеринарные работники, творческие работники некоторых театрально-зрелищных учреждений. Данные пенсии назначались независимо от возраста и состояния трудоспособности. Гражданам, имевшим особые заслуги перед советским государством в области революционной, государственной, общественной, хозяйственной, военной или культурной деятельности, назначались персональные пенсии союзного или республиканского значения мужчинам по достижении 55 лет, женщинам - 50 лет. По особым правилам осуществлялось пенсионное обеспечение генералов, адмиралов и офицеров, а также работников науки. Наглядное представление о числе лиц, получавших пенсии по различным основаниям в период с 1953 по 1955 г. Таблица 2 Численность и состав получателей государственных пенсий с 1953 по 1955 г. Действовавшее пенсионное законодательство усложнялось еще и тем, что, кроме системы пенсий по социальному страхованию для рабочих и служащих, существовал ряд других систем пенсионного обеспечения. Например: пенсии по социальному обеспечению для военнослужащих рядового состава, пенсии по кооперативному страхованию для членов артелей, пенсии работникам государственного контроля и др. Условия и нормы пенсионного обеспечения по всем этим системам существенно различались. В 1954 г. Каждый вариант проекта предусматривал повышение размеров отдельных видов пенсий, но при этом не менял пенсионное законодательство в целом. Первый вариант, представленный в марте 1954 г. В расчетах к этому варианту проекта учитывались 12 727 400 пенсионеров всех категорий. Дополнительные расходы в связи с повышением пенсий предусматривались в сумме 394,83 миллиона рублей, то есть в среднем каждый пенсионер получал прибавку в размере 2 руб. В мае 1954 г. Минимальный размер пенсий по старости поднимался до 30 руб. Кроме того, «майский» вариант увеличивал размер пенсий инвалидам Отечественной войны I и II группы, но при этом сокращал «мартовскую» прибавку к пенсиям военнослужащих-инвалидов III группы, инвалидность которых не была связана с пребыванием на фронте. Незначительно повышались пенсии семьям военнослужащих, погибших на фронте. Общий дополнительный расход на выплату пенсий по второму варианту проекта при прежней численности пенсионеров составлял 503,84 миллиона рублей. Таким образом, в среднем каждая пенсия увеличивалась на 3 руб. Третий вариант проекта был представлен в августе 1954 г. Он отличался от первых двух тем, что в общую численность пенсионеров включались инвалиды гражданской и империалистической войны и их семьи, а также некоторые другие группы пенсионеров, обозначенные в расчетных документах как «прочие пенсионеры». По этому варианту расчетная численность пенсионеров составляла 12 853 400 человек, а общие дополнительные расходы исчислялись в сумме 515,09 миллионов рублей, то есть на каждого пенсионера в среднем приходилось дополнительно в месяц 3 руб. Архивные материалы не дают возможности назвать конкретные причины, по которым проект был отклонен, так как архивное дело имеет явные следы изъятия отдельных документов. Но главное заключалось в том, что предложенный проект не устранял изъянов в существовавшей модели социального обеспечения и не отвечал потребностям реформирования социальных связей. Осенью 1954 г. Основные задачи пенсионной реформы были сформулированы следующим образом: упорядочить государственное пенсионное обеспечение трудящихся, повысить низкие размеры пенсий, устранить излишества и упростить законодательство. Эти задачи были частично реализованы в проекте «Закона о государственном пенсионном обеспечении», направленном Н. Хрущёву 19 марта 1955 г. Между тем, он представляет несомненный интерес, поскольку свидетельствует о попытках формирования новой концепции советской социальной политики, которая отражала «социальный курс» Маленкова. У нас нет прямых доказательств, что проект разрабатывался под непосредственным руководством Маленкова, тем не менее, мы можем уверенно идентифицировать этот законопроект с его именем. Основанием для такой идентификации служат следующие факты: во-первых, разработка нового пенсионного законодательства велась в тот период, когда правительство возглавлял Маленков.

Маленков - забытый вождь СССР и его Перестройка в 50-х

Деятель всячески стремился облегчить жизнь простого народа, он вел борьбу со взяточничеством, привлекал внимание к проблемам простых людей. Экономическая программа Маленкова предусматривала снижение сельскохозяйственного налога, списание долгов за прошлые годы, изменение системы налогообложения для селян. Политик стремился развивать пищевую и легкую промышленность. Он старался искоренить бюрократизм, неравенство в социальных слоях, привилегии партий и государственных деятелей. Маленков Экономический курс Маленкова Страна после реформирования начала активно развиваться. Сельское хозяйство вышло на новый уровень. Повысились показатели производительности. Жители СССР отметили развитие аграрного сектора, многие стали стремиться переехать в село, создать собственный бизнес в сфере хозяйствования. После того как закончилась война, люди продолжали восстанавливать свои угодья. По данным статистики, за пять лет численность сельхозпродуктов возросла в полтора раза.

Граждане деревень перестали убегать в города, стабилизировалась урбанизация.

Маленков предлагал переход к интенсификации аграрного производства на основе экономического стимулирования производителя и работу на освоенной территории, в то время как Хрущёв, изложив свою программу развития сельского хозяйства в сентябре 1953 года, ратовал за сохранение системы экстенсивного развития за счёт освоения новых земель. Планы Хрущёва, ставшего 1-м секретарём ЦК в сентябре, были более близки партийному аппарату, чем новации Маленкова. Развитие промышленности. Отказ от курса Развитие промышленности. Отказ от курса Маленкова привёл к тому, что в начале 1960-х гг. Крен в развитии народного хозяйства достиг опасных пределов. Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, промышленность стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика за 1950—1965 гг. Предприятия группы «Б» производство предметов потребления развивались значительно медленнее. Радикально изменился топливный баланс страны за счёт использования нефти и газа Развитие промышленности.

Радикально изменился топливный баланс страны за счёт использования нефти и газа. Мощными темпами росла химическая промышленность, широко освоившая выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы заменялись тепловозами и электровозами. Перекресток ул. Мира и Льва Толстого. Здесь во время торжественного митинга зажгли первый газовый факел. Реформа управления народным хозяйством, осуществлённая в 1957—1965 годы характеризовалась заменой централизованной отраслевой системы управления, которая использовалась с середины 1930-х годов, на децентрализованную, территориально… Развитие промышленности. Реформа управления народным хозяйством, осуществлённая в 1957—1965 годы характеризовалась заменой централизованной отраслевой системы управления, которая использовалась с середины 1930-х годов, на децентрализованную, территориально распределённую систему, которая в советской литературе получила название «системы управления по территориальному принципу». Реформа заключалась в делении территории СССР на так называемые «экономические административные районы» с созданием в пределах областей, краёв и республик СССР сети территориальных советов народного хозяйства совнархозов , в ведение которых были переданы предприятия, ранее находившиеся в подчинении промышленных и агропромышленных министерств. Практика децентрализованного управления советской экономикой посредством совнархозов себя не оправдала по нескольким причинам Развитие промышленности.

Практика децентрализованного управления советской экономикой посредством совнархозов себя не оправдала по нескольким причинам. Главной причиной было то, что, система управления экономикой продолжала оставаться по своей природе командно-административной, а не определялось рыночной необходимостью. В условиях централизованного государственного планирования и отсутствия рыночных механизмов и стимулов, реформа быстро привела к дезинтеграции советской экономики. Другой причиной свёртывания реформы было нежелание советской номенклатуры, усматривавшей растущую угрозу в децентрализации ввиду ограниченной независимости местных властей, терять своё господствующее положение в принятии экономических решений. Развитие сельского хозяйства. Программа Развитие сельского хозяйства. Программа Маленкова ориентировала на повышение урожайности, программа Хрущёва — на расширение посевных площадей. Первый путь называют интенсивным, второй — экстенсивным. Освоение целины — комплекс мероприятий по увеличению производства зерна в СССР в 1954—1965 гг. В 1954 году февральско-мартовский пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель».

Госпланом СССР было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 млн га целинных и залежных земель. Освоение целинных и залежных земель в 1954 году началось главным образом с создания совхозов. Освоение целины началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры — дорог, зернохранилищ, квалифицированных кадров, не говоря уже о жилье и ремонтной базе для техники. Природные условия степей не принимались во внимание. Целинная эпопея изменила облик ряда приграничных с Развитие сельского хозяйства.

В то же время на рубеже 50 — 60-х гг. В руководстве страной все отчетливее становилось понимание необходимости более радикального реформирования экономики с использованием методов экономического стимулирования. Документ Из воспоминаний К. Катушева, работавшего в 50-е гг. К сожалению, этот период оказался непродолжительным... Хрущев, послушав советы тех, кто больше всего боялся децентрализации управления, пошел на укрупнение совнархозов. Теперь они уже создавались как межобластные управления народного хозяйства и, естест-венно, вызывали конфликты местных и областных... В результате разумный поиск более совершенной системы управления после отставки Хрущева был похоронен. Международные отношения СССР в середине 1950-х — середине 1960-х гг. Политика «мирного сосуществования». В середине 1950—1960-х гг. Но тем не менее становилась очевидной и необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях. В этих условиях Н. Хрущев и его соратники пошли на смелый шаг, выступив с отказом от сталинской схемы неизбежности новой мировой войны. Новым руководством страны было заявлено, что мирное сосуществование не тактический ход, а основной принцип советской внешней политики, что сотрудничество с капиталистическими странами возможно, особенно в области использования достижений научно-технического прогресса, что путь к социализму различных стран может отличаться от советского образца. Впервые после войны стали устанавливаться рабочие контакты между лидерами ведущих держав. Важной вехой внешней политики Советского государства стал визит Н. Хрущева в США осенью 1959 г. В 1960 г. Президентом США был избран Д. Но сближению Н. Хрущева с новым американским руководителем помешали события в Берлине в августе 1961 г. Новое обострение советско-американских отношений и международной обстановки в целом произошло в октябре 1962 г. Советское руководство приняло решение разместить на американском континенте ракетно-ядерную базу как средство давления на своего основного соперника с 1949 г. Формально решение было принято согласно советско-кубинскому договору, заключенному в ответ на просьбу руководства Кубы во главе с Ф. Кастро помочь укреплению обороны острова Свободы. Узнав об этом, Д. Кеннеди распорядился установить блокаду Кубы с воздуха и моря. Начался Карибский кризис 1962 г. Решимость военных не дрогнуть перед применением оружия поставила мир на грань третьей мировой войны. Во второй половине 1950 — началу 1960-х гг. Серьезные кризисы разразились в 1953—1956 гг. Особенно драматичный поворот события приняли в Венгрии, где попытки проведения либеральных реформ были подавлены вторжением советских войск. Этапы перестройки После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества. Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Масштабные изменения начались несколько позднее — с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г. Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности. Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР.

Однако большинству партийного руководства казалось, что эти изменения идут слишком далеко. Маленков подвергся критике со стороны других лидеров, включая Хрущева, ставшего в сентябре 1953 первым секретарем ЦК. Маленкову пришлось написать письмо, в котором он признавал свои политические «ошибки» и брал на себя ответственность за тяжелое положение сельского хозяйства.

Эволюция советской экономики 1950-1960 годов. Часть 1: реформы Маленкова

В российской историографии нет единого мнения о социально-экономической стратегии Маленкова, поскольку отсутствуют необходимые достоверные источники. Однако Маленкова отстранили от дел, соответственно прекратили действовать, предложенные им реформы. 1. Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики.

Эволюция советского экономического развития 1950–1960 годов. Часть 1: реформы Маленкова

Экономическая программа Маленкова предусматривала снижение сельскохозяйственного налога, списание долгов за прошлые годы, изменение системы налогообложения для селян. «Сворачиваться курс Маленкова начал сразу после его ухода с поста председателя Совета министров, потому что в руководстве страны преобладали сторонники усиления производства товаров группы "А", и не только Хрущев, но и Молотов, Каганович, Сабуров. Слайд 4ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС МАЛЕНКОВА После смерти Сталина страна нуждалась в новой программе. экономических преобразований В августе 1953 г. с такой программой выступил Г.М. В начале 50-х гг. перед экономикой СССР стояли серьезные проблемы. Слайд 4ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС МАЛЕНКОВА После смерти Сталина страна нуждалась в новой программе экономических. преобразований. После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета министров СССР Г. Н. Маленкова (1953-1955). Главная» Новости» Выступление маленкова.

Экономический курс Маленкова: характеристика, временные рамки

Г. В. Маленков В н. 50 -х гг. неэффективность экономической системы стала очевидной. 1.1. Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики. Экономическая программа Маленкова предусматривала снижение сельскохозяйственного налога, списание долгов за прошлые годы, изменение системы налогообложения для селян. ов выступил с программой экономических преобразований, предложил развитие легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства. В российской историографии нет единого мнения о социально-экономической стратегии Маленкова, поскольку отсутствуют необходимые достоверные источники.

Экономические реформы 1950-х гг.

  • Ответы : Что было главным в экономическом курсе Маленкова?
  • Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Презентация к уроку
  • Кем был Георгий Маленков и как его реформы изменили жизнь в СССР: Политика: Россия:
  • Смотрите также

Экономический курс Г.М. Маленкова

В ведущих отраслях экономики ручной труд был вытеснен машинным. Численность город- ского населения превысила численность жителей села. Были созданы условия для повышения образовательного и профессионального уровня работников. Научно-техническая революция.

Гагарин перед стартом. В 50 -е гг. Бурно развивалась фундаментальная наука и передовые отрасли промышленности.

К сожалению прогресс затронул лишь отрасли связанные с ВПК и освоением космоса. Новейшие технологии в массовом производ стве не применялись. Социальная политика.

Новые номера. Политика Хрущева носила ярко выраженную социальную направленность. Постоянно повышалась заработная плата, Был снижен пенсионный возраст и увеличен размер пенсий.

Увеличился неудовлетворенный спрос населения на товары, жилье и т. В декабре 1956 г. Решать обострившиеся проблемы можно было либо постепенно, эмпирически нащупывая контуры нового хозяйственного механизма, либо радикально, двигаясь к принципиально иной экономической системе. Этот путь в итоге и выбрал Хрущев. В силу особенностей обстановки и экономического мышления выработка новой экономической политики свелась к поискам своеобразного «философского камня», или, пользуясь ленинской формулировкой, «решающего звена в цепи».

Таковыми поначалу были признаны массовые политико-экономические кампании с 1954 г. Исходя из прежней логики «простых решений» и высказанных в предыдущие годы новых идей децентрализация, усиление контроля снизу, сокращение аппарата управления, комплексное развитие территорий , Хрущев в 1957 г. В итоге было упразднено более 140 союзных, союзно-республиканских и республиканских министерств и создано 105 территориальных органов: советов народного хозяйства. Но эффект реформы проявлялся до тех пор, пока новые органы управления еще не сложились в устойчивую систему, пока сама логика развития административной системы не привела к укрупнению совнархозов и фактическому восстановлению ведомственно-отраслевой системы управления внутри территориальной. Таким образом, поскольку административно-командная система была сохранена, реформа лишь заменила недостатки отраслевой системы управления недостатками территориальной системы с ее отраслевой несбалансированностью, местническими тенденциями, вновь разбухшим аппаратом управления.

Вскрывшаяся недостаточность принимаемых мер заставила обратить внимание на выработку экономической стратегии. Поскольку умерщвленная в 1930 — начале 1950-х гг. Хрущев, в отличие от Маленкова, попытался опереться не только на обновленный им партийно-государственный аппарат, но и на массы. Это диктовалось как политическими соображениями стремлением к определенной независимости от аппарата , так и идеологическими. Будучи гораздо более, чем Сталин в последние годы жизни, восприимчив к марксистским постулатам, Хрущев полагал, что пробуждение социальной активности народа и привлечение его к управлению является залогом решения самых сложных проблем.

Курс Хрущева органически вписывался в общественную атмосферу послесталинской «оттепели», с пробуждавшимися, хотя и весьма неопределенными надеждами, оптимизмом, энтузиазмом, верой в собственные силы и отражал традиционную для советского руководства психологию максимализма, «коммунистического штурма», убеждения в том, что «нет таких крепостей, которые не могут взять большевики».

Таким образом, в среднем каждая пенсия увеличивалась на 3 руб. Третий вариант проекта был представлен в августе 1954 г. Он отличался от первых двух тем, что в общую численность пенсионеров включались инвалиды гражданской и империалистической войны и их семьи, а также некоторые другие группы пенсионеров, обозначенные в расчетных документах как «прочие пенсионеры». По этому варианту расчетная численность пенсионеров составляла 12 853 400 человек, а общие дополнительные расходы исчислялись в сумме 515,09 миллионов рублей, то есть на каждого пенсионера в среднем приходилось дополнительно в месяц 3 руб. Архивные материалы не дают возможности назвать конкретные причины, по которым проект был отклонен, так как архивное дело имеет явные следы изъятия отдельных документов. Но главное заключалось в том, что предложенный проект не устранял изъянов в существовавшей модели социального обеспечения и не отвечал потребностям реформирования социальных связей.

Осенью 1954 г. Основные задачи пенсионной реформы были сформулированы следующим образом: упорядочить государственное пенсионное обеспечение трудящихся, повысить низкие размеры пенсий, устранить излишества и упростить законодательство. Эти задачи были частично реализованы в проекте «Закона о государственном пенсионном обеспечении», направленном Н. Хрущёву 19 марта 1955 г. Между тем, он представляет несомненный интерес, поскольку свидетельствует о попытках формирования новой концепции советской социальной политики, которая отражала «социальный курс» Маленкова. У нас нет прямых доказательств, что проект разрабатывался под непосредственным руководством Маленкова, тем не менее, мы можем уверенно идентифицировать этот законопроект с его именем. Основанием для такой идентификации служат следующие факты: во-первых, разработка нового пенсионного законодательства велась в тот период, когда правительство возглавлял Маленков.

Во-вторых, министр социального обеспечения мог получить задание по подготовке законопроекта только от председателя Совета Министров. В-четвертых, законопроект содержал такие новации, которые ни один рядовой член правительства не рискнул бы вынести на обсуждение без предварительного согласования с высшим руководством страны. Нам точно известно, что Хрущёв не принимал участия в подготовке данного законопроекта и, скорее всего, даже не знал о том, что такая работа ведется. Эти и некоторые другие факты позволяют с уверенностью утверждать, что автором концепции проекта «Закона о государственном пенсионном обеспечении» был именно Маленков. Первое, что бросается в глаза при анализе законопроекта, это стремление законодателя обеспечить рост материального благосостояния пенсионеров не только за счет увеличения расходов из государственного бюджета, но также путем повышения их трудового вклада в собственное материальное благополучие. В преамбуле к закону отмечалось, что государственное пенсионное обеспечение «должно в большей мере соответствовать социалистическому принципу оплаты труда по его количеству и качеству и повышать материальную заинтересованность работников в развитии производства и росте производительности труда». Далее указывалось, что «переход на государственное обеспечение не лишает пенсионеров возможности участия в трудовой и общественной деятельности.

Они могут, благодаря отсутствию у нас безработицы, посильно работать, а государственные органы, кооперативы и общественные организации должны оказывать им помощь в трудовом устройстве». Статья 18 законопроекта вменяла в обязанность всем министерствам, предприятиям, учреждениям и организациям предоставлять престарелым и инвалидам работу, соответствующую состоянию их здоровья и трудоспособности; организовывать специальные цехи и мастерские с облегченными условиями труда, создавать необходимые условия для повышения или приобретения новой квалификации. За этой правовой нормой угадывалась не столько забота о поддержании социального статуса пенсионера, сколько попытка убедить получателей пенсий в необходимости улучшать свое материальное положение путем активной трудовой деятельности, а не надеяться на увеличение размеров пенсионного обеспечения. Согласно законопроекту, размер пенсий устанавливался и изменялся не централизованно, путем правительственного распоряжения, как это намечалось по проекту 1954 г. Пенсии по старости не могли быть меньше 30 руб. Общая численность пенсионеров, на которых должно было распространяться действие нового закона, составляла на начало 1955 г. Работающим пенсионерам намечалось выплачивать пенсию в размере 15 руб.

Данное ограничение существенно экономило государственные средства. В целом, законопроект не избавлял государственную пенсионную систему от присущих ей недостатков, зато вводил новую правовую норму, содержание которой свидетельствовало о попытках советского руководства привлечь рабочих и служащих к непосредственному участию в расходах на социальную политику. Ввиду концептуальной новизны данной статьи законопроекта приведем ее текст полностью: «Статья 22. Установить, что наряду с дальнейшим повышением государственного обеспечения рабочих и служащих пенсиями по старости и по инвалидности создается при помощи государства фонд личных сбережений рабочих и служащих, который не входит в состав фонда государственного социального страхования и социального обеспечения. Этот фонд образуется путем ежемесячных отчислений одного процента заработной платы рабочего и служащего с добавлением к ним за счет государства одной десятой суммы, внесенной рабочим и служащим. Средства, образовавшиеся в этом фонде, выдаются рабочим и служащим по достижении или престарелого возраста, или в случае инвалидности независимо от размера пенсии. В случае смерти рабочего или служащего эти средства в полной сумме выдаются его семье»68.

Как видим, законопроект предлагал новую модель пенсионной системы, основанную на сочетании вкладов государства и самих трудящихся в финансовое оформление системы пенсионных выплат. Закон о государственном пенсионном обеспечении должен был вступить в силу с 1 июля 1955 г. Летом 1955 г.

Важнейшим итогом научно-технического развития страны в те годы стало создание первых в мире ракетно-космических комплексов. В 1957 г. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос.

Государство из года в год увеличивало расходы на науку. С начала 1950-х до конца 1960-х гг. Советские учёные внесли выдающийся вклад в развитие точных и естественных наук. Нобелевской премии были удостоены основоположник химической физики Н. Семёнов 1956 , физики-теоретики П. Черенков, И.

Франк, И. Тамм 1958 , Л. Ландау 1962 , Н. Басов и А. Прохоров 1964. Основные научные разработки были связаны с интересами обеспечения обороноспособности страны.

В эти годы были созданы первые дальние тяжёлые турбореактивные бомбардировщики Ту-16 и Ту-95. Началось создание советского атомного подводного флота. Был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Успешно запущен самый мощный в мире синхрофазотрон. СССР выступал лидером в создании и прикладном использовании квантовых генераторов. Были созданы сверхмощные ракеты-носители, способные выводить большие объекты в открытый космос.

Это позволило Советскому Союзу стать первой в мире страной, открывшей дорогу в космос Научно-техническая революция в Научно-техническая революция в СССР. Была «реабилитирована» кибернетика, объявленная при Сталине «буржуазной лженаукой», и начала, хотя и с большим опозданием, развиваться компьютерная техника и использование компьютеров в индустрии, науке и экономике. Его называют главным пропагандистом кибернетики в СССР в 1950-е гг. Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики этого периода стало начало широкого жилищного строительства Социальное развитие. Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики этого периода стало начало широкого жилищного строительства. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 г.

Это дало возможность справить новоселье 54 млн человек каждому четвёртому жителю СССР. По примеру Запада началось, например, так называемое «крупноблочное» строительство домов, позволившее индустриализировать и ускорить жилищное строительство. Повсюду появились американского типа столовые и кафе самообслуживания и торговые автоматы такое питание американцев через быстрое самообслуживание в 1935 году высмеивали Социальное развитие. Повсюду появились американского типа столовые и кафе самообслуживания и торговые автоматы такое питание американцев через быстрое самообслуживание в 1935 году высмеивали И. Ильф и Е. Петров в книге «Одноэтажная Америка».

Регулярно повышались оклады трудящихся, занятых в промышленности только за 1961—1965 гг Социальное развитие.

Программа экономических преобразований маленкова

Впервые были введены пенсии колхозникам. Им стали выдавать паспорта. Эти меры способствовали подъему сельского хозяйства. За 1953 — 1958 гг. Таких темпов развития село не знало со времен нэпа. Однако эти успехи вселили в партийных лидеров и в самого Хрущева уверенность в силу административных решений. Быстрое улучшение благосостояния крестьян породило у них опасение в возможном его «перерождении» в кулачество. Да и усиление роли экономических стимулов объективно ослабляло потребность в административном вмешательстве в дела селян. Это во многом объясняет тот факт, что с конца 50-х гг. В 1959 г.

Государство таким путем сумело за один год компенсировать почти все свои расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Отрицательным последствием данного мероприятия была также потеря кадров механизаторов, до этого сосредоточенных в МТС. Вместо того чтобы переходить в колхозы, многие находили работу в районных центрах, городах. В этом же году был сделан вывод о том, что «личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать свое значение», так как колхозникам выгоднее получать продукты из колхоза. Это означало по существу начало нового наступления на подсобные хозяйства. По предложению выступившего на пленуме секретаря ПК Л. Брежнева было дано поручение государственным органам за 2 — 3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам принять аналогичные меры. Результатом этих мер явился новый упадок личного подсобного хозяйства и обострение продовольственной проблемы в стране. Попытки решить ее с помощью «кукурузной эпопеи» успеха тоже не принесли.

С 1955 по 1962 г. Результат же оказался прямо противоположным затраченным усилиям: произошло общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась кризисом в освоении целинных земель в 1962 — 1963 гг. Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей первая партия составила 12 млн. В июне 1962 г. Это вызвало массовое недовольство и даже открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска, танки, имелись многочисленные жертвы. Средства массовой информации хранили об этом полное молчание, однако эхо новочеркасских событий прокатилось по всей стране Авторитет Хрущева у простых людей стал падать. Семилетний план 1959 — 1965 развития сельского хозяйства был провален.

Развитие промышленности. Поставленный Маленковым вопрос о пересмотре стратегии развития промышленности поначалу не вызвал возражений ни у кого. Однако при снятии его с поста главы правительства именно этот тезис был поставлен ему в вину. Выступая на XX съезде КПСС, Хрущев сказал: «Нашлись «мудрецы», которые- начали противопоставлять легкую промышленность тяжелой индустрии», что внесло «вредную путаницу в коренные вопросы развития социалистической экономики». Однако именно эта «путаница» во многом обеспечила значительные сдвиги в развитии потребительских отраслей производства. За период 1950 — 1955 гг. Отказ от курса Маленкова привел к тому, что в начале 60-х гг. Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, производство стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика за 1950 — 1965 гг. Предприятия группы «Б» развивались значительно медленнее за эти же годы объемы производства здесь удвоились.

Эти показатели вселили в руководство КПСС уверенность в том, что достигнутые темпы будут не только сохранены, но и увеличены. Прогнозы же западных специалистов были иными: по их мнению, по мере роста экономической мощи СССР, как и других стран, темпы развития экономики будут «затухать». Одним из рычагов ускорения развития промышленности власти считали научно-технический прогресс. Наиболее зримых результатов в использовании его преимуществ удалось добиться лишь в военно-промышленном комплексе и некоторых смежных областях. В 1957 г. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос. Радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа. Мощными темпами развивалась химическая промышленность, широко освоившая выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы заменялись тепловозами и электровозами.

Однако в целом промышленность продолжала развиваться по привычному пути не за счет интенсификации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч новых предприятий. Наряду с наукой и техникой Хрущев считал не менее важным направлением в своей экономической политике административную реорганизацию. В целях слома ведомственных барьеров, мешавших развитию производства, в 1957 г. Свыше 3,5 тыс.

Основанием для такой идентификации служат следующие факты: во-первых, разработка нового пенсионного законодательства велась в тот период, когда правительство возглавлял Маленков.

Во-вторых, министр социального обеспечения мог получить задание по подготовке законопроекта только от председателя Совета Министров. В-четвертых, законопроект содержал такие новации, которые ни один рядовой член правительства не рискнул бы вынести на обсуждение без предварительного согласования с высшим руководством страны. Нам точно известно, что Хрущёв не принимал участия в подготовке данного законопроекта и, скорее всего, даже не знал о том, что такая работа ведется. Эти и некоторые другие факты позволяют с уверенностью утверждать, что автором концепции проекта «Закона о государственном пенсионном обеспечении» был именно Маленков. Первое, что бросается в глаза при анализе законопроекта, это стремление законодателя обеспечить рост материального благосостояния пенсионеров не только за счет увеличения расходов из государственного бюджета, но также путем повышения их трудового вклада в собственное материальное благополучие.

В преамбуле к закону отмечалось, что государственное пенсионное обеспечение «должно в большей мере соответствовать социалистическому принципу оплаты труда по его количеству и качеству и повышать материальную заинтересованность работников в развитии производства и росте производительности труда». Далее указывалось, что «переход на государственное обеспечение не лишает пенсионеров возможности участия в трудовой и общественной деятельности. Они могут, благодаря отсутствию у нас безработицы, посильно работать, а государственные органы, кооперативы и общественные организации должны оказывать им помощь в трудовом устройстве». Статья 18 законопроекта вменяла в обязанность всем министерствам, предприятиям, учреждениям и организациям предоставлять престарелым и инвалидам работу, соответствующую состоянию их здоровья и трудоспособности; организовывать специальные цехи и мастерские с облегченными условиями труда, создавать необходимые условия для повышения или приобретения новой квалификации. За этой правовой нормой угадывалась не столько забота о поддержании социального статуса пенсионера, сколько попытка убедить получателей пенсий в необходимости улучшать свое материальное положение путем активной трудовой деятельности, а не надеяться на увеличение размеров пенсионного обеспечения.

Согласно законопроекту, размер пенсий устанавливался и изменялся не централизованно, путем правительственного распоряжения, как это намечалось по проекту 1954 г. Пенсии по старости не могли быть меньше 30 руб. Общая численность пенсионеров, на которых должно было распространяться действие нового закона, составляла на начало 1955 г. Работающим пенсионерам намечалось выплачивать пенсию в размере 15 руб. Данное ограничение существенно экономило государственные средства.

В целом, законопроект не избавлял государственную пенсионную систему от присущих ей недостатков, зато вводил новую правовую норму, содержание которой свидетельствовало о попытках советского руководства привлечь рабочих и служащих к непосредственному участию в расходах на социальную политику. Ввиду концептуальной новизны данной статьи законопроекта приведем ее текст полностью: «Статья 22. Установить, что наряду с дальнейшим повышением государственного обеспечения рабочих и служащих пенсиями по старости и по инвалидности создается при помощи государства фонд личных сбережений рабочих и служащих, который не входит в состав фонда государственного социального страхования и социального обеспечения. Этот фонд образуется путем ежемесячных отчислений одного процента заработной платы рабочего и служащего с добавлением к ним за счет государства одной десятой суммы, внесенной рабочим и служащим. Средства, образовавшиеся в этом фонде, выдаются рабочим и служащим по достижении или престарелого возраста, или в случае инвалидности независимо от размера пенсии.

В случае смерти рабочего или служащего эти средства в полной сумме выдаются его семье»68. Как видим, законопроект предлагал новую модель пенсионной системы, основанную на сочетании вкладов государства и самих трудящихся в финансовое оформление системы пенсионных выплат. Закон о государственном пенсионном обеспечении должен был вступить в силу с 1 июля 1955 г. Летом 1955 г. В подготовленном членами Комитета проекте «Закона о материальном обеспечении граждан СССР в старости, в случае потери трудоспособности и при утрате кормильца» сохранялись отдельные положения «социального курса» Маленкова.

В частности, законопроект по-прежнему предусматривал в качестве одного из источников финансирования пенсионных выплат создание специального фонда личных сбережений трудящихся69. Однако вскоре Госкомтруд изменил свою позицию. На расширенном заседании Комитета, состоявшемся 23 августа 1955 г. Кагановича, было принято окончательное решение «считать неприемлемым предложение об образовании фонда путем обязательных вычетов из заработной платы рабочих и служащих»70. В последующий Закон о государственных пенсиях 1956 г.

Советское руководство вернулось к идее формирования страхового фонда за счет обязательных взносов будущих пенсионеров только в конце 1980-х годов, то есть в период перестройки. Неизменным осталось лишь давнее правило советского социального страхования: «Всем рабочим и служащим, не состоящим членами профсоюза, пособие выдавать в половинном размере против указанных норм». Постановление 1955 г. По сути, стационарное лечение становилось платным, и, следовательно, недоступным для многих категорий граждан, особенно для тех, у кого на иждивении были дети или престарелые родители. О резко отрицательном отношении рабочих и служащих к этому нововведению свидетельствуют протестные письма граждан, которые в 1955 г.

Приведем наиболее характерные высказывания трудящихся по поводу этого постановления.

Аллена, к принятию радикальных решений. Похожим образом отвечают на вопрос о причинах успеха сталинского экономического курса и другие исследователи, утверждая, что СССР имел при Сталине мобилизационный характер экономики, но в меньшей степени плановую экономику. Но концепции, согласно которым советская экономика была мобилизационной всегда, не объясняют, почему после смерти И. Сталина «мобилизационные» решения принимались редко. Весьма интересной представляется менее известная идея «революционного импульса», который в сочетании с революционными методами административного деления население был важным фактором роста советской экономики, но не на всем ее протяжении, а только в межвоенный период. Мы считаем, что ограниченность такого концептуального подхода заключается в том, что он дает объяснение развития экономики с точки зрения скорее исторической социологии, чем экономической истории.

Загадку причин смены советской экономической политики в 1950-е гг. Он выделил три направления марксизма: «романтический марксизм», «технократический марксизм» и «радикальный марксизм». Только в рамках последнего и развивалась мобилизация. Но и эта теория, акцентирующая внимание на противоречиях внутри самого марксистского движения, полностью не объясняет, почему советская элита отказалась от радикального курса после смерти Сталина. Еще один подход объясняет отказ от «радикального марксизма» к середине 1950-х гг. После этого в Кремле поняли, что со старой сталинской экономической политикой марксизм ожидает идеологическое поражение, так как люди в Советском Союзе жили хуже, чем на Западе. Но данный мотив для советской политической элиты мог бы работать в случае угрозы массовых протестных выступлений, которые очень трудно увидеть в СССР 1950-х гг.

Говоря об импульсе, запустившем сталинскую модель экономики в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Черчилля о периоде «второй Тридцатилетней войны» 1914—1945. Согласно этому подходу, который укладывается в теорию мир-системного развития, между 1914 и 1945 г. В рамки этого процесса органически вписывается и сталинская экономика как один из наиболее экстремальных вариантов огосударствления. Соответственно, прекращение «второй Тридцатилетней войны» означало начало затухания импульса, вызвавшего сталинский экономический рост. Маленков vs Н. Хрущев 1953—1955 гг.

Если хрущевские и косыгинские экономические реформы известны достаточно хорошо, то Г. Маленков, как реформатор советской экономики, почти не известен даже специалистам. Это связано не только с тем, что «мы ленивы и нелюбопытны», но и с тем, что период, когда в руках Г. Маленкова была высшая власть, оказался очень коротким. Председателем Совета министров Г. Маленков был менее двух лет, с марта 1953 до февраля 1955 г. В то же время остаточные следы курса Г.

Маленкова прослеживаются и после того, как в 1955 г. Приблизительным рубежом, когда маленковский курс полностью сменяется политикой Н. Хрущева, могут быть 1958—1959 гг. Маленков Хотя нет последовательного изложения концепции реформирования советской экономики, которая была у Г. Маленкова, ее можно реконструировать по практическим действиям правительства СССР в 1953—1955 гг. В ее основе лежали отказ от начатой при Сталине гонки вооружений и наращивание инвестиций в потребление наравне с повышением покупательской способности населения. Данная формула будет в 1970—1980-е гг.

Новый курс Маленкова связан с тем, что в 1950-е гг.

В литературе, в частности, высказывалась точка зрения, что Маленков был инициатором «нового экономического курса», основной задачей которого было сокращение капиталовложений в тяжелую промышленность, уменьшение расходов на оборону и за счет этого повышение благосостояния народа54. По мнению московского историка Ю. Жукова, «консервативные круги узкого руководства» во главе с Хрущёвым нанесли своей некомпетентной политикой в области сельского хозяйства «смертельный удар по экономическому курсу, провозглашенному Маленковым»55.

На наш взгляд, данное мнение не находит подтверждения в реальных событиях того периода и нуждается в более аргументированном научном обосновании. Вместе с тем, следует признать, что борьба за лидерство была не единственным источником конфликта между председателем Совета Министров и первым секретарем ЦК КПСС. Страх перед социальным кризисом заставлял обоих руководителей при каждом удобном случае демонстрировать хотя бы на словах свою заботу об улучшении жизни народа. Однако в сфере внимания Маленкова были, прежде всего, интересы интеллигенции и широкого слоя государственных чиновников.

Хрущёв же выступал как защитник интересов всех граждан. Его первоочередной заботой было обеспечение бесперебойного снабжения городского населения продуктами первой необходимости, именно поэтому он настаивал на экстренной помощи сельскому хозяйству, которое, по единодушному мнению высшего партийного руководства, находилось в катастрофическом положении56. Маленков эти предложения одобрил, и в конце июля 1953 г. Закупка за границей товаров народного потребления оживила внутренний товарооборот, до одновременно резко ухудшила платежный баланс СССР.

Пассивное сальдо платежного баланса по расчетам с капиталистическими странами было покрыто в тот период за счет продажи золота и снижения ресурсов иностранной валюты. Впоследствии Хрущёв обвинял Маленкова в безответственной растрате валютных ресурсов. Маленков выступал как защитник интересов не только государственных чиновников, которым он секретными постановлениями Совета Министров СССР от 26 мая и 13 июня 1953 г. В нашем распоряжении имеются документы, свидетельствующие о стремлении Маленкова отступить от широко распространенных в советском обществе патерналистских представлений о роли государства в решении социальных проблем, точнее, о попытках освободить государственный бюджет от части социальных расходов, переложив их на плечи трудящихся.

Одна из таких попыток была предпринята в связи с разработкой нового пенсионного законодательства. Действовавшие до середины 1950-х годов правила пенсионного обеспечения рабочих, служащих и членов их семей в основном были установлены в 1928-1932 годах. Согласно этим правилам, заработок, из которого исчислялись пенсии основной массе пенсионеров, был ограничен установленным еще в 1932 г. Вследствие этого ежемесячные пенсии по старости по общим нормам обычно не превышали 15 рублей для работающих пенсионеров и 21 руб.

За период с 1947 по 1955 г. В результате пенсии руководящих и инженерно-технических работников достигали 300-500 рублей в месяц, а пенсии рабочих составляли 20-30 рублей61. При этом пенсионерам, продолжавшим работать, такие пенсии выплачивались сверх заработка в полном объеме. В назначении пенсий как обычных, так и льготных существовал чрезвычайный разнобой и по возрасту, и по стажу работы.

Кроме того, действовавшие правила назначения пенсий содержали множество положений и ограничений, которые нередко вообще лишали отдельные категории рабочих и служащих права на пенсию. Так, например, рабочим и служащим, не имевшим необходимого стажа, пенсии по старости не назначались. В условиях десталинизации эти ограничения, ущемлявшие права многих граждан, вызывали жалобы и недовольство. Кроме права на пенсию по старости, советские рабочие и служащие имели право на пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В СССР существовала особая классификация групп инвалидов. К I группе относились инвалиды, полностью утратившие трудоспособность и нуждавшиеся в постороннем уходе. Во II группу входили инвалиды, полностью утратившие способность к любому профессиональному труду, но не нуждавшиеся в постоянном уходе. К III группе причисляли инвалидов, не способных к систематическому труду по своей специальности в обычном рабочем режиме, но могущих выполнять какую-либо работу по другой профессии при определенных условиях, например, при сокращенном рабочем дне.

Инвалидами не признавались лица с незначительным понижением трудоспособности. Считалось, что в условиях отсутствия безработицы существует достаточно возможностей для использования в народном хозяйстве работников с частичной утратой трудоспособности. Не имели права на пенсию инвалиды с детства и граждане, ставшие инвалидами вследствие несчастных случаев или от общих заболеваний, если у них не было необходимого трудового стажа. Пенсии по случаю потери кормильца выплачивались нетрудоспособным членам семьи умершего, если они ранее находились на его иждивении.

Признак отсутствия достаточных средств к существованию не являлся необходимым условием для получения пенсии по случаю потери кормильца. Это имело принципиальное значение, так как за нетрудоспособными членами семьи, включая родителей в возрасте старше 60 лет мужчины и 55 лет женщины , если они были иждивенцами умершего, признавалось самостоятельное, безусловное субъективное право на пенсию, что освобождало их от необходимости обращаться за материальной помощью к другим членам семьи62.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий