Новости календарь древних славян

Древнеславянский календарь (Круголет) построен на древней шестнадцатеричной системе исчисления, 16 годов Круголета проходят через 9 Стихий, создавая Круг Жизни, который насчитывает 144 года.

Древнеславянский календарь — дни недели, месяцы, времена года, языческие обычаи

Однако реалии земледельческой жизни славян, как и других европейских народов, побуждали их больше внимания уделять солнцу. Основные праздники годового цикла издревле, ещё с дославянской поры, привязывались к дневному светилу — так что календарь славян с неизбежностью становился лунно-солнечным [1]. Рыбаков , исследуя календарные знаки на черняховском сосуде из с. Ромашки IV век путём сопоставления с народным календарём, пришёл к выводу, что славяне считали время по дням, объединяя этот счёт в небольшие периоды неделя, две недели, 40 дней, месяц или «луна» и т. Такими явлениями, по мнению некоторых исследователей, были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица , Купала и Коляда. На ромашкинском календаре, по мнению Рыбакова, обозначен период аграрных работ с конца мая по август, отмечены праздники «Купалы» ночь с 23 на 24 июня и Перуна 12 и 20 июля , а также « русалии » и период жатвы. Дни отмечены квадратиками с крестом внутри — символом света, то есть счёт вёлся «днями» «инии деньми лето чтяаху» , тогда как в древнерусских источниках также указывается на то, что предки славян до того, как узнали о 12 месяцах юлианского календаря, считали время по луне «овии по луне чтяху» , то есть месяцами. При таком счёте времени самым простым было считать дни и года от какого-либо события, при этом образовывались разнообразные локальные календарные системы и эры , не являвшиеся общеславянскими и существовавшие непродолжительное количество времени — до следующего значимого события. К календарной символике, имеющей числовое выражение, у древних славян относятся числа 12, 6, 4 и 3, связанные с солнцем , числа 13, 7, 5 и 4, связанные с луной , а также число 9, имеющее лунно-солнечное объяснение. В фольклоре встречаются такие временные и числовые значения как 30 лет и 3 года, «тридевять» 27 и «тридесять» 30 , 40 дней и «сорок сороков» 1600 и др.

Выводы Рыбакова не разделяются некоторыми исследователями, например, Л.

В Лето 7208 он издал указ, об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях, и ввел западно-европейский календарь от Рождества Христова, при этом он перенёс начало календаря, Новолетие, с Дня Осеннего Равноденствия у Славян-Староверов и 1 сентября у христиан на 1 Генваря, и обозначил начальную дату — 1700 год. Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым не случайно. Согласно Библии, на восьмой день младенец Исус был обрезан по иудейскому обряду, то есть 1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне. Вот эту дату и выбрал Петр Первый… он своим указом приказал всем подданым отмечать начало нового календаря и поздравлять друг-друга с Новым Годом. Небольшой комментарий. При дворе Петра Первого, на русском языке почти не разговаривали, потому-что он считался языком простого народа… в основном всё общение шло на немецком и голандском языках. Так вот слово Год God на этих языках, означает Бог… то есть своим указом Петр заставил подданых поздравлять друг друга с Новым Богом, в день его обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают 1 января поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше… Заметьте, древние своды о прошедших событиях назывались — Летописями, а не Годописями. Мы до сих пор спрашиваем друг друга — сколько тебе лет, а не сколько тебе годов… Кроме того… Пётр, не просто сменил старые календари на новый… Он украл у народа 5508 лет Великого Наследия и приказал иноземцам написать вместо него Историю, которой раньше небыло… Сейчас мало кто помнить, что раньше в даты Летописях записывались буквицей древнерусского языка, а не цифрами, которые ввели по приказу Петра… До введения нового календаря народ отметил 7208 Новолетий от победы над древними китайцами, и даты всегда записывалась буквицей… это нам говорит о том, что письменность существовала у Славян задолго до Солунских монахов Кирилла и Мефодия… если бы не реформа Петра, эта бы церковная сказка про "просвещения неграмотных язычников" давно была бы забыта, как чья-то глупая шутка.

Не зря же императрица Екатерина II говорила: "Славяне за многие тысячи лет до Рождества Христова свои письмена имели". Вот краткий список, используемых Славянами-Староверами, календарных форм: Летоисчисления соответствующие 2006-2007 гг. Как я уже говорил ранее, Славяне и Арии использовали другие системы календарного счисления, нежели принятые сейчас. Поэтому наверное будет интересно, кто и когда задумал переход на иную календарную систему систему и с чем это было связано. Сначала вкрадце об календарных системах Европы и Скандинавии. У разных народов живших на территории Европы были разные системы счета дней. У кельтов и скандинавов изначально был 9-и месячный календарь, но в последствии он был заменён 24-х месячным. Это было связано с постоянно изменяющимися климатическими условиями и полным переходом на руническую форму письма. После перехода, каждый месяц обозначался своей руной, из т. Футарха сборника Рун.

Месяца отличались по продолжительности, так 1 месяц был 14 дней, 2 месяц — 15 дней и 3 месяц -16 дней… потом данной чередование повторялось. Но так как в Рунике была еще и 25 пустая руна, иногда называемая руной Одина, то и она нашла своё применение в календаре… в конце каждого третьего года, вставлялся дополнительный 25 месяц, в котором шло чередование дней сначала 14, потом 15, а затем 16 дней. Этот 25 месяц помогал выровнять цикличность солнечного года, также как сейчас это делают при помощи високосного года. На юге Европы, на территории современной Италии, жили Расены, которых больше знают под названиями Этруски или Тиррены. Они тоже пользовались 9-и месячным календарём.

Но открывая латинский словарь мы нигде не найдем слов созвучные с «календарь» и хотя бы примерное значение «долг», «книга». Записка в смысле "блокнот" - "album", "tabella". Получается так, что это слово календарь пришло в латинский язык от русского языка, а значит, первоначальное летоисчисление возникло на Руси, а после, как удобная система отсчёта временных отрезков большого периода времени позаимствована остальным миром. Разобраться в русском летоисчислении римляне и греки не смогли как получилось в своё время с письменностью потому взяли за основание, видимое человеческим глазом и достаточное для наблюдения одной человеческой жизни: движение солнца и луны.

Таким образом, в мире появились две концепции отсчета времени: Концепция месяца основана на движении Луны вокруг Земли. Период между двумя новолуниями период обращения Луны вокруг Земли называется синодическим месяцем, его длина в настоящее время составляет 29,5305889 дней. В 1900 его длина была 29,5305886 дней и в 2100 будет 29,5305891 дней. Лунный месяц может варьироваться до нескольких часов из-за эксцентриситета лунной орбиты. Определение фаз луны: серп изображает букву "С" - "старая", букву "Р" без вертикальной палочки - "растущая". Концепция года основана на движении Земли вокруг Солнца. Действительная длина года — величина переменная и может варьироваться в пределах нескольких секунд вследствие сил гравитации со стороны Луны и других планет. Кроме того, длина года систематически уменьшается. Так, около 1900 года его длина была 365,242196 дней средних солнечных суток , а в 2100 она составит 365,242184 дней, сейчас она составляет 365,242190 дней.

Траектория Солнца на небесной сфере называется эклиптикой. А значит, каждые 19 лет фазы луны приходятся на одни и те же календарные даты если не учитывать сдвиг, вносимый високосными годами. Такой 19-летний цикл называется метоническим метоновым в честь Метона, астронома из Афин, открывшего эту зависимость в 5 веке до н. Как видим, эти две концепции имеют большие расхождения во времени. Слово «коло» по-славянски — круг. Праздник Коляды приходится на день зимнего солнцеворота, на новое начало исчисления Лета года. По древнеславянской мифологии Коляда появился на свет примерно 8500 лет назад то есть в 7 тысячелетии до Р. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям.

Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога движении солнечной системы вокруг центра галактики , о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь название его означает «Коляды дары». Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. У славян «неделя» первоначально означала не рабочий день у древних славян было 9 дней в «неделе» и последний день назывался неделя. Так что император Константин, который объявил 7 марта 321 г. В данное время наиболее точным календарём является древнеславянский ведический календарь.

Некоторыми названиями пользуются до сих пор в родственных русской культурах.

Многие могут оспорить эти названия и привести такие, как: Рахматъ, айлтъ, дайлъ и прочие, то мы на это ответим, что не стоит путать древнеславянский и славяно-арийский языки. Кстати сказать, в советское время были такие толстые настенные календари , в которых на каждый день было описание. Так вот даже в те нигилистические времена гордились славянскими корнями и предоставляли подробную информацию о каждом дне. А каковы сегодняшние календари? Нам сегодня доступно очень многое, и заказать сейчас можно практически что угодно.

СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.Какой год сейчас в разных странах мира.SLAVIC CALENDAR.#славянский календарь#

Древнеславянское летоисчисление В первый день каждого Нового Лета отмечалось одно их главных событий древнейшей истории славян – Великий праздник Божественного Начала. Меня заинтересовал вопрос: как выглядел календарь древних славян, почему он не дошел до наших дней и где можно найти его отголоски? Истинное наименование календаря Древних славян – Каляды Даръ Да’Арийский Круголетъ Числобога. Интересно, что славянский календарь ведёт свое летоисчисление сразу от многих дат, к примеру сегодня 2013 год.

Годослов - календарь древних славян

Отдельная группа — календарные расчеты в текстах. Яркие представители — пасхальные таблицы, а также текст Кирика Новгородца, что именуется «Учение о числах». Важным источником информации послужил народный календарь примет, что отражает в себе дошедшие до нас тексты фольклора. С его помощью выявили аспекты и части годового цикла пращуров, а также прояснили, какие внутренние логические связи в этих аспектах. Древнеславянский календарь утратили многие столетия назад во время кровавого крещения и насаждения христианства, что отразилось на знаниях о нём. Юлианский календарь также расходится с астрономическим, да и к тому же он успел смениться на григорианский. Важная деталь — народные названия месяцев. Изначально древний славянский календарь был лунным, и пережитки его сохранялись в течение многих лет. Понятно это становится из слова «месяц», а также многочисленных упоминаний лунного счёта в народе, сказках, былинах, преданиях.

Но с течением лет традиция земледелия и работы в светлое время суток побудила пращуров трудиться с обращением внимания к солнцу. Дневное светило еще с древней поры привязывалось к праздникам годового цикла — и это привело к тому, что исчисление стало лунно-солнечным. Славяне древних времён вели счёт по дням, соединяли их в малые периоды вроде недели, двух недель, сорока дней , а также периоды большие — месяц то есть луну , два месяца, год. Учитывалось, какое порядковое положение относительно других дней имеет этот день и как соотносится с ним годичный цикл. Немаловажными были явления астрономической природы и стихийно-природные, в честь коих устраивались славянские праздники. К ним относились День весеннего и осеннего равноденствия или, солнцестояния, а также Масленицы , Ивана Купала, Коляды. Вот вся известная, четко определённая и достоверная информация, чем был календарь древних славян. Языческие обычаи по старославянскиому календарю Языческий календарь древних славян, что позже плавно перетек в православно-христианский, известен лучше, чем древнейший предок.

В нем отражались сроки начала и конца аграрных работ с мая по август, а также отмечались праздники Ивана Купалы — проходили традиционно ночью с двадцать третьего по двадцать четвертое июня — и бога-громовержца Перуна двенадцатого и двадцатого июля , а также периоды « русалии » вместе с наступления жатвы. Каждый такой день отмечался квадратиками, внутрь них проставлялись кресты — символ света.

Символом Млечного пути стало дерево. Путь - дерево - связывает все сферы мира, представляет Вселенную в постоянном её возрождении, тянется к звёздам, небесам. Исчезновение Млечного пути, заслонённого блеском солнца, понималось древними как сгорание небесного Древа, что символически утверждалось в ритуале сожжения священного дерева. В честь нового его появления на небе возводился новый древоподобный объект. Так, в купальные дни долгое время главным символом был шест, который устанавливался в центре костра и затем сжигался. Разводили костер и вблизи большого дерева, под ним и происходил обряд священного купания и моления. Многие народы мира долгое время предпочитали строить свои календарь по богам-символам главных явлений в природе.

У славян почитались дни Лады - 9 и 25 марта, 1-2 мая, 24-29 июня, вся природа в эти дни наполняется животворящими процессами, красотой, всеми звуками и красками. Дни Макоши - 28 октября - 8 ноября - дают человеку дары природы, а 10 мая и 15 августа считаются днями максимальных творческих сил земли. Дни огня - Сварожича - 24-25 сентября, 25 марта, 23-24 июня. К системе счета времени имел отношение и Велес. Он считался пастухом небесных стад-звезд, затем покровитель на земных пастбищах. Он помогал вести счет дням, неделям, месяцам и почитался на Руси дольше других языческих богов, в особенности на севере. Учитывая максимальные или минимальные силы природы, человек своим воздействием регулировал те или иные явления. Так, в засушливые дни происходил обряд вызывания дождя - 24, 29 июня и 20 июля, в апреле кликали весну протяжными закличками, в марте разговаривали с морозом, чтобы уходил по-доброму. Важными днями в календаре стали и знаменательные дни в жизни человека, связанные с земледелием: праздник первой борозды, день сбора урожая и зажжения огня в дни Сварожича, обряд "Волосу на бородку" - это прощание с полем, когда обязательно оставляли последнюю полосу несжатой а то урожая на следующий год не будет , совсем голое поле - плохая примета, да еще и из последней охапки пшеницы плели "косу" и давали полю как подарок в знак благодарности.

Лунный календарь у славян использовался в основном для волхования, исцеления. По луне рассчитывали свои физические и умственные способности. Так на растущую луну это время активного созидания - голова светлая, можно много работать. На полнолуние - бурные эмоции, чувства, суетливость, но и это время активной работы. Полное излечение начинали именно с полнолуния. Убывающая луна - период мудрости, хорошо работает голова, эмоциональная окаменелость, обостряется интуиция. На старую луну эмоции чистые, минимальное проявление реакции, притупляются инстинкты, период физического старения организма. Христианский, православный календарь - это концентрация духовных ценностей, сознание человечества от Рождества Христова. В нем отражены все мистериальные события, которые веками формировали духовный генотип.

Со смертью Христа умерло ветхозаветное время, а с его Воскресением родилось время спасения, жертвенное время, преображение сознания, новые ценности, преображение человека и мира. Литургический круг христианского календаря - путь Христа, святых, всего человечества и каждого человека в отдельности. В христианской мифологии Змий на Древе является образом времени, духовной лестницей. Змий - спираль, круги космического, исторического времени, жизни человека, образ свернувшегося спирального года. Человек рождается и живет с ощущением уникальности, неповторимости и величайшей ценности собственной жизни. Человек - "малый мир", вмещающий Вселенную. И ритм ее жизни отразился на деятельности человека и в его календарях. Истинное сердце всегда ощущает настоящее, прошлое и будущее, чувствует себя проводником. Календарь - связь времён и народов, генетический код, спираль пространства и времени, шкала духовных ценностей.

Изменение календаря несёт изменение кода сознания.

В июне, в день летнего солнцестояния. В время солнце не заходит за горизонт 17 часов 33 минуты. Вот поэтому и делений на часах 17. С заходом солнца часы просто останавливались, а с рассветом отсчет начинался сначала. Термин сутки появился 110 лет назад и только в Славянском языке, не в каких других его нет. Сутки означает стыковать, соединять.

Лето А лето состоял из девяти месяцев. Как вы помните из начала поста. Навсякий случай напоминаю что Лето это год на наш язык. Все месяцы начинались строго в определенные дни недели. Раньше в календаре было две таблички: одна для четных месяцев, а другая для не чётных. Многие элементы календаря до нас дошли через поговорки обычая.

Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря, в Лето 6856 1348 г.

Кроме того, началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя. Но больше всего церковные и светские власти неустраивало, что народ пользуется двумя календарями, отмечает два Новолетия… Христианское Новолетие 1 марта, и Славянское Новолетие в День Осеннего Равноденствия. Никакие запреты Славянского календаря не помогали… а принятие жестких мер вплоть до казней, дало обратный эффект… во многих городах и сёлах началась смута и поднялись восстания, везде шло поголовное уничтожение христианских свещенников и их помощников… дело дошло до того, что были уничтожены многие тысячи "божих людей", и тогда пришлось царю Ивану III "идти в народ", ибо только так власти смогли успокоить восставший народ. Чтобы вредь не возникало смуты и разора, царь не только разрешил людям пользоваться старым календарём, но и узаконил право почитать Старую Веру Предков. Таким образом на Русской земле было официально узаконено Двоеверие и два календаря. Церковный календарь стал считаться — официальным, то есть государственным, а старый календарь — народным. Следующее изменение официального календаря произошло через 1 Круг Лет 144 года.

При приближении Лета 7000 году от Сотворения Мира 1492 г. Все ждали конца света и даже не составляли пасхалию на последующие годы. Но когда все ожидаемые сроки конца света прошли, Московский церковный собор в сентябре Лета 7000 1492 утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала года с 1 марта на 1 сентября. Это постановление действует в Христанской Церкви до сих пор… В Лето 7090 1582 г. В новом календаре датировка шла уже не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова. Необходимость введения нового календаря связывалась с тем, что продолжительность Юлианского календарного года немного больше продолжительности года природного, а потому он стал немного отставать от природы, так что за 128 лет накапливались одни сутки. Поэтому на момент введения Григорианского календаря набежало уже 10 дней разницы.

Но не все европейские страны сразу перешли на новый календарь, некоторым странам понадобились годы или даже столетия, чтобы перейти на новый Григорианский стиль. В России на данный стиль перешли только в феврале 1918 года. Григорианский календарь также не является абсолютно точным: он отстает от природного на одни сутки за 3300 лет; кроме того, григорианский календарь «неравномерен», он содержит своего рода «скачки». Но постепенно григорианский календарь был принят большинством государств и сегодня является общепризнанным. В Лето 7208 1699 Петр I перенес Новолетие на 1 Генваря и издал специальный указ: «Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор.

А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает. Я понимаю, что моё заявление звучил голословно, но я постараюсь в своём дальнейшем рассказе подтвертить это завление.

Древний славянский календарь — праздники, характеристика годов и знаков

Чешская рукопись из Праги, XVI век Календарь славян изначально был лунным, или пережитки лунного календаря долго сохранялись. Это очевидно и из самого названия «месяц», и из многочисленных припоминаний о лунном счёте времени в народном быту. Однако реалии земледельческой жизни славян, как и других европейских народов, побуждали их больше внимания уделять солнцу. Основные праздники годового цикла издревле, ещё с дославянской поры, привязывались к дневному светилу — так что календарь славян с неизбежностью становился лунно-солнечным [1]. Рыбаков , исследуя календарные знаки на черняховском сосуде из с.

Ромашки IV век путём сопоставления с народным календарём, пришёл к выводу, что славяне считали время по дням, объединяя этот счёт в небольшие периоды неделя, две недели, 40 дней, месяц или «луна» и т. Такими явлениями, по мнению некоторых исследователей, были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица , Купала и Коляда. На ромашкинском календаре, по мнению Рыбакова, обозначен период аграрных работ с конца мая по август, отмечены праздники «Купалы» ночь с 23 на 24 июня и Перуна 12 и 20 июля , а также « русалии » и период жатвы. Дни отмечены квадратиками с крестом внутри — символом света, то есть счёт вёлся «днями» «инии деньми лето чтяаху» , тогда как в древнерусских источниках также указывается на то, что предки славян до того, как узнали о 12 месяцах юлианского календаря, считали время по луне «овии по луне чтяху» , то есть месяцами.

При таком счёте времени самым простым было считать дни и года от какого-либо события, при этом образовывались разнообразные локальные календарные системы и эры , не являвшиеся общеславянскими и существовавшие непродолжительное количество времени — до следующего значимого события. К календарной символике, имеющей числовое выражение, у древних славян относятся числа 12, 6, 4 и 3, связанные с солнцем , числа 13, 7, 5 и 4, связанные с луной , а также число 9, имеющее лунно-солнечное объяснение.

Единственное, в чем сходятся большинство реконструкторов, — это связь названий с природными явлениями, характерными для годичного цикла. Начало года[ edit edit source ] У древних славян год начинался с марта, а потому январь являлся одиннадцатым по счету месяцем.

Несколько позже Новый год отмечался в сентябре, в Семенов день, после чего январь стал пятым месяцем года. До конца XVII в. До 1492г. С 1492 г.

Петр I, своим указом 1699г. Этим указом летоисчесление славян, царь указал заменить на летоисчесление от рождества Христова. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее источник? С 20 февраля 1918 г.

Для того чтобы перевести дату со старого стиля на новый, пришлось прибавить к дате старого стиля 11 дней для XVIII в. В результате получилось так, что в ночь с 13 на 14 января отмечается так называемый старый Новый год, а в ночь с 31 декабря на 1 января по традиции мы встречаем Новый год. С Нового года 1 января по старый Новый год 13 января в народе отмечали погоду на каждый день. Так, считалось, что какая погода будет каждый день в этом промежутке, то такая же погода будет и в соответствующем месяце наступившего года.

Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники. Цикл славянских праздников Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость Земли-Кормилицы. Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года.

Ни в англ. О — У — переходные гласные.

Сейчас сутки начинаются ночью, когда все спят. Но даже если бы и не спали, то все равно зафиксировать начало новых суток невозможно, так как наблюдать в этот момент на небосклоне нечего. Неделя состояла из девяти дней: понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя. Вспомните фразы из неисправленных «историками» сказок: «и на первую седьмицу он поехал в Град-столицу» Конек-Горбунок , «вот осьмица уж прошла и неделя подошла» Каменная чаша. Все месяцы начинались в строго определенные дни недели. Например, если первый месяц года начинается во вторник, то и все остальные нечетные месяцы будут начинаться во вторник, а четные — в седмицу.

Поэтому тот календарик, который мы сегодня носим с собой и который содержит 12 разных табличек-месяцев, раньше содержал всего две таблички: одну — для нечетных месяцев, другую — для четных. Все годы Круголета Числобога всегда начинались в строго определенные дни недели.

Сегодня Новый год - 14 сентября наступил 7532 год от сотворения мира и сезон свадеб

Народный славянский календарь содержит в себе сведения о Народных Праздниках каждого месяца в течение календарного года. Праздник Живин день — Славянские Праздники Родноверов и Народные В ночь с 30.04 на 01.05 Живин день Живин день. Славянский календарь основан на 16-тиричной системе, т.е. 16 Лет – это один Круг, и проходя через 9 стихий, создают периодичность 144 Лета (Круг Жизни). Меня заинтересовал вопрос: как выглядел календарь древних славян, почему он не дошел до наших дней и где можно найти его отголоски? При подсчете дней древние славяне, так же как и многие другие народы, ориентировались прежде всего на погодные условия, движение луны и солнца.

НАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Вешние воды считаются целительными не только для человека, но и для растений и животных. Земля насыщается живой влагой и до летних дождей будет обеспечивать живой водой всё растущее. Каждый день апреля сотворяет бурные чудеса в природе: 1 -Дарья - грязные проруби, 4 - Василий-солнечник, парник, 7 - Благовещение - весна зиму поборола, Марья - зажги снега, заиграй овражки, Родион-ледолом, Арина - рассадника. На апрель приходится и Радуницкая неделя - 2-я неделя после Пасхи, на родительской неделе шло общение с умершими предками. Первое воскресенье после Воскресенья Христова долгое время на Руси справляли Красную горку. День этот считался счастливым для вступающих в семейную жизнь.

Именно в этот день девушки выбирали горку, освободившуюся от снега, украшали её цветами, наряжали Лелю и в обряде просили у неё любви и замужества. На Красной горке звучали самые красивые песни весне. Позже разрешалось приходить и парням, и тогда хороводы помогали энергетически, через сердце почувствовать свою судьбу. Май - праздник цветения, выхода хлебов в росток. В эти дни новам необходимы дожди, потому и совершались обряды вызывания дождя.

Наступало время активных посевов овощей. Крестьяне смачивали семена у колодца, читая молитвы и заговоры. Ходили на три утренние зари к реке, чтобы так же омыть зёрна. Первый день выгона скота в поле. Провожали кормилицу веткой вербы, срезанной в Вербное воскресенье.

Юрьев день считается праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле. Пастух с почетным на деревне дедом делал обход стада по кругу три раза с молитвами. Ребята празднуют эту ночь с лошадьми в поле. Разводятся костры, пируют, омывают водой лошадей с молитвами, а под утро приходят девки водить хороводы и песни петь. Месяц зноя, солнцеворота, месяц молений, обращёных к солнцу и воде.

День очищения, оздоровления, соединения со стихиями огня и воды. Достают косы и серпы. Начинают страдовать - сено ставить. Обряд последнего снопа - задаривания полю "Волосу на бородку". Во время жатвы жницы старались найти стебель с двенадцатью колосьями.

Такой колос оставляли для посева на следующий год, называли его "житной маткой". Знак этого месяца символизирует охоту на птиц. Сетка-перевес устанавливалась между высокими деревьями. На осеннее солнцестояние зажигался при помощи "живого огня" обрядовый костер 24-25 сентября на "именины Овина", то есть на том самом месте, где проводился культ огня-Сварожича, эти дни называют и днями Дажьбога или праздниками урожая. Символика этого месяца в календаре имеет два плетеных узора, напоминающих о льняной и конопляной пряже.

В октябре начинаются женские работы, и в первую очередь с обработки волокнистых растений, трепка льна. В конце октября дни Макоши - покровительницы женской судьбы и помощницы в женских рукоделиях. При христианстве этот день обрел имя святой Параскевы Пятницы. Параскева считается покровительницей женской зимней работы.

При восстановлении используются аналогии с другими календарными системами, однако надёжных данных, ввиду отсутствия синхронных письменных источников и утвердительных археологических данных о ранней истории славян, этот метод не даёт. Общие принципы исчисления времени древними славянами [ править править код ] Псалтирь Synaxario. Чешская рукопись из Праги, XVI век Календарь славян изначально был лунным, или пережитки лунного календаря долго сохранялись. Это очевидно и из самого названия «месяц», и из многочисленных припоминаний о лунном счёте времени в народном быту. Однако реалии земледельческой жизни славян, как и других европейских народов, побуждали их больше внимания уделять солнцу. Основные праздники годового цикла издревле, ещё с дославянской поры, привязывались к дневному светилу — так что календарь славян с неизбежностью становился лунно-солнечным [1]. Рыбаков , исследуя календарные знаки на черняховском сосуде из с. Ромашки IV век путём сопоставления с народным календарём, пришёл к выводу, что славяне считали время по дням, объединяя этот счёт в небольшие периоды неделя, две недели, 40 дней, месяц или «луна» и т. Такими явлениями, по мнению некоторых исследователей, были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица , Купала и Коляда. На ромашкинском календаре, по мнению Рыбакова, обозначен период аграрных работ с конца мая по август, отмечены праздники «Купалы» ночь с 23 на 24 июня и Перуна 12 и 20 июля , а также « русалии » и период жатвы. Дни отмечены квадратиками с крестом внутри — символом света, то есть счёт вёлся «днями» «инии деньми лето чтяаху» , тогда как в древнерусских источниках также указывается на то, что предки славян до того, как узнали о 12 месяцах юлианского календаря, считали время по луне «овии по луне чтяху» , то есть месяцами.

Разомкнутый «месяц» делится поперечными полосками по числу недель. С внешней стороны месяца вырастают спиральки, круги с вписанными в них крестами и сердцевидные петельки, отмечающие собственно календарные события славянских праздников. Вдруг открылся целый пласт культуры, сегодня мы предлагаем вам присоединиться к наследию нашего народа. Вспомнить или узнать славянский календарь, великие славянские праздники и праздники поскромнее. Славянский приРодный Календарь. Какие же праздники отмечены на этом славянском календаре? Вот что мы решили для себя в издательстве «Северная Сказка». Начнём понимание истинного времени народного славянского календаря не из книжек, что, переписанные многими, растеряли свою правду. Кружат Солнце-Хорс и Богиня Земли в волшебном круговом танце, и знаем мы время, когда меняется вселенская музыка и начинает меняться мир. Четыре поворотные точки. Вот, например, важное событие славянского календаря. Какое счастье, что с этим славянским праздником любви и поиска волшебного цветка папоротника почти все согласны! Но и здесь некоторые предлагают перенести Купало на 7 июля. Другой великий день славянского календаря. Осеннее Равноденствие, славянский праздник Овсеня, Таусеня, Авсеня. Закрытие Сварги.

Наш проект призывает исследовать древнеславянский календарь и его применения, попытаться прочувствовать его циклы и размерности. На данный момент предоставлена минимальная информация по значениям календаря. Мы активно слушаем наших пользователей и хотим развивать проект вместе с ними. Что нового.

Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов

В этом тогдашние славяне мало отличаются от большинства других древних культур — для них начало года знаменовало не начало чего-то нового, а очередной повтор уже многократно повторявшегося цикла. Оригинал взят у greystar_belaya в Древний славянсуий календарь (7523-е лето нынче) Вот, нашла в сети. Как получилось так, что только славянских древних календарь не "съехал" и не "отстал" в исчислении времени на протяжении целых 7,5 тысяч лет. чертог. Понедельникъ. день недели. Календарь древних славян был основан на 16-ричной системе счисления и делил продолжительные промежутки времени на Круги Жизни, каждый по 144 Лета (года), а Лето — на три сезона: Осень, Зима и Весна.

Славянский календарь: удивительные факты из жизни наших предков

Славянский календарь Коляды Дар, исчисления времени у древних славян, славянский календарь по дате рождения, славянское время и славянские часы онлайн, узнать день рождения по славянскому календарю, перевести время по славяно-арийскому календарю. Самый богатый материал для реконструкции календаря древних славян даёт керамика черняховской культуры, славянская принадлежность которой, при этом, признается далеко не большинством археологов. Подсчет дат и времени с Григорианского на Славяно-Арийский Календарь. Тайны древнерусского календаря ч.2. Славянский календарь — пост пикабушника hammurapi1600.

ЗАБЫТЫЙ ДРЕВНИЙ НОВЫЙ ГОД У СЛАВЯН

Изображения созвездия Плеяды широко известны на изделиях времени палеолита. Позднее оно с неизменной точностью изображалось на предметах украшения русского народа [Тюняев А. Изображения созвездия Плеяд на предметах, относящихся к палеолиту: 1, 5, 6 и 7 — на камнях, 3, 4 — на сосудах. В цветных врезках — фотография Плеяд и гнездо певчего дрозда, в котором жёлтые рты птенцов удивительно напоминают и сами звёзды Плеяд, и их расположение. В чёрно-белой врезке — названия отдельных звёзд Плеяд рис. Значение Плеяд, видимо, сугубо сакрально, поскольку даже один из кругов на злаковых полях также изображает это созвездие. Изображение созвездия Плеяды на злаковом поле, Froxfield, England,1994 г. К периоду разной палеолитической глубины источники относят тот факт, что русская народная астрономия знала не менее 30 созвездий, многие из которых имели оригинальные названия. Например, созвездия Большая и Малая Медведицы имели палеолитическое название Лось, восходящее к охотничьему периоду становления общества. Точки восхода и захода Солнца в различное время года определялись как географические ориентиры типа «зимний запад», «летний восток» и т. Суточное время определялось днём по положению Солнца, а ночью — по движению ручки ковша Большой Медведицы «дышло Телеги» [Российский словарь, 2002].

По результатам многотысячелетних наблюдений за окружающей природой в зоне лесов и лесостепей Русской равнины в условиях земледельческо-животноводческого хозяйства сложилась русская народная фенология, выстроенная на приметах. В её рамках приметы возникли как долгосрочные прогнозы сезонных явлений природных циклов и привязки к ним иногда с точностью до одного дня хозяйственных операций земледельческой, животноводческой, охотничье-собирательской и пр. А также как краткосрочные прогнозы, которые являются результатом наблюдений за конкретным состоянием атмосферы, флоры и фауны. В русском народном календаре определённым дням приписывается определённое состояние природы: на Перунов день, 2 августа обязательны грозы; морозы бывают на Корочун, 25 декабря и День Велеса, 11 февраля. По первым дням года судят о погоде всего года или отдельных его периодов. Например, если 25 марта был солнечный день, то в этом году будет хороший урожай гречихи, а если был дождь, то будет хороший урожай ржи. Краткосрочные прогнозы осуществляются по состоянию метеоусловий цвет солнца, луны, радуга, облачность и др. Индикаторами изменения погоды служат около 600 видов животных и 400 видов растений. Например, лещ плещет, когда колосится рожь; щука — когда цветёт шиповник; судак — когда цветёт липа. Резюме: путём многотысячелетних наблюдений и анализа результатов в Древнейшей Руси была сформирована календарная взаимозависимость многочисленных проявлений природы, которая в виде примет легла одним из информационных слоёв в состав структуры календарно-астрономических знаний древнерусского народа.

Развитие древнерусских календарно-астрономических знаний Возникнув в 30-м тыс. Статуэтки богини Макоши с аграрно-обрядовыми знаками: слева — статуэтка Макоши из Костёнок ок 40 тыс. Во времена трипольской культуры 7 — 4 тыс. В частности, известны статуэтки Макоши, берущие своё начало с палеолитической глубины стоянок Костёнки, Авдеево, Зарайск и т. Известны сосуды с изображением календаря. Календарь, реконструированный по изображениям на славянских сосудах. Всё это говорит о той исторической глубине, с которой к нам приходят знания древних русов о календаре, геометрии, математике, астрономии, астрологии и сформированной на этих основания религиозной мифологии. При этом, как признают многие исследователи и утверждают многие источники, древнерусский календарь, построенный на астрономических принципах, намного точнее навязанного позже — христианского. Русская сказка «Курочка Ряба» — космический календарь К наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции академик РАН В. Топоров относит сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой начало мира представлено в образе яйца.

Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Старик бил-бил — не разбил; старуха била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам яичко другое, не золотое — простое». Чтобы правильно понять глубину сюжетной линии, заложенной многотысячелетней мудростью русского народа в эту сказку, рассмотрим её ключевые термины. Термин «стар-» в словах «старик» и «старуха» — в русском языке обозначает древность событий, равную космической — звёздной. Поэтому star — букв. Суффиксы -ик и -уха обозначают лиц мужского и женского пола, соответственно.

Термин «Курочка» — орнитоморфное воплощение богини Макоши, которая олицетворяет Вселенную и Время и осуществляет власть над ними. Термин «Ряба» — образован при помощи суффикса -б а «имён существительных, обозначающих процесс движения просьба, молотьба, дружба, женитьба, свадьба и др. Сюда же относится и слово «судьба», обозначающее одну из сфер, которыми управляет богиня Макошь. А первая часть слова «Ряба» происходит от древнего русского глагола «рять» рясть, рятать , обозначающего множественность, обильность, яркость. Сравните русск. Таким образом, Ряба — это космос, мерцающий-рябящий множеством своих звёзд. А полностью имя Курочка Ряба расшифровывается как «космос-Макошь, мерцающая множеством звёзд». Яйцо — чрезвычайно распространённый и общеизвестный символ мира — его начала и конца. Термин «мышь» — древнейший сакральный термин. Он известен практически во всех народах с незапамятных времён.

О чём свидетельствует неизменность слова «мышь»: укр. Индоевропейская основа на согласный: др. От «мышь» произведено название Млечного пути — Мышиная тропка. Согласно народному поверью, Млечный путь — это, как и радуга, дорога, по которой душа отправляется на тот свет. Лингвист Трубачёв, комментируя словарь М.

Самыми богатыми остаются календарно-обрядовые обычаи, которые в древние времена строго согласовывались с астрономическим состоянием космоса, благодаря чему выработались космогонические мифы о Сотворении мира, Великодне, Купайле, Обжинках — эти религиозные тексты дошли до нас в фольклорных записях. Языческий календарь имеет название Коло Сварожье.

Коло Сварожье наших Предков — это зодиакальный круг. Сварог — мужское воплощение Вселенной, Бог-творец Вселенной, небесный кузнец, который выковал мир, создал первых людей, населил Землю живыми существами, стал покровителем брака и семьи. В индоевропейской традиции Сварог ведический Тваштар изображался с топориком в золотых руках. В Ригведе он имеет еще эпитет "прекраснорукий", то есть Бог-художник. Сварог — творец всех живых и умерших форм природы, воплощение космических сил света, огня и воздуха , отец зодиакальных созвездий Божичей , которые получили отчество — Сварожичи. Сварог почитается в различных обрядах Кола Сваро-жьего как уни версальная божественная субстанция. На двенадцатый день после Рождества — обрядовое освящение воды, которое осуществляется преимущественно 1-2 января Водокрес — дословно "воскрешение Вод" , ведь как раз в эту ночь начинается движение вод к весне, происходят положительные изменения воды так называемая "звездная вода" — астрономически наиболее близкое положение Земли относительно Солнца.

Эти праздники идут под знаком Богини Даны, воплощения женского первоисточника Вселенной. Она составляет пару противоположностей с Огнем Сварогом — мужским началом. Эти обряды имеют название Сретения, и означают "встречу" Зимы с Весной, что в древние времена сопровождалось инсценировкой борьбы холода с теплом, молитвами о добром лете, умилостивлением добрых сил природы. После Сретения в феврале наступает Чортовая неделя. Она сопровождается своеобразными маскарадами, ряжеными, общими развлечениями. Покровителем этих свят является Белее — Бог знаний, музыки, поэзии, который считается связным миров Нави и Яви духовного мира Предков с живыми потомками. Он - Бог чести, присяги, а также и материальных благ, покровитель животных.

Древнее значение этих обрядов состоит в освящении каждого двора, хозяйства ряжеными первоначально — волхвами в масках животных, что должно оказывать содействие плодородию, благосостоянию семьи. Праздник Колодия созвучный русской Масленице происходит в Украине в конце февраля и указывает на то, что "Коло Дiэ", то есть действует, крутится к весне, к Великому дню после весеннего равноденствия , когда Солнце победит тьму. Чтобы приблизить это время, каждое существо должно найти себе пару. Поэтому обрядность Колодия призывает символично "подвергнуть наказанию" нарушителей обычая, тех, кто не вступил в брак в предыдущем Коле Сварожьем и пожелать им найти невесту реже — жениха в следующем годовом Круге. Неженатым парням прицепляют к ноге деревянную "колодку" фаллический символ , припевая при этом шутливые песни, которые заставляют задуматься и побуждают к бракосочетанию. Наступает весеннее равноденствие, а следующее за ним воскресенье — Великдень Дажбожий наши Предки не связывали его с полнолунием , ведь это праздник Солнца. Даждьбог — животворное горение в Душе нации, отец человеческого счастья, добра, блага, любви, то есть Добростана доброго состояния.

Потому в этот день есть обычай обрядового целования в знак добра и любви, а также взаимный обмен крашенками — символами возрождения воскрешения природы и наших Предков. Великодний хлеб в Украине, вероятно, назывался "колач", "баба", "пыриг" - в России "кулич" христианская "паска" достаточно позднее название языческого хлеба, появилось не ранее XVII в. До наших дней дожили обряды катания великодних крашенок по траве — магическое действие пробуждения земли, способствующие ее плодородию. Воскресенье после Великодня — поминальный день. Проведывают кладбища, раздают поминальные угощения. Современные общины Родной Веры связывают этот день с духовными законами Правы. Сохранился обычай: скорлупу от великодних крашенок в этот день пускают на воду рек, которые текут к морю — этот обряд символизирует обмен энергией с арийскими духовными силами в образе "рахман" — Брахманов.

Лада — старшая Рожаница, мать двух первоначал жизни Лели воплощение воды и женственности и Полеля воплощение огня и мужской силы. В этот день также почитают и младшую Рожаницу, Лелю или Лялю — Богиню девичьей любви. На ее честь водят хороводы — "Лельники". Дословно Леля, Ляля означает "куколка, маленькая девочка". Так называют и девочку, вокруг которой водят обрядовый хоровод и которая после обряда одаривает всех участниц действа обрядовыми гостинцами. Имя Ляля дают также девочкам, рождающимся близко к этой дате. На следующий день, 23 апреля почитаются мужские силы природы: Ярила — Бог весеннего Солнца и расцвета.

Мальчиков, родившихся в этот день, называли именами с корнем Яр - плодородный: Ярець — родившийся на Ярила, Яролик — подобен лицом Яриле, Ярополк — войско Ярила, Ярослав — слава Ярила, Ярун — плодородный, животворный. Согласно поверьям, Жива перевоплощается в кукушку и "кует" пророчит; ср. В середине мая седьмая неделя после Великодня наступают Русалии. Русалок есть "тридевять сестрениц" то есть 27. Они покровительствуют определенным растениям, поэтому их имена связаны с названиями цветов и трав. На Русалиях почитают также Берегиню, женский символ животворящей силы природы. Ее имя дословно означает "родившаяся на берегу", что указывает также на ее связь с водой.

Берегиня также считается предсказательницей знаменитых побед русичей, и в этом смысле она сливается с образом Матери Славы. На украинском Полесье сохранился обряд "проводы русалок", который творят в конце русальной недели. У западных славян 15 июня празднуется "Видов День". В Украине сохранилась поговорка "Що виджу, те вмио", в этот день можно обучиться всякому искусству. К Купальскому празднику приурочены брачные обряды: молодые пары освящаются Живым огнем и Живой водой, а на рассвете все вместе встречают Солнце, чтобы прославить его песнями. Затем эти молодые просят благословения у родителей и волхвов. Существует поверье, что в ночь на Купалу расцветает волшебный цветок папоротника Перунов цвет.

Завладеть им может только самый смелый счастливец, который не побоится в грозовую ночь сорвать цветок и спрятать от злых сил у себя на груди. Многие люди искали волшебный цвет, но не находили. Язычники считают, что искали его не в тот день ведь церковь перенесла празднование на день святого Иоанна, что на полмесяца позже дня летнего солнцестояния — 7 июля. Купальская ночь самая счастливая для зачатия детей, так как купальские дети рождаются на Великдень самый благоприятный период весеннего расцвета. Перун - принцип Божественного проявления в молнии и громе. Он несет энергию очищения, дает подвижность и жизненную мощь всем существам. Перун является сыновней силой Отца Сварога, которую Бог-Отец посылает на Землю в виде молниеносной оплодотворяющей силы.

Перун также покровитель воинства. Он выковал волшебный меч, которым русичи побеждают врагов. Мужчины прославляют громовержца на всенощной братчине возле священных дубов. Женщины и девушки выплетают мужчинам и парням венки из дубовых листьев. Ее почитают на третий день после мужской братчины. Все перуновые празднества продолжаются целую неделю. Этот день известен под названием Чуры.

В Украине просят у Чуров опеки над пашнями, собранным урожаем, хозяйственными сооружениями. Согласно данным этнографии, в древние времена таких дней было много, они касались освящения каждого нового плода или овоща перед употреблением и не привязывались к определенным датам, как это сделала христианская церковь. Известные названия языческих Спасов: хлебный, маковый, медовый, яблочный, ореховый, ягодный, грибной, полотняный освящение первого холста с новых конопель или льна и пр. В эти дни также поминались души погибших воинов и национальных героев. Как правило, такие обряды происходят на возвышенностях, в горах и сопровождаются ритуальными играми и соревнованиями — Тризнами. Украинские женщины кличут своих Рожаниц-покровительниц. На берегах рек им приносят требы, посыпают на воду "овсяне борошно" и пускают завитой цветами хлеб, калачи, бублики.

Сохранился древний магический обряд: матери в этот день обливают водой своих дочерей на пороге дома, "щоб росла щаслива та здорова". Он приходится на осеннее равноденствие и символизирует прощание с солнечным светом. После него Коло Сварожье вступает в период Корочуна, наикратчайшего дня , самой темной части года. В ХII в. Ныне украинские общины Родной Веры в этот день ходят к статуе Световида, где с песнями и хороводами возлагают ему на голову венок из цветов и колосьев. Этот праздник церковь заменила Покровом Богородицы. С октября господствует Бог осеннего солнца Овсень и зимнего — Сивбог Сивобог.

Известны упоминания об Овсяной великой и малой, а из славянских обрядов дожили до наших дней засевания овсом и вызывание Овсеня, овсяного духа у белорусов. Овсень родственный также с древнеитальянским Ауселом и этрусским Усилом. В России его иногда называют еще Тау-сень. Известные имена Овсяник и Овсеня, которые, очевидно, давали детям, родившимся в этот период. Одна из последних суббот жовтня является поминальным днем — "Дидова субота", а одна из последних пятниц — день Макоши — покровительницы женского плодородия.

Так как в юлианском "Иван Купала" 24 июня - день летнего солнцестояния, а 7 июля довольно далеко от солнцестояния, то логично было оставить эту дату 24 июня без изменений в современном календаре. Так же поступили со всеми другими церковными праздниками, считая что на момент принятия этого самого юлианского календаря расхождение было минимальным, и когда-то 24 июня по юлианскому календарю было близко к летнему солнцестоянию. Получается, что Велесов День отмечается родноверами в день святого Власия 11 февраля по григорианскому календарю. В старину же день святого Власия праздновался 11 февраля по юлианскому календарю что соответствует 24 февраля по григорианскому календарю. Но оправдан ли подобный перенос? Аналогичным образом современные родноверы определяют даты подавляющего большинства славянских праздников. Даты берутся из церковного месяцеслова, а христианские названия просто заменяются славянскими. Мы полагаем, что негоже родноверам пользоваться иноземным календарём, ведь сохранилось достаточно сведений для восстановления месяцеслова, который использовали наши предки. Начало летоисчисления Вопрос о начале летоисчисления вряд ли был особенно важен для наших предков. В их глазах время было прежде всего цикличным, а потом уже линейным. Коло же, как известно, не имеет ни начала ни конца. Использующееся в летописях летоисчисление «от сотворения мира» является иноземным, оно пришло из Византии вместе с христианством. Тем не менее, в древности всё же существовали некие опоры, позволяющие соотносить события с определёнными промежутками времени на линейной шкале. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, описывая похороны руса, сообщает: «Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга белого тополя , написали на ней имя этого мужа и имя царя русов и удалились» 1. Вероятно, имя царя русов служило для определения времени смерти. В летописях также используется схожий способ датировки событий: «Хронологические пометы в начальных статьях Повести временных лет расчет лет под 6360 г. В современном родноверии чаще всего используются две точки начала летоисчисления: от падения Арконы и от основания Словенска Великого. Как видно из приведённых выше примеров, славяне соотносили события на линейной шкале времени с периодами правления князей 5 , поэтому мы считаем, что для соответствия славянскому обычаю можно выбрать точку отсчёта, связанную с жизнью и деяниями кого-либо из правителей Руси. Деление на месяцы Исследованием и попытками восстановления древнеславянского календаря в занимался ряд видных учёных, в частности: Д. Прозоровский, Н. Степанов, Д. Святский, В. Шаур, В. Предлагаемый нами для использования в родноверческих общинах месяцеслов основан на их работах. Год у наших предков делился на месяцы. Строго говоря, правильнее будет сказать «лето», а не «год», поскольку в древности понятие «год» означало не «период в 12 месяцев», как сейчас, а просто «промежуток времени» 6. Само слово «месяц» подразумевает привязку к фазам луны, месяц — это период времени от новолуния до новолуния. Святский пишет: «Луна с ее фазами легче всего давала возможность вести календарный счет по неделям и месяцам. Наши предки, увидев на небе в «начале нарождения месяца» молодой серп Луны или «новец», считали 165 часов, или, округло, семь суток до «нового перекроя» первой четверти , семь суток до «подполони» или «ущерба» полнолуния , семь суток до «ветхого перекроя» последней четверти и семь суток до «межей», т. Эти четыре недели вместе с «межами» или «межимесячьем» составляли 29 суток лунного месяца, которому придавалось особое название, смотря по хозяйственным, метеорологическим и фенологическим условиям протекавшего времени года» 7.

Это было сделано по аналогии с високосным годом, чтобы учесть «набежавшие» за 16 лет четыре дня. Новый год предвещает физический и духовный рост Различия были и в длине недели. Она состояла из девяти дней по 16 часов, день длился до захода солнца. Названия дней во многом были похожи на современные. Отличалась среда — в славянском календаре ее называли «тритейник» от слова «три» , суббота называлась «шестица» от слова «шесть» , воскресенье — «седмица» от слова «семь». Оставшиеся два дня носили названия «осьмица» ось земли, восьмой день и «неделя» нет дел, девятый день. Понедельник же получил свое название от соединения слов «после» и «неделя». Считается, что именно со времен использования славянского календаря пошел обычай поминать усопших на девятый и 40-й день, то есть в конце недели и в конце месяца.

Откройте свой Мир!

«СОЛНЕЧНОЕ КОЛО» ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН » Перуница Согласно древнему славянскому календарю, нам предстоит встретить 7533-й, но не Новый год, а Новолетие, как называли праздник наши предки.
Летоисчисление и история календаря на Руси. Языческий календарь древних славян, что позже плавно перетек в православно-христианский, известен лучше, чем древнейший предок.
7531 лето - Сайт mifrus! Древние славяне имели несколько календарных форм летоисчисления, но до нас дошли лишь немногие, среди них наиболее известной является датировка от Сотворения Мира в Звёздном Храме.
Древний славянский калиндарь и циферблат / Эвелина Грин В основе народных календарей славян лежит церковный (православный или католический) календарь, определяющий состав, порядок, иерархию единиц годового времени (прежде всего праздников, постов и мясоедов), в значительной степени и их терминологию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий