Новости восстание богдана хмельницкого 1648 1654

Шаблон:Восстание Хмельницкого Освободительная война украинского народа — вооружённое казацко-крестьянское восстание на землях Надднепрянщины Речи Посполитой и последующая народная национально-освободительная война православного населения против власти Речи. В 1648 году самое масштабное восстание против поляков поднял избранный казацким гетманом Богдан Хмельницкий. В конце января 1648 г. в Запорожской Сечи под руководством ицкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитои, положившее начало Освободительной войне украинского народа. Богдан Хмельницкий не исключал возможности союза с Алексеем Михайловичем еще в начале восстания.

Включение Левобережной Украины в состав России. Освободительная война Б. Хмельницкого 1648-1654 гг

Великое княжество передало королевству обширнейшие земли: Подляшье, Волынь, Подолию и Среднее Поднепровье. Для населения этих областей относительно терпимый гнет русско-литовской аристократии сменился жестоким угнетением со стороны спесивой польской шляхты. Особенно негативно на положении православных подданных короля отразилась заключенная под давлением католического духовенства Брестская церковная уния 1596 год. Согласно этому акту, православная церковь в Речи Посполитой была подчинена римскому папе. Наряду с насильственной полонизацией ряда территорий, такое нововведение встретило поначалу довольно активное сопротивление простонародья и большей части русской и литовской знати. Но постепенно князья и дворяне все чаще стали переходить в католичество, ибо только так для них открывалась дорога к высоким государственным постам королевства. Фактически именно аристократия, ради приобретения сиюминутных корыстных выгод, массово предавала веру своих предков, их обычаи и саму память о них. Рюриковичи, Гедиминовичи и представители менее знатных родов постепенно превращалась в поляков по вере и духу.

Простой народ оказался куда более предан православной вере пращуров. За это он подвергался притеснениям, насмешкам и высокомерному презрению, как со стороны потомственной польской шляхты, так и со стороны новоиспеченных «поляков», нередко превосходивших в этом смысле давних подданных короля. Православие и даже «униатство» и те, и другие называли не иначе как «хлопска крестьянская, холопская вера»! Притеснения по религиозному признаку с каждым годом становились все сильнее и сильнее. Польские ксендзы католические священники и монахи порой развлекались тем, что запрягали в повозки православных юношей и девушек и использовали их в качестве тяглового скота. Особо унизительным для православного населения стала передача церквей в аренду еврейским корчмарям трактирщикам со взиманием ими большой платы за каждый проведенный обряд. Они, как эмоционально повествует в своей «Истории русов» архиепископ Георгий Конисский, «с восхищением принялись за такое надежное для них скверноприбыточество, и тотчас ключи церковные и веревки колокольные отобрали к себе в корчмы.

При всякой требе христианской, повинен был ктитор торжиться с ним и, по важности отправы, платить за нее и выпросить ключи», нередко подвергаясь при этом еще и издевательским насмешкам за свою приверженность православной вере. Сверх всякой меры усилилась эксплуатация крестьян. Спесивые польские землевладельцы, гнушаясь заниматься хозяйством, отдавали получение оброка на откуп взятым для этой цели управляющим, а те, в стремлении выжать максимальную прибыль, порой вынуждали селян работать на них шесть дней в неделю. Чтобы прокормить семью, крестьянам приходилось обрабатывать свой клочок земли в воскресенье, что, ко всему прочему, противоречило христианскому укладу. Любое неповиновение, а тем более бунт, карались самым жесточайшим образом. Польские паны относились к своим малороссийским холопам с нескрываемым презрением и почитали их скорее не за людей, а за скот «быдло» , предназначение которого в том, чтобы удовлетворять их все более и более возрастающие потребности. Малороссийское казачество Не всякий человек готов был мириться с такой жизнью.

Самые непокорные решались на побег. Бежали чаще всего на юг, за днепровские пороги, туда, где давно уже обосновалась вольница, состоявшая из отчаянных храбрецов. Беглецы примыкали к подобным им бунтарям, готовым рисковать жизнью в дерзких разбойничьих предприятиях, вместо того чтобы год за годом гнуть спину на польских панов и их бессовестных подручных. Постепенно собралось целое войско. По месту формирования его стали именовать Запорожским — от слов «за порогами». Сами же храбрецы, как и их собратья в низовьях Дона, называли себя казаками. Это слово перешло в славянский обиход от степных кочевников, обозначавших так вольного всадника, не имевшего по бедности своей слуг, но и ни от кого не зависящего.

Главным опорным пунктом запорожских казаков стала деревянная крепость, засека по-другому — «сечь» на острове Хортица. Власти Речи Посполитой поначалу отнеслись к появлению на своей окраине фактически совершенно не зависимого от них казачьего полугосударства не только весьма настороженно, но и откровенно враждебно. Бежавшие от них «хлопы», готовые отстаивать свою личную свободу с саблями в руках, стали сильными раздражителями для неуемного самолюбия чванливых панов. Довольно скоро, однако, выяснилось, что только лишь запорожцы способны эффективно защищать южные границы государства от грабительских набегов крымских татар и наносить им чувствительные ответные удары. Понимание выгод такого положения вещей возобладало над польской спесью. Казаков продолжали считать разбойниками, но каких-либо экстраординарных мер к ликвидации Сечи не предпринимали. Несколько по-иному королевские власти относились к так называемому «реестровому» казачеству.

Этот новый подкласс подданных заполнил ту пустоту, что образовалась в нише мелкопоместного малороссийского дворянства после его «ополячивания». За свою службу они получали свободу от панов, приличный надел земли, а в период привлечения к военным действиям — еще и жалование. Количество их строго ограничивалось специальным реестром, из-за чего эти легальные казаки и носили наименование «реестровых». Простолюдин-крестьянин в их число пробиться не мог никак, поэтому слова гимна современной Украины о том, что все ее жители «казацкого роду», бесконечно далеки от истины. Нередко случалось, что по тем или иным причинам реестровый казак уходил на Сечь и на время или навсегда примыкал к запорожцам. Особенно охотно принимали они к себе уже известных казачьих предводителей, вступивших в конфликт с королевскими властями.

Разрозненные остатки польской армии, бросив всю артиллерию и обозы, бежали в направлении Львова. Правда, там они долго не задержались, собрав как можно больше ценностей и кинулись дальше, к Замостью. Хмельницкий с войском не торопясь следовал по направлению к Польше, нагоняя на польского короля ужас. Зборовское сражение Случилось 5-6 августа 1649 года возле города Зборов, в Тернопольской области. Это была первая правильная осада войска Хмельницкого. После полуторамесячной осады Зборова поляки начали голодать. Город практически пал, но Хмельницкий получил сообщение о том, что на подмогу полякам движется король с основным войском. Завязалась битва, и казалось, что победа казаков неминуема, но в самый разгар боя татары потребовали переговоров о перемирии. Хмельницкому пришлось подчиниться. Богдан держался гордо и передал королю свои требования о прекращении угнетения и дискриминации украинского народа. Разгром поляков под Батогом Состоялась под горой Батог 23 мая 1652 года. Польское войско было разбито на голову, большая часть солдат была убита. А сама битва только укрепила украинский дух, и посеяло среди поляков панику. Отдельные гарнизоны оставляли города и области, дезертировали или бежали на запад. Бунтовало уже все население Украины, и просто уничтожить лидеров восстания было недостаточно. В Варшаве было принято решение создать специальную армию для борьбы с казаками, а до того времени усыпить бдительность Хмельницкого. К гетману было отправлено письмо, в котором предлагалось забыть прежние обиды, если он порвет дружеские отношение с Крымом и Москвой. Битва под Жванцем Последняя крупная битва Хмельницкого, после которой началась Русско-Польская войны. Осада города Жванеца длилась с сентября по декабрь 1653 года. Все это время поляки страдали от голода и нехватки теплой одежды, но и войско Хмельницкого было ненадежным - крымские татары все время пытались выйти. Поэтому гетман решил отказаться от генерального сражения, пытаясь вместо этого довести врага до капитуляции.

Восстание Богдана Хмельницкого также Национально-освободительная война Богдана Хмельницкого и Освободительная война украинского и белорусского народов[2] — масштабное вооружённое восстание казаков Войска Запорожского, поддержанное крестьянами и горожанами, против правительства Речи Посполитой. Велось под лозунгами освобождения от социального, национального и религиозного гнёта. Возглавил восстание гетман низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. Обычный бунт казаков Запорожской Сечи после первых побед привлёк на свою сторону крестьян, горожан и духовенство Украины, в результате чего бунт перерос в широкомасштабное восстание. Активное участие в восстании также принимали крымские татары, которые поддерживали Хмельницкого до 1651 года.

Начало войны украинских казаков против Речи Посполитой Март 1649 г. Переговоры царя Алексея Михайловича с гетманом Б. Хмельницким 8 августа 1649 г. Зборовский договор Б.

XVII век. Как Богдан Хмельницкий Малороссию спас

Восстание Богдана Хмельницкого было результатом накопившихся противоречий и неправильной политики, которые привели к несправедливости и угнетению украинского народа. Богдан Хмельницкий не исключал возможности союза с Алексеем Михайловичем еще в начале восстания. Зборовский договор Б. Хмельницкого с польским королем Яном Казимиром о признании автономии Правобережной Украины в составе Речи Посполитой.

Кто и зачем плодит химеры

  • Ход событий восстания
  • «Лядская неволя» русского народа. За что сражался Богдан Хмельницкий?
  • Восстание Хмельницкого — Википедия
  • Восстание Богдана Хмельницкого
  • Новости России, СНГ и мира - ИА REGNUM
  • Восстание Хмельницкого — Википедия с видео // WIKI 2

5 главных битв Богдана Хмельницкого

Власти Речи Посполитой насильственными мерами пытались ополячить малороссиян украинцев. Именно с этой целью в 1596г. Религиозный гнет дополнялся социальным, экономическим и политическим давлением на украинский народ. Многие украинцы покидали свою родину и скрывались в районах, недосягаемых для польской администрации.

В низовьях Днепра Запорожье постепенно сформировалось казачье войско, окружившее свою территорию засеками укреплениями. Так во второй половине XVI в. Запорожцы официально состояли на королевской службе, охраняя южные границы государства от набегов крымских татар.

Но в то же время Сечь была эпицентром социального недовольства и национально-освободительной борьбы 1595 — 1596 гг. В 1648 г. Запорожцев возглавил чигиринский казацкий сотник Богдан Зиновий Хмельницкий, избранный гетманом.

В мае 1648 г. В декабре 1648 г. В августе 1649 г.

Большинство евреев отказались изменить своей вере ради спасения жизни, и только немногие приняли православие. С некоторых живьем сдирали кожу, а мясо бросали собакам. У других отрубали руки и ноги, а тела бросали на дорогу, давили на телегах и топтали конями. Иным наносили тяжелые раны и потом оставляли на улицах умирать медленной мучительной смертью от потери крови и боли. А некоторых просто сжигали заживо. Казаки убивали младенцев на руках матерей, как рыбам вспарывая животы и выдергивая внутренности. Женщин, даже беременных, подвергали ужасным мучениям. Детей протыкали пиками, поджаривали как на вертеле и приносили матерям, чтобы они их ели… Святые свитки Торы рвали на части, делали из них стельки и обувь. Все летние месяцы спорили паны, кому быть королем и кто возглавит армию. В конце концов был избран брат Владислава, Ян Казимир.

Но ему так и не удалось собрать силы для борьбы с Хмельницким. При возобновлении военных действий весной 5409 года король Ян Казимир послал татарам крупную сумму денег и уговорил их расторгнуть союз с казаками. Хмельницкий, увидев, что сейчас не подходящее для войны время, заключил мир с поляками. Польский король, ярый католик, в глазах которого православие не было «настоящим» христианством, разрешил насильно крещеным казаками евреям вернуться в иудаизм. Однако мир в стране длился недолго. В 5411 1651 году война возобновилась, и банды Хмельницкого были почти разбиты. В поисках поддержки он обратился к московским властям с предложением присоединить Украину к России. Теперь казаки воевали в союзе с русскими. Вновь наступило время страданий для евреев. На этот раз горькую чашу пришлось испить евреям Литвы.

В каждом взятом городе русские и казаки убивали всех находившихся там евреев. В месяце Тамузе 5415 1655 года русско-украинские войска захватили город Вильну. Евреям, успевшим покинуть город, удалось спастись. Но 25000 человек попали в руки врага и были убиты.

Польша потеряла убитыми 8000 отборных воинов, большинство из которых были убиты во время последующей за битвой массовой казни пленных. Спастись от погрома удалось не более 1500 польской конницы. Точные потери казаков и татар неизвестны, вряд ли они были больше тысячи. После окончания битвы Богдан Хмельницкий выкупил у Нуреддин-султана за 50000 талеров всех пленных поляков и приказал их убить, объясняя такой поступок местью за проигранную Берестецкую битву. В рамках массовой казни были зверски убиты многочисленные представители шляхты и аристократии. Пленников со связанными за спиной руками убивали по очереди путём обезглавливания или потрошения. Голод, эпидемии, казни[ править править код ] Проверить информацию. На странице обсуждения должны быть пояснения. Результатами восстания и карательного похода поляков после Берестечка на восток когда польская армия занималась большей частью наказанием мирного местного населения стали огромные потери украинского населения. В 1650-х годах численность населения Украины стала меньше, чем в конце XVI века. Большинство православного населения бежало в Молдавию и Московское государство. Именно в это время были заселены окраины Московского Государства на левом берегу Днепра и которые позже стали называться Слободской Украиной. Хмельницкий безуспешно старался задержать эти переселения. Многие были пленены и проданы в рабство крымцами. В конце 1648 г. Второй раз цены на рабов упали с осени 1654 по весну 1655 года. В это время орда выступила на стороне коронной армии и опустошила только на Подолье 270 сёл и местечек, спалила не меньше тысячи церквей, убила 10 тысяч детей. Осенью 1655 года шведская армия, двигаясь на Львов, выжгла вдоль дороги передвижения в полосе 30-60 км все сёла и местечки. Параллельно шёл корпус крымских, ногайских, белгородских и буджацких татар, который опустошил земли от Киева до Каменца-Подольского. Эти события принесли огромное горе простому народу на Руси. На ранее цветущей Украине наступил голод. Москва, сочувствуя соплеменникам и единоверцам, летом отменила таможенные сборы на завоз хлеба на Украину при этом заняв выжидательную позицию, не вмешиваясь в войну , а турецкий султан снял пошлины при торговле в османских портах. Однако, цены на хлеб поднялись так быстро, что вскоре населению нечем было платить. Уже в ноябре 1649 года казаки и мещане снова жаловались российским дипломатам, что они снова помирают от голода. Начались эпидемии. От одной из них чумы умер знаменитый полковник Максим Кривонос. В 1650 г. Раскручивалась спираль ненависти. Шляхта утверждала, что бунты начались из-за лютой ненависти к католикам, полякам, польской власти, к самой католической вере и людям шляхетского происхождения. Подобным образом высказывались восставшие — они убивали из-за ненависти к неволе, от невозможности более терпеть польского владычества, месть за поругание православной веры благочестивой Руси. Карательный марш 8-тысячного отряда Яремы Вишневецкого по Полесью и Левобережью подлил масла в огонь. Поляки сажали бунтующих украинцев на кол, местные площади были уставлены висельницами, рубили руки, ноги, головы, выкалывали глаза всем подозреваемых в сочувствии к казакам. Князь полагал, что только так можно привести мерзкую чернь в повиновение. Но действие всегда равно противодействию. Восставшие забивали жён, детей, разбивали поместья шляхты, сжигали костёлы, забивали ксендзов, замки, дворы еврейские… «Редко кто в той крови своих рук не умочил» Переяславская рада[ править править код ] Письмо Богдана Хмельницкого, посланное из Черкас царю Алексею Михайловичу, с сообщением о победах над польским войском и желании запорожского казачества перейти под власть русского царя Хмельницкий давно уже убедился, что Гетманщина не может бороться одними своими силами. Он завёл дипломатические отношения со Швецией, Османской империей и Русским Царством. Ещё 19 февраля 1 марта 1651 года земский собор в Москве обсуждал вопрос о том, какой ответ дать Хмельницкому, который тогда уже просил царя принять его под свою власть и воссоединить все русские земли; но собор, по-видимому, не пришёл к определённому решению. До нас дошло только мнение духовенства, которое предоставляло окончательное решение воле царя. Царь Алексей Михайлович послал в Польшу боярина Репнина-Оболенского , обещая забыть некоторые нарушения со стороны поляков мирного договора, если Польша помирится с Богданом Хмельницким на началах Зборовского договора. Посольство это не имело успеха. Весной 1653 года польский отряд под начальством Чарнецкого стал опустошать Подолье. Хмельницкий в союзе с татарами двинулся против него и встретился с ним под местечком Жванцем , на берегу реки Днестра.

Основным занятием запорожцев были военные набеги на владения крымского хана и турецкого султана. Они получали деньги и оружие от польского короля, однако при случае готовы были направить своё оружие и против него. Вместе с тем запорожцы не раз принимали участие и в боевых действиях против московских войск. Помимо запорожцев, в отряды Богдана Хмельницкого вступали и украинские городовые казаки — местное военно-служилое сословие, объединённое в полки и находившееся на жалованье у польского короля. Казаки, не попавшие в реестр, считали себя несправедливо обиженными. Временным союзником восставших в борьбе с польским королём был крымский хан. По мере приближения к Польше его казацко-татарское войско, двигаясь на северо-запад, пополнялось толпами крестьян.

§ 20. Присоединение Украины к России

В конце января 1648 г. в Запорожской Сечи под руководством ицкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитои, положившее начало Освободительной войне украинского народа. Поводом к восстанию 1648 г. послужило чисто личное дело одного из казацких старшин, Богдана Хмельницкого. В 1648 года началось известное восстание Богдана Хмельницкого. В 1648 г. на территории Запорожской Сечи вспыхнуло восстание казаков под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого (1595–1657).

Николай Стариков

  • Хмельницкое восстание
  • Казацко-крестьянская война под руководством Богдана Хмельницкого. Русско-польская война (1654-1667)
  • "Палиивщина". Почему царь не принял казаков в состав России и велел подчиниться Польше
  • XVII век. Как Богдан Хмельницкий Малороссию спас
  • Желтые Воды, 1648
  • «Лядская неволя» русского народа. За что сражался Богдан Хмельницкий?

Богдан Хмельницкий. Начало освободительной борьбы 1648-1654 гг.

«С Черкас, июня 8, 1648» Богдан Хмельницкий – русскому царю: «Ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо. 4. Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648–1654)». Восстание Богдана Хмельницкого было результатом накопившихся противоречий и неправильной политики, которые привели к несправедливости и угнетению украинского народа. В данной статье вы рассмотрите причины восстания Богдана Хмельницкого, а также узнаете о ходе восстания и его итогах. Богдан Хмельницкий не исключал возможности союза с Алексеем Михайловичем еще в начале восстания.

Казацко-крестьянская война под руководством Богдана Хмельницкого. Русско-польская война (1654-1667)

В конце января 1648 г. в Запорожской Сечи под руководством ицкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитои, положившее начало Освободительной войне украинского народа. Богдан Хмельницкий. На начальном этапе войны армия Речи Посполитой несколько раз была разбита Хмельницким, который победил врага не только полководческим талантом, но и умением находить себе союзников. Восстание Богдана Хмельницкого. От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года, и также осталось без ответа.

ОСВОБОДИ́ТЕЛЬНАЯ ВОЙНА́ УКРАИ́НСКОГО И БЕЛОРУ́ССКОГО НАРО́ДОВ 1648–54

Потери населения Содружества в восстании превысили один миллион человек. Кроме того, евреи понесли существенные потери, так как были самыми многочисленными и доступными представителями шляхетского режима. Восстание началось в период польской истории, известный как Всемирный потоп который включал шведское вторжение в Содружество во время Второй Северной войны 1655-1660 гг. Ослабленный войнами, в 1654 году Хмельницкий убедил казаков вступить в союз с русским царем в Переяславском мире , что привело к русско-польской войне 1654—1667. Когда Польша-Литва и Россия подписали Виленское перемирие и договорились об антишведском союзе в 1657 году, казаки Хмельницкого вместо этого поддержали вторжение в Содружество трансильванских союзников Швеции.

Хотя Речь Посполитая пыталась восстановить свое влияние на казачество обратите внимание на Гадячский мир 1658 г. По мере ослабления Речи Посполитой казачество все больше и больше интегрировалось в Российскую Империю , а их автономия и привилегии ослаблялись. Остатки этих привилегий были постепенно упразднены после Северной войны 1700-1721 , в которой гетман Иван Мазепа встал на сторону Швеции. К тому времени, когда последний из разделов Польши положил конец существованию Речи Посполитой в 1795 году, многие казаки уже покинули Украину, чтобы колонизировать Кубань и, в процессе, Русифицированы сами.

Источники разнятся относительно того, когда закончилось восстание. В русских и некоторых польских источниках датой окончания восстания является 1654 год, указывая на Переяславский мир как окончание войны; В украинских источниках дата смерти Хмельницкого - 1657 год; и немногие польские источники указывают дату как 1655 год и битву при Езерне или Езёрне ноябрь 1655 года. Есть некоторое совпадение между последней фазой восстания и началом русско-польской войны 1654—1667 , когда казачьи и русские войска стали союзниками. Жертвы Оценки числа погибших в результате восстания Хмельницкого различаются, как и многие другие эпохи, проанализированные исторической демографией.

По мере того, как становятся доступными более качественные источники и методология, такие оценки будут постоянно пересматриваться. Потери всего населения Содружества в 1648—1667 годах период, который включает восстание, но также польско-русскую войну и шведское вторжение оцениваются в 4 миллиона человек. Резня Резня 3000—5000 польских пленников после битвы при Батихе в 1652 году Перед восстанием Хмельницкого магнаты продавали и сдавали в аренду определенные привилегии арендаторам , многие из которых были евреями, которые зарабатывали деньги на сборах, которые они делали для магнатов, получая процент от дохода имения. Не контролируя свои владения напрямую, магнаты предоставили арендаторам и коллекционерам стать объектами ненависти угнетенных и многострадальных крестьян.

Хмельницкий сказал народу, что поляки продали их в рабство «в руки проклятых евреев». Под этим своим боевым кличем казаки и крестьянство вырезали многочисленных еврейских и польско-литовских горожан, а также шляхту в течение 1648—1649 годов. В современной хронике очевидцев 17-го века Йевен Мезула Натана бен Моисея Ганновера говорится: Где бы они ни находили шляхту, королевских чиновников или евреев, они [казаки] убивали их всех, не щадя ни женщин, ни дети. Они грабили поместья евреев и знати, сжигали церкви и убивали своих священников, ничего не оставляя целым.

Они не увенчались успехом, и в 1649 году боевые действия возобновились. В сентябре 1651 был заключен новый мир, Белоцерковский, но и он долго не продержался. Крымское ханство показало себя, как ненадёжный союзник, и предали повстанцев в конце 1653 года. Ведь, по сути, восстание Богдана Хмельницкого было важно именно для населения Запорожья, а не для крымских татар, которые преследовали собственные цели. Как бы то ни было, в 1653 году мятежный гетман запросил у Русского царства протектората, изъявив тем самым желание перевести Запорожскую Сечь под российский контроль. Прошение было удовлетворено, казачьи земли перешли под протекторат царя Алексея Михайловича, что спровоцировало новую русско-польскую войну.

Впрочем, сам Богдан Хмельницкий большую часть этих событий уже не застал — он скончался в 1657 году, и, что удивительно, по естественным причинам. Современники утверждали, что несколько серьёзных поражений, которые понесли повстанцы, подорвали его здоровье. Тем не менее, гетман успел принять участие и в русско-польской войне 1654 — 1667 годов, которую историки обычно рассматривают, как отдельный военный конфликт, пусть и напрямую связанный с событиями восстания Хмельницкого. Итоги и результаты восстания Богдана Хмельницкого Таблица основных событий и итогов восстания Богдана Хмельницкого Расширение границ России. Обширные земли Запорожской сечи перешли под протекторат нашей страны, фактически став её частью, что было важным во всех отношениях результатом. Русско-польская война 1654 — 1667 годов.

Речь Посполитая, недовольная тем, что Россия отхватила у неё такой большой кусок земли, попыталась её вернуть.

Первый тревожный звоночек для православного населения прозвучал в 1385 году, когда между Польшей и Литвой была заключена Кревская уния. Ягайло, великий князь литовский, был избран польским королем, и за это обязался присоединить к Польше подвластные ему литовские и русские земли, лично перейти в католицизм и обратить к нему всех своих братьев, бояр и народ.

В 1401 году условия Кревской унии закрепила и уточнила Виленско-Радомская уния, фактически провозгласившая тесный государственный союз Польши с Литвой. С этого времени в землях Великого княжества началось постепенное вытеснение православного вероисповедания католическим. Но настоящая беда для православия настала в 1569 году.

Оказавшееся в ходе Ливонской войны на краю пропасти, русско-литовское государство пошло на заключение с польским королевством Люблинской унии. На практике из-за того что Польша к тому времени была уже гораздо сильнее Литвы, уния эта привела к прямому поглощению Великого княжества Литовского Польшей. Но в «общем» деле поляки явно «перетягивали одеяло на себя».

Великое княжество передало королевству обширнейшие земли: Подляшье, Волынь, Подолию и Среднее Поднепровье. Для населения этих областей относительно терпимый гнет русско-литовской аристократии сменился жестоким угнетением со стороны спесивой польской шляхты. Особенно негативно на положении православных подданных короля отразилась заключенная под давлением католического духовенства Брестская церковная уния 1596 год.

Согласно этому акту, православная церковь в Речи Посполитой была подчинена римскому папе. Наряду с насильственной полонизацией ряда территорий, такое нововведение встретило поначалу довольно активное сопротивление простонародья и большей части русской и литовской знати. Но постепенно князья и дворяне все чаще стали переходить в католичество, ибо только так для них открывалась дорога к высоким государственным постам королевства.

Фактически именно аристократия, ради приобретения сиюминутных корыстных выгод, массово предавала веру своих предков, их обычаи и саму память о них. Рюриковичи, Гедиминовичи и представители менее знатных родов постепенно превращалась в поляков по вере и духу. Простой народ оказался куда более предан православной вере пращуров.

За это он подвергался притеснениям, насмешкам и высокомерному презрению, как со стороны потомственной польской шляхты, так и со стороны новоиспеченных «поляков», нередко превосходивших в этом смысле давних подданных короля. Православие и даже «униатство» и те, и другие называли не иначе как «хлопска крестьянская, холопская вера»! Притеснения по религиозному признаку с каждым годом становились все сильнее и сильнее.

Польские ксендзы католические священники и монахи порой развлекались тем, что запрягали в повозки православных юношей и девушек и использовали их в качестве тяглового скота. Особо унизительным для православного населения стала передача церквей в аренду еврейским корчмарям трактирщикам со взиманием ими большой платы за каждый проведенный обряд. Они, как эмоционально повествует в своей «Истории русов» архиепископ Георгий Конисский, «с восхищением принялись за такое надежное для них скверноприбыточество, и тотчас ключи церковные и веревки колокольные отобрали к себе в корчмы.

При всякой требе христианской, повинен был ктитор торжиться с ним и, по важности отправы, платить за нее и выпросить ключи», нередко подвергаясь при этом еще и издевательским насмешкам за свою приверженность православной вере. Сверх всякой меры усилилась эксплуатация крестьян. Спесивые польские землевладельцы, гнушаясь заниматься хозяйством, отдавали получение оброка на откуп взятым для этой цели управляющим, а те, в стремлении выжать максимальную прибыль, порой вынуждали селян работать на них шесть дней в неделю.

Чтобы прокормить семью, крестьянам приходилось обрабатывать свой клочок земли в воскресенье, что, ко всему прочему, противоречило христианскому укладу. Любое неповиновение, а тем более бунт, карались самым жесточайшим образом. Польские паны относились к своим малороссийским холопам с нескрываемым презрением и почитали их скорее не за людей, а за скот «быдло» , предназначение которого в том, чтобы удовлетворять их все более и более возрастающие потребности.

Малороссийское казачество Не всякий человек готов был мириться с такой жизнью. Самые непокорные решались на побег. Бежали чаще всего на юг, за днепровские пороги, туда, где давно уже обосновалась вольница, состоявшая из отчаянных храбрецов.

Беглецы примыкали к подобным им бунтарям, готовым рисковать жизнью в дерзких разбойничьих предприятиях, вместо того чтобы год за годом гнуть спину на польских панов и их бессовестных подручных. Постепенно собралось целое войско. По месту формирования его стали именовать Запорожским — от слов «за порогами».

Сами же храбрецы, как и их собратья в низовьях Дона, называли себя казаками. Это слово перешло в славянский обиход от степных кочевников, обозначавших так вольного всадника, не имевшего по бедности своей слуг, но и ни от кого не зависящего. Главным опорным пунктом запорожских казаков стала деревянная крепость, засека по-другому — «сечь» на острове Хортица.

Власти Речи Посполитой поначалу отнеслись к появлению на своей окраине фактически совершенно не зависимого от них казачьего полугосударства не только весьма настороженно, но и откровенно враждебно. Бежавшие от них «хлопы», готовые отстаивать свою личную свободу с саблями в руках, стали сильными раздражителями для неуемного самолюбия чванливых панов. Довольно скоро, однако, выяснилось, что только лишь запорожцы способны эффективно защищать южные границы государства от грабительских набегов крымских татар и наносить им чувствительные ответные удары.

Понимание выгод такого положения вещей возобладало над польской спесью.

Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко. В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков. И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде».

В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье». Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году. И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины. Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель.

Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий. Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками. В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой. И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов. Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет.

Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…». Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель. На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости».

На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П. Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР. ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…». А 6 июля яблоновский воевода А. Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь». Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С.

Казаки просили: «Хотим быть под однем християнским, под тобою благочестивым государем царем Алексеем Михайловичем всеа Русии…». Борьба населения Украины за освобождение не прекратилась и после заключенного с поляками перемирия. Волна восстания охватила Левобережную Украину. Множество городов, включая Киев, было освобождено. Ответные репрессии со стороны поляков не заставили себя ждать. На восставшие территории был направлен шеститысячный карательный отряд под руководством князя Иеремии Вишневецкого. Вишневецкий расправлялся со всеми, включая женщин, стариков и детей. Богдан Хмельницкий отправил навстречу Вишневецкому 16-тысячный отряд казаков под руководством Максима Кривоноса. Не дожидаясь окончания политических раздоров в Речи Посполитой, связанных со спором о престолонаследии последовавших за смертью 20 мая Владислава IV , польские магнаты решили действовать своими силами.

Собрав 30-тысячный отряд, они двинули его против Хмельницкого. Сентябрь 1648 года ознаменовался очередной победой казаков над отрядом польских магнатов под Пилявцами. Одержав победу, казацкое войско отправилось на запад, миновало откупившийся за крупную сумму Львов и осадило Замостье. Дальше казаки не продвинулись. Однако мир этот был непрочным. И казаки не оставляли надежд на принятие под руку московского царя. Так, 29 октября 1648 года севские воеводы З. Леонтьев и И. Кобыльский отчитывались в Разрядный приказ: «Запорожского гетмана Хмельницкого племянник Прокоп Бережицкий, говорит во многие люди: всем де, государь, Запорожским Войском оне бога молят о том, чтоб им быть под твоею царскою высокою рукою».

К донесению севских воевод стоит добавить рассказ брянского воеводы Н. Мещерского от 9 ноября того же года: «Слышали они от литовских ото многих жилецких людей и от черкас: говорят и богу молят, чтобы им быть в одной православной вере под твоею государевою высокою рукою; будет де пан Хмельницкий осилеет ляхов, и он де хочет потдатца одному государю крестьянскому». Марка в честь 300-летия Переяславской рады, 1954 год 22 ноября 1648 года всё те же севские воеводы Леонтьев и Кобыльский сообщали, что в православных церквях на Украине на богослужениях молятся о том, чтобы царь согласился принять малороссов в подданство: «А в польской де стороне, в манастырех, в церквах, на октеньях и на многолетьи бога молят за тебя, благочестивого великаго государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Руси. А запороские де, государь, казаки и белорусцы черные люди во всех городех все бога молят о твоем царском многолетнем здоровье и хотят тово, чтоб им всем быть под твоею царскою высокою рукою, и чтоб им всю Польшу и Литву подвести под твою царскую высокую руку».

Украинские казаки и русская Смута

  • «Чем закончилось восстание Богдана Хмельницкого ?» — Яндекс Кью
  • Восстание Богдана Хмельницкого
  • Хмельницкое восстание
  • Три победы гетмана Хмельницкого
  • «Неизвестная война» 1654-1667. Предпосылки войны
  • Николай Стариков

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий