Новости 19 февраля 1861 событие

1861, 19 февраля — отмена крепостного права в помещичьей деревне великорусских губерний, начало крестьянских реформ. Великая реформа [19 февраля 1861–1911]: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: юбилейное издание [в 6 т.] / Историческая комиссия Учебного отдела О. Р. Т. З. ; под ред. А. К. Дживелегова [и др.]. Репродукция картины Григория Мясоедова «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». 19 февраля 1861 г. Александр II опубликовал Манифест об отмене крепостного права. Реформа, принятая 19 февраля 1861 (отмена крепостного права), несмотря на недостатки, дала основательный толчок развитию страны.

Император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права

На сельском сходе, в котором участвовали главы крестьянских хозяйств, избирались сельский староста и другие должностные лица: сборщики податей, писари, лесные и полевые сторожа. В «Общем положении» перечислялись вопросы, которые мог решать сельский сход. Сельский сход. Бугурусланский уезд Самарская губерния.

Фотография неизвестного автора Волостной сход избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной крестьянский суд. Волостной старшина должен был следить за порядком, доводить до крестьян новые законы и следить за их исполнением, задерживать бродяг и других подозрительных лиц, доносить в полицию о преступлениях на территории волости. Волостной суд разбирал имущественные споры между крестьянами и незначительные правонарушения.

Приговоры суда могли включать назначение для виновных общественных работ, денежного штрафа, ареста или телесных наказаний розгами. Волостные старшины Рыбинского уезда, 1880-е гг. Фотография неизвестного автора Особые положения принимались для отдельных категорий крестьян.

Так, дворовые люди освобождались без земли, при этом два года оставались в полной зависимости от помещика. Словами источника Из пьесы А. Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.

Перед каким несчастьем? Вопрос: Почему для Фирса отмена крепостного права была «несчастьем»? Реформа для государственных крестьян началась в 1866 г.

За ними сохранялись земли, которые до этого находились в их пользовании. Предполагалось, что они будут уплачиваться 49,5 лет, но фактически были отменены с 1907 г. Условия наделения крестьян землёй Крайне важным для крестьян был вопрос о наделении землёй.

Без этого полученная свобода могла оказаться лишь свободой умереть от голода. Власти, готовя реформу, оказались в сложном положении. С одной стороны, освобождать крестьян без земли — почти гарантированно провоцировать взрыв недовольства.

Но, с другой стороны, юридических оснований лишать помещиков их собственности тоже не было. Нужно было искать компромисс. Фрагмент уставной грамоты имения Сарья Дриссенского уезда Витебской губернии, 1862 г.

Земельные наделы, которые передавались крестьянам для выкупа, во многих случаях оказывались меньше, чем были до реформы. Появились так называемые отрезки: помещик мог забрать часть наделов без согласия крестьян, если участки превышали установленную «Местными положениями» максимальную норму. Это также было законно в том случае, если у помещика оставалось меньше трети земли на юге — меньше половины , которая была в его собственности до реформы.

Кроме отрезков могли быть и «прирезки», если крестьянские наделы оказывались меньше минимальной нормы, но это случалось гораздо реже. Отмена крепостного права в 1861 г. В 4 томах.

Бородко; отв. Регентова, Е. Развернуть Выкупные платежи стали тяжким бременем для многих крестьян.

Их размер никак не был связан с рыночной стоимостью земли. В случае с определением суммы выкупных платежей это означало следующее: крестьяне должны были заплатить за землю такую сумму, ежегодные проценты с которой, если бы помещик положил её на банковский счёт, равнялись годовому оброку крестьян. Задания Подсчитайте, какой выкуп должен был заплатить крестьянин, если годовой оброк с надела, который он выкупал, составлял 12 рублей.

Попробуйте найти информацию о том, что в 1860—1870-е гг. Сразу выплатить такие деньги большинство крестьян не могли, ведь выкупные платежи составляли почти 17 годовых оброков. Многим крестьянским хозяйствам было достаточно проблематично собрать оброк даже за один год.

Помещикам было гораздо выгоднее получить сразу крупную сумму. При этом возможности отказаться от земли у крестьян практически не было. По крайней мере первые девять лет после реформы: за предоставленный надел нужно было либо выполнять повинности, либо выкупать его.

Указ Александра III в 1881 г. Уставные грамоты — документ, который устанавливал размер надела и повинности за пользование им временнообязанных крестьян по «Положениям» от 19 февраля 1861 г. Временнообязанные крестьяне — бывшие крепостные крестьяне, получившие личную свободу, но до подписания выкупного договора продолжавшие выполнять прежние повинности — платить денежный оброк и отрабатывать барщину — за пользование помещичьей землёй.

Мировой посредник — должность, учреждённая «Положениями» от 19 февраля 1861 г. Обычно мировых посредников назначали из местных дворян. Отрезки — часть крестьянских наделов, которые согласно условиям реформы 1861 г.

Выкупные платежи — сумма выкупа за землю, которую выплачивали крестьяне по условиям реформы 1861 г. Отношение к реформе Крепостные крестьяне к 1861 г. В результате реформы они стали свободными людьми, которые могли самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

Но значительная часть крестьян была неудовлетворена содержанием реформы. Реформа отменила крепостное право, но свобода и гражданские права крестьян были ограничены привязанностью к общине и временнообязанным положением. За землю крестьяне должны были заплатить большой выкуп и попадали в долговую зависимость от государства.

Деревня выходила из-под власти помещика, но в новой системе управления сохранялись некоторые сословные ограничения: особый крестьянский волостной суд, телесные наказания для крестьян, отменённые для всего остального населения страны. Обманутые надежды на полную волю привели к взрыву крестьянского протеста. За первые пять месяцев 1861 г.

Наибольшую известность получили восстания в селе Бездна Казанской губернии и в сёлах Кандиевка и Черногай Пензенской губернии. Началом Бездненских волнений стало выступление крестьянина Антона Петрова. Он говорил, что в «настоящем» царском манифесте объявлялось о передаче крестьянам всех помещичьих земель и прекращении всех повинностей в пользу помещиков.

В протестных действиях приняли участие крестьяне 75 сёл и деревень Казанской, Симбирской и Самарской губерний.

Они не хотели принимать те кабальные условия освобождения, которые им сообщили. Словами источника Из воспоминаний Егора Лазарева, бывшего крепостного крестьянина, в будущем члена партии эсеров, 1906 г. Да где это видано, чтобы мужики свою землю выкупали да у помещиков в аренду брали? Обманывают помещики и чиновники, скрывают от народа настоящую волю, — и народ, и царя обманывают! Погоди, вот узнает царь, он им задаст, мошенникам! Братцы, не поддавайся, не идём на выкуп! Задания Что в содержании реформы вызвало недовольство крестьян?

Как вы думаете, какой воли ожидали крестьяне? Что же собой представляла Крестьянская реформа? Основные её условия содержались в «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крепостное право отменялось, крестьяне становились свободными сельскими обывателями. Это означало, что они получали гражданские права и могли: вступать в брак по собственному решению: теперь для этого не требовалось согласия помещиков; совершать различные сделки; заниматься торговлей, открывать предприятия, записываться в цехи и гильдии; обращаться в суд с исками и жалобами, выступать там в качестве свидетелей; переходить в другие сословия, поступать на военную службу; менять место жительства, но с некоторыми условиями; отдавать детей в учебные заведения. Крестьянская община за братской трапезой. Фотография неизвестного автора Но крестьяне оставались членами общины, то есть сельского общества, и выйти из неё могли только при соблюдении определённых условий. Они должны были: отказаться от земельного надела, который относился к общинной, или «мирской», земле; уплатить все недоимки, то есть долги, по налогам и повинностям; не состоять под судом; получить разрешение на выход из общины от своих родителей, если они ещё живы; предоставить обеспечение малолетним детям или иным иждивенцам, если они оставались в общине; в первые девять лет после реформы дополнительно нужно было получить увольнительное свидетельство от волостного старшины.

Крестьяне, став свободными, выходили из-под власти помещиков. Поэтому создавалась новая система управления деревней. Крестьяне, жившие на земле одного помещика, составляли сельское общество. Сельские общества одного или нескольких уездов объединялись в волость. На сельском сходе, в котором участвовали главы крестьянских хозяйств, избирались сельский староста и другие должностные лица: сборщики податей, писари, лесные и полевые сторожа. В «Общем положении» перечислялись вопросы, которые мог решать сельский сход. Сельский сход. Бугурусланский уезд Самарская губерния.

Фотография неизвестного автора Волостной сход избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной крестьянский суд. Волостной старшина должен был следить за порядком, доводить до крестьян новые законы и следить за их исполнением, задерживать бродяг и других подозрительных лиц, доносить в полицию о преступлениях на территории волости. Волостной суд разбирал имущественные споры между крестьянами и незначительные правонарушения. Приговоры суда могли включать назначение для виновных общественных работ, денежного штрафа, ареста или телесных наказаний розгами. Волостные старшины Рыбинского уезда, 1880-е гг. Фотография неизвестного автора Особые положения принимались для отдельных категорий крестьян. Так, дворовые люди освобождались без земли, при этом два года оставались в полной зависимости от помещика. Словами источника Из пьесы А.

Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь. Перед каким несчастьем? Вопрос: Почему для Фирса отмена крепостного права была «несчастьем»? Реформа для государственных крестьян началась в 1866 г. За ними сохранялись земли, которые до этого находились в их пользовании. Предполагалось, что они будут уплачиваться 49,5 лет, но фактически были отменены с 1907 г. Условия наделения крестьян землёй Крайне важным для крестьян был вопрос о наделении землёй. Без этого полученная свобода могла оказаться лишь свободой умереть от голода.

Власти, готовя реформу, оказались в сложном положении. С одной стороны, освобождать крестьян без земли — почти гарантированно провоцировать взрыв недовольства. Но, с другой стороны, юридических оснований лишать помещиков их собственности тоже не было. Нужно было искать компромисс. Фрагмент уставной грамоты имения Сарья Дриссенского уезда Витебской губернии, 1862 г. Земельные наделы, которые передавались крестьянам для выкупа, во многих случаях оказывались меньше, чем были до реформы. Появились так называемые отрезки: помещик мог забрать часть наделов без согласия крестьян, если участки превышали установленную «Местными положениями» максимальную норму. Это также было законно в том случае, если у помещика оставалось меньше трети земли на юге — меньше половины , которая была в его собственности до реформы.

Кроме отрезков могли быть и «прирезки», если крестьянские наделы оказывались меньше минимальной нормы, но это случалось гораздо реже. Отмена крепостного права в 1861 г. В 4 томах. Бородко; отв. Регентова, Е. Развернуть Выкупные платежи стали тяжким бременем для многих крестьян. Их размер никак не был связан с рыночной стоимостью земли. В случае с определением суммы выкупных платежей это означало следующее: крестьяне должны были заплатить за землю такую сумму, ежегодные проценты с которой, если бы помещик положил её на банковский счёт, равнялись годовому оброку крестьян.

Задания Подсчитайте, какой выкуп должен был заплатить крестьянин, если годовой оброк с надела, который он выкупал, составлял 12 рублей. Попробуйте найти информацию о том, что в 1860—1870-е гг. Сразу выплатить такие деньги большинство крестьян не могли, ведь выкупные платежи составляли почти 17 годовых оброков. Многим крестьянским хозяйствам было достаточно проблематично собрать оброк даже за один год. Помещикам было гораздо выгоднее получить сразу крупную сумму. При этом возможности отказаться от земли у крестьян практически не было. По крайней мере первые девять лет после реформы: за предоставленный надел нужно было либо выполнять повинности, либо выкупать его.

О строительстве храма заговорили сразу же после опубликования Манифеста, и в числе инициаторов состоял известный русский историк М. Новый благодарственный храм решено было строить тоже в Москве, как в исторической столице России, где в том же 1861 году только началась роспись храма Христа Спасителя. Осуществить одновременно два таких грандиозных проекта оказалось сложным, и именно финансовые трудности губительно затянули дело. Высочайше утвержденный Комитет по созданию благодарственного храма-памятника и для сбора на него пожертвований был создан уже 5 июня 1861 года при кремлевском Чудове монастыре, где и хранились собранные по всей России деньги. За сорок лет работы Комитета эти средства не составили пятой доли необходимой суммы, и только в конце 1890-х годов оказалось возможным приступить к воплощению замысла. К тому времени храм Христа Спасителя уже был освящен, появились силы и средства для новой великой московской стройки. Пожертвований накопилось в 70 тысяч рублей, остальное взяла на себя казна: общая стоимость проекта составляла 1 млн. До какой степени не хватало спасительных средств, свидетельствует следующий факт. Летом 1891 года знаменитый московский купец-благотворитель Василий Бахрушин задумал построить большой трехпрестольный храм в честь небесных покровителей своих братьев и своего тезоименитства. Место для него было выбрано в окраинной Новой Деревне у Рогожской заставы, где местное население остро нуждалось в приходском храме. Бахрушин собирался внести значительную сумму на его строительство, и тогда явилась идея объединить эти два замысла, то есть построить благодарственный храм в Новой Деревне и приложить к собранным на него средствам солидный вклад Бахрушина.

Крестьяне отказались выдать Петрова и окружили его избу, не пуская солдат. В результате солдаты открыли огонь по безоружной толпе, убив 91 человека и раня более 350. По указу царя Петров был приговорен к расстрелу, который был выполнен 19 апреля 1861 года.

Отмена крепостного права (Манифест 1861 года)

Реформа, принятая 19 февраля 1861 (отмена крепостного права), несмотря на недостатки, дала основательный толчок развитию страны. Факсимиле манифеста 19 февраля (3 марта) 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год. 19 февраля (3 марта) 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». 28 января 1861 года открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 года. 3 марта (по старому стилю 19 февраля) 1861 года Император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, и жизнь в России в этот день кардинально изменилась.

19 февраля 1861 года - манифест Александра II об отмене крепостного права

Манифест и положение об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г. 19 февраля 1861 (по новому стилю это 3 марта) года в Российской империи по указу Александра II отменили крепостное право.
Кадудаль • Неизвестная реформа 19 февраля 1861 Манифест 19 февраля 1861 года, провозглашавший отмену крепостного права в России, был составлен московским митрополитом Филаретом.
Когда отменили рабство •19 Февраля 1861 года.

Улица 19 февраля

•19 Февраля 1861 года. Крестьянская реформа 1861 года отменила крепостное право. Главная» Новости» Что было 19 февраля 1861 года. Великая реформа [19 февраля 1861–1911]: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: юбилейное издание [в 6 т.] / Историческая комиссия Учебного отдела О. Р. Т. З. ; под ред. А. К. Дживелегова [и др.]. 19 февраля 1861 – Отмена крепостного права и другие реформы Центральным событием эпохи Великих реформ стала отмена крепостного права.

Решение об отмене крепостного права в России обнародовали в Прощеное воскресенье

И коль скоро тогда этот вопрос был решен положительно — то есть что Церковь может владеть землями, то в рамках этой концепции Церковь и дальше смотрела на вещи. Более того, владение землями и селами рассматривалось как последний залог церковной самостоятельности перед лицом абсолютистского государства, всё более наступающего на права Церкви. Но закрепощение крестьян — это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства. В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс. А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным — ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве. Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться? Стоило ли брать эти завещанные земли? Стоило ли поминать усопших за такие вклады?

Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью. Николай Неврев. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже? Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными. Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали. Причин тут несколько.

Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей которых, кстати, у них вообще не было , не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством. Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией. Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки. В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью , и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам. Почти вся принадлежащая монастырям земля и, соответственно, населявшие ее крестьяне оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание — крайне скудное. Судьба этих бывших монастырских крестьян они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам. Обьявления о продаже крепостных. Газета «Московские Ведомости», 1797 г.

Как относились к крепостному праву славянофилы? Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях? Поэтому крепостное право они отрицали в принципе. Кроме того, они считали его чуждым для русской жизни явлением, привнесенным петровскими реформами. Сами будучи дворянами-землевладельцами, они еще до 1861 года отпускали на волю своих крепостных, причем, особо это замечу — с землей. Делали это они из христианских соображений. Но тут я должен сделать важную оговорку. Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами.

Законодательное закрепление крестьян за феодалом, на чьей земле они живут и работают, началось еще в IX веке во Франции, Германии и Англии, а позже распространилось на Данию, Австрию и даже страны Скандинавии. Во времена феодализма в Европе практически все земли в государствах имели своих хозяев. Правители раздавали крупные наделы в качестве платы за услуги, денег на которые просто не было. Так появлялись землевладельцы-военные и землевладельцы-дворяне. Соответственно, всё больше территорий оказывались в частном владении, а вместе с землей в границах поместья оказывались целые деревни вместе с живущими там людьми. Выгонять крестьян со ставшей чьей-то собственностью земли, конечно, никто не собирался. Это было бы как минимум расточительно, потому что земля в те времена не имела особой ценности без людей, обрабатывающих ее. Поэтому между феодалом и крестьянином устанавливались отношения, напоминающие аренду: крестьянин продолжал жить и трудиться, как прежде, но теперь должен был платить хозяину полей и лесов арендную плату деньгами или частью урожая. Человек как бы закреплялся за кем-то, от чего и пошло слово «крепостничество». На Руси и прежде существовала такая система арендных отношений, однако крестьяне были вольны покинуть свои земли и уйти на территорию другого землевладельца. Во времена конца династии Рюриковичей и последовавшей Смуты русская казна пребывала в плачевном состоянии. Пополнить ее могли сборы с помещиков, а значит богатство землевладельцев было в интересах государства. Чтобы предотвратить падение и без того посредственных урожаев из-за миграции крестьян, в начале XVII века начали вводиться законы, ограничивающие перемещение людей между помещиками. Сначала для этого оставили только один день в году, — Юрьев день, — а затем Соборное уложение свод законов 1649 года полностью закрепило крестьян за той землей и тем помещиком, где они находились на момент переписи 1620-х годов. Крепостное право вводилось как временная кризисная мера, необходимая для усиления государства. Направлено оно было не на улучшение жизни бояр и дворян за счет принудительного крестьянского труда, а на повышение объемов собираемых с помещиков налогов. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Очень скоро крестьяне, возделывающие землю помещика или платящие ему оброк, стали предметом экономических отношений — людей можно было продать другому землевладельцу, причем как вместе с землей, так и без. Император Петр I был недоволен таким обхождением с подданными, и приказал прекратить продажу крепостных, разрешив делать это лишь в случае особой необходимости и только целыми семьями, но на практике указание не соблюдалось. Строгость ограничений прав крестьян во времена крепостного права постоянно менялась.

В 1857 году по указу Александра II был образован секретный Комитет по крестьянским делам, переименованный позже в Главный комитет по устройству сельского населения. Царь считал своим долгом присутствовать на каждом рабочем совещании. Председателем Комитета был весьма близкий к царю человек — Яков Иванович Ростовцев. Бывший генерал «воспользовался заграничным отпуском для основательного изучения крестьянского вопроса и в результате… превратился в горячаго сторонника не только дарования крестьянам личной свободы, но и наделения их при освобождении земельною собственностью посредством выкупа». Не все члены Комитета были согласны с его председателем. Через год, пройдя бесчисленные «комитеты» и совещания, мнения и прения, Манифест об отмене крепостного права был подписан. Однако радость, с которой он был встречен, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных».

Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Я имею в виду зависимость от крестьянской общины. Большинство российских крестьян кроме Сибири и Севера европейской части жили в общинах. Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов. И поскольку именно община выступала коллективным налогоплательщиком, то существовала достаточно серьезная зависимость крестьян от самой общины. Именно сход, крестьянский мир, решал, как делить землю, отпустить ли крестьянина в паломничество или в монастырь например, преподобному Василиску Сибирскому община препятствовала посвятить свою жизнь монашеству, поскольку опасалась лишиться налогоплательщика. Зависимость крестьянина от общины после 1861 года не только сохранилась, но и усилилась. Опасность этого «общинного крепостного права» недооценивалась в эпоху освобождения крестьян. И более всех эту опасность недооценивали как раз славянофилы. Они ведь считали крестьянскую общину идеалом социального устройства. Тут вообще парадокс: будучи ярыми противниками помещичьего и государственного крепостного права, они стремились сохранить общинное крепостное право — не понимая, что это мина замедленного действия. Были такие примеры? Каждый раз это был подвиг конкретных лиц — монахов или приходских священников. Наиболее известный пример — это когда святитель Игнатий Брянчанинов , будучи на тот момент еще архимандритом, боролся с произволом помещика Страхова, который надругался над крепостными девушками и преследовал обличившего его приходского священника. Были и другие примеры, не столь, может, яркие. Но массового протеста духовенства всё же не было. Тут тоже надо сделать некоторые пояснения. Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек. Бывало, что священников травили собаками как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах — местным помещикам не нравилось такое соседство. У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик» , укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь — повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю. Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года. Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст. Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли — не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам. Складывалась парадоксальная ситуация — раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви. Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв который есть в собрании отзывов на проект манифеста , что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли. Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников.

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

Лёвшина Высочайший рескрипт на имя генерал-губернатора Виленской, Гродненской и Ковенской губерний, в котором излагалась первая определённая правительственная программа реформы — личное освобождение крестьян, предоставление им «усадебной оседлости» в собственность «посредством выкупа» и полевой земли за исполнение повинностей, сохранение вотчинной полиции в руках дворян. Разрабатывать конкретные проекты реформы должны были губернские комитеты по крестьянскому делу , формировавшиеся из состава местных дворянских корпораций Конец крепостничества. Более предметное изложение данных условий содержалось в отношении министра внутренних дел С. Ланского Назимову от 21 ноября 3 декабря , в котором был также сформулирован принцип постепенности предстоявшего преобразования: губернским комитетам предлагалось назначить для «переходного состояния» срок «не свыше 12-ти лет»; в течение этого времени крестьянам не дозволялось покидать имение «без разрешения помещика»; «для надзора за введением и соблюдением новых правил и для разбора недоразумений, могущих возникнуть между помещиками и крестьянами», планировалось образовать «особые в каждом уезде присутствия» должны были, в частности, контролировать сдачу «нерадивых и порочных крестьян» в рекруты. В отношении более определённо, чем в рескрипте, ставился вопрос о необходимости наделения крестьян полевой землёй «в видах предотвращения вредной подвижности и бродяжничества» Конец крепостничества.

Рескрипт носил локальный характер, однако его содержание сразу же было официально предано гласности: текст разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления и опубликован в газете Le Nord Брюссель , специально созданной по инициативе российских властей, и в «Журнале Министерства внутренних дел». Под предлогом того, что дворянство Санкт-Петербугского и Ямбургского уездов Санкт-Петербургской губернии выступило за упорядочение крестьянских повинностей, 5 17 декабря рескрипт и отношение министра внутренних дел сходного содержания были направлены санкт-петербургскому генерал-губернатору П. После этого правительством были инициированы адреса от дворянства остальных губерний европейской части России, в ответ на них даны рескрипты губернаторам по образцу рескриптов Назимову и Игнатьеву. К обсуждению вопросов правительственной политики впервые были привлечены широкие круги дворянства: открыты 46 губернских комитетов по крестьянскому делу 1858—1859 и две Общие комиссии для северо-западных и юго-западных губерний, которые должны были разработать проекты реформы с учётом особенностей различных регионов страны.

В губернских комитетах сложились два противостоявших лагеря помещиков-дворян: консервативное большинство [князь И. Гагарин, Д. Шидловский, граф П. Шувалов из рода Шуваловых и другие; отстаивало право помещиков на землю и вотчинную власть и либеральное меньшинство А.

Кошелёв , А. Унковский , князь В. Черкасский , А. Шрётер, П.

Свистунов и другие; выступало за упразднение вотчинной власти и выкуп крестьянами надельной земли в собственность]. В начале 1858 г. Лёвшина не имевшего ясного представления о её перспективах и стремившегося к компромиссу с противниками отмены крепостного права к Н. Милютину — убеждённому стороннику освобождения крестьян с землёй.

Александр II утвердил программу занятий губернских комитетов: под влиянием члена Главного комитета по крестьянскому делу генерал-лейтенанта Я. Ростовцева и стоявшего за ним полтавского помещика М. Позена, считавшего, что дворянство должно было сохранить право собственности на полевую землю он фактически допустил в её тексте возможность наделения крестьян только усадебной землёй. Для сохранения общественного порядка в период проведения реформы предполагалось учредить на местах должности военных генерал-губернаторов, наделённых правом принимать чрезвычайные меры.

Однако крестьянские волнения в Эстляндской губернии т. В результате 18 30 октября 1858 г. Для рассмотрения проектов губернских комитетов 17 февраля 1 марта 1859 г. Ростовцев, с 1860 — граф В.

В их состав входили представители бюрократии и общественных деятелей, большинство которых являлись сторонниками либеральных проектов реформы. Общепризнанным лидером Редакционных комиссий был Н. Милютин, его ближайшими помощниками — князь В. Черкасский и Ю.

Именно план освобождения крестьян в имении Карловка, разработанный Милютиным, стал основой для создания проекта освобождения крестьянства во всероссийском масштабе. При его разработке члены Редакционных комиссий учитывали опыт российского реформа Киселёва 1837—1841 и др. Подготовка чернового варианта проекта была завершена к началу сентября 1859 г. В его обсуждении приняли участие представители губернских комитетов по 2 от каждого , вызывавшиеся в Санкт-Петербург в августе 1859 г.

Депутаты от губернских комитетов подвергли проект критике за недостаточное соблюдение интересов помещиков; в результате членам Редакционных комиссий пришлось пойти на незначительные уступки этим требованиям несколько уменьшить размер наделов, которые предполагалось предоставить крестьянам, и увеличить объём повинностей, возложенных на них. Окончательный вариант проекта был подготовлен к октябрю 1860 г. Под влиянием консервативно настроенных членов комитета М. Муравьёва , князя П.

Гагарина и др. В результате дискуссии по основополагающим положениям будущей реформы законодательная регламентация величины наделов и повинностей крестьян, право крестьян переходить с барщины на оброк по истечении двух лет и т.

Составлен он был так замысловато, что И. Тургенев заметил: будто «написан по-французски и переведен на неуклюжий русский язык каким-нибудь немцем». В народе Манифест стали называть «филькина грамота» то есть документ бестолковый. Только в Петербурге и Москве обнародование Манифеста произошло 5 марта, в так называемое «прощеное воскресенье». Крестьяне не поверили в подлинность оглашенного текста и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения.

Крестьяне не поверили в подлинность оглашенного текста и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения. Самое крупное и кровопролитное волнение крестьян произошло в селе Бездна Казанской губернии. Да другую, вишь, поставить некуда. Везде Вашей милости землица. Боюсь, еще за потраву судить будете».

Клюнувшие на эту уловку впоследствии влачили жалкое существование на крошечных наделах. Многие крестьяне не поверили так и не понятому ими Манифесту. Среди них сложилось стойкое убеждение в том, что чиновники нарочно дурят доверчивого доброго царя, выдавая крестьянам волю, но не наделяя их при этом землей на безвозмездной основе — крестьянам приходилось вновь ломать спину на помещика, просто по немного измененным правилам. Как следствие, многие губернии страны сотрясли бунты недовольных. Для их подавления приходилось привлекать войска. Случились массовые жертвы. Многие из других реформ Александра II также не были доведены до логического завершения. Что-то из задуманного отцом свел на нет Александр III, которому больше импонировал жесткий самодержавный стиль деда — Николая I. Современник крестьянской реформы Николай Врангель рассказывал о негативном влиянии освобождения крестьян на жизнь многих помещиков. Не склонные к производительному труду, привыкшие жить за счет своих крепостных, они массово разорялись, продавали усадьбы и перебирались в города. В запустение приходили парки, когда-то разбитые французскими садовниками, зарастали пруды, на дрова шла старинная мебель: ее новые владельцы не знали цену антиквариату. С крестьянами было то же. Темные и неразвитые, привыкшие работать из-под палки, они стали тунеядствовать, работать спустя рукава, пьянствовать. К тому же в некоторых губерниях наделы были недостаточные. И повсюду попадались заброшенные усадьбы, разоренные деревни, невозделанные поля. Леса сводились, пруды зарастали, молодое поколение крестьян уходило в города на фабрики. Старая Русь вымирала, новая еще не народилась». И все же крестьянская реформа 1861 года имела огромное историческое значение. Она открыла перед Российской империей совершенно новые перспективы, создала возможность для широкого развития рыночных отношений.

Когда отменили рабство

Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости. 19 февраля (3 марта) 1861 г. император Александр II в день 6-й годовщины своего пребывания на престоле, подписал Манифест об отмене крепостного права [«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Новости и события Российского исторического общества. Ровно 160 лет назад, 19 февраля 1861 года император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Реформа, принятая 19 февраля 1861 (отмена крепостного права), несмотря на недостатки, дала основательный толчок развитию страны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий