Новости алексей иванов писатель

Алексей ИВАНОВ о писательском ремесле и своих героях. Писатель Алексей Иванов — о России | Aleksey Ivanov. Культура - 9 октября 2023 - Новости Оренбурга - История вокруг романа Алексея Иванова «Сердце Пармы» развивалась стремительно. Началось все с того, что продюсер писателя Юлия Зайцева сообщила в своих соцсетях: «Караул, грабят!».

Писатель Алексей Иванов рассказал владимирцам, напишет ли о нас роман

В драматургии — один нарратив, в визуальном искусстве — другой. Важно понимать, как меняются технологии в твоей области деятельности, в какую сторону движется прогресс в твоей профессии. Моя область деятельности — литература, о ее судьбах я и думаю. Совсем недавно культура была логоцентричной, то есть слово было вербальной основой. С появлением новых коммуникаций культура получила второй язык и стала иконоцентричной: картинка тоже оказалась вербальной основой. Сейчас на СМС-вопрос «Ты где?

Квинтэссенция иконоцентричности — кино, и потому главные тренды теперь задает не литература, а кинематограф: разговор картинками. И роман XXI века объединяется своей природой с главным кинематографическим продуктом — драматическим сериалом. Точнее, у нового романа и драмсериала общий формат. Следовательно, современные романы нужно писать так, как делаются сериалы. Не под экранизацию, как могут расценить недалекие критики, а в нарративе нашей эпохи.

У этого нарратива много особенностей. Скажем, мультижанровость — когда каждая сюжетная линия создается в своем жанре. Или этический релятивизм — когда о плохих людях рассказывают как о хороших, чтобы им сочувствовали. Или многослойная реальность — когда действуют всякие мистические персонажи и силы, но произведение остается реалистическим. И так далее.

Меняется все, не только культура. С появлением новых коммуникаций изменяется социология общества. В традиционном обществе во главе угла стояла ценность личного благополучия, поэтому общество делилось на классы — по отношению людей к средствам производства. История была борьбой классов. В нашем обществе главной ценностью, согласно «пирамиде Маслоу», стала самоактуализация.

Для нее нужны не столько деньги, сколько промоушн. На деньги вы можете купить себе хоть Луну, однако если об этом никто не знает, то ваше благополучие не превращается в вашу самоактуализацию. А новые коммуникации, например соцсети, — лучший инструмент самоактуализации, причем и деньги для нее не требуются — никто ведь не проверяет, правду вы рассказали в фейсбуке, что купили Луну, или наврали. Понты важнее реальности, а самоактуализация важнее всего. И общество структурируется уже не по классам, а по стратегиям самоактуализации.

Вместо классов формируются комьюнити — сообщества людей, у которых одинаковая стратегия самоактуализации. Очень утрируя, приведу пример. Скажем, есть игра World of Tanks. И есть комьюнити этой игры, в котором и школьники, и профессора, и богачи, и бедняки, и сторонники тирана, и либералы. У всех этих людей общая стратегия самоактуализации: в этой жизни им интереснее всего играть в «танчики».

И таких комьюнити огромное количество. Комьюнити уже почти заменили нам классы, и совсем скоро историей будет взаимодействие комьюнити, а не борьба классов. Кто сумеет подвигнуть комьюнити на социальное действие, тот и будет политиком, вождем, лидером. Лидер предлагает более приятную самоактуализацию, а не благополучие. В уродливой форме эта стратегия работает уже сейчас, когда мы как общество предпочитаем не скромную самоактуализацию правопорядка, а китчевую самоактуализацию мирового пугала: «Пускай мы нищие и бесправные, зато нас все боятся».

Так что сейчас меняется внутренняя структура общества. И писатель работает не с единомышленниками, не с социальными группами, а с комьюнити. Вы это делаете сознательно или интуитивно? Лично я делаю сознательно. Разумеется, я имею в виду вовсе не желание угодить каким-то запросам.

Я имею в виду коммуникацию. Например, аудиокнига как формат — вовсе не то же самое, что обычная книга, красиво начитанная артистом. Аудиокнига, точнее, аудиосериал строится по тем же драматургическим принципам, что и сценарий, а обычному роману такое ни к чему. И авторская речь в аудиосериале отличается от обычной большей степенью концентрации и визуальности. Комьюнити аудиосериалов — на платформе Storytel, и когда я сотрудничаю с этой платформой, то работаю в формате аудиосериала, а не в традиционном.

То есть соблюдаю правила коммуникации. Точно так же при выборе продажи прав на экранизацию я предпочитаю платформы, а не каналы или киностудии. Будущее кинематографа за платформами, а не за каналами. Способ коммуникации платформ обеспечивает куда более обширное комьюнити. Уверен, у вас тоже есть комьюнити, которое за вами следит.

Какое оно? Очень неоднородное. У меня же разные произведения, и читатели находят в них разное, да и сами люди тоже очень разные. Мое комьюнити объединяется чисто механически — моими романами, а не какими-то моими социальными действиями, убеждениями или моралью. Поэтому в моем комьюнити могут находиться, например, и весьма серьезные люди, изучающие индустриальное наследие Урала, и тинейджеры, которые косплеят пионеров-вампиров.

А вы же сами тоже каким-то комьюнити принадлежите? Человек может состоять в бесконечном множестве комьюнити. В политическом смысле я, например, принадлежу комьюнити Навального. В кинематографическом отношении я отношусь к комьюнити платформ, с которыми сотрудничаю, — скажем, к комьюнити «КиноПоиска». А еще я состою в комьюнити смешных котиков — очень люблю смотреть ролики про них.

Мы начали разговор с вашего детского представления о писателе, который в возрасте и уже умудрен опытом. Как вам кажется, что будет с вами лет через двадцать?

Открылся такой неизведанный для меня пласт истории, мне стало страшно интересно. Продюсер Алексея Иванова Юлия Зайцева писала, что новый роман — это микс из рыцарей Тевтонского ордена, крестоносцев в Палестине, германских нацистов, советских контрразведчиков и ученых-историков Веймарской республики. Отрывок из нового романа можно почитать в публикации «Нового Калининграда».

И способны ли либералы на любовь к Родине? Сайт НТВ. Ru публикует полную видеоверсию эксклюзивного интервью Алексея Иванова программе « Поздняков ». Телевизионная версия выйдет в эфир НТВ сегодня в 00:15. Алексей Иванов: «Премии монополизированы некими тусовками, которые сидят на ресурсах. Поэтому премии получают те, кто является участникам этих тусовок, либо те, кто лоялен к ним, либо некие фигуры компромисса. Под тусовками я понимаю не какую-то там компанию, а некое комьюнити, то есть набор людей, которые существуют в общем информационном поле».

Какой товар могла производить Россия, чтобы он пользовался спросом в Европе? Одной из универсальных валют Старого мира была пушнина — она ценилась наравне со специями и шелком. Еще во времена древнерусских княжеств продажа пушнины позволяла добывать золото неэкономическим путем, потому что ее добыча не зависела от состояния экономики: просто отнимаешь пушнину у сибирских инородцев — вот она и есть у государства. Так Россия долго сохранялась отсталой страной с огромным количеством феодальных пережитков. То же происходит и сейчас: наличие сибирских нефти и газа позволяет России не доводить до конца экономические и политические реформы. Это называется «сидеть на нефтяной игле». Как эта ситуация появилась в 14-15-м веках, так она в 21-м веке и продолжается. Для России тема «нефтяной игры» — вечная. Вот почему ключ к пониманию экономики России лежит в Сибири. Или он только грядет? Были времена, когда Россия чувствовала себя благополучно, была мировым лидером, была внутренне интересна самой себе и соседям. Можно ли такие периоды называть «золотым веком»? Не знаю. У каждого на этот счет свое мнение. Для кого-то «золотой век» — это 70-е годы Советского союза, для кого-то — царствование Екатерины Второй, а для кого-то — времена Владимира Красно Солнышко. Это дело вкуса. Тут ничего никому не доказать. Для меня «золотого века» не было, но есть время, которое мне наиболее интересно — это 18-й век. Есть даже хорошая поговорка: тот не жил на белом свете, кто не жил в 18-м веке. Мне кажется, ей нет места в современности. И уж точно не должно быть места в будущем. Только не надо путать архаику и традиции. Например, мне ужасно не нравится российский постмодернизм — он разрушает традиции. Зато нравится европейский постмодерн, который является продолжением традиций и их развитием на новом уровне. Развитие традиций — это не архаика, не слепое следование, невзирая на смену обстоятельств. Или сквозняк устроить? При всей близости к Азии, Россия — вариант европейского мира, а ни в коем случае не азиатского. Если сильно упрощать и говорить вульгарно и профанно, то Европа — это мир, где свобода — главная ценность. Россия — это мир, где свобода — ценность номер два или даже номер три. Азия — это мир, где свобода — вообще, не ценность. Соответственно, мы ближе к Европе, чем к Азии. Хоть и не тождественны Европе. Поэтому для России разумнее всего поддерживать отношения с Европой, а не с Азией. С Азией тоже надо дружить и сотрудничать, но все же мы — часть европейского мира. Идентичности бывают трех типов: либо по национальности русский, татарин, чеченец , либо корпоративная чиновник, сиделец в тюрьме, солдат, купец , либо территориальная москвич, уралец, сибиряк. В России ценность по идентичности всегда была на первом месте. Скажем, какая главная ценность для крестьянина — такая и для тебя, если ты крестьянин. Если ты рабочий — для тебя главное рабочие ценности. А свобода — она всегда на втором месте. Россия объединена в некое сложносоставное единое целое именно общей структурой идентичностей, а для любой идентичности свобода — на втором месте. Какой движущий девиз для России вы бы предложили десять лет спустя? На мой взгляд, никакого иного пути, кроме демократии, у России быть не может. Про прошлое и будущее. Появление Гугла и Яндекса даже Стругацкие предугадать не смогли — Что для вас история? Есть множество концепций, что такое история, но ни одна не объясняет всех явлений до единого. Например, есть классическая концепция Карла Маркса, что история — борьба классов, по концепции Льва Толстого история — ролевое движение народа, в теории Гумилева — это всплески пассионарности у разных этносов. Есть мимитическая теория, что история — это борьба мимитических комплексов за свое существования и сохранение. Каждая теория объясняет какие-то вещи, но остается и что-то ею не объясненное. Видимо, история — сумма совершенно разных стратегий, которая для нас, как для ее участников, выглядит явлением цельным и органичным, но внутри себя очень сложная и непонятная. Есть наука футурология, но это лишь экстраполяция сегодняшних тенденций на будущее и представление этих тенденций, как главных. Но предугадать будущее не дано никому — ни ученым, ни пророкам. Все ошибаются и достаточно жестко. Например, советские фантасты братья Стругацкие 20-30 лет своего творчества обсуждали, каким будет будущее, но не попали. Сейчас мы понимаем, что не будет того коммунистического будущего и тех коммунаров. Даже технологически будущее будет выглядеть совсем иначе. Скажем, они описывали, что в будущем люди будут мгновенно перемещаться в пространстве: человек входит в портал в Риге — выходит в Париже. Это казалось им нормой будущего. В то же время они не смогли представить мгновенное перемещение информации. В их книгах, если человеку надо что-то узнать, он делал запрос в мировой информаторий, а к вечеру ему приносили карточку. Появление Гугла и Яндекса они предугадать не смогли, как и телекома — постоянной связи всех со всеми. Даже те, кто брались профессионально предсказывать будущее, и то промахнулись… Полагаю, что предсказывать будущее надо по дню сегодняшнему: смотреть, какие явления пришли к нам из будущего. Философы школы Ампары, представленной моим любимым писателем юности Сергеем Павловым, предполагали, что современность определяется не прошлым, а будущим. Вспомните фильм «Терминатор» — там люди совершают поступки не потому, что что-то было в прошлом, а потому, что что-то случится в будущем. Такой переворот ситуации кверх тормашками — очень значим. Даже современная инновационная экономика устроена именно так — она мотивируется будущим. Чем отличается инновационная экономика от традиционной? Традиционная строится на принципе «спрос рождает предложение». Все ходят босиком — огромный спрос на башмаки, какие-то люди начинают их производить и богатеть. В экономике будущего — предложение рождает спрос. До Стива Джобса никто не знал, что такое айфон, но Джобс предложил этот продукт на рынок — он получил бешеную популярность. Джобс стал миллиардером. Уметь видеть в дне сегодняшнем будущее — это большое искусство, жизненный опыт и профессиональная компетенция. Я ими не обладаю. Про роман «Тобол». Не преувеличивайте мое значение — я глядел дальше всех, потому что стоял на плечах гиганта — Название вашего романа в двух частях «Тобол. Мало избранных» отсылает к евангельской притче — это случайно или намеренно? Любое большое дело — неважно, в России или нет — делается по принципу «много званых — мало избранных»: до финиша доходят далеко не все, не всем суждено довести свое дело до конца. Обычно так обозначают жанр масштабного исторического кино на библейский или античный сюжет, где история может трактоваться достаточно вольно. Но традиционная эпопея — это «Тихий Дон», «Война и мир», «Жизнь и судьба» — там у второстепенных героев нет своего сюжета, а главный сюжет — движение времени и исторических событий. Поскольку своим героям я дал свои сюжеты, это уже за рамками классической эпопеи — это романная черта, но масштаб и количество героев — черта все же эпопейная. Чтобы разделить жанры, я дал определение «пеплум».

Алексей Иванов закончил работу над романом «Бронепароходы»

Писатель Алексей Иванов рассказал о ближайших экранизациях своих книг о Гражданской войне.
Писатель Алексей Иванов приедет в Магнитогорск и расскажет про бронепароходы Алексей Иванов подчеркнул, что прежде всего является писателем, хотя и с культурологическим образованием.
Известный пермский писатель Алексей Иванов закончил работу над новой книгой Культура - 9 октября 2023 - Новости Сочи -
Писатель Алексей Иванов — о России | - YouTube Культура - 9 октября 2023 - Новости Ярославля -

Время новых: Алексей Иванов (Краснодар)

Писатель Алексей Иванов завершил свою очередную книгу. Культура - 9 октября 2023 - Новости Кирова - Фото: Алексей БУЛАТОВ. Писатель Алексей Иванов презентовал свою новую книгу «Речфлот» в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Алексей Иванов. Читательский рейтинг: 3566. Все статьи автора. Алексей Иванов будет судиться с компаниями, использующими бренд «Сердце пармы». Как сообщила агент писателя Юлия Зайцева, работа над произведением шла почти два года.

Писатель Алексей Иванов о пути России, окне в Европу и угрозе соцсетей.

Многие читатели знают Алексея Иванова по его романам "Географ глобус пропил", "Тобол" и "Сердце Пармы". Его книги с удовольствием экранизируют, а сам писатель частенько выступает в роли сценариста. Писатель Алексей Иванов («Географ глобус пропил», «Золото бунта», «Ненастье», «Общага-на-крови») планирует презентацию своей новой книги «Тени тевтонов» в Калининградской областной научной библиотеке. Об этом сообщается в социальных сетях учреждения. Культура - 9 октября 2023 - Новости Мурманска - Писатель и сценарист Алексей Иванов родился 23 ноября 1969 года в городе Горький (ныне Нижний Новгород), спустя два года его семья переехала в Пермь.

«Страна потеряла надежду жить лучше»: писатель Алексей Иванов — о нынешней России

История вокруг романа Алексея Иванова «Сердце Пармы» развивалась стремительно. Началось все с того, что продюсер писателя Юлия Зайцева сообщила в своих соцсетях: «Караул, грабят!». Культура - 9 октября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Алексей Иванов – российский писатель и сценарист. Писатель Алексей Иванов соберет екатеринбуржцев на заводе, чтобы рассказать о новом романе. Писатель Алексей Иванов пообщается со свердловчанами, презентует им новый роман «Бронепароходы» и раздаст автографы в Сысерти.

Время новых: Алексей Иванов (Краснодар)

Писатель Алексей Иванов высказался о состоянии России - 9 октября 2023 - ТОЛЬЯТТИ.ру Алексей Иванов Последние новинки книг автора 2024 года. Скачивайте или читайте онлайн на сайте Литрес.
У писателя Алексея Иванова чуть не увели «Сердце Пармы» заместитель министра физической культуры и спорта Краснодарского края. Николай Стариков - российский общественный и политический деятель, писатель, публицист, блогер.
Вселенная Алексея Иванова 2024 | ВКонтакте Алексей Иванов (Aleksey Ivanov).

Организации в тренде

Россия — это мир, где свобода — ценность номер два или даже номер три. Азия — это мир, где свобода — вообще, не ценность. Соответственно, мы ближе к Европе, чем к Азии. Хоть и не тождественны Европе.

Поэтому для России разумнее всего поддерживать отношения с Европой, а не с Азией. С Азией тоже надо дружить и сотрудничать, но все же мы — часть европейского мира. Идентичности бывают трех типов: либо по национальности русский, татарин, чеченец , либо корпоративная чиновник, сиделец в тюрьме, солдат, купец , либо территориальная москвич, уралец, сибиряк.

В России ценность по идентичности всегда была на первом месте. Скажем, какая главная ценность для крестьянина — такая и для тебя, если ты крестьянин. Если ты рабочий — для тебя главное рабочие ценности.

А свобода — она всегда на втором месте. Россия объединена в некое сложносоставное единое целое именно общей структурой идентичностей, а для любой идентичности свобода — на втором месте. Какой движущий девиз для России вы бы предложили десять лет спустя?

На мой взгляд, никакого иного пути, кроме демократии, у России быть не может. Про прошлое и будущее. Появление Гугла и Яндекса даже Стругацкие предугадать не смогли — Что для вас история?

Есть множество концепций, что такое история, но ни одна не объясняет всех явлений до единого. Например, есть классическая концепция Карла Маркса, что история — борьба классов, по концепции Льва Толстого история — ролевое движение народа, в теории Гумилева — это всплески пассионарности у разных этносов. Есть мимитическая теория, что история — это борьба мимитических комплексов за свое существования и сохранение.

Каждая теория объясняет какие-то вещи, но остается и что-то ею не объясненное. Видимо, история — сумма совершенно разных стратегий, которая для нас, как для ее участников, выглядит явлением цельным и органичным, но внутри себя очень сложная и непонятная. Есть наука футурология, но это лишь экстраполяция сегодняшних тенденций на будущее и представление этих тенденций, как главных.

Но предугадать будущее не дано никому — ни ученым, ни пророкам. Все ошибаются и достаточно жестко. Например, советские фантасты братья Стругацкие 20-30 лет своего творчества обсуждали, каким будет будущее, но не попали.

Сейчас мы понимаем, что не будет того коммунистического будущего и тех коммунаров. Даже технологически будущее будет выглядеть совсем иначе. Скажем, они описывали, что в будущем люди будут мгновенно перемещаться в пространстве: человек входит в портал в Риге — выходит в Париже.

Это казалось им нормой будущего. В то же время они не смогли представить мгновенное перемещение информации. В их книгах, если человеку надо что-то узнать, он делал запрос в мировой информаторий, а к вечеру ему приносили карточку.

Появление Гугла и Яндекса они предугадать не смогли, как и телекома — постоянной связи всех со всеми. Даже те, кто брались профессионально предсказывать будущее, и то промахнулись… Полагаю, что предсказывать будущее надо по дню сегодняшнему: смотреть, какие явления пришли к нам из будущего. Философы школы Ампары, представленной моим любимым писателем юности Сергеем Павловым, предполагали, что современность определяется не прошлым, а будущим.

Вспомните фильм «Терминатор» — там люди совершают поступки не потому, что что-то было в прошлом, а потому, что что-то случится в будущем. Такой переворот ситуации кверх тормашками — очень значим. Даже современная инновационная экономика устроена именно так — она мотивируется будущим.

Чем отличается инновационная экономика от традиционной? Традиционная строится на принципе «спрос рождает предложение». Все ходят босиком — огромный спрос на башмаки, какие-то люди начинают их производить и богатеть.

В экономике будущего — предложение рождает спрос. До Стива Джобса никто не знал, что такое айфон, но Джобс предложил этот продукт на рынок — он получил бешеную популярность. Джобс стал миллиардером.

Уметь видеть в дне сегодняшнем будущее — это большое искусство, жизненный опыт и профессиональная компетенция. Я ими не обладаю. Про роман «Тобол».

Не преувеличивайте мое значение — я глядел дальше всех, потому что стоял на плечах гиганта — Название вашего романа в двух частях «Тобол. Мало избранных» отсылает к евангельской притче — это случайно или намеренно? Любое большое дело — неважно, в России или нет — делается по принципу «много званых — мало избранных»: до финиша доходят далеко не все, не всем суждено довести свое дело до конца.

Обычно так обозначают жанр масштабного исторического кино на библейский или античный сюжет, где история может трактоваться достаточно вольно. Но традиционная эпопея — это «Тихий Дон», «Война и мир», «Жизнь и судьба» — там у второстепенных героев нет своего сюжета, а главный сюжет — движение времени и исторических событий. Поскольку своим героям я дал свои сюжеты, это уже за рамками классической эпопеи — это романная черта, но масштаб и количество героев — черта все же эпопейная.

Чтобы разделить жанры, я дал определение «пеплум». Мне представляется, что это такой роман, в котором герои мотивированы историческим процессом: они поступают так, как от них требует история. Возьмем «Трех мушкетеров» — там главные герои мотивированы любовью, местью, честью, дружбой, а вовсе не войной католиков с гугенотами и борьбой Англии с Францией.

Это приключенческий роман в исторических декорациях. У меня все герои мотивированы именно историческим процессом: поступают так, как должны по историческим обстоятельствам. Несмотря на то что в романе есть, например, линии фэнтези, это все же исторический роман, а не беллетризация истории или оживление учебника истории.

У историка главный инструмент для работы — факт, а у писателя — образ. Чтобы образ получился наиболее выразительным, писатель-историк может даже отступить от факта, но не настолько, чтобы нарушалась структурная основа истории. Например, реальный губернатор Гагарин приехал в город Тобольск зимой, а у меня — летом.

Для чего? У меня есть сцена, где народ втаскивает карету губернатора на гору — очень зрелищная сцена, которая несет большую смысловую нагрузку. А зимой губернатор бы от пристани до резиденции ехал в санях — не надо было бы его втаскивать.

Я бы потерял сцену. Но для истории неважно, когда он приехал. Вот вам и разница между историей и историческим фактом.

Мне хотелось написать исторический роман, соблюдая классическую традицию, но развивая ее. Чтобы там прочитывалась высокая традиция русского исторического романа, но это был роман 21-го века. Надеюсь, получилось.

В чем разница между классическим историческим романом и романом эпохи постмодерна? Возьмем классический роман «Петр Первый» Алексея Толстого. В его основе некие исторические события и реальные поступки исторических лиц — они и поступают по истории.

А все остальные герои, они в российской традиции олицетворяют собой судьбу своей социальной страты: крестьянин — пашет и страдает от помещика, купец — торгует, обманывает и думает о барыше, солдат — страдает от муштры… Полагаю, что сейчас писать в таком формате — архаично, неинтерактивно и неинтересно читателю. Я эту высокую традицию развил: дал каждому герою свой сюжет. Скажем, бухарский купец Ходжа Касым не только торгует пушниной, но и прокладывает новый пушной трафик в город Кашгар.

Губернатор Гагарин не только внедряет реформы Петра Первого, но и занимается своим бизнесом — отправляет торговые караваны в Китай, а когда они оказываются под угрозой, затевает корпоративную войну России и Джунгарского царства. Священник митрополит Филафей у меня не только молится и обращает в православие инородцев, но и гонится за старинным почитаемым идолом, одетым в кольчугу Ермака. Крестьяне не только живут в слободах и работают, но и добывают золото из старинных курганов… Для меня значимость всех героев равна.

Все этносы, религии и мировоззрения в равной степени легитимны и значимы. В жизни это не всегда так, а в культуре — так и получается.

Недовольны качеством издания? Дайте жалобную книгу Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах. Отзыв — место для ваших впечатлений Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие — задавайте их нам в социальных сетях или по почте support ast. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов. В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке.

В основе сюжета — история из жизни студентов, обитающих в соседних блоках общежития и связанных между собой сложной цепочкой взаимоотношений. Вокруг главного героя — первокурсника Отличника — разыгрываются драмы с запоями, страстями, изменами, враждой и страхами [44]. В романе нет указаний на вуз и город хотя Екатеринбург подразумевается «на образном уровне» [43] ; герои практически лишены выхода во внешний мир, и общага для них — «единственно возможная среда обитания, за пределами которой их просто не существует» [44]. Образ общаги рассматривается критиками как своеобразная «модель человеческого общежития», в котором сконцентрировано большое количество типажей — от циников до праведников [45]. Порой герои напоминают театральные маски, появившиеся из мистерии [46] ; иногда они соотносятся с персонажами русской классики — к примеру, Отличник, пытающийся понять всех и вся, является неким аналогом князя Мышкина [45]. Если на идеологическом уровне в дебютном романе Иванова исследователи улавливают отсылку к Достоевскому перекличка наблюдается, в частности, в диалогах, где речь идёт «о вере, истине, таланте» [45] , то в авторской работе с метафорами ощущается влияние Юрия Олеши. По роману был снят фильм, премьера запланирована на осень 2020 года [48]. Основная статья: Географ глобус пропил роман В романе «Географ глобус пропил» 1995 , как и в «Общаге-на-Крови», обнаруживаются автобиографические мотивы: по словам Алексея Иванова, в произведении отразился его опыт работы школьным учителем. В ту пору будущего писателя удивляло отсутствие книг и фильмов, достоверно рассказывающих о провинциальной школе [49]. В «Географе…», названном исследователями «поворотным» романом Иванова, заявлена авторская установка, которой он следовал не только в педагогической, но в литературной деятельности: «Я знаю, что научить ничему нельзя. Можно стать примером, и тогда те, кому надо, научатся сами, подражая. Однако подражать лично мне не советую. А можно поставить в такие условия, где и без пояснения будет ясно, как чего делать» [50]. Герой не пытается выглядеть перед своими учениками-девятиклассниками мэтром от педагогики: он не читает им нравоучений и не скрывает перед ними собственных недостатков. В своём стремлении «жить без фальши, без ханжества» Служкин оказывается не понятым коллегами — в конце учебного года он покидает школу; теперь перед ним открывается «светлая и лучезарная пустыня одиночества». Однако книга, несмотря на печальный финал, получилась, по мнению литературоведов, весьма тёплой, а образы героев — от географа до представителей его «зондеркоманды» — оставили «ощущение живой, настоящей и не поддающейся какой-либо формализации жизни» [51]. Роман воспитания именно к этому жанру относит «Географа…» ряд исследователей сам по себе не нов, однако Иванов создал не каноническое произведение о становлении личности, а своеобразную пародию на педагогические доктрины, воспроизведённые в литературе соцреализма, — речь идёт о таких книгах, как « Педагогическая поэма » Макаренко , « Республика ШКИД », Белых и Л. Огнёва и других [52]. Роман насыщен цитатами и «литературными маркерами» — объектом пародии Иванова становятся как произведения русской классики, так и популярные в 1990-х годах песни. Так, история дружбы-соперничества Служкина и его товарища Будкина служит ироничным напоминанием о Ленском и Онегине. Через весь роман проходит тема не вписывающегося в реалии своего времени « лишнего человека ». Служкин в лубочной манере переиначивает фрагменты из хрестоматийных произведений: «Жёг глаголом, да назвали балаболом»; «Но долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я литрой пробуждал». Сцены сплава созданы с явными отсылками к пейзажным зарисовкам Бунина , Тургенева и Толстого [53] ; в то же время в них обнаруживается «авторское ландшафтное чувство» [54]. Основная статья: Сердце пармы Роман «Сердце пармы», с которым пермский писатель дебютировал на общероссийском уровне, не сразу был оценён коллегами Иванова. Так, жюри Русского Букера сочло, что для этой литературной премии произведение является неформатным, а потому не стало включать его в длинный список. Критик Лев Данилкин впоследствии назвавший Иванова «золотовалютным резервом русской литературы» написал в рецензии, что «Сердце пармы» — это «литературный курьёз», и предрёк книге недолгий век. Тем не менее роман не только выдержал большое количество изданий, но и стал поводом для проведения одноимённого фестиваля [55]. Литературоведы не пришли к согласию в вопросе, связанном с определением жанровой природы «Сердца Пармы», — среди вариантов были «традиционный и консервативный роман», «романтическая поэма», «роман-блокбастер», «историко-этнографическое фэнтези» [4] , «роман-легенда», «классическая эпопея» [50]. В произведении обнаруживали родство с « Властелином колец » и « Туманностью Андромеды » [4]. Сам автор в интервью объяснял, что не считает себя «беллетризатором учебников истории»: «Достоверные исторические романы пусть пишут обладатели машины времени» [56]. По мнению ряда литературоведов, в «Сердце пармы» присутствуют несочетаемые элементы. Так, в произведении описываются события, соотносящиеся с летописями: чердынские походы вогулов , крещение Перми, смерть князя коми-пермяцкого Великопермского княжества Михаила.

Алексей Иванов: «Я смело могу себя отнести и к патриотам, и к либералам. Хотя считается, что либерал — это человек, который априори не любит свою Родину. А государственник — это априори человек, который выступает за завинчивание гаек и за удушение свобод. Но не надо так жестко разводить людей по разным лагерям. Человек может любить свое Отечество и быть сторонником либеральных ценностей. И ничего в этом страшного и удивительного нет». Что касается своей новой книги «Пищеблок» о вампирах в пионерском лагере , то Иванов призвал воспринимать ее не как антисоветскую, а как некое исследование того, каким образом идеология меняет не только мышление людей, но даже их физиологию.

Писатель Алексей Иванов приедет в Магнитогорск и расскажет про бронепароходы

Культура - 9 октября 2023 - Новости Ханты-Мансийска - Культура - 9 октября 2023 - Новости Ставрополя - Рассказывает писатель Алексей Иванов. Многие читатели знают Алексея Иванова по его романам "Географ глобус пропил", "Тобол" и "Сердце Пармы". Его книги с удовольствием экранизируют, а сам писатель частенько выступает в роли сценариста. Культура - 9 октября 2023 - Новости Тольятти - Писатель Алексей Иванов завершил свою очередную книгу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий