Новости практики развития эмоционального интеллекта

Развивая эмоциональный интеллект, родитель спокойнее реагирует на возрастные кризисы и вызовы, с которыми ему приходится сталкиваться на этапах взросления ребенка. На практике эмоциональный интеллект – это комплекс навыков, состоящий из умения распознавать эмоции свои и окружающих, проживать их, понимать причинно-следственные связи их возникновения, а также способности регулировать собственные реакции и умения.

Эмоциональный интеллект: навык будущего для работы и жизни

Методы и упражнения на развитие эмоционального интеллекта. Для развития эмоционального интеллекта стоит делать записи трёх видов. Конечно, людям, которые хотят развивать свой эмоциональный интеллект, гораздо интереснее освоить навык управления своими ние эмоций само по себе значительно менее инте-ресно и привлекательно,ведь хочется же сразу управлять!

4 практики развития эмоционального интеллекта на каждый день

Итак, мама должна понять, что она не просто недовольна и раздражена, а что ее цель на самом деле - развить ребенка, это уже легче. Иногда мама в такой ситуации, успокоившись, понимает, что у ребенка, например, дизлексия. Да, у него никогда не будет пятерки по русскому. Но, дорогие мамы, ваша цель, чтобы он сейчас имел эту пятерку по русскому, или чтобы в 20 лет это была уверенная, спокойная, развивающаяся личность? Мы не воспитываем детей для того, чтобы они были удобны нам, удобны обществу здесь и сейчас. Наша цель - чтобы они в свои 18, 20 и далее стали самостоятельными, саморазвивающимися.

Вот это понимание цели помогает многим мамам принять своих детей с их особенностями. Если маме совсем никак не перестроиться, то в конце концов договориться с папой, чтобы он делал уроки с ребенком, найти репетитора, договориться с учителем или целенаправленно заняться собой, своим спокойствием. Например, есть хороший шаблон: «я чувствую - потому что - я хотел бы». Эта формула помогает не переходить на крик, а спокойно объяснить свои эмоции и их причину. На самом деле, как только мама начинает осознавать свою задачу, она может спокойно рассуждать: «вот у него есть провал по русскому, я могу с ним учить литературу, проверять математику, но вот с русским полная беда, значит, по русскому или репетитор нужен, или что-то еще».

Ребенок не вредничает, просто нужно выработать план развития в отношении к урокам, поменять технику их выполнения. А вообще родители должны это делать? Или все же уроки и образование вообще надо оставить школе, а родители - для любви и отдыха? Виктория Шиманская: Можно вообще отпустить эту ситуацию, есть и такой принцип, сказать «ну, двойка и двойка, это твоя ответственность», и во многих ситуациях это может быть один из подходов, абсолютно нормальный. Каждый решает для себя, главное, что родитель точно не должен срываться на ребенка, если уж он делает с ребенком домашнее задание.

Иначе родитель невольно сформирует определенный механизм восприятия: ребенок не может заставить себя воспринимать информацию, пока на него не наорут. Вот не формировать такие цепочки, не вводить ребенка в состояние стресса - это родитель точно должен уметь. Институт физиологии, кстати, говорит, что один из самых главных стрессов для ребенка - это выполнение задания в течение ограниченного времени, а вся система образования построена на выполнении задания за ограниченное время. Мы можем это переделать? Не можем, так хотя бы надо подать по-другому, превратить в историю.

Как договориться с ребенком, установить какие-то правила, по которым можно взаимодействовать, чтобы и все уроки были сделаны, и никто не перешел на крик? Виктория Шиманская: Есть хорошая практика, это выделение трех зон: красная, желтая, зеленая. Их можно выделять как в своем поведении, так и регулировать ими взаимоотношения и процессы. Это разрешает огромное количество вопросов. Красная зона - это зона ограничений, с которыми мы ничего не можем поделать.

Их не должно быть много, но они есть. Например, мы четко знаем, что нельзя перебегать дорогу, и мы не делаем этого. Мы знаем, что солнце встает на востоке, и исключения нет. Стоит установить правила: надо уйти в 8:30 - договоритесь об этом с ребенком и уходите. Не надо растягивать прощание и слезы на полчаса или уходить «по-английски», с каким-то обманом.

Итак, установите четкие правила и следуйте им вместе с ребенком: например, гаджеты только в определенное время, на два-три часа в неделю - или как вы договоритесь, но все должны знать, что эти правила неизбежны. Желтая зона- это когда есть какие-то условия, задающие некоторые рамки, но внутри этих рамок есть свобода.

Это вопрос доли секунды. Положение в теле позволит вам разбить этот эффект. Дальше мы сделаем то, что нужно. Можно ли без тестов уловить сигналы того, что у тебя низкий эмоциональный интеллект, и надо его совершенствовать? Или лучше пойти к коучу, психологу, специалисту и с ним поговорить, чтобы тебя исследовали? Всегда можно начать с внутреннего понимания.

Какие могут быть сигналы? Первое — плохо засыпаете, мысли крутятся в голове. Управление эмоциональной сферой всегда влияет на качество жизни. Но здесь сразу сделаю дисклеймер. Пожалуйста, вне зависимости от любых тестов, если такое происходит продолжительное время, сделайте хотя бы общий анализ крови. Не надо заменять психологию соматическими изменениями. Это тоже очень важно, потому что некоторые начинают уделять внимание только эмоциональной сфере, но ведь есть еще физиология. Второй момент — повторяющиеся реакции.

Это, наверное, будет очень актуально, особенно в контексте сотрудников и руководителей. Если я каждый день раздражаюсь на условного Сидорова. Он еще войти не успел в офис, а я уже на него раздражаюсь. Значит, что-то не так не с Сидоровым, а со мной. Цепная реакция сформировалась. Это важный сигнал к тому, что нужно с этим разбираться. Тогда надо действовать по той цепочке, которую мы проговорили: отделить эмоции, разобраться, что произошло, глубинно понять первопричины. Коучи-психологи с этим помогают, попробуйте один раз сходить, но можно и самим, если хватит сил.

Еще из важных моментов следует выделить обратную реакцию, когда кажется, что ничего не радует. Как был анекдот про елочные игрушки, которые сверкают, но не радуют. Это тоже сигнал к тому, что нужно заняться развитием эмоционального интеллекта, потому что это на стыке с выгоранием. Еще эмоциональным интеллектом стоит заняться, если вы только стали руководителем. То есть если что-то произошло, какие-то изменения в жизни? Да, если я хочу иметь это как ресурс для развития. Эмоциональный интеллект работает с проблемными зонами, которые можно разделить на три блока: я нахожусь в тревожной эмоциональной петле, я застрял в эмоциональной реакции, или, наоборот, вообще ничего не чувствую. Есть и другая реакция — я понимаю, что готов двигаться дальше.

Эмоциональный интеллект неслучайно относится к тому, что называют soft skills, гибкими навыками. Он не привязан конкретно к профессиональным умениям, а как бы сквозной, помогает в их развитии. Человек благодаря эмоциональному интеллекту начинает себя развивать, в том числе в социальном плане. Такой человек не стесняется обратиться за помощью. Готовность к более серьезным проектам, мотивация погрузиться в них — это все тоже дополнительный эффект от развития эмоционального интеллекта. Каким образом различаются эмоциональные интеллекты у разных возрастов? В чем особенность развития эмоционального интеллекта у детей? Очень важно начать развитие эмоционального интеллекта в детском возрасте — тогда у нас будет экологичное общество.

Сразу у ребенка нет навыка управления эмоциями. Но момент их распознавания, принятия, особенно родителями, мамой, происходит буквально с рождения. Эмоциональная сфера нам дана для того, чтобы мы адаптировались в этом мире. Не случайно все психологи говорят про важность первого года жизни, про принятие эмоций, про то, в какой атмосфере ребенок воспринимает этот мир. Будет ли он для него враждебным или принимающим, где себя можно спокойно чувствовать? Эмоции, движения, речь — три кита гармоничного развития. У Института физиологии им. Павлова про это есть огромное количество материала.

На первом этапе мы закладываем базу. Фактически речь идет про эмоциональный интеллект родителей, даже скорее мамы, потому что она чуть больше связана с детьми. Дальше мы помогаем ребенку отделять свои эмоции, понимать их. Мы говорим: «Эта эмоция может быть как мячик». Есть огромное количество практик: нарисуй, слепи, раскрась те или иные эмоции. Причем важно, чтобы ребенок раскрашивал их в те цвета, которые он сам считает нужным — мы ему не навязываем. Так закладывается этап, когда ты можешь отделять эмоцию от себя и ею управлять. Как мячик ты можешь бросить, так и эмоцию ты можешь откинуть подальше.

К пяти годам дети уже прекрасно могут работать с формулировкой. Даже с трех лет родители пробуют говорить языком эмоционального интеллекта: «Я чувствую, потому что я хотел», «Ты чувствуешь, потому что ты хотел». Например, ребенок расстроился, потому что у него отняли машинку. Реакция очень многих родителей будет: «Тихо, не плачь, все хорошо». Какое тут хорошо. Я всегда родителям говорю: «Вот вы идете по улице, у вас телефон отняли». И вам говорят: «Ничего, все хорошо». Я прямо представляю их реакцию в этот момент: «Вообще нехорошо».

Правильнее будет сказать: «Ты сейчас расстроен, потому что машинку отняли. Ты хотел бы с ней играть дальше». Так мы помогаем ребенку осознать, что с ним сейчас произошло, какая этому причина, и что бы он хотел сделать. То же самое мы говорим про себя: «Я расстроена, потому что ты раскидал вещи, а я хотела бы, чтобы в комнате был порядок, как мы с тобой договорились». Это звучит лучше, чем «у тебя вечно в комнате беспорядок», согласитесь. На самых ранних этапах важно, чтобы дети считывали наше состояние. Это опять про честность и про развитие эмоционального интеллекта у себя. Дальше мы помогаем детям научиться понимать, что я не равно эмоция, отделять эмоцию от себя и распознавать ее у других.

Дети иногда это делают намного лучше, чем взрослые. Потом идут их причины. На следующем этапе включаются элементы саморегуляции — они учатся ловить звоночки, что я сейчас начинаю злиться или я сейчас заплачу.

Программы по ускорению изменений в людях, командах и культуре организации.

Это способность распознавать эмоции, использовать их для различных целей, понимать, как они возникают и возможность ими управлять. Также неправильно сравнивать IQ уровень интеллектуального коэффициента и EQ уровень эмоционального интеллекта. Первый, по мнению научных исследований, дан нам с рождения, второй — можно развивать и повышать в любом возрасте. Мы что-то чувствуем, но не всегда понимаем, распознаем точные эмоции.

Плюс в наследие от прошлого поколения людям среднего возраста достались запреты на проживание и проявление эмоций, что приводит к эмоциональным блокам и психологическим трудностям. При этом возможность замечать и распознавать свои эмоции, дружить с ними, может спасти от эмоционального выгорания, необдуманных поступков под действиями сильных переживаний, защитить себя и свое здоровье от большого количества стресса. Например, эмоциональный интеллект нужен при конфликтах. Когда вы понимаете собственные эмоции и эмоции партнера, можно предотвратить конфликты в семье, коллективе и в любых коммуникациях. Особое внимание важно уделять гневу. Динамичный ритм жизни, большое количество информации, людей и диалогов заставляет «закипать» от переизбытка всего, что давит на нас. И гнев, как реакция сопротивления, лидирует среди самых ярко выраженных эмоций. Умение управлять гневом — главная способность человека, которая помогает сберечь здоровье и сохранить отношения с окружающими. Эмоциональный интеллект также пересекается с темой страха, который незаметно руководит нашими решениями, заставляет сомневаться в себе, отказываться от жизни мечты, бояться рисковать.

Екатерина Рюмцева, психолог онлайн-школы «Коалиция» Мало кто задумывается, почему люди с низкими интеллектуальными способностями бывают успешнее и счастливее тех, кто имеет высокие показатели IQ. Это можно увидеть по результатам исследований, которые показывают, что люди становятся успешными не только благодаря уму, но и умению понимать намерения, мотивацию и желания других людей, чтобы решать важные жизненные задачи, распознавать свои эмоции и управлять ими. Эти способности и называются эмоциональным интеллектом. Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не на эмоции.

Вебинар «Эмоциональный интеллект» в рамках проекта «Полезный вторник»

Развивать эмоциональный интеллект может только человек сам развитый, с навыком принятия своих эмоций, когда он уже в этом разобрался. Рассказываем, как устроен эмоциональный интеллект, почему развивать его никогда не поздно и к каким положительным переменам в жизни это может привести. Тема эмоционального интеллекта и способов его развития поднимается в практическом и теоретическом аспектах. Формирование эмоционально-интеллектуальной развивающей среды в образовательной организации.

Актуальность развития эмоционального интеллекта: Понимание и преимущества

Международная сеть развития эмоционального интеллекта для детей 4-15 лет. Формирование эмоционально-интеллектуальной развивающей среды в образовательной организации. Впервые об эмоциональном интеллекте заговорили еще в конце 1930-х годов, когда исследователи пытались дать определение уму, не связанному с интеллектуальными способностями и эрудицией, — так появилось понятие «социального ума». из чего состоит эмоциональный интеллект. Программы по развитию эмоционального интеллекта на западе внедряются для всех школьников и успешно там работают. В этой книге мы хотим предложить читателю свой подход к эмоциям и эмоциональной компетентности, основанный на собственном опыте и практике развития EQ в России.

Не только IQ: как эмоциональный интеллект ведет к успеху

Также важно участвовать в публичных дискуссиях, круглых столах, выставках, ставить себе сложные, но реалистичные цели и достигать их. А затем — выбирать цель сложнее. Так будет сохраняться постоянное движение не просто вперед, но и наверх. Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях?

Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров.

Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время. Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям.

Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию.

Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма.

Однако ученые убеждены: в борьбе за достижение профессиональных высот решающую роль играет не везение и не аналитические способности, а совсем другие характеристики и умения. Рождение нового Q В 1990 году американские психологи Питер Саловей и Джон Майер в своем труде «Эмоциональный интеллект» Emotional Intelligence пришли к выводу, что вопреки традиционному противопоставлению, эмоции и интеллект плотно переплетены и тесно взаимодействуют. От того, насколько продуктивно такое взаимодействие, и зависит успех человека во многих сферах его жизни. Это неуловимое соединение эмоций и разума ученые назвали эмоциональным интеллектом. По их мнению, «эмоциональный интеллект — это такой тип социального интеллекта, который использует способность мониторинга своих собственных эмоций и эмоций других людей для того, чтобы использовать эту информацию при управлении собственным мышлением и действиями. Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта EQ , способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей». Идею Саловея и Майера развил и популяризировал психолог Дэниел Гоулмен. Основная идея работы Гоулмена довольно проста: существуют различные виды интеллекта, в том числе эмоционального, который может помочь человеку в различных сферах жизни.

С точки зрения ученого, это иной способ быть умным, выражающийся в том, как человек обращается с самим собой и выстраивает взаимоотношения c другими. Автор выделяет четыре основных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание self-awareness , самоконтроль self-management , эмпатия empathy и навыки отношений relationship skills. Анализируя эти качества, исследователь приходит к выводу о решающей роли EQ в жизни каждого. Личность с высоким ЕQ инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Характерный признак хорошо развитого эмоционального интеллекта — доброжелательность. Обладатель высокого EQ приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности. Человек с низким ЕQ — полная противоположность. Он часто агрессивен и конфликтен, плохо контролирует свои сиюминутные желания и мимолетные импульсы, неуверен в себе, недоволен жизнью, не стремится к самосовершенствованию, не знает, чего хочет, не способен выразить свои чувства и не желает понимать чувства окружающих.

Он нередко испытывает беспокойство, сожаление, чувство вины, холоден, замкнут, с трудом идет на контакт. У такого индивида шансы достичь успеха, по мнению Гоулмена, практически равны нулю. Развитый эмоциональный интеллект — важнейшее качество лидера, а если он развит плохо, то даже высокий показатель IQ не позволит стать хорошим управленцем. Гениями рождаются, лидерами становятся То, что уровень интеллектуального развития предопределен генетически, у ученых сомнений уже давно не вызывает. Многочисленные исследования показали, что IQ — величина постоянная и с возрастом практически не меняется.

А поколение детей нужно этому обучать? Что же изменилось и какие факторы добавились, давайте попробуем разобраться. Детоцентричные семьи Изучив литературу и взгляды современных российских психологов Л.

Петрановская, Е. Мурашова, Г. Тимошенко, Е. Леоненко, В. Паевская на устройство семейного уклада и детскую социализацию в реалиях современности, я пришла к выводу, что в прошлом столетии эмоциональный интеллект у детей развивался непроизвольно. В патриархальной семье ребенок с детства учился быть полезным, вносить свой вклад в общее дело, считывать эмоции взрослых, от которых зависело его благополучие. На сегодняшний день семьи чаще всего детоцентрические малодетные, где первое место принадлежит ребёнку. Родители и ближайшие родственники окружают ребенка заботой и предвосхищают любые его желания.

В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи, психологически доминировать. В такой атмосфере ребенку незачем учиться определять настроение родителей, подстраиваться под уклад жизни взрослых, проявлять сочувствие. Культура дворовых игр Еще один немаловажный аспект замедленного развития эмоционального интеллекта у современных детей - уменьшение количества живого общения и совместных игр между детьми. Формирование навыка социализации, который раньше дети естественным путем осваивали, гуляя или проводя время со сверстниками, сейчас утрачивается. Культура дворовых игр растворяется под напором плотного расписания кружковой деятельности детей или наоборот большого количества свободного времени, проводимого в обществе гаджетов. Еще 30 лет назад двор был центром притяжения для детей. Разновозрастные группки соседских ребят выстраивали свои сюжетно-ролевые игры, соревнования, устанавливали правила и обучали им младших. Многообразное живое общение учило детей понимать чувства сверстников, подчиняться правилам игры, договариваться, радоваться совместным победам.

В современном обществе количество общения значительно сократилось, гораздо реже дети ходят друг к другу в гости, организовываются в массовые игры во дворах.

И даже те который человек в себе не осознает или пытается скрыть. Создание доверия в программе тренинга по эмоциональному интеллекту Важный момент в тренинге по эмоциям — создать экологичную атмосферу, чтобы люди не боялись делиться своим опытом с другими людьми. В обществе мы привыкли подавлять эмоции, не показывать их.

И это нормально. А на тренинге нужно изменить эту сильную привычку: сбросить защитные реакции, поделиться эмоциями и узнать, что в этом нет ничего страшного. Люди становятся ближе и сильнее, когда проживают этот совместный опыт. Для того, чтобы провести эту детабуизацию в группе необходимо особое мастерство тренера.

Вопрос должен расположить группу: создать доверие к себе и к процессу. Доверие складывается из 2-х компонентов. Могу ли я доверять тренеру как профессионалу? Могу ли я доверять тренеру как человеку?

Это бывает сделать сложнее, когда в группе собраны люди, не расположенные к доверию. Например, тренинг по распознаванию обмана по лицу для сотрудников безопасности, которые не ориентированы на то, чтобы делиться друг с другом. В этом случае тренер должен выступить в роли верификатора: показать экспертизу на примерах, когда он сам не знает, правдивая история или нет. После этого защитные механизмы группы удается снять.

Хотите получить карту всех компетенций эмоционального интеллекта в подарок? Как происходит развитие эмоционального интеллекта на тренинге, за счет чего? Эмоциональный интеллект — понятие очень широкое, его сложно измерить. Поэтому даже само название нашего тренинга звучит как: «Эмоциональные навыки и компетенции».

Это навыковый тренинг. А развитие навыков измерить можно. Как происходит развитие навыков эмоциональной компетентности на тренинге? Чаще всего это три способа: Инсайт.

Человек узнает что-то или делает что-то новое и удивляется: а что, так можно было? Список практик.

Практики развития эмоционального интеллекта

Короткий ролик о программе по развитию социального и эмоционального интеллекта у детей как ключевого навыка XXI века. Развитие эмоционального интеллекта позволяет находить баланс и варианты, которые удовлетворяют всех участников процесса. Развитие эмоционального интеллекта может помочь людям лучше управлять своими эмоциями и отношениями, что приводит к совершенствованию коммуникационных навыков, повышению самосознания и усилению эмпатии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий