Новости венчание на царство грозного

Реконструкция венчания на царство Ивана IV Грозного прошла в Благовещенском соборе Казанского кремля. Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались. Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации) со временем претерпевало изменения. Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III – Дмитрия Ивановича.

Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)

В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу. В этот же день в 1547 году русский государь Иван IV, известный также как Иван Грозный, впервые венчался на царство. ВЕНЧАНИЕ ИВАНА IV НА ЦАРСТВО Период боярского правления продолжился до 1547 г., то есть до совершеннолетия последнего великого князя и его венчания на царство.

ИОАНН ГРОЗНЫЙ

Венчание на царство Ивана IV Грозного — Студопедия Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года.
ИОАНН ГРОЗНЫЙ 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного.

О венчании на царство Ивана Грозного и значении этого события для истории России

и внешнеполитических начинаний. Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства. При венчании на царство Борис Федорович Годунов (3 сентября 1598 г.) использовал нетрадиционную клятву, пообещав разделить со своими подданными последнюю сорочку, если ему не удастся покончить с царившей в государстве нищетой. Торжественный обряд венчания на царство состоялся в Успенском соборе Кремля.

Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство!

Великокняжеский титул соответствовал европейскому титулу «принц» или «великий герцог». Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император». Первыми новый титул правителя Руси признала Англия — в 1555 году. Чуть позже — Испания, Дания и Флорентийская республика. В 1576 году Римский император Максимилиан II уступил Ивану Грозному в его желании назвать себя «царем всея Руси», чтобы получить его поддержку в союзе против Турции. А вот польские короли долго не признавали русских правителей царями, опираясь на поддержку папского престола, и это стало значимым камнем претконовения в будущих русско-польских конфликтах. Каким остался в истории первый русский царь В историю первый русский царь, прозванный «Грозным», вошел как противоречивая личность. С одной стороны он способствовал развитию государства: провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления.

С одной стороны губная реформа была направлена на ограничение административного произвола кормльщенников, а с другой она расширила функции местных органов самоуправления. Одновременно с губной реформой проводилась земская реформа, которая стала завершающим этапом реформы местного самоуправления. Её задача заключалась в отмене кормлений и введении земского самоуправления. С этой целью в 1556 году, был издан «Приговор царский о кормлениях и службе», упразднивший систему кормлений и заменивший её земскими органами самоуправления.

Сборы на содержание кормленщиков были преобразованы в кормленный откуп - особый налог в пользу казны. Вместо наместников и волостелей управление на местах стали осуществлять земские старосты, выбиравшиеся народом из числа наиболее зажиточных посадских людей и крестьян сроком на 1-2 года. Им были предоставлены широкие судебные, административные и финансовые полномочия. Земский староста был главой земской избы.

В круг его обязанностей входил сбор налогов с тяглого населения, вопросы владения и использования общинной земли, суд по гражданским и второстепенным уголовным делам, надзор за земскими судьями, дьяками, подьячими, целовальниками, составлявшими штат земской избы, организация и проведение следующих земских выборов. Губная и земская реформы имели важное, прогрессивное значение. Они привели к ликвидации системы кормлений, завершили перестройку местных органов власти и привели к созданию сословно-представительных учреждений на местах. В результате был укреплён местный аппарат управления и усилена централизация государственных органов власти.

Иногда русская рать появлялась под самой Казанью; казанцы пугались, принимали себе хана из рук московского государя, обещали мир и подчинение, а затем сейчас же изменяли и начинали враждебные действия»[4]. Таким образом, борьба с Казанью была важной, необходимой и неотложной внешнеполитической задачей. В её решении были заинтересованы все социальные слои русского общества. Царское правительство рассчитывало на доходы от дани с покорённых народов Поволжья.

Дворянство стремилось приобрести новые плодородные земли, которые Иван Пересветов называл «подрайской землицей». Купечество было заинтересовано в безопасной торговле по Волжскому пути, а жители городов и сёл, не понаслышке знакомые с ужасами крымских нашествий, мечтали о прекращении этих разрушительных и грабительских набегов. С первой попытки подчинить Казань Ивану IV не удалось. Первый поход 1447-1448 и второй поход 1449-1450 годов, закончились неудачей.

Первый поход Иван IV предпринял зимой 1447 года. Царь решил использовать замёрзшую реку, как дорогу в Казань, но из - за сильной оттепели переправа не удалась. Подтаявший лёд не выдержал тяжести пищалей и пушек, в результате артиллерия и многие люди провалились под воду и утонули. Огорчённый этим обстоятельством Иван IV велел идти на Казань своему боярину и воеводе Дмитрию Фёдоровичу Бельскому, и другим воеводам с большим количеством людей, а сам вернутся обратно в Нижний Новгород, а из него уже в марте в Москву.

Воеводы царя подошли к Казани 18 февраля 1448 г. Казанский хан встретил русские войска на Арском поле. Произошла битва, в которой отличился командовавший передовым полком князь Семён Мигулинской. Он нанёс казанскому войску большой урон и заставил хана отступить в город.

Началась осада Казани, которая длилась неделю. Но взять хорошо укреплённый город без артиллерии оказалось невозможно, и русские войска вернулись домой. На этом первый Казанский поход закончился. Второй Казанский поход был совершён Иваном IV в 1449 г.

Поздней осенью 17 ноября, Русское войско, как и в прошлый раз, выступило из Нижнего Новгорода. Артобстрел города в этот раз вёлся из пушек, которыми управляли немецкие пушкари. Был убит сын казанского хана и крымский князь Челбак. Однако начавшаяся ранняя весна, дожди и оттепель сделали невозможным дальнейшую осаду Казани.

Отсырел порох, пушки из-за грязи невозможно было сдвинуть с места, дороги размыло и стало нельзя подвозить продовольствие, в войске начался голод. В таких неблагоприятных условиях Иван Грозный был вынужден снять осаду и вернуться домой. Таким образом, хотя этот поход и был более удачный, чем первый, но в целом так же не имел ни политического, ни военного успеха. Удачным оказался только третий поход Ивана Грозного.

К этому походу он подготовился особенно серьёзно и основательно: реформировал армию, привлёк на службу иностранных специалистов, добился нейтралитета Ногайской орды, собрал огромное войско численностью в 150000 человек, состоявшее из различных родов войск: стрельцов, конницы, немецких, итальянских и польских наёмников, мордовских и черкесских воинов и татарских отрядов хана Шигалея. И что очень важно была устранена основная причина неудач прежних походов — отсутствие вблизи осуждённого города стратегической базы, в которой можно было бы сосредоточить военные силы для наступления и складировать необходимые для войны и осады припасы. Такой базой стала Свияжская крепость, построенная в 1551 г. И уже на месте в 30 км от Казани в течение 28 дней быстро собрали крепость.

В Свияжске, для наблюдения за Казанью был оставлен гарнизон под предводительством воеводы Александра Горбатого, и сложены припасы для будущего похода. Закончив приготовления к походу, царь 16 июня 1552 г. Ошибочно считая, что русский царь со своим войском уже находится под Казанью, крымский хан вторгся в русские земли и напал на Тулу. Однако, небольшой тульский гарнизон возглавляемый воеводой Григорий Ивановичем Тёминым, не только сумел отбить все атаки крымцев.

Но и продержаться до прихода царских войск. Царские воеводы Пётр Щенятев и Иван Пронский не только одержали победу над крымским царём, но и отбили у него всех русских взятых им в плен. Сам Девлет Герей едва не был пленён и с позором бежал за Дон, бросив оружие и награбленную добычу. После этого русское войско уже беспрепятственно двинулось на Казань.

Единственно чего сумел добиться крымский хан — это на четыре дня задержать поход Ивана Грозного на Казань. Через пять недель войска Ивана Грозного дошли до Свияжска. Здесь царь дал своим войскам неделю на отдых после утомительного похода, затем вышел из крепости и двинулся со своим воинством к Казани. Узнав о переправе русских через реку, казанский хан Едегир вышел к ним навстречу с пятидесяти тысячным отборным войском стремясь устрашить русских воинов и не дать им совершить переправу.

Бой с превосходящими в разы силами противника приняли ертуальный и передовой полки. Кровопролитное сражение длилось три часа. Много людей погибло с обеих сторон. В результате русским полкам удалось одержать победу, и Едегир был вынужден отступить к Казани.

Вокруг стен Казани были расставлены туры и пушки, город был окружён, так что казанцам невозможно было ни войти, ни выйти из него. Подступы к Казани были трудными, так как леса, болта, овраги, густые заросли кустарника делали местность труднопроходимой. С двух сторон Казань окружали труднопроходимые реки Булакам и Казанка. Со стороны Арского поля имелось небольшое место для приступа, но там была толстая надёжная стена и широкий, глубокий ров.

Кроме всего вышеперечисленного в городе имелся большой запас съестных и военных припасов, поскольку казанцы готовились к осаде заблаговременно. Казанцы оказывали активное сопротивление, совершая в течение первой недели осады частые, но безрезультативные вылазки. Однако прежде, Иван Грозный желая избежать бессмысленного кровопролития, послал в город своих послов. Едегиру русский царь обещал, что он будет ему братом и другом, а не рабом и слугой, и будет царствовать в Казани спокойно до самой своей смерти.

Казанцам царь предлагал прощение всех их злых дел, сохранение обычаев, законов, веры, если только они добровольно присягнут ему и присоединятся к России. И если не послушаете слов моих, то с помощью Бога моего возьму город ваш на щит, вас же всех, и жен ваших, и детей без пощады склоню под меч. И падете вы и будете, как пыль, попраны нашими ногами»[5]. Едегир выслушав царское послание, хотел согласиться на его условия, открыть город и добровольно сдаться, но казанцы не позволили ему этого сделать.

Предложения русского самодержца были отклонены, а послы с позором изгнаны из Казани. Смелый отказ казанцев объяснялся тем, что они рассчитывали на военную помощь Ногайской орды, в которую послали своих послов ещё до начала осады. Однако ногайцы отказали казанцем, сказав им следующее: «Не смеем мы отпустить к вам наших воинов против московского царя, ибо много раз, когда отпускали мы их, все они у вас погибали от русских, и ни один не вернулся от вас живым. Да и Бог не позволяет нам этого сделать за истинную любовь к нам московского самодержца: нельзя нам вместе с вами воевать против него, ибо всегда мы от него много добра получали, живя с ним в мире и любви; более того, собираемся мы помогать ему против вас, лукавых и неверных людей.

Вы ведь, живя с ним по соседству, всегда несправедливо обижали его; много раз преступая свою клятву. И убоги вы и бедны, а такого сильного и великого царя хотите одолеть не силой, а хитростью, но будете вы сами побеждены им, нежели одолеете его, если добром не помиритесь с ним, предавшись ему»[6]. Вернувшимся от ногайцев казанским послам, не удалось прокрасться в город сквозь русские полки. Дозорные схватили их и привели к Ивану Грозному.

Он прочитал их грамоты, и отпустил живыми и невредимыми в Казань, не причинив им никакого зла. Удивив незадачливых послов своим великодушием. Получив отказ от ногайцев казанцы поняли, что ждать помощи им не от кого и перестали делать вылазки и биться с русскими, а заперлись в городе, надеясь выстоять за счёт прочности городских стен и больших продовольственных запасов. Однако, несмотря на прекращение вылазок горожан, осаждавшим серьёзные проблемы продолжала доставлять конница мурзы Япанчи, постоянно нападавшая и днём и ночью с тыла на русские войска из — за лесной засеки.

Эти набеги отвлекали русские полки от осады города и фактически заставляли сражаться их на два фронта. Так продолжалось три недели, пока Иван Грозный не выделил воеводе, князю Горбатому-Шуйскому из своего войска 15 тысяч пехоты и 30 тысяч конницы. Горбатый-Шуйский решил выманить Япанчи из леса хитростью. Он укрыл пехотинцев и пищальщиков в засаде, а небольшому отряду приказал выманить конницу Япанчи из леса.

Увидев приближавшийся к нему отряд русских воинов, Япанчи действительно вышел из леса, погнался за ними и сразу же попал в засаду, был окружён и обстрелян. Татары понесли большие потери и были вынуждены бежать. С тех пор набеги конницы на русские тылы прекратились. После этого, осаждавшие начали подготовку к штурму.

Под Казанский кремль были сделаны подкопы, а минёры заложили в них бочки с порохом. Но прежде чем штурмовать Казань Иван Грозный ещё раз предложил осаждённым сдаться на милость победителя, но снова получил отказ. Тогда подкопы были взорваны. Взрывы разрушили часть стены.

Через образовавшиеся проломы русские войска штурмом взяли город. Взятие Казани было встречно русским людьми с ликованием и стало народным торжеством. Народ воспел это событие в сказаниях и песнях, прославил в них Ивана Грозного. Русские люди справедливо видели в победе над Казнью победу над давними, исконными врагами, которые на протяжении многих лет разоряли Русскую землю, уводили в рабство десятки тысяч христиан!

Казань была превращена Иваном Грозным в русский административный центр, для управления которым был создан специальный Казанский приказ. Разрушенные места Казани по приказу царя были вновь отстроены и сделаны ещё крепче. Отстроенная заново Казань стала красивым каменным городом. За городом был построен монастырь великого чудотворца Николы.

С целью избежать волнений и восстаний, татарам было запрещено жить в пределах города. Им разрешалось, селится лишь подгородной слободе. Так же из казанского плена было освобождено более ста тысяч русских рабов! Став русским городом Казань не утратила своего значения и продолжала оставаться крупнейшим экономическим центром Поволжья.

Более того за счёт расширения экономических связей со многими русским городами её торговый оборот существенно увеличился. Летописец писал: «И закипела Казань несметными богатствами и засияла необычной красотой»[7]. Астраханские правители в свою очередь добивались независимости и призывали московского государя к вмешательству в их внутренние дела. В 1547 г.

Россия дипломатическим путём пыталась договориться с новым ханом, и сначала Ямгурчей согласился служить московскому царю и даже принял российского посла, но затем, заключив союз с враждебными России, Турцией и Крымом, разорвал дипломатические отношения с Москвой, арестовал русского посла и начал готовится к войне с Россией. В 1553 г. Иван Грозный, который был заинтересован в получении выхода к каспийскому морю, и к тому же не простивший Ямгурчею ареста своего посла, согласился на предложение ногайцев. В 1554 г.

Русская рать без боя заняла Астрахань. На астраханский престол снова был возведён Дербыш-Алей. Ямгурчей бежал в Азов. Девлеш-Алей присягнул Ивану Грозному на верность и заключил с ним договор, по которому обещался ежегодно выплачивать Москве дань размером 1000 рублей и 3000 рыб.

В случае смерти астраханского хана, преемника подыскивал и назначал русский царь. После этого царские войска вернулись в Москву, оставив лишь небольшой отряд из стрельцов и казаков, под начальством боярина Петра Тургенева. Таким образом, в этот раз Астраханскому ханству удалось сохранить свою независимость. Но Девлеш-Алей оказался ненадёжным союзником.

Чувствуя непрочность своего положения в Астрахани, он занял прокрымскую позицию и начал мирные переговоры с Крымом и Турцией. Затем хан перебил всех сторонников Москвы и напал на русский отряд, оставленный в Астрахани. И в этот раз астраханцы сдалось без боя. Девлеш — Алей был свергнут и под охраной отправлен в Москву.

Астраханское ханство было ликвидировано и присоединено к России. Историческое значение ликвидации Казанского и Астраханского ханств настолько велико, что его практически невозможно переоценить. Сразу двумя осколками Золотой орды стало меньше, что обеспечило России относительную безопасность на юге и юго-востоке. Серьёзную грозу для страны теперь представляло только Крымское ханство, ликвидация которого была пока невозможна, так как это ханство было намного сильнее Казанского и Астраханского, и за ним стояла могущественная Османская империя.

Территория России увеличилась почти в два раза. Великий Волжский торговый путь, связывающий Ближний восток и Европу, оказался теперь под контролем России. Вырос авторитет царской власти, как внутри страны, так и на международной арене. В состав России добровольно вошли башкиры, марийцы, удмурты чуваши.

Плодородные земли Поволжья стали массово осваивать русские переселенцы, мирно соседствуя с коренными народами и не притесняя их. Стало бурно развиваться земледелие. Местное население Поволжья заимствовало у переселенцев множество полезных хозяйственных навыков.

Обычно миропомазание совершалось и над простыми людьми — при крещении. А над царем этот обряд проводили два раза в его жизни. Кульминационным моментом всего действа было возложение регалий на будущего царя 4. Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при Федоре Ивановиче. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля.

Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава «яблоко державное» с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского «държа» власть. Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов.

Колокольня «Иван Великий» временно закрыта для посещения. Придел святого Уара в Архангельском соборе закрыт для посещения до 9 мая включительно, за исключением дней проведения богослужений в кремлевских соборах. С 10 мая придел святого Уара открыт для посетителей ежедневно, кроме четверга. Уважаемые посетители, в последнее время участились попытки мошенничества, связанные с продажами билетов в Музеи Московского Кремля.

Обращаем ваше внимание на то, что наш музей не сотрудничает ни с одной интернет-площадкой по продаже билетов и не гарантирует посещения Кремля и Оружейной палаты по билетам, приобретенным на сторонних сайтах. Просим вас приобретать билеты только на сайте kreml. Любые другие сайты, так или иначе воспроизводящие название Музеев Московского Кремля, не имеют никакого отношения к нашему музею и принадлежат перекупщикам, продающим билеты по цене, завышенной в несколько раз. У вас будет возможность не просто увидеть выставку и прослушать экскурсию, но узнать историю работы над этим уникальным выставочным проектом, задать вопросы и пообщаться с авторами выставки. Музеи Кремля приглашают на концерт «Пасхальная радость» из цикла «Музыкальные встречи в Кремле» 20 мая 2024 г. Специально для концерта «Пасхальная радость» музыкантами была предложена интересная и разнообразная программа, в которую войдут духовные произведения и романсы знаменитых русских композиторов XIX—XX веков — П. Чайковского, С. Рахманинова и А.

Скрябина, а также сочинения наших современников — Р.

2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного

Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар. Другой слух, подогревший страсти, - о походе на Русь крымского хана. Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево, Глинские - Михаил и Анна - бежать в подмосковные монастыри. Открытое восстание началось 26 июня. После вечевого сбора горожане двинулись в Кремль и потребовали выдачи Глинских, Были разгромлены их дворы, убит один из Глинских - Юрий. Большого труда ему стоило убедить народ разойтись.

Первый этап военных действий был победоносным, уже к весне следующего года русские отряды разбили все ливонское рыцарство. Такие успехи всколыхнули всю Европу, уже 31 августа 1559 года по Виленскому договору Ливония вошла под протекторат Литвы. Дополнили данное соглашение 15 сентября договоренностью о военной помощи Ливонии от Польши и Литвы. Это обстоятельство преобразовало конфликт в столкновение сильнейших восточно-славянских государств друг с другом. Портрет Ивана Грозного Боевые действия возобновились с января 1560 года и затянулись до 1583 года. В результате Российское государство лишилось значительных территорий на северо-западе, приграничные районы обезлюдили. Это поражение было вызвано рядом проблем, требующих одновременного решения. Из-за череды политических ошибок Избранную раду распустили, на период 1565—1572 гг. Предательство новгородской знати вынудило царя в 1569 году организовать разорительный поход на Новгород опричным войском. Обострилась проблема, связанная с набегами крымского хана и степных кочевников, которым в 1571 году удалось сжечь Москву. В 1575 году Иван Васильевич осуществил показательный отказ от царствования в пользу касимовского хана, с целью демонстрации беспомощности других. Вернувшись на престол, ему удалось обогатить казну, признав недействительным все документы, подписанные временным правителем и заключив их заново. Страну разрывало на части, но благодаря решительной воли царя все же удалось сохранить государство в целости и приумножить территорию. Оттого и прозвали его «грозным» для своих врагов и мудрым реформатором для своей страны. Смерть Умер первый царь 18 марта 1584 года. По одной из версии его отравили и после придушили. Инициаторами убийства были Годуновы. Данную версию по прошествии нескольких столетий уже невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Вскрытие гробницы Ивана Грозного, произведенное в 1963 году, показало, что царь к концу жизни сильно болел и из-за многочисленных остеофитов не мог ходить самостоятельно. В останках его присутствовал еще мышьяк и ртуть, что объясняется уровнем развития медицины того времени. За время правления у него было множество жен и как минимум 8 детей. Многочисленное потомство не удержало власть Рюриковичей на российском престоле, тем самым Иван Грозный стал предпоследним правителем из своей династии. Его сын Федор Иванович не отличался крепким здоровьем, правил 14 лет и умер, не оставив после себя наследников. Другой наследник, малолетний царевич Дмитрий Иванович, по официальной версии умер был убит -? Но даже если поверить версии о том, что он выжил при покушении, скрылся в Польше и смог получить власть при поддержке поляков, то все равно династия после этого завершилась. Страна надолго погрузилась в смуту и чуть было не потеряла независимость, перейдя под власть польского королевича Владислава Вазы. Есть разные мнения по поводу того, была ли вина Ивана Грозного в том, что после его кончины история стала развиваться по такому катастрофическому сценарию.

Несколькими месяцами спустя в ответ на обвинения Курбского [112] Грозный прямо писал о совершённом боярами преступлении [113]. Период опричнины 1565—1572 Основные статьи: Опричнина и Опричник Причины введения опричнины По мнению советских историков А. Зимина и А. Хорошкевич, причина разрыва Ивана Грозного с «Избранной радой» состояла в том, что программа последней оказалась исчерпанной [114]. В частности, была дана «неосмотрительная передышка» Ливонии, в результате чего в войну втянулось несколько европейских государств. Кроме того, царь не был согласен с идеями деятелей «Избранной рады» в особенности, Адашева о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе [115]. Наконец, «Адашев проявил излишнюю самостоятельность во внешнеполитических сношениях с литовскими представителями в 1559 году» [116] и в итоге был отправлен в отставку. Подобные мнения о причинах разрыва Ивана с «Избранной радой» разделяют далеко не все историки. Так, Николай Костомаров видит истинную подоплёку конфликта в отрицательных особенностях характера Ивана Грозного, а деятельность «Избранной рады», напротив, оценивает весьма высоко [28]. Кобрин также полагал, что личность царя сыграла здесь решающую роль, однако в то же самое время увязывает поведение Ивана с его приверженностью программе ускоренной централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен «Избранной рады» [117]. Историки считают, что выбор первого пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, не согласных с его политикой. Таким образом, после 1560 года Иван встал на путь ужесточения власти, который привёл его к репрессивным мерам [118]. По мнению Р. Скрынникова, знать легко бы простила Грозному отставку его советников Адашева и Сильвестра, но она не желала мириться с покушением на прерогативы боярской Думы [119]. Идеолог боярства Курбский самым решительным образом протестовал против ущемления привилегий знати и передачи функций управления в руки приказных дьяков : «писарям русским князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих» [120]. Новые недовольства князей, считает Скрынников, вызвал царский указ от 15 января 1562 года об ограничении их вотчинных прав, ещё больше, чем прежде, уравнивавший их с поместным дворянством [121]. В начале декабря 1564 года, согласно исследованиям Шокарева [122] , была предпринята попытка вооружённого мятежа против царя, в которой принимали участие западные силы: «Многие знатные вельможи собрали в Литве и в Польше немалую партию и хотели с оружием идти против царя своего» [123]. Учреждение опричнины Григорий Седов. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода — новая резиденция Ивана Грозного, откуда 3 января 1565 года гонцом Константином Поливановым была доставлена грамота духовенству, боярской Думе и народу об отречении царя от престола [124]. Хотя Веселовский считает, что Грозный не заявлял о своём отказе от власти [125] , но перспектива ухода государя и наступления «безгосударного времени», когда вельможи могут снова заставить городских торговцев и ремесленников всё делать для них даром, не могла не взволновать московских горожан [126]. Первыми жертвами опричнины стали виднейшие бояре: первый воевода в Казанском походе А. Головин чей род традиционно занимал должности московских казначеев , П. Лобан-Ростовский и др. Самим боярам и князьям предоставлялись поместья в других областях страны, например, в Поволжье [124]. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Освящённым собором и Боярской Думой [127]. Также есть мнение, что этот указ подтвердил своим решением Земский собор [128] [129] [130] [131] [132]. Но значительная часть земщины протестовала против опричнины, так в 1566 году около 300 знатных лиц земщины подали челобитную об отмене опричнины; из челобитников 50 подвергли торговой казни , нескольким урезали языки, трёх обезглавили [133]. Аполлинарий Васнецов. Конец XVI века Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков », 1912 год К посвящению в сан митрополита Филиппа , произошедшему 25 июля 1566 года, была подготовлена и подписана грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять» [134]. По версии Р. Скрынникова, благодаря вмешательству Филиппа были выпущены из тюрьмы многие челобитники Собора 1566 года. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбуждён процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отроч монастырь. Будучи опричным « игуменом », царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене , в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия : сам звонил к заутрене, пел на клиросе , усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день [135]. При этом есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви. Историк Г. Федотов считает, что «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства» [136]. В 1569 году умер двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий предположительно, по слухам, по приказу царя ему принесли чашу с отравленным вином и приказанием, чтобы вино выпили сам Владимир Андреевич, его жена и их старшая дочь. Несколько позднее была убита и мать Владимира Андреевича, Ефросинья Старицкая , неоднократно встававшая во главе боярских заговоров против Иоанна IV и неоднократно помилованная им же. В декабре 1569 года, подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил в поход против Новгорода. Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери , Клину , Торжке и других встречных городах. Александр Новоскольцев. Род Колычёвых , к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Ивана. Через четыре дня сюда приехал уже сам царь. Он отстоял службу в Софийском соборе и потом приказал начать репрессии. Опричники стали мародёрствовать во всем городе и его окрестностях. Согласно летописи, каратели никого не жалели, взрослых и детей пытали, избивали, а потом сбрасывали прямо в реку Волхов. Если кто выживал, то того заталкивали под лёд палками. По разным данным, погибло от 2 до 10 тысяч человек [139] [ неавторитетный источник ]. Расправившись с Новгородом, царь выступил на Псков. Царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества. В то время, как гласит предание, Грозный гостил у одного псковского юродивого некоего Николы Салоса. Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей [ источник не указан 1796 дней ]. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царём его лучший конь, что произвело впечатление на Ивана.

Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)

Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Иван Грозный правил 51 год и за это время. Этот кризис не был преодолён и после венчания на царство Ивана IV Васильевича Грозного (16.1.1547). Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. ВЕНЧАНИЕ ИВАНА IV НА ЦАРСТВО Период боярского правления продолжился до 1547 г., то есть до совершеннолетия последнего великого князя и его венчания на царство. 6. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам.

Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного

При венчании на царство Федора Ивановича 31 мая 1584 г. Церемония была дополнена «великим выходом» царя и свиты в Успенский собор Московского Кремля. Помимо других регалий была использована держава «золотое яблоко», «яблоко державное» — золотой шар с навершием в виде креста. При венчании на царство Борис Федорович Годунов 3 сентября 1598 г. Сын Бориса Годунова Федор Борисович не успел венчаться на царство, т. Сам Лжедмитрий I венчался на царство 22 июля 1605 г.

Патриарх Игнатий возложил на него царский венец и вручил ему скипетр и державу. При венчании на царство Михаила Федоровича Романова 11 июля 1613 г. Для торжественного провозглашения новым царем Алексея Михайловича, состоявшегося 28 сентября 1645 г. Обряд венчания совершил патриарх Иосиф. Чин венчания Федора Алексеевича 16 июня 1676 г.

После стрелецкого бунта 1682 г. Был изготовлен специальный двойной серебряный трон, а также вторая «шапка Мономаха» — «шапка Мономаха второго наряда». Венчание братьев на царство состоялось 25 июня 1682 г. С принятием Петром I императорского титула обряд венчания на царство был заменен коронацией. Родился в Москве.

На духовное воспитание будущего митрополита огромное влияние оказал архимандрит Кассиан, настоятель Симоновского монастыря. В 1523 г. Макария возвели в архимандриты и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. В марте 1526 г. Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей.

Пребывание Макария в Новгороде сопровождалось большими культурными начинаниями. При нем проведена реставрация многих новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для Софийского собора, подновлены его фрески и иконостас. По его указанию в Пскове построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. Входившие в круг Макария писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых, переводили греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. При его участии было составлено 60 новых житий.

Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г. Под его началом были подготовлены и две другие их редакции. В 1542 г. Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV Грозного в январе 1547 г.

В 1547 и 1549 гг. Будучи одним из ближайших советников царя, Макарий отстаивал идею самодержавия как главного и необходимого оплота православия. Крупнейшей заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве. В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.

Канонизация Макария состоялась в 1988 г. День памяти: 30 декабря 12 января. То же, что инсигнии — от лат. Сведения о древних символах верховной власти — предметах, которые отличали государя от его подданных, донесли до нас монеты, печати, миниатюры и другие изображения. Подробные описания различных атрибутов верховной власти содержатся в «чинах» уставах коронования или венчания на царство.

Впечатления об использовании регалий русскими государями зафиксировали иностранцы в своих донесениях и записках. На протяжении веков регалии русских государей менялись. Первые свидетельства о «поставлении на княжение» или провозглашении нового князя содержатся в летописях. Одна из древнейших княжеских регалий — «стол». О вокняжении Владимира Мономаха летопись сообщает: «седе на столе отца и дед своих».

Последствия и значение для Руси К началу его правления центральная, северо-восточная и северо-западная Русь уже была единым централизованным государством, объединившим почти все русские земли, избавившемся от монгольского ига и перешедшим к присоединению новых территорий, в том числе на которых раньше располагалась Золотая Орда. Во внутренней и внешней политике произошло много значимых крупных событий. По письменным памятникам прослеживается осмысление народом его положения в мире и его исторических задач. Венчание Ивана 4 на царство является важным событием всей истории России. Кто являлся инициатором венчания на царство? После принятия христианства в 988 году Русь находилась под сильным влиянием Византийской империи. Взгляды народа, князей на разные вопросы определялись учением православной веры. После падения Константинополя в 1453 году Московское княжество оказалось единственным независимым православным государством.

К этому времени оно почти объединило все русские земли. Народ, представители духовенства и власти задумывались о положении страны, о ее исторической роли. В письменных памятниках этой эпохи звучит мысль о преемстве Московского княжества по отношению к Византийской империи и Риму до его уклонения в ересь. В начале XVI века появилась теория «Москва — третий Рим» , выражающая понимание духовного назначения России как православной страны.

Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Захарьиной-Романовой. Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение.

Иван IV тяготился тем, что его действия обсуждаются членами «Избранной рады» и боярами. Сильвестр и Адашев были удалены из Москвы. Позже гонениям и казням были подвергнуты многие другие бояре и дворяне. В 1563 г. Зимой 1564—1565 гг. Иван IV неожиданно покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. По его требованию все государство было разделено на две части — опричнину и земщину. Опричнина стала особым уделом, которым управлял сам царь, — в него вошли многие уезды в разных районах страны, в том числе часть территории Москвы. В опричнине было свое войско, своя дума, свои приказы и царский опричный двор. Жизнь в Александровской слободе была организована по примеру и подобию монастырей. Приближенные царя считались монахами, а сам царь — игуменом этого своеобразного монастыря. С помощью опричного войска Иван IV начал гонения на своих подданных, за которые и получил свое прозвание Грозный. За время опричнины было казнено более 4000 человек. Особый размах казни приобрели в 1568—1570 гг. Со всем семейством был казнен и Владимир Андреевич Старицкий. Царь лично принимал участие во многих казнях. В 1572 г. За время опричнины значительно усилилась самодержавная власть царя, но государство подверглось страшному разорению. В 1573 г. Иван Грозный вознамерился занять польский трон. В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу. В октябре 1575 г. Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля. И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет». В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г. Иван IV вернулся на царский престол. В 1579—1580 гг. В 1582—1583 гг. Ливонская война закончилась поражением России. В 1582 г. Иван Грозный пересмотрел свое отношение к казненным в годы опричнины. По его указу был составлен «Синодик» — поминальный список казненных, за упокой души которых следовало молиться во всех церквах и монастырях. Иван Грозный был несколько раз женат. В первом браке с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой у него было три сына и три дочери. Первый сын, Дмитрий, погиб в 1553 г. Второй сын, Иван Иванович, в 1581 г. Третий сын, Федор Иванович 1557—1598 гг. Дочери умерли в детстве. После смерти Анастасии Романовны в 1560 г. В 1561 г. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г. Но этот брак не был церковным.

Боярское правление (1538-1547)

  • Венчание на царство первого русского Царя – Иоанна IV. Самодержавная Русь
  • Венчание на царство первого русского Царя – Иоанна IV. Самодержавная Русь
  • Венчание на царство
  • «Государь-самодержец»
  • Политика Ивана Грозного

16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство

16 января 1547 года был повенчан на царство Иван Грозный, вошедший в историю как кровавый тиран, взращенный в атмосфере дворцовых интриг. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения.

Литература

  • Венчание на царство Ивана 4
  • 16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство | BarCaffe
  • Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях
  • Глава XV ~ Проза (История)
  • 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного
  • 16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство | BarCaffe

16/29 января 1547 года. Венчание на Царство Иоанна Грозного

Первым регентом при молодом наследнике престола стала его мать, относительно молодая Елена Глинская. При ней была проведена денежная реформа и началось проведение губной реформы. После смерти матери опекунами при наследнике были: Дядя его матери — Михаил Глинский. Братья Шуйские.

Михаил Захарьин. Михаил Воронцов. Период регентства отличался и нестабильностью в государстве.

Об этом говорит факт попытки захвата власти в 1537 году родственником Ивана Васильевича — Андрей Старицкий. Совершеннолетия наследник престола достиг в 1545 году, то есть когда ему исполнилось 15 лет. В декабре 1546 года он захотел жениться, а митрополит Московский Макарий предложил ему венчаться на царство.

О причинах такого поведения историки спорят до сих пор. Одни говорят, что Колтовскую ненавидели бояре, которые и добились ее ссылки. Другие утверждают, что она постоянно конфликтовала с опричниками, тем самым восстановив их против себя. Третьи же объясняют всё просто: Анна быстро надоела царю, и он от нее избавился. Не исключено, что Марию вычеркнули из жизни Ивана Грозного как супругу не только незаконную ведь венчаться четвертый раз было нельзя , но и недостойную.

Свадьбу устроили скромную, большинство гостей были из числа близких Грозного. Тихая, пугливая Васильчикова больше походила на монашку, чем на царицу. Выходов в свет она не любила, отчаянно боялась сглаза, на людях всегда появлялась в плотном окружении боярышень. Судя по всему, она надоела Грозному почти сразу: через несколько месяцев после свадьбы покровитель Анны Василий Умной и двое братьев царицы дали вклад в Троице-Сергиев монастырь по 50 рублей каждый, что было явным свидетельством приближающейся опалы. Примерно через год супружеской жизни Грозный отправил Анну в монастырь, где она и умерла.

До сих пор непонятно, существовала ли Мелентьева, или ее упоминания появились в хрониках стараниями фальсификаторов истории. Тем не менее, она часто фигурирует в произведениях искусства, посвященных Ивану Грозному. Мужем Василисы считают приближенного царя Мелентия Иванова, который заслужил расположение государя своей готовностью исполнять любые приказы. Как-то Иван решил заехать к любимчику в гости — и был поражен красотой Василисы. Государь велел прислать женщину к нему, но Мелентий не сделал этого, отговорившись болезнью.

Грозный не поленился навестить внезапно захворавших супругов. После этого визита Иванов скоропостижно скончался, а его вдова стала невенчаной женой Грозного. Мелентьевой не нравились постоянные безумные гуляния и казни, и монарх стал вести себя сдержаннее. Семейная жизнь Ивана Васильевича с бойкой вдовой продолжалась два года, пока он не застал ее в постели с другим мужчиной. Закопали Василису и ее любовника в одной яме, Мелентьеву — живой.

Раскрашенная литография по эскизу В. Замуж за царя, которому уже исполнилось 50, идти не хотела, да только кто ее спрашивал.

Щедрина, А. Левина, А. Клевицкого, диакона Р.

Галиева, Л. Долгановой и других именитых и талантливых композиторов. Мы ждем юных гостей на занятиях по программам: «Быль о русской старине» для детей 6-8 лет , «Путешествие к европейскому двору» для детей 7-8 лет «Из жизни царского двора» для детей 9-10 лет , «Окно в Европу» для детей 10-11 лет , «Наследие глубокой старины» для детей 11-12 лет , «Беседы об искусстве» для детей 8-10 лет. Дорогие родители, просим внимательно ознакомиться с программами перед выбором темы занятий для своего ребенка, и соблюсти рекомендации методистов по возрасту. С 25 марта по 6 мая каждый понедельник ждем взрослых посетителей на лекционный цикл, посвященный знаменитым российским коллекционерам — М.

Погодину, князю Н. Юсупову, графу Н. Румянцеву, графам Мусиным-Пушкиным и многим другим. Завершает лекционный цикл экскурсия по выставке. Билеты — в продаже на сайте и в кассах музея.

Открытое восстание началось 26 июня. После вечевого сбора горожане двинулись в Кремль и потребовали выдачи Глинских, Были разгромлены их дворы, убит один из Глинских - Юрий. Большого труда ему стоило убедить народ разойтись.

Ряд выступлений в это же время произошел в некоторых других городах - причиной был неурожай, повышение налогов и злоупотребления администрации. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти.

Однако выступления 1547 года не нарушили объективного хода событий последних десятилетий. Они лишь подчеркнули необходимость дальнейших преобразований.

2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного

Румянцеву, графам Мусиным-Пушкиным и многим другим. Завершает лекционный цикл экскурсия по выставке. Билеты — в продаже на сайте и в кассах музея. Программа для детей 10-12 лет «С чего начинается музей» Приглашаем юных посетителей на программу к выставке «Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века». Юные участники «проживут» путь коллекционера на примере Павла Карабанова, собиравшего предметы русской древности. Какими знаниями должен обладать коллекционер? Как отличить оригинальную вещь от подделки? На эти и другие вопросы участникам программы предстоит найти ответы в ходе экскурсии. Во время творческой части программы ребята создадут модель «воображаемого» музея и наполнят его собственными экспонатами. Подарочная карта — билет с открытой датой, по которому можно однократно посетить Оружейную палату, все соборы и выставки в Успенской звоннице и Патриаршем дворце. Это хорошая возможность сделать подарок родным, друзьям и коллегам.

О приостановке продажи входных льготных билетов онлайн на сайте Музея С 8 декабря 2023 года приостанавливается продажа входных льготных билетов онлайн на посещение Оружейной палаты и архитектурного ансамбля Московского Кремля в связи с большим количеством необоснованных заказов билетов на сайте по льготной цене, оформленными лицами, не имеющими права на льготы. Приобрести билеты для льготных категорий граждан вы можете в кассах Музея в день посещения при предъявлении оригинала документа, подтверждающего право на льготу в Оружейную палату — не позднее 45 минут до начала сеанса, на Соборную площадь — без ограничения по времени.

По одной из версий, митрополит призвал юношу прежде венчаться на царство, по другой — будущий Иван IV сам заявил о своем намерении «поискати чинов предков». От Великого княжества Московского к Российской империи До этого царями на Руси называли только ханов Золотой орды и византийских императоров.

Русские же правители носили титул великого князя и долгое время назначались ордой, а на княжение не венчались, а ставились специальным церковным обрядом настолования. Однако за десятилетия до Грозного уже была сделана первая попытка провести обряд венчания на московский княжеский престол — однако тогда не использовался царский титул, да и удачи в борьбе за правление потенциальному великому князю венчание не принесло. Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности.

На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру.

Затем следовали пение многолетия и поздравления от духовенства и вельмож. Завершалась церемония литургией обедней , «отслушав» которую, как говорит летопись, царь возвращался во дворец, осыпаемый золотыми и серебряными монетами. Обращает на себя внимание любопытная деталь: вместе с бармами и шапкой Мономаха на царя возлагался наперстный т. Для современного человека это может выглядеть странно. Мирянин, хотя и непростой, носил наперстный крест поверх одежды. Более того, крест был неотъемлемой частью царского парадного облачения. При этом, что совсем уж покажется удивительным, в ту эпоху священнослужители в массе своей наперстных крестов не носили. Традиция ношения наперстные крестов священниками Русской православной церкви сравнительно молода. И она тоже связана с венчанием на царство.

Наперстными крестами были награждены императором Николаем II все русские православные священники по случаю его коронации 14 мая 1896 года. Скромный характер церемонии венчания на царство Ивана IV объяснялся отсутствием устойчивой традиции, которая только зарождалась, и, в частности, банальным отсутствием каких бы то ни было письменных документов, регулирующих процедуру. Венчание же сына Ивана IV царя Федора совершалось по книге, присланной константинопольским патриархом, вместе с грамотой о признании восточными патриархами царского титула Ивана IV. В отличие от церемонии венчания предшественника, где присутствовали только вельможи и высшее духовенство венчание на царство Федора Ивановича проходило при большом скоплении народа. Основным местом также был Успенский собор.

Первыми жертвами опричнины стали виднейшие бояре: первый воевода в Казанском походе А. Головин чей род традиционно занимал должности московских казначеев , П.

Лобан-Ростовский и др. Самим боярам и князьям предоставлялись поместья в других областях страны, например, в Поволжье [124]. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Освящённым собором и Боярской Думой [127]. Также есть мнение, что этот указ подтвердил своим решением Земский собор [128] [129] [130] [131] [132]. Но значительная часть земщины протестовала против опричнины, так в 1566 году около 300 знатных лиц земщины подали челобитную об отмене опричнины; из челобитников 50 подвергли торговой казни , нескольким урезали языки, трёх обезглавили [133]. Аполлинарий Васнецов. Конец XVI века Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков », 1912 год К посвящению в сан митрополита Филиппа , произошедшему 25 июля 1566 года, была подготовлена и подписана грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять» [134].

По версии Р. Скрынникова, благодаря вмешательству Филиппа были выпущены из тюрьмы многие челобитники Собора 1566 года. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбуждён процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отроч монастырь. Будучи опричным « игуменом », царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене , в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия : сам звонил к заутрене, пел на клиросе , усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание.

В целом, богослужение занимало около 9 часов в день [135]. При этом есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви. Историк Г. Федотов считает, что «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства» [136]. В 1569 году умер двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий предположительно, по слухам, по приказу царя ему принесли чашу с отравленным вином и приказанием, чтобы вино выпили сам Владимир Андреевич, его жена и их старшая дочь. Несколько позднее была убита и мать Владимира Андреевича, Ефросинья Старицкая , неоднократно встававшая во главе боярских заговоров против Иоанна IV и неоднократно помилованная им же. В декабре 1569 года, подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил в поход против Новгорода.

Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери , Клину , Торжке и других встречных городах. Александр Новоскольцев. Род Колычёвых , к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Ивана. Через четыре дня сюда приехал уже сам царь. Он отстоял службу в Софийском соборе и потом приказал начать репрессии. Опричники стали мародёрствовать во всем городе и его окрестностях. Согласно летописи, каратели никого не жалели, взрослых и детей пытали, избивали, а потом сбрасывали прямо в реку Волхов.

Если кто выживал, то того заталкивали под лёд палками. По разным данным, погибло от 2 до 10 тысяч человек [139] [ неавторитетный источник ]. Расправившись с Новгородом, царь выступил на Псков. Царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества. В то время, как гласит предание, Грозный гостил у одного псковского юродивого некоего Николы Салоса. Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей [ источник не указан 1796 дней ]. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря.

В тот же час пал под царём его лучший конь, что произвело впечатление на Ивана. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где начался «розыск» о новгородской измене, проводившийся на протяжении 1570 года, причём к делу были привлечены и многие видные опричники. Русско-крымская война 1571—1572 Основная статья: Русско-крымские войны В 1563 и 1569 годах вместе с турецкими войсками Девлет I Гирей совершил два безуспешных похода на Астрахань [140]. Во втором походе участвовал и турецкий флот, также турки планировали построить канал между Волгой и Доном для усиления своего влияния на Каспии , но поход закончился безрезультатной 10-дневной осадой Астрахани. Девлет I Гирей , недовольный усилением Турции в этом регионе, также скрытно мешал походу [141]. Начиная с 1567 года активность Крымского ханства стала нарастать, походы совершались каждый год [142]. В 1570 году крымцы, почти не получив отпора, подвергли страшному опустошению район Рязани.

В 1571 году Девлет Гирей предпринял поход на Москву. Обманув русскую разведку, хан перешёл Оку под Кромами, а не у Серпухова, где его ожидало царское войско, и устремился к Москве. Иван уехал в Ростов, а крымцы подожгли не защищённые Кремлём и Китай-городом предместья столицы [143]. В последовавшей затем переписке царь согласился уступить хану Астрахань, но тот не удовлетворялся этим, требуя Казань и 2000 рублей, а затем и заявил о своих планах захватить всё Русское государство. Девлет Гирей писал Ивану: Жгу и пустошу все из-за Казани и Астрахани, а всего света богатство применяю к праху, надеясь на величество божие. Я пришёл на тебя, город твой сжёг, хотел венца твоего и головы; но ты не пришёл и против нас не стал, а ещё хвалишься, что-де я московский государь! Были бы в тебе стыд и дородство, так ты б пришёл против нас и стоял.

Ошеломлённый разгромом Иван Грозный в ответном послании ответил, что согласен передать под крымский контроль Астрахань , но Казань вернуть Гиреям отказался: Ты в грамоте пишешь о войне, и если я об этом же стану писать, то к доброму делу не придём. Если ты сердишься за отказ к Казани и Астрахани, то мы Астрахань хотим тебе уступить, только теперь скоро этому делу статься нельзя: для него должны быть у нас твои послы, а гонцами такого великого дела сделать невозможно; до тех бы пор ты пожаловал, дал сроки и земли нашей не воевал [144] К татарским послам Иван вышел в сермяге , сказав им: «Видишь меня, в чём я? Так меня царь хан зделал! Все моё царство выпленил и казну пожёг, дати мне нечево царю» [145]. В 1572 году хан начал новый поход на Москву, закончившийся уничтожением крымско-турецкого войска [146] в битве при Молодях. Гибель отборной турецкой армии под Астраханью в 1569 году и разгром крымской орды под Москвой в 1572 году положили предел турецко-татарской экспансии в Восточной Европе [147]. Существует версия, основанная на « Истории » князя Андрея Курбского [148] , по которой победитель при Молодях, Воротынский, уже в следующем году был по доносу холопа обвинён в намерении околдовать царя и умер от пыток, причём во время пыток сам царь своим посохом подгребал угли [145] [149] [138] [150].

Иоанн Васильевич Великий, император Русии, князь Московии. С карты Абрахама Ортелия 1574 года Бегство царя из Москвы Источники сообщают разные версии о бегстве царя.

2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного

Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство! Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались.
Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного ВЕНЧАНИЕ ИВАНА IV НА ЦАРСТВО Период боярского правления продолжился до 1547 г., то есть до совершеннолетия последнего великого князя и его венчания на царство.
Иван IV и Фёдор Иванович: появление традиции и становление обряда Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения.

Кто был первым русским царем

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации) со временем претерпевало изменения. Торжественный обряд венчания на царство состоялся в Успенском соборе Кремля. Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. Венчание на царство. Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий