Новости история и география

В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые в истории перешел Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную землю с севера. Канал автора «Русское географическое общество» в Дзен: Путешествия, научные открытия, самые интересные экспедиции, исторические личности, репортажи из труднодоступных мест планеты и трезвый взгляд. Новости политики, экономики, культуры и спорта, свежие репортажи, интервью, статьи на сайте издания Новые Известия.

В Москве презентовали первый из 20 томов академического издания «История России»

Полотно историки называют картографической Джокондой. Оно написано по правилам, далеким от современных. Юг расположен сверху, север — снизу. У карты нет привычного масштаба и координатной сетки.

Открытие Христофора Колумба вполне могло принести славу и богатство вовсе не Испании, а ее главной конкурентке на торговой арене — Португалии. Именно Португальскому монарху предложил Колумб свой план. Однако же в Португалии его идею отвергли, и Колумб решил попытать удачи в соседнем государстве. Христофор Колумб. Источник Христофор Колумб родился в Италии в небогатой католической семье. Он владел четырьмя языками и обладал неутолимой жаждой знаний.

Еще задолго до своего великого плавания он зарекомендовал себя как талантливый капитан, штурман и астроном. По традиционной версии, в 1474 году Колумб обратился к астроному и географу Паоло Тосканелли за советом, как проложить кратчайший морской путь в Индию. С помощью карт Тосканелли Колумб составил план путешествия, который и был отвергнут Португалией, но — после долгих раздумий — принят испанскими монархами. Во время первой экспедиции Колумб получил в свое распоряжение 3 корабля и 90 моряков. В официальных документах нет указания конкретной цели экспедиции, но считается, что она заключалась в обнаружении именно Индии и налаживании с ней торговых отношений. Подтверждает это сохранившийся перечень товаров, которые короли надеялись найти за океаном: «Жемчуг или драгоценные камни, золото или серебро, пряности... Традиционно эти товары приписывались азиатским странам, в частности, Индии. Об этой экзотической стране на тот момент было мало что известно. Предполагалось, что Индия страна не католическая, а, возможно, мусульманская.

Поэтому в составе экипажа был человек, владеющий арабским языком. Он был уверен, что достиг берегов Индии. На самом же деле он высадился на берегах Америки. Так и была совершена «величайшая ошибка, которая привела к величайшему открытию», по словам французского географа Жана Анвиля. Аборигены встретили Колумба и его моряков как божеств, так как никогда ранее не видели светлокожих европейцев. Увы, миролюбивость не спасла коренных жителей Америки от жестокой участи, которую уготовили им испанцы. Из путешествия Колумб привез с собой несколько «индийцев», которые на деле были американскими индейцами. Но никто этого не знал, поэтому экспедицию посчитали успешной и тут же организовали вторую. Путешествие Христофора Колумба Вторая флотилия Колумба была куда более многочисленной.

Одним из ее участников стал будущий губернатор Кубы Диего Веласкес де Куэльяр. Эта экспедиция имела уже завоевательские цели.

Сердце-Камень на северо-востоке Чукотки. Здесь у сопровождавшего ледокола сломался винт. Капитан «Челюскина» В.

Воронин и руководитель экспедиции О. Шмидт приняли решение попробовать пройти море в одиночку, но на пути оказались огромные ледяные поля. Пароход был стиснут ими, и начался ледовый дрейф «Челюскина», продолжавшийся 4 месяца. Все люди за исключением одного спаслись на льдине, где возник дрейфующий «лагерь челюскинцев». Через два месяца люди были успешно вывезены на самолетах.

Шмидт руководил также воздушной экспедицией «Северный полюс», которая организовала дрейфующую станцию «Северный полюс» под начальством И. Папанин Первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1» составила группа из четырех человек под руководством И. В мае 1937 г. Водопьянинова доставил их в район Северного полюса, где группа высадилась на льдину. Сначала предполагалось, что льдина останется в районе полюса около года и затем будет снята самолетами.

Но ледяное поле начало двигаться, сначала медленно, а затем все быстрее — к проливу между Гренландией и Шпицбергеном и далее в Гренландское море. К концу дрейфа размеры их ледяного острова сократились до 150 кв. На помощь папанинцам пришли ледоколы. Люди были спасены. С тех легендарных времен количество «СП» достигло тридцати.

Результаты экспедиции были очень велики. Она изучила рельеф дна Северного Ледовитого океана на всем протяжении дрейфа, установила, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают до самого полюса, изучила движение 200-метровой толщи воды под действием ветра, разрушила прежнее представление о строении и циркуляции атмосферы в приполюсных районах.

И гораздо более важным с точки зрения стабилизации государства было не внешнее, а внутреннее признание, основанное на творческом развитии легенды о том, что царский титул получен русским государем непосредственно от византийского императора ещё при Владимире Мономахе [23]. При этом речь идёт об историческом эпизоде, случившемся всего через восемь лет после того, как Иван III вынужден был лавировать между, с одной стороны, нежеланием «богатых и брюхатых» московских бояр принимать риск прямого столкновения со слабеющей Ордой и требовавших, чтобы он Иван «царю бы не грубил», с другой — давлением иерархов церкви в лице митрополита и ростовского архиепископа Вассиана [24]. Эти колебания, как известно, являются одним из наиболее интригующих сюжетов отечественной истории, что указывает на подлинный характер выбора, сделанного Иваном III в 1480 г. Буквально через несколько лет предельно осторожный и дипломатичный Иван III занимает столь горделивую позицию по отношению к самой могущественной европейской державе. Отношения со Священной Римской империей — политическим центром западного мира — не имели для России значения, даже приблизительно близкого по масштабам тому, что касалось её дел на востоке и юге. Силовая политика России развивалась в другом географическом направлении, и Западная Европа в конце XV в. В этом смысле, даже если бы отношения России и ведущих держав Западной Европы на решающем повороте нашей истории и не определялись церковными разногласиями о чём речь ниже , они не могли быть союзническими просто в силу удалённости театров, на которых державы решали свои внешнеполитические задачи. Нараставшее с третьей четверти века присутствие в России европейских специалистов, среди которых больше всего было греков и итальянцев, никак не было связано с качеством межгосударственных отношений.

России предстояло непосредственно столкнуться с европейскими силами только в середине XVI века и особенно в Смутное время. Однако в первом случае речь идёт о том, что сейчас называется «война по доверенности», которую империя если и вела против России, то силами мало подчинявшейся императору Польши. Второе же вторжение поляков и шведская экспансия стали следствием обрушения Русского государства в результате династического кризиса. В этот период сами европейские государства вели политику изоляции России и активно боролись с её попытками внедриться в европейские дела, либо развивать торговлю в Европе. Уже в 1547—1548 гг. Первый настоящий опыт дипломатии ради достижения военно-политических целей при Петре Великом решал задачи территориальной экспансии за пределы русских земель, а не обеспечения их собственной безопасности. Выраженное в середине 1780-х гг. Россия возникла отдельно от политической цивилизации Западной Европы, её дипломатическая и внешнеполитическая культура сложилась в иных условиях, за пределами сообщества сильнейших государств, формирование которого не имело к ней отношения. Во-первых, осознания истинности своей веры и глубокой уникальности единственного, по воле обстоятельств, православного государства, которое не покорилось исламу. Во-вторых, связанного с убеждённостью в истинности веры превосходства над соседями на Западе, хотя оно и не имело ничего общего с радикализмом «нервно-впечатлительного» Ивана Грозного.

К тому же на юге и востоке она соприкасалась с язычеством инородцев Сибири и исламом Золотой Орды, а затем Османской империи, политические противоречия с которыми не содержали настолько ярко выраженного культурно-религиозного аспекта. Можно предположить, что теократический характер России доимперского периода занимает слишком большое место в национальном самосознании, чтобы его могли вытеснить европейские привычки, внедрённые Петром, или участие в континентальной дипломатии, всё равно остававшиеся частными эпизодами на фоне более масштабной веры в собственную исключительность. Но не потому, что церковь занимала тогда особое место в государственной системе, — это положение начало меняться реформами Никона XVII в. Центральный фактор, определяющий место религии в российской внешней политике, состоит в том, что исключительное на ранних этапах положение церкви позволило её идеалам заложить основу политического мировоззрения народа и государства. Нашей задачей не является подробное описание эволюции положения православной церкви и её отношений со светской властью в период собирания великорусских земель. Известная всем канва событий такова, что с самого начала «процесса социально-политической организации великорусского племени» правители Москвы прекрасно осознавали необходимость тесного союза с церковью [27]. Это решение оказало важное моральное воздействие на всех его преемников, которые вплоть до Ферраро-Флорентийского собора 1438—1445 гг. После татаро-монгольского разорения и в условиях постоянной борьбы князей церковь становилась центральным институтом русского общества и, опосредованно, самого государства. Как отмечал Сергей Соловьёв, «единство Руси поддерживалось единым митрополитом» [30]. Более того, как это определил Гелиан Прохоров, «церковное и духовное сплочение Великой Руси вокруг Москвы предшествовало сплочению политическому» [31].

Помимо формальных возможностей митрополитов это делало церковные идеалы доминирующими не только в сознании народа, но и для способа мысли о природе развивающегося государства, его месте в мире и соотношении с другими державами. Православие стало играть роль, недостаточно присущую ему на киевском этапе развития, и тем более в период феодальной смуты, предшествовавшей монгольскому нашествию — «религии, которая более всего связывает и образует народы» [32]. Идеология растущего государства была основана на идее преемственности Киевской Руси, преимущественно в той мере, в какой этого требовали «специфические особенности средневекового политико-правового сознания», но даже сейчас мы видим истинные масштабы её присутствия в российском внешнеполитическом мышлении [33]. Она подразумевает, что государство и его институты способны эффективно действовать в настоящем и будущем только при условии, если они укоренены в прошлом. Это формировало политическую концепцию преемственности власти московских князей от киевских, включая право на обладание всеми родовыми землями. Но ещё более фундаментальное значение имела постоянно подвергавшаяся усовершенствованию легенда «царских даров», на основе которой окончательно оформилась российская государственная идеология. Лежащее в её основе понятие истинного, боговенчанного, христианского царя и идея предназначения власти как служения православному христианству получило логическое завершение в работах монаха Филофея. Сейчас его труды известны широкой общественности преимущественно в связи с оформлением концепции «Москва — третий Рим», хотя, как свидетельствуют историки, само по себе указание на прямую преемственность земной роли Русского государства от Византии появляется намного раньше. Важно другое: в работах Филофея, как отмечает, например, Владимир Томсинов, присутствует идея «Ромейского царства» Господа Бога — идеальное неразрушимое государство, образ которого после «предательства» и крушения Константинополя принимает на себя Московское царство [34]. Русское государство, таким образом, является не просто новым носителем идеала православного христианского государства.

Тезис о «третьем Риме»указывает на то, что Россия — это именно последний земной носитель данного идеала. Возникающая на этой основе интерпретация политической царской власти — «без царя нет святой Руси, без святой Руси нет царя» — основана на византийской «унитарной» идее. Согласно ей, как определяет французский богослов Ив Конгар, «земное правление и земной порядок вещей следует порядку небесному — на земле есть лишь один порядок, одна истина, одна справедливость, одна власть, носителем которой является образ и представитель Божий: единому Богу на небесах соответствует на земле, по меньшей мере в правовом отношении, единый монарх» [35]. Поскольку в идеологии Московского государства утверждается идея о переносе Рима, то происходит и перенос связанного с ним экклезиологического примата, в рамках которого христианское общество созидается по образу Царства Небесного и небесной politeia; оно объединяет единым порядком под властью императора все аспекты жизни [36]. Позиция Русского государства по отношению к латинскому Западу формировалась на основе интеграции политических представлений князей и богословско-канонической мысли Церкви. Конгар пишет: «С точки зрения византийского идеала многие эпизоды из истории христианского Запада представляются настоящим предательством» [37]. Он «оказался под владычеством варваров и перешёл к варварам, совершал свою измену, создавая как бы римского, а на самом деле германского, то есть варварского императора» [38]. Именно это, будучи перенесено на русскую почву, заложило основу и политического, и культурного отчуждения двух миров: византийского, утверждавшего себя в качестве единственного правопреемника Рима, и латинизированного варварского мира. Единственная попытка решить проблему разделения, предпринятая Римом в рамках чрезвычайных обстоятельств, предшествовавших падению Константинополя, провалилась в России не в результате политической воли князей. Возвращение в 1441 г.

Однако окончательное слово сказали противники объединения внутри церкви и народ, что позволило в 1448 г. Таким образом, к моменту, когда погибающая Византия, цепляясь за жизнь, решилась, с точки зрения православной традиции, на самое страшное преступление, Россия уже прошла исторический путь, позволивший выступать самостоятельно и на основе идеологии, поколебать которую не могла даже воля императора и патриарха. К тому моменту был заложен фундамент отношений России и Запада, основанный на осуждении и отрицании всего пути, избранного Западной Европой после падения Римской империи.

Природные катаклизмы

Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте Радио Sputnik. 24.07.2023 (Из жизни) Диаграмма Ганта: история и современное применение в исследованиях по географии Исследователи и проектировщики использую много разных графических инструментов, которые облегчают руководство проектами и ведение сложных многоплановых. Основная часть краеведческой конференции проходила в рамках трех секций – «История», «Археология, этнография и антропология народов Сибири и «География и культурология». Группа РИА Новости в Одноклассниках. Официальная страница сайта , медиагруппы "Россия сегодня". История и География ЭЛЛИНСКИЙ МИР-ΤΟΥ ΕΛΛΗΝΙΣΜΟΎ. Ученые из Музея естественной истории Флориды и других научных учреждений секвенировали 391 ген 2244 видов →.

Новости в России и мире сегодня

читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: "Было состояние шока": очевидец рассказала о землетрясении на Тайване Ветер поднял пепел камчатского вулкана Шивелуч на высоту 2,5 км. Перспективными в плане наращивания присутствия Российской Федерации в Списке всемирного наследия являются также такие меры, как расширение географии и видового разнообразия выдвигаемых объектов – с акцентом на все более востребованные ландшафтные, смешанные. Одно из старейших географических обществ мира, Русское географическое общество объединяет специалистов в области географии и смежных наук, а также энтузиасто. Одно из старейших географических обществ мира, Русское географическое общество объединяет специалистов в области географии и смежных наук, а также энтузиасто. Перспективными в плане наращивания присутствия Российской Федерации в Списке всемирного наследия являются также такие меры, как расширение географии и видового разнообразия выдвигаемых объектов – с акцентом на все более востребованные ландшафтные, смешанные. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.

Важнейшие события в истории географии

Explore National Geographic. A world leader in geography, cartography and exploration. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Климатологи уточнили, когда Северный Ледовитый океан полностью освободится ото льда. Одно из старейших географических обществ мира, Русское географическое общество объединяет специалистов в области географии и смежных наук, а также энтузиасто. География. Отдельные географические открытия. Русское географическое общество – одно из старейших географических обществ в мире, организованное в 1845 году.

#география

Давайте разбираться. Всемирный день снега проходит каждое предпоследнее воскресенье января. Другое название праздника — Международный день зимних видов спорта. Праздник был утверждён в 2012 году по инициативе Международной федерации лыжного спорта...

Русский режиссёр снял эпическую картину о Севере Серия экспедиций по пути следования русского путешественника Семёна Дежнёва. Десять тысяч километров. Четыре года съёмок, год подготовок.

Более трёхсот часов отснятого материала. Съёмки с вертолёта, собачьих упряжек и парусного струга. И всё ради одного полуторачасового фильма — "Великий Северный путь".

Накануне мы пообщались с режиссёром, документалистом, путешественником, этнографом и членом РГО Леонидом Кругловым и узнали, чем он будет удивлять зрителей... Посмертно Члены Рязанского отделения Русского географического общества обратились к руководству РГО с просьбой присвоить звание Почётного члена прославленному военачальнику, генералу от инфантерии Михаилу Дмитриевичу Скобелеву. Если руководство Общества пойдёт навстречу, это будет первый случай в истории РГО, когда звание присваивают посмертно.

Коллективное заявление об избрании его в число Почётных членов Императорского Русского географического общества подали 5 апреля 1882 года на заседании Совета Общества... Да, это мстит, ликует, дышит Победоносный Ленинград! Ольга Берггольц, 1944 27 января 1944 года.

Дата, высеченная в летописи Петербурга. В этот день советские войска окончательно разорвали кольцо, на протяжении 872 дней душившее Ленинград фашистской блокадой. Трагедия, которая унесла жизни, по разным данным, от 700 тысяч до 1,5 миллиона человек, которая подкосила, но не сломила город.

Каким оружием сражались с врагом советские географы, картографы... Несмотря на разрушения, многие объекты сохранили очертания и представляют немалый исторический интерес. Самым успешным исследовательским проектом стали "Затопленные святыни Мологского края".

Что узнали специалисты? Какие тайны стали явью благодаря многолетним исследованиям? И почему нам так интересна затопленная территория некогда богатого и прекрасного Мологского края?

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке — t. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress. Если у вас нет аккаунта, вы можете зарегистрироваться.

После завершения регистрации на указанную в форме электронную почту придет письмо с логином и паролем для входа в ЕЛК. Если вы уже зарегистрированы в ЕЛК, но забыли логин и пароль, вы можете воспользоваться функцией восстановления логина и пароля на странице входа в ЕЛК или написать на почту weboffice roscongress.

Длина каньона составляет 800 км, в то время как глубина - до 800 м, передает агентство BBC. Каньон, образованный древней рекой, которая протекала 4 млн лет назад, еще до того, как Гренландию сковали льды, был обнаружен совершенно случайно группой ученых в ходе исследования скалистого основания при помощи георадара.

Свое начало каньон берет в центре Гренландии и уходит все больше в сторону северного побережья. В древности река, оставившая после себя каньон, впадала в Северный Ледовитый океан. Специалисты, занимающиеся изучением ледников, считают, что каньон играл ключевую роль в переносе в океан подледной воды. Толщина ледникового покрова Гренландии, как известно, местами достигает 3-х км.

Поверхность центральной части острова раньше находилась на высоте порядка 500 м над уровнем моря, теперь же она немного просела.

Таким образом, Россия на основе Великороссии исходно формировалась в иной среде, чем её будущие и настоящие европейские партнёры. Характер нашего государства определил его совершенно уникальный опыт. Уже само это позволяет иначе смотреть на вопрос о гипотетической принадлежности России к европейской политической цивилизации. Это не означает отрицания культурного родства в рамках изначального сосуществования западной романо-германской и восточной греко-славянской частей Европы, вторая из которых была за исключением России поглощена первой, более мощной в военно-политическом смысле. Россия сравнительно поздно появилась в системе межгосударственных взаимодействий Западной Европы и никогда не преодолевала своего периферийного положения в ней. Хотя уже в ходе Великой Северной войны 1700—1721 гг. Россия под водительством Петра Первого нанесла поражение одной из ведущих военных держав своего времени, подлинное влияние на состояние европейского баланса сил пришло к ней только после Семилетней войны 1756—1763 годов.

По этому поводу российские и зарубежные историки достигли относительного согласия. Но в тот период Российское государство уже было, как определяет Хэмиш Скотт, «наиболее успешным и динамичным континентальным государством второй половины XVIII столетия» [4]. Только тогда Российское государство вступило в прямое соприкосновение с ведущими европейскими державами, а его действия стали частью баланса сил, являвшегося к тому времени и следующие 150 лет центральным для всей мировой политики. Россия начала всё чаще сталкиваться с необходимостью учитывать силовые возможности европейских государств, когда принимала свои внешнеполитические решения, чего ей ранее делать не приходилось. Но окончательно такой ограничитель могущества проявился только в XIX веке. Фундаментальные отличия российской внешнеполитической культуры от того, чем руководствовались остальные участники строительства нового европейского порядка, стали очевидны на Венском конгрессе. Возможно, именно тогда и была впервые чётко и по объективной необходимости обозначена разделительная линия между Россией и Западной Европой, наиболее сильные державы которой определяли в XVI—XIX вв. В чём состоит наша гипотеза На эти отличия обращает внимание Генри Киссинджер в своей главной работе «Восстановленный мир: Меттерних, Касльри и проблемы мира», отмечая особое положение императора Александра I и фундаментальные отличия логики его поведения от того, как вели себя его собеседники из Австрии, Британии, Испании, Пруссии или Франции [5].

Вместе с тем даже столь уважаемый автор ограничивается тем, что связывает особенности политики с индивидуальными особенности этого монарха, либо весьма неохотно с исключительными военными возможностями России после победы над Наполеоном. Впрочем, главным объектом того исследования было создание международного порядка после революционной ситуации, а не анализ российского поведения. Россия не могла испытывать влияния системы прав и обычаев международного общения, которая в предыдущем столетии получила условное определение Вестфальской. Наполнение этого порядка — баланс сил — никак не могло влиять на способность России решать внешнеполитические задачи в ходе многочисленных войн, а западноевропейская культурная и дипломатическая традиция не представляла для России большого интереса в силу её малой практической значимости для борьбы Российского государства за выживание. Конфликты с европейцами, которые находились наиболее близко и могли нанести вред, Россия улаживала самостоятельно как свои личные дела, о чём Иван III и писал императору Священной Римской империи Максимилиану I, информируя того о намерении войной вернуть себе Киевское княжество. Широко известная якобы «переписка» Ивана Грозного с британской королевой Елизаветой I рассматривается как забавный исторический курьёз, в то время как аналогичные по форме коммуникации между европейскими государями часто становились элементами серьёзных геостратегических изменений. Дипломатические отношения между Москвой и европейскими дворами имели консульский характер и не решали принципиальные вопросы региональной политики, среди которых на первом месте всегда стоял территориальный. Гипотеза следующая.

К моменту появления на сцене западноевропейской стало быть, мировой международной политики Россия уже обладала целостной основой внешнеполитической культуры, определявшей, как государство реагировало на вызовы и какими могли быть внутренние регуляторы его поведения. Например, поскольку вопросы войны и мира являются для науки о международных отношениях центральными, именно в ранний период возникает то, что Карамзин в своём, если пользоваться определением Якова Лурье, панегирике Ивану III называет «системой войны и мира», основанной «на дальновидной умеренности» [6]. И тогда же, на самой заре существования государства, формируется его упорный характер, энергия властителей, по мнению Александра Преснякова, была направлена на «объединение северной Руси в борьбе на три боевых фронта» [7]. В ходе этой борьбы Русское государство, согласно определению Алексея Петрова, «воцерковилось», произошла «сакрализация общественного и бытового укладов», где не было грани между религиозной и светской сторонами культуры [8]. Сейчас Россия даже геополитически наиболее близка к своим границам до начала распространения на территории с доминирующим инородным населением. Поэтому начинать осмысление опыта только с того момента, как она взялась отвечать на насущные и сейчас вопросы, значит искусственно загонять себя в рамки дискуссии, возникшей в специфических условиях XIX столетия. Но если отложить в сторону фаталистическую интерпретацию известного тезиса о невозможности понять Россию умом, можно надеяться, что ранняя и малоизученная часть истории государства заключает в себе возможности для научного познания российской внешней политики. Если мы не сделаем этого, поиски будут ограничены рамками имперского периода, который, в действительности, является весьма непродолжительным.

Три истока русской внешней политики Внешняя политика России, как и любого государства, опирается на три взаимосвязанных элемента — географию, историю и культуру центральный элемент которой — доминирующая религия. Каждый из них имеет фундаментальное значение для особенностей общения с другими социальными организациями и для базовых внутренних условий, на фоне которых действуют субъективная диалектика и фактор случайностей. Даже наиболее значимое потрясение российской истории — революционные события начала ХХ в. Это не означает, что дискуссия об изменениях, которые могут произойти в российско-европейских отношениях, не имеет практического смысла — она может сделать более комфортным для национального самосознания неизбежный процесс адаптации России к международному порядку, где Западная Европа уже не занимает центрального места. Однако сам по себе текущий конфликт с Западом является, помимо действий противоположной стороны, продуктом нашей внешнеполитической культуры, того, как Россия решает основные дилеммы взаимодействия силы и справедливости в международной политике. География Только этот фактор представляет собой наиболее устойчивый физический базис внешней политики, задаёт ей направление, изменить которое не могут никакие события, помимо гибели государства как такового. Как сформулировал в одном из своих трудов выдающийся систематизатор науки о международных отношениях Ганс Моргентау, «пирамида силы государства произрастает на сравнительно стабильном фундаменте его географического положения» [9]. Ландшафт формирует возможности хозяйственной деятельности, оценку угроз, восприятие пространства в контексте выживания социальной общности, способность или неспособность народа контролировать свои устремления, понимание наличия естественных границ или отсутствие такового.

Русский ландшафт — не знающее внешних физических пределов и покрытое реками открытое пространство, в равной степени опасное с точки зрения внешних угроз и приспособленное для непрерывной колонизации, когда для этого есть возможности. В этих условиях политика Московского государства, по определению Валентина Бочкарёва, «шла за колонизационным продвижением широких масс населения, интересы которого в этом отношении совпадали с династическими стремлениями» [10]. Географически колыбель российской государственности — Великорусский Северо-Восток — была расположена на наибольшем удалении от основных цивилизационных центров Евразии, где кипела междоусобная борьба народов в разных её проявлениях — от Западной Европы, Восточной и Южной Азии. Первоначальное расширение российской территориальной базы происходило вне пространства, куда распространялись силовые возможности ведущих держав, возникших в этих центрах. Русское государство сталкивалось с серьёзными противниками, но с малым количеством, они были стратегически слабы, не смогли создать крепкую государственность в самый решающий период истории, и никто из них не сохранился до настоящего времени. Именно с географическим положением Русского государства связано то, что его участие в европейских или азиатских делах стало продуктом самостоятельного развития, а не объективных факторов, которые могли бы сделать это необходимостью. В этом основное отличие России от её непосредственных соседей на Западе, где в силу географии формирование государств в современных пределах было органически связано с процессами в их ближайшем окружении. На ранних этапах истории Россия также испытывала влияние соседей — Золотой Орды и Русско-литовского, а затем Польско-литовского государства.

Однако ещё большее значение имели отношения между самими русскими княжествами, сохранившимися после ордынского нашествия. При этом и в первом, и во втором случае окружение не сохранилось в качестве постоянного фактора российской внешней политики, а было поглощено Русским государством на протяжении нескольких сот лет территориальной экспансии. Позже упадок могущественных соседей обусловил то, что Россия начала осваивать их прежние территории, «пришла» в Азию, а затем и в Европу, полностью сформировавшись в качестве суверенного государства в пределах проживания великорусского этноса в начале XVI века. К этому моменту Россия уже заполнила собой всё доступное географическое пространство и включила в свой состав народы, общение с которыми формировало её исторический опыт внешней политики.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий