Новости конфликт в судане

Конфликт между силовиками в Судане обострился 15 апреля. В чем причины военного конфликта, когда могут завершиться волнения, как происходящее в стране отражается на отношениях России и Судана — обо всем этом побеседовал с послом республики Судан в РФ Мохаммедом Сирраджем. В Судане противоборствующие стороны договорились о перемирии на трое суток.

Стороны конфликта в Судане согласились на перемирие

В Судане развернулось масштабное вооруженное противостояние между силами быстрого реагирования и регулярной армией. В Судане, который из-за 20 лет гражданской войны превратился в одну из беднейших стран мира, который американцы исключили из черных списков спонсоров терроризма только что, объявив, что будут строить там образцовую демократию африканского типа, танки на улицах. Глава европейской дипломатии выразил опасения, что конфликт в такой густонаселенной стране, как Судан, станет потрясением для всей Африки.

Главные новости

  • Что еще почитать
  • Главное сегодня
  • Последние новости и события Судана - РТ на русском
  • Источник «АиФ»: мятеж в Судане подняли, чтобы отнять у России военную базу | Аргументы и Факты

Стороны конфликта в Судане согласились на переговоры

По его мнению, конфликт в Судане имеет намного более глубокие предпосылки и намного более серьезное значение. последние известия. В чем причины военного конфликта, когда могут завершиться волнения, как происходящее в стране отражается на отношениях России и Судана — обо всем этом побеседовал с послом республики Судан в РФ Мохаммедом Сирраджем.

Судан тряхнуло. К чему приведут столкновения регулярной армии и спецназа

Нынешний военный конфликт дестабилизирует ситуацию в Судане и подвешивает на неопределенное время российские планы по строительству военной базы на побережье Красного моря. На фоне конфликта в Дарфуре, трагических событий, приведших к независимости Южного Судана в 2011 году, данный тезис подтверждается вдвойне. Напомним, 15 апреля в Судане началось вооруженное противостояние между армией страны и Силами быстрого реагирования (СБР). Минздрав Судана 23 апреля заявил о том, что в результате столкновений погибли 600 человек, передавало РИА Новости. Конфликт между двумя соруководителями Судана не стал неожиданностью для экспертов. Дым в Хартуме, Судан В Судане заявили о разрушении институтов здравоохранения из-за конфликта.

ООН: более 120 тыс. человек бежали в Эфиопию из Судана из-за вооруженного конфликта

В пятницу стороны договорились ввести режим прекращения огня в честь окончания Рамадана, но уже вчера он был нарушен, говорит репортер СВС News Наба Мохадим: «Утром бои возобновились у здания штаба военных и президентского дворца. Перемирие не срабатывает уже четвертый раз подряд. Поступают сообщения о хаотичных захоронениях в городе. Погибших из зон боев не вывозили уже семь дней, и как сообщают очевидцы, бойцы спецназа хоронят мертвых на улицах без опознания и ДНК-тестов. На выезде из Хартума снова небезопасно, несмотря на это, тысячи семей снова пытаются покинуть город и попасть в провинцию Эль-Гезира. Уже убито много людей». После госпереворота 2021 года Суданом управляет совет генералов во главе с двумя военными — генералом армии и начальником спецподразделения сил быстрого реагирования. Нынешний конфликт возник из-за планов включить спецназ в состав вооруженных сил, а также из-за неясности, кто возглавит армию после слияния. Нападение на французский конвой группировки сил быстрого реагирования и значение конфликта в Судане для региона комментирует российский африканист Александр Зданевич: — Сейчас ситуация достаточно турбулентная, настолько все интенсивно, что вряд ли кто-то всматривается в опознавательные знаки конвоев, поэтому просто могли попасть в такую ситуацию не очень приятную. А потом постфактум уже, естественно, разобрались. Я не думаю, что там какие-то именно против дипломатов есть осознанные действия.

С чем это связано? На какой-то момент могло просто мультипликативный эффект иметь, когда одни сорвались с места, и все за ними потянулись.

Конфликт с разной степенью интенсивности длится с 2019 года. Сейчас мы наблюдаем его острую фазу, поэтому всеобъемлющее урегулирование может произойти не скоро. Накопились внутренние противоречия, которые требуют компромиссов. Пока стороны к этому не готовы.

Не стал бы говорить о том, что обострение ситуации в Судане сильно повлияет на мировые рынки. Потому что доля добычи полезных ископаемых в стране незначительна». Судан добывает до 100 т этого металла в год, он — один из лидеров по этому показателю. Россия занимает сбалансированную позицию. Глава МИДа Сергей Лавров во время визита в Судан в феврале этого года встречался с лидерами обеих противоборствующих сейчас сторон. Россия заинтересована в стабильности.

Объективных предпосылок к тому, чтобы конфликт перешел на стадию регионального, нет. Основные страны, которые связаны с противоборствующими группировками, выступили с миротворческими инициативами — ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет. Кроме того, скорее всего, и другие внешние партнеры, в том числе Россия, Китай, приложат усилия, чтобы не допустить длительного открытого конфликта». Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов: «Ситуация осложнятся тем, что противоборствующие стороны равны по своему потенциалу. Речь, возможно, идет о начале нового раунда борьбы за власть. Она в значительной степени возникла в результате неуклюжих действий представителей ООН при формировании нового правительства страны — на совещании ООН 15 марта далеко от реалий было расписано, как дальше вести работу по передаче власти от военной администрации к гражданской.

Именно это и спровоцировало усиление конфронтации между противоборствующими сторонами. Вместо того чтобы помочь при формировании правительства и создании комитета по разработке новой конституции, представители ООН повели себя некомпетентно.

К вспышке гражданской войны привел конфликт между двумя главными фигурами в военно-политическом руководстве страны — генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом, возглавляющим вооруженные силы это более 104 000 человек, включая флот и ВВС , и генералом Мохамедом Хамданом Дагало «Хемети», командующим RSF численность более 40 000 человек, на вооружении имеют бронетранспортеры и артиллерию. В высшем военно-гражданском органе власти — Суверенном совете — аль-Бурхан является председателем, а Хемети — его заместителем.

Конфликт между военными лидерами обострился после заключения 5 декабря 2022 г. Как поясняет Al Jazeera, одним из элементов этого соглашения был вопрос об интеграции RSF в структуру вооруженных сил. Шаги, предпринятые для этой интеграции, были слишком поспешными и привели к еще более резкому конфликту армии и RSF. Стороны не смогли договорится как по вопросам включения RSF в единую армейскую структуру, так и по выходу военных из прибыльных экономических секторов.

Последнее весьма чувствительно для RSF, которые контролируют несколько золотых месторождений в Судане. Кроме того, добавляет Al Jazeera, речь могла идти и о привлечении военнослужащих к ответственности за прошлые преступления, что также не могло устроить RSF. Эта организация создана на основе ополчения «Джанджавид» — милиции скотоводов-арабов.

Этнический состав Судана всегда был достаточно пестрым.

По данным историка-востоковеда, автора книги «История Судана. Чуть более половины составляли арабы-мусульмане. К крупнейшим представителям мусульманского населения также относятся проживающие на севере нубийцы, населяющий побережье Красного моря народ беджа и народ фур, проживающий в Дарфуре на западе. На севере преобладает ислам.

На юге проживает негроидное население, которое разговаривает на языках нилотской группы. В основе противостояния регионов лежат религиозно-этнические противоречия. С момента обретения страной независимости лидирующее положение в ней занимало арабское население. Правительства в столице страны Хартуме поддерживали тезис, что идентичность всех граждан Судана должна основываться на арабо-исламских ценностях.

Неарабское население подвергалось дискриминации и маргинализации. Вместе с тем север попросту эксплуатировал богатые ресурсами южные территории. Они выкачивали из юга ресурсы — сначала хлопок, позже нефть — и не стремились ликвидировать экономическое неравенство. По мнению Серёгичева, колониальные по сути порядки установились из-за экономического кризиса, охватившего страну в первые годы после обретения независимости.

Здесь сошлось несколько факторов. Низкий урожай хлопка, зависимость от него суданской экономики и агрессивные действия западных держав: США захватывали хлопковый рынок, а Великобритания отказалась покупать сырье у Судана. В 1955 году между исламским севером и христианским югом началась Первая гражданская война. Она окончилась Аддис-Абебскими соглашениями 1972 года, которые обязали Хартум дать южанам автономию.

В 1983 году вышел закон, требующий соотнесения любого законодательного акта с шариатом. Судан был объявлен исламским государством по всей территории, что фактически автономию отменило. Закон спровоцировал Вторую гражданской войну, длившуюся до 2005 года. Она закончилась подписанием Всеобъемлющего мирного соглашения, которое вновь предоставило югу автономию — но уже на шесть лет, до последующего проведения референдума о независимости.

На юге сконцентрированы значительные запасы нефти. В 2000-е годы они привели тогда еще единое государство к экономическим успехам. Но успехи обернулись «ресурсным проклятьем»: доход от продажи сырья распределяли между собой чиновники и военные. Вместо инвестирования в экономику они пускали деньги на сохранение контроля над страной.

Последующее отделение юга не способствовало стремительному экономическому росту. Арабо-африканские конфликты Вслед за сецессией последовал конфликт в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил.

Из-за боев в Судане миллионы людей потеряли кров

Но это утверждение оказалось сомнительным", — пишет Набих аль-Бурджи в издании Ad-Diyar. Однако в реальности его использует в своих целях именно Запад. Американские официальные лица уже объявили, что США может направить в африканскую страну свою военную группировку, не спрашивая разрешения у суданских властей в Хартуме. Этот второй по величине город Судана является его единственным морским портом на Красном море, что придает ему особую важность. Как написали в Der Spiegel, Германия приняла решение направить в Судан до 1600 военнослужащих бундесвера. А в случае "чрезвычайной ситуации" численность контингента могут дополнительно увеличить. Как сообщают немецкие журналисты, министерство обороны и министерство иностранных дел ФРГ планируют обеспечить немецких солдат мандатом, разрешающим применять оружие против местных жителей. Однако германское правительство не видит проблемы в том, чтобы послать своих военных на территорию суверенного государства. И это хорошо иллюстрирует лицемерие его позиции по украинскому вопросу.

А Судан ожидает продолжение хронической внутренней войны. Потому что такой сценарий полностью устраивает могущественные внешние силы.

В боевых действиях столкнулись лбами две самых влиятельных фигуры Судана - генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан, который командует вооружёнными силами страны и одновременно возглавляет Переходный суверенный совет, и генерал Мухаммед Хамдан «Хемедти» Дагало, лидер RSF. Судя по ожесточённому характеру боёв, никто не собирается сдаваться на милость победителя. Вопрос власти только испортил их Генерал аль-Бурхан обвинил повстанцев в том, что они первыми обстреляли его резиденцию. В свою очередь, генерал Дагало заявил, что первой стреляла армия и что военные нарушили договорённости о переходе к мирному правлению. На самом деле стараться определить, кто сделал первый выстрел и уж тем более, какая из сторон берёт верх, основываясь на противоречивых заявлениях генералов или таких же противоречивых сообщениях СМИ, не имеет смысла. Представители армейского командования утверждают, что командующий СОП бежал в неизвестном направлении, после того, как его бросили его же подчинённые.

Дагало утверждает, что его противник потерял контроль над вооружёнными силами и потому его песенка спета. В то время он был генеральным инспектором вооружённых сил, но также занимал должность командующего региональной армией в Дарфуре, где в ходе боевых действий с 2003 по 2008 год погибли 300 000 человек и миллионы были вынуждены покинуть свои дома. После свержения диктатора в 2019 г. Передавать власть гражданской администрации не торопится. По всей вероятности, должно пройти как минимум ещё несколько дней, прежде чем определится сильнейшая сторона. Не исключено, что силы окажутся более или менее равными и тогда ждать придётся больше. В этом случае есть риск, что конфликт может растянуться по времени и не разрешиться в течение часов или даже дней. Для тех, кто внимательно следил за развитием обстановки, начало ожесточённых столкновений между двумя генералами не стало неожиданностью.

Взрыв назревал постепенно по мере того, как военные всё больше запутывались в вопросах о передаче власти гражданским политикам. Уже после переворота в октябре 2021 года многие эксперты были уверены, что интересы обоих генералов в средне- и долгосрочной перспективе будут расходиться. Так и получилось. Кто есть Who Генерал Мухаммед Хамдан Дагало, больше известный как «Хемедти» «прославился» как командир ополченцев джаджавид, ответственных за самые ужасные зверства в Дарфуре. Его успехи в подавлении восстания принесли ему благосклонность диктатора Омара аль-Башира. В 2013 году назначен главой вновь созданных Сил оперативной поддержки. После военного переворота 2019 года получил должность в Переходном военном совете.

По мнению западных наблюдателей, конфликт был спровоцирован спором об интеграции Сил быстрого реагирования СБР в вооруженные силы в рамках перехода к гражданскому правительству и о том, кто должен контролировать этот процесс. Эксперты опасаются еще большего кризиса и гражданской войны. В Судане армия устроила переворот в октябре 2021 года и с тех пор правит страной. В субботу обострилась давняя борьба за власть между двумя влиятельными группами военных. Глава переходного суверенного совета и главком ВС страны Абдель Фаттах аль-Бурхан издал указ о расформировании СБР, на вооружении которых была артиллерия, танки и боевая авиация. На прошлой неделе Силы быстрого реагирования разместили свои подразделения в городе Мероэ на севере, регулярная армия потребовала от них покинуть населенный пункт. В субботу между ними начались бои. Армия утверждает, что военизированное формирование первой атаковало её позиции. СБР обвиняет регулярную армию в нападении на свою базу в столице с «использованием всех видов оружия». СБР заявляли, что взяли под контроль, помимо воздушной базы в Мероэ, президентский дворец и международный аэропорт в столице. В Хартуме, по некоторым свидетельствам, ожесточенные бои продолжаются на большинстве мостов, вокруг аэропорта и штаба военных. Армия называет это дезинформацией и настаивает, что ее силы контролируют эти ключевые объекты столицы. Боестолкновения идут также в регионе Дарфур, в ряде других суданских провинций, в частности, в городах Омдурман и Бахри. Армия наносит авиационные удары по позициям СБР, в том числе по жилым районам столицы, где, предположительно, бойцы СБР заняли позиции. Спутниковый снимок аэропорта Хартума с сожженными гражданскими самолетами Лидер СБР Мохаммед Хамдан Дагало призвал к международной поддержке, назвав армейского генерала аль-Бурхана «радикальным исламистом, который бомбит мирных жителей с воздуха». Исламистские силы были среди сторонников свергнутого в 2019 году временного правителя Омара аль-Башира, и они продолжают играть определенную роль в армии. Силы быстрого реагирования во главе с Дагало еще до переворота сражались от имени суданского правительства в Дарфуре и воевали в рядах Ливийской народной армии ЛНА Халифы Хафтара. Сейчас остается неясным, кто одерживает верх в начатом внутреннем конфликте, а также кто и что контролирует.

В итоге гражданское недовольство привело к смещению Аль-Башира в 2019 году военными во главе с Бурханом и Хемедти. Они попытались взять ситуацию под контроль при поддержке ОАЭ, Саудовской Аравии и Египта и не допустить повторения сценария «арабской весны». Но, как становится теперь ясно, события в Судане могут начать развиваться по еще более эскалационному сценарию. Именно во время правления ат-Таиши в 1885—1898 годах разворачивались главные события борьбы суданцев за независимость против англичан и египтян. Сложно сказать, стремится ли Хемедти повторить успех ат-Таиши и вернуть спустя столетие власть суданской периферии, отобрав ее у нильцев. Но очевидны попытки противопоставить жителей нильских городов иным суданцам, «ущемленным в правах», выразителем чьих интересов и пытается выступить Хемедти. Для многих жителей окраин Судана население долины Нила по-прежнему отождествляется с братьями-мусульманами и иными исламистами. Это касается и генерала аль-Бурхана. Судан Поэтому Хемедти и строит свою пропагандистскую кампанию на лозунгах борьбы с исламистами. Эти лозунги также обращены вовне и имеют целью привлечь на свою сторону как симпатии Запада, так и России, где, по мнению Хемедти, исламистов традиционно не любят. Его армия ведет жестокую кампанию против невинных людей, бомбя их МиГами». Глава СОП пытается угодить Западу и представить себя сторонником «демократии», противостоящим «военной диктатуре исламиста Бурхана», который отказывается возвращать демократическое правление стране. Поэтому, если исходить из российских интересов в Судане, совсем не очевидно, что успех Хемедти приведет к укреплению позиций Москвы в этой стране. Судьба российской базы Неочевидность перспектив касается и российской военной базы в Судане. Переговоры о ее создании ведутся со времен правления аль-Башира, но окончательное решение так и не принято, хотя все документы уже были подписаны и согласованы. У свергнутого президента действительно были серьезные намерения по поводу предоставления России такого объекта. Он рассчитывал, что присутствие российских военных придаст его режиму устойчивость на фоне давления Запада. Новые власти Судана использовали вопрос создания базы как элемент торга. С одной стороны, пытаясь получить новые уступки от России, а с другой — используя его для давления на Вашингтон. Цель — добиться санкционных, политических и экономических послаблений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий