Новости исаакиевский собор службы расписание

В понедельник, 12 июня, в Исаакиевском соборе прошло богослужение в честь 165-летия со дня освящения храма.

Экскурсии в Исаакиевский собор

Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Бывали на богослужении в Исаакиевском соборе? #исаакиевскийсобор #посуточнопетербург #посуточнопитер #простоквартирки А, может быть, в Питер? +7 (812) 315-97-32 Исаакиевский собор СПб, пл. Исаакиевская, д. 1 на карте Невский проспект (1.1 км построить маршрут до метро) Гостиный двор (1.5 км пройти от метро) Адмиралтейская (496 метров) Адмиралтейский район.

В Исаакиевском соборе северной столицы состоялась Божественная литургия архиерейским чином

В Исаакиевском соборе пройдёт богослужение в честь 165-летия освящения храма По завершении богослужения состоится крестный ход вокруг собора. Богослужения в Исаакиевском соборе проводятся ежедневно. Расписание служб в Исаакиевском соборе. В пресс-службе государственного музея-памятника (ГМП) "Исаакиевский собор" сообщили ТАСС, что в расписании богослужений, которое было согласовано с руководством ГМП, значится, что они будут проходить по прежнему графику. Богослужение в Исаакиевском соборе Приход Исаакиевского собора хочет изменить.

В Исаакиевском соборе пройдёт богослужение в честь 165-летия освящения храма

Отделённая гранитная масса обследовалась на предмет отсутствия дефектов и соответствия размерам. Затем заготовке для колонн придавалась вчерне «круглая форма» с помощью молотов [67]. Транспортировка из каменоломни осуществлялась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных на заводе Чарльза Берда. Монолиты колонн скатывали на морской берег, где их грузили на баржи. Каждое судно буксировали два парохода до пристани в Петербурге. Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на строительную площадку для их окончательной обработки. Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России [68]. Часто посещая ломки, Монферран отмечал: «Добывание гранитов, труд сего рода во всех иных местах не весьма обыкновенный, встречают в России очень часто и весьма хорошо разумеют… работы, возбуждающие наше удивление к произведениям древности, здесь не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется». Установка колонн Исаакиевского собора с помощью лесов , спроектированных А.

Бетанкуром около 1830. Литография середины XIX в. Монферрана Строительство Исаакиевского собора в 1838 году. Монферрана Вид Исаакиевского собора в лесах. Раскрашенная литография по рис. Монферрана 1840 г. Бойка свай, фундаменты под четырьмя башнями, восточным и западным портиками, стилобаты северного и южного портиков были завершены в 1826 году [69]. Следующим этапом строительства было возведение портиков до постройки стен собора.

Такое решение архитектора, противоречащее общепринятой практике, обуславливалось сложностью установки гранитных колонн [70]. Бетанкур ещё в 1822 году спроектировал леса и механизмы для подъёма колонн Исаакиевского собора, они не были использованы Монферраном, так как строительные работы были приостановлены [71]. По проекту Бетанкура была создана система механизмов, с помощью которой Монферран установил в 1832 году Александровскую колонну на Дворцовой площади [72]. Чертежи лесов были выполнены для каждого портика отдельно, подписаны Монферраном, а также архитекторами Глинкой и Адамини, утверждены 15 июня 1828 года [69]. Для подъёма колонн были построены специальные леса [к 5] , состоявшие из трёх высоких пролётов для больших портиков или одного пролёта для малых , образованных вертикальными стойками, перекрытыми балками. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Установка одной 17-метровой колонны диаметром 1,8 метра и массой 114 тонн занимала около 40—45 минут [73]. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».

Первая колонна крайняя справа в северном портике была установлена 20 марта 1828 года [70] в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль [74] с изображением Александра I. Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года [75]. Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. В кирпичную кладку на известковом растворе для большей прочности делались гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Стены и пилоны выкладывались одновременно по всему периметру [76]. Решение Монферрана выполнить кладку пилонов с чередованием рядов из кирпича и тёсаного гранита было новаторским, как отмечают Ротач и Чеканова, таким образом создавалась «идеальная опорная конструкция». Прокладные ряды из гранита, имеющие в плане различную конфигурацию, обеспечили передачу давления по чисто вытесанным горизонтальным и вертикальным поверхностям [77].

Толщина стен составляла от 2,5 до 5 м. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 40—50 см [78] , внутренней — 15—20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев пиронов , вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стен устроили вентиляционные галереи. Для естественного освещения собора над галереями аттика сделали световые галереи. В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий. Построенные кирпичные своды имеют толщину от 1,1 до 1,25 м и опираются на шесть пилонов.

Помимо конструктивных кирпичных сводов были ещё сделаны декоративные, представлявшие собой железный каркас, покрытый металлической сеткой и облицованный искусственным мрамором. Между декоративными и конструктивными сводами оставлено пространство высотой в 30 см. Такое двойное перекрытие сводов является характерной особенностью собора, не встречавшейся ранее в других церковных сооружениях России и Западной Европы. Государственный Эрмитаж Конструкция купола собора В 1837 году, когда было завершено основание купола, началась установка 24 верхних колонн. Колонны поднимались наверх по наклонному настилу — системе аркбутанов , которые опирались с одной стороны на основание колоннады, с другой — на стены и пилоны [79]. Подъём вёлся с помощью специальных тележек. Для поворота колонн использовались приспособления из двух чугунных кругов, в борозду нижнего из которых вставлялись шары. Следующим этапом строительства собора было сооружение купола.

Монферран стремился максимально облегчить купол без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, как было предусмотрено проектом 1825 года, а полностью металлическим. Расчёты купола выполнил инженер П. Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек после башни Невьянского завода на Урале, построенной в 1725 году, и купола Майнцского собора — в 1828-м. Но Монферран, заимствовав конструкцию, выполнил её из других материалов [80]. Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической , средней — конической и наружной — параболической.

Металлический каркас составлен из 24 рёбер двутаврового сечения. Полоса, соединяющая полки двутавра, перфорирована. Соединения частей каркаса были выполнены на болтах. Диаметр наружного свода составляет 25,8 м, нижнего — 22,15 м [к 6]. Пространство между фермами для утепления было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы на перемычках из кирпича с заливкой промежутков между ними цемянкой из извести с расщебёнкой. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Горшечные своды улучшают акустику храма и значительно легче кирпичных, но, как отмечает Никитин, купол от промерзания не предохраняют [80] [82]. Теплоизоляцию горшечных сводов выполнили из войлока и коровьей шерсти с заливкой смолой и гарпиусом сосновой канифолью.

Войлок, в свою очередь, покрыли известково-песчаным раствором, который был окрашен масляной краской. Открытые части металлических конструкций были защищены также войлоком. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами [82] [83]. Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения [84]. В процессе получили отравление парами ртути и скончались 60 мастеров. По сообщениям современников, от 60 до 120 человек вероятно, имелись в виду не только работы по золочению купола, но и золочение деталей интерьера , погибли от ртутного отравления при строительстве собора [85]. Впоследствии золочение не очень больших деталей проводилось безопасным методом гальванопластики.

Всего в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев [36]. Общие затраты на строительство составили свыше 23 млн рублей серебром [86]. К 1842 году здание собора было в основном окончено, начались работы по оформлению, продолжавшиеся шестнадцать лет [87]. Длительный срок строительства собора 40 лет современники Монферрана объясняли тем, что некий прорицатель предсказал архитектору смерть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора. Поэтому архитектор не спешил со строительством. Монферран действительно прожил чуть меньше месяца после освящения собора [88]. Проекты оформления интерьера собора.

Кленце и Монферран[ править править код ] В процессе проектирования внутреннего убранства собора Монферран совершил три поездки в Западную Европу, чтобы изучить на месте разные типы интерьеров храмов первый раз он был в Италии в 1806 году в составе наполеоновской армии. В 1845 году был в Карраре, Генуе и снова во Флоренции и Риме. В 1851 году — в Карраре, где наблюдал за изготовлением мраморных деталей для Исаакиевского собора. Эклектизм мышления новой эпохи историзма проявился и в составленном Монферраном «Архитектурном, художественном и историческом описании Исаакиевского собора», в котором он попытался воссоздать историю архитектуры христианских храмов и представить свой проект как наиболее полный, впитавший все предыдущие достижения. Однако ещё ранее, вероятно, у императора возникли сомнения в способности Монферрана создать презентативный проект оформления внутреннего убранства собора. Когда в 1839 году, в связи с заказом на проектирование здания Нового Эрмитажа Лео фон Кленце посетил Петербург, император Николай I поручил ему составить свой проект убранства Исаакиевского собора. Кленце раскритиковал проект Монферрана и, в частности, предложил росписи в технике энкаустики поручить немецкому живописцу Петеру фон Корнелиусу , устройство витража в алтарной части и даже конструктивные изменения в уже построенном соборе. Возникал конфликт.

Монферран рассылал возмущённые письма [89]. Во время заграничного путешествия 1842 года Монферран, помимо Италии, посетил Лондон и Париж ради изучения интерьеров собора Святого Павла и церкви Святой Женевьевы. На обратном пути он отправился в Мюнхен, встретился с Кленце и сумел убедить его в преимуществах собственного проекта. Император Николай I согласился с предложениями Монферрана, и из проекта Кленце был реализован лишь витраж алтарной части, изображающий воскресшего Спасителя в рост. Основная статья: Живопись Исаакиевского собора Эскиз Ф. Бруни для собора — «Святой Дух в сонме ангелов». Начало 1840-х гг.

В пресс-службе Санкт-Петербургской митрополии сообщили, что в 2023 году 12 июня исполняется 165 лет со дня освящения Исаакиевского собора. Напомним, Исаакиевский собор — крупнейший православный храм в Петербурге.

Он был задуман Петром I во имя преподобного Исаакия Далматского. Собор, который сейчас могут наблюдать жители и гости Северной столицы, не первый.

Также пресс-секретарь ГМП «Исаакиевский собор» Игорь Стахеев рассказал, что при подобном сокращении часов собор потеряет очень много средств и попадет в экономические трудности, ведь договоры подписаны уже на целый год вперед. Галина Кандинская, Gazeta.

Сейчас туристический сезон меняется, идет некоторое снижение количества туристов. Возможно, в сентябре расписание еще будет меняться. Еще будем смотреть на время воскресных служб, чтобы они не доставляли неудобств туристам и в то же время чтобы мы шли навстречу тем, кто приходит на богослужения. Но пока ни одного замечания ни от туристов, ни от верующих связанных с изменённым расписанием - ИФ нет", - добавил директор музея.

Говорить об окончательном изменении расписания пока нельзя, подчеркнул Мудров. Ранее на сайте прихода Исаакиевского собора появилось расписание богослужений на сентябрь, согласно которому в сентябре запланировано 26 утренних богослужений в 9:00 и 27 вечерних в 17:00.

В Исаакиевском соборе в Петербурге состоялось богослужение в честь 165-летия со дня освящения храма

Богослужение в Исаакиевском соборе Приход Исаакиевского собора хочет изменить. Расписание богослужений. Феодоровский собор. Расписание богослужений в Исаакиевском соборе 2024. Расписание богослужений в соборе Рождества Иоанна Предтечи г. Пскова с 28 мая по 3 июня 2023 года.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Божественная литургия 16 августа 2023, Исаакиевский собор, г. Санкт-Петербург - YouTube Расписание служб в Исаакиевском соборе Собор открыт по мере проведения в нем служб.
Как попасть в Исаакиевский собор бесплатно — всё очень просто. | В Исаакиевском соборе состоится богослужение в честь 165-летия освящения храма Праздничное богослужение в Исаакиевском соборе возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
Онлайн Билеты - Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» Расписание богослужений в 2024 году. Во время проведения службы вход в Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — свободный.
Исаакиевский собор открывает концертный сезон Афиша и расписание мероприятий Исаакиевский собор, продажа билетов в Санкт-Петербурге.

Исаакиевский собор режим работы — график посещения Государственного музея-памятника

Колоннада Исаакиевского собора. В пресс-службе государственного музея-памятника (ГМП) "Исаакиевский собор" сообщили ТАСС, что в расписании богослужений, которое было согласовано с руководством ГМП, значится, что они будут проходить по прежнему графику. Богослужения в Исаакиевском соборе проводятся ежедневно.

Приглашение на службу в Исаакиевском соборе

Собор св. прп. Исаакия Далматского «Исаакиевский» В Исаакиевском соборе Петербурга сегодня митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий провёл праздничное богослужение.
Музейщики удивились планам РПЦ поменять график служб в Исаакиевском соборе Православный храм «Исаакиевский собор» по адресу Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4, метро Адмиралтейская, показать телефоны. афиша 2024, расписание мероприятий.
Музейщики удивились планам РПЦ поменять график служб в Исаакиевском соборе Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.
В Исаакиевском соборе пройдёт богослужение в честь 165-летия освящения храма В понедельник, 12 июня, в Исаакиевском соборе прошло богослужение в честь 165-летия со дня освящения храма.
В Вербное воскресенье в Исаакиевском соборе пройдет литургия с участием детей В конце августа приход Исаакиевского собора сообщил об изменении расписания богослужений в сентябре, объявив, что теперь они будут начинаться в 10:00 и в 17:00.

В Исаакиевском соборе северной столицы состоялась Божественная литургия архиерейским чином

Исаакиевский собор (Исаакиевская площадь д,4). Купить билеты в «Исаакиевский собор» на Яндекс Афише: расписание интересных выступлений, полная. В Исаакиевском соборе пройдёт богослужение в честь 165-летия освящения храма. Новости, расписание богослужений, история собора и многое другое. Расписание богослужений. Богослужения: ежедневно кроме среды. Приход Исаакиевского собора 20 августа опубликовал новость об изменении времени, в которое будут проводиться богослужения в храме. Главная» Новости» Исаакиевский собор концерты.

В Исаакиевском соборе пройдёт богослужение в честь 165-летия освящения храма

Об этом сообщает сектор коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Русской православной церкви. Богослужение в храме начнётся в 8:45. Его возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. По завершении богослужения состоится крестный ход вокруг собора.

Были разные версии: хотели его закрыть брезентом — не получилось. И осталось два варианта: снести купол или закрасить его защитной масляной краской. Решили не сносить, закрасили, и в таком виде он стоял до 1947 года.

Только тогда начались реставрационные работы, краску начали смывать. И это была большая проблема: зеленая масляная краска за эти годы, пять—семь лет, превратилась на солнце в камень. Была вероятность, что с краской смоют всю позолоту. Но оказалось по-другому. Когда химрастворителями начали смывать краску, оттуда стало выбиваться чистое золото. Оно обновилось, поэтому то, что вы видите сегодня, — это работа еще тех мастеров, которые создали этот шедевр.

Огромное количество мы здесь видим скульптур работы Витали. Собор будет достроен только в 1848 году, за год до смерти Монферрана. Вообще, он был не столько архитектором, сколько инженером. Для Казанского и Исаакиевского соборов выполнял росписи такой известный художник, как Карл Брюллов. Но из-за его болезни большую часть работ делал академик Петр Васильевич Басин. Конечно, по росписи, по убранству эти соборы не имеют себе равных.

Иконостас каркасный, выполнен из камня, из гранита, оформлен восемью колоннами из чистого уральского малахита. Обращаю ваше внимание: малахита таких размеров нет. Все эти колонны сделаны путем инкрустации, то есть из подгона тоненьких пластинок одной к другой, и зашлифованы. Представляете, сколько нужно было мастерства, чтобы подогнать рисунок этих пластин, потом собрать это в колонны и представить здесь! А две самые крайние колонны у царских врат — это колонны из чистого лабрадора. Это крайне редкий полудрагоценный камень.

Иконы все были написаны на бронзовых плитах, а впоследствии были заменены мозаиками. Мозаиками флорентийской техники, то есть где камень к камню притирался. И в центральной части, где царские врата, в верхней части висело огромное сияние, на котором было написано слово «Бог», выложенное из бриллиантов.

По завершении богослужения состоится крестный ход вокруг собора.

Исаакиевский собор был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строительство продолжалось почти 40 лет. Собор был освящён в день церковной памяти преподобного Исаакия Далматского 12 июня 1858 года.

Таким образом, Монферран, не бывший инженером, на которого изначально были возложены авторский контроль за качеством материалов и строительства работ, был поставлен в сложное положение. В сферу его обязанностей не входили вопросы снабжения и организации строительных работ, и он добивался у Комиссии расширения полномочий и большей самостоятельности, к 1819 году это ему удалось [60]. Строительство началось с разборки существующих полукруглых апсид и подготовительных работ для возведения новых частей фундамента. Монферран подчёркивал, что новые фундаменты нужно возвести до уровня гранитной базы, обеспечивая таким образом равномерную осадку здания. На первый год строительства он запросил 506 300 рублей, предполагая, что в течение лета будет добыто достаточно камня для возведения в следующем году фасадов здания до уровня антаблемента [61].

Под новые части фундамента были вырыты траншеи, из которых выкачивали воду. Затем в грунт вертикально вбивали просмолённые сосновые сваи [36] диаметром 26—28 см и длиной 6,5 м. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой. Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда [62] [36]. По словам Монферрана, под фундамент было забито 12 130 еловых свай [52].

При устройстве фундамента Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…» Это позволило также лучшим способом связать старый ринальдиевский фундамент с новым и в значительной мере гарантировало здание от опасных последствий осадки. Выломка гранитных колонн в Пютерлаксе в 1820-е гг. Литография середины XIX века по рис. Монферрана Вырубку гранитных монолитов для колонн собора вели в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга [63]. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре. Преимуществами именно этого места для каменоломни были большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…» Работами на каменоломне вначале руководил купец Самсон Суханов , который участвовал также в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. Суханов по договору от января 1819 года выступал как производитель работ, однако уже в мае этого же года часть подряда на заготовку колонн была передана купцу Шихину.

Позднее подряд был полностью отдан Шихину [64]. В сентябре 1820 года первая колонна для собора была доставлена в Петербург [65]. Метод выломки монолитов гранита, применявшийся в Пютерлаксе, описан в 1824 году Олениным, который посещал ломки вместе с Монферраном и Стасовым. На отвесной гранитной скале находились подходящие по размеру монолиты длиной не менее 8 саженей и шириной в 1 или 2, если из монолита предполагалось изготовление двух колонн без видимых недостатков. Слои гранита в Пютерлаксе разделялись между собой прослойками земли их называли рупазами шириной около полу дюйма. По контуру, отмечавшему длину будущей колонны, сверлились отверстия глубиной до рупаза, расстояния между ними оставляли в 5—6 вершков. В отверстия забивали порох и пыжи и отделяли монолит по длине колонны пороховыми взрывами. Далее «по горизонтальной поверхности скалы» вбивались железные клинья, рабочие били по ним, пока заготовка не отделялась и не падала на подготовленные леса у подошвы скалы.

Оленин отмечал, что работа по отделению гранитных масс была трудной и медленной [66]. Отделённая гранитная масса обследовалась на предмет отсутствия дефектов и соответствия размерам. Затем заготовке для колонн придавалась вчерне «круглая форма» с помощью молотов [67]. Транспортировка из каменоломни осуществлялась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных на заводе Чарльза Берда. Монолиты колонн скатывали на морской берег, где их грузили на баржи. Каждое судно буксировали два парохода до пристани в Петербурге. Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на строительную площадку для их окончательной обработки. Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России [68].

Часто посещая ломки, Монферран отмечал: «Добывание гранитов, труд сего рода во всех иных местах не весьма обыкновенный, встречают в России очень часто и весьма хорошо разумеют… работы, возбуждающие наше удивление к произведениям древности, здесь не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется». Установка колонн Исаакиевского собора с помощью лесов , спроектированных А. Бетанкуром около 1830. Литография середины XIX в. Монферрана Строительство Исаакиевского собора в 1838 году. Монферрана Вид Исаакиевского собора в лесах. Раскрашенная литография по рис. Монферрана 1840 г.

Бойка свай, фундаменты под четырьмя башнями, восточным и западным портиками, стилобаты северного и южного портиков были завершены в 1826 году [69]. Следующим этапом строительства было возведение портиков до постройки стен собора. Такое решение архитектора, противоречащее общепринятой практике, обуславливалось сложностью установки гранитных колонн [70]. Бетанкур ещё в 1822 году спроектировал леса и механизмы для подъёма колонн Исаакиевского собора, они не были использованы Монферраном, так как строительные работы были приостановлены [71]. По проекту Бетанкура была создана система механизмов, с помощью которой Монферран установил в 1832 году Александровскую колонну на Дворцовой площади [72]. Чертежи лесов были выполнены для каждого портика отдельно, подписаны Монферраном, а также архитекторами Глинкой и Адамини, утверждены 15 июня 1828 года [69]. Для подъёма колонн были построены специальные леса [к 5] , состоявшие из трёх высоких пролётов для больших портиков или одного пролёта для малых , образованных вертикальными стойками, перекрытыми балками. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах.

Установка одной 17-метровой колонны диаметром 1,8 метра и массой 114 тонн занимала около 40—45 минут [73]. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа». Первая колонна крайняя справа в северном портике была установлена 20 марта 1828 года [70] в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль [74] с изображением Александра I. Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года [75]. Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. В кирпичную кладку на известковом растворе для большей прочности делались гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Стены и пилоны выкладывались одновременно по всему периметру [76].

Решение Монферрана выполнить кладку пилонов с чередованием рядов из кирпича и тёсаного гранита было новаторским, как отмечают Ротач и Чеканова, таким образом создавалась «идеальная опорная конструкция». Прокладные ряды из гранита, имеющие в плане различную конфигурацию, обеспечили передачу давления по чисто вытесанным горизонтальным и вертикальным поверхностям [77]. Толщина стен составляла от 2,5 до 5 м. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 40—50 см [78] , внутренней — 15—20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев пиронов , вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стен устроили вентиляционные галереи. Для естественного освещения собора над галереями аттика сделали световые галереи.

В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий. Построенные кирпичные своды имеют толщину от 1,1 до 1,25 м и опираются на шесть пилонов. Помимо конструктивных кирпичных сводов были ещё сделаны декоративные, представлявшие собой железный каркас, покрытый металлической сеткой и облицованный искусственным мрамором. Между декоративными и конструктивными сводами оставлено пространство высотой в 30 см. Такое двойное перекрытие сводов является характерной особенностью собора, не встречавшейся ранее в других церковных сооружениях России и Западной Европы. Государственный Эрмитаж Конструкция купола собора В 1837 году, когда было завершено основание купола, началась установка 24 верхних колонн. Колонны поднимались наверх по наклонному настилу — системе аркбутанов , которые опирались с одной стороны на основание колоннады, с другой — на стены и пилоны [79]. Подъём вёлся с помощью специальных тележек.

Для поворота колонн использовались приспособления из двух чугунных кругов, в борозду нижнего из которых вставлялись шары. Следующим этапом строительства собора было сооружение купола. Монферран стремился максимально облегчить купол без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, как было предусмотрено проектом 1825 года, а полностью металлическим. Расчёты купола выполнил инженер П. Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек после башни Невьянского завода на Урале, построенной в 1725 году, и купола Майнцского собора — в 1828-м.

Но Монферран, заимствовав конструкцию, выполнил её из других материалов [80]. Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической , средней — конической и наружной — параболической. Металлический каркас составлен из 24 рёбер двутаврового сечения. Полоса, соединяющая полки двутавра, перфорирована. Соединения частей каркаса были выполнены на болтах. Диаметр наружного свода составляет 25,8 м, нижнего — 22,15 м [к 6]. Пространство между фермами для утепления было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы на перемычках из кирпича с заливкой промежутков между ними цемянкой из извести с расщебёнкой. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков.

Горшечные своды улучшают акустику храма и значительно легче кирпичных, но, как отмечает Никитин, купол от промерзания не предохраняют [80] [82]. Теплоизоляцию горшечных сводов выполнили из войлока и коровьей шерсти с заливкой смолой и гарпиусом сосновой канифолью. Войлок, в свою очередь, покрыли известково-песчаным раствором, который был окрашен масляной краской.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий