Новости кто придумал основные виды супружеских ролей

Супружеские взаимоотношения 2. Супружеские роли:роль кормильцароль хозяина (хозяйки)роль ответственного по 3. Распределение ролейТрадиционное Эголитарноемужчина выполняет роли только роль кормильца. Супружеские взаимоотношения 2. Супружеские роли:роль кормильцароль хозяина (хозяйки)роль ответственного по 3. Распределение ролейТрадиционное Эголитарноемужчина выполняет роли только роль кормильца. Бергмановским «Сценам из супружеской жизни», одному из самых значительных фильмов за всю историю кино, исполняется полвека. Супружеские роли и понятие идентичности и комплементарности являются важными аспектами в семейных отношениях.

Структура семьи и роли супругов

Это позволило ученым исследовать как позитивные, так и негативные влияния традиционных и новых ролевых стереотипов на семейные отношения и благополучие семьи. Сегодня понятие идентичность и комплементарность супружеских ролей актуально и используется в социологии семьи, гендерных исследованиях и психологии семьи. Оно помогает разбираться в динамике отношений между мужчинами и женщинами в семье, а также позволяет осознать и обсудить представления о том, какими должны быть мужчины и женщины в современном обществе. Появление понятия Понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей впервые было введено в области социологии и психологии. Эти термины начали активно использоваться в середине XX века в связи с изменением социокультурных норм и ролей в семье. Ранее, в традиционной семье, мужчина часто выполнял роль «кормильца», обеспечивая семью материально, а женщина была ответственна за заботу о детях и домашние хозяйственные обязанности. В такой модели семьи роль каждого из супругов была жестко определена и не предусматривала большой гибкости. Однако социальные и экономические перемены, происходящие в обществе, привели к изменению ролей мужчины и женщины.

Женщины получили широкий доступ к образованию, начали активно преуспевать в карьере и заниматься общественно-политической деятельностью. Вместе с тем, мужчины стали более вовлечены в семейную жизнь и воспитание детей. Термины «идентичность» и «комплементарность» были введены для описания новой модели семейных ролей, основанной на партнерском взаимодействии. Идентичность подразумевает равноправие супругов, где каждый из них имеет возможность полноценно развиваться и реализовывать свои потребности и цели. Комплементарность же описывает взаимное дополнение ролей, где каждый из супругов вносит вклад в семейную жизнь и обязанности, основываясь на своих индивидуальных сильных сторонах. Эти понятия позволяют лучше понять динамику и эволюцию семейных отношений в современном обществе и способствуют созданию здоровой, гармоничной семейной среды, где каждый из партнеров имеет возможность самореализации и вкладывает свои уникальные качества и навыки. Первые упоминания Понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей было введено в общественный дискурс во второй половине XX века.

Термин «идентичность» относится к совокупности качеств и свойств, которые определяют индивидуальность каждого человека, включая его половую принадлежность. В то время как «комплементарность» описывает взаимодействие и взаимодополняемость ролей, которые играют мужчины и женщины в семье. Одним из первых упоминаний о понятии идентичности и комплементарности супружеских ролей является работа американского социолога Талкота Парсонса «Структура и идеи семьи». В этом труде Парсонс формулирует концепцию «ролевого субстрата», в рамках которого он рассматривает гендерные роли в семье и их взаимодействие. Однако, стоит отметить, что идея идентичности и комплементарности супружеских ролей не является универсально принятой и вызывает активное обсуждение среди исследователей и общественных деятелей. Значение в древних культурах В древних культурах идентичность и комплементарность супружеских ролей имели огромное значение. Часто в этих культурах присутствовали ярко выраженные гендерные роли, которые определялись и закреплялись в обществе.

Это свидетельствует о том, что мужчина являлся участником родового процесса. Возможно, такое положение дел не было распространено в Индии повсеместно. Но эти записи указывают на то, что практика партнерских родов имела место быть. В 1898 году доктор Г. Плосс, автор книги «Женщина в естествоведении и народоведении — антропологическое исследование» пишет: «…мы должны считать немалым культурным успехом, если муж не покидает жены во время родов и оказывает ей посильное пособие».

С развитием повивального искусства основными помощницами в родах для женщин стали акушерки и повивальные бабки. Но не редко на мужчину возлагали второстепенную роль в процессе родов: он физически помогал женщине принять ту или иную родовую позицию. Отношение к участию мужчины в родах на Руси было неоднозначным. Помощь роженице традиционно оказывали старшие в семье женщины. Позднее эта обязанность перешла к повитухам.

Но наряду с этим правилом существовали и другие традиции, допускающие мужчин до участия в родовом процессе. Во многих, близких к современности, славянских повивальных традициях было принято в случае трудных родов позвать мужа, чтобы жена родоразрешалась у него на коленях. Если роды затягивались, а малыш задерживался в родовом канале, то порой пользовались следующим методом. Муж по договоренности с повитухой «неожиданно» громко стучал в окно бани, где проходили роды, и громким голосом кричал обвинительные слова в адрес роженицы, укоряя ее в медлительности. Факт испуга, по наблюдениям, часто приводил к положительному результату — женщина разрешалась-таки от бремени.

И хотя, в большинстве деревень муж при родах не присутствовал, но обязательно поджидал где—то неподалеку, и при продолжительных родах или реальной угрозе жизни роженицы именно мужу полагалось усердно молиться Богу и обходить дом с образами. Несмотря на то, что присутствие мужа при родах было далеко не обязательным, и роль его в большинстве случаев была пассивна, в народе бытовало представление, что активное сопереживание и определенные действия мужа во время родов жены, могут во многом облегчить страдания женщины и ускорить роды. Обрядовые действия мужа во время родов жены вошли в историю русской культуры под названием «Кувада». Этот обычай очень древний: впервые он был описан еще древне - греческим географом и историком Страбоном I век до н. Сам термин «кувада» был взят из французского языка и означает «вынашивание», «высиживание».

В России богатый материал об этом обряде собран в Смоленской губернии. Этнографические материалы свидетельствуют, что на мужа рожающей женщины надевали юбку роженицы, повязывали ему голову платком жены и укладывали в кровать. Муж ложился, стонал, кричал, изображая родовые муки; при этом часто подобными действиями доводил себя до того, что «бледнел как полотно и чернел как чугун». Иногда ему намеренно причиняли физические страдания, чтобы он «отвел» от жены боль.

Примитивный промискуитет Такой тип семейных отношений можно назвать самым примитивным. В этом случае в группе из мужчин и женщин нет никаких обязательств, а секс происходит по взаимной симпатии или материальной заинтересованности.

Промискуитет и сейчас существует в нескольких племенах Амазонии. При этом каждый ребенок хорошо знает кто его мать, но никогда не интересуется персоной отца. Чаще всего отцовство определить и вовсе не представляется возможным. Полигиния При полигинии доступ к женщинам имеет только мужчина. Богатые и знатные обзаводятся гаремами, а бедные работают на полях, воюют и прислуживают элите. Раньше таких неудачников нередко подвергали кастрации, чтобы они не могли омрачить своими чувствами личную жизнь своего господина.

В этом всем очень несложно узнать радиальную форму ислама, которая до сих существует пор кое-где на планете Матрилинейный промискуитет Общество при матрилинейном промискуитете строится таким образом, что управление и религия находятся в руках мужчин, а вот род ведется только по женской линии и по ней же наследуются материальные ценности. Мужчины живут в доме с мамами и сестрами, а на свидания ходят к женщинам других семейств. Препятствий на пути таких отношений никто не чинит, так как в этом просто нет смысла. Дети мужчины все равно остаются в семье матери и считаются сыновьями женщин этой семьи. Таких детей, кстати, называли «племянники», то есть принадлежащие одному роду. Раньше такая форма брака практиковалась у некоторых религиозных течений иудеев, а сегодня исчезла.

Цумидои или гостевой брак Это японская версия матрилинейного промискуитета, существовавшая в досамурайскую эпоху. Мужчина мог лишь управлять собственностью жены, если удачно нашел себе пару. При цумидои женихи тайком пробирались ночью в спальни невест с целью совратить их. Чтобы половых террористов не приняли за воров и ненароком не убили, обычай предписывал женихам «идти на дело» голышом. В принципе все было продумано и подстроено — на вторую или третью ночь родители «ловили» ночного гостя и он получал официальное разрешение приходить к невесте.

Вместе с тем существуют семьи, где осуществляются два уровня руководства - материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща. Роль - это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений». Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейная роль — это соответствующий принятым в семье нормам способ поведения человека в зависимости от позиции, занимаемой им в системе семейных отношений. Семейные роли определяются местом и функциями одного человека в семейной группе и их распределения: на супружеские жена, муж , родительские мать, отец , детские сын, дочь, брат, сестра , межпоколенные и внутримежпоколенные дед, бабушка, старший, младший и т. Выполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, человек должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Для успешного формирования семьи важное значение также имеет чувствительность к ситуативным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая оказывается в способности без особенных затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого затребует ситуация. Например, тот или другой богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует смены его роли. Ролевые отношения в семье, которые образуются при выполненииопределенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье ролевые конфликты бывают самыми частыми свойственные женской роли. Это касается случаев, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье хозяйки, воспитательницы детей, и так далее с современной ролью, которая допускает равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами. Конфликт может углубиться, если жена занимает высший статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важная способность супругов к гибкому переключению ролей. Особенное место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями лиц супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к выполнению супружеских и, особенно, родительских ролей. Приведем пример: Знакомая женщина Жена имеет семью — она, муж и ребенок 3 года. Жена зарабатывает значительно больше Мужа и в основном одна содержит семью — жилищные условия, досуг, питание, одежда и др. Распоряжается бюджетом в семье также она.

Р - Распределение ролей в семье

Семейные роли образуют сложный комплекс взаимодействующих и взаимооп-ределяющих друг друга социальных ролей. В данной статье рассматривается проблема распределения ролей в семье. Источники древности История возникновения основных видов супружеских ролей имеет свои корни в древности. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. Американский социолог К. Кирпатрик предложил следующую классификацию супружеских ролей: традиционные, товарищеские роли партнеров. Кто придумал основные виды супружеских ролей. СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ — (conjugal roles) обычно тендерные роли взрослых партнеров в. Вопрос 1 из 10.

Распределение семейных ролей

Вы будете чувствовать горячо любимым и самым лучшим другом, который много значит для партнера и который не позволит никому вас обидеть. Но на дикую, животную страсть рассчитывать не приходится. Обратная сторона такого сдержанного влечения заключается в более прочных и стабильных отношениях, если данное устраивает обоих супругов. Духовное влечение заключается во взаимном уважении и следовании одним принципам, которые приняты в семье. Здесь нет восторженности и поклонению, но ради друг друга они способны на многое. На первый план выходит преданность семье друг другу. В паре всегда есть «доминантная» личность, для которой преданность имеет более определяющее значение, чем любовь.

Именно эта личность и создает «атмосферу» в семье и определяет ее направленность. В любых дружеских отношениях есть «задавала». Он решает куда, зачем и почему следует тратить деньги. И не обязательно, что он их зарабатывает больше остальных. Он задает тон, а другие должны следовать его решениям. Как правило, это доминирование определяется главенством в семье.

Как правило, в такой семье «доминантная» личность определяет общую руководящую направленность в воспитании, но самим вопросом практически не занимается. Весь процесс сваливается на плечи второго супруга, как и решение возникающих проблем, когда как «доминант» ограничивается советами и решением спорных ситуаций. Отношение к детям сдержанное, как к продолжателям рода и традиций — именно на этом делается акцент в воспитании. Работа не менее важна для друзей, чем семья. Приоритета нет. Но это лишь подчеркивает внутреннее «скрытое» стремление к независимости друг от друга.

Семья семьей, но истинные доходы ни один из супругов не любит афишировать, создавая себе задел на будущее. Регулярные задержки на работе не стоит расценивать, как попытку убежать от семьи - скорее это лишь одно из проявлений «независимости». Прежде всего, счастье в такой модели зависит от наличия прибыли в таких отношениях. Это может быть брак по расчету из-за денег, статуса, доступа к определенным ресурсам и благам. Партнерство подразумевает взаимовыгодное сотрудничество. Брак по расчету для одного партнера - это доступ к деньгам, для другого, например, брак со знаменитостью.

То есть повышение статуса. Зачастую в прошлом дочери бедных аристократов выходили замуж за богатых купцов. Одни получали деньги, другие — принадлежность к аристократичной фамилии, один из способов войти в высшие слои общества. В данной паре влечение , как правило, имеет одностороннюю направленность. Это не значит, что второй «вынужден» исполнять супружеские обязанности речь идет не только о сексе по принуждению. Просто сама инициатива, вектор развития романтических отношений и соблюдения этого баланса в дальнейшем принадлежит лишь одному человеку, когда как второй лишь следует в его границах, принимая условия «негласного» соглашения.

Однако эти отношения нельзя считать «холодными», особенно, если интересы супругов пересекаются в сексуальной плоскости. И вот тут может быть животной страсти ничуть не меньше, чем у «любовников». Таким примером могут служить «однополые» браки и союзы людей, которые предпочитают «нестандартные» и «нетрадиционные» сексуальные отношения. Духовное влечение в таких парах совсем неоднозначное. С одной стороны, духовная и ментальная связь совсем слабая. С другой стороны, в глубине каждого из них может лежать уважение, преданность и восхищение супругом.

Подсознательно, оба супруга тяготеют к равным отношениям и всячески, иногда в ущерб себе, стараются их поддерживать. Однако определяющим будет являться стремление к сохранению некой независимости и «маленькой дистанции» между супругами. Эта дистанция в отношениях и выявляет отличие «партнеров» от «друзей». Данное отношение зависит от принятых договоренностей. Супруги сами определяют, кто их них в большой степени отвечает за «финансовую» политику семьи, и как правило, этот статус остается неизменным на протяжении всего цикла развития супружеских отношений. Это справедливо и в том случае, если «причиной» союза становится именно «денежная» составляющая.

Под семейной ролью подразумевается выполнение тех или иных обязанностей, которую выполняют члены семьи а именно, роль матери, отца, сына или дочери, роль мужа и жены, бабушки и дедушки. Традиционно, женщины выполняют свои задачи внутри дома, а мужчины — вне дома. То есть буквально, например, древние славяне: мужчина работал в поле, заготавливал дрова, охотился, ухаживал за скотиной.

Тогда как женщина занималась домашним хозяйством: готовила еду, убирала, стирала, воспитывала дочерей сыновей воспитывал мужчина. Такое разделение ролей связано в первую очередь с разницей в физической силе, а также в возможности женщины рожать: нельзя беременную выпускать в лес, ее надо беречь и следить, чтобы она находилась дома. Постепенно, с развитием цивилизации, социальные роли изменяются.

Многие авторы солидарны в том, что в практиках родовспоможения в разные времена у разных народов мужчина был отстранен от этого священного акта. Приводятся доводы о том, что рожала женщина сама, как это принято до сих пор у индейцев Северной Америки и у африканских бушменов; обмывала младенца и приносила его соплеменникам. После чего следовал обряд принятия его в члены племени со сложными магическими ритуалами. На самом деле в первобытных культурах племен Африки, Азии, Австралии, Америки отношение к родам в обществе имело двойственную природу: с одной стороны все радовались появлению новорожденного, особенно, если это был мальчик, с другой стороны, все достаточно равнодушно относились к переживаниям и нагрузкам, испытываемым матерью в процессе родов. Действительно, нередко бытовали традиции, предписывающие женщине покидать селение на время родов и возвращаться обратно уже с ребенком на руках.

Но вместе с этим довольно часто встречались и традиции публичных родов, когда женщина рожала на виду у всей деревни, и присутствовали на ее родах все желающие, не зависимо от пола, возраста и состояния здоровья. При всем разнообразии отношений к родам общим было то, что помощь, при этом, женщине и ребенку практически не оказывалась. Со временем роль мужа и отца стала определяться обществом достаточно четко. Поскольку одной из основных семейных функций мужчины издревле была защита своей семьи женщин, стариков, детей , то и его участие в процессе родов, во многом, определялось именно функцией защиты. В результате мужчина стал брать на себя заботы о том, чтобы его жена разрешалась от бремени в безопасном, удобном месте.

В некоторых племенах в обязанности мужчины входило строительство «родильной» хижины, обеспечение этого помещения теплом и водой. Кроме того, он мастерил специальные приспособления для родов, такие как родильный стул, трапеция, подвешивал веревку или канат. Он же готовил емкость для первого омовения младенца. Нередко муж сам принимал роды у своей жены — был непосредственным помощником и участником процесса. Маргрет Рид пишет о некоторых племенах в Полинезии, где мужья издавна ухаживали за женами во время родов самым активным образом.

Главной задачей мужа было обеспечение спокойствия и безопасности на схватках, а также поддержка жены в потугах, затем принятие ребенка и перерезание пуповины. В таких родах ведущую роль выполняла сама роженица, а муж отвечал на ее просьбы и требования. В некоторых племенах мужчины выполняли обязанности акушеров, например, на Гонолулу Сандвичевы острова , у многих африканских племен бари, мади, мору, бонго, униоросы. Есть сведения о том, что в Калмыкии женщины рожали, стоя на коленях и опираясь на мужчину. А у лезгинов, живущих в горных долинах Закавказья, пастухи очень ловко помогали своим овцам при ягнении, их так же призывали, как искусных акушеров, при тяжелых родах у женщин.

Афанасий Никитин в своих записках о путешествии в Индию «Хождение за три моря» 1466—1472 писал: « Когда у жены родится дитя, то принимает муж, и имя сыну дает отец, а дочери — мать». Это свидетельствует о том, что мужчина являлся участником родового процесса. Возможно, такое положение дел не было распространено в Индии повсеместно. Но эти записи указывают на то, что практика партнерских родов имела место быть.

Последний принцип был назван «примитивным промискуитетом».

Его можно до сих пор встретить и у индейцев Амазонки, и на некоторых островах Океании, например. Семейные группы по 40—50 человек живут сообща; любая пара, почувствовавшая вдруг приступ взаимной симпатии, имеет полное право тут же ее удовлетворить например, в специальных «хижинах для любви». Дети воспитываются сообща всеми взрослыми, при этом они знают свою мать, но никогда не спросят, кто их отец, потому что в языке этих счастливых народов даже нет такого слова. Ведь часто «примитивные промискуитетчики» смутно представляют себе роль мужчины в зачатии. Обычно они полагают, что дети просто зарождаются у женщин в животах, а мужчины как бы включают внутри дам какую-то кнопку, после чего ребеночек начинает расти.

Поэтому понятно, что для такого дела сойдет любой мужчина, или даже животное, или удлиненной формы камень. Ну и инцест тут явление распространенное. Табуирована лишь связка «сын — мать», да и то далеко не всегда. Но если не считать таких частностей, система отличная. Полигиния Ну, тут все понятно.

Доступ к женщинам имеет только мужчина, который может прокормить и жен, и детей, а неудачники идут играть на домбре. Богатые, сильные и влиятельные содержат гаремы с красавицами, а остальные мужчины пашут его поля, убивают его врагов и подвергаются кастрации, дабы ничто не мешало им служить своему господину, охраняя его гарем. Женщины становятся дефицитным товаром, в воздухе стоит густой запах тестостерона, в гаремах теперь скрывают не только чернооких гурий, но и почти все женское население страны, включая престарелых служанок и страдающих диабетом троюродных тетушек. Существо дамского пола осмеливается показаться на улице только в маскхалате поверх скафандра, но и это может не удержать страстный напор толп тридцатилетних девственников… Словом, идиллия. И все-таки слово «многоженство» ласкает наш слух.

Матрилинейный промискуитет Слова «племянник и племянница» являются сохранившимся свидетельством того, что матрилинейные нормы не миновали и наших предков. Матрилинейность не надо путать с матриархатом: при матрилинейности верховная власть в племени обычно принадлежит мужчинам — царям-жрецам и прочим верховным шаманам. Но зато род ведется и имущество передается только по женской линии. То есть ты живешь в одном доме с мамой и сестрами, а в отношения вступаешь с женщинами из других родов, бегая к ним на свидания. Препятствий тебе никто не чинит — ни к чему.

Все равно твои дети будут считаться детьми ее братьев, а сам ты будешь считаться отцом детей твоих сестер. Поэтому их и называли словом «племянники», то есть «принадлежащие твоему роду». Принцип «мать всегда известна» до сих пор используется, например, в галахических законах иудеев, а вообще стадию матрилинейности проходили все народы. Потому что это просто и круто. Цумидои Продвинутая японская версия матрилинейного промискуитета.

История семейных отношений от первобытного общества до наших дней

Точки расставлены, деваться больше некуда — теперь они чужие друг другу, возврата к прежнему нет: документ о разводе в данном случае имеет силу приговора, который обжалованию не подлежит... Развод важен прежде всего для нее, это мужчины любят неопределенность, она же не хочет больше мучиться, а хочет начать новую жизнь с кем-нибудь другим, с качественно иным, не похожим на Юхана, стремясь сама измениться, учитывая прошлые ошибки. Прошлого не вернуть, на то оно и прошлое. Но это в пересказе.

Кстати говоря, я уже упоминала, что некоторым так и кажется — что, мол, история эта ни о чем, кроме печальной повести о непонимании, а таковых на свете несть числа. И вот тут происходит нечто, что весьма сложно объяснить словами, какими бы изощренными и витиеватыми они ни были: можно сказать, что это чудо но будет все равно непонятно , можно — что «нечто», что всегда присуще Бергману, у которого даже за неподвижным планом, скажем, стола в комнате, всегда кроется такой громадный мир, что страшно сказать. Можно придумать еще десятки способов литературно объяснить состояние непреходящего, как это ни странно звучит, ужаса может, ужас — неточное слово, это же не хоррор все-таки , который сопровождает тебя во время просмотра.

Не говоря уже о послевкусии, когда фильм еще долго стоит в твоей голове, застряв там, видимо, навечно. Тоска по несбывшемуся, по раю, который постоянно от нас отодвигается, по тому, чего никогда не достигнешь, даже если будешь внешне вести себя так, будто уже достиг, по той гармонии, каковой лишен современный человек да, думаю, хоть и средневековый, любой , по тому, что невозможно и непостижимо — вот что это такое. Способы, при помощи которых Бергман добивается подобного эффекта, мне кажется, никому не понятны, включая, как ни странно, его самого: ну, сами подумайте, он что, специально, что ли, заставляет играть Ульман и Юсефсона «экзистенциальный» ужас перед бездной жизни?

Что это за этюд такой: а сейчас, господа, играем ужас перед какой-то там «бездной»? Смешно же. По-видимому, искра, пробегающая между этой парой Лив, мне кажется, переиграла здесь Юсефсона, хотя он актер выдающийся и Бергманом — тоже не слишком поддается артикуляции.

Неизвестно, как оно было на самом деле, может, как у Феллини, который требовал от Мастроянни и Мазины слышать какой-то там «гул» предполагалось, не меньше, чем Вселенной, - он ведь просил от них, причем буквально, «гула» из-под земли. Поставьте себя на их место: какой еще, к черту, гул? Как его услышать-то?

Чего от меня, господи прости, хотят, при моей-то технике, умении вжиться в роль, разнообразии приемов, десятка имеющихся в моем распоряжении масок, мгновенного преображения и чего-то еще, что делает меня уникальным и знаменитым, и пр.? Какого, как говорится, рожна вам еще надо? Кадр из фильма «Сцены из супружеской жизни» Ну, и понятие Времени.

Которое невозможно вернуть хоть каким усилием воли — может, только усилием, каковое предпринял Пруст, вернувшись в Комбре, обладая уникальным даром особой чувственной памяти, воспроизводящей в мельчайших деталях утерянный рай своего детства, да и то. Марианна и Юхан, вновь встретившись и проведя вместе ночь, понимают, что это — лишь воспоминание о прошлом, которое можно закрепить лишь ненадолго, в течение одной встречи: большего им не будет дано, да они и сами не захотят, расставшись наутро уже навсегда. Время неумолимо — а их время уже безвозвратно ушло: эта ночь была лишь воспоминанием, не более того.

И когда камера застынет над видом скудного шведского пейзажа, по-северному сурового, хотя на дворе лето, у вас сожмется сердце: всё, финита, они потеряли друг друга уже навсегда.

Браки, построенные на этой модели, отличаются тем, что в семейной жизни преобладают скорее дружеские отношения, когда в основе стоит не сексуальное влечение , а привычка общаться с одним и тем же человеком, уважение к нему и нежелание ссоры с ним, дабы не нарушать статус-кво. С движением вверх по моделям, градус влечения снижается. Сильные романтические отношения присуще только начальному периоду, изредка, в знаменательные даты или события могут возвращаться вновь, но в большинстве своем остаются довольно сдержанными. Искушенными любовниками такие пары становятся редко. Однако это не говорит об их ограниченности или же сугубо платонических отношениях. Каждый дополняет друг друга, но не более того. Свиданий, подарков, завтрака с утра не стоит ждать в больших количествах. Вы будете чувствовать горячо любимым и самым лучшим другом, который много значит для партнера и который не позволит никому вас обидеть.

Но на дикую, животную страсть рассчитывать не приходится. Обратная сторона такого сдержанного влечения заключается в более прочных и стабильных отношениях, если данное устраивает обоих супругов. Духовное влечение заключается во взаимном уважении и следовании одним принципам, которые приняты в семье. Здесь нет восторженности и поклонению, но ради друг друга они способны на многое. На первый план выходит преданность семье друг другу. В паре всегда есть «доминантная» личность, для которой преданность имеет более определяющее значение, чем любовь. Именно эта личность и создает «атмосферу» в семье и определяет ее направленность. В любых дружеских отношениях есть «задавала». Он решает куда, зачем и почему следует тратить деньги.

И не обязательно, что он их зарабатывает больше остальных. Он задает тон, а другие должны следовать его решениям. Как правило, это доминирование определяется главенством в семье. Как правило, в такой семье «доминантная» личность определяет общую руководящую направленность в воспитании, но самим вопросом практически не занимается. Весь процесс сваливается на плечи второго супруга, как и решение возникающих проблем, когда как «доминант» ограничивается советами и решением спорных ситуаций. Отношение к детям сдержанное, как к продолжателям рода и традиций — именно на этом делается акцент в воспитании. Работа не менее важна для друзей, чем семья. Приоритета нет. Но это лишь подчеркивает внутреннее «скрытое» стремление к независимости друг от друга.

Семья семьей, но истинные доходы ни один из супругов не любит афишировать, создавая себе задел на будущее. Регулярные задержки на работе не стоит расценивать, как попытку убежать от семьи - скорее это лишь одно из проявлений «независимости». Прежде всего, счастье в такой модели зависит от наличия прибыли в таких отношениях. Это может быть брак по расчету из-за денег, статуса, доступа к определенным ресурсам и благам. Партнерство подразумевает взаимовыгодное сотрудничество. Брак по расчету для одного партнера - это доступ к деньгам, для другого, например, брак со знаменитостью. То есть повышение статуса. Зачастую в прошлом дочери бедных аристократов выходили замуж за богатых купцов. Одни получали деньги, другие — принадлежность к аристократичной фамилии, один из способов войти в высшие слои общества.

В данной паре влечение , как правило, имеет одностороннюю направленность. Это не значит, что второй «вынужден» исполнять супружеские обязанности речь идет не только о сексе по принуждению. Просто сама инициатива, вектор развития романтических отношений и соблюдения этого баланса в дальнейшем принадлежит лишь одному человеку, когда как второй лишь следует в его границах, принимая условия «негласного» соглашения. Однако эти отношения нельзя считать «холодными», особенно, если интересы супругов пересекаются в сексуальной плоскости. И вот тут может быть животной страсти ничуть не меньше, чем у «любовников». Таким примером могут служить «однополые» браки и союзы людей, которые предпочитают «нестандартные» и «нетрадиционные» сексуальные отношения. Духовное влечение в таких парах совсем неоднозначное. С одной стороны, духовная и ментальная связь совсем слабая.

Например, для одних супругов приспособление к фазе рождения детей может быть достаточно болезненным, в то время, как другая молодая пара будет очень счастлива с появлением детей и сможет хорошо управлять их интегрированием в семью, но позднее может быть неуспешна в «разрешении уйти». Обычно, именно в переходный период семья ищет помощи у специалистов, так как не видит возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимает ее. Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями. В параграфе 2. Существует довольно много причин для выхода замуж без любви назло обидевшему возлюбленному; из-за низкой самооценки — «кроме него я никому не нужна»; как реализация программы, например, «выйти замуж до 20 лет»; из престижных соображений и т. Вообще, в этот период им надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам от ценностей до привычек. Супруги могут вдруг осознать, что они очень разные и испугаться различий между ними. Во-первых, они могут стараться их просто не замечать. Другим способом преодоления разногласий является силовая борьба. Еще одной важной проблемой в этот период является установление границ семьи. Молодая пара должна установить территорию, относительно независимую от родительского влияния, а родителям, в свою очередь, необходимо изменить способы взаимодействия с детьми после того, как те создали свою собственную семью. В случае конфликта с родительскими семьями у супругов может развиться симптоматическое поведение. Рождение детей и взаимодействие с ними. Супружеская пара может быть не готова к появлению детей, и появление нежеланного ребенка может значительно осложнить проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее. Встречаются случаи, когда рождение ребенка рассматривается матерью как способ восполнения дефицита любви к самой себе. Во время беременности мать может быть счастлива фантазией о приобретении существа, которое будет ее любить; крах мечты наступает после родов в связи с необходимостью много «отдавать» самой. Они научились взаимодействовать друг с другом и нашли решение многих проблем. Пара попытается теперь решать проблемы через ребенка. Вновь актуальными становятся проблемы, не решенные еще до его рождения.

Однако, стоит отметить, что с течением времени религиозные и культурные представления о семье и супружеских ролях начали меняться и эволюционировать под воздействием социальных, экономических и политических трансформаций. Сегодня, многие люди стремятся к равенству полов в отношениях, и супружеские роли становятся более гибкими и индивидуализированными. Высокие привилегии господ В течение большей части истории человечества, общество было патриархальным, что означает, что мужчины имели значительно больше привилегий и власти, чем женщины. Эти привилегии были закреплены законами, культурными нормами и религиозными убеждениями. Одним из основных аспектов привилегий господ был доступ к образованию и политической власти. Мужчины имели возможность получить образование и занимать высокие должности в обществе. Они также имели право голоса при принятии политических решений и управлении государством. Другим аспектом была экономическая власть. Мужчины владели большей частью земли и имели доступ к ресурсам и богатствам. Женщины, с другой стороны, были ограничены в своих экономических возможностях и зависели от мужчин для своего обеспечения. Кроме того, господа имели больше свободы и меньше ограничений в своих действиях и поведении. Мужчины имели право на полигамию, то есть наличие нескольких жен. Они также имели больше свободы передвижения и выбора своей сферы деятельности. Высокие привилегии господ были распространены во многих культурах и обществах, но с течением времени они начали меняться под воздействием феминизма и других движений, которые выступали за равноправие и справедливость. Значение обладания сыновьями Обладание сыновьями в семье всегда имело особое значение и важность в истории человечества. Сыновья считались наследниками рода и обладателями семейного имущества, а также основой обеспечения продолжения фамильного процветания. В древности и в средние века сыновья играли ключевую роль в сохранении и преумножении семейного достояния и власти. Они являлись прямыми наследниками отца и могли наследовать его земли, недвижимость, деньги и другие ценности. Также от сыновей ожидалось, что они будут приносить прибыль и заботиться о своих родителях в старости. Веками обладание сыновьями было связано с правом наследования и передачи власти в роде. Сыновья становились наследниками титула или должности, которые ранее занимали их отцы. Это был один из способов сохранения стабильности и силы семейного клана. Кроме того, сыновья выполняли важные роли в межличностных отношениях внутри семьи. Они осуществляли защиту и обеспечивали безопасность своих родителей, супруг и сестер.

«Сцены из супружеской жизни»: Мужчина vs Женщина

Кроме того, господа имели больше свободы и меньше ограничений в своих действиях и поведении. Мужчины имели право на полигамию, то есть наличие нескольких жен. Они также имели больше свободы передвижения и выбора своей сферы деятельности. Высокие привилегии господ были распространены во многих культурах и обществах, но с течением времени они начали меняться под воздействием феминизма и других движений, которые выступали за равноправие и справедливость.

Значение обладания сыновьями Обладание сыновьями в семье всегда имело особое значение и важность в истории человечества. Сыновья считались наследниками рода и обладателями семейного имущества, а также основой обеспечения продолжения фамильного процветания. В древности и в средние века сыновья играли ключевую роль в сохранении и преумножении семейного достояния и власти.

Они являлись прямыми наследниками отца и могли наследовать его земли, недвижимость, деньги и другие ценности. Также от сыновей ожидалось, что они будут приносить прибыль и заботиться о своих родителях в старости. Веками обладание сыновьями было связано с правом наследования и передачи власти в роде.

Сыновья становились наследниками титула или должности, которые ранее занимали их отцы. Это был один из способов сохранения стабильности и силы семейного клана. Кроме того, сыновья выполняли важные роли в межличностных отношениях внутри семьи.

Они осуществляли защиту и обеспечивали безопасность своих родителей, супруг и сестер. Сыновья были вызывающими уважение и доверие фигурами внутри семьи и за ее пределами. В современном обществе значение обладания сыновьями трансформировалось и стало менее строго связанным с финансовой стороной.

Вместо этого, разнообразие ролей и обязанностей сыновей в семье выросло. Концепция «мамин сынок» или «папин мальчик» стала шире интерпретироваться и принимать во внимание психологический и эмоциональный аспект отношений в семье. Итак, обладание сыновьями имеет огромное значение для семьи и общества.

Они являются наследниками и продолжателями рода, обеспечивают стабильность семейного достояния и власти, а также играют роль защитников и поддержки своих родителей и родственников. Эта роль и значение сыновей продолжает эволюционировать вместе с изменениями в обществе, но остается незаменимой составляющей семейных отношений. Роль жены и матери Жена отвечает за организацию повседневной жизни семьи: приготовление пищи, уборку дома, заботу о детях и другие бытовые вопросы.

Она также играет важную роль в обеспечении эмоциональной поддержки и заботы о членах семьи. Мать является центральным фигурой в воспитании и развитии детей.

Какую систему семейных взаимоотношений рекомендуют строить эксперты? Все вопросы разрешайте совместно.

Не настаивай на личной точке зрения. Учитесь понимать друг друга, принимать рекомендации. Никогда ничему друг друга не учите. Не вмешивайся с советами, до тех пор, пока тебя не попросят о содействии.

Делите бюджет так, чтоб никто не ощущал себя обиженным. Виды семейных взаимоотношений, в основании которых - первенство одного из супругов, не ведут ни к чему стоящему. Не стягивай лямку на себя, научись все проблемы разрешать совместно.

Первый подход рассматривает семью как группу индивидуумов, у которых имеются как общие, так и различные интересы, а семейный контекст представляется как среда, в которой личность социализируется и развивается. Второй психологический подход рассматривает семью как целостную систему, которая не сводится к суммарной совокупности ее членов. Такой подход зародился в зарубежных исследованиях С. Минухин, М. Боуэн, В. Сатир , а так же стал интенсивно развиваться в отечественной психологии А. Черников, А.

Я Варга. На сегодняшнее время ведущим представлением о семье является представление как о системе, включающей в себя определенные функции, задачи, структуру, циклы жизнедеятельности. Таким образом, семья - это социальная система, объединяющая группу людей и их взаимоотношения, то есть это совокупность элементов и их свойств, связи и отношения между которыми динамичны. Видение семьи как малой группы является важным направлением исследований в сфере семейных отношений. Важными становятся вопросы функционально-ролевой, коммуникативной, социометрической структуры семьи, обусловленной субъективным восприятием членами семьи своих ролей и статусов доминирующего - подчиненного, любимца - изолированного и др. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплоченности, уровню развития семьи как целостного образования, процесса группового нажима, лидерству, конфликтам, психологическому климату, признакам здоровой и дисфункциональной семьи и прочее. Любые изменения жизнедеятельности семьи деятельность, общение, отношения ее членов могут рассматриваться как групповые процессы 6. Кроме того, среди исследователей нет единой трактовки понятия «молодая семья». Некоторые социологи А. Антонов, С.

Голод, И. Каткова, П. Рубина, Б. Урланис и др. Исследователи Л. Карцева, Е. Васильев к молодой семье относят семьи, у которых стаж совместной жизни составляет три года, где супруги состоят в первом браке, и при условии, что оба они не достигли тридцатилетнего возраста [13]. Самохина и А. Колесник считают, что продолжительность брака должна составлять 5 лет включительно, ведь именно к этому времени молодые имеют, по крайней мере, одного ребенка, и таким образом, заканчивается один из этапов жизненного цикла семьи [26]. Смирнова под молодой семьей понимает семью на этапе от момента заключения брака до рождения ребенка [30].

Акцент на возрастную составляющую, а также на наличие или отсутствие детей, стаж брака, дается в определении Н. Таировой, для которой молодая семья - это «семья, существующая в первые три года после заключения брака в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака , в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка [33]. Фетисова определяет молодую семью как семью в первые три года после заключения брака в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака. Возраст супругов от 18 до 30 лет [38]. Характеризуя молодую семью, З. Хамитова отмечает, что молодой считается семья с момента заключения брака или начала совместного проживания и до рождения первого ребенка. Главная задача этого периода - переход от состояния личной независимости к состоянию взаимозависимости супругов. В это время решается также задача дифференциации от родительской семьи, если это не произошло ранее. Устанавливаются новые границы общения с друзьями и родственниками, разрешаются конфликты между личными и семейными потребностями [40]. Тяпкина определяет молодую семью как субъект воспроизводства населения и объект социальной политики - «это супруги активного репродуктивного возраста до 28 лет , проживающие совместно с момента фактического образования супружеского союза не менее двух лет, с родственниками или без них, с детьми или без них, с любыми ориентациями на детность» [34].

Карцева и Е. Васильев под молодой семьей понимают малую группу, в которой возраст супругов составляет не более 35 лет, стаж - не более 5 лет, а брак является первым для обоих супругов. При этом такая структурная характеристика, как наличие или отсутствие общих детей, не отмечается в работах данных исследователей [13]. На наш взгляд, наиболее приемлемым является определение, данное Н. Уразаевой, М. Асильдеровой, которые к молодой семье относили «семьи, в которых супругам не более 30 лет, стаж совместной жизни составляет не более пяти лет включительно, имеющие первый зарегистрированный брак». Однако следует отметить и некоторые отрицательные моменты, сложившиеся с отнесением той или иной семьи к данному типу. Например, многие социальные программы, в частности, «Молодая семья» и «Жилище», закрепляют за молодой семьей возраст 35 лет. Кроме того, не рассматриваются тенденции современной ситуации, сложившейся с возрастом вступления в брак, когда многие молодые люди принимают решение о вступлении в брак после 30-35 лет. В данном случае остается неизвестным, является ли семья, вступившая в первый брак после 35 лет, молодой или она уже не может относиться к данной категории.

Молодая семья проходит процесс социализации, которая проявляется в формировании внутрисемейных и внесемейных отношений, выработке общих ценностных ориентаций, привычек молодых супругов, сближения их точек зрения, представлений и т. Структура и функции семьи разнообразны и зависят от социальных факторов, личностных особенностей супругов, уровня их культуры и образованности. Три основных типа семей раскрывает социолог Т. Данную типологию, на наш взгляд, можно отнести и к молодым семьям: 1. Традиционный тип ориентация исключительно на семейные ценности и на семью с двумя детьми. В такой семье главным является муж. Семьи с установкой иметь одного - двух детей, но не более ориентированы прежде всего на развитие личности. Установка на бездетную или не многодетную семью. Проведенный анализ литературных источников и социокультурных реалий позволяют выделить следующую структуру современной семьи: - наличие брачных партнеров неполная, формально полная, полная ; - порядок вступления в брак первичный, вторичный ; - стадия жизненного цикла семьи молодая, зрелая, пожилая ; - количество поколений в семье одно или несколько поколений проживает вместе ; - количество детей бездетная, малодетная и многодетная [17]. Как видим, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только мужчину и женщину, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; совместная деятельность. Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной обмен информацией , интерактивной организация взаимодействия , перцептивной восприятие партнерами друг друга. В реальной жизни взаимоотношения между людьми складываются по-разному, а потому возможно существование разных вариантов семьи. Самой распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или неполной, образовавшейся в результате развода, вдовства, рождения ребенка вне брака [21]. Если семейная структура помимо мужа, жены и детей включает других родственников родителей супругов, их братьев, сестер, внуков , то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству: бездетных, однодетных, малодетные, многодетные. Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального статута. Именно поэтому молодая семья является одной из самых незащищенных групп населения России.

Белова, Е. Ращикулина указывают, что молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: быть эмоционально и психологически устойчивой; обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи [5]. Жизненный цикл семьи - это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. Важность выделения этапов развития семейных отношений заключается в том, что для каждой стадии характерны типичные проблемы развития, степень удовлетворенности или неудовлетворенности браком, знание которых поможет подготовиться к возможным проблемам и к их решению. Первоначально было выявлено 24 стадии семейного цикла, в дальнейшем стали выделять 7-8 типичных стадий. В современное время существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. При этом основу классификации составляет специфика задач, которые должна решать семья как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования. Учитывая относительность жизненного цикла семьи, ученые все-таки выделили определенные типичные его стадии, свойственны большинству семей.

Однако основные ценности в том числе образовательные и трудовые закладываются в семье. В подростковом возрасте наиболее существенными конкурентами семейному воспитанию являются разного рода молодежные компании и объединения. Сильное влияние оказывают также средства массовой информации. Экономическая функция семьи. В аграрном обществе семья являлась основной экономической ячейкой крестьянское хозяйство. В индустриальном обществе трудовая деятельность уходит за пределы семьи а вместе с ней и активное трудовое воспитание. Основной задачей становится формирование семейного бюджета и его распределение на нужды членов семьи. В прежнем виде экономическая функция остается для семей, ведущих фермерское хозяйство, семейных кооперативов и т. Так как производство находится вне пределов семьи, получает самостоятельное существование быт. К экономической функции семьи можно отнести и накопление и передачу по наследству богатства естественно в современном обществе это значимо не для всех семей. Хозяйственно-бытовая функция. В крестьянском натуральном хозяйстве быт практически вплетен в общую трудовую деятельность. Только городские жители разделяют сферу быта и сферу производства. В настоящее время, когда и в аграрном секторе господствует товарное производство, быт отделен от основной трудовой деятельности. Поэтому есть смысл выделять эту функцию отдельно. Досуговая рекреативная, восстановительная функция. Предполагает совместное проведение свободного времени. Естественно, что само это время значительно выросло. Кроме того, возросла его ценность для личности. Современный досуг предполагает не только отдых, но и совершенствование личности, обогащение ее новыми знаниями, навыками, впечатлениями, эмоциями. Возрастает значимость семейного досуга. Так как современные супруги работают за пределами дома, то совместно они проводят именно досуг. Это также основное время для общения с детьми. Значение семейного досуга упало лишь для молодых людей от подросткового возраста до вступления в брак. Семья является ячейкой, в которой отмечаются самые значительные праздники и события в жизни человека рождение, брак, смерть. Статусная функция. Некоторые статусы человек получает от своей семьи: национальность, место в городской или сельской субкультуре. В современном обществе, в отличие от сословного, нет юридически закрепленных форм передачи статуса, но обычно родители заботятся о том, чтобы их дети заняли в обществе место не ниже родительского. Семьей для этого предоставляются необходимые воспитание, материальные средства деньги на образование , круг общения и связи. Принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для данного слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Некоторые семьи специально аккумулируют материальные средства и изыскивают возможности с целью повышения социального статуса детей. Функция первичного социального контроля. В семье формируются и поддерживаются моральные санкции при нарушении моральных и правовых норм членами семьи. Моральная регламентация поведения членов семьи наиболее эффективна была в традиционной аграрной семье, где авторитет старшего поколения был очень высоким. Современная семья тоже выполняет эту функцию, закладывая основные моральные нормы в поведение человека и его отношение к закону и его нарушениям. Однако авторитет семьи в этой сфере значительно подорван. Прежде всего, это связано с падением авторитета лиц старших поколений, а также физической невозможностью присматривать за поведением членов семьи. Прежде практически вся жизнь человека проходила на глазах семьи и сельской общины. Рост городов изменил эту ситуацию. Социальной защиты. В традиционном обществе семья была основным институтом, который оказывал индивиду поддержку при его нетрудоспособности.

Семейные роли, их распределение

Основные особенности семейного воспитания. Данная статья описывает структуру ролей супруга и супруги в семье. Повседневная жизнь супружеской пары до XIII века нередко изображалась по устоявшимся шаблонам, в XIV и XV веках картина становится более индивидуализирован ной, особенно в нормативных источниках.

СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА На законодательном уровне семейные отношения регулирует семейное право.
Модели супружеских отношений Психологи выделяют три вида супружеских ролей в современной семье.
Структура семейных ролей Мы прошерстили мировую историю с этнографией и собрали коллекцию самых любопытных типов супружеских отношений.
Супружеская роль В этой статье мы рассмотрим психологические аспекты супружеских ролей, а также обязанностей в браке, и как они влияют на качество семейной жизни.
Раскрыт секрет, как правильно делить супружеское ложе В итоге, история возникновения основных видов супружеских ролей связана с изменениями в обществе и подходом к семейным отношениям.

Теоретические основы проблемы супружеских ролей в современной молодой семье

Давайте обсудим основные роли мужчины и женщины в семейных отношениях, а также почему нужно обращать на это внимание. Источники древности История возникновения основных видов супружеских ролей имеет свои корни в древности. Супружеские роли и понятие идентичности и комплементарности являются важными аспектами в семейных отношениях.

Традиционная семья уже не та? Узнайте, что изменилось в роли мужчины и...

Заключение В отечественной психологии, термин «молодая семья» понимается достаточно расширенно — он включает в себя «совсем молодые браки» — от 0 до 4 лет стажа и «молодые браки» от 5 до 9 лет. Сегодня в обществе ощущается острая потребность в гармонизации человеческих отношений, и реализация их начинается в семье, среди своих близких. Чувства, настроения, воля супругов активно влияют на достижение семейной гармонии. Брачно-семейная адаптация — процесс взаимной адаптации, происходящий между супругами в течение нескольких лет после заключения брака. Этот процесс многофункционален и многоаспектен, так как включает в себя адаптацию: к брачным ролям, новым обязанностям, новому укладу жизни; к характеру, темпераменту и другим индивидуальным психологическим особенностям партнера; к системе ценностей партнера; к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни партнера; сексуальную адаптацию. С созданием семьи у каждого из супругов появляется своя роль в семье. Роль - это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Существует три вида распределения ролей в семье: централистский или авторитарный — во главе один из супругов, решающий основные вопросы в семье; автономный — муж и жена распределяют между собой роли и стараются не вмешиваться в сферу влияния друг друга; демократический — управление семьей лежит на обоих супругах в равной мере. Список использованной литературы 1. Алешина Ю.

Алешина - М.

Самое интересное, что не только у нас Швеция считалась родиной раскрепощенности и вседозволенности. Похожие вопросы.

Семья среднего возраста со школьниками. Задачи стадии: побуждение детей к достижению успехов учебе, установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.

Семья зрелого возраста, которую покидают дети. Главными задачами этой стадии являются: осознание взрослости детей, помощь в профессиональном самоопределении детей, освобождение молодых людей от родительской опеки, помощь в обустройстве взрослой жизни ребенка. Стареющая семья. Задачи этой стадии: перестройка супружеских отношений, содержание и сохранение семейных связей; адаптация к старости. Завершающая стадия жизненного цикла семьи. Эта стадия начинается со смертью одного супруга.

В этот период появляется чувство одиночества, не востребованности в семье, в связи с прекращением трудовой деятельности, необходимостью находить новые интересы и смысл в жизни [24]. Таким образом, исследование понятия «молодая семья» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в современной социологической науке нет однозначного определения молодой семьи. Во-вторых, молодая семья является малоисследованным объектом, к рассмотрению которого прибегают лишь при исследовании жизненного цикла семьи или ее типологии. В-третьих, молодая семья как объект исследования обладает структурными характеристиками, среди которых в основном выделяют: возраст супругов, наличие или отсутствие детей, повторность брака и другие факторы, позволяющие отнести конкретную семью к данной категории. Межличностные отношения между супругами молодей семьи представляют собой систему сложных функционально-ролевых взаимоотношений и зависимостей, отношений супругов друг к другу, возникающие в результате эмоционального, личностно - смыслового и поло-ролевого взаимодействия и контактов.

Почвой для возникновения межличностных отношений между супругами являются субъективные и объективные факторы: чувства симпатии, любви; физическая близость; чрезвычайная эмоциональная значимость взаимоотношений для обоих индивидов и др. Проблему межличностного взаимодействия молодых супругов исследовало много отечественных и зарубежных ученых. В частности Е. Рыбак, Н. Слепцова, А. Федулова, Н.

Цихончик, Е. Холостова отмечается, что начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. Начальный период развития семьи очень важный в жизни супругов, и многие психологи, которые исследовали семейные отношения, подчеркивают, что именно в этот период вырисовывается будущая модель семейных отношений, распределяются права и обязанности, образуются духовные отношения между двумя людьми. Молодая семья нуждается во взаимопонимании, в признании, происходит психологическая и бытовая адаптация. У партнеров между собой меняются чувства и их интенсивность, устанавливаются определенные отношения между супругами и их родителями генетическими семьями. По мнению Н.

Самохиной, А. Колесник, согласованность представлений о распределении ролей в семье между молодыми супругами играет решающую роль в отношениях между ними [26]. Эйдемиллер и В. Юстицкис называют совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущие к формированию и развитию просемейных мотивов мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье , что способствует снятию отрицательных, фруструючих переживаний, тревоги, стрессов, и разрешению внутренних и межличностных конфликтов. Это проявляется в том, как семья реагирует на трудности [49]. Шилкин обращает внимание на то, что начальный период можно считать наиболее ответственным периодом в жизни супругов, когда молодые люди сталкиваются не с любовными, интимными и приятными проблемами, а семейно-бытовыми [47].

Смирнова, говоря о проблемах первых лет супружеской жизни, указывает, что первые год-два совместной жизни - это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии [30]. Ковалев, И. Гребенников, Эйдемиллер, В. Юстицкис отмечают, что начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. Они утверждают, что адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также первичный опыт семейной жизни. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями, формируются внутрисемейные привычки и ценности.

Первые годы супружеской жизни вносят различные неожиданности, которые нарушают привычные правила и устои, которые формировались на протяжении всей жизни. Пара теряет свою независимость, возникает необходимость согласовывать и договариваться с партнером о различные вопросы, касающиеся функционирования семьи. Это очень сложно, поэтому четвертая часть разводов случается в первые два года жизни. Одной из основных функций семьи является то, что семья служит источником развития личности для всех членов, входящих в ее состав. Однако, семья является источником развития личности только в том случае, если она сама развивается. Распад семейных отношений чаще всего означает то, что члены семьи не смогли подняться в своем личностном росте на ступеньку выше и отдали предпочтение разрушению отношений над преобразованием их.

В процессе взаимодействия супругов влияет друг на друга, вследствие чего, их автономные взгляды претерпевают значительных изменений. После заключения брака происходит постепенное слияние двух "я" - мужа и жены, отождествление потребностей, интересов, желаний, намерений. Лучшим вариантом является тот, в котором достигается максимально возможное слияние интересов и потребностей [31]. Семья - это система, поэтому изменения в одном звене, приводят к изменениям в другой. Каждая семейная система имеет структуру, в которой, в частности, относятся: сплоченность в семье между ее членами, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи. Поэтому, в начале семейной жизни супруги должны решить и установить правила проживания, продуктивного взаимодействия.

Главные задачи, которые стоят перед молодыми супругами - установление баланса между близостью и отдаленностью, проблема семейной иерархии и распределение сферы ответственности. Важно обсудить и прийти к согласию во многих вопросах, выяснить ценности и привычки друг друга. Могут возникнуть и сексуальные проблемы - как следствие отсутствия опыта, разного воспитания, уровня желания. Супруги могут понять, что они разные и испугаться этой разницы. Еще одной важной проблемой в семейной паре является установление границ. Это включает в себя такие вопросы: кто из знакомых допущен к семье и на сколько часто?

Возможно пребывание партнера вне семьи без партнера? На сколько возможно вмешательство родителей? Молодое супружество должно установить и очертить территорию, которая будет относительно независимая от родительского влияния [37]. Адаптация партнеров осуществляется в двух основных видах соотношений: ролевых и межличностных. Базовым для ролевых отношений выступает представление о целях супружеского союза, в котором выражается мотивация партнеров. Общая мотивация семейного союза включает в себя четыре ведущих мотива: бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский, интимно-личностный.

Для стабильности брака не меньшее значение имеет согласованность так называемых межличностных ролей - своеобразной фиксации положения людей в системе групповых связей. Как и социальные, так и межличностные роли могут входить в противоречия и препятствовать семейной гармонии. В молодых семьях, как правило, психологически сложно происходит распределение семейных обязанностей. Каждому из супругов приходится приспосабливаться к состоянию, которое по сравнению с добрачной независимостью и свободой кажется тяжелой необходимостью. Низкий уровень подготовленности молодых людей к будущей семейной жизни не позволяет им бороться со своими внутренними противоречиями, которые возникают на фоне неравномерного распределения семейных обязанностей. Еще одним характерным явлением в жизни современной молодой семьи, усиливающим ее нестабильность, можно назвать долю межнациональных браков, которая постепенно увеличивается.

В таких семьях к сложностям психологического плана добавляются различия в национально-психологических установках [40]. Современный этап развития молодой семьи характеризуется преимущественным смещением семейных ценностей в сторону духовно-личностных ориентаций и установок. Большинство супругов в браке ценит прежде всего любовь, взаимоуважение, общность взглядов, интересов и духовную близость. Не менее важным является фактор материального благополучия в жизни молодой семьи. Следует отметить, что при относительно более высоком интеллектуальном, социально-профессиональном и культурно-образовательном уровне современных молодых супругов их требования к личностным качествам друг друга и психологического комфорта в семье значительно повысились за последние десятилетия. Обострение проблем на начальной стадии развития семьи происходит по причинам несформированности адаптационных механизмов членов молодой семьи, отсутствия корректной системы передачи опыта предыдущих поколений, отсутствия системы подготовки молодежи к семейной жизни.

Отечественные специалисты в области психологии семьи внесли значительный вклад в исследование особенностей супружеских взаимоотношений на начальной стадии жизненного цикла молодой семьи.

Создание браков по любви и предполагаемое развитие нуклеарной семьи привели к большей близости между супругами, которые в современном браке считаются равноправными. Но функционалисты предполагают, что для каждого супруга разумно выполнять те функции, которые определены биологическими различиями между мужчинами и женщинами. То есть, поскольку женщины рожают детей, они должны опекать их, а также ухаживать за мужем и домом. Парсонс рассматривал роль женщин в семье как «выразительную», связанную с воспитанием, тогда как роль мужчин была «инструментальной», связанной с обеспечением жены и детей. Хотя он признавал, что не все женщины были бы счастливы ограничиться этой ролью. Он говорил, что это разделение разумно. Мужчины и женщины выполняют взаимодополняющие функции.

Функционалистские теории иногда называют теориями «прогрессивных шагов», потому что они подразумевают, что общества, развиваясь, становятся лучше, чем были.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий