Новости новый год до петра когда отмечали

Традицию праздновать Новый год с 1 января, как известно, ввел Петр I. До него Русь встречала каждый следующий год, отчитывая от Сотворения мира.

Новый год от Ивана до Петра: как отмечали праздник на Руси

Государь был в преображенском мундире, зеленом с красным откладным воротником, и красном камзоле, оба обложенные золотым позументом, в чулках полосатых, белых с синим, и в башмаках из кожи севернаго оленя мехом вверх. Приезжавшие все должны были являться в праздничных французских кафтанах, служащие в военной службе в своих мундирах. Император приветствовал поздравлявших поцелуем в голову… По окончании сей церемонии Пётр отправился угощать гвардию, поднося каждому из солдат по ковшу водки… Поздравления их и угощение войска продолжались до 4 часов. Обед приготовлен был в Сенате, где дожидался Государя дипломатический корпус». Откуда взялся Старый Новый год?

Старый Новый год — изобретение нового времени. В начале XX века в России кардинально сменился общественный строй, и власть перешла к большевикам. Новое правительство провело ряд реформ, в том числе и календарную. Первый Новый год по новому стилю пришелся на 1919 год и совпал с европейским.

Появился так называемый Старый Новый год, приходившийся на 14 января, из-за чего он превратился в чисто светский праздник, а Рождество — в церковный. Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.

Предположительно, это происходило в начале второй декады марта, в день весеннего равноденствия. Существует также мнение, что отсчёт нового года шёл со дня зимнего солнцестояния. С приходом на Русь христианства и введением календаря, давшего названия двенадцати месяцам, первым днём года стало 1 марта. В ХV веке свой вклад в систему летоисчисления, которое тогда велось по византийской системе — от сотворения мира, внёс царь Иван III: в 1492-м по его указу отсчёт новых лет начинался с 1 сентября. Это был день «подведения итогов» урожая, уплаты оброков и пошлин, завершения действующих торговых договоров и заключения новых, сдачи в аренду земельных, охотничьих и рыболовных угодий. Сентябрьское новогодье имело под собой и церковную основу.

В этот день почитался преподобный Симеон, первый столпник, прозванный в народе Летопроводцем. Первый день нового года ознаменовывался торжествами на соборной площади Московского Кремля, куда по случаю праздника стекались горожане и жители окрестных деревень. В присутствии царя и знатных особ проводилась праздничная церковная служба, возглавляемая Патриархом. Нищим и убогим раздавалась щедрая милостыня, а обиженные и недовольные получали возможность подать государю прошение со своей жалобой. Как стали праздновать Новый год после реформы Петра I 20 декабря 1699 г. Вместо византийской Пётр I ввёл систему отсчёта от Рождества Христова, по юлианскому календарю, о чём было сказано в указе 1699 года. Высочайшим повелением предписывалось отныне начинать год с 1 января. Кроме того, тяготеющий к европейским традициям царь-реформатор распорядился отмечать новогодний праздник как можно пышнее, чтоб не отстать от заграницы. Первый год нового столетия встречался с присущим Петру размахом — звонили колокола, палили большие пушки на площади и маленькие — в частных владениях, небо расцвечивали невиданные фейерверки, зажигались смоляные бочки, народные гуляния длились неделю.

Именно в этот день происходит осеннее равноденствие. Такие солярные праздники были повсеместно распространены до прихода христианства у большинства народов мира. Последователи Родной Веры, или же неоязычества считают, что начало нового года приходится на 21 сентября. Аргументируется это и тем, что в осеннее время люди, наконец-то, могут отдохнуть от всех трудов. Недаром на Руси существовала поговорка, что любое дело следует начинать с отдыха. То же самое казалось и каждого нового года. Примечательно, что традиция наряжать елку и дарить подарки также была присуща и этому празднику, и Коляде.

Более того, деревья нашими предками наряжались на каждый солярный праздник, но специально их для этого не рубили. Славяне предпочитали наряжать живые деревья и отмечать важные даты под их сенью. Новолетие у славян Стоит отметить, что слово «год» в обиходе наших предков появилось сравнительно недавно. Оно было принесено в русский язык после реформ Петра Первого. До того, во всех источниках для обозначения года использовалось слово «лето». Поэтому как праздник, можно сказать, древнеславянский новый год не существовал.

Особое место в эти дни занимали святочные гадания. Как и сейчас, девушки мечтали заполучить завидного жениха. В дни святок молодые девушки часто гадали «на суженого», разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили черного петуха. Считалось, что если петушок склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если «вещая» птица от угощения откажется, то суженого в Новом году ждать не стоит. Особой популярностью пользовались и гадания воском. Растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки. Если виднелось сердечко, то это считалось знаком к грядущим « амурным делам ». Вилы означали ссору, медальон — богатство, а бублик — безденежье. Главными блюдами на рождественском столе на Руси являлись деликатесы из свинины: зажаренный поросенок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, холодец, заливное. Помимо свиных блюд, на праздничный стол подавались и другие блюда из птицы, дичи, баранины и рыбы. Мелко нарезанное мясо варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Также традиционными угощениями являлись ватрушки, калачи, пироги, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и тд. Выбор десертов был более скромным: рождественский стол обычно украшали фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье и мед. Гонения на Новый год в начале ХХ века коснулись и Рождества. Сначала были запрещены рождественские елки, а потом и Дед Мороз. В конце 1920-х был издан указ, в котором говорилось: «В день нового года и дни всех религиозных праздников бывших особых дней отдыха работа производится на общих основаниях ». Тогда 1 января 1929 года стал обычным рабочим днем, а празднование Рождества и вовсе стало вне закона. Лишь спустя шесть лет, в 1935 году, курс внутренней политики по отношению к праздникам был изменен, Новый год был признан светским праздником, а Рождество оставлено церкви, отделенной от государства. День отсчета нового года в России переносился дважды. До XV века его встречали в марте, затем в сентябре, а в 1699 году Петр I «назначил» празднование на 1 января. Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии. С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Указ был длинным и очень подробным. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом. В канун старого Нового года у славян отмечают народный праздник - Щедрый вечер. В России вечер перед старым Новым годом называют Васильевым, так как в этот день церковь отмечает память Василия Великого. Другое название — богатый свят-вечер. Вечером 13 января все хозяйки готовят вторую или щедрую кутью, которую, в отличие от постной, заправляют мясом и салом. По традиции миску с кутьей ставят в угол, где стоят иконы. На щедрый вечер хозяйки готовили к столу самые лучшие и вкусные яства. Главным блюдом на праздничном столе считался жареный поросенок - символ плодовитости скота и плодородия земли. В народе это пора считается временем разгула нечистой силы. В этот вечер после заката солнца и до самой полуночи ходят девочки подростки и щедруют, отгоняя своими песнями всю нечисть и желая хозяевам счастья, здоровья и удачи в новом году. На рассвете 14 января молодые парни шли посевать зерном к крестным, близким родственникам, знакомым. По народным поверьям, на старый Новый год первым в дом должен был зайти мужчина - считалось, что это принесет счастье в дом на весь будущий год. Посевальщики поздравляли всех с новым годом и желали богатства и изобилия специальными присказками. В ответ хозяева одаривали их пирогами, конфетами и другими сладостями. Считалось, что деньги давать посевальщикам нельзя - с ними можно отдать благополучие в доме. В некоторых селеньях до сих пор сохранился такой обряд: в ночь под старый Новый год сжигают свою старую одежду и сразу же одевают новую. Это символизирует начало новой, лучшей жизни. Чтобы оградить в новом году свой дом от всех бед, 14 января надо с тремя зажженными свечами обойти все комнаты по часовой стрелки и при этом креститься. В народных поверьях с праздником старого Нового года связано немало примет. На старый Новый год и в Васильев вечер нельзя ничего давать в долг, иначе весь год в долгах проведешь. Также приметы гласят, что если 14 января вынести мусор, то и счастье из дома вынесешь. Если ночь на Старый Новый год тихая и ясная, год будет счастливый и удачный. Если 14 января взойдет яркое солнце , год будет богатым и урожайным. Если иней укроет все деревья, будет хороший урожай зерновых. С какой стороны на Старый Новый год небо покрыто облаками, оттуда и счастье будет. Если выпадет снег на Старый Новый год, значит, следующий год будет счастливым. Мы расскажем, как это происходило и как россияне встретили перемену...

История Нового года

В Вавилоне Новый год праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна. Такой порядок отмечания Нового года сохранялся вплоть до Петра I, поменявшего все указом о новой дате празднования. Осенний Новый год в допетровской Руси отмечали весело и с размахом, как и Масленицу, и Святки. Новый год 2024 Одной из реформ, введенных российским императором Петром I в 1699 году, стал отсчет нового года с 1 января До этого времени старый год. В Московской Руси было принято отмечать Новый год 1 сентября по юлианскому календарю — 14 сентября по григорианскому. Пётр I ввёл традицию праздновать Новый год 1 января. Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенёс Новый год на 1 января.

История Нового года

История Нового года в России: как и когда начали отмечать праздник - Новости Санкт-Петербурга Как праздновали Новый год 1 сентября?
История праздника Нового года в России Кто придумал отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января и как появился этот обычай, когда праздник стал общенациональным торжеством, традиции для РИА Новости, 31.01.2023.
Как праздновали Новый Год в России до Петра I Однако после Петра, хотя новый год и стали отсчитывать с 1 января, но отмечать перестали.
Новый год от Ивана до Петра: как отмечали праздник на Руси Рассказываем историю значения Нового года: от славянских племен до Петра I.

История Нового года в России

Во время зимнего солнцестояния славяне издревле отмечали главный праздник для всего следующего лета — это появление нового солнца, которое приходило на смену убывающему. Начиная с 22 декабря наши предки поклонялись богу Коляде. В час солнцестояния умирало старое солнце, и на 25 декабря поднималось молодое - Коляда. Раньше большинство торжеств было завязано именно на культе солнца. У древних славян Дед Мороз, он же Красный дед, приходил на Коляду и изгонял всех бесов. Елки в те времена не срубали, а украшали живые деревья на улице.

Дом наряжали опавшими еловыми лапами для изгнания злой нечисти. Приближающийся 7529 год по славянскому календарю - это год кричащего петуха. Славянский календарь слагается из 16 знаков в отличие от 12 по восточному. Чего же ждать от наступающего года кричащего петуха? У славян петух считался священным животным.

Он ассоциировался у них с Солнцем, так как кукарекал поутру. И собственно петуха заводили первым в новый дом для привлечения богатства и благосостояния. Новый 7529 год будет временем рассвета, призыва к пробуждению. Но в то же время ожидать, что с наступление м новой леты все невзгоды исчезнут сами, бессмысленно. Приготовьтесь побороться за свое счастье.

Под защитой петуха считаются люди, рожденные в 1941, 1957, 1973, 1989, 2005, 2021 годы. Появившихся в год петуха сложно провести. Они рациональны, храбры, прозорливы, остроумны, амбициозны, но вместе с тем и агрессивны. Петух опекает семейную жизни и трудолюбие. Поэтому для семейных петухов год обещает быть удачным.

Раньше вместо игрушек вешали на еловые лапки яблоки — символ молодости, бессмертия, напоминание о райском саде, орехи — мудрости, долгожительства, яйца — символ жизни, вечности, бесконечности мироздания. В разных странах было принято приносить в дом и или ставить во дворе не только ель, но и ветви омелы, можжевельника и бука. Этим растениям также приписывали мистические свойства. Любопытный факт: когда люди стали заносить деревья в праздничные дни в свои дома, ёлки подвешивали к потолку макушкой вниз. Считалось, что если в дом проникает зло, то оно непременно зацепится за острый верх дерева. Этому поспособствовала жена императора, Александра Федоровна. Во время новогодних торжеств она упросила своего мужа поставить на праздничный стол маленькую елочку, что и было сделано. Подданные пришли в восторг от затеи императрицы, и уже на следующий новый год во всех домах знати стали наряжать «зеленых красавиц». Постепенно елки появились и у простых горожан.

В Москве с 50-х годов ХIХ века появляются новогодние традиции. На Соборную площадь устанавливают елку, в Манеже устраивают концерты и проводят ярмарки. С конца ХIХ века на Воробьевых горах начинают организовывать фейерверки. Московская знать во время новогодних и рождественских праздников устраивает балы-маскарады в своих усадьбах. Очень популярна была в высшем обществе игра «говорящие живые картины». В картине «Девять муз и Аполлон» барышни изображали муз, декламируя специально написанные для них стихи, а один из гостей — Аполлон появлялся с бумажной лирой в руках. Зажиточные купцы предпочитали встречать Новый год в ресторанах Москвы: «Славянский базар», «Альпийская роза» на Софийке и т.

Пpaвocлaвнaя вcтpечa нoвoлетия Пocле пpинятия Pycью пpaвocлaвия, дyхoвники бopoлиcь c язычеcкими пoвеpьями, кoтopые тo и делo пoявлялиcь в paзных меcтaх вплoть дo XV векa. Oдним из метoдoв тaкoй бopьбы был пеpенoc пpaздникoв, и Hoвый гoд пеpенеcли нa пpoтивoпoлoжнoе вpемя гoдa — нa 1 cентябpя, кoгдa coблюдaть oбpяды cмыcлa не былo: впеpеди былa зимa, для язычникa oлицетвopяющaя cмеpть.

Былo этo cделaнo, кaк yкaзывaет в cвoей cтaтье «Kaлендapь и тpyдoвaя деятельнocть челoвекa» филocoф Baлентинa Гищенкo, тoлькo в 7001 гoдy oт coтвopения миpa в 1492 гoдy , пoтoмy чтo paнее ждaли кoнцa cветa, кoтopый дoлжен был нacтyпить в 7000 гoдy. Koгдa cтaлo яcнo, чтo oжидaние иcтеклo, a «миpy еще быть», дyхoвенcтвo зaнялocь пpoблемaми и ввелo нoвyю дaтy нoвoлетия. И цapь, и пaтpиapх, и бoяpе, и cтpельцы Пpaзднoвaние нoвoлетия oткpывaлocь 31 aвгycтa вечеpней cлyжбoй и в пoлнoчь цеpкoвный кoлoкoл вoзвещaл o нacтyплении нoвoгo гoдa. Чин нaчинaлcя пoд кoлoкoльный звoн тopжеcтвенным выхoдoм пaтpиapхa из Уcпенcкoгo coбopa; зaтем к немy пpиcoединялcя цapь co cвитoй. Пеpвым нa пoмocт вocхoдил пaтpиapх, зa ним — цapь, кoтopый пpинимaл oт пaтpиapхa блaгocлoвение.

Так что январские календы продолжали праздноваться в народе, только теперь их привязывали к рождеству Христа — Новый год, как и тысячи лет назад, означал рождение бога.

Попытки предать «бесовские игрища» анафеме успеха не возымели: жители империи упорно рядились в маски, предавались пьянству и устраивали представления. Календы сохранились во многих регионах до сих пор под названием коляд. Даже в императорских дворцах в более приличном стиле, но тоже проводили определенные новогодние празднества — так, в ночь на 2 января устраивались «готские игры», во время которых вельможам и артистам полагалось прославлять базилевса. Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны Фото: Валерий Якоби, 1872 год Зато древние праздники наступления весны так не были забыты. В марте в Восточной римской империи праздновали русалии, к которым христианство приурочило Пасху предлагая праздновать все то же воскрешение, но не природы, а бога , однако искоренить скоморошьи забавы это не помогло. Они процветали повсеместно, в том числе на Руси.

Церковь не одобряла их: «... Древнейший смысл этих праздников — поминовение усопших одновременно с вакхической радостью по поводу возрождения природы — сохранялся, хотя даты в разных местах могли постепенно сдвигаться, например, на май. Вот как, например, в XIX веке наблюдал их историк Александр Веселовский: «Значение зимних и весенних русалий взаимно освещается, как осенние празднества Дионису досказываются весенними. Если в центре майских русалий стоит культ мертвых, то нечто подобное могло лежать в основе январских обрядов, только в другом освещении — как Диониса представляли себе то замирающим узником зимы, то оживающим, обновляющимся весною вместе с природой». Критические взгляды на праздник, надо заметить, разделяли религиозные фундаменталисты и в других странах. В Англии пуритане со времен своего появления в XVI веке атаковали легкомысленные праздники: Рождество, точнее, манера его отмечать, поощряло, по их мнению, аморальное поведение и тем самым « бесчестие Бога ».

До их прихода к власти англичане в начале января не только ходили в гости, обменивались подарками и готовили специальные блюда, но и вовсю предавались возлияниям, чревоугодию и разврату. В 1640-х годах парламент, даже не дожидаясь окончания гражданской войны с Карлом I, издал ряд ордонансов, в итоге вовсе запретивших Рождество, Пасху и Троицу как безнравственные и папистские праздники. Эти дни было предписано проводить в посте и покаянии. Рождество все равно продолжали полускрытным образом отмечать, в его поддержку вспыхнули протесты, во многих городах, включая Лондон, Кентербери, Бери-Сент-Эдмундс и Норвич, дело дошло до ожесточенных столкновений между сторонниками и противниками Рождества, то есть за право пьянствовать и веселиться люди были готовы драться. Но несмотря на явную непопулярность запрета, он все же был отменен только с Реставрацией. Рождество под запретом пуритан Фото: The Economist Попытки ограничить праздник по сей день приводят людей в бешенство.

Когда осенью 2021 года Еврокомиссия выпустила рекомендации по использованию нового языка равноправия, в том числе предложив воздерживаться от демонстрации характерных религиозных признаков — а стало быть, и Рождества, это вызвало такой шквал возмущения, что евробюрократам пришлось быстро сдать назад и отозвать инструкцию. Про дураков и большевиков Формально церковный Новый год у православных и по сей день наступает 1 сентября, но за пределами церкви об этом мало кто знает. Праздника из этой даты толком сделать не получилось, хотя в Эфиопии Новый год так и отмечается в сентябре, причем по юлианскому календарю, то есть в ночь на 12 сентября. Календарь в этой стране не только опирается из-за церковных различий на другие расчеты, так он еще и отстает от стандартного, так что в Эфиопии недавно наступил лишь 2014 год. До нее Новый год так и отмечали в основном в конце марта, в день, который церковь провозгласила Благовещением. Но где-то, как в Венеции, год отсчитывался с 1 марта, где-то — с Пасхи или Рождества.

Летосчисление, кстати, тоже могло отличаться — испанцы, например, до позднего средневековья вели отсчет от 38 г. Праздник дураков. Питер Брейгель-ст. Весьма популярен был устраивавшийся 1 января День дураков , особенно во Франции. Этот праздник очевидно был адаптацией тех самых Сатурналий — участники переодевались, надевали маски, высшие чины менялись местами с низшими, совсем как рабы с хозяевами у римлян, избирали «папу дураков», пародировали церковные обряды и правителей хорошее описание можно встретить у Гюго в «Соборе парижской Богоматери», как раз там Квазимодо избирают «королем дураков», а затем он встречает Эсмеральду.

Новый год на Руси до указа Ивана

По велению государя считать полагалось не от сотворения мира, а от рождества Христова. Так 7209 год стал 1700-м. Было это 20 декабря - ровно 322 года назад. Но это были еще не все изменения. Отсчитывать новый год, согласно указу, полагалось на с 1 сентября, а с 1 января. Так что живших в то время практически сразу после отпразднованного осенью Нового года ждал еще один, на подготовку к которому к тому же оставалось всего 11 дней. Содержались в указе и указания, как отметить грядущий праздник правильно.

Сначала полагалось возблагодарить Бога, посетив молебен. А при отсутствии такой возможности - обязательно помолиться дома.

Это символизирует начало новой, лучшей жизни. Чтобы оградить в новом году свой дом от всех бед, 14 января надо с тремя зажженными свечами обойти все комнаты по часовой стрелки и при этом креститься. В народных поверьях с праздником старого Нового года связано немало примет.

На старый Новый год и в Васильев вечер нельзя ничего давать в долг, иначе весь год в долгах проведешь. Также приметы гласят, что если 14 января вынести мусор, то и счастье из дома вынесешь. Если ночь на Старый Новый год тихая и ясная, год будет счастливый и удачный. Если 14 января взойдет яркое солнце , год будет богатым и урожайным. Если иней укроет все деревья, будет хороший урожай зерновых.

С какой стороны на Старый Новый год небо покрыто облаками, оттуда и счастье будет. Если выпадет снег на Старый Новый год, значит, следующий год будет счастливым. Мы расскажем, как это происходило и как россияне встретили перемену... Русский Новый год — праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна — в марте, с первым весенним равноденствием.

Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника — он был официально назначен на 1 сентября. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник — с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе — «Первый день во году». Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось — хотелось того веселья, что он видел за границей. Пугающая перемена 1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план.

После этого с благолепным осенним празднованием было покончено — волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья. Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр — необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания — их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья.

Для всех это была настоящая мука — рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими. Гуляка, не пропускавший юбок фрейлин своих жен, носитель дурнейшего характера, обладатель феноменального количества внебрачных детей и, разумеется, один из величайших реформаторов государства Российского — Петр Первый. Реформы во время его, Петра Первого, правления, которые коснулись Руси, по размаху последствий можно сравнить только с реформами решившего жениться на христианке языческого правителя Владимира, известного также, впоследствии, как Красное Солнышко. Владимир дал нам всем в приказном порядке христианство, а Петр Первый — в приказном же порядке — празднование Нового Года, чудесного праздника , который, спустя лет сто пятьдесят, стал праздником любимым и семейным, и до сих пор, спустя уже триста с небольшим лет , таковым и остается. В 1699 году, 20 декабря , в день, когда, так сказать, ничто не предвещало беды, на головы всем жителям Руси, до которых успел он «долететь» - несомненно, в первые годы это коснулось только Москвы и её ближайших окраин, тогда и Санкт-Петербурга-то еще не было - буквально рухнул приказ Петра Первого: «…кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить» И это в этом приказе было не самое главное и не самое неприятное.

Самое неприятное, не для царя, конечно, и даже не для бояр, а для простых людей , населявших Москву, было в том, что Новый Год, сообразно этому же приказу наступал второй раз за четыре месяца и через 11 дней: «И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года». Одна из них гласит, что первое января выбрано Петром для празднования нового года не случайно. Согласно этой легенде, Христос родился 25 декабря, а спустя семь дней его, по еврейской традиции , понесли обрезать в храм и, таким образом, мальчик стал тем самым Царем Иудейским, Богом, Новым Богом, который впоследствии отменил Ветхий Завет. И вот, будто бы, царь и пошутил, введя новое слово «год», с английского «God» Бог. Легенда эта спорная, поскольку в приказе как мы видим, уже упоминается слово «год», причем как слово обычное, имеющееся в обиходе.

Наступивший, новый, 1700, год, царь праздновал со своим знаменитым и вызывавшим оторопь у боярства, Всешутейшего и Всепьянейшего собором, который Петр организовал в 1690 году, то есть когда молодому, но уже женатому, царю было 18 лет. Составлявшие этот своеобразный «собор» люди в разное время числом от 20 до 200 человек , собравшись в полдень, катались по Москве на санях или лошадях в поисках подходящего для предстоящего кутежа двора. Куда и закатывались с тем, что бы разбрестись только на рассвете следующего дня. Хозяева дворов одновременно боялись нашествия Всешутейшего и ждали: ведь тех хозяев, которые Петру и его окружению понравились ждали почести и финансовые вознаграждения за учиненный ими на территории хозяина беспредел, а вот те, кто оказал прием недостойный могли и пострадать от дурного царского нрава. Впрочем вернемся к новому году.

Поскольку царь отличался нравом не просто дурным, а и непомерно крутым, то тех, кто вдруг откажется веселиться в обозначенный царем срок, он, Петр, приказал бить батогами. Впрочем, разумеется, в официальный царский указ это не вошло, а сохранилось зафиксированное современниками: «Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января. А в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.

А кто на Новый год не веселится, тех бить батогами…» Но и это еще не все! Будучи буквально отцом всех реформ, которые коснулись его, русского, народа, Петр Первый прозрел грядущие в веках проблемы с майскими демонстрациями и елками, и потому там же, в том же приказе, описал, что: «А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года». Кристина Вязовская P. И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал Великий Государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых -- по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно. А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года. Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет - то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. И по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы.

А где мелкие дворы -- собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать. А перед Бурмистерской ратушей стрельбе и таким огням и украшению по их смотрению быть же". В 1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено начинать год с сентября, а не с марта.

Если добавить к этому древние обычаи стран, где сейчас все, как и мы, привыкли собираться за столом с бокалом шампанского в ночь с 31 декабря на 1 января, ситуация становится и вовсе запутанной. Даже на Руси этот праздник трижды «переезжал» с одного времени года на другое. В далекие языческие времена наши предки отмечали его в марте, в день весеннего равноденствия.

В каком-то плане это логично — после зимы природа начинала оживать, возрождалась. Для людей, чья жизнь была тесно связана с сельскохозяйственными заботами, новый год наступал тогда же, когда приходило время подумать о новом урожае. С приходом христианства дату перенесли на осень: с 1492 года праздновать Новый год начали 1 сентября. В этот день в церквях проводили «чин препровождения лету», после чего начинались обильные пиры и обмен подарками. Нынешней же традиции положил начало Петр I, издав 20 декабря 1699 года указ, что по примеру «всех греков, от которых вера наша православная принята» веселиться по поводу новолетия отныне надлежало «от Рождества Христова в восьмой день спустя», то есть 31 декабря. По велению государя в этот день полагалось стрелять из пушек, запускать фейерверки, танцевать на балах и маскарадах.

Кстати, тогда же начали использовать и летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как было принято до Петра: на момент издания указа на Руси шел не 1699, а 7209 год. И оказался он самым коротким, поскольку начался 1 сентября, а 31 декабря уже наступил новый, согласно царской воле. Новогодняя зима Разобраться с праздниками древних кельтов и германцев не так просто — свидетельств до нас дошло не слишком много, да и привычное нам название «Новый год» никто тогда не использовал. Но, по одной из версий, он приходился на Йоль — ночь с 21 на 22 декабря, самую длинную в году. По легенде, в это время умирает старое солнце и рождается новое. И, пока это происходит, за порог лучше не выходить, чтобы не попасть под горячую руку призракам и своре потусторонних гончих Дикой охоты, которые всегда рады пополнению.

Надо сказать, что многие традиции Йоля и впрямь перекликаются с рождественскими, принятыми в Европе. Взять, например, рождественское полено — оно очень похоже на главный символ Йоля. Чаще всего для него использовали ясень, который непременно надо было взять на своей земле или принять в дар, но ни в коем случае не покупать. Дома полено устанавливали в камине, украшали, поливали сидром или элем, посыпали мукой и поджигали угольком, сохранившимся от предыдущего полена. Оно должно было гореть всю ночь, отгоняя злых духов и приманивая удачу. Обычай использовать золотые свечи, украшать двери вечнозеленой растительностью, целоваться под омелой и загадывать желания тоже берет начало от Йоля.

Фото: wikipedia.

Он довольно древний, хотя не безумно древний: как считают некоторые исследователи, он возник в немецких землях примерно в XV-XVI веках. И многие связывают его с деятельностью Мартина Лютера, который по одной из легенд якобы однажды, накануне Рождества, шёл по заснеженному лесу и увидел, как сквозь еловые ветви сверкают яркие зимние звёзды. Он увидел в этом символ Вифлеемской звезды, которая воссияла во время рождения младенца Христа. Тогда он решил срубить эту ёлку и принести её в дом как знак свершившегося события Рождества Христова.

Мы не знаем, насколько правдива эта легенда, но, во всяком случае, для немецкой рождественской обрядности ёлка достаточно рано, примерно в средние века, становится непременным атрибутом рождественской обрядности. И вокруг неё в немецкой культуре начинает формироваться идеология Рождества и рождественских событий. Она начинает восприниматься, с одной стороны, как дар людям от младенца Христа, потому что под ёлкой клали подарки, прежде всего, для детей. А с другой — как форма прославления Христа, как некоторый дар людей Христу, потому что на ёлку вывешивали всякие сласти: это были какие-нибудь засахаренные фрукты, конфеты, привязывались свечки — в общем, нечто очень нарядное. Мартин Лютер Вот эта ёлочная тематика и обычай устанавливать ёлку проникают, прежде всего, через императорскую семью, через великую княгиню Александру Фёдоровну, которая потом становится женой Николая I, и которая для своих детей устанавливает ёлку в Зимнем дворце исключительно как память о своём немецком детстве, как немецкий обычай.

После того как этот акт наряжания ёлки оформляется на уровне Императорского дома, оттуда постепенно этот обычай, эта мода наряжать ёлку буквально со скоростью пожара, если можно так сказать, проникает в городскую среду среди привилегированных слоёв населения. Это очень хорошо видно по текстам: как по художественной литературе, так и по воспоминаниям конкретных людей, которые вспоминают, как они праздновали Рождество. Александра Фёдоровна урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская , супруга императора Николая I Буквально за какие-то 20 лет, за сороковые-пятидесятые годы XIX века, ёлка становится очень важным модным атрибутом у городской знати. Начинает оформляться специфическая обрядовая символика ёлки: того, во что её наряжать, кто и когда это делает, где и как кладутся подарки, что должны делать люди вокруг ёлки — вся совокупность правил поведения, которые оформляют веселье вокруг наряженной ёлки. Нужно подчеркнуть, что ёлка очень долго воспринимается как чужеземное заимствование, вокруг неё происходят довольно сильные идеологические стычки: зачем нам этот чужеродный иностранный германский элемент, когда у нас есть своё, родное, празднование Рождества и рождественских праздников, которому мы должны следовать.

Причём уже в XIX веке начинают возникать и экологические нотки. Зачем вырубать огромное количество елей, для того чтобы они несколько дней постояли, а потом их выбрасывать, когда мы можем использовать эту древесину для каких-то действительно важных практических надобностей, эта тема тоже возникает. И этот отсвет зарубежного, иностранного, иноземного заимствования всё-таки довольно долго остаётся за обычаем наряжать ёлку. Интервьюер: А когда ёлка стала "своей"? Это, прежде всего, детская культура, ёлку наряжали для детей.

Это было главное событие в детской жизни, о котором вспоминают практически все люди, оставившие мемуары о своём дореволюционном детстве. Особенно хорошо это видно в воспоминаниях Марины Ивановны Цветаевой, которая вспоминает о том, как наряжали ёлку у неё дома, каким ожиданием, каким вожделением этого радостного, чудесного часа это сопровождалось в сознании детей. Потому что практически во всех случаях детей к самому акту наряжания ёлки не допускали, они сидели где-то у себя в детской, а двери гостиной или той комнаты, где наряжали ёлку, были плотно закрыты, чтобы дети не могли подглядывать. Это была большая тайна, которую взрослые сотворяли для своих детей: взрослые ёлку наряжали, клали подарки, зажигали свечи, а дети сидели и ждали этого часа, этого рубежа, момента, когда двери в залу распахнутся, и они смогут вбежать и увидеть это сияющее чудо, броситься к подаркам, увидеть, что им подарили на это Рождество, и начать радоваться этому замечательному событию. К концу XIX — началу XX века в России уже полностью складывается культура празднования рождественских праздников и Рождества с ёлкой как главным рождественским атрибутом.

Для окончательного формирования рождественского праздника важны два обстоятельства, которые складываются к этому моменту. Появляется индустрия рождественского праздника, которая очень активно поддерживается коммерчески. Во-первых, появляется огромное количество печатных рождественских открыток, и люди учатся поздравлять друг друга, посылая эти открытки.

Новая лета. Славянский новый год.

История праздника Нового года в России До Петра I русские отмечали Новый год в марте.
То в сентябре, то в марте, то без ёлки, то с оливье: как в России отмечали Новый год Славянский новый год праздновали в день осеннего равноденствия (примерно 21-23 сентября).

Новый год от Ивана до Петра: как отмечали праздник на Руси

Она возникла чуть более 300 лет тому назад, когда по указу лжецаря Петра I Новый год стали отмечать по западному, в ночь на 1 января, а не как обычно в. Кто придумал отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января и как появился этот обычай, когда праздник стал общенациональным торжеством, традиции для РИА Новости, 31.01.2023. Главная» Новости» Когда отмечали новый год до указа петра i праздновать с 1 января.

Как праздновали Новый Год в России до Петра I

Ранее новый год праздновали 1 сентября, которое было установлено в 1492 году Иваном III. На вопрос когда праздновали новый год до петра 1??? заданный автором Ђемная лучший ответ это До XV века на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. Новый год начинался на Руси с появлением новой Луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. Обычай отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января появился при Петре I.

Как праздновали Новый Год в России до Петра I

В основном использовали имбирь и перец. Но бывало, делали даже с чесноком! Угощались и супами. Если удавалась рыбалка, то на стол шла уха с луком, морковью, чесноком и разварным пшеном. А если была охота — то и мясную похлебку готовили. Меды стоялые А вот с алкоголем на Руси было не так, как сейчас, — крепких напитков почти не пили. А пьяница — после «горькой», которую еще называли хлебным вином. Правда, водка тогда была градусов под двадцать, но все же... На самом деле Иван Грозный пробовал хорошие привозные вина, не брезговал и своими «медами стоялыми» то есть выдержанными, градусов 8—10 , но — в меру.

Чужая мода При Петре I все изменилось. Сквозь прорубленное им окно в Европу потекли на Русь иностранные напитки и полезли заграничные кушанья. И если в крестьянской и обывательской среде исконные традиции оставались еще долго аж до второй половины XIX века , то высшее общество за поколение пристрастилось к чужой моде. Но главное — Петр, любивший хмельные вечеринки, ввел в моду пьянство.

Так 7209 год стал 1700-м. Было это 20 декабря - ровно 322 года назад. Но это были еще не все изменения. Отсчитывать новый год, согласно указу, полагалось на с 1 сентября, а с 1 января. Так что живших в то время практически сразу после отпразднованного осенью Нового года ждал еще один, на подготовку к которому к тому же оставалось всего 11 дней. Содержались в указе и указания, как отметить грядущий праздник правильно. Сначала полагалось возблагодарить Бога, посетив молебен. А при отсутствии такой возможности - обязательно помолиться дома. Уделялось внимание и украшениям городов, и тут не обошлось без елки, которая сейчас стала главным новогодним символом.

Как известно Петр 1 был явный почитателем и подражателем всему, что делалось в Голландии и Англии. А поскольку там Новый год наступал уже 1 января — значит и в России нужно было сделать точно также. По традиции Петра навязывание нового праздника шло с большой жестокостью — наказать могли любого, кто ослушался бы приказа царя. Именно в это время впервые начинаются использоваться такие атрибуты Нового года, как: Салюты. Как известно Петр 1 лично запустил первый салют на праздник. Массовые застолья и пьянство, которое так одобрял царь. Очень хорошо об этих событиях рассказывается в романе Алексея Толстого «Петр первый». Рекомендую почитать. Там, конечно, много субъективизма, но общие процессы описаны очень даже объективно. Что такое Старый Новый год? История Нового года в России была переписана в 1918 году, когда большевики решили перейти с юлианского календаря на григорианский. Особой необходимости в этоv не было. Но тут достигалось сразу несколько целей в связи с этим переходом: Полное отделение государства от церкви. Церковь осталась с юлианским календарем, а государство — с григорианским. Не забываем, что большевики презирали религию и старались максимально от нее отдалиться.

Только он не прижился: люди «подпольно» ставили елки и дарили детям подарки. В 1936 году Новый год вернули — по инициативе партийного деятеля Павла Постышева. Спутниками веселья постепенно стали Дед Мороз и его внучка Снегурочка, мандарины и оливье, новогодние огоньки и бой курантов, торжественная речь руководителя страны и праздничные песни. Газета «Правда» от 1 января 1936 года над огромной фотографией Сталина поместила поздравление «С Новым годом, товарищи, с новыми победами под знаменем Ленина — Сталина! В этом году впервые с новогодним поздравлением по радио обратился председатель ЦИК СССР Михаил Калинин, но его обращение было адресовано не всем советским людям, а только участникам первой арктической экспедиции. А в декабре 1941 года всесоюзный староста обратился с радиопоздравлением ко всем гражданам страны. Подписывайтесь на Балтологию в Telegram! Новости партнёров.

Новый год после петра 1. История Нового года

Откуда взялся старый Новый год Metro 528 лет назад, в 1492 году, в России впервые отпраздновали Новый год в сентябре. До этого праздник отмечали 1 марта, а перенесён он был Иваном III.
Когда впервые начали отмечать Новый год в России? Отпраздновав в 1699 году наступление нового года в последний раз по древнему обычаю в сентябре, Петр издал 19 декабря указ, согласно которому новый год начинался с 1 января.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий