Новости рижский мирный договор 1921

Фундаментальное противоречие Рижского мирного договора национальным интересам Беларуси четко подметил в своем стихотворении «Беларускаму люду» Якуб Колас. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР, БССР [комментарий 1] с одной стороны, и Польшей, — с другой. Рижский мирный договор", посвященная военному противостоянию Советского Союза и Польши и дипломатическому урегулированию этого конфликта, открылась во вторник в выставочном зале федеральных архивов в Москве. блемы Рижского мирного договора 1921. Видео к 100-летию Рижского мирного договора 1921 года.

Рижский мирный договор и его предательские последствия для Белоруссии

В этом видео мы вспоминаем события 100-летней давности, которые предшествовали последнему пока разделу Польши. Смотрите наши видео на сайте SB. BY и в группах sbbytoday в социальных сетях, комментируйте, делитесь роликами с друзьями, подписывайтесь на канал «СБ ТВ».

Последний предел для национальных чаяний составляли опасения относительно способности новых государственных организмов к самостоятельному функционированию. В период формирования европейского порядка после Первой мировой войны большинство приведенных замечаний высказывалось в адрес всех вновь созданных государств. Были ли у Польши поддержка Запада? С ноября 1918 года процесс верификации прав и стремления наций к самоопределению происходил , главным образом, в Париже, где продолжалась работа над мирным договором, конституирующим новый европейский порядок. Хотя его главные архитекторы намеревались распространить эту политическую конструкцию на весь континент , они были не в состоянии полностью осуществить свои планы.

В Восточной Европе новый порядок формировался независимо от проходивших в Париже переговоров. В большой степени это произошло в результате создания политического вакуума в этой части континента после большевистского переворота в России. Среди союзников решающим голосом по вопросам Восточной Европы должна была обладать Россия , враждебно относившаяся к идее самоопределения наций. В Петрограде справедливо полагали это направление мысли опасным для империи. В то же время, когда в 1918-1919 годах приходилось принимать решения о новой политической форме Европы, о границах вновь возникших в Центральной и Восточной Европе государств и способах ослабления германской угрозы, Россия молчала, не в силах заговорить. Ее раздирала гражданская война, в которую включились державы победившей Антанты. С одной стороны, их вооруженная интервенция на стороне защитников старого режима против варварского правления большевиков затрудняла реализацию стремлений России к уважению ее интересов в процессе создания нового порядка. С другой стороны, опасность «переливания» большевизма в Европу привела к возникновению общности интересов во взаимоотношениях между Лондоном, Парижем и Берлином, что было нечастым явлением на рубеже 1918 и 1919 годов.

Общее стремление европейских держав сдержать большевиков на восточных рубежах Европы сильно коррелировало как с амбициями формирования нового европейского порядка таким образом, чтобы обеспечить ему стабильность и безопасность то есть в максимально возможной степени учесть стремления к самоопределению многих малых народов , так и с польскими усилиями по восстановлению своей государственности. С разрешения Германии и даже в соответствии с ее волей , в Варшаву в ноябре 1918 года прибыл Юзеф Пилсудский , сразу же приступивший к организации государственных структур Польши, возрожденной после 123 лет разделов. С точки зрения Берлина, они должны были заменить немецкую военную администрацию, так называемый Обер-Ост, и тем самым дать возможность вывода из Восточной Европы немецких войск, необходимых для стабилизации ситуации в Германии, где могла разразиться революция. В свою очередь, действовавший в Париже Польский национальный комитет добивался от держав Антанты отправки в Польшу сильного экспедиционного корпуса, который должен был бы поддержать еще только формировавшиеся польские вооруженные силы при передаче им антибольшевистского фронта от Обер-Оста. Таким образом должен был появиться общий барьер для защиты Европы от большевистской экспансии. Державы Антанты не могли выполнить это польское требование, тем более они стремились создать из польского государства щит перед большевистской угрозой. В феврале 1919 года Юзеф Пилсудский направил с миссией в Бухарест доверенного офицера , задачей которого было предпринять попытку координации антибольшевистского военного сотрудничества между Польшей и силами Антанты. Эмиссаром был пехотный майор Юзеф Бек — впоследствии один из ближайших соратников Пилсудского и министр иностранных дел Второй Речи Посполитой.

Его миссия закончилась неудачей. Экономику всех трех разделов разорили военные действия , многократно прокатывавшиеся через польские земли в ходе Первой мировой войны; царил голод, бушевали эпидемии гриппа, дизентерии и тифа. Польское государство в огромной степени зависело от поддержки Антанты — начиная с продовольственной помощи и военных поставок и заканчивая политическими решениями. Спорные земли Среди наиболее сложных вопросов , которые нужно было решать, находилась проблема границ. Польша именно «возрождалась», или — как тогда выражались, обращаясь к сильной традиции польского романтизма XIX века, — «воскресала из мертвых». Поэтому для большей части польского общества исходной точкой были восточные границы Польши на момент, когда ее уложили в гроб в XVIII веке. У политических элит был на этот счет гораздо более рациональный взгляд, ведь они быстрее поняли неотвратимость процессов, произошедших на восточных землях бывшей Речи Посполитой в течение предшествующих ста лет, и потому иначе подходили к вопросу формирования польской позиции по вопросу восточных границ. Воспоминания Александра Ладося — одного из польских участников мирных переговоров в Риге В польском обществе сталкивались тогда две концепции , принципиально различные и противоречившие друг другу.

Одной из них была федералистская концепция, представленная левыми партиями и поддерживаемая Начальником государства. Начальник государства — официальная должность, существовавший в 1918-1922 годах. Все это время ее занимал Юзеф Пилсудский. В ней решение вопроса польских границ на востоке виделось через создание нескольких связанных с Польшей демократических республик В обращении к народу , выпущенном в ноябре 1918 года, правительство Енджея Морачевского декларировало, что отношение польского государства к соседям будет основано «не на насилии или захватнических стремлениях , но на терпимом уважении общих интересов, полюбовном решении спорных вопросов». Далее правительство заверяло: «Мы не хотим доводить преходящие пограничные споры до неотвратимой борьбы соседних народов , веря, что демократии Польши, Литвы, Беларуси, Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Германии найдут выход для установления сосуществования свободных и равноправных народов». В то же самое время Юзеф Пилсудский в инструкции для своих эмиссаров , направлявшихся в Париж, высказывался в другом ключе: Юзеф Пилсудский Мы хотим добрососедских отношений с Россией. Дружественное устройство этих отношений тем легче Однако Россия , с которой Пилсудский надеялся установить добрососедские отношения, должна была прежде освободиться от большевизма. Именно в нем он усматривал наибольшую угрозу для слабой, возрождавшейся польской государственности.

Призрак большевизма был для нее, с одной стороны, наибольшей угрозой, как внешней, так и внутренней, но с другой — единственным сильным козырем в европейской политике. Анджей Новак , историк Угроза большевизма могла поставить под вопрос само существование польского государства , но вместе с тем — пока она существовала и насколько воздействовала на воображение политических лидеров победивших стран Антанты — она усиливала позицию Польши в игре за ее стратегическое значение и территориальное расширение на востоке. Парадоксально, но именно эта угроза делала такую игру вообще возможной для Пилсудского. По той же причине власти в Варшаве с самого начала избегали установления каких-либо отношений с большевиками. Они не направили им ноту о провозглашении польского государства , что, вероятнее всего, послужило советским властям предлогом для занятия польских дипломатических представительств в Москве и Петрограде, а также заключения под стражу их персонала. Правительство Морачевского решительно протестовало, а до момента освобождения дипломатов считало отношения с большевистской Россией разорванными.

Комиссией руководил М.

Любавский , в её состав входили также Н. Бельчиков , С. Богоявленский и В. Аналогичная комиссия под руководством А.

Сталина по прямому проводу от 23 июля 1920 г. Неверная оценка ситуации на фронте привела к тому, что советские войска потерпели поражение под Варшавой. Лишь вновь оккупировав большую часть Белоруссии и всю Западную Украину, захватив Виленский край Литвы, Варшава согласилась на перемирие.

В Польше эти события трактуются как «чудо на Висле», которое позволило «спасти Европу от большевизма». Однако сегодня очевидно, что не будь польской агрессии против ее восточных соседей, не состоялось бы и похода Красной армии в Польшу. Истощение воюющих сторон способствовало началу мирных переговоров. Активизировались усилия лидеров стран Антанты, прямо или опосредованно выступавших на стороне Польши в ходе всего конфликта. Ярким проявлением такой политики стала нота от 11 июля 1920 г. Чичерину о необходимости заключения перемирия между Советской Россией и Польшей, большевиками и Врангелем, и восстановления мира в Восточной Европе. Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г.

Большое внимание в экспозиции уделено дипломатическим переговорам, завершившимся подписанием мирного договора.

Восточная политика Польши. Рижский мирный договор 18 марта 1921 года

В четверг, 18 марта, исполняется 100 лет со дня подписания Мирного договора, положившего конец польско-советской войне 1919-1921 годов. Крикатурное представление итогов рижского договора: «Далой ганебный рижский раздел! В зале заседания польско-советской мирной конференции в г. Риге. 1921 г. Фотоснимок.

Новости и события Российского исторического общества

Польшу на Парижской мирной конференции представлял один из виднейших польских политиков Роман Дмовский, в то время как представителей России, красной или белой, на переговорах не было вовсе. Одной из констант Версаля было исключение России из числа великих держав и ликвидация правительства большевиков. Отторжение державами-победителями правительства Ленина было легко объяснимо, весь сами большевики в тот момент надеялись на начало мировой или во всяком случае общеевропейской революции, которая покончит с «империалистами». Совершенно иным было положение Польши, которая не только пользовалась достаточно большими симпатиями, как крупная европейская нация наконец-то обретавшая независимость после столетия небытия, но и рассматривалась западными политиками в качестве важного элемента нового баланса сил. Возрождённая Польша, с серьезным индустриальным потенциалом, внушительным населением и мощной армией, должна была стать гарантом нового мироустройства на Востоке Европы. Варшава была призвана сыграть особую роль в обеспечении контроля над униженной и растоптанной, но сохранявшей огромный потенциал, Германией на западе от своих границ. На Востоке Польша должна была, по мысли творцов Версаля, стать надёжным заслоном от «большевистской заразы», а, возможно, и поучаствовать в свержении советской власти. Шаг вперёд и два назад Поскольку международное положение в начале 1919 г. Внутри польского политического класса, впрочем, не утихали противоречия. Одна группа, возглавляемая Юзефом Пилсудским, стремилась к созданию восточноевропейской федерации под эгидой Польши и была поэтому против сотрудничества с «белым» генералом Иваном Деникиным.

Другие, такие как Роман Дмовский и отчасти Игнаций Падеревский, ориентируясь на позицию Франции, были готовы к компромиссу с «белыми» и совместной борьбе с большевиками. Успехи Польши весной и летом 1919 г.

Белосток, Глинки, Ближин - лагеря, построенные в Польше для пленных солдат Красной армии. Из 120 тысяч солдат обратно вернулась только половина. Минимальная польская оценка - около 20 тысяч погибло в плену от нечеловеческих условий. Надо понимать, что эти вопросы являются не менее острыми для российско-польских отношений, чем Катыньская проблема»,- сказал председатель РВИО, помощник президента РФ Владимир Мединский.

В день открытия Московской выставки институт национальной памяти Польши организовал свою - о тех же событиях 100-летней давности «Рижский мир - горький мир». Но история там представлена иначе, в частности, большевики - агрессоры, Пилсудский ведет превентивную войну, а заканчивается все разделом по пакту Молотова-Риббентропа. И Варшава рассматривала русскоязычных людей на этой территории как людей второго сорта.

Способ расчета и сумма издержек устанавливаются Смешанными Комиссиями, предусмотренными вышеупомянутым Соглашением о репатриации. Обе договаривающиеся стороны обязуются чтить и соответственно содержать могилы военнопленных, умерших в плену, а также могилы солдат, офицеров и иных военнослужащих, погибших в боях и похороненных на их территориях. Стороны обязуются впоследствии разрешать, по соглашению с местными властями, постановку памятников на могилах, равно как разрешать эксгумацию и вывоз на родину останков покойных по льготному тарифу и при соблюдении постановлений и правил внутреннего законодательства и требований народного здравоохранения. Вышеизложенные постановления относятся ко всем могилам и останкам заложников, гражданских пленных, лиц интернированных, беженцев и эмигрантов. Договаривающиеся стороны взаимно обязуются выдавать свидетельства о смерти вышеперечисленных лиц, а также довести до сведения о количестве и местонахождении могил всех похороненных без установления их личности. Статья X. Каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам противной стороны полную амнистию за всякие политические преступления и проступки. Под политическими преступлениями и проступками понимаются деяния, направленные против государственного строя или безопасности государства, равно как и все деяния, совершенные в пользу другой стороны. Амнистия распространяется равным образом на деяния, преследуемые в административном или ином внесудебном порядке, а также и на проступки против правил, обязательных для военнопленных, гражданских интернированных и вообще граждан противной стороны. Применение амнистии, согласно п. Приостановление приведения в исполнение наказаний может и не иметь своим последствием освобождения из заключения, но в этом случае таковые лица должны быть немедленно выданы властям своего государства со всем делопроизводством. Однако, если данное лицо заявит о своем нежелании вернуться на родину, или же если отечественная власть откажется его принять, то таковое лицо может быть подвергнуто вновь заключению. Лица, привлеченные к ответственности, либо находящиеся под следствием или под судом за уголовные преступные деяния, а равно лица, отбывающие наказания за эти деяния, будут, по требованию государства, гражданами которого они являются, немедленно выданы со всем делопроизводством. Предусмотренная в настоящей статье амнистия распространяется на вышеуказанные деяния, совершенные до момента ратификации настоящего договора. Приведение в исполнение смертных приговоров за вышеуказанные деяния приостанавливается с момента подписания настоящего договора. Статья XI. Россия и Украина возвращают Польше следующие предметы, вывезенные в Россию или Украину со времени 1 января 1772 года с территории Польской Республики: а всякие военные трофеи например — знамена, штандарты, всякие военные знаки, орудия, оружие, полковые регалии и т. Обязательство возвращения не распространяется: а на предметы, вывезенные с территорий, расположенных на восток от границы Полыни, установленной настоящим договором, поскольку будет доказано, что эти предметы составляют продукт культуры белорусской либо украинской и что они в свое время попали в Польшу не путем добровольной сделки либо наследования: в на предметы, которые попали на территорию России или Украины путем добровольной сделки или наследования от законного их владельца, либо же были вывезены на территорию России или Украины самим их законным владельцем. Россия и Украина возвращают Польше вывезенные с территории Польской Республики, начиная с 1 января 1772 года и относящиеся к территории Польской Республики архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи, равно как печатные доски и клише, оттиски печатей и печати и т. Те же из вышеперечисленных предметов, которые, хотя и не относятся целиком к территории нынешней Польской Республики, но не могут быть разделены, возвращаются Польше. Россия: и Украина, передают Польше образовавшиеся в период с 1 января 1772 года до 9 ноября 1918 года во время российского управления землями, входящими в состав Польской Республики, — архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи законодательных учреждений, центральных, областных и местных органов всех министерств. Если бы в Польше нашлись предметы, перечисленные в этом пункте, относящиеся к территориям, остающимся за Россией и Украиной, — Польша на тех же основаниях обязуется передать их России и Украине. Постановления пункта 5 настоящей статьи не распространяются: а на архивы, регистратуры и т. Обе договаривающиеся стороны, соглашаясь, что систематизированные, научно-обработанные и представляющие, законченное целое коллекции, являющиеся основой сокровищниц мирового культурного значения, не должны подлежать разрушению, постановляют нижеследующее: если изъятие какого-либо предмета, подлежащего на основании п. Обе договаривающиеся стороны выражают готовность заключить специальные соглашения, касающиеся возвращения, выкупа или обмена предметов категории, перечисленных в п. России и Украина обязуются реэвакуировать в Польшу следующие-предметы, эвакуированные в Россию или Украину принудительно или добровольно с территории Польской Республики, начиная с 1 августа нового стиля 1914 года, т. Однако, предметы, возникшие до 1870 года или же жертвованные поляками, могут быть возвращены не в натуре, а возмещены в соответственном эквиваленте только при соглашении обеих сторон, в вышеупомянутой Смешанной Комиссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на тех же основаниях реэвакуировать собрания и предметы, перечисленные п. Перечисленные в п. Обязательство доказать, что предмет погиб или исчез, возлагается на возвращающее государство. Если указанные в п. Равным образом должны быть реэвакуированы по требованию владельцев предметы, перечисленные в п. Расход по возвращению и реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Возврат и реэвакуация должны быть произведены независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будут отягчены никакими пошлинами и налогами. Каждая из договаривающихся сторон обязуется выдать другой культурные или художественные ценности, принесенные в дар или завещанные до 7 ноября н. Обе договаривающиеся стороны оставляют за собою право заключать впоследствии особые соглашения по вопросу о передаче вышеуказанных дарений или завещаний, совершенных после 7 ноября н. Статья XII. Обе договаривающиеся стороны признают, что государственное имущество всякого рода, находящееся на территории одного из договаривающихся государств или подлежащее на основании настоящего договора реэвакуации в это государство, составляет его неоспоримую собственность. Государственным имуществом признается имущество и имущественные права всякого рода как самого государства, так и всяких государственных учреждений, имущество и имущественные права удельные, кабинетские, дворцовые, всякого рода имущество и имущественные права бывшего царя и членов бывшего царствовавшего дома, наконец, всякого рода имущество и имущественные права, пожалованные бывшими царями. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от всяких расчетов по разделу государственного имущества, поскольку настоящий договор не постановляет иного. К Польскому Правительству переходят все права и требования Российской казны, лежащие на каких бы то ни было имуществах, находящихся в пределах Польши, и все требования на лиц физических и юридических, если таковые права и требования подлежат осуществлению и исполнению на территории Польши, и при том лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями дебиторов, вытекающими из пункта 2 статьи XVII настоящего договора и подлежащими зачету. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским Правительством, поскольку они находятся в его фактическом владении, — Польскому Правительству. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными. Статья XIII. В силу признанного договором о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 г. Статья XIV. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на общих основаниях, предусмотренных в статье XV настоящего договора, возвратить друг другу государственное речное имущество суда, снаряды, береговые устройства и прочее имущество речного транспорта , а также имущество шоссейных управлений, поскольку и то и другое имущество находится или окажется в ведении правительственных или общественных учреждений возвращающего государства. Проведение в жизнь постановлений настоящего пункта, равно как и разрешение всех связанных с этим вопросов, возлагается на Смешанную Реэвакуационную Комиссию, предусмотренную статьей XV настоящего договора. Статья XV. Россия и Украина обязуются по требованию Польского Правительства, основанному на заявлениях собственников, реэвакуировать в Польшу для передачи по принадлежности имущество органов самоуправления, городских управлений, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное добровольно или принудительно с территории Польской Республики в Россию и Украину с 1 августа н. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются реэвакуировать по требованию правительства противной стороны, основанному на заявлениях собственников, имущество органов самоуправления, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное на территорию другой стороны добровольно или принудительно после 1 октября н. Имущество, поименованное в п. Поскольку поименованные в п. Если указанное в п. Равным образом должно быть реэвакуировано по требованию собственников указанное в п. Подлежащее реэвакуации на основании п. В частности, расчет этот должен охватывать, с одной стороны, субсидии, выданные на эвакуацию, ссуды и открытые кредиты, кроме обеспеченных ценными бумагами, а с другой стороны — расходы по эвакуации и претензии за сырье, полуфабрикаты, товары и капиталы, взятые возвращающим государством; равным образом в расчет этот должно быть включено возмещение за частичное или полное использование в процессе производства имущества, подлежащего реэвакуации. Правительства договаривающихся сторон гарантируют уплату по вышеуказанным расчетам. Расчеты эти не могут задерживать реэвакуации. Расходы по реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Реэвакуация имущества, должна быть произведена независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будет отягчена никакими пошлинами и налогами. На обязанности этой Комиссии лежит, в частности, установление эквивалента в случаях, предусмотренных п. Как доказательство произведенной эвакуации допускаются не только приказы об эвакуации, но всякие другие документы и свидетельские показания. Обе договаривающиеся стороны обязуются оказывать означенной Смешанной Комиссии полное и всестороннее содействие в исполнении ею ее обязанностей. Не подлежит реэвакуации имущество лиц физических и юридических возвращающего государства. Российскими, украинскими к белорусскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из Польши в Россию и Украину общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало российским, украинским и белорусским гражданам. Польскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из России и Украины в Польшу общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало польским гражданам. Государственная принадлежность акционеров или пайщиков к той или другой из договаривающихся сторон определяется на основе настоящего договора. Польша принимает на себя ответственность за все претензии третьих государств к России и Украине, которые могли бы быть к ним предъявлены вследствие реэвакуации в Польшу имущества, принадлежащего гражданам или юридическим лицам этих государств, причем Россия и Украина сохраняют по этому титулу право регресса к Польше.

Таким образом, если бы такая помощь со стороны Польши была оказана, то это было бы наперекор международной общественности и также наперекор воли большинства польского общества, которое уже не желало войны и интервенции. Сложно себе представить, что бы был поддержан второй Киевский поход. Тем не менее кто же все-таки победил в Риге в марте 1921 года — большевики, или все же это была ничья? Мнение Яна Писулиньского: Знаете, такие спортивные метафоры зачастую являются сильным упрощением, поскольку они размывают картину, хотя и они убедительны. Я бы этого не рассматривал в спортивных категориях. Можно сказать, что с перспективы международного плана Пилсудского и безопасности Польши Рижский договор ничего не давал. Он давал нам немного, то есть, не гарантировал безопасности со стороны большевистской России. Одновременно с этим границы трудно было защищать ввиду того, что они не опирались ни на какие естественные препятствия. У нас были большие проблемы с национальными меньшинствами, часть которых поддавалась на большевистскую пропаганду. Таким образом, цена всего этого была высока. А с другой стороны, польское государство не было столь сильным, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность перед лицом угрозы в лице советов. Конечно, часть этой цены не принималась к сведению. Скажем, считалось, что Польша должна быть соответственно большой страной, и соответственно Восточная Галиция и Волынь считались землями, которые нам причитались, поскольку до разделов это была некогда часть Речи Посполитой. Не было понятия о цене присутствия столь высокого процента национальных меньшинств. Большинство считало, что это польские земли, и жило тем далеким прошлым. В то же время, с точки зрения безопасности Польши Рижский договор был дефектным.

Столетие Рижского мирного договора: чем закончилась советско-польская война

А если серьезно, то нам придется мысленно перенестись в далекий 1919-й год, а именно в 8 декабря, когда Верховный Совет Антанты, с легкой руки тогдашних "акул пера" названный Советом Пяти - по количеству постоянных членов Великобритания, Франция, САСШ, Италия и Япония , нарезала Польше, по итогам Первой мировой войны - восточную границу. Линия Керзона - слыхали? Именно эту границу лорд Керзон, в своей ноте направил как правительству Польши, так и уже в Советскую тогда Россию. Тем не менее, к июлю 1920 года, военное счастье стало изменять Польше - и они милостиво согласились, чтобы британский представитель уладил вопрос с Советским правительством. Который, на минуточку, был тогда насквозь троцкистским - то есть, горел желанием непременно принести революцию хоть куда-нибудь и обязательно - на штыках.

Однако, в основном благодаря уже тогда начавшей складываться "группе Сталина" была принята более нейтральная формулировка: лорду Керзону было заявлено, что в таких делах - третий явно лишний. В том смысле, что допрежь чем заключать перемирие и начинать заниматься демаркацией новой границы, хотелось бы послушать "начальника транспортного цеха" - саму Польшу.

Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г. Большое внимание в экспозиции уделено дипломатическим переговорам, завершившимся подписанием мирного договора. Рижский мирный договор» представляет комплекс архивных документов и материалов, освещающих события вооруженного противостояния и дипломатического урегулирования конфликта Советской России и Польши. Структура интернет-проекта выстроена в соответствии с тематико-хронологическим принципом и состоит из семи разделов: Перед схваткой 1918 — январь 1919 гг. Вторжение: польское наступление 1919 г. Мирная передышка осень 1919 г.

Польский поход на Киев весна 1920 г. Активная оборона и контрнаступление Красной армии конец мая — август 1920 г. Сражение на Висле август — сентябрь 1920 г. Рижский мир осень 1920 г. Для интернет-проекта были отобраны 1000 архивных документов, разнообразных по своему видовому составу. Это декреты и постановления высших государственных и партийных органов Советской России; решения органов государственной власти Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Великобритании; переписка советского руководства, дипломатические документы, директивы и приказы военного командования. В рамках проекта представлены 93 фотографии, 21 карта и схема.

Любавский , в её состав входили также Н. Бельчиков , С. Богоявленский и В. Аналогичная комиссия под руководством А. Преснякова возникла несколько позже и в Петрограде.

Они детализировали статью о возвращении Польше имущества, уточняли информацию по расчётам с ней, по реэвакуации в Польшу «казённого Яновского конного завода с его приплодом» и железнодорожного имущества, нормировали транзит товаров [Собрание 1944: 343-369]. Рижский мирный договор 1921 г. Рижский договор закрепил новую тенденцию в развитии международного права - готовность считаться с правом наций на самоопределение. Правда, в достаточно урезанном варианте - ограничиваясь религиозными и культурно-языковыми вопросами национальных меньшинств. Юридически, условия Рижского мирного договора 1921 г. Существует несколько толкований как самого Рижского трактата, так и причин прекращения его действия. До 1 970-х гг. Несмотря на то, что договор, который в преамбуле текста назван «почётным» на самом деле демонстрировал вынужденные уступки и обязательства со стороны советских республик, Рижский мирный договор рассматривали как «крупнейшую победу советской 1 Первая попытка кодификации современного договорного права была предпринята только в 1924 г. Вопрос был упорядочен в Венской конвенции 1969 г. До 1917 г. Подразумевая, что побеждённая агрессором сторона вынуждена выполнять договорённости. Впоследствии подобное принуждение стало причиной для того, чтобы признать соглашение несправедливым. Поэтому в некоторых современных источниках соглашение 1921 г. Соответственно прекращение действия договора в 1939 г. Идея пересмотра условий Рижского мирного договора возникала и среди влиятельных западных политиков, которые были не удовлетворены захватом Польшей территорий на восток от «линии Керзона». Только 15 марта 1923 г. И всё же Рижский мирный договор нельзя признать недействительным -при его заключении не нарушено ни одно из правил: компетентность представителей договаривающихся сторон, свобода соглашений этих уполномоченных без насилия , объект договора не противоречит международному праву. Крупнейший российский специалист в области международных отношений и внешней политики проф. Наринский подтверждает, что Рижский договор заложил основу международным отношениям до 1939 г. Договор прекратил действовать в результате аннулирования -одностороннего отказа СССР выполнять его условия по причине несоблюдения условий договора Польшей Pasta sunt servanda - договоры должны соблюдаться. В советской исторической школе закрепилось положение, что Рижский мирный договор действовал до 17 сентября 1939 г. Западная Украина и Западная Белоруссия в соответствии с волей населения этих областей вошли в состав Советского Союза» [Дипломатический 1950: 511]. Спорно, что после оккупации Германией польских территорий, один из субъектов международного договора полностью исчез - правительство Сикорского в эмиграции продолжило сопротивление.

Рижский мирный договор и его предательские последствия для Белоруссии

Подписан Рижский мирный договор | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина Это позволяло местным жителям первыми в округе узнавать от приезжих новости (в основном политические) и активно их обсуждать.
Архивные документы, касающиеся Рижского мирного договора - Польша в России - Веб-сайт После продолжения главнейших противоречий и других расхождений во мнениях появилась возможность подписать мирный договор и соглашение о перемирии.

Рижский мирный договор и его предательские последствия для Белоруссии

Крикатурное представление итогов рижского договора: «Далой ганебный рижский раздел! По их словам, речь идёт о Рижском мирном договоре, на основании которого Советская Россия должна была предоставить Польше 30 млн рублей золотом. Фундаментальное противоречие Рижского мирного договора национальным интересам Беларуси четко подметил в своем стихотворении «Беларускаму люду» Якуб Колас. Ниже представлены наиболее интересные, по моему мнению, статьи и приложения к Рижскому мирному договору 1921 года.

Навигация по записям

  • О "почетном рижском мире" 1921 года | Пикабу
  • Дело о 30 миллионах золотом: Рижский договор 1921 года
  • Main navigation
  • Навигация по записям
  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
  • Главное меню

III.1921. Рижский мирный договор

По этому поводу советская сторона направляла ноты протеста, обвиняя Ригу в нарушении мирного договора. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР (также от имени БССР, бело-русское руководство не было проинформировано о ведении переговоров) с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18. 18 марта 1921 года в Риге был заключен мирный договор между РСФСР и Польшей, согласно которому советская сторона уступила западноукраинские и западнобелорусские земли. Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор" и интернет-проект, которые открываются одновременно, представляют важнейшие моменты истории формирования польско-советских отношений в период между двух мировых войн, рассказывают о том. Рижский мирный договор 1921, между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта.

Рижское перемирие с Польшей

Рижский мирный договор между Советской Республикой и Польшей, 18 марта 1921 г. Цена мирного договора. Десятки историков из разных стран встретились, чтобы переосмыслить трагический для Беларуси день 18 марта 1921 года – заключение Рижского соглашения.
В Москве представили уникальные документы о польско-советской войне // Новости НТВ Основное содержание договора. Договор установил границы между РСФСР, УССР, БССР и Польской Республикой.
Рижский мирный договор, 1920 365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 94Рижский договор 1921 года и русско-польские отношения#365днейТВ #История #Историада #ИсторическиеФакты #Мир.
Почему проигрыш в польско-советской войне стал бы благом для Польши 18 марта 1921 года в Риге был подписан мирный договор, положивший конец советско-польской войне.
В Москве открылась выставка, посвященная Рижскому мирному договору Главная» Новости» 18 марта 1921 мирный договор.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий